Цель урока:
рассмотреть достижения русской культуры и показать, как в культуре этого времени отразились социально-экономические процессы, происходившие в стране.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: культура Серебряного века, биосфера, импрессионизм, ноосфера, модерн, футуризм, акмеизм, символизм, декаданс.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка Д/З – блиц опрос
3. Изучение нового материала
В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей об окружающем мире. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофы. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала расцвет и подъем. Появились новые имена, ставшие гордость русской и мировой культуры.
1. Просвещение. Учащиеся читают учебник пункт "Просвещение" ( стр. 55-56) и отвечают на вопросы:
- Какие изменения произошли в области образования и просвещения?
- Чем они были обусловлены?
2. Далее учащиеся самостоятельно выполняют следующие задания:
I. Используя текст учебника выпишите определения следующих направлений искусства:
Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.
Акмеизм – (высшая степень чего-либо, цветущая сила) направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.
Футуризм – (будущее) авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.
Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.
Авангардизм - ( от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.
Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Декаданс -
II. По тексту учебника самостоятельно заполняется следующая таблица
Деятель культуры | Область культуры | Направление искусства | Вклад в культуру |
4. Закрепление. Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?
Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.
Домашнее задание: § 8