kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культурное пространство в 1920 - гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Культурное пространство в 1920-е гг"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культурное пространство в 1920 - гг.»

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. ХХ в.

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. ХХ в.

Проблемный вопрос: какие были особенности культурной жизни советского общества в 1920-х годах ХХ века ? Задачи: 1. Узнать, как осуществлялся партийный контроль над духовной жизнью советского общества. 2. Узнать, что такое сменовеховство и каковы были идеи сменовехства. 3.Узнать, как формировалось

Проблемный вопрос: какие были особенности культурной жизни советского общества в 1920-х годах ХХ века ?

Задачи:

1. Узнать, как осуществлялся партийный контроль над духовной жизнью советского общества.

2. Узнать, что такое сменовеховство и каковы были идеи сменовехства.

3.Узнать, как формировалось "новое искусство" в Советской России, как новые идеи отражались в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, кинематографе, театре.

Партийный контроль над духовной жизнью С окончанием Гражданской войны большевики стали сильнее контролировать духовную жизнь в стране. Август 1921 г. - процесс над Петроградской боевой организацией. Её активными участниками были объявлены российские учёные и деятели культуры, где некоторые из них были расстреляны. Конец августа 1922 г.- советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры (философ С.Н. Булгаков, историк А.А Кизеветтер и др.).1922 г.- учреждён специальный цензурный комитет - Главлит (осуществлял контроль над печатной продукцией). 1923 г.- к Главлиту прибавился Главрепертком (контроль над репертуарами театров и других мероприятий). 1925 г. - принято постановление Политбюро ЦК РКП(б)

Партийный контроль над духовной жизнью

С окончанием Гражданской войны большевики стали сильнее контролировать духовную жизнь в стране.

Август 1921 г. - процесс над Петроградской боевой организацией. Её активными участниками были объявлены российские учёные и деятели культуры, где некоторые из них были расстреляны.

Конец августа 1922 г.- советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры (философ С.Н. Булгаков, историк А.А Кизеветтер и др.).1922 г.- учреждён специальный цензурный комитет - Главлит (осуществлял контроль над печатной продукцией).

1923 г.- к Главлиту прибавился Главрепертком (контроль над репертуарами театров и других мероприятий).

1925 г. - принято постановление Политбюро ЦК РКП(б) " О политике партии в области художественной литературы" (началось упразднение художественного разномыслия и утверждался партийный диктат).

Сменовеховство – идейно – политическое течение, возникшее в 1920 – е гг в русской эмиграции. Июль 1921 г. - в Праге вышел сборник статей

Сменовеховство –

идейно – политическое течение, возникшее в 1920 – е гг в русской эмиграции.

Июль 1921 г. - в Праге вышел сборник статей "Смена вехов".

По мнению авторов, большевикам удалось вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление российской державы, и чтобы это осуществить, необходимо прекратить борьбу с советской властью.

Главный идеолог сменовеховства- Н.В. Устрялов.

Идеи сменовеховства восприняла часть интеллигенции и способствовала возвращению многих из эмиграции (А.Н.Толстого, С.С.Прокофьева, М.Горького и др.).

Сменовеховство устраивало и большевиков.

Оно позволяло:

1. Расколоть эмиграцию.

2. Осветить результаты Октябрьской революции.Однако распространение этих идей в стране они не допустили.

Начало

Начало "нового искусства"

В 1920-е годы ХХ в. начали набирать силу новые тенденции и явления в области художественной культуры.

Набирала обороты идея массового искусства и создания "нового человека", а также уничтожения старой культуры.

Все больше стал заявлять о себе Пролеткульт – литературно-художественная и культурно-просветительская организация, созданная ещё в 1917 году и проповедовавшая идею «чистой пролетарской культуры».

Руководители Пролеткульта создавали специальные клубы и студии для объединения склонных к творчеству пролетариев. Кроме того, Пролеткультом издавались журналы «Грядущее», «Пролетарская культура», «Горн» и др.

Литература  В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они воспевали революционную романтику, исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И.Э. Бабеля (

Литература

В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они воспевали революционную романтику, исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И.Э. Бабеля ("Конармия"), Вс.В. Иванова ("Бронепоезд 14-69"), А.С. Сирафимовича ("Железный поток"), М.А. Шолохова ("Донские рассказы"), Д,А, Фурманова ("Чапаев") и д.р.

Также в 1920-е годы было сформировано много разных объединений и организаций. Так, например:

  • РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) – 1925г. Генеральный секретарь – Л.Л. Авербах. Основное направление – психологизм. При оценивании литературных произведений наибольшее внимание уделяли социальному происхождению автора.
  • Группа "Перевал", сложившаяся в середине 1920-х годов и возглавляемая Д.Горбовым и А. Лежневым и отстаивавшая принципы интуитивного искусства.

3. Группа «Серапионовы братья», образовавшаяся в 1921 году. Ее теоретиком и критиком был Л. Лунц, а учителем — Е. Замятин. Члены группы отстаивали независимость искусства от власти и политики.

Изобразительное искусство  Выделялось несколько наиболее значительных группировок: АХРР, ОСТ, «4 искусства» и др. 1. АХРР (Ассоциация художников революционной России) – 1922 г. Предтеча единого Союза Художников Глава объединения П.А. Радимов Идея искусства, понятного народным массам  Задача: опираясь на реализм поздних передвижников создавать искусство

Изобразительное искусство

Выделялось несколько наиболее значительных группировок: АХРР, ОСТ, «4 искусства» и др.

1. АХРР (Ассоциация художников революционной России) – 1922 г.

Предтеча единого Союза Художников

Глава объединения П.А. Радимов

Идея искусства, понятного

народным массам

Задача: опираясь на реализм поздних передвижников

создавать искусство "сегодняшнего дня":

быта Красной Армии, быта рабочих,

крестьянства, деятелей революции и героев труда

Самая крупная художественная организация в стране

В состав АХРРа входили художники Петров-Водкин, Юон, Бродский, Греков, Кустодиев, скульпторы Манизер, Меркуров, Крандиевская и д.р.

Лозунгами АХРРа стали «художественный документализм» и «героический реализм».

М. Греков «Тачанка» (1925) С. Малютин «Портрет писателя Д. Фурманова» (1922).

М. Греков «Тачанка» (1925)

С. Малютин «Портрет писателя Д. Фурманова» (1922).

2. ОСТ  (1925-1931) – Общество художников-станкистов была основана в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с художником Давидом Штеренбергом Отличительная черта творчества ОСТ: воспевание советской действительности, но с использованием приемов современного европейского экспрессионизма. Члены Общества сыграли важную роль в развитии советской станковой и монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства.   Члены организации : Штеренберг, Дейнека, Меркулов, Пименов, Анненков, Лабас и д.р. Ю. Пименов «Даешь тяжелую индустрию!» (1927). А. Дейнека «На стройке новых цехов» (1926).

2. ОСТ (1925-1931) – Общество художников-станкистов

была основана в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с художником Давидом Штеренбергом

Отличительная черта творчества ОСТ: воспевание советской действительности, но с использованием приемов современного европейского экспрессионизма.

Члены Общества сыграли важную роль в развитии советской станковой и монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства.

Члены организации : Штеренберг, Дейнека, Меркулов, Пименов, Анненков, Лабас и д.р.

Ю. Пименов «Даешь тяжелую индустрию!» (1927).

А. Дейнека «На стройке новых цехов» (1926).

"4 искусства" – художественное объединение, существовавшее в Москве и в Ленинграде в 1924-1931 гг. Было основано художниками, входившими ранее в "Мир искусства" и «Голубую розу». Для общества была характерна философская основа произведений. Однако, впоследствии объединение «Четыре искусства» влилось в АХРР.

К. С. Петров-Водкин "Смерть комиссара"

Архитектура  Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В.Е. Татлин спроектировал

Архитектура

Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В.Е. Татлин спроектировал "Башню III Интернационала", заложив основы современного индустриального дизайна.

Кинематограф В историю кино вошли фильмы С.М. Эйзенштейна

Кинематограф

В историю кино вошли фильмы С.М. Эйзенштейна "Броненосец"Потёмкин", "Октябрь", с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства.

Театр.

Театральное искусство интенсивно развивалось. Появилось большое количество новых театров: первый в мире детский театр (1921) под руководством Н. Сац;

3-я студия МХАТ (с 1926 г. Театр имени Вахтангова);

Театр революции (1922), ныне имени В. Маяковского; Центральный театр рабочей молодежи (1927), ныне Ленком.

В 1920-е гг. появились первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции: "Шторм" В. Белоцерковского, "Любовь Яровая" К. Тренева, "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова. Прочное место в репертуаре занимала также отечественная классика (А. Островский, Н. Гоголь, А. Чехов, М. Горький).

Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Культурное пространство в 1920 - гг.

Автор: Парфенова Наталья Александровна

Дата: 25.09.2022

Номер свидетельства: 613779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему: "МУЗЕЙ КАК КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-muziei-kak-krieativnoie-prostranstvo-kul-tury-v-doshkol-noi-organizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "273324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452184977"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся»"
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanie_obrazovatelnogo_prostranstva_dlia_samorealizatsii_uchitelia_i_obuchaius"
    ["file_id"] => string(6) "635778"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1692643970"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Образовательная программа дополнительного образования по изобразительному искусству для обучающихся 2-4 классов "Радуга". Срок реализации 1 год. "
    ["seo_title"] => string(159) "obrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-obuchaiushchikhsia-2-4-klassov-radugha-srok-riealizatsii-1-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104713"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402752609"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по предмету "Искусство""
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaiaproghrammapopriedmietuiskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "261393"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449130440"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Исследовательский проект  «Культурные потребности современной молодёжи»"
    ["seo_title"] => string(77) "issliedovatiel-skii-proiekt-kul-turnyie-potriebnosti-sovriemiennoi-molodiozhi"
    ["file_id"] => string(6) "328927"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463746604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства