Тема урока
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Жилин и Костылин
Общая цель
Дать характеристику Жилину и Костылину;формировать умение анализировать текст художественнного произведения; развивать умение выражать свои мысли; оценивать поступок героя — обобщать, делать выводы;учить сжато излагать повествовательный текст
Ожидаемые результаты
А) Знает сюжет рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»;
В) Рассказывает сжато эпизоды рассказа, дает оценку поступкам героев;
С) Составляет сравнительную характеристику Жилина и Костылина
Тип урока
Комбинированный
Задания
Групповые задания, инсценирование эпизода, тест, пересказ эпизода, нахождение портрета героя по рассказу, заполнение концептуальной таблицы, составление киносценария, синквейн, подбор пословиц о героях.
Необходимые материалы
Учебник, раздаточный материал, задания, компьютер
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
Вводная часть
3мин.
Приветствует, проверяет готовность к уроку.
Сегодня мы второй урок беседуем по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Организует работу с эпиграфом: Сам погибай, а товарища выручай. А. Суворов
Как вы понимаете эпиграф?
Просит определить цели урока.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок
Читают эпиграф, отвечают на вопросы учителя
Определяют цели урока
Презентация
5мин.
Вспомните, какое время описано в рассказе?
В рассказе изображены два офицера. Назовите их. Какими качествами должен обладать офицер?
Назовите основные эпизоды, где мы встречаемся с Жилиным и Костылиным.
война на Кавказе; столкновение русских войск с горцами
Перечисляют качества офицеров(смелость, мужественность, храбрость, отвага, ответственность)
Перечисляют эпизоды (попали в плен, сцена с выкупом, жизнь в ауле, первый побег, второй побег)
Основная часть
34 мин
Организует работу в группах
1 группа
Найдите в тексте и выпишите детали, рисующие внешность Жилина и Костылина. Определите значение слов колода и удалой и охарактеризуйте героев.
2 группа
Сцена с выкупом
Инсценирование зпизода
-Как вы относитесь к каждому из них?
3 группа
Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по-иному? При каких условиях?
4 группа
Почему о жизни Жилина в плену целый рассказ, а о жизни Костылина несколько фраз? Чем занимаются герои? Чье поведение нравится и почему?
5 группа
Почему Костылин во время побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Что значит обуза? Выпишите глаголы, обозначающие действия Жилина, и глаголы, обозначающие действия Костылина.
6 группа
Сравните второй побег с первым. Почему удался второй побег ?
- Обратили ли вы внимание, фамилии героев «говорящие»?
Предлагает составить киносценарий двум учащимся
Составление концептуальной таблицы
(качества Жилина и Костылина написаны на разрезанных полосках, их нужно распределить и приклеить)
-Какой литературный прием использовал Л.Н.Толстой?
Предлагает подобрать пословицы, характеризующие главных героев
Фронтальный опрос
- Почему люди, оказавшиеся в одних и тех же ситуациях, поступают по-разному?
- Почему героев, оказавшихся в плену, было двое, а рассказ называется «Кавказский пленник»?
Проверка киносценария
- Какова основная идея рассказа?
Итоговый тест по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Рефлексия
Предлагает составить синквейны:Жилин, Костылин
Просит несколько работ прочитать вслух
Работают в группах.
Формативное оценивание (цветные стаканчики)
При проверке задания 2 группы прослушать письма, написанные дома от лица Жилина и Костылина домой.
«жила»-прочное окончание мышц, жилистый, сильный.
«Костыль»- палка для хромых, бессильных.
Составляют киносценарий
Работая в паре, распределяют качества характера Жилина и Костылина
Приложение
Антитеза
Работают в паре, подбирают пословицы, зачитывают
Рассуждают, высказывают мнение
Жизнь каждого человека зависит от его характера и того выбора, который он делает самостоятельно. Нужно с детства формировать в себе характер, чтобы не стать таким, как Костылин.
Читают работу
Чтобы дружить, не обязательно быть одной веры и национальности. Дружить могут абсолютно разные люди, если у них есть общие интересы.
Отвечают на вопросы теста, проверяют по ключам, по критериям выставляют оценку
Индивидуально
Составляют синквейны, читают
Итог
3мин.
Д/З Написать сочинение
«Что помогло Жилину спастись из плена?»
Сравнивая поступки и поведение главных героев рассказа, пришли к выводу, что безвольный и бездеятельный Костылин не способен постоять за себя, плен его сломил. А смелый и выносливый Жилин не пал духом, не растерялся, в трудную минуту он проявил исключительную стойкость.
Записывают д/з в дневники
Приложение
Добрый (думает о матери, жалеет ее)
Надеется на себя
Обдумывает побег
Деятельный человек
Сумел прижиться в ауле
Работящий
Не может сидеть без дела
Мастер
Всем помогает, даже своим врагам- татарам
Ему интересны другие люди
Любит детей
Великодушный
Заботливый
Дружелюбный
Прощение
Сострадание
Слабый человек
На себя не надеется
Ждет помощи от матери
Способен на предательство
Раскис, упал духом
Не принимает других людей
Эгоизм
Иждивенчество
Лень
Равнодушие