Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г
Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г
Данная разработка поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по истории России в 9 классе на тему "Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г" Презентация также может быть полезна учащимся для самостоятельного изучения темы, подготовки домашнего задания и повторения пройденного материала. Презентация поможет учителю провести урок удаленно (он-лайн).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г»
План урока
1. Демократический импульс войны
2. Изменения в структурах власти
3. Новый виток репрессий
4. Национальная политика
5. Восстановление «железного занавеса»
6. Литература, театр и кино, музыка
7. Образование и наука
1. Демократический импульс войны
Берлин. Первый
день мира.
Война изменила общественно-политическую атмосферу общества, она пробила брешь в «железном занавесе». Жизнь людей в Европе, увиденная во время освободительного похода в Европу, породила сомнения в правильности навязанных партией оценок. Победа породила надежды: крестьян - на роспуск колхозов, интеллигенции - на ослабление политического диктата, населения союзных республик - на изменение национальной политики.
1. Демократический импульс войны
«Демократический
импульс» войны
Эти идеи высказывались даже в обсуждении закрытых проектов новых Конституции, Устава и Программы партии. Хотя предложения высказывались лишь партийной номенклатурой, но и она была готова ликвидировать суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на выборных должностях, ввести альтернативные выборы.
2. Изменения в структурах власти
Изменения
в структуре
власти
В сентябре 1945 г. было отменено чрезвычайное положение и ликвидирован ГКО. В марте 1946 г. Совнарком был преобразован в Совет Министров. Вскоре прошли выборы в Советы всех уровней и народных судей. Чаще стали созываться сессии Советов, но их деятельность по-прежнему носила формальный характер. В 1952 г. состоялсяXIXсъезд партии. ВКП(б) была переименована в КПСС. Прошли съезды профсоюзов и ВЛКСМ. Эти изменения не были необратимыми - постепенно политический режим вновь встал на путь ужесточения.
3. Новый виток репрессий
П.Понеделин
Н.Кириллов
А.Новиков
Опасаясь возросшей популярности военных Сталин санкционировал аресты маршала А.Новикова, генералов П.Понеделина и Н.Кириллова (оба расстреляны в 1950 г.), ряда сослуживцев маршала Г.Жукова. Сам Г.Жуков был обвинен в сколачивании группы недовольных офицеров, в неблагодарности и неуважении к Сталину.
3. Новый виток репрессий
Из передовой статьи
газеты «Правда»
В 1948 г. после смерти А.Жданова было сфабриковано «ленинградское дело», по которому было арестовано около 2 тыс.человек, а 200 человек включая Председателя Совмина России М.Родионова, председателя Госплана Н.Вознесенского и секретаря ЦК ВКП(б) А.Кузнецова были расстреляны.
3. Новый виток репрессий
В конце 1952 г. было сфабриковано «мингрельское дело». Последним из готовившихся процессов стало «дело врачей», обвиненных в неправильном лечении руководителей Советского государства. Последовали многочисленные аресты и только смерть Сталина спасла многих от лагерей или расстрела.
Разоблачение «врачей-убийц». Плакат 1952 г.
4. Национальная политика
«Лесные братья»
Война привела к возникновению неподконтрольных властям идейных и политических движений. Особых масштабов они достигли на территориях вошедших в состав СССР накануне войны, где велась против насильственной советизации и коллективизации. На территории Прибалтики действовали вооруженные отряды «лесных братьев».
4. Национальная политика
Численность народов
репрессированных
после войны
МВД провело массовые депортации в Сибирь «Членов семей литовских бандитов и бандитопособников из числа кулаков». Аналогичные акции прошли на Украине, в Латвии, Эстонии и Белоруссии. Одновременно начались гонения на национальную культуру и шел процесс «скрытой русификации». В то же время росло число репрессированных и среди русского населения.
4. Национальная политика
Члены еврейского Антифашистского комитета
В годы войны в СССР был создан еврейский Антифашистский комитет. После окончания войны комитет хотел создать автономию в Крыму или Поволжье, что было расценено властями, как заговор. Комитет был обвинен в космополитизме и распущен, его члены арестованы и осуждены. Руководители комитета расстреляны.
5. Восстановление «железного занавеса»
Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса, на то, что СССР станет более открытой страной. Но отношения СССР с военными союзниками быстро испортились. Летом 1945 г. в стране началась кампания против западного влияния на отечественную культуру. Партия снова взяла культуру под полный контроль.
5. Восстановление «железного занавеса»
А.Жданов и И.Сталин
Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А.Жданов. «Железный занавес» был полностью восстановлен в 1948 г., когда развернулась борьба с космополитизмом. СССР вновь оказался не только в идеологической, но и культурной изоляции от остального мира.
6. Литература, театр и кино, музыка
Центральное место в литературе занимала военная тематика («Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «В окопах Сталинграда» В.Некрасова). В романах «Кружилиха» В.Пановой, «Первые радости» К.Федина центральное место занял процесс возрождения мирной жизни. В это время стремительно развивалась национальная литература. На всю страну прославились Р.Гамзатов, Д.Кугультинов, К.Кулиев и др.
Р.Гамзатов
К.Кулиев
6. Литература, театр и кино, музыка
Усиливался партийный контроль над литературой. В 1946 г. в постановлении ЦК ВКП(б) за «безыдейные, идеологически вредные произведения» резкой критике подверглись журналы «Звезда» и «Ленинград». Журнал «Ленинград» был закрыт, а в «Звезде» сменилось руководство.
6. Литература, театр и кино, музыка
Критике подверглись известные писатели: руководитель Союза писателей СССР А.Фадеев за первый вариант «Молодой гвардии», где было слабо показано роль партийного руководства молодыми подпольщиками; поэт-песенник М.Исаковский за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату…». Критике подвергались драматург А.Штейн, писатели М.Слонимский, Ю.Герман, Э.Казакевич. За космополитизм были расстреляны П.Маркиш и Л.Квитко, по делам И.Эренбурга, С.Маршака, В.Гроссмана велись следствия.
А.Фадеев
М.Исаковский
6. Литература, театр и кино, музыка
С.Эйзенштейн
на съемках
«Ивана Грозного»
Усилилось давление партии на театр и кино. ЦК осудил «идеализацию… царей, ханов», а также постановку пьес западных авторов и «потакание обывательским вкусам и нравам». В соответствующем постановлении ставилась задача увеличить число постановок посвященных «пафосу борьбы за коммунизм».
6. Литература, театр и кино, музыка
Кадр из фильма
С.Герасимова
«Молодая гвардия»
В кинематографе яркими событиями стали «Молодая гвардия» С.Герасимова, «Повесть о настоящем человеке» А.Столпера, «Весна» Г.Александрова и др. В тоже время резкой критике подверглись: 2-я серия «Ивана Грозного» С.Эйзенштейна, «Адмирал Нахимов» В.Пудовкина, «Большая жизнь» Л.Лукова. Эти фильмы на долгие годы были положены на полку.
6. Литература, театр и кино, музыка
С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Хачатурян
В конце 40-х были созданы крупные произведения - «Медный всадник» Р.Глиера, «Великая дружба» В.Мурадели, «Каменный цветок» С.Прокофьева. Но в 1948 г. ЦК подверг критике Мурадели, Шостаковича, Прокофьева и Хачатуряназа «антинародную направленность» их искусства.
7. Образование и наука
После войны быстрыми темпами шло восстановление системы образования. В 1950 г. в стране насчитывалось 222 тыс.школ. Расходы на образование выросли в 2,5 раза. Страна продолжила, прерванный войной переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Восстановление экономики требовало квалифицированных специалистов и к 1947 г. был превзойден довоенный уровень ВУЗов и студентов. За 5 лет было подготовлено 650000 различных специалистов.
7. Образование и наука
В науке характерной чертой времени стали «дискуссии», использовавшиеся властями для утверждения «партийности науки» и сведения счетов с оппонентами. В 1948 г. на сессии академии ВАСХНИЛ была разгромлена генетика. Развитие генетики было прервано на долгие годы.
Т.Лысенко
7. Образование и наука
В1950г. И.Сталин лично принял участие в дискуссии по вопросам языкознания. Он «научно доказал» необходимость существования в СССР сильного и контролирующего все сферы жизни государства, тем самым опровергнув тезис К.Маркса о постепенном отмирании государства на пути строительства коммунизма.
7. Образование и наука
Дискуссии в исторической науке были сведены к обоснованию необходимости существования в СССР существующей модели государства. В ходе таких «дискуссий» прогрессивными деятелями в истории были объявлены Иван Грозный и опричники. На борцах за национальную независимость было поставлено клеймо иностранных агентов.
7. Образование и наука
Экономические дискуссии завершились выходом в свет работы И.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Работа отвергала любые проявления рыночной экономики в социалистическом государстве и обосновывала все большее огосударствление экономики в СССР.
Выводы
После войны культура и ее основные задачи были сведены к обработке общественного сознания. Роль науки заключалась также в решении оборонных задач и утверждении «партийности» как в гуманитарных, так и естественных науках.
Полные блоки презентаций
по Истории и Обществознанию
Вы можете найти на сайте
http://presentation-history.ru/
На сайте также размещеныпоурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию,ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознаниюи истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.