Организация научно - исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)
Организация научно - исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)
Учебно - исследовательская деятельность школьников - процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. Задача современной школы состоит в том, чтобы создать условия для овладения педагогами технологиями проектной и исследовательской деятельности как на методическом, так и на практическом уровнях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация научно - исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)»
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)
Учебно-исследовательская деятельность школьников – процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.
Структура научного исследования
Объяснения
ЗАКОН
(закономерность)
Гипотеза:
Результаты
а) принимается
б) изменяется
в) отвергается
ТЕОРИЯ
Эксперимент
Рабочая гипотеза
ГИПОТЕЗА
качественные
количественные
Наблюдения
Факты
Исследовательская деятельность школьников
на уроке
во внеурочной деятельности
Исследовательская практика
Написание ВЭР
Участие в образовательных экспедициях
На факультативах
Работа в школьном УНИО
Участие в олимпиадах, конкурсах и т.п.
В процессе работы над учебным проектом
Применение исследовательского метода обучения
Некоторые нетрадиционные уроки
Проведение учебного эксперимента
Домашнее задание исследовательского характера
Вид исследования
Целевое назначение
Моно-предметное
Основное условие реализации
Решение локальных предметных задач
Межпредметное
Пример исследования
Реализуется под руководством учителя по одному конкретному предмету
Решение локальных или глобальных межпредметных задач
Надпредметное
Роль фаворитов Екатерины II в управлении государством российским
Реализуется под руководством педагогов одной или нескольких образовательных областей
Решение локальных задач общеучебного характера
Образ Дон-Жуана в художественных системах разных направлений в литературе и музыке
Реализуется под руководством педагогов, работающих в одной параллели классов
Интернет в нашей жизни: достоинства и опасности
руководители УИР (в т.ч. приглашённые)
объявление
учителя-предметники
шк. газета
классные руководители
шк. сайт
шк. радиоузел
Деятельность руководителя по «запуску» работы УНИО
Руководитель УНИО
педсовет
информирование школьников
работа с родителями
род. собрание
информирование
УЧЕНИКИ
ОРГ.СОБРАНИЕ УНИО
представление руководителей
анкетирование
посильная помощь и поддержка
руководство исследовательской деятельностью
ШКОЛЬНИКИ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Направления деятельности УНИО
Направление деятельности УНИО
1
Содержание деятельности
«Запуск» работы УНИО
2
Кто участвует
Организация работы УНИО
3
Спецкурс «Введение в исследовательскую»
4
Работа над учебными исследованиями
Изучение основ исследовательской деятельности, методологии научного исследования, правил оформления УИР
Кто отвечает за организацию работы
Руководство ОУ, педагоги, школьники
Руководитель УНИО; ученики-исследователи
Руководитель УНИО
Подбор литературы, её аннотирование и конспектирование, планирование и проведение эксперимента, формулирование выводов, оформление УИР
Текущая секционная работа УНИО
Руководитель УНИО
Ученик-исследователь; руководитель УИР
Проведение круглых столов, организация выставок, ярмарок научных достижений, чтений, дебатов и дискуссий, встречи с представителями науки, культуры, и образования, и т.д.
Участники секций
Руководитель секции; председатель секции от учеников
Направление деятельности УНИО
5
Содержание деятельности
Реализация внешних связей
6
Посещение мероприятий УНИО других образовательных учреждений, работа на базе учреждений образования и науки, участие в конференциях, конкурсах УИР
Кто участвует
Общественная деятельность и самоуправление УНИО
7
Кто отвечает за организацию работы
Участники секций
Разработка символа, названия, гимна УНИО, посвящение в члены УНИО, проведение брейн-рингов, праздников УНИО, выпуск газеты или журнала УНИО, выборы председателя УНИО и т.п.
Отчетная деятельность УНИО
Руководители секций; председатель секции от учеников
Творческие группы членов УНИО
Проведение годовых отчетов отчетных конференций УНИО, защита учащимися ВЭР
Руководители секций
Все члены общества; ученики-исследователи , успешно завершившие свои работы
Лидеры творческих групп; завуч по внеклассной работе
№п/п
1
А: Индивидуальная работа над учебным исследованием
Организационное собрание, на котором рассказывается об УНИО и характере деятельности вступивших туда учащихся
2
Б: Работа над учебным
Выбор учениками общих направлений для дальнейшей работы (например – математика или география + экология), а также желаемого руководителя из учителей-предметников
3
исследованием в группах-лабораториях
Начало занятий спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность»
Выбор учениками общих направлений для дальнейшей работы и объединение в группы на основе этих направлений; выбор заведующего лабораторией (ответственного за работу группы из учеников) и выбор желаемого руководителя из учителей-предметников
4
Окончательное согласование «руководитель-ученик-исследователь»; первая рабочая встреча с руководителем, на которой уточняется тема исследования (например, «Характеристика экологической ситуации в Санкт-Петербурге»)
5
6
Утверждение темы учебного исследования во время занятий спецкурса
Окончательное согласование состава и руководителя лаборатории; первая рабочая встреча с руководителем, на которой уточняется тема исследования в (например, «Личность Е.Р. Дашковой в истории государства российского»)
Занятия спецкурса «Введение в учебно-исследовательскую деятельность» и параллельная работа над УИР
7
Апробация работ – обсуждение результатов УИР на занятиях спецкурса
8
Рецензирование УИР «большим» рецензентом – учителем-предметников, не руководившим работой и «малым рецензентом» - учеником, членом УНИО
9
Защита учебно-исследовательских работ - в конце года