Конспект урока по Истории Древнего мира в 6 классе.
Составитель: учитель истории Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней №112 Сёмова Олеся Олеговна
Тема: Древнейшие люди
Цели урока: - изучение учащимися условий жизни древнейших людей;
- подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;
- формирование и развитие универсальных умений и навыков учащихся: учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной и письменной речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей);
- развитие познавательного интереса учащихся;
- воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование: историческая карта, информационно-коммуникационные технологии, учебник «История древнего мира», авторы: Шалагинова А. И., Шалагинов Б.Б. – К.: Пед. пресса, 2006. – 288 с.
Структура урока
I. Организационный момент
II. Мотивационный момент
III. Актуализация опорных знаний
IV. Изучение нового материала
Основные теории происхождения человека.
Далёкие предки. Антропогенез.
Жизнь и занятия древнейших людей.
V. Закрепление изученного материала
VI. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационный момент
Давайте представим, что ваши знания о жизни первобытных людей можно представить в виде треугольника. Заштрихуйте ту часть треугольника, которая равна вашим нынешним знаниям. Надеюсь, что к концу урока закрашенная площадь треугольника будет больше.
Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел….»
III. Актуализация опорных знаний
Прежде чем мы начнем изучение происхождения наших далёких предков , давайте вспомним что изучает Всеобщая история и какие вспомогательные исторические науки мы знаем.
Фронтальный опрос:
-Что изучает Всеобщая (Всемирная) история?
-Какой этап Всемирной истории мы будем изучать в этом учебном году?
- Какая наука помогает нам узнавать о древнейшем периоде человечества?
IV. Изучение нового материала
Основные теории происхождения человека.
Давайте представим, что ваши знания о жизни первобытных людей можно представить в виде треугольника. Заштрихуйте ту часть треугольника, которая равна вашим нынешним знаниям. Надеюсь, что к концу урока закрашенная площадь треугольника будет больше.
Изучение новой темы можно начать с беседы:
Одной из величайших загадок современности является вопрос о том как появился человек на Земле…
-Какие версии происхождения человека вам известны?
-Как вы думаете, а какой из этих версий придерживаются ученые – историки?
Учитель: Если учитывать, что Земля существует миллиарды лет, а человек появился на ней около 2,5 млн. лет назад, то можно сказать, что человек достаточно новое существо на Земле. Большинство ученых считают, что люди произошли от обезьян, но не от тех которые в наше время живут в южных лесах, а от давно вымерших видов. Эту теорию впервые разработал великий английский ученый Чарльз Дарвин. Ученые не могут точно воссоздать картину жизни наших далеких предков. Этот период таит в себе множество загадок.
-Как вы думаете, почему нам так мало известно об истории первобытного общества?
-Какая вспомогательная историческая наука позволяет историкам узнать о жизни первобытных людей?
Далёкие предки. Антропогенез.
Прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает на карте называемые территории).
По мнению ученых, общим предком человека и человекообразных обезьян были вымершие рамапитеки, которые жили около 14 млн. лет назад в лесах Африки. Они обитали на деревьях. Перемена климата привела к изменениям условий, в которых обитал данный вид: леса заступили саванны. Это заставило предков человека спуститься с деревьев на землю и стать на задние лапы. Это обеспечивало лучший вид в высокой траве. Так около 6 млн. лет назад появились австралопитеки – «южные обезьяны».
Эти приматы жили в эпоху, когда тропические леса в Африке стали уступать место сухим степям и саваннам. Покинув спасательную тень лесов они вышли в открытые пространства, кишащие хищниками: львами, леопардами, саблезубыми тиграми.
- Что же позволило им выжить в новых условиях?
Они могли ходить на двух ногах, освободив передние конечности для чего-то другого.
Выйдя из тени лесов, наш предок «оказался в теплой шубе», которую нужно было поскорее снять, начался процесс потери шерстяного покрова.
Впоследствии австралопитеки вымерли, но именно от них произошли ближайшие предшественники людей. Так около 2 млн. лет назад на Земле появился «Человек умелый». Это первые предки человека, которые научились изготавливать примитивные орудия труда.
-Что такое орудия труда?
Орудия труда – то, с помощью чего человек осуществляет трудовую деятельность.
Ударом камня о камень он оббивал их с одной стороны, создавая режущий край. С их помощью можно было обстругать и заострить деревянное копье или копалку для выкапывания съедобных корней, или отрезать кусок мяса. Их основным занятием была охота и собирательство. Орудия «Человека умелого» окончательно вывели его из мира животных. Следующим в ряду наших предков стоит другой вид человека – «Человек прямоходящий». Этот вид уже полностью перешел на передвижение на задних конечностях, окончательно освободив передние. Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда. Впоследствии «Человек прямоходящий» вымер. Однако он дал начало следующему виду людей – «Человеку разумному». Все живущие сейчас на Земле люди относятся к этому виду. Конечно, «Человек разумный» не сразу стал таким, какой он сейчас. В прошлом существовало несколько форм этого вида, среди которых наиболее известны Неандерталец и Кроманьонец.
Примерно 70 тыс. лет назад в Европе появился первый представитель «Человека разумного»- неандерталец. По сравнению со своими предшественниками он был более рослым, со значительно более развитым головным мозгом. Свое название он получил по реке Неандерталь в Германии, на берегах которой впервые были найдены его ископаемые остатки.
Неандертальцы жили в суровые, холодные времена, поэтому они шили одежду из звериных шкур и жили в пещерах. Они широко пользовались огнем и были искусными и смелыми охотниками на самых крупных зверей. В их жизни уже появились зачатки религии и культуры. Неандертальцы хоронили своих близких , украшая могилы рогами горного козла и даже цветами.
Кроманьонец появился на Земле около 40 тыс. лет назад. Впервые его ископаемые остатки были найдены в пещере Кроманьон во Франции. Поэтому его и назвали кроманьонцем. По сравнению с неандертальцем, которого он заменил, кроманьонец был более рослым и у него был лучше развит головной мозг.
У кроманьонцев была хорошо развитая общественная жизнь. Они жили семьями и племенами. Постепенно они создали более совершенные каменные орудия и новое оружие. У кроманьонцев была развита культура и религия. Стены их пещер покрывали удивительно точные рисунки разнообразных животных и сцен охоты на них.
Жизнь и занятия древнейших людей.
Работа с учебником:
Проработать соответствующий текс параграф и дать ответы на вопросы:
- Назовите первые орудия труда древних людей
Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копье.
- Предположите, что древние люди могли делать с помощью этих орудий труда?
- Как же древние люди добывали себе пищу?
Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство.
-Предположите, на кого и как мог охотиться древний человек?
-Какие продукты могло принести собирательство? (Среди объектов собирательства желательно назвать зерна диких злаков, что в дальнейшем поможет учащимся понять, как из собирательства возникло земледелие.)
- Что такое присваивающая форма хозяйственной деятельности?
Учитель обращает внимание обучающихся на то, что изготовление и использование орудий труда стало решающим фактором в процессе отделения человека из мира животных
Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.
-Как вы думаете, почему?
Подводим учащихся к выводу: древний человек мог выжить только в группе.
Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.
V. Закрепление изученного материала
Составить рассказ о жизни древнейших людей из 6-10 предложений, используя не менее пяти опорных слов (словосочетаний), приведенных на доске (первобытные, группа людей, Восточная Африка, более 2 млн. лет назад, охота, собирательство, стадо, рубило, палка-копалка)
VI. Домашнее задание
Проработать текст параграфа 2, устно ответить на вопросы.