Тема: Многообразие простейших. Роль в природе и жизни человека.
Цель урока:
- обобщить полученные по теме знания и обосновать взаимосвязь строения и жизнедеятельности простейших и среды их обитания.
-развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор, развивать умения обобщать, применять знания на практике.
-воспитание гигиенических навыков при обсуждении профилактических мер по предупреждению заболеваний, вызываемых простейшими.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения урока: урок- викторина.
Оборудование: таблицы, схемы, презентации. карточки четырех цветов; профессорская мантия, шапочка, листы с тестом- заданием для каждого ученика.
Ход урока:
I. Организационный момент. 1-2 мин.
Подготовка учащихся к уроку. Учащиеся разделились на три команды: команда – «Инфузории», команда «Радиолярии» и команда «Вольвоксы».
II. Вступительное слово учителя. 2 мин.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы завершим изучение живых организмов, относящихся к типу Простейшие. Мы увидим, насколько они многообразны, рассмотрим меры борьбы с паразитическими простейшими и выявим роль этих животных в природе и жизни человека. Урок наш пройдет в форме викторины, в которой будут участвовать три команды - команда – «Инфузории, команда «Радиолярии» и команда «Вольвоксы». Давайте послушаем его рассказ.
III. Выступление учащегося об А. Левенгуке. 3 мин.
Учитель. Скажите, ребята, а почему (Ответ учащихся: он первый сконструировал микроскоп.)
- Да, действительно, благодаря этому любознательному голландцу людям открылся доселе неизвестный мир простейших организмов, недоступных для невооруженного глаза. А сегодня они процветают. Подробнее о многообразии одноклеточных животных мы узнаем из сообщения вашего товарища.
IV. Выступление учащегося с сообщением «Многообразие простейших». 3 мин.
-Итак, убедившись в многообразии мира одноклеточных существ, не будем забывать об огромной роли этих животных в биоценозах и жизни человека.
Многие виды простейших ведут паразитический образ жизни и являются возбудителями опасных и тяжелых заболеваний.
V. Выступление учащегося с сообщением «Роль простейших в природе и жизни человека. Паразитические одноклеточные, меры борьбы с ними». 3 мин.
Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными»
Физминутка (показываем движение амебы-ложноножки, эвглены-жгутики, инфузории-реснички и т. д.) 2 мин.
VI. Смотр знаний. 20 мин.
Учитель. А сейчас, ребята, поработаем в группах. Вы разбились на 3 команды и придумали им название. Смотр знаний будет состоять из 4 конкурсов. За каждый ответ команды получают карточки.
Конкурс 1. Анаграммы
Составить из букв (на доске) термины, связанные с темой «Простейшие». За каждый правильный ответ команда получает по желтой карточке (1 балл).
БРЕМАНМА (мембрана);
КОСОЖГУТИНЦЫ (жгутиконосцы);
К У О В А Л Ь (вакуоль);
НИСРЕЧНЫЕ (ресничные);
ДНИТЕЗЕРИЯ (дизентерия);
МОПЛАЗДИЙ (плазмодий).
РИАЛЯМА (малярия)
ЛЕЦАРАЛ (арцелла)
Конкурс 2. Верно-неверно
Ребята, на заданные вопросы нужно ответить «да» или «нет», обосновав свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает по синей карточке (2 балла).
- Простейшие являются одноклеточными организмами. (Да.)
- Амеба имеет два ядра. (Нет, у нее одно ядро.)
- Амеба дышит всей поверхностью тела. (Да.)
- Выделения амебы происходят с помощью пищеварительной вакуоли. (Нет, выделения происходят с помощью сократительной вакуоли.)
- Раковинные амебы обладают внутренним скелетом. (Нет, у них наружный скелет.)
- С помощью красного глазка эвглена зеленая различает изменения освещенности. (Да.)
- Лямблии - вид паразитических жгутиконосцев. ( Да.)
- Эвглена дышит с помощью дыхательной вакуоли. (Нет, она дышит всем телом.)
- Инфузории-туфельки передвигаются острым концом вперед. (Нет, они передвигаются тупым концом вперед.)
Конкурс 3. Капитанов.
За каждый верный ответ команда получает зеленую карточку (3 балла).
- В честь какого бога названа обыкновенная амеба? (В честь Протея, бога, меняющего свой облик.)
- Можно ли назвать колониальных простейших сложными многоклеточными животными? (Нет, это скопление простейших, у которых особи дочерних поколений остаются соединенными с материнскими организмами.)
- В какой среде могут жить простейшие? (В водной.)
- С какой скоростью передвигается амеба? (До 0,2 мм в минуту.)
- Почему из тела амебы выводится избыток воды? (Концентрация солей и органических веществ в теле амебы выше, чем в окружающей среде, поэтому вода постоянно поступает в ее организм. Без процесса выделения излишков воды тело амебы просто «лопнуло» бы.)
- Почему амеба иногда превращается в цисту? (Амеба при неблагоприятных условиях покрывается плотной оболочкой, т. к. в этом состоянии животное способно пережить и засуху, и холод.)
- Для каких целей служит эвглене жгутик? (Для передвижения.)
- Что такое автотрофное и гетеротрофное питание эвглены? (Автотрофное питание - это способность самостоятельно производить синтез органических веществ из неорганических. Гетеротрофное питание - способность получать готовые органические вещества с пищей.)
- Почему жгутиконосцы занимают промежуточное положение между растительными и животными царствами? (Так как они имеют хлоропласты с хлорофиллом, что дает возможность питаться автотрофно. Это свойственно растениям. А также они могут питаться гетеротрофно, а это особенность животных.)
- Для чего служат большое и малое ядра инфузорий? (Большое
ядро отвечает за все процессы жизнедеятельности организма, а малое участвует в размножении.)
Конкурс 4. Вопрос –ответ.
В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от инфузории туфельки, у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему?
(Отсутствие специальных органоидов питания у балантидия можно объяснить тем, что эта инфузория использует уже растворенные питательные вещества, которые поглощает всей поверхностью тела.)
2. В цитоплазме морских простейших лучевиков (радиолярий) живут одноклеточные зеленые водоросли - зоохлореллы. Какое значение для простейших и водорослей имеет такая форма сожительства?(Это явление называется симбиозом. Зоохлореллы обеспечивают лучевиков питательными веществами за счет фотосинтеза, лучевики же предоставляют зоохлореллам защиту.)
3. Дизентерия, малярия, кокцидиоз, лямблиоз, лейшманиоз. Что общего между всеми этими заболеваниями?
(Все эти заболевания вызываются паразитическими простейшими.)
4. В желудке жвачных млекопитающих - коров, овец, оленей, - питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в желудке коровы достигает 3 кг. Какова роль этих инфузорий в жизни жвачных млекопитающих?
(Инфузории, обитающие в кишечнике жвачных млекопитающих, не причиняют вреда своему хозяину, но помогают расщеплять трудно перевариваемую клетчатку.)
5. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же простейшие, что и в расположенном рядом озере. Каким образом они могли «взобраться» на пальму? (Цисты простейших занес в пазухи листьев ветер.)
6. Объясните явление. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. (Неблагоприятные условия простейшие переносят в состоянии цисты, а с наступлением благоприятных условий вновь возобновляют свою жизнедеятельность.)
7. Какие колониальные простейшие вам известны. В чем преимущество колониальных организмов? (Вольвокс. Увеличивается скорость движения к более благоприятным местам. Пища, захваченная одним из членов колонии, становится общей.У более крупных колониальных организмов меньше врагов, чем у отдельных клеток.)
8.Во время Кавказской войны в XIX в. в крепости Адлер, окруженной болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели солдат была иная. Как вы думаете какая? (еще сто лет назад в районе Черноморского побережья не было здравниц, практически отсутствовало население. Только когда были найдены способы борьбы с малярийным комаром, эта территория стала использоваться как курортная зона.)
9. Амеб поместили в пробирку с предварительно прокипяченной водой, охлажденной потом в закрытой пробирке до комнатной температуры. Что произойдет с амебами? Почему? (Амебы погибнут, т.к. в кипяченой воде отсутствует кислород.)
10.Как вы думаете, что произошло бы, если на нашей планете исчезли простейшие? К каким последствиям это бы привело? Свой ответ обоснуйте.
VII. Подведение итогов урока и запись домашнего задания. 4 мин.
Далее производится оценка активности учащихся на уроке.
Домашнее задание: § 42, повт 41.