Мастер- класс: современные технологии на уроках истории
Мастер- класс: современные технологии на уроках истории
Сегодня информационный поток, подобно бушующему океану, буквально сдавливает подростков со всех сторон, держит в подвешенном состоянии, сбивает их с ног.
Чтобы хорошо справляться с информацией, необходимо овладеть практическими и определенными мыслительными навыками. Для этого хорошо подходит технология развития критического мышления.
Технология включает определенные циклы и приемы
Циклы : вызов, осмысление. рефлексия
Приемы: ЗХУ (знаем/хотим узнали), рассказ, кластеры, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, составление конспектов, проблемные вопросы, заполнение таблиц, работа с текстом. Многие приемы данной технологии можно использовать на уроках истории. В данной презентации даются примеры использования технологии на уроке истории в 6 6 классе при изучении темы «Средневековая Европа X-XI вв»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс: современные технологии на уроках истории»
Мастер-класс: современные технологии на уроках истории
Использование технологии развития критического мышления на урокахистории
Подготовила и провела учитель истории г. Ишимбая Республики Башкортостан Берестова Любовь Михайловна
Сегодня информационный поток подобно бушующему океану буквально сдавливает подростков
со всех сторон, держит в подвешенном состоянии, сбивает их с ног.
Мы
иинформация
Реклама
Передовицы журналов и газет
Политическая жизнь
митинги
Выход
Научить подростков критически и продуктивно оценивать этот информационный поток
Чтобы хорошо управляться с информацией,
необходимо овладеть практическими и определенными мыслительными навыками.
Использование технологии развития критического мышления на урокахистории
Стадии технологического цикла
Вызов – формирование мотивов обучения.
Осмысление – поддержание активности, интереса.
Рефлексия – прояснение смысла нового материала, перестройка своих представлений, включив в них новые понятия.
На стадии вызова
1. ученик определяет, что он знает по обсуждаемой теме, т.е. анализирует собственные знания и это становится осознанием на подступах к той теме, которую он будет разбирать во всех подробностях;
2. для того, чтобы уч-ся осознанно и критически подходили к новой информации необходимо активное участие самого ученика в процессе обучения;
3. на этой стадии ученик определяет цели предполагаемой темы.
Приемы на стадии ВЫЗОВА:
ЗХУ (знаем/хотим узнать/узнали).
Рассказ-предположение по ключевым словам.
Кластеры.
Верные и неверные утверждения.
Перепутанные логические цепочки.
З Х У
Знаем
Хотим узнать
Город – центр ремесла и торговли
Один из признаков цивилизации
Центр культуры
как жили и чем занимались
Узнали
горожане
значительная часть городов в Европе была разрушена варварами в V в
жизнь переместилась в деревню,
городов почти не существовало
Рассказ-предположение по ключевым словам.????
Семинар.
Урок.
Круглый стол.
Творческая мастерская.
Идеи.
Кластер – это опорный конспект.
В центре пишется ключевое слово.
Идет запись слов или предложений, которые приходят на ум в связи с данной темой.
По мере записи идей, начать устанавливать связи между ними.
Писать до тех пор, пока идеи не иссякнут.
?
Центр культуры
и
образования
Один из признаков цивилизации
?
?
Город
находится
многие города ЗРИ были разрушены варварами
Центр ремесла
и
торговли
правительство
?
?
является столицей государства
Верные и неверные утверждения.
Степень разрушения зависела от того, какие германские племена вторгались на территорию Римской империи
Лангобарды жили далеко от римских границ, не имели никакого опыта общения с римлянами
Король остготов Теодорих сохранил в своем варварском королевстве римское образование, науку, искусство
На развалинах древнеримских городов паслись козы и овцы, бродили куры, часть земель была распахана под рожь, овес и овощи
В деревне не было ремесленников, не существовало ремесленных профессий
Крестьянам приходилось не только выращивать хлеб, но и лепить горшки, шить одежду, мастерить орудия труда
Только при замках феодалов жили настоящие ремесленники
Перепутанные логические цепочки.
Чем дальше жили германские племена от границ римской империи, тем быстрее они входили в контакт с местным населением империи.
Франки, остготы вестготы долгое время жили на границах римской империи, находились на службе у римлян, поэтому они не стремились сотрудничать с местным населением.
Осмысление
Ученик вступает в контакт с новой информацией или идеями
Главная задача на этой стадии заключается в том, чтобы поддержать у учащихся, активность, интерес и «движение вперед», которые были созданы на фазе вызова.
Поддерживать стремление уч-ся к отслеживанию собственного понимания
Приемы стадии ОСМЫСЛЕНИЯ
Проблемные вопросы.
Исследовательская работа.
Пометки на полях.
Взаимообучение.
Разработки для самостоятельных заданий.
Шляпы критического мышления.
Проблемные вопросы
Знаем
Хотим узнать
Город – центр ремесла и торговли
Один из признаков цивилизации
Центр культуры
как жили и чем занимались
Узнали
горожане античных городов
1.Почему и как именно в XI веке в Европе стали возникать города
2. Чем средневековые города отличались от городов античной цивилизации
значительная часть городов в Европе была разрушена варварами в V в
жизнь переместилась в деревню,
городов почти не существовало
Пометки на полях.
Метод активного чтения;
работа с учебником;
маркировка материала знаками +, -, ?.
Метод активного чтения
Задания по группам: 1 группа
В XI в в Западной Европе сократились пространства, занятые лесами
В глухих лесных чащах крестьяне вырубали деревья и корчевали пни, расчищая участки под посевы
Площади пахотных земель значительно расширились, двуполье сменялось трехпольем. Больше становилось орудий труда, сделанных из железа. Наряду с легким плугом применялся тяжелый колесный плуг, появилось много мельниц.
Для изготовления новых орудий труда нужны были знания и умения, особые навыки. Среди крестьян выделялись «умельцы» - знатоки того или иного ремесла. Ремесло превращалось в особое занятие большой группы людей
метод активного чтения
Задание 2 группы
До сих пор многие возникшие города сохраняют названия, свидетельствующие об истории их возникновения. Так названия на САН и СЕН – означают «Святой», что означает возникновение у стен монастыря.
«берг»- город возник на горе; «фурт»- у брода
«бург» - первоначальное укрепление; «брюк» - у моста
«частер», «кастер» - военный лагерь
Метод активного чтения
Задание для 3 группы
Средневековый город всегда возникал на земле сеньора. Горожане были зависимыми людьми: работали на сеньора, отдавали ему часть продукции. Сеньор управлял городом, судил горожан, брал штрафы за проступки.
Сеньорам это было выгодно, поэтому они обеспечивали городам защиту, давали право на проведение ярмарок или устраивать рынок. Города богатели и уже стремились освободиться от власти сеньора.
Там, где это получалось, жители начинали совместно решать свои дела. Такие города назывались коммунами
Горожане выбирали ГОРОДСКОЙ СОВЕТ- магистрат во главе с бургомистром или мэром. Всеми вопросами, которыми раньше занимался сеньор, стал заниматься Городской Совет
Исследовательская работа.
Практическая. Подтверждение или опровержение теоретических предположений.
1 группа : причины возникновения городов
Росли урожаи, появились новые
излишки продуктов сложные виды
ремесла
крестьяне могли нужны были особые
поменять излишки знания и навыки
на изделия ремесленников
ремесленник мог прокормиться трудно совмещать
своим ремеслом занятия сельского
хозяйства и ремесла
Ремесло превращалось в особое занятие большой группы людей
Ремесло отделилось от сельского хозяйства
2 группа : Город, что в имени твоем?
В результате победы в городе устанавливалось самоуправление
3 группа
Городской совет - магистрат (мэр, бургомистр)
казна города суд налоги охрана города
«Городской воздух делает свободным!»
Разработки для самостоятельных заданий.
1.Используя, текст,
определите причины
возникновения
средневековых
городов в Европе
2. Объясните
происхождение
названий городов.
Добавьте к указанным
другие города
3. Что нового внесли
города в общественную
жизнь, в организацию
управления
Шляпы критического мышления
Зеленая- изобретательская, творческая
Белая – изложение фактов, описание статистики
Черная- обращает внимание на то , что не
хватает что плохо
Желтая – обращает внимание на то,
Что есть положительного, хорошего
Рефлексия
необходима, чтобы уч-ся сами закрепили полученные знания
Перестроили свои представления, включив в них новые понятия
На этой фазе заключается учение, которое долго служит ученику
Приемы стадии РЕФЛЕКСИИ:
Кластеры.
Заполнение таблиц.
Ответы на поставленные вопросы.
Круглый стол.
Дискуссия.
Написание эссе, синквейна.
ЗХУ
Знаем
Хотим узнать
Город – центр ремесла и торговли
Один из признаков цивилизации
Центр культуры
как жили и чем занимались
Узнали
горожане античных городов
1.Почему и как именно в XI веке в Европе стали возникать города
2. Чем средневековые города отличались от городов античной цивилизации
значительная часть городов в Европе была разрушена варварами в V в
жизнь переместилась в деревню,
1.Отделение ремесла от сельского хозяйства
Выделение особой группы людей
2.Названия городов связано с местом их возникновения