kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943 года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943 года.

Цели: проанализировать события данного этапа войны и определить историческое значение разгрома                  фашистских   войск под Сталинградом и Курском; продолжить формирование умений работать с 

         историческими документами, анализировать их развивать умение работать с исторической картой,

          статистическим материалом, высказывать свою точку   зрения, аргументировать её, раскрывать                   всенародный  характер войны .   

Оборудование: историческая карта «Великая Отечественная война 1941-1945» , атлас, контурные карты

                         Сталинградская битва, исторические документы, учебник  11 кл.История Отечества  

                         Н.В.Загладин,С.И.Козленко                    

                                           

   Ход урока

I Организационный момент

      1. Вступительное слово учителя .

У. Сегодня мы рассмотрим ещё один период в Великой Отечественной войне ноябрь 1942 года по зиму 1943 года. Проанализируем решающие  сражения – разгром фашистских войск  под Сталинградом и Курскую дугу.

                          - Постановка проблемного вопроса  

У. Многие западные историки утверждают, что исход  Второй мировой войны решался на Западном фронте, в Северной Африке и т. д.

    Иногда в этот перечень включается и Сталинградская битва, но другие сражения на советско – германском фронте не упоминаются вообще.

    Согласитесь ли вы с данным утверждением?

    На этот проблемный вопрос, мы ответим в конце урока.     

 2. План работы на уроке

    У. Работать будем по следующему плану:

  1. разгром немецких войск под Сталинградом
  2. Курская дуга
  3. Тегеранская конференция
  4. идеология, культура и война

II Работа над новым материалом

1.Разгром немецких войск под Сталинградом

У. В ноябре 1942 года советским командованием было принято

      решение начать операцию «Уран» по уничтожению немецких войск

      под Сталинградом. Подготовка к этой операции закончена уже в

      сентябре 1942 года.

             1) работа с документом

У. В подтверждение слов ознакомьтесь с воспоминаниями маршала

     Василевского.

В. Какая работа была проведена по подготовке к предстоящей

     операции?

             2) работа с таблицей (учебник с.239)

У. А теперь сравним соотношение сил на Сталинградском направлении

     в ноябре 1942 года.

В. У какой из сторон наблюдается превосходство?

В. По каким показателям?

              3) работа в группах с документами

У. На основе предложенных вам документов рассмотрим события на

     Сталинградском направлении.

У.  Работаем по первому рабочему месту. В конце документов есть вопросы, на них вы должны ответить (с.34)

                    1 группа – отвечает на 1, 2 вопросы

 

                   2 группа – отвечает на 3, 4 вопросы

            4) работа с контурной картой « Оживи карту»

У. Работаем по второму рабочему листу с контурной картой. К ней

     предлагаются задания, для их выполнения вам понадобится атлас и

     учебник на с. 239-240

        (после выполнения задания идёт проверка)

У. Показать по карте какие фронты принимали участие в разгроме

     Сталинградской группировки.

У. Показать по карте название населённого пункта, в районе которого

     сомкнулось кольцо вокруг немецких войск  и саму группировку.

     Когда она капитулировала?

               5) работа с учебником (с.240-241)

В. Каков итог и его историческое значение?

У. Ознакомьтесь с документами на (с.240-241) это воспоминания

     маршала К.К. Рокоссовского и немецкого фельдмаршала

     Манштейна, сравните их оценки сражения под Сталинградом. В чём

     их взгляды совпадают?

            2. Курская дуга      

У. Несмотря на успехи  Сталинградской битвы, в феврале 1943 года

     советские воска были остановлены.

     Немецкая армия захватила Харьков, Белгород. На центральном

     участке фронта образовалось Курская дуга- выступ в линии

     обороны. Каждая из сторон разрабатывала свой план дальнейших

     действий на этом участке фронта.

  1. работа с документами

У.Работаем по третьему рабочему листу.

            1 группа – на основе документа №1 сделать вывод о

                               стратегических замыслах немецкого командования.

             2 группа – на основе документа №2 сделать вывод о

                                стратегических замыслах советского командования.

  1. работа с таблицей (учебник с. 241)

В. У какой из   сторон наблюдается превосходство ? На какой 

  период?

В. По каким показателям?

У.Обратите внимание, что превосходство наших войск произошло   в   начале июля 1943 года.

           3) работа с  контурной картой

У. Работаем с контурной картой .

К ней предлагаются  задания, для их выполнения вам понадобится атлас и учебник с.242 – 243

             (после выполнения задания идёт проверка)

У. Показать по карте направление ударов советских войск.

В. Когда началась Курская битва ? (5 июля 1943года)

      Наступлением, каких войск?

У. Показать направление контрударов советских войск.

В. Какие фронты принимали участие в Курской битве?

В. Когда началась и закончилась битва на Орловско-Курской дуге?

(5 июля – 5 августа 1943 года)

В. Где началось самое крупное танковое сражение?

В. Когда перешли советские войска в контр наступление?

  1.   работа с учебником (с.242-243)

В. Каков итог сражения?

В. В чём историческое значение битвы?

3. Тегеранская конференция.

У. Союзники оказывали помощь Советскому Союзу автотранспортом,   снаряжением, продовольствием.  Эти поставки были незначительны и часто срывались. Обещания Черчилля об открытии второго фронта не выполнялись. Советское правительство считало, что союзники заняли выжидательную позицию, наблюдая, куда склонится чаша весов.

Поэтому конференция трёх глав , которая открылась   с 28ноября 1943 года имела большое значение, так как на ней был решён главный вопрос – открытие второго фронта не позднее 1 мая 1944 года .

В. Какие ещё вопросы обсуждались на конференции?

                  (работа с учебником с. 244)

4.Идеология, культура и война.

(сообщение  учащегося с использованием видеоматериала)

III Закрепление

У. Итак, мы с вами проанализировали на основе документов и исторических фактов очень важный период в Великой Отечественной войне – Коренной перелом .

 

В. В чём он заключается?

В. Когда начался и завершился?

У. а теперь вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. Можем ли мы согласиться с утверждением западных историков , что исход войны решался на западном фронте.

 IV Итог

V  Домашнее  задание  п .25 продолжить заполнять таблицу «Основные события Великой Отечественной войны»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943 года. »














Тема: Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Ноябрь 1942-зима 1943 года.

Цели: проанализировать события данного этапа войны и

определить историческое значение разгрома фашистских

войск под Сталинградом и Курском;

продолжить формирование умений работать с

историческими документами, анализировать их,

развивать умение работать с исторической картой,

статистическим материалом, высказывать свою точку

зрения, аргументировать её, раскрывать всенародный

характер войны .

Оборудование: историческая карта «Великая Отечественная

война 1941-1945» , атлас, контурные карты

Сталинградская битва, исторические

документы.


Ход урока

I Организационный момент


1. Вступительное слово учителя .


У. Сегодня мы рассмотрим ещё один период в Великой Отечественной войне ноябрь 1942 года по зиму 1943 года. Проанализируем решающие сражения – разгром фашистских войск под Сталинградом и Курскую дугу.

- Постановка проблемного вопроса

У. Многие западные историки утверждают, что исход Второй мировой войны решался на Западном фронте, в Северной Африке и т. д.

Иногда в этот перечень включается и Сталинградская битва, но другие сражения на советско – германском фронте не упоминаются вообще.

Согласитесь ли вы с данным утверждением?

На этот проблемный вопрос, мы ответим в конце урока.




2. План работы на уроке

У. Работать будем по следующему плану:

  1. разгром немецких войск под Сталинградом

  2. Курская дуга

  3. Тегеранская конференция

  4. идеология, культура и война



II Работа над новым материалом


1.Разгром немецких войск под Сталинградом

У. В ноябре 1942 года советским командованием было принято

решение начать операцию «Уран» по уничтожению немецких войск

под Сталинградом. Подготовка к этой операции закончена уже в

сентябре 1942 года.

1) работа с документом

У. В подтверждение слов ознакомьтесь с воспоминаниями маршала

Василевского.

В. Какая работа была проведена по подготовке к предстоящей

операции?

2) работа с таблицей (учебник с.239)


У. А теперь сравним соотношение сил на Сталинградском направлении

в ноябре 1942 года.

В. У какой из сторон наблюдается превосходство?

В. По каким показателям?

3) работа в группах с документами


У. На основе предложенных вам документов рассмотрим события на

Сталинградском направлении.

У. Работаем по первому рабочему месту. В конце документов есть вопросы, на них вы должны ответить (с.34)

1 группа – отвечает на 1, 2 вопросы

2 группа – отвечает на 3, 4 вопросы

4) работа с контурной картой « Оживи карту»

У. Работаем по второму рабочему листу с контурной картой. К ней

предлагаются задания, для их выполнения вам понадобится атлас и

учебник на с. 239-240

(после выполнения задания идёт проверка)


У. Показать по карте какие фронты принимали участие в разгроме

Сталинградской группировки.


У. Показать по карте название населённого пункта, в районе которого

сомкнулось кольцо вокруг немецких войск и саму группировку.

Когда она капитулировала?

5) работа с учебником (с.240-241)


В. Каков итог и его историческое значение?


У. Ознакомьтесь с документами на (с.240-241) это воспоминания

маршала К.К. Рокоссовского и немецкого фельдмаршала

Манштейна, сравните их оценки сражения под Сталинградом. В чём

их взгляды совпадают?

2. Курская дуга

У. Несмотря на успехи Сталинградской битвы, в феврале 1943 года

советские воска были остановлены.

Немецкая армия захватила Харьков, Белгород. На центральном

участке фронта образовалось Курская дуга- выступ в линии

обороны. Каждая из сторон разрабатывала свой план дальнейших

действий на этом участке фронта.


  1. работа с документами


У.Работаем по третьему рабочему листу.

1 группа – на основе документа №1 сделать вывод о

стратегических замыслах немецкого командования.

2 группа – на основе документа №2 сделать вывод о

стратегических замыслах советского командования.

  1. работа с таблицей (учебник с. 241)


В. У какой из сторон наблюдается превосходство ? На какой

период?

В. По каким показателям?

У.Обратите внимание, что превосходство наших войск произошло в начале июля 1943 года.

3) работа с контурной картой


У. Работаем с контурной картой .

К ней предлагаются задания, для их выполнения вам понадобится атлас и учебник с.242 – 243

(после выполнения задания идёт проверка)


У. Показать по карте направление ударов советских войск.


В. Когда началась Курская битва ? (5 июля 1943года)

Наступлением, каких войск?


У. Показать направление контрударов советских войск.


В. Какие фронты принимали участие в Курской битве?

В. Когда началась и закончилась битва на Орловско-Курской дуге?

(5 июля – 5 августа 1943 года)

В. Где началось самое крупное танковое сражение?

В. Когда перешли советские войска в контр наступление?


  1. работа с учебником (с.242-243)

В. Каков итог сражения?

В. В чём историческое значение битвы?


3. Тегеранская конференция.


У. Союзники оказывали помощь Советскому Союзу автотранспортом, снаряжением, продовольствием. Эти поставки были незначительны и часто срывались. Обещания Черчилля об открытии второго фронта не выполнялись. Советское правительство считало, что союзники заняли выжидательную позицию, наблюдая, куда склонится чаша весов.

Поэтому конференция трёх глав , которая открылась с 28ноября 1943 года имела большое значение, так как на ней был решён главный вопрос – открытие второго фронта не позднее 1 мая 1944 года .

В. Какие ещё вопросы обсуждались на конференции?

(работа с учебником с. 244)



4.Идеология, культура и война.


(сообщение учащегося с использованием видеоматериала)


III Закрепление


У. Итак, мы с вами проанализировали на основе документов и исторических фактов очень важный период в Великой Отечественной войне – Коренной перелом .


В. В чём он заключается?

В. Когда начался и завершился?


У. а теперь вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. Можем ли мы согласиться с утверждением западных историков , что исход войны решался на западном фронте.


IV Итог

V Домашнее задание п .25 продолжить заполнять таблицу «Основные события Великой Отечественной войны»






























7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943 года.

Автор: Болобон Наталья Николаевна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125760

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Великая Отечественная война. Своя игра "
    ["seo_title"] => string(46) "vielikaia-otiechiestviennaia-voina-svoia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "104756"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402755751"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства