Просмотр содержимого документа
«Образование и философия Западной Европы в Средние века.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 4 Красноармейского района Волгограда»
Образование и философия Западной Европы в Средние века
Предмет: История
Выполнила: Глебова В.В.,
учитель истории и обществознания
План
Введение
Мир в представлении средневекового человека
Переводы с греческого и арабского языков
Средневековые университеты
Схоластика
Клер Абеляр и Бернар Клервоский
Фома Аквинский
Роджер Бэкон
Заключение
Введение
Средневековье в Западной Европе не было, как принято считать, абсолютно «Тёмными веками».
Люди постепенно накапливали знания. Обобщали их, применяли на практике.
С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе военных походов расширялся кругозор средневекового европейца.
Мир в представлении средневекового человека. Религия и понятие времени
Основной религией в Средние века в Европе было христианство. Все поступки и жизнь в целом расценивались относительно двух сил: добро и зло, Бог и дьявол. Народ верил в ад, рай и Страшный суд.
Понятие времени было относительным, его измеряли не точно и в разных единицах измерения.
Люди до сих пор верили в плоскую землю, и в геоцентрическую систему.
Мир в представлении средневекового человека. Карта мира
Карты в раннем средневековье предназначались не для практического применения, а для наглядной иллюстрации христианской картины мироздания.
В центре мира – Иерусалим.
На востоке, который помещался сверху- гора, где находится земной рай.
Из нее вытекают Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
Мир в представлении средневекового человека. Развитие представлений
Во время Крестовых походов, столкнувшись с арабской цивилизацией, европейцы осознали, что мир – это не только Европа.
Европейские купцы и путешественники отправлялись в далёкие странствия. Оттуда они приносили ценную информацию – сведения о том, как живут люди и что творится за пределами Европы.
В XIII веке итальянский купец Марко Поло одним из первых европейцев совершил путешествие по Азии.
Переводы с греческого и арабского языков
В Раннем Средневековье наблюдался значительный упадок культурной жизни Европы. Были забыты труды античных учёных, греческий и восточный языки, были утеряны многие технические знания.
К XI–XII векам на латинский язык переводится большое количество трудов восточных и античных учёных. Эти переводы делались в арабской Испании и норманнской Сицѝлии.
Оттуда они распространились в другие регионы Европы. Эти переводы позволили европейцам приобрести новые и восстановить старые знания во многих областях науки.
Средневековые университеты
Государства Европы развивались. Для управления страной, развития экономики, защиты и нападения требовались образованные люди. Для получения образования создавались университеты.
В Западной Европе они появились в XI–XII веках.
В XV веке в Европе насчитывалось уже более 60 университетов.
В университетах было три основных факультета:
Богословия,
Юридический,
Медицинский.
Схоластика
В XI–XIII веках получила развитие схоластика – религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога, мир при помощи логических рассуждений. Понять и доказать, почему Бог устроил мир именно так. Какое место в этом мире занимает человек.
Церковь долгое время осуждала схоластов, так как в своём учении опиралась исключительно на веру.
Созданная схоластами философия способствовала развитию науки.
Клер Абеляр и Бернар Клервоский
Пьер Абеляр (1079 — 1142) — средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант. Католическая церковь неоднократно осуждала Абеляра, т.к. он не полагался на мнение отцов церкви, обсуждая тот или иной вопрос.
Одним из его противников был Бернар Клервоский (1090 — 1153), говоривший в перекор Абеляру «Нужно верить, а не рассуждать. Вера должна быть простой и искренней, идти от сердца, а не от рассудка».
Фома Аквинский
Фома Аквинский (1225 — 1274) — итальянский философ и теолог.
В своей книге «Сумма богословия» он объединил все знания об устройстве мира и Боге, известные на тот момент.
Доказал, что во Вселенной, созданной Богом, у каждого есть свое место и предназначение.
Его труды оказали сильное влияние на христианскую философию.
Роджер Бэкон
Своими трудами прославился английский философ Роджер Бэкон (1214–1292 годы). Он утверждал, что для познания истины недостаточно только веры и разума. Что для истинного познания необходимы наблюдения и опыт. Только с их помощью можно проверить верность знаний.
Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стёклами. Бэкона считали волшебником и прозвали «удивительным доктором».
Заключение
За период XI–XV веков расширился кругозор европейцев.
Европейская наука вышла на новый, более высокий уровень.