Просмотр содержимого документа
«Культурное пространство в 1920 - гг.»
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. ХХ в.
Проблемный вопрос: какие были особенности культурной жизни советского общества в 1920-х годах ХХ века?
Задачи:
1. Узнать, как осуществлялся партийный контроль над духовной жизнью советского общества.
2. Узнать, что такое сменовеховство и каковы были идеи сменовехства.
3.Узнать, как формировалось "новое искусство" в Советской России, как новые идеи отражались в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, кинематографе, театре.
Партийный контроль над духовной жизнью
С окончанием Гражданской войны большевики стали сильнее контролировать духовную жизнь в стране.
Август 1921 г. - процесс над Петроградской боевой организацией. Её активными участниками были объявлены российские учёные и деятели культуры, где некоторые из них были расстреляны.
Конец августа 1922 г.- советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры (философ С.Н. Булгаков, историк А.А Кизеветтер и др.).1922 г.- учреждён специальный цензурный комитет - Главлит (осуществлял контроль над печатной продукцией).
1923 г.- к Главлиту прибавился Главрепертком (контроль над репертуарами театров и других мероприятий).
1925 г. - принято постановление Политбюро ЦК РКП(б) " О политике партии в области художественной литературы" (началось упразднение художественного разномыслия и утверждался партийный диктат).
Сменовеховство –
идейно – политическое течение, возникшее в 1920 – е гг в русской эмиграции.
Июль 1921 г. - в Праге вышел сборник статей "Смена вехов".
По мнению авторов, большевикам удалось вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление российской державы, и чтобы это осуществить, необходимо прекратить борьбу с советской властью.
Главный идеолог сменовеховства- Н.В. Устрялов.
Идеи сменовеховства восприняла часть интеллигенции и способствовала возвращению многих из эмиграции (А.Н.Толстого, С.С.Прокофьева, М.Горького и др.).
Сменовеховство устраивало и большевиков.
Оно позволяло:
1. Расколоть эмиграцию.
2. Осветить результаты Октябрьской революции.Однако распространение этих идей в стране они не допустили.
Начало "нового искусства"
В 1920-е годы ХХ в. начали набирать силу новые тенденции и явления в области художественной культуры.
Набирала обороты идея массового искусства и создания "нового человека", а также уничтожения старой культуры.
Все больше стал заявлять о себе Пролеткульт – литературно-художественная и культурно-просветительская организация,созданная ещё в 1917 году и проповедовавшая идею «чистой пролетарской культуры».
Руководители Пролеткульта создавали специальные клубы и студии для объединения склонных к творчеству пролетариев. Кроме того, Пролеткультом издавались журналы «Грядущее», «Пролетарская культура», «Горн» и др.
Литература
В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они воспевали революционную романтику, исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И.Э. Бабеля ("Конармия"), Вс.В. Иванова ("Бронепоезд 14-69"), А.С. Сирафимовича ("Железный поток"), М.А. Шолохова ("Донские рассказы"), Д,А, Фурманова ("Чапаев") и д.р.
Также в 1920-е годы было сформировано много разных объединений и организаций. Так, например:
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) – 1925г. Генеральный секретарь – Л.Л. Авербах. Основное направление – психологизм. При оценивании литературных произведений наибольшее внимание уделяли социальному происхождению автора.
Группа "Перевал", сложившаяся в середине 1920-х годов и возглавляемая Д.Горбовым и А. Лежневым и отстаивавшая принципы интуитивного искусства.
3. Группа «Серапионовы братья», образовавшаяся в 1921 году. Ее теоретиком и критиком был Л. Лунц, а учителем — Е. Замятин. Члены группы отстаивали независимость искусства от власти и политики.
Изобразительное искусство
Выделялось несколько наиболее значительных группировок: АХРР, ОСТ, «4 искусства» и др.
1. АХРР (Ассоциация художников революционной России) – 1922 г.
Предтеча единого Союза Художников
Глава объединения П.А. Радимов
Идея искусства, понятного
народным массам
Задача: опираясь на реализм поздних передвижников
создавать искусство "сегодняшнего дня":
быта Красной Армии, быта рабочих,
крестьянства, деятелей революции и героев труда
Самая крупная художественная организация в стране
В состав АХРРа входили художники Петров-Водкин, Юон, Бродский, Греков, Кустодиев, скульпторы Манизер, Меркуров, Крандиевская и д.р.
Лозунгами АХРРа стали «художественный документализм» и «героический реализм».
М. Греков «Тачанка» (1925)
С. Малютин «Портрет писателя Д. Фурманова» (1922).
2. ОСТ(1925-1931) – Общество художников-станкистов
была основана в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с художником Давидом Штеренбергом
Отличительная черта творчества ОСТ: воспевание советской действительности, но с использованием приемов современного европейского экспрессионизма.
Члены Общества сыграли важную роль в развитии советской станковой и монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства.
Члены организации : Штеренберг, Дейнека, Меркулов, Пименов, Анненков, Лабас и д.р.
Ю. Пименов «Даешь тяжелую индустрию!» (1927).
А. Дейнека «На стройке новых цехов» (1926).
"4 искусства" – художественное объединение, существовавшее в Москве и в Ленинграде в 1924-1931 гг. Было основано художниками, входившими ранее в "Мир искусства" и «Голубую розу». Для общества была характерна философская основа произведений. Однако, впоследствии объединение «Четыре искусства» влилось в АХРР.
К. С. Петров-Водкин "Смерть комиссара"
Архитектура
Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В.Е. Татлин спроектировал "Башню III Интернационала", заложив основы современного индустриального дизайна.
Кинематограф
В историю кино вошли фильмы С.М. Эйзенштейна "Броненосец"Потёмкин", "Октябрь", с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства.
Театр.
Театральное искусство интенсивно развивалось. Появилось большое количество новых театров: первый в мире детский театр (1921) под руководством Н. Сац;
3-я студия МХАТ (с 1926 г. Театр имени Вахтангова);
Театр революции (1922), ныне имени В. Маяковского; Центральный театр рабочей молодежи (1927), ныне Ленком.
В 1920-е гг. появились первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции: "Шторм" В. Белоцерковского, "Любовь Яровая" К. Тренева, "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова. Прочное место в репертуаре занимала также отечественная классика (А. Островский, Н. Гоголь, А. Чехов, М. Горький).