В презентации "Мир эпохи средневековья" раскрывается само понятие "средние века", периотизация, основы феодального общества:сословия (духовенство, рыцари, трудящиеся), "феодальная лестница", корпоративность, средневековые замки. Оценка историков эпохи средневековья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«мир эпохи средневековья »
МИР ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Термин «Средние Века» (лат. mediumaevum ) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи». Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху, отделяющую падение Римской империи от появления первых письменных памятников на современных языках (около X в.); позже это слово получило расширительное толкование, вобрав в себя все, что предшествовало Возрождению. В XVII веке термин постепенно проникает из латыни в европейские языки, но общепринятым это понятие становится лишь около 1800 года.
В узком смысле слова термин « Средневековье » применяется только по отношению к западноевропейскому Средневековью . В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства, расцвет средневековой архитектуры — готики.
В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре, но в этом случае он обозначает либо преимущественно хронологическую принадлежность и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского средневековья (к примеру — «Средневековый Китай»), либо, наоборот, указывает на исторический период, имеющий признаки Европейского Средневековья (в основном, феодализм), но не совпадающий по хронологии со Средними веками Европы (например, японское Средневековье).
СРЕДНИЕ ВЕКА-
период в истории человечества, находящийся между Древним миром и Новым временем. В советской науке было принято считать, что этот период охватывает время с 476 года ( падение Западной Римской империи ) до середины XV века.
Средневековье характеризуется расцветом монотеистических религий (в частности христианством), упадком науки и искусства, распадом античных империй, феодальным строем и феодальной раздробленностью.
МЕСТО СРЕДНИХ ВЕКОВ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ПЕРИОДИЗАЦИЯ:
Раннее средневековье- 4 – 9 века
Расцвет средневековья - 9 – 13 века
Позднее средневековье – 13 - 15 века
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
VI-VIIвв. завершение переселения народов.
В Европу пришли гунны, германцы, славяне, венгры , арабы.
В Средневековье земли отдаваемые во владение воинам, назывались обычно словом «лен» или «феод». От этих слов получил свое наименование весь государственный строй в Западной Европе, называемый феодальным строем.
В основе феодализма – отношения личностной зависимости: вассала и сеньора, крестьянина и крупного земельного собственника феодала.
ВЕЛИКИЕ РЕЛИГИИ МИРА
Религии раннего
средневековья
ислам
католичество
христианство
Арабский
халифат
Европа
Византия
СОСЛОВИЕ
СОСТАВ
ВОЮЮЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
Потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи
МОЛЯЩИЕСЯ
РАБОТАЮЩИЕ
Открытое сословие, т.к. священниками могли стать представители остальных двух сословий
Право владеть землей и управлять другими людьми
Потомки обедневших свободных людей из варваров и римских граждан, а также потомки рабов и колонов
Главная обязанность – богослужение, разъяснение божественных законов, связь человека с Богом.
Работа на господской земле (барщина) и уплата податей феодалу (оброк) в обмен на пользование земельным наделом. Положение зависело от того свободный крестьянин или крепостной
СОСЛОВИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
В средневековье общество делилось на три большие группы людей – сословие.
Сословие – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству
«ФЕОДАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА»
В Западной Европе в Средние века феодалы были выстроены в феодальную лестницу : нижестоящий ( рыцарь ) получает за службу земельный надел ( лен, феод или фьеф ) и крепостных у вышестоящего ( барона ).
Во главе феодальной лестницы стоял король, но его власть обычно была значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).
Крестьяне трудились на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, платя им барщиной или оброком .
Признак феодального общества –корпоративность.
Рыцарские ордена
Монашеские братства
Ремесленные цеха
Городские коммуны
Союзы городов
Гильдии купцов
Сельские общины
Землячества и секты
Корпорация - обособленная группа людей, которые занимаются определенным общим делом, подчиняются особым правилам.
ФЕОДАЛЫ
ФЕОДАЛ — землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода).
Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство.
Права феодала:
сбор налогов с населения его феода;
суд над жителями;
объявление войны другим феодалам и заключение мира с ними;
обеспечение безопасности вверенного феода.
Между сеньором и вассалом заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные войны. Их целью был захват:
земель, населённых крестьянами;
знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
добычи (грабёж чужих крестьян, церквей и т. п.).
ЗАМОК-ЖИЛИЩЕ ФЕОДАЛА
ЗАМОК-ЖИЛИЩЕ ФЕОДАЛА
ЗАМОК, укрепленное жилище феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Ср. Азии возводились в хорошо защищенных местах; главная башня окружалась валами, рвами, стенами.
Суровые, мощные замки с 11-12вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с 13-14 вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли .
ДУХОВЕНСТВО
Положение сословия определялось: особой ролью христианской религии и церкви в жизни средневекового общества.
В отличие от рыцарства духовенство пополнялось из всех слоев общества .
Обладали исключительными правами на образование, занятие наукой и богослужение.
Ценности духовенства совпадали с христианской системой ценностей и заповедей.
ПРОДАЖА ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ЦЕРКОВНАЯ ДЕСЯТИНА
ИСТОЧНИКИ БОГАТСТВА
СВЯЩЕННЫЕ РЕЛИКВИИ
ЦЕРКОВНЫЕ ОБРЯДЫ
ПРОДАЖА ИНДУЛЬГЕНЦИЙ
РЫЦАРИ
RITTER - всадник
Будущий рыцарь с самого раннего возраста получал особое рыцарское воспитание.
В 21 год происходило посвящение в рыцари, которое представляло собой сложное ритуальное действие ( принятие причастия, омовение, коленопреклонение перед господином, демонстрация умения владеть копьем и др .).
Полноправный рыцарь принимал оммаж.
РЫЦАРИ - привилегированное сословие, обладающими исключительным правами на собственность, право носить оружие и участие в войне.
Сеньор давал вассалу землю и покровительство, феод же мог потребовать выполнения предусмотренных договором услуг, прежде всего – военной службы.
Кодекс чести рыцарства включал в себя представления о верности сеньора и делу, мужество, доблести, физической силе, щедрости, служению церкви, защите вдов и сирот, служении даме сердца.
РЫЦАРСКИЕ ТУРНИРЫ
РИСТАЛИЩЕ - сражение 2 рыцарских отрядов
ДЖОСТРА- сражение двух рыцарей
БАГАРДО- торжественный выезд одного рыцаря для демонстрации ловкости и выправки
КРЕСТЬЯНЕ
- в количественном отношении, это большая масса населения средневековой Европы;
- в экономическом смысле являлось основным производителем материальных благ, центр тяжести всегда лежал на крестьянском хозяйстве;
- общественное положение крестьян было неполноправным, оно не имело права собственности, выполняла повинности в пользу синьора, находилось в зависимости от него;
- рыцарство боялось, презирало и ненавидело крестьян;
- церковь оказывало ему определенное социальное покровительство;
- представление крестьянства о собственном месте в обществе не были развиты, но в целом для них были характерны высокая оценка крестьянского труда, мечты о равенстве, вера в Бога;
РЕМЕСЛЕННИКИ
РЕМЕСЛЕННИКИ
Сословие горожан не вписывалось в тройственную модель общества.
Горожане были представлены - ремесленниками, купцами, юристами, учителями и т.д.
Социальный статус определялся рядом правовых норм:
принципом личной свободы,
правом собственности на недвижимое и движимое имущество,
участие в органах городского самоуправления и в городском ополчении.
Особая система ценностей основанная на уважении личной свободы и независимости, высокая оценка профессиональных знаний и умений, потребность в образовании, поддержка личной инициативы.
ОЦЕНКА ИСТОРИКОВ
В средневековье произошло рождение Европы как социально политического и культурного явления. Часто Средневековье изображают как период регресса по сравнению с античностью.
В действительности же упадок коснулся в основном только изящных искусств.
В области же техники наблюдался значительный прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, книгопечатание.
В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов и выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.).
В период Средних веков были заложены основы современных наций. Образовались государства: Англия, Франция, Россия, Польша и др.
В Западной Европе господствовали монархи, но тогда же зародилась современная демократия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основное значение в системе ценностей средневековья имели ценности христианства
Представление о земле как основе материальной и духовной жизни общества
Стремление к соблюдению обычаев
Каждое сословие обладало своей собственной системой ценностных представлений