Литература
X - начала XIII в.
Митрополит Иларион
Создал « Слово о Законе и Благодати» в котором в яркой публицистической форме
изложил свое понимание места Руси в мировой истории.
Основной темой стала идея равноправия Руси среди других
Народов и государств. Автор утверждает свободу выбора
Религии со стороны Руси
Монах Иаков
Написал «Память и похвала Владимира», в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и
применяются к исторической фигуре Владимира
Святославовича
Монах Нестор
Создал «Чтение о житии Бориса и Глеба» в нем звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям
Летопись «Повесть временных лет» была завершающей фундаментальной работой
Владимир Мономах
На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых
чтений русских людей раннего средневековья.
Его «Поучение» – это гимн праведникам ,
неприятие злых и лукавых людей, вера
в торжество добра, в бессмысленность и
обреченность зла.
Игумен Даниил
Игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места».
Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе
иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба
Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли:
около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за
всех христиан». И «Поучение», и «Хождение» были
первыми в своем роде жанрами русской литературы.
Даниил Заточник
Автор XII в. Написал «Слово» и «Моление» Обращаясь к своему князю в «Молении», Даниил говорит о том, что
настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона,
храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона,
хитрость Давида. Обращение к библейским сюжетам и древней
истории помогает ему донести свои идеи до адресата.
Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце
красотой и мудростью, помогать ближнему в печали,
оказывать милость нуждающимся, противостоять злу.
Гуманистическая линия древней русской литературы
и здесь прочно утверждает себя.
Митрополит Климентий Смолятич
Климентий Смолятич в своем «Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля, Платона,
на творчество Гомера, также воссоздает образ высоконравственного человека,
чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.
Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло
неотъемлемую часть общей русской культуры. Но, конечно, наиболее
ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и
христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и
национальных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве».
Это поэма эпохи. Это ее поэтическое образное выражение.
Это не только взволнованный призыв к единству Русской земли,
не только горделивый рассказ о мужестве «русичей» и не только плач
по погибшим, но и размышления о месте Руси в мировой истории, о связи
Руси с окружающими народами. Века «Траяна» и Херсонес, венецианцы, немцы,
греки — все они связаны с судьбой Русской земли, где славен лишь тот,
кто выражает ее подлинные интересы.