kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название проекта: Технологическая карта как основа современного урока, направленного на повышение качества образования.

Цель:   создание технологических карт, позволяющих  увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Актуальность: Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в соответствие с требованиями Закона об образовании и выдвигают три группы требований:

- требования к результатам освоения основной образовательной программы;

- требования к структуре основной образовательной программы;

- требования к условиям реализации основной образовательной программы.

В ходе введения ФГОС каждому педагогу предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных. Они должны быть сформированы не в виде перечня знаний, умений, навыков, а в виде формируемых способов действия – УУД. Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к формам организации образовательного процесса; возникает необходимость так планировать урок, чтобы чётко представлять результат и средства достижения этого результата. Эта необходимость и определила структуру современного урока в виде технологической карты, обеспечивающей условия для повышения качества обучения:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

   Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС. Технологическая карта отличается от обычного планирования урока, графическое изображение плана урока позволяет сконцентрировать содержание всего урока. В результате перед глазами учителя таблица в развёрнутом виде, чётко структурированная  и позволяющая видеть весь урок в целом. Такая взаимосвязь этапов, приёмов, методов, содержания урока позволяет педагогу видеть то, чего он должен достигнуть.

   При подготовке современного урока в рамках ФГОС  педагогу необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1.         Определение темы учебного материала.
2.         Тип дидактической цели темы.
3.         Тип дидактической цели урока.
4.         Определение типа урока. 
5.         Продумывание структуры урока.
6.         Обеспеченность урока.
7.         Отбор содержания учебного материала.
8.         Выбор методов обучения.
9.         Выбор форм организации педагогической деятельности.
10.       Оценка работы.
11.       Рефлексия урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по истории »

Название проекта: Технологическая карта как основа современного урока, направленного на повышение качества образования.

Цель: создание технологических карт, позволяющих увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.


Актуальность: Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в соответствие с требованиями Закона об образовании и выдвигают три группы требований:

- требования к результатам освоения основной образовательной программы;

- требования к структуре основной образовательной программы;

- требования к условиям реализации основной образовательной программы.

В ходе введения ФГОС каждому педагогу предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных. Они должны быть сформированы не в виде перечня знаний, умений, навыков, а в виде формируемых способов действия – УУД. Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к формам организации образовательного процесса; возникает необходимость так планировать урок, чтобы чётко представлять результат и средства достижения этого результата. Эта необходимость и определила структуру современного урока в виде технологической карты, обеспечивающей условия для повышения качества обучения:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС. Технологическая карта отличается от обычного планирования урока, графическое изображение плана урока позволяет сконцентрировать содержание всего урока. В результате перед глазами учителя таблица в развёрнутом виде, чётко структурированная и позволяющая видеть весь урок в целом. Такая взаимосвязь этапов, приёмов, методов, содержания урока позволяет педагогу видеть то, чего он должен достигнуть.

При подготовке современного урока в рамках ФГОС педагогу необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1. Определение темы учебного материала.
2. Тип дидактической цели темы.
3. Тип дидактической цели урока.
4. Определение типа урока.
5. Продумывание структуры урока.
6. Обеспеченность урока.
7. Отбор содержания учебного материала.
8. Выбор методов обучения.
9. Выбор форм организации педагогической деятельности.
10. Оценка работы.
11. Рефлексия урока.


В структуре технологической карты урока можно выделить несколько блоков:

Блок целеполагания:

  • Тема урока.

  • Цель урока.

  • Планируемый результат.

  • Личностноформирующая направленность урока.

Блок инструментальный:

  • Задачи урока.

  • Тип урока.

  • Учебно-методический комплекс.

Блок организационно-деятельностный:

  • Таблица-схема «Организационная структура урока», сама таблица-схема, где поэтапно подробно описана деятельность учителя и обучающихся на уроке.

  • Диагностика результатов урока.

  • Домашнее задание.

Такой способ планирования урока даёт:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;

  • определить и системно формировать у учащихся УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

И самое главное - обеспечить повышение качества образования.

Существует несколько видов технологических карт, педагог может конструировать урок так как ему удобнее, «пропуская» через себя и варьируя технологическую карту.

Первый вид - с дидактической структурой (имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока (отмечены курсивом), так и динамические, которым свойственно более гибкая структура):

1. Организационный момент:
• тема;
• цель;
• образовательные, развивающие, воспитательные задачи
• мотивация их принятия;
• планируемые результаты: знания, умения, навыки;
• личностноформирующая направленность урока.
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока:
• постановка учебной задачи;
• актуализация знаний.

4. Сообщение нового материала:
• решение учебной задачи;
• усвоение новых знаний;
• первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль).
5. Закрепление изученного материала:
• обобщение и систематизация знаний;
• контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
6. Подведение итогов:
• диагностика результатов урока;
• рефлексия достижения цели.
7. Домашнее задание (инструктаж по его выполнению)

Второй вид технологической карты - с методической структурой урока, где методы обучения, формы деятельности, методические приёмы и их содержание, средства обучения, способы организации деятельности прописаны на всех этапах урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Сообщение нового материала.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Подведение итогов.

  6. Домашнее задание.

Третий вид - технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД, в которой наиболее подробно прописаны деятельность обучающихся и то, как эта деятельность помогает формировать УУД.

Итак, технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.



Список литературы:

  1. Анализ современного урока. – М, 2001.

  2. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.

  3. Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.

  4. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.

  5. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.

  6. Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.

  7. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

  8. Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.









Технологическая карта урока по истории (8 класс) с дидактической структурой.


Технологическая карта урока


Тема урока

Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русско-турецкая война

1877-1878 гг.

Тип урока

Изучение нового материала

План урока

1. Западное направление внешней политики.

2. Восточная политика: Туркестан и Средняя Азия.

3. Политика России на Дальнем Востоке.

4. Русско-турецкая война: причины, развитие военных действий.

5. Итоги войны.

Цель урока

Познакомить учащихся с внешней политикой Александра II, выявить её сходство и различие с внешней политикой Николая I, рассмотреть причины, ход, итоги русско-турецкой войны 1877-1878 гг., охарактеризовать участие России в решении международных вопросов.

Основные понятия, изучаемые на уроке

-международная изоляция - автономия

-коалиция -экспансия

-горцы - восточный вопрос

Формы и методы обучения

- групповая работа;

- работа с историческими документами;

- ролевая игра;

- опережающее задание;

- самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами;

- подготовка выступлений с использованием разных источников информации

- подготовка и представление публичного выступления в виде презентации.

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность

Научатся: определять основные направления внешней политики Александра II.

Получат возможность научиться: сравнивать, выявляя сходства и различия, находить причины и определять последствия, осуществлять поиск необходимой информации, выделять главное, работать с историческим источником, готовить выступления с использованием различных источников информации, а также представлять публичное выступление в виде презентации.

Ценностно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия, работать с книгой, документом, ресурсами сети Интернет, вступать в речевое общение.




Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания

и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные

действия

(УУД)

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

I. Организаци

онный

момент


Подготовка класса к работе

Знакомит с темой, целями и планом урока

Записывают тему и план урока в тетрадь

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу.


II.

Опрос

домашнего

задания

1. карточки (для слабых учащихся);

2. ролевая игра:

1.Раздаёт карточки, объясняет, как выполнять

2.Знакомит с принципами ролевой игры, подводит итоги

1.Выполняют карточки (для слабых учащихся);

2. Участвуют в ролевой игре: 3 учащихся представляют три направления в общественном движении – консервативное, либеральное, революционное,1 ученик является экспертом, определяющим правильность, полноту ответов, остальные учащиеся являются журналистами, задающими вопросы представителям общественных движений: например, какие цели вы ставите перед собой, как относитесь к реформам Александра II, поддерживает ли вас народ и т.д. и осуществляют контент-анализ выступлений одноклассников.

Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск существенной информации по памяти.


III.

Изучение нового материала

1.Вступительное слово учителя








2.Работа в группах по материалам учебника


























3. Работа с опережающим заданием






4. Работа с учебником с. 202, 207, работа с исторической картой























5. Работа с презентацией


1.Знакомит с внешней политикой Александра II.








2. Организует работу в группе, подводит итоги работы групп

.
























3. Предлагает выступить учащемуся, готовившему опережающее задание





4. Рассказывает об обострении обстановки в Балканских государствах, территория которых входила в состав Турции, и о движении славянских народов против власти турецкого султана.

Организует проверку и дополняет ответы учащихся, которым затем задаётся вопрос: как вы думаете, готова ли была Россия к войне с Турцией?

Знакомит учащихся с развитием событий на Балканах и на Кавказе, с дальнейшими событиями войны и наступлении русской армии на Софию, Адрианополь и Стамбул .

5. Предлагает учащимся заслушать сообщение и познакомиться с презентацией.



1.Записывают тему урока в тетрадь, затем вспоминают результаты Крымской войны и условия Парижского мирного договора, находят и записывают определения терминов.




2.

А)1 группа характеризует европейское направление внешней политики России, работая с учебником на стр.190-192 (группе выдаётся маршрутный лист).

2 группа характеризует восточное направление внешней политики России, работая с учебником на стр. 192-197 (группе выдаётся маршрутный лист).

3 группа характеризует дальневосточную политику России, работая с учебником на стр.197-199 (группе выдаётся маршрутный лист).

Б) представляют результаты своей работы, выбрав одного выступающего от группы










3.Слушают выступающего, рассказывающего о А.М.Горчакове






4. Выписывают причины русско-турецкой войны в тетради.








Отвечают на вопрос учителя







Составляют хронику военных действий, заполняя таблицу: дата, событие, результат







5.Заслушивают сообщение о М.Д.Скобелеве, которое сопровождается мультимедийной презентацией, составленной учениками (приложение 2)


Познавательные:

Общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о внешней политике России во второй половине XIX века, строят речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск необходимой информации, работают с историческими документами.

Логические – строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: работают в группе, приходят к общему решению, строят понятные для партнёров высказывания

Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе, развивают способность к самооценке.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу

1.Информационно-справочные ресурсы Интернета (Википедия)






2. Информационно-справочные ресурсы Интернета (Историческая энциклопедия)























3.Информационно-справочные ресурсы Интернета (Историческая энциклопедия)



4. Демонстрация мультимедийной презентации (приложение 1)





















5. Информационно-справочные ресурсы Интернета (Историческая энциклопедия)

Демонстрация мультимедийной презентации

IV.

Первичное осмысление и закрепление

Работа с историческим документом


Объясняет принцип работы с историческими документами

Знакомятся с условиями Сан-Стефанского мирного договора и решениями Берлинского конгресса, сравнивают их и делают выводы об итогах русско-турецкой войны (работа с документами)

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу

Информационно-справочные ресурсы Интернета (база данных исторического архива)

V.

Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке знаний

1.Предлагает выполнить тест


1.Отвечают на вопросы теста 2.Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе, развивают способность к самооценке.

Регулятивные:

Определяют уровень усвоения изучаемого материала

Контролирующий тренажёр: контрольный тест в электронной оболочке в программе Power Point.

VI. Домашнее задание

параграфы 24-25, вопросы, дополнительно: прокомментируйте высказывания: канцлер Горчаков, представлявший Россию на Берлинском конгрессе, в записке Александру II отмечал: «Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной карьере». Император на ней написал: «И в моей также»

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по истории

Автор: Селиверстова Елена Юрьевна

Дата: 06.03.2015

Номер свидетельства: 182807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "технологическая карта урок истории 5 класс "Законы Вавилонского царства" "
    ["seo_title"] => string(78) "tiekhnologhichieskaia-karta-urok-istorii-5-klass-zakony-vavilonskogho-tsarstva"
    ["file_id"] => string(6) "225688"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439824311"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Технологическая карта урока истории на тему: «Образование США»"
    ["seo_title"] => string(63) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_istorii_na_temu_obrazovanie_ssha"
    ["file_id"] => string(6) "491721"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545243402"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока истории в 5 классе "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-istorii-v-5-klassie-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iegho-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "161403"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422209185"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Технологическая карта урока истории 5 класс на тему "Счет лет в истории""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_istorii_5_klass_na_tiemu_schiet_liet_v_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "411074"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492965219"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Технологическая карта урока истории"
    ["seo_title"] => string(38) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "525596"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572872571"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства