Просмотр содержимого документа
«Культура России. Серебряный век.»
Культура России
в кон. XIX – нач. ХХ вв.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
ВАЖНЕЙШИЕ
СОБЫТИЯ ЭПОХИ,
ПОВЛИЯВШИЕ
НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ
конца XIX –
начала ХХ вв.
Научные открытия, изменившие представления о мире
1894 г. – начало царствования Николая II
начало ХХ в. – мировой экономический кризис
начало ХХ в. – создание политических партий
начало ХХ в. – массовые антиправительственные выступления, в ходе которых выдвигаются политические лозунги
1904 – 1905 гг. – русско-японская война.
1905 – 1907 гг. – первая русская революция.
1906 г. – создание Государственной Думы – первого российского парламента
1906 – 1915 гг. – аграрная реформа Столыпина
1914 г. – начало Первой мировой войны;
1917 г. – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция
ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА
ПОД НАТИСКОМ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ РУШАТСЯ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ
ВОЗНИКАЕТ РАСТЕРЯННОСТЬ, ТРЕВОЖНОЕ ЧУВСТВО НАДВИГАЮЩЕЙСЯ КАТАСТРОФЫ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ, ИСТИНЕ И ЛЖИ, ПРЕКРАСНОМ И БЕЗОБРАЗНОМ, КОТОРЫМИ ЖИЛИ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ, НАЧИНАЮТ КАЗАТЬСЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ПЕРЕСМОТРА
ФИЛОСОФЫ, УЧЁНЫЕ, ЛИТЕРАТОРЫ, ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА ИЩУТ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, НЕ ИМЕВШИЕ ОЧЕВИДНЫХ РЕШЕНИЙ
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРЕЖИВАЛА УДИВИТЕЛЬНЫЙ РАССЦВЕТ
ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ
В НАЧАЛЕ ХХ В . В РОССИИ БЫЛО 29 ГОРОДОВ С НАСЕЛЕНИЕМ БОЛЕЕ 100 ТЫС.
В ГОРОДАХ ПОЯВЛЯЕТСЯ
ВОДОПРОВОДКАНАЛИЗАЦИЯЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ (НА ЦЕНТРАЛЬНЫХ УЛИЦАХ И В ДОМАХ)ТРАМВАИМНОГОЭТАЖНЫЕ ДОМА
ВОДОПРОВОД
КАНАЛИЗАЦИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ (НА ЦЕНТРАЛЬНЫХ УЛИЦАХ И В ДОМАХ)
ТРАМВАИ
МНОГОЭТАЖНЫЕ ДОМА
ОДНАКО БОЛЬШИНСТВО ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ СОХРАНЯЮТ ТРАДИЦИОННЫЙ, СЕЛЬСКИЙ ОБЛИК
ОДНАКО БОЛЬШИНСТВО ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ СОХРАНЯЮТ ТРАДИЦИОННЫЙ, СЕЛЬСКИЙ ОБЛИК
СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
РУССКИЙ КРЕСТЬЯНИН БЫЛ ТЕСНО СВЯЗАН С ОБЩИНОЙ
СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ НАЧИНАЛАСЬ С 9 ЛЕТ
СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
КРЕСТЬЯНЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РУКОВОДСТВОВАЛИСЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СПРАВЕДЛИВОСТИ, А НЕ ЗАКОНОМ. ТАК КАК НЕ ЗНАЛИ ЗАКОНОВ В СИЛУ НЕГРАМОТНОСТИ
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КРЕСТЬЯН БЫЛ ТЕСНО СВЯЗАН С ПРИРОДОЙ (СМЕНА ВРЕМЁН ГОДА, ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ)
СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
ПЕРЕХОД ОТ ОДНОГО ГОДОВОГО ОТРЕЗКА, А ВМЕСТЕ С НИМ И ОТ ОДНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ДРУГОМУ, ОТМЕЧАЛСЯ В НАРОДНОМ КАЛЕНДАРЕ ПРАЗДНИКАМИ, СОПРОВОЖДАВШИМИСЯ ОПРЕДЕЛЁННЫМИ ОБРЯДАМИ. ЭТИ ПРАЗДНИКИ ПОЯВИЛИСЬ ЕЩЁ В ДОХРИСТИАНСКИЕ ВРЕМЕНА
СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
В СОЗНАНИИ КРЕСТЬЯН СОЧЕТАЛАСЬ ХРИСТИАНСКАЯ НАБОЖНОСТЬ С ВЕРОЙ В ДОМОВОГО, ЛЕШЕГО, РУСАЛОК И ПР. НИЗШИХ ЯЗЫЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ
СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ
ПОСЛЕ СБОРА УРОЖАЯ КРЕСТЬЯНЕ ЗАНИМАЛИСЬ ПРОМЫСЛАМИ: ПРЯДЕНИЕМ, ТКАЧЕСТВОМ И ДР. ВИДАМИ РЕМЕСЛА
ОСНОВНАЯ МАССА НАСЕЛЕНИЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ И ГОРОДСКОГО,
ПРОДОЛЖАЛА СУЩЕСТВОВАТЬ
В РАМКАХ ТРАДИЦИОННОЙ
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
ТАК НАЗЫВАЕТСЯ ОБРАЗОВАННАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩАЯСЯ УМСТВЕННЫМ ТРУДОМ.
ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ЧЕРТОЙ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БЫЛО ТО, ЧТО ОНА АКТИВНО УЧАСТВОВАЛА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
РУССКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ ВОЛНОВАЛА СУДЬБА НАРОДА, РАДИ БЛАГА КОТОРОГО
ИНТЕЛЛИГЕНТЫ БЫЛИ ГОТОВЫ К САМОПОЖЕРТВОВАНИЮ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
ВЫРАЖЕНИЕ ОДОБРЕНИЯ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ИНТЕЛЛИГЕНТСКОЙ СРЕДЕ СЧИТАЛОСЬ ДУРНЫМ ТОНОМ
РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БЫЛ СВОЙСТВЕНЕН ГУМАНИЗМ
НО, НЕСМОТРЯ НА ЭТО, МНОГИЕ ИНТЕЛИГЕНТЫ ОТКРЫТО ПОДЧЁРКИВАЛИ СВОЁ СОЧУВСТВИЕ «БОМБИСТАМ», СОВЕРШАВШИМ ПОКУШЕНИЯ НА ВЫСШИХ ЧИНОВНИКОВ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
В марте 1909 г. в Москве был издан сборник статей русских философов начала XX века о русской интелли-генции и её роли в истории России – «Вехи».
Сборник получил широкий общественный резонанс и к апрелю 1910 г. выдержал четыре переиздания общим тиражом 16 000 экземпляров.
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Выпуск сборника организовал известный литературовед, публицист и философ М. О. Гершензон.
Авторами статей были Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. А. Кистяковский,
П. Б. Струве и др.
Главными вопросами,
обсуждавшимися авторами,
были следующие:
оценка русской революции;
роль интеллигенции в революции и ответственность интеллигенции за призывы к насилию;
отношение либералов к наследию революционных демократов
Авторы возлагали на интеллигенцию ответственность и вину за жертвы революции
ИСКУССТВО
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Декаданс – (от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма.
Сложное и противоречивое явление, источником которого явился кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности.
Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества.
Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Символизм (греч. symbolon – знак, символ) – одно из крупнейших
направлений в искусстве 1870–1910-х гг. (в литературе, музыке и живописи),
универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни того времени.
Возник во Франции и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, а также в Бельгии и России.
Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.
Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.
Русские
символисты
К. Бальмонт
В. Брюсов
В. Иванов
М. Волошин и др.
Характерные черты
символизма
Поэтика намека и иносказания;
Эстетизация смерти как бытийного начала;
Знаковое наполнение обыденных слов;
Апология мига, мимолетности, в которых отражается Вечность.
Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;
Отношение к слову как к многосмысленному посланию, как к семантически труднопередаваемой вести, как к шифру некоей духовной тайнописи;
Глубокий историзм, с позиции которого видятся и события современности;
Изысканная образность, музыкальность и легкость слога.
Акмеизм (греч. acme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России.
Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор
акмеизма Н. С. Гумилёв.
В этом направлении творили также
А. Ахматова
О. Мандельштам
и др.
Характерные черты
акмеизма
Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»;
Стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности»(«кларизма»);
Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
Поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.
Футуризм (лат. futurum – будущее)
– направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века.
Известные русские футуристы
В. Хлебников
В. Маяковский
Б. Пастернак, А. Блок и др.
Характерные черты
футуризма
Культ техники, индустриальных городов;
Отрицание гармонии как принципа искусства;
Словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;
Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;
Пафос эпатажа.
ЭПАТАЖ – умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания.
Критерии для сопоставления
1. Цель творчества
Символисты
Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество
2. Отношение к миру
Акмеисты
Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты
3. Отношение к слову
Футуристы
Возвращение поэзии ясности, вещности
4. Особенности формы
Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи
Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков
Вызов традиции
Одержимость идеей разрушения старого мира
Господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога.
Стремление придать слову определенное, точное значение
Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов
Импрессионизм - (фр. Impressionnisme,— впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века.
Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в других видах искусства, например, в музыке.
Импрессионизм — двойная революция в живописи: в видении мира и в живописной технике.
В живописи импрессионизма — мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент — на это уходящее мгновение, на настоящее.
Особое место в живописи заняло творчество К. С. Петрова-Водкина.
«Купание
красного
коня»
Некоторые художники работали в стиле примитивизма:
М.Ф. Ларионов
«Солдат на коне»
Марк Шагал
П. Филонов и др.
Казимир Малевич считается одним из основателей абстрактной живописи.
«Чёрный
квадрат»
«Дровосек»
На обороте картины надпись авторская чернилами:
Казимир Малевичъ
заумная картина
«Дама иг. на рояле»
«Дама у рояля»
Появление искусства авангарда (в переводе с французского – «передовой») знаменовало собой утверждение модернизма, для которого характерен разрыв с традициями реализма.
Предметом творческой мысли становится не реальность, а её отражение в сознании художника.
Центром поиска новых форм в искусстве стала редакция журнала «Мир искусства».