Изучить особенности развития культуры в послевоенный период, выявить причины восстановления «железного занавеса» в духовной сфере, проанализировать особенности кампании по идеологической обработке общества.
Развивать информационные, аналитические способности учащихся, критическое мышление.
Воспитание гражданской позиции, толерантности, креативности.
Основные понятия:
«железный занавес»
Космополитизм
антисемитизм
низкопоклонство перед Западом
«безыдейные произведения»
«маккартизм»
Постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград»
Учащиеся должны знать:
Причины восстановления «железного занавеса»
Основные кампании по идеологической обработке общества
Противоречивые особенности произведений литературы и искусства
Особенности развития науки и образования в 1945-1953 гг.
Учащиеся должны уметь:
Характеризовать основные идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг.
Объяснять почему в этот период усилилось идеологическое давление на общество
Обосновывать и высказывать свое отношение к идеологическим кампаниям против ученых, представителей творческой интеллигенции в послевоенные годы
Высказывать свое отношение к творчеству М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой
Сравнивать идеологические кампании в СССР после войны и кампанию по борьбе с коммунистами в СЩА под руководством сенатора Дж. Маккарти
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
определения собственной позиции
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения изучаемого периода
Тип урока: комбинированный урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Идеология и культура 1945-1953 гг. »
«…Хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны, не наступили вместе с победою, как думали, но все равно предвестие свободы носилось в воздухе все послевоенные годы, оставляя их единственное историческое содержание».
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
Идеология и культура в 1945 – 1953 годы
«… Не только музыкальное, но и политическое ухо советских композиторов должно быть очень чутким…»
Жданов А. А.
(1896-1948)
Возвращение к социалистическому реализму
Жданов Андрей Александрович
Гонение на церковь
Борьба с «космополитизмом»
Восстановление после войны
14 августа 1946 года – постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»
Зощенко М. М.
(1894-1958)
Ахматова А. А.
(1889-1966)
Твардовский А. Т.
(1910-1971)
Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе
«…произведения[его]чужды советской литературе. Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить её сознание. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми. Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами».
«Катюша»
«Враги сожгли родную хату»
(1960 год – М.Бернес)
«Ой, цветет калина»
«Каким ты был»
1943 год – статья «Бессмертие», газета «Правда»
1946 год– первое издание «Молодой гвардии» (1948 год – фильм, С. Герасимов)
Зощенко – Звезда, Ахматова - Ленинград Михаил Васильевич Исаковский
Твардовский А.Т. – Дом у дороги, поэма 1946 г. – начало Вов!!!
Виктор Платонович Некрасов (диссидент) – 1946 год – повесть в Окопах Сталинграда, 1947 год – Сталинская премия второй степени
Фадеев А. А.
(1901-1956)
Исаковский М. В.
(1900-1973)
Некрасов В. П.
(1910-1971)
Литература
26 августа 1946 года – постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»
4 сентября 1946 года – постановление ЦК ВКП(б) О критике отечественного кинематографа
Луков Л. Д., 1946
1943 г. – Донбасс
Пырьев И. А., 1949
цветная картина,
не показывали с 1956 – 1968 гг.
Театр – ставить классические спектакли, не выдавать «пафос борьбы за коммунизм», «примитивные и малокультурные», пьес «буржуазных западных драматургов»
Эйзенштейн С. М., 1958
ЧастьII. 1565-1569 гг.
Театр и кино
10 февраля 1948 года – постановление ЦК ВКП(б) «Об упаднических явлениях в советской музыке»
«Формализм»
«пресмыкательство перед Западом»
Шостакович Д. Д.
(1906-1975)
Прокофьев С. С.
(1891-1953)
Мурадели В. И.
(1908-1970)
7 симфония (Ленинградская)
6.08.42 – прозвучала в Ленинграде
6 симфония, 1946
«Повесть о настоящем человеке», 1948 (первая постановка в 1960 г.)
«Великая дружба», 1948
«Гимн международного союза студентов», 1949
Музыка
5 августа 1947 года – Образование Академии Художеств СССР
Сталиниана
«Повседневная жизнь»
Решетников Ф. П.
(1906-1988)
В соответствии с Уставом основная задача Академии — обеспечение неуклонного подъема и развития советского изобразительного искусства во всех его формах на базе последовательного осуществления принципов социалистического реализма и дальнейшего развития лучших, прогрессивных традиций искусства народов СССР, и в частности русской реалистической школы.
Генералиссимус И.В. Сталин, 1948
Прибыл на каникулы, 1948
Живопись
Опять двойка, 1952
Государственные праздники:
1 мая– День Международной солидарности трудящихся
9 мая– День Победы (нерабочий день с 1965 г.)
7 ноября– День Великой Октябрьской Социалистической революции
5 декабря– День сталинской Конституции
Профессиональные праздники, День физкультурника
Телепередачи велись по будням – вечером, в выходные были и дневные программы (Москва слезам не верит, как раз это время показано!!!)