kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МОРДОВИИ 1920–1940 ГГ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В статье анализируются особенности развития физкультурно-спортивного движения в Мордовии в 1920-1940 гг.

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультурно-спортивное движение, государственная идеология.С 1917 года развитие народов Поволжья, в том числе и мордовского, протекало в рамках общего процесса построения нового государства. Преобразования затронули различные сферы жизнедеятельности народов мордовского края. В конкретных социально-исторических условиях физическая культура была призвана решать утилитарные задачи, главная из которых – удержание власти и защита революционных завоеваний. Свойственный ей дуализм приобрел специфический характер. Духовное начало физической культуры было подчинено государственной идеологии, целью которой являлось создание человека нового типа, биологическая сторона была направлена на формирование физически крепких людей, способных к труду и защите государства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МОРДОВИИ 1920–1940 ГГ.»

школа № 38

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Саранск

[email protected]

Безунов Сергей Евгеньевич

учитель

МОУ «Средняя общеобразовательная

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МОРДОВИИ 1920–1940 ГГ.


Аннотация: В статье анализируются особенности развития физкультурно-спортивного движения в Мордовии в 1920-1940 гг.

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультурно-спортивное движение, государственная идеология.






Bezynov Sergey Evgenievich

Teacher

The municipal educational institution "Secondary school № 38
with profound studying of separate subjects", Saransk




THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN MORDOVIA 1920 TO 1940

Abstract: The article analyzes the peculiarities of the development of sport movement in Mordovia from 1920 to 1940.

Key words: physical education, physical culture and sports movement, the state ideology.


С 1917 года развитие народов Поволжья, в том числе и мордовского, протекало в рамках общего процесса построения нового государства. Преобразования затронули различные сферы жизнедеятельности народов мордовского края. В конкретных социально-исторических условиях физическая культура была призвана решать утилитарные задачи, главная из которых – удержание власти и защита революционных завоеваний. Свойственный ей дуализм приобрел специфический характер. Духовное начало физической культуры было подчинено государственной идеологии, целью которой являлось создание человека нового типа, биологическая сторона была направлена на формирование физически крепких людей, способных к труду и защите государства.

Первым документом, определившим такую форму массового, физического воспитания населения, стал декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству». В мае 1918 года при реввоенсоветах были созданы органы Всеобуча. И. А. Ефимов указывает, что всего в Мордовии в 1918–1919 гг. через систему всеобуча прошло свыше 80 тысяч человек. Всеобуч был, поистине, общенародным делом [3, с. 60].

Допризывная молодежь, работу с которой регламентировал принятый на всероссийском съезде работников физической культуры, спорта и допризывной подготовки документ «Положение о допризывной подготовке» (1919), демонстрировала свою физическую подготовку на смотрах, соревнованиях по стрельбе. Так, в мае 1919 года, в честь годовщины всеобуча, в Краснослободске был проведен парад местной караульной роты и конвойной команды. Таким образом, в рамках всеобуча на территории Мордовии зарождалось физкультурно-спортивное движение.

Помыслы и чувства поколения людей, пришедшего с революцией 1917 года, были направлены на преобразование мира и формирование новой личности. Активизируются поиски новых форм воздействия. Именно в революционные годы в России родился жанр массовых действий. Огромное политическое и воспитательное значение придавалось массовым праздникам в первые годы Советской власти.

Например, в Москве и Петрограде были организованы «Пантомима Великой революции» (1918), «Действо 111 Интернационала» (1919), «Гимн освобождению труда» (1920), «Взятие Зимнего» (1920), «К мировой коммуне» (1920). В Саранске в первую годовщину Октябрьской революции также были проведены торжества, организованные мобилизационным отделом. Первой Армии, в которых приняли участие «не менее 5 тысяч человек» [1, с. 178].

Октябрьские празднования продолжались три дня. В первый день проходили демонстрации, во второй парады, в третий – карнавалы. В Саранске было построено 6 трибун, размещенных на городских площадях и военных плацах. Каждая выдержана в особом стиле. Маршевость, плакатность, насыщенность текстов лозунгово-митинговой риторикой – все это было неизбежно в период становления нового мира. Физическая сила и ловкость становились новой общественной и революционной ценностью. По сути дела, это был первый физкультурный парад на территории Мордовии.

В эти годы все формы культурной деятельности приобрели немыслимую ранее массовость, вдохновленную идеей коллективизма. Так, «в начале 20-х годов при клубе Ильича в Саранске действовали большая любительская драматическая труппа, кружок радиолюбителей, спортивная группа, группа молодежной самодеятельности под названием синяя блуза», библиотека...» [1, с. 180], а также хор учащейся молодежи в составе трехсот человек.

Таким образом, в каждом обществе складывается своя система ценностей, идеал эпохи. Оценить физическую культуру на основе идеала в полной мере невозможно, но нельзя не признать, что содержание физической культуры отражает господствующую духовную установку, принятые нормы воспитания, морали, эстетики.

В 1920-х годах в Советской России была разработана новая концепция физического воспитания, изложенная в выступлениях В. И.Ленина, А. В. Луначарского, Н. И. Подвойского на III съезде РКСМ (1920), основу которой составляли: подготовка молодежи к трудовой деятельности, подготовка молодежи к вооруженной защите социалистического Отечества.

Политическое руководство страны понимало необходимость введения уроков физической культуры в формирующуюся трудовую социалистическую школу. Процесс создания новой системы народного образования на территории Мордовии завершился, в основном, к концу 1920 года. Хотя Высший Совет физкультуры страны ввел на 1923–24 учебный год всеобщее, обязательное преподавание физической культуры в школах, однако практическая реализация этого решения осуще­ствлялась чрезвычайно медленно. По всей России систематические занятия по физической культуре едва превышали 3%. Возникшие трудности в процессе формирования школьного физического воспитания на территории Мордовии были связаны, прежде всего, с отсутствием материально-технической базы и специальных педагогических кадров.

В эти же годы родилась идея о физической культуре и спорте «для всех». В какой-то степени это способствовало развитию в военных условиях отдельных видов спорта: стрелкового, легкой атлетики, спортивных игр, особенно футбола. В футболе ценились такие достоинства, как коллективный характер игры, взаимная поддержка игроков, подчинение личности коллективу. Поэтому, так органично эта «спортивная игра пролетариата» [4, с. 26]вписалась в идеологическую доктрину советского социума и стала одним из базовых видов массового спорта. Первый футбольный матч на территории Мордовии состоялся осенью 1919 года между командами Саранска и Красного Узла, завершившийся победой красноузельцев.

Итак, в физической культуре 1920-х годов в нашей стране сформировались три направления: военная подготовка, массовое физкультурно-спортивное движение, школьное физическое воспитание. На территории Мордовии получили развитие только первые два.

Последовавшие пятилетние планы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства затронули и культурную сферу. Пропаганде основных задач пятилеток были подчинены средства физической культуры.

Программным документом по физическому воспитанию населения явилось постановление ЦК РКП (б) 1925 года «О задачах партии в областифизической культуры», в котором указывалось на то, что физкультурное движение не должно находиться в отрыве от общественно-политических целей.

Таким образом, решения партии определили место физкультурно-спортивного движения в социалистическом преобразовании страны, осуществлении культурной революции, защите здоровья трудящихся, борьбе за укрепление обороноспособности государства.

Декретом ЦИКа РСФСР от 27 июня 1923 года, об образовании Высшего Совета физической культуры, при Центральном исполнительном комитете РСФСР и местных Советов физической культуры, при исполкомах Советов рабочих и крестьянских депутатов была утверждена государственная форма управления этой сферой.

На территории Мордовии работа организации уездных Советов физической культуры началась осенью 1923 года. Так, в сентябре этого года создается Саранский уездный Совет физической культуры. Созданные Советы объединяли условия малочисленных и разрозненных физкультурных кружков, придавая организованность самодеятельной инициативе молодежи, внедряя новые формы спортивной работы. Например, занятия в спортивной группе при клубе Ильича в Саранске велись по календарному плану.

Пропагандой физической культуры активно занимались комсомольцы, которые выезжали в села и деревни, вели среди молодежи разъяснительную работу о задачах Советской власти, о политике партии, разъясняли значение физической культуры, устраивали показательные выступления, организовывали физкультурные кружки [5, с. 167].

Особое внимание уделялось «детскому, коммунистическому движению». Пионерские организации активизировали работу по внеклассному и внешкольному физическому воспитанию. Так, в 1926 году пионерской организацией Саранска, созданной в 1923 году, была проведена военно-спортивная игра «Бой за Перекоп», в которой «принимали участие пионеры всех городских отрядов, почти 200 человек». Вышеизложенные факты подтверждают реальное воплощение решений партии РКП (б) в области физической культуры [7, с. 110].

Дальнейшее развитие физкультурно-спортивного движения тесно связано с периодом становления национальной государственности мордовского народа. Это время активного формирования структуры управления физическойкультурой и спортом. Для общего руководства физическим движением в 1928 году был организован Мордовский Окружной Совет физической культуры, а на местах – городские и районные Советы физкультуры. На начало октября 1929 года Советы физкультуры были созданы в восьми районах округа, а на начало мая 1930 – пятнадцати.

В 1930 году Президиум ЦИК СССР принял решение об учреждении Всесоюзного Совета физической культуры на правах органа государственного руководства и контроля за работой по физической культуре и спорту, проводимой всеми организациями и ведомствами. А летом 1936 года был образован Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при Совете Народных Комиссаров, который просуществовал вплоть до 1958 года.

К 1930 году Мордовия имела 28 специалистов по физической культуре, из них 9 человек окончили краткосрочные курсы от 3-х до 5-ти месяцев, 19 – месячные. Подъему физкультурного движения способствовал введенный в 1931 году всесоюзный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», сыгравший положительную роль в развитии отдельных видов спорта, особенно оборонных. Уже в 1936 году в Мордовии было подготовлено 2143 «Ворошиловских стрелков» первой и 18 – второй степени, 4226 топографов, 3760 мотоциклистов, сдали нормы на значки ПВХО – 3021 человек, ГСО - 2351. В 1938 году в республике насчитывалось около 40 тысяч членов Осо-авиахима. К 1940 году общее число сдавших нормы на различные оборонные значки составляло 37000 человек [2, с. 123].

Таким образом, к 1940 году физкультурное движение в Мордовии охватывало более 20 тысяч человек. Это широкое демократическое движение, по наблюдению М. Я. Сарафа, интересно развертыванием своего содержания, которое во многом «напоминает античную и в определенной мере средневековую концепцию направленности физического развития как метода достижения готовности к жизни и в плане деятельности, и в плане социальном» [6, с. 7].

Действительно, духовный и эмоциональный подъем начала XX века, надежды и возможности создать новое справедливое общество и новый тип личности стали мощными стимулами массового, физкультурно-спортивного движения, основу которого составили подготовка к трудовой деятельности и защите Отечества.

Таким образом, физической культуре 20–30-х гг., как одному из направлений «культурной революции», отводилась активная роль в осуществлении социалистических преобразований. Однако, уже на этом этапе стали проявляться противоречивые тенденции.

С одной стороны – ряд положительных моментов: сделать физкультуру и спорт заметным явлением культурной жизни; массовость, вовлечение различных групп населения; государственная поддержка как «самая надежная гарантия неуклонного, быстрого и успешного развития спортивного движения для достижения общественного идеала гармонично развитой личности» [6, с. 8]. Но самое существенное заключалось в том, что была ориентация на задачу всеобщего физическою развития и воспитания населения. При этом высокие спортивные достижения не выделялись в самостоятельную главенствующую цель. Ведущими мотивами стала подготовка к трудовой деятельности в защите Родины.

С другой стороны, развитие физической культуры и спорта стало определяться политическими целями и интересами, и государство все больше стало осуществлять патронат над этой сферой, превращая, ее институты в часть своего аппарата.

Таким образом, утилитарный характер физической культуры в первые годы советской власти на территории Мордовии был направлен на удержание власти и защиту революционных завоеваний. Эту задачу решала система Всеобуча, в рамках которой зарождалось физкультурно-спортивное движение. Следует подчеркнуть, что содержание физической культуры этих лет определялось идеями формирования новой личности, коллективизма, массовости и возрастающей воспитательно-политической ролью физической культуры.

Список использованных источников


  1. Буянов, М. В. Физическая культура как культурфилософский феномен :дис. … канд. филос. наук: 24.00.01 : защищена 24.05. 2002 : утв. 30.11.2002 / Буянов Михаил Викторович. – Саранск, 2002. – 227с.

  2. Воронин, И. Д. Достопримечательности Мордовии / И. Д. Воронин. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1982. – 255 с.

  3. Ефимов, И. А. Участие трудового крестьянства в борьбе с силами внутренней и внешней контрреволюции в 1919–1920 гг. / Ефимов, И. А. // История советского крестьянства Мордовии. – Саранск, 1987. – С. 58–64.

  4. Пилоян, Р. А. Исторические аналогии в судьбе современного спорта / Р. А. Пилоян // Научно-информационные основы физкультурного образования. – 1995. – № 1. – С. 24–32.

  5. Пономарев, Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н. И. Пономарев. – М. : Физкультура и спорт, 1970. –248 с.

  6. Сараф, М. Я. Спорт в культуре XX века: становление и тенденции развития / М. Я. Сараф // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 7. – С. 5–12.

  7. Шевелев, К. Бесстрашные, задорные / К. Шевелев // Заре навстречу: Воспоминания, рассказы, очерки о славном пути комсомола Мордовии 1918–1968. – Саранск, 1968. – С. 108–113.



УДК 94(470) "08/16"
ББК 63.3(2) 4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МОРДОВИИ 1920–1940 ГГ.

Автор: Безунов Сергей Евгеньевич

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Знаменитые спортсмены Мордовии "
    ["seo_title"] => string(33) "znamienityie-sportsmieny-mordovii"
    ["file_id"] => string(6) "173246"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423941335"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Интеллектуально-спортивная игра «Спорт-час»  для учащихся 9 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "intielliektual-no-sportivnaia-ighra-sport-chas-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "135393"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416915592"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "презентация для урока физкультуры"
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia-dlia-uroka-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "253476"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447600933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства