kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра, как способ активизации познавательного процесса при изучении истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра, как способ активизации познавательного процесса при изучении истории »

Игра, как способ активизации

познавательного процесса при изучении истории.

I.Введение

Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решать многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала; подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности, учению самостоятельно пополнять знания, воплощать знания в жизнь

Все способности человека развиваются в процессе деятельности.

Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели.

Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо учитывать всегда имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся.

Активизация мыслительной деятельности учащихся:

А) проблемное обучение – игра и игровые моменты;

Б) на различных типах уроков

- на уроках усвоения новых знаний,

- на уроках обобщения и систематизации знаний,

- на комбинированных уроках;

В) на разных этапах урока

- повторение ранее изученного материала,

- при закреплении.

Различные виды деятельности, включенные в учебный процесс, обогащают урок, так как вносят специфику в познавательные процессы: художественная деятельность вносит образность в освоение мира, трудовая – даёт практически ценные умения, общественная деятельности формирует социально значимую мотивацию, игра повышает общий эмоциональный тонус. Игра синтезирует в себе все эти виды деятельности. Она является гармоничным сочетанием театрального искусства /условность атрибутов, приёмов театральной деятельности, необходимость соблюдения мизансцен и др./ с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения /коллективность, компенсаторное распределение ролей, необходимость педагогического руководства. « Театр на уроке» зачастую пугает учителей!, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, длительными репетициями и т. д.

Нужно отметить, что, во-первых, речь идёт не об историческом спектакле, а об игре, которая не требует длительных репетиций. Игра-одноразовая по природе, она не повторяется, а если и появляется необходимость заимствовать основную канву сценария, то она всё же будет игрой по-новому, зависящей от творчества её участников, от импровизации действий.

Во-вторых, работа нал сценарием, изготовление элементов костюма является результатом коллективной деятельности.

В-третьих, эффект от уроков столь велик, что учитель просто не может не использовать этих коллосальных возможностей. Эффективность такого урока заключается в том, что пробуждается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе игры. К. Д. Ушинский отмечал, что «в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания... к такой врезавшейся в нас картине мы легко и прочно привязываем даже отвлечённые идеи, которые без того изгладились бы быстро».

На таком нестандартном уроке создаются условия для формирования творческих начал личности ученика. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности, дают возможность!» отличиться ученику, не обладающему хорошими нижними, служат началом для самовыражения личности школьника. На уроке создаётся атмосфера раскованности свободы мышления. Там, где назидание сменяется коллективной работой, находящей своё выражение в театральном действии или игре, когда равнодушие сменяется заинтересованностью, а учитель становится зрителем или равноправным участником действия, мнения учащихся и учителя становятся равнозначными. Боязнь ученика со всеми его научными выкладками, боязнь карающего, всезамечающего учителя сменяются доброжелательным соучастием в деятельности учащихся и учителя.

В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребёнка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. Но самое важное - это то, что не по необходимости, не пол давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создаёт атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие всё получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но может с умом пользоваться её богатствами.

Игры помогают, по утверждению К. Д. Ушинского, не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. Толковая игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие воспитания и обучения, требует значительного умственного напряжения от её участников, приносит им в то же время большое удовлетворение.

А. М. Горький считал, что труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствуют формированию характера и развитию воли и интеллекта. Эту же мысль развивал и А. С. Макаренко, считавший, что усилия (физические и психические), которые ребёнок делает в игре, плодотворны, что в игре незаметно для себя ребёнок вырабатывает ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни.

Не следует забывать, что если в основе труда и учения лежит определённая программа и обусловленные требования, то в основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор тему. Но игра, участниками которой будут ребята, потребует от них определённого умственного напряжения, настойчивости, терпения и организованности. Как тут установить грань между трудом и игрой, да и следует ли это делать? А если речь идёт о создании новых игр, сделанных и оформленных самими учащимися, то это уже бесспорно труд, причём труд творческий, плодотворный. От коллектива ребят, занятых таким трудом, потребуется очень многое: усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также самые разнообразные навыки и умения.

Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучат выслушивать критические замечания товарищей и думать нал устранением подмеченных в игре недостатков, развивают и укрепляют у учащихся чувство коллективизма.

Творческое применение исторических игр способствует углублению знаний учащихся в области общественных наук, расширению их общественно-политического кругозора, развитию обшей культуры, разносторонних интересов и способностей.



II. Игра, как способ активизации познавательного процесса при изучении истории.

В ходе подготовки и на самом уроке складывается новый, демократический тип отношений, когда учитель передаёт учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.

1 .Театрализованная игра.

Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения.

Театрализованные игры можно разделить по форме организации /театр, салон, художественная киностудия и др./, и по характеру деятельности учащихся на три вида:

  1. Театрализованное представление,

  2. собственно театрализованная игра,

  3. ролевая игра.

Наиболее простой формой является театрализованное представление. Этот способ передачи учащимся информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с непременным привлечением театральных атрибутов или их элементов. Подготовка такого представления начинается с составления сценария. Для его создания учитель использует литературные произведения, историческую научно-популярную литературу, переработанную самим учителем или учащимися с помощью учителя в соответствии с образовательными и воспитательными целями урока.

Учителю необходимо самому составить подробный сценарий театрализованного представления для учащихся V-VI классов, так как у них ещё слабо отработана техника чтения, навыки самостоятельной работы, умение выделить главное, и для школьников VII-VIII классов, когда изучается сложный материал.

В большинстве же случаев ученики сами являются авторами сценария. Учитель лишь знакомит их с сюжетом и ставит задачи. Например, при прохождении темы «Африка в средние века», учитывая, что материала в учебнике нет, та часть урока, которая посвящена изучению нового материала, организуется в форме театрализованного представления. Из числа желающих выбираются 3-4 ученика, которым предлагается следующий сюжет: На месте обмена товарами встречаются представители трёх африканских государств. Предлагая дом другу свои товары, они рассказываю! об основных занятиях народов Африки, общественном строе и культуре. Для составления рассказов учитель предлагает учащимся обратиться к «Детской энциклопедии».

После представления учитель просит учащихся определить основные занятия, общественный строй и достижения культуры народов Африки в средние века. Затем он предлагает сравнить занятия, общественный строй и культуру народов Африки и Америки.


2. Театрализованное представление.

Наибольший эффект даёт театрализованное представление в сочетании с проблемным заданием. Например, при изучении темы «Колониальные захваты европейцев» после небольшой беседы, позволяющей повторить основные географические открытия, учитель обращает внимание учащихся на доску с опорными моментами урока.

«Золото было тем магическим словом, через которое гнало испанцев Атлантический океан в Америку»

/Ф. Энгельс/

Колониальные захваты


для Европы

европейцев


для Африки


и Америки

Приобщение к передовой


Потеря независимости

европейской культуре


угнетение, уничтожение



национальной культуры


Учащиеся получают задание: определите последствия географических открытий и колониальных захватов для Европы, Африки и Америки.

После этого разыгрываются театрализованные представления. Учитель намечает сюжеты сценариев, а тексты составляют сами ученики.

В лодке, направляющейся к одному из островов Карибского моря, находятся три индейца - представители разных племён, покорённых европейцами. Они поднимают на борт человека, взвывающего о помощи. Им оказывается африканец, захваченный в плен европейцами, проданный в рабство в Америку и чудом уцелевший во время кораблекрушения. Он рассказывает индейцам страшную историю захвата Африки колонизаторами. В ответ на его горестную исповедь индейцы по очереди рассказывают об участи их племён, попавших под иго конкистадоров на Кубе и Гаити, в Мексике и Перу. Представление можно сопровождать кадрами диафильма «Географические открытия конца XV-начала XVI в. в. Колониальные захваты». Затем разыгрывается второе представление. Испанский и португальский конкистадоры пишут донесения своим королям, где наперебой хвалятся своей «просветительской» деятельностью. Урок завершается небольшой беседой.

В приведённых примерах театрализованное представление заменяет изложение нового материала учителем. В других случаях оно служит иллюстрацией к рассказу преподавателя. При изучении темы «Борьба между наукой и церковью» может быть инсценирован суд над Галилеем или суд над Джордано Бруно, при прохождении темы «Освободительная борьба украинского и белорусского народов» можно инсценировать диалог русского и украинских крестьян или казачий круг для раскрытия причин и движущих сил освободительной войны украинского народа.

Представление можно использовать и при закреплении материала.

В отличие от театрализованного представления театрализованная игра подразумевает более свободную форму сценария, позволяет включать импровизацию, занимает весь урок, к работе привлекаются все учащиеся.

Рассмотрим некоторые виды театрализованной игры.

Урок-митинг. Проводится на тех уроках, когда возникает необходимость в сопоставлении нескольких принципиальных точек зрения. Например, при изучении тем «Возникновение революционно-демократической идеологии в России XIX в.», «Создание марксистской пролетарской партии в России», «Перерастание буржуазно-демократической революции в России в социалистическую», «Политика военного коммунизма», «НЭП», «Индустриализация страны», «Коллективизация сельского хозяйства», «Страна в начале 90-х годов», и др. Учитывая сложность изучаемого материала, учитель стремится сделать урок как можно более запоминающимся, выразительным. Урок-митинг позволяет значительно эффективнее решать задачи формирования у школьников умений обобщать и оценивать исторические факты, применять полученные знания, готовить доклад и выступать с ним, приводить аргументы для опровержения. Учитель выбирает из числа желающих 4-х учащихся, которые за две недели должны изучить литературу. Они составляют тексты выступлений на митинге. Всему классу даётся задание повторить сущность взглядов видных деятелей. На уроке-митинге каждый ученик может выступить с аргументированной критикой положений того или иного оратора. После вступления учителя слово предоставляется ученику, ведущему митинг.

Так как иногда сложно на слух воспринимать основные идеи, ораторы перед выступлением распространяют листовки с основными идеями той или иной теории. В заключении учитель подводит итоги и оценивает работу учащихся.

Урок-клуб путешественников. Проводится при изучении тем, Связанных с обзорным изучением стран или географических открытий. Например, «Сибирь в XVII в.», после небольшого вступительного слова учителя класс получает задание: определите вклад В. Д. Пояркова, Е. П. Хабарова и С. И. Дежнёва в русскую историю. Обозначьте на контурной карте маршруты их экспедиций.

Учитель приглашает за стол «участников» экспедиций. Эти учащиеся заранее изучили жизнь и деятельность каждого из землепроходцев и мореходов с помощью дополнительной литературы. В непренуждённой беседе они рассказывают о народах, населяющих территорию Сибири, о замысле, задачах и ходе экспедиции, судьбе их руководителей, значений их деятельности, отвечают на вопросы зрителей. Затем учитель проверяет выполнение задания, полученного в начале урока.

Также можно провести уроки при изучении тем «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в XX в.» и т. д.

3. Ролевая игра.

Урок-суд. Для проведения такого урока учитель создаёт две группы учащихся: три судьи, прокурор, адвокат и свидетели. Её успешно применяют при изучении таких явлений, как фашизм, расизм, сталинизм, бонапартизм. Группы накапливают материал /используют сборники документов, мемуары, публикации периодической печати/ и составляют показания свидетелей, речи обвинения и защиты.

Учитывая, что учащиеся не могут в полной мере отразить роль того или иного политического деятеля, склонны к схематизму, процесс проводится не над конкретным лицом, а над явлением, и подсудимый— символический / чёрная книга преступлений фашизма, куклусклановский колпак и т. д./

Для проведения урока необходима специальная расстановка мебели: в центре, у доски - стол судей, слева - обвинитель, справа -адвокат и скамья подсудимых. Урок начинается вводным словом учителя. После этого объявляется: «Суд идёт!». Судьи, обвинитель, адвокат занимают свои места. Урок ведёт председатель суда. Слушаются обвинительное заключение, показания свидетелей, с сообщениями выступают государственный обвинитель и адвокат. Суд удаляется на совещание, для вынесения решения. Урок-суд можно заменить мини-пресс-конференцией, комментарием учителя. Чтобы урок прошёл интересней, используются фильмы учебные. Можно создать корреспондентский пункт, который будет освещать ход судебного процесса.

Урок-киностудия. За две недели до урока необходимо разделить класс на три творческие группы и художественный совет студии, в который входят художественный руководитель, редактор, музыкальный редактор. Необходимы технические работники: звукооператор и осветитель. Если учащиеся имеют слабые навыки работы на уроке, учитель берёт на себя роль директора студии. В классе с высокой степенью активности учащихся и достаточно высоко сформированными учебными умениями и навыками учитель только консультирует.

Три режиссёра комплектуют творческие объединения, включающие сценаристов, композитора, художников, монтажёров, дикторов и т. д. Учитель ставит задачу перед каждым творческим объединением. Затем учащиеся знакомятся с материалом учебника, дополнительной литературой, определяют жанр фильма и приступают к написанию сценария, подбору иллюстративного материала и музыкального сопровождения. Сразу же надо определить, что вкладывается в понятие фильм. В данном случае над фильмом подразумеваются сменяющиеся на экране иллюстрации, сопровождающиеся дикторским текстом и музыкой /кадры диафильма, слайды, иллюстрации к книгам, рисунки учеников/. Для проведения урока необходимо предусмотреть затемнение, экран. Можно подготовить афиши.

К уроку «Отечественная война 1812 г.» ученики подготовили фильмы, в которых раскрыли причины, ход войны, рассказали о героизме русских людей, таланте полководцев. Каждый фильм длился 5-7 минут.

Первое творческое объединение выбрало для своего фильма жанр хроники. События излагались хронологически последовательно. Текст сопровождался рисунками учащихся и музыкой П. И. Чайковского Торжественная увертюра «1812 год».

Второе творческое объединение создало фильм-воспоминание, взяв за основу стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Использовались рисунки.

Третье творческое объединение построило фильм в жаре диалога: за столом сидела девочка и читала отрывок из романа «Война и мир» Л. Н . Толстого о «Совете в Филях». После просмотра члены художественного совета выясняют у представителей творческих объединений, что они вкладывают в понятия «отечественная война», «партизанская война», «ополчение». Затем разбирается значение победы России над Францией в войне 1812 года. Члены художественного совета дают оценки фильмам. Учитель комментирует работу учащихся.

Урок-салон. Этот урок является подведением итогов самостоятельной работы. Можно проводить совместно с учителями литературы и музыки. Уроку по теме «Культура XVIII-первой половины XIX в., литература, искусство и архитектура» предшествует длительная подготовка. Это план самостоятельной работы учащихся. За 2-3 недели в классе создаются три творческие группы по изучению литературы, живописи, скульптуры, музыки XVIII-первой половины XIX в. После первого знакомства с литературой внутри группы выделяются учащиеся по изучению творчества отдельного представителя мировой культуры: Байрона, Гёте, Шиллера, Гейне, Бальзака, Диккенса, Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена , Давида, Гойи, Делакруа, Курбе и других. Теперь перед учениками ставится задача: после знакомства с творчеством поэта, композитора, скульптора или художника составьте диалог, в котором отразились бы характеристика основного направления в искусстве, главные события нового времени, повлиявшие на творчество. Учащиеся слушают фрагменты произведений композиторов, о которых будет идти речь на уроке / «Колыбельная» Моцарта, «Сурок» Бетховена/, танцы /полонез, вальс/, учат стихотворения. В этом им помогают учителя литературы и музыки.

После изучения дополнительной литературы учитель формирует группы по изучению основных направлений в искусстве — классицизма, романтизма и реализма - и ставит задачу: найдите общие черты проявления тех или иных направлений в разных видах искусства и составьте композицию. Выбирается хозяйка салона. Можно подготовить элементы костюма, проводится беседа об этике XIX века.

Во водном слове учителя определяются цели и задачи урока. Хозяйка салона приглашает послушать музыку Баха. На фоне музыки разговор о Бахе. На экране появляются картины Давида «Смерть Марата» и «Клятва Горациев». Завязывается диалог о классицизме в живописи Давида и в творчестве Шиллера. Поклонница творчества Гёте рассказывает о нём. Диалог прерывается звуками Героической симфонии Бетховена и начинается разговор о его творчестве. По просьбе хозяйки салона исполняется «Сурок» Бетховена. При последних тактах танца на экране последовательно появляется картина Гойи «Расстрел повстанцев в Мадриде». Участники беседы о творчестве Гойи находят сходство картины «Расстрел повстанцев в Мадриде» и поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Горальда». В разговоре о творчестве Делакруа и Жерико выявляются черты романтизма в живописи и литературе. Вторая часть урока завершается рассказами о Гейне и Моцарте. В третьей части разговор идёт о реализме Диккенса и Бальзака, Курбе и Милле, Шопена. Звучит полонез. Танец завершает последнюю часть урока. Хозяйка салона уступает место учителю, который подводит итог урока.

Второй урок по теме /лучше, если уроки спаренные/ проводится в виде обобщающей беседы по первому уроку. Заполняется таблица.

«Основные направления в литературе и живописи XVIII – XIX в.в.

Направление

Живопись

Литература

Классицизм

Романтизм

Реализм



Уроки по культуре можно провести и так: выбираются хозяйки гостиной, которые рассказывают о творчестве художников /на стенах висят картины художников/, литераторов /читаются стихи и рассказывается о их творчестве/, музыкантов /слушается музыка и рассказы о их творчестве/. Затем так же заполняется таблица. Учитель подводит итоги урока.

Исторический аукцион. Перед изучением темы «Географические открытия конца XV- начала XVI в. в. Колониальные захваты» ученики были предупреждены о том, что на повторительно-обощающем уроке по этой теме будет проведена игра-аукцион. Аукцион - особый способ продажи товаров. Предмет предварительно выставляется для осмотра. Называется его первоначальная цена. Тот, кто хочет его купить, эту цену повышает. Товар продаётся тому, кто даёт за него наивысшую цену.

На нашем аукционе можно купить пушку, каравеллу, календарь майя, компас, дневник Колумба. Например, продаётся пушка. Все желающие купить её по очереди рассказывают о ней то, что сумели узнать, готовясь к аукциону. Тот, кто по мнению жюри, покажет лучше знание предмета, становится владельцем пушки и получит оценку «отлично». Всем принявшим участие в игре выставляются оценки в зависимости от качества знания.

Учащимся заранее был предложен список книг, в которых они могли найти нужные им сведения. В библиотеке подготовлена выставка литературы. На уроке-аукционе учитель стоит за столом и показывает продаваемый предмет. Выслушав одного ученика, учитель ударяет деревянным молоточком по столу и спрашивает: «Кто знает больше?». Предмет вручается победителю, которого определяет жюри. В состав жюри приглашаются учитель истории, учитель географии и ученик-старшеклассник. Для аукциона на школьные деньги покупаются компас, карта Америки, маска-сувенир, игрушки — пушка и ружьё, альбом /для дневника Колумба/ и красочно оформленный календарь.

Игра «Что? Где? Когда? Перед игрой определяются «знатоки», которые набирают команду. Участники игры рассаживаются за партами по командам. Одна команда остаётся у доски. Ей задают вопросы по всей изученной теме представители других команд. Обсуждение вопроса командой занимает 20-30 секунд, отвечает один ученик. Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место у доски другой команде. Первый раз много времени занимает организационный момент. Приобретая вкус к игре, учащиеся рациональнее используют игровое время, стремятся задать как можно больше вопросов. Игра продолжается 25-30 минут. Команда-победительница получает оценку «отлично».

Игра-«Поле чудес». Проводится по пройденному материалу или на обобщающем уроке. Изготавливается специальный стол, где есть сектора с очками. На доске задание. Учащиеся крутят барабан, называют буквы. Угадавший слово получает приз - ручку, карандаш, альбом и т. д. /призы покупаются на школьные деньги/.

В старших классах стали обычными уроки-дискуссии, конференции, блиц турниры, «круглые столы».

Неплохие результаты даёт игра «Что мы узнали о декабристах» /урок повторения и обобщения/.

Группы по 5-6 человек занимают свои столы. Учителю помогают вести игру два «знатока»-эксперта. Игра включает в себя элемент викторины, а также задания, подобные следующему: «Ваша группа -это тайное общество декабристов. Определитесь с названием своего общества, выберите его девиз, эмблему». Далее каждому «тайному обществу» предлагается разработать свою программу, дать ей название и обосновать её необходимость. Ещё одно задание -определить политические взгляды автора следующих строк:

О, родина-мать, чтоб рабство попрать,

Восстань на трон, восстань на царей

За правду свою, за доблесть в бою,

За вольный труд твоих детей... /Из стихотворения П. И. Пестеля/.

Ребятам поручается также придумать /и исполнить/ гимн тайного общества, способный воодушевить на решительный бой за свободу /это может быть коллективным домашним заданием/. Часть заданий обсуждаются сразу, какие-то из них анализируют помощники /эксперты/ и затем совместно с учителем подводят итоги. Материал, использовавшийся во время игры, долго сохраняется в памяти.


III. Заключение.

Повысить эффективность урока невозможного без повышения методического мастерства учителя. Учитель имеет право на творческое осмысление учебных программ, на выбор форм и методов проведения уроков. Практика доказывает и го, что увеличение объёма самостоятельной работы при подготовке к игре на уроке повышает интерес к учёбе, учит ребят мыслить, активно учиться. Моральные нормы, о соблюдении которых я часто и многократно, но столь же и безуспешно напоминаю ребятам, незаметно могут вырабатываться в ходе игры. Если же участники игры сами строго осуждают у товарищей проявление зазнайства, упрямства, несоблюдение существующих правил, то это благотворно повлияет на устранение таких недостатков у отдельных ребят. Недаром я ценю играющий детский коллектив, в котором строгими судьями являются сами его участники

Хочется указать ещё на одну важную черту познавательных игр, превращающую их в орудие воспитания.

Они всегда ведутся по определенным правилам, в игре учащиеся должны мобилизовать свои знания, обращаться к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащать себя. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе.



«МБОУ средняя общеобразовательная школа № 4

имени А.А. Леонова» города Гагарин Смоленской области

Соловьева Татьяна Витальевна



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Игра, как способ активизации познавательного процесса при изучении истории

Автор: Соловьева Татьяна Витальевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Организация самостоятельной познавательной деятельности  на уроках истории  в специальной школе для глухих детей. "
    ["seo_title"] => string(130) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-istorii-v-spietsial-noi-shkolie-dlia-ghlukhikh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "203816"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429547326"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(85) "aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "121882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414083676"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Статья на тему: " Мотивация к обучению. Как я развиваю интерес к предмету""
    ["seo_title"] => string(75) "statia_na_temu_motivatsiia_k_obucheniiu_kak_ia_razvivaiu_interes_k_predmetu"
    ["file_id"] => string(6) "475995"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1534583375"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) ""Игровая технология обучения на уроках географии, как фактор ситуаций успеха в учебной деятельности " "
    ["seo_title"] => string(118) "ighrovaia-tiekhnologhiia-obuchieniia-na-urokakh-ghieoghrafii-kak-faktor-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "112923"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408992271"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства