kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по истории России в 9 классе на тему "Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г" Презентация также может быть полезна учащимся для самостоятельного изучения темы, подготовки домашнего задания и повторения пройденного материала. Презентация поможет учителю провести урок удаленно (он-лайн).

Просмотр содержимого документа
«Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г»

План урока 1. Демократический импульс войны 2. Изменения в структурах власти 3. Новый виток репрессий 4. Национальная политика 5. Восстановление «железного занавеса» 6. Литература, театр и кино, музыка 7. Образование и наука

План урока

1. Демократический импульс войны

2. Изменения в структурах власти

3. Новый виток репрессий

4. Национальная политика

5. Восстановление «железного занавеса»

6. Литература, театр и кино, музыка

7. Образование и наука

1. Демократический импульс войны Берлин. Первый день мира. Война изменила общественно-политическую атмосферу общества, она пробила брешь в «железном занавесе». Жизнь людей в Европе, увиденная во время освободительного похода в Европу, породила сомнения в правильности навязанных партией оценок. Победа породила надежды: крестьян - на роспуск колхозов, интеллигенции - на ослабление политического диктата, населения союзных республик - на изменение национальной политики.

1. Демократический импульс войны

Берлин. Первый

день мира.

Война изменила общественно-политическую атмосферу общества, она пробила брешь в «железном занавесе». Жизнь людей в Европе, увиденная во время освободительного похода в Европу, породила сомнения в правильности навязанных партией оценок. Победа породила надежды: крестьян - на роспуск колхозов, интеллигенции - на ослабление политического диктата, населения союзных республик - на изменение национальной политики.

1. Демократический импульс войны «Демократический импульс» войны Эти идеи высказывались даже в обсуждении закрытых проектов новых Конституции, Устава и Программы партии. Хотя предложения высказывались лишь партийной номенклатурой, но и она была готова ликвидировать суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на выборных должностях, ввести альтернативные выборы.

1. Демократический импульс войны

«Демократический

импульс» войны

Эти идеи высказывались даже в обсуждении закрытых проектов новых Конституции, Устава и Программы партии. Хотя предложения высказывались лишь партийной номенклатурой, но и она была готова ликвидировать суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на выборных должностях, ввести альтернативные выборы.

2. Изменения в структурах власти Изменения в структуре власти В сентябре 1945 г. было отменено чрезвычайное положение и ликвидирован ГКО. В марте 1946 г. Совнарком был преобразован в Совет Министров. Вскоре прошли выборы в Советы всех уровней и народных судей. Чаще стали созываться сессии Советов, но их деятельность по-прежнему носила формальный характер. В 1952 г. состоялся XIX съезд партии. ВКП(б) была переименована в КПСС. Прошли съезды профсоюзов и ВЛКСМ. Эти изменения не были необратимыми - постепенно политический режим вновь встал на путь ужесточения.

2. Изменения в структурах власти

Изменения

в структуре

власти

В сентябре 1945 г. было отменено чрезвычайное положение и ликвидирован ГКО. В марте 1946 г. Совнарком был преобразован в Совет Министров. Вскоре прошли выборы в Советы всех уровней и народных судей. Чаще стали созываться сессии Советов, но их деятельность по-прежнему носила формальный характер. В 1952 г. состоялся XIX съезд партии. ВКП(б) была переименована в КПСС. Прошли съезды профсоюзов и ВЛКСМ. Эти изменения не были необратимыми - постепенно политический режим вновь встал на путь ужесточения.

3. Новый виток репрессий П.Понеделин Н.Кириллов  А.Новиков  Опасаясь возросшей популярности военных Сталин санкционировал аресты маршала А.Новикова, генералов П.Понеделина и Н.Кириллова (оба расстреляны в 1950 г.), ряда сослуживцев маршала Г.Жукова. Сам Г.Жуков был обвинен в сколачивании группы недовольных офицеров, в неблагодарности и неуважении к Сталину.

3. Новый виток репрессий

П.Понеделин

Н.Кириллов

А.Новиков

Опасаясь возросшей популярности военных Сталин санкционировал аресты маршала А.Новикова, генералов П.Понеделина и Н.Кириллова (оба расстреляны в 1950 г.), ряда сослуживцев маршала Г.Жукова. Сам Г.Жуков был обвинен в сколачивании группы недовольных офицеров, в неблагодарности и неуважении к Сталину.

3. Новый виток репрессий Из передовой статьи газеты «Правда» В 1948 г. после смерти А.Жданова было сфабриковано «ленинградское дело», по которому было арестовано около 2 тыс.человек, а 200 человек включая Председателя Совмина России М.Родионова, председателя Госплана Н.Вознесенского и секретаря ЦК ВКП(б) А.Кузнецова были расстреляны.

3. Новый виток репрессий

Из передовой статьи

газеты «Правда»

В 1948 г. после смерти А.Жданова было сфабриковано «ленинградское дело», по которому было арестовано около 2 тыс.человек, а 200 человек включая Председателя Совмина России М.Родионова, председателя Госплана Н.Вознесенского и секретаря ЦК ВКП(б) А.Кузнецова были расстреляны.

3. Новый виток репрессий  В конце 1952 г. было сфабриковано «мингрельское дело». Последним из готовившихся процессов стало «дело врачей», обвиненных в неправильном лечении руководителей Советского государства. Последовали многочисленные аресты и только смерть Сталина спасла многих от лагерей или расстрела. Разоблачение «врачей-убийц». Плакат 1952 г.

3. Новый виток репрессий

В конце 1952 г. было сфабриковано «мингрельское дело». Последним из готовившихся процессов стало «дело врачей», обвиненных в неправильном лечении руководителей Советского государства. Последовали многочисленные аресты и только смерть Сталина спасла многих от лагерей или расстрела.

Разоблачение «врачей-убийц». Плакат 1952 г.

4. Национальная политика «Лесные братья»  Война привела к возникновению неподконтрольных властям идейных и политических движений. Особых масштабов они достигли на территориях вошедших в состав СССР накануне войны, где велась против насильственной советизации и коллективизации. На территории Прибалтики действовали вооруженные отряды «лесных братьев».

4. Национальная политика

«Лесные братья»

Война привела к возникновению неподконтрольных властям идейных и политических движений. Особых масштабов они достигли на территориях вошедших в состав СССР накануне войны, где велась против насильственной советизации и коллективизации. На территории Прибалтики действовали вооруженные отряды «лесных братьев».

4. Национальная политика Численность народов репрессированных после войны  МВД провело массовые депортации в Сибирь «Членов семей литовских бандитов и бандитопособников из числа кулаков». Аналогичные акции прошли на Украине, в Латвии, Эстонии и Белоруссии. Одновременно начались гонения на национальную культуру и шел процесс «скрытой русификации». В то же время росло число репрессированных и среди русского населения.

4. Национальная политика

Численность народов

репрессированных

после войны

МВД провело массовые депортации в Сибирь «Членов семей литовских бандитов и бандитопособников из числа кулаков». Аналогичные акции прошли на Украине, в Латвии, Эстонии и Белоруссии. Одновременно начались гонения на национальную культуру и шел процесс «скрытой русификации». В то же время росло число репрессированных и среди русского населения.

4. Национальная политика Члены еврейского Антифашистского комитета  В годы войны в СССР был создан еврейский Антифашистский комитет. После окончания войны комитет хотел создать автономию в Крыму или Поволжье, что было расценено властями, как заговор. Комитет был обвинен в космополитизме и распущен, его члены арестованы и осуждены. Руководители комитета расстреляны.

4. Национальная политика

Члены еврейского Антифашистского комитета

В годы войны в СССР был создан еврейский Антифашистский комитет. После окончания войны комитет хотел создать автономию в Крыму или Поволжье, что было расценено властями, как заговор. Комитет был обвинен в космополитизме и распущен, его члены арестованы и осуждены. Руководители комитета расстреляны.

5. Восстановление «железного занавеса»  Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса, на то, что СССР станет более открытой страной. Но отношения СССР с военными союзниками быстро испортились. Летом 1945 г. в стране началась кампания против западного влияния на отечественную культуру. Партия снова взяла культуру под полный контроль.

5. Восстановление «железного занавеса»

Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса, на то, что СССР станет более открытой страной. Но отношения СССР с военными союзниками быстро испортились. Летом 1945 г. в стране началась кампания против западного влияния на отечественную культуру. Партия снова взяла культуру под полный контроль.

5. Восстановление «железного занавеса» А.Жданов и И.Сталин  Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А.Жданов. «Железный занавес» был полностью восстановлен в 1948 г., когда развернулась борьба с космополитизмом. СССР вновь оказался не только в идеологической, но и культурной изоляции от остального мира.

5. Восстановление «железного занавеса»

А.Жданов и И.Сталин

Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А.Жданов. «Железный занавес» был полностью восстановлен в 1948 г., когда развернулась борьба с космополитизмом. СССР вновь оказался не только в идеологической, но и культурной изоляции от остального мира.

6. Литература, театр и кино, музыка Центральное место в литературе занимала военная тематика («Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «В окопах Сталинграда» В.Некрасова). В романах «Кружилиха» В.Пановой, «Первые радости» К.Федина центральное место занял процесс возрождения мирной жизни. В это время стремительно развивалась национальная литература. На всю страну прославились Р.Гамзатов, Д.Кугультинов, К.Кулиев и др. Р.Гамзатов К.Кулиев

6. Литература, театр и кино, музыка

Центральное место в литературе занимала военная тематика («Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «В окопах Сталинграда» В.Некрасова). В романах «Кружилиха» В.Пановой, «Первые радости» К.Федина центральное место занял процесс возрождения мирной жизни. В это время стремительно развивалась национальная литература. На всю страну прославились Р.Гамзатов, Д.Кугультинов, К.Кулиев и др.

Р.Гамзатов

К.Кулиев

6. Литература, театр и кино, музыка  Усиливался партийный контроль над литературой. В 1946 г. в постановлении ЦК ВКП(б) за «безыдейные, идеологически вредные произведения» резкой критике подверглись журналы «Звезда» и «Ленинград». Журнал «Ленинград» был закрыт, а в «Звезде» сменилось руководство.

6. Литература, театр и кино, музыка

Усиливался партийный контроль над литературой. В 1946 г. в постановлении ЦК ВКП(б) за «безыдейные, идеологически вредные произведения» резкой критике подверглись журналы «Звезда» и «Ленинград». Журнал «Ленинград» был закрыт, а в «Звезде» сменилось руководство.

6. Литература, театр и кино, музыка  Критике подверглись известные писатели: руководитель Союза писателей СССР А.Фадеев за первый вариант «Молодой гвардии», где было слабо показано роль партийного руководства молодыми подпольщиками; поэт-песенник М.Исаковский за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату…». Критике подвергались драматург А.Штейн, писатели М.Слонимский, Ю.Герман, Э.Казакевич. За космополитизм были расстреляны П.Маркиш и Л.Квитко, по делам И.Эренбурга, С.Маршака, В.Гроссмана велись следствия. А.Фадеев М.Исаковский

6. Литература, театр и кино, музыка

Критике подверглись известные писатели: руководитель Союза писателей СССР А.Фадеев за первый вариант «Молодой гвардии», где было слабо показано роль партийного руководства молодыми подпольщиками; поэт-песенник М.Исаковский за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату…». Критике подвергались драматург А.Штейн, писатели М.Слонимский, Ю.Герман, Э.Казакевич. За космополитизм были расстреляны П.Маркиш и Л.Квитко, по делам И.Эренбурга, С.Маршака, В.Гроссмана велись следствия.

А.Фадеев

М.Исаковский

6. Литература, театр и кино, музыка С.Эйзенштейн на съемках «Ивана Грозного»  Усилилось давление партии на театр и кино. ЦК осудил «идеализацию… царей, ханов», а также постановку пьес западных авторов и «потакание обывательским вкусам и нравам». В соответствующем постановлении ставилась задача увеличить число постановок посвященных «пафосу борьбы за коммунизм».

6. Литература, театр и кино, музыка

С.Эйзенштейн

на съемках

«Ивана Грозного»

Усилилось давление партии на театр и кино. ЦК осудил «идеализацию… царей, ханов», а также постановку пьес западных авторов и «потакание обывательским вкусам и нравам». В соответствующем постановлении ставилась задача увеличить число постановок посвященных «пафосу борьбы за коммунизм».

6. Литература, театр и кино, музыка Кадр из фильма С.Герасимова «Молодая гвардия»  В кинематографе яркими событиями стали «Молодая гвардия» С.Герасимова, «Повесть о настоящем человеке» А.Столпера, «Весна» Г.Александрова и др. В тоже время резкой критике подверглись: 2-я серия «Ивана Грозного» С.Эйзенштейна, «Адмирал Нахимов» В.Пудовкина, «Большая жизнь» Л.Лукова. Эти фильмы на долгие годы были положены на полку.

6. Литература, театр и кино, музыка

Кадр из фильма

С.Герасимова

«Молодая гвардия»

В кинематографе яркими событиями стали «Молодая гвардия» С.Герасимова, «Повесть о настоящем человеке» А.Столпера, «Весна» Г.Александрова и др. В тоже время резкой критике подверглись: 2-я серия «Ивана Грозного» С.Эйзенштейна, «Адмирал Нахимов» В.Пудовкина, «Большая жизнь» Л.Лукова. Эти фильмы на долгие годы были положены на полку.

6. Литература, театр и кино, музыка С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Хачатурян В конце 40-х были созданы крупные произведения - «Медный всадник» Р.Глиера, «Великая дружба» В.Мурадели, «Каменный цветок» С.Прокофьева. Но в 1948 г. ЦК подверг критике Мурадели, Шостаковича, Прокофьева и Хачатуряна  за «антинародную направленность» их искусства.

6. Литература, театр и кино, музыка

С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Хачатурян

В конце 40-х были созданы крупные произведения - «Медный всадник» Р.Глиера, «Великая дружба» В.Мурадели, «Каменный цветок» С.Прокофьева. Но в 1948 г. ЦК подверг критике Мурадели, Шостаковича, Прокофьева и Хачатуряна за «антинародную направленность» их искусства.

7. Образование и наука  После войны быстрыми темпами шло восстановление системы образования. В 1950 г. в стране насчитывалось 222 тыс.школ. Расходы на образование выросли в 2,5 раза. Страна продолжила, прерванный войной переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Восстановление экономики требовало квалифицированных специалистов и к 1947 г. был превзойден довоенный уровень ВУЗов и студентов. За 5 лет было подготовлено 650000 различных специалистов.

7. Образование и наука

После войны быстрыми темпами шло восстановление системы образования. В 1950 г. в стране насчитывалось 222 тыс.школ. Расходы на образование выросли в 2,5 раза. Страна продолжила, прерванный войной переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Восстановление экономики требовало квалифицированных специалистов и к 1947 г. был превзойден довоенный уровень ВУЗов и студентов. За 5 лет было подготовлено 650000 различных специалистов.

7. Образование и наука  В науке характерной чертой времени стали «дискуссии», использовавшиеся властями для утверждения «партийности науки» и сведения счетов с оппонентами. В 1948 г. на сессии академии ВАСХНИЛ была разгромлена генетика. Развитие генетики было прервано на долгие годы. Т.Лысенко

7. Образование и наука

В науке характерной чертой времени стали «дискуссии», использовавшиеся властями для утверждения «партийности науки» и сведения счетов с оппонентами. В 1948 г. на сессии академии ВАСХНИЛ была разгромлена генетика. Развитие генетики было прервано на долгие годы.

Т.Лысенко

7. Образование и наука  В 1950 г. И.Сталин лично принял участие в дискуссии по вопросам языкознания. Он «научно доказал» необходимость существования в СССР сильного и контролирующего все сферы жизни государства, тем самым опровергнув тезис К.Маркса о постепенном отмирании государства на пути строительства коммунизма.

7. Образование и наука

В 1950 г. И.Сталин лично принял участие в дискуссии по вопросам языкознания. Он «научно доказал» необходимость существования в СССР сильного и контролирующего все сферы жизни государства, тем самым опровергнув тезис К.Маркса о постепенном отмирании государства на пути строительства коммунизма.

7. Образование и наука  Дискуссии в исторической науке были сведены к обоснованию необходимости существования в СССР существующей модели государства. В ходе таких «дискуссий» прогрессивными деятелями в истории были объявлены Иван Грозный и опричники. На борцах за национальную независимость было поставлено клеймо иностранных агентов.

7. Образование и наука

Дискуссии в исторической науке были сведены к обоснованию необходимости существования в СССР существующей модели государства. В ходе таких «дискуссий» прогрессивными деятелями в истории были объявлены Иван Грозный и опричники. На борцах за национальную независимость было поставлено клеймо иностранных агентов.

7. Образование и наука  Экономические дискуссии завершились выходом в свет работы И.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Работа отвергала любые проявления рыночной экономики в социалистическом государстве и обосновывала все большее огосударствление экономики в СССР.

7. Образование и наука

Экономические дискуссии завершились выходом в свет работы И.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Работа отвергала любые проявления рыночной экономики в социалистическом государстве и обосновывала все большее огосударствление экономики в СССР.

Выводы  После войны культура и ее основные задачи были сведены к обработке общественного сознания. Роль науки заключалась также в решении оборонных задач и утверждении «партийности» как в гуманитарных, так и естественных науках.

Выводы

После войны культура и ее основные задачи были сведены к обработке общественного сознания. Роль науки заключалась также в решении оборонных задач и утверждении «партийности» как в гуманитарных, так и естественных науках.

Полные блоки презентаций по Истории и Обществознанию Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/   На сайте также размещены  поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию  и истории открытого банка заданий ФИПИ , карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Полные блоки презентаций

по Истории и Обществознанию

Вы можете найти на сайте

http://presentation-history.ru/

На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ , карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Изучить параграфы 36-37
  • Ответить на вопросы на стр. 249 и стр.254 (устно)
  • Знать основные события и термины


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г

Автор: Нафор Маточ

Дата: 05.04.2020

Номер свидетельства: 545437

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Разработка урока по основам политологии и социологии: "Международные отношения:субъекты и виды отношений" "
    ["seo_title"] => string(113) "razrabotka-uroka-po-osnovam-politologhii-i-sotsiologhii-miezhdunarodnyie-otnoshieniia-subiekty-i-vidy-otnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "209890"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431337103"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "тест по обществознанию "Политическая жизнь современного общества" "
    ["seo_title"] => string(79) "tiest-po-obshchiestvoznaniiu-politichieskaia-zhizn-sovriemiennogho-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "182483"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1425540220"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Формирование правовой культуры старшеклассников средствами внеучебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(92) "formirovaniie-pravovoi-kul-tury-starshieklassnikov-sriedstvami-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "254976"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447849052"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "образование как часть человеческой культуры "
    ["seo_title"] => string(49) "obrazovaniie-kak-chast-chieloviechieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "225814"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439905196"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-istorii-rasskazy-russkikh-lietopisiei-10-klass-profil-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402939837"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства