kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СССР в послевоенный период (1945- 1953)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описывается период "позднего сталинизма" который совмещал в себе, с одной стороны, прежние,"сталинские" методы управления, с другой - попытки приспособить систему к послевоенной реальности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СССР в послевоенный период (1945- 1953)»

СССР в послевоенный период (1945 — 1953 гг.)    Манчук Анастасия класс 9 «Б»

СССР в послевоенный период (1945 — 1953 гг.)

Манчук Анастасия класс 9 «Б»

СССР в период Сталина (1945 — 1953)

СССР в период Сталина (1945 — 1953)

  • Первое послевоенное десятилетие в СССР вошло в историю как период «позднего сталинизма», который совмещал в себе, с одной стороны, прежние, «сталинские» методы управления, с другой — попытки приспособить систему к послевоенной реальности, осознание прагматичными соратниками Сталина необходимости будущих реформ.
Главной задачей экономики было восстановление разрушенной войной страны. Восстановление шло обычными сталинскими административно-командными методами: — ежедневным, без выходных, трудом до 2 — 3 ч. ночи; — сверхнапряжением управленческого аппарата; — обширным использованием принудительного труда.
  • Главной задачей экономики было восстановление разрушенной войной страны. Восстановление шло обычными сталинскими административно-командными методами: — ежедневным, без выходных, трудом до 2 — 3 ч. ночи; — сверхнапряжением управленческого аппарата; — обширным использованием принудительного труда.

В экономике период позднего сталинизма стал временем двух первых послевоенных пятилеток: — Четвертой: 1946 — 1950 гг.; — Пятой: 1951 — 1955 гг.

Если до войны в качестве «рабов социализма» использовались миллионы обычных граждан, осужденных по ничтожным поводам, то после войны их заменили пленные немцы и

Если до войны в качестве «рабов социализма» использовались миллионы обычных граждан, осужденных по ничтожным поводам, то после войны их заменили пленные немцы и "перемещенные лица ".

  • Они были объявлены изменниками Родины, осуждены и направлены в лагеря, уже советские (многие, отбыв в 1941/42 — 1945 гг. в немецких концлагерях, были вынуждены сидеть в советских лагерях до 1953/57 гг. — по 12 — 15 лет в целом). Заключенные использовались на восстановлении на­родного хозяйства.
  • «Перемещенные лица» — граждане СССР, по какой-либо причине в годы войны перемещенные за пределы СССР. Чаще всего ими были советские пленные, узники концлагерей, «остарбай-теры», угнанные в Германию. Таких лиц насчитывалось более 5 млн человек. Большинство из них силами НКВД-ОГПУ были принудительно возвращены в СССР, где получили «поражение в правах ».
Помимо восстановления хозяйства, в экономике были сделаны следующие шаги:

Помимо восстановления хозяйства, в экономике были сделаны следующие шаги:

  • — в 1947 г. была проведена конфискационная денежная реформа, в ходе которой были изъяты довоенные деньги, а взамен было выпущено ограниченное количество денежных знаков,
  • — наряду с этим государство регулярно проводило «займы» у населения путем выпуска облигаций;
  • — экономика по-прежнему была милитаризована (поскольку ждали новой войны), в результате чего в СССР практически от­сутствовала промышленность народного потребления
Существенной проблемой для СССР стала проблема демобилизации. В 1945 г. СССР обладал гигантской армией в 11,2 млн человек. 1. К 1948 г. было демобилизовано более 8 млн человек. В СССР сложился новый социальный тип — «человек в гимнастерке», который нес в общество особую культуру.
  • Существенной проблемой для СССР стала проблема демобилизации. В 1945 г. СССР обладал гигантской армией в 11,2 млн человек. 1. К 1948 г. было демобилизовано более 8 млн человек. В СССР сложился новый социальный тип — «человек в гимнастерке», который нес в общество особую культуру.
Великая Отечественная война оказала сильное влияние на менталитет общества: — миллионы советских людей побывали за границей и увидели дру­гой мир; — появилось достоинство народа-победителя.  Руководство СССР было вынуждено с этим считаться: — снизился уровень репрессий в отношении простых граждан, как и осуждений по ничтожным поводам — общество стало более свободным и менее дисциплинированным — начальство «закрывало глаза» на опоздания, пьянство на работе; граждане стали более свободно высказываться; — в 1947— 1950 гг. в СССР была отменена смертная казнь.
  • Великая Отечественная война оказала сильное влияние на менталитет общества: — миллионы советских людей побывали за границей и увидели дру­гой мир; — появилось достоинство народа-победителя.
  • Руководство СССР было вынуждено с этим считаться: — снизился уровень репрессий в отношении простых граждан, как и осуждений по ничтожным поводам
  • — общество стало более свободным и менее дисциплинированным — начальство «закрывало глаза» на опоздания, пьянство на работе; граждане стали более свободно высказываться;
  • — в 1947— 1950 гг. в СССР была отменена смертная казнь.
— государство стало отказываться от введенных большевиками оригинальных терминов и возвращаться к общемировым (так, с 1946 г. наркомы стали называться, как и до революции — министрами, наркоматы — министерствами, Совнарком был переименован в Совет Министров СССР, ранее Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА) стала называться Советской армией (без ссылки на ее рабоче-крестьянский характер), и т. д.; с 1952 г. ВКП(б) — КПСС, Политбюро — Президиумом партии); — в армии, спустя 25 лет, вновь введены погоны и изменена военная форма — с 1944 г. в качестве гимна страны перестал использоваться «Интернационал»— пролетарский общемировой гимн, вместо него был написан Гимн Советского Союза («Союз нерушимый») на слова С. Михалкова и музыку А. Александрова и Эль-Реги-стана; — вводится новый стиль строительства — помпезные небоскребы, например здание Московского университета, МИДа СССР; — резко сократились гонения на религию, была восстановлена должность Патриарха Всея Руси;
  • — государство стало отказываться от введенных большевиками оригинальных терминов и возвращаться к общемировым (так, с 1946 г. наркомы стали называться, как и до революции — министрами, наркоматы — министерствами, Совнарком был переименован в Совет Министров СССР, ранее Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА) стала называться Советской армией (без ссылки на ее рабоче-крестьянский характер), и т. д.; с 1952 г. ВКП(б) — КПСС, Политбюро — Президиумом партии); — в армии, спустя 25 лет, вновь введены погоны и изменена военная форма
  • — с 1944 г. в качестве гимна страны перестал использоваться «Интернационал»— пролетарский общемировой гимн, вместо него был написан Гимн Советского Союза («Союз нерушимый») на слова С. Михалкова и музыку А. Александрова и Эль-Реги-стана;
  • — вводится новый стиль строительства — помпезные небоскребы, например здание Московского университета, МИДа СССР;
  • — резко сократились гонения на религию, была восстановлена должность Патриарха Всея Руси;
— вершиной этого процесса стал отказ партии от термина «большевик» и изменение названия партии — вместо Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) она стала называться просто коммунистической партией (без ссылки на большевизм) — Коммунистическая партия Советского Союза — КПСС. Также новым явлением внутренней политики стало сближение И.В. Сталина с прагматичными и «буржуазно мыслящими» соратниками — Л. Берия и Г. Маленковым, которые были свободны от «советских» стереотипов. 
  • — вершиной этого процесса стал отказ партии от термина «большевик» и изменение названия партии
  • — вместо Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) она стала называться просто коммунистической партией (без ссылки на большевизм) — Коммунистическая партия Советского Союза — КПСС. Также новым явлением внутренней политики стало сближение И.В. Сталина с прагматичными и «буржуазно мыслящими» соратниками — Л. Берия и Г. Маленковым, которые были свободны от «советских» стереотипов. 

Сталин ,Берия и Маленков

В конце 1940-х — начале 1950-х гг. в СССР наметились две тенденции :

В конце 1940-х — начале 1950-х гг. в СССР наметились две тенденции :

  • — с одной стороны — попытка реального отстранения партии от прямых управленческих функций, медленное зарождение гражданского (небольшевистского) общества;
  • — с другой стороны — вторая (после 1937 — 1938 гг.) волна массовых политических репрессий. Крупнейшими политическими процессами послевоенного времени («второй волны») стали: — «Дело врачей»; — «Ленинградское дело».
Под конец жизни И.В. Сталин увлекся идеей постепенного отстранения партии от власти (размежевания партии и госаппарата, освобождения партии от функций непосредственного управления), и построения мощного государства на основе русской национальной идеи. В рамках данной политики усилилась роль государственных органов (Совета министров СССР, союзных республик, исполкомов советов).
  • Под конец жизни И.В. Сталин увлекся идеей постепенного отстранения партии от власти (размежевания партии и госаппарата, освобождения партии от функций непосредственного управления), и построения мощного государства на основе русской национальной идеи. В рамках данной политики усилилась роль государственных органов (Совета министров СССР, союзных республик, исполкомов советов).
Была ослаблена роль партийных комитетов на всех уровнях, преимущественно они стали заниматься кадрами и идеологией. Высшим постом в СССР стала должность Председателя Совета Министров СССР. Неконституционный пост Генерального секретаря ЦК КПСС был упразднен, Сталин стал Председателем Совета Министров СССР и одним из нескольких Секретарей ЦК. Должность Секретаря ЦК сама по себе уже не имела прежнего значения. Аналогичные процессы смещения центра власти проходили на местах. Рассматривались варианты восстановления русской символики, разработки новой Конституции.
  • Была ослаблена роль партийных комитетов на всех уровнях, преимущественно они стали заниматься кадрами и идеологией. Высшим постом в СССР стала должность Председателя Совета Министров СССР. Неконституционный пост Генерального секретаря ЦК КПСС был упразднен, Сталин стал Председателем Совета Министров СССР и одним из нескольких Секретарей ЦК. Должность Секретаря ЦК сама по себе уже не имела прежнего значения. Аналогичные процессы смещения центра власти проходили на местах. Рассматривались варианты восстановления русской символики, разработки новой Конституции.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СССР в послевоенный период (1945- 1953)

Автор: Манчук Анастасия Аркадьевна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Развитие промышленности Казахстана в послевоенные годы "
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie-promyshliennosti-kazakhstana-v-poslievoiennyie-ghody"
    ["file_id"] => string(6) "197160"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428202541"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация к уроку на тему: Творчество представителей прогрессивного реалистического искусства""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_na_temu_tvorchestvo_predstavitelei_progressivnogo_realisti"
    ["file_id"] => string(6) "477015"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1535968829"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Идеология и культура 1945-1953 гг. "
    ["seo_title"] => string(38) "idieologhiia-i-kul-tura-1945-1953-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "182602"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425559222"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Краткосрочный план по Всемирной истории"
    ["seo_title"] => string(41) "kratkosrochnyi_plan_po_vsiemirnoi_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "363888"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480430758"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства