kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и презентация "Кавказская война 1817- 1864 гг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для 8-го класса. 

Обучающиеся смогут:

Образовательная цель:  определять причины Кавказской войны, объяснять понятия «горцы», «мюридизм», «имамат», «газават», «теократия».

Развивающая цель:  развивать умения работы с картой, выявлять причинно-следственные связи.

Воспитательная цель: выразить свое отношение к исторической личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кавказская война»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по истории в 8 классе «Кавказская война 1817- 1864 гг».

Тема и номер урока в теме

«Кавказская война».

Класс

8

Предмет

история

Оборудование

Данилов А.А. Косулина Л.Г.История России: учебник для 8 класса/ общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010; рабочая тетрадь А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIX век. Часть 1.

Карта «Кавказ в XIX веке», проектор, компьютер, презентация.

Опережающее задание – подготовить сообщение о политике А.П. Ермолова на Кавказе.

Цели урока

Обучающиеся смогут:

Образовательная цель: определять причины Кавказской войны, объяснять понятия «горцы», «мюридизм», «имамат», «газават», «теократия».

Развивающая цель: развивать умения работы с картой, выявлять причинно-следственные связи.

Воспитательная цель: выразить свое отношение к исторической личности.

Тип урока

Комбинированный

Метод обучения

Иллюстративно-словесный

Форма работы

Фронтальная





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в минутах)

1

Организационный момент.



Повторение пройденного материала. Самостоятельная работа


- приветствие учащихся;

- проверка их явки и готовности к уроку;

- положительный настрой на работу на уроке.


Слайд 1

- приветствие учителя;

- положительный настрой на работу на уроке.


Учащиеся выполняют задания

1




7

2

Актуализация и мотивация учебной деятельности.

Расширяя свои территории на юге, Россия еще при Александре I начала военные действия на Кавказе.

Перед классом ставиться проблемный вопрос, на который учащиеся должны дать ответ в конце урока.

Каковы последствия Кавказской войны для России и народов Кавказа?». Слайд 2

.

2

3

Изучение нового материала

Объявляет тему урока. Слайд 3, 4

Знакомит с планом урока.

План:

1. Политика России на Кавказе.

2. Причины Кавказской войны.

3. Военные действия на Кавказе.


Объяснение первого пункта.

Кавказ – территория между Черным, Азовским, и Каспийскими морями. Она делится на Закавказье и Северный Кавказ, граница между которыми проходит по Главному Кавказскому Хребту.

Используя карту, перечислите территории Кавказа, присоединенные к России в 1830 году.











После присоединения к России Грузии, части Армении и Азербайджана территория многочисленных народов Северного Кавказа оказались окруженные российскими владениями.

Правительство предприняло попытки внедрить на этих территориях российские законы. Это вызвало сопротивление ряда северокавказских народов.

Работа с учебником

Выясните, используя учебник, кто такие горцы. (Горцы – собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа)


Объяснение второго пункта.

Кавказская война началась в 1817 г.

Прочитайте стр. 82 – 83 и запишите причины Кавказской войны, продолжавшейся почти 50 лет.

Причины Кавказской войны: (Слайд 5)

- набеги на оседлые российские территории;

- работорговля;

- царское правительство привлекало местное население на строительство крепостей, дорог, мостов;

- введение новых налогов;

- «усмирительные» походы генерала А.П. Ермолова привели к уничтожению селений, посевов и т.д.

- Какой характер носила политика царского правительства на Кавказе? (Военные методы, подчинение при помощи оружия)


Сообщение ученика о политике А.П. Ермолова на Кавказе. Слайд 6


В такой ситуации среди горцев нередко вспыхивали волнения. Поначалу сопротивление горцев российским войскам не было организовано. Сплотила горцев идеология мюридизма. Мюридизм – религиозно политическое учение. Слайд 7

В основе мюридизма лежат идеи духовного совершенствования и беспрекословного подчинения наставнику, руководителю (имаму). Для мюридов были характерны религиозный фанатизм и провозглашение газавата – Священной войны против неверных

В 1834 году новым имамом (глава мюридов) был провозглашен Шамиль, который собрал под своей властью почти всех горцев Дагестана и Чечни и успешно боролся с российскими войсками. Слайд 8


Объяснение четвертого пункта

Шамилю удалось создать прочное теократическое государство – имамат. Слайд 9

Теократия – форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой. Была создана дисциплинированная армия. Любое неподчинение власти имама сурово каралось как вероотступничество. Сам имам считался лицом, избранным Богом на великий подвиг для блага верующих.


- Чем объясняется успех горцев Шамиля?


Т.о., дисциплина и сильная, фанатичная вера горцев-мюридов позволила им успешно бороться. Шамиль предпринял попытки заручиться поддержкой иностранных государств в борьбе против Российской империи (Турция и Англия).

Российское правительство после неудачных военных действий возвращается к тактике строительства укреплений, новых дорог и к вырубке лесов, созданию военных укреплений.

В итоге подобная тактика принесла свои плоды. К тому же правящая верхушка имамата начала разорять простой народ податями и военными поборами. В итоге в Северном Дагестане начались народные волнения против Шамиля.

В августе 1859 г. Шамиль сдался в плен, а его государство перестало существовать. К концу 1863 г. русские войска заняли весь Северный Кавказ. Война закончилась победой русского оружия.


- Каковы последствия Кавказской войны для России и народов Кавказа?

Россия одержала победу с очень большими жертвами и огромной затратой материальных средств, что замедлило экономическое развитие России.

Уничтожение работорговли, развитие края, конец феодальным войнам.








Записывают тему урока в тетрадях










Называют территории: Грузия – 1801; Сухум, Редут-Кале – 1812; Карабахское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Дербентское, Талышское, Кубинское, Бакинское ханства; Имеретия, Гурия, Мегрелияя, Абхазия, Дагестан – 1813.










Читают стр.82 и выясняют, кто такие горцы.



Читают, и выписывают в тетради причины войны.

.








Отвечают на вопрос









Записывают в тетрадь определения: мюридизм,

имамат, газават, теократия



















Отвечают на вопрос.





















Отвечают на вопрос

20

4

Закрепление изученного материала

Какой тактики придерживались горцы и русские войска во время Кавказской войны? (Горцы – внезапные нападения и отступления, партизанская война; русские – строительство дорог, крепостей, вырубка лесов)

Назовите причины Кавказской войны.

Объясните термины: мюридизм, имамат, газават.

Как вы относитесь к личности А.П. Ермолова.

Отвечают на вопросы.

6

5

Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся.

Достигли мы той цели, которую ставили на урок?

Какие новые знания вы сегодня получили?


3

6

Домашнее задание

Слайд 10. П. 12 стр.82-84, вопросы

Записывают домашнее задание.

1









Кавказская война. Главной причиной большой Кавказской войны (1817—1864) стали попытки царского правительства распро­странить свою власть на народы Дагестана, Чечни, Адыгеи, внедрить среди населения Кавказа российские законы и обы­чаи. Это было столкновение двух непохожих культур, тради­ций, образов жизни. План покорения Кавказа выдвинул Ермолов. Он предложил постро­ить укрепленные линии с опорными крепостями в западной части региона по реке Кубань. Местное население частично сгонялось на постройку укреплений, дорог, мостов, облага­лось разного рода денежными и натуральными повинностя­ми, вытеснялось с равнин в горы. Непокорных горцев унич­тожали целыми аулами. Покоренные земли отдавались казакам, чиновникам, офицерам. Продажа людей в рабство, выкупы за пленников были запрещены. Все это вызвало оже­сточенное сопротивление, многочисленные восстания мес­тного населения. Это привело к возникновению национально-освободитель­ного движения горцев Кавказа, объявивших свя­щенную войну с неверными.













Кавказ - это огромная крепость, защищаемая полумиллионным гарнизоном. Надо или штурмовать ее, или овладеть траншеями. Штурм будет стоить дорого. Так поведем же осаду!

- говорил Ермолов.

Ознакомившись с планом Ермолова, император Александр отдал распоряжение: «Покорять горские народы постепенно, но настоятельно, занимать лишь то, что удержать за собою можно, не распространять иначе, как став твердую ногою и обеспечив занятое пространство от покушений неприязненных».

Ермолов А.П.: 

Старшины почти всех главнейших деревень чеченских были созваны ко мне, и я объяснил им, что прибытие войск наших не должно устрашать их… что я не пришел наказывать их за злодеяния прошедшего времени, но требую, чтобы впредь оных делаемо не было

На Кавказе Ермолов сразу же наметил план действий, которого затем неуклонно придерживался. Учитывая фанатизм горских племен, их враждебное отношение к русским,  новый главнокомандующий решил, что установить мирные отношения при существующих условиях совершенно невозможно. Надо было заставить горцев уважать Россию. А сделать это можно было только силой. Ермолов, провозгласив принцип, «ни один набег не должен остаться безнаказанным», составил план действий, включавший в себя оборудование баз и плацдармов, постройку дорог, просек, возведение укреплений и, наконец, колонизацию края казаками, создание таким образом «прослоек» между враждебными России народами. 



Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Тест на повторение 1. Назовите проливы, контроль над которыми для России был важен. А. Дарданеллы Б. Босфор В. Каттегат Г. Скагеррак 2. Назовите годы русско-иранской войны. А. 1826-1828 гг Б. 1829-1830 гг В. 1815-1837 гг Г. 1826- 1829 гг 3. Усиление позиций России на востоке Европы и в Азии вызывало наибольшее сопротивление со стороны: А. Франции Б. Пруссии В. Англии Г. США

Тест на повторение

1. Назовите проливы, контроль над которыми для России был важен.

А. Дарданеллы

Б. Босфор

В. Каттегат

Г. Скагеррак

2. Назовите годы русско-иранской войны.

А. 1826-1828 гг

Б. 1829-1830 гг

В. 1815-1837 гг

Г. 1826- 1829 гг

3. Усиление позиций России на востоке Европы и в Азии вызывало наибольшее сопротивление со стороны:

А. Франции

Б. Пруссии

В. Англии

Г. США

Проблемный вопрос: «Каковы последствия Кавказской войны для России и народов Кавказа?»

Проблемный вопрос:

«Каковы последствия Кавказской войны для России и народов Кавказа?»

«Кавказская война 1817- 1864 г.г. »

«Кавказская война 1817- 1864 г.г. »

План: 1. Политика России на Кавказе. 2. Причины Кавказской войны.  3. Военные действия на Кавказе.

План:

1. Политика России на Кавказе.

2. Причины Кавказской войны.

3. Военные действия на Кавказе.

Причины Кавказской войны -Набеги на оседлые российские территории; Работорговля; -Царское правительство привлекало местное население на строительство крепостей, мостов дорог; -Введение новых налогов; -«Усмирительные походы генерала А.П. Ермолова; -Раздача земель казакам, чиновникам; -Строительство военных укреплений.

Причины Кавказской войны

-Набеги на оседлые российские территории;

Работорговля;

-Царское правительство привлекало местное население на строительство крепостей, мостов дорог;

-Введение новых налогов;

-«Усмирительные походы генерала А.П. Ермолова;

-Раздача земель казакам, чиновникам;

-Строительство военных укреплений.

А.П. Ермолов Русский военачальник и государственный деятель, Главнокомандующий на первом этапе Кавказской войны (до 1827 года).

А.П. Ермолов

Русский военачальник и государственный деятель, Главнокомандующий на первом этапе Кавказской войны (до 1827 года).

Мюридизм (послушничество) - религиозно-политическое учение, основанное на полном подчинении имаму.  Газават – священная война против неверных (немусульман).

Мюридизм (послушничество) - религиозно-политическое учение, основанное на полном подчинении имаму.

Газават – священная война против неверных (немусульман).

Имам Шамиль (1797-1871 гг.) Вождь кавказских горцев, мюрид, в 1834 г. признанный имамом объединил горцев Дагестана и Чечни в теократическом государстве

Имам Шамиль (1797-1871 гг.) Вождь кавказских горцев, мюрид, в 1834 г. признанный имамом объединил горцев Дагестана и Чечни в теократическом государстве

Имамат – религиозное теократическое государство. Теократия – форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно и его религиозным главой.

Имамат – религиозное теократическое государство.

Теократия – форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно и его религиозным главой.

Домашнее задание §. 12 стр.82-84, вопросы

Домашнее задание

§. 12 стр.82-84, вопросы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока и презентация "Кавказская война 1817- 1864 гг

Автор: Аскольская Светлана Александровна

Дата: 07.06.2015

Номер свидетельства: 218189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Презентация и конспект  урока литературы 5 класс. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Сравнительная характеристика героев рассказа. "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-litieratury-5-klass-l-n-tolstoi-kavkazskii-pliennik-sravnitiel-naia-kharaktieristika-ghieroiev-rasskaza"
    ["file_id"] => string(6) "181228"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425312982"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник" Жилин и Костылин" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-l-n-tolstoi-kavkazskii-pliennik-zhilin-i-kostylin"
    ["file_id"] => string(6) "195953"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427986057"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по географии.  Тема урока: Население станицы Бессергеневской Ростовской области. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-uroka-nasielieniie-stanitsy-biessierghienievskoi-rostovskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "196122"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427998420"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "конспект урока   литературы "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratury-2"
    ["file_id"] => string(6) "128922"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415608433"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "конспект урока на тему Многообразие простейших "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-mnoghoobraziie-prostieishikh"
    ["file_id"] => string(6) "197299"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428231684"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства