Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по истории с 5-7 класс»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПОЛТАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принято на заседании ШМО
Гуманитарных наук
Протокол № ……
от «____» ___________ 2018 г.
Согласовано
заместитель директора по УВР
______________Зыкова М.Е.
«____» ____________ 2018 г.
Утверждаю
директор школы
_____________Сутугин Н.В.
«____» ____________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
7 КЛАСС, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана
Кулинченко Юлией Робертовной,
учителем истории и обществознания
с. Новополтавка, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по Всеобщей истории и истории России в XVI-XVII вв. для 7 класса соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, разработана на основе ООП ООО МБОУ «Нопополтавская СОШ», Рабочей программы и тематического планирования курса «История России». 6 - 9 класс под редакцией А. А. Данилова. - М.: Просвещение, 2016 г. и Рабочей программы. Всеобщей истории. Предметной линии учебников Вигасина А.А. – Сороко-Цюпы О.С. 5-9 класс. – М.: Просвещение, 2014г
В авторскую программу внесены следующие изменения:
добавлена промежуточная аттестационная работа за счет резерва учебного времени, предусмотренного авторской программой по Всеобщей истории
добавлено 2 часа на изучение истории и культуры родного края за счет резерва учебного времени, предусмотренного авторской программой по Истории России
По расписанию и календарному графику работы школы на 2018-2019 учебный год на изучение предмета выделяется 68 аудиторных часов. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При этом в ней предусмотрено: 4 тематические самостоятельные работы, являющиеся фрагментами уроков, продолжительностью 20 мин, не требующих для их проведения дополнительных учебных часов; 3 контрольные работы, продолжительностью 1 час и 1 промежуточная аттестационная работа (1 час). В качестве промежуточной аттестации по истории предусмотрена переводная аттестационная контрольная работа за курс 7 класса.
Наряду с этим в течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул, изменением расписания и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Данная программа реализована в учебниках: Арсентьев А.А., Данилов А.А.; под ред. Торкунова А.В. История России. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2016 г.; Юдовская А.Я., Баранов П.А., Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800 – М.: Просвещение, 2014г
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).
Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы.
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
Особенность программы - её интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Нового времени. 1500-1800» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период с 1500 до 1800 годов. Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию.
Преподавание курса «История России в XVI-XVII вв.» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. Интегративный курс истории в 7 классе помогает понять место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей страны
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- формирование коммуникативной компетентности;
- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
- критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
Ученик научится:
− локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени в XVI—XVII вв. как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени в XVI—XVII вв.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время в XVI—XVII вв.;
− использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время в XVI—XVII вв., об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений– походов, завоеваний, колонизации и др.;
− анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени в XVI—XVII вв.;
− составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время в XVI—XVII вв., памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени в XVI—XVII вв.;
− систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени в XVI—XVII вв.;
− раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время в XVI—XVII вв.; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени в XVI—XVII вв.;
− объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени в XVI—XVII вв. (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
− сопоставлять развитие России и других стран в Новое время в XVI—XVII вв., сравнивать исторические ситуации и события;
− давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени в XVI—XVII вв.
Ученик получит возможность научиться:
− используя историческую карту, характеризовать социально- экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время в XVI—XVII вв.;
− использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
− сравнивать развитие России и других стран в Новое время в XVI—XVII вв., объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
− применять знания по истории России и своего края в Новое время в XVI—XVII вв. при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема раздела
Количество
часов
В том числе
Контрольные работы
1
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.
12
1(20мин)
2
Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)
3
1 (20мин)
3
Эпоха Просвещения. Время преобразований.
8
1 (20мин)
4
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
2
1 час
5
Повторение
2
1час
6.
Россия в XVI в
20
1час
7.
Смутное время. Россия при первых Романовых
20
1час
8.
Промежуточная аттестационная работа
1
1час
Итог
68
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
История нового времени 1500-1800 гг. (27 ч)
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (12 часов)
Введение. Новое время: понятие, хронологические рамки
Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. 1 ч
Понятие о Новом времени. Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем.
Новые изобретения и усовершенствования. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Португалия — лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама
Объясняют смысл понятия Новое время.
Используют знание хронологии и этапов Нового времени при анализе событий.
Рассказывают о технических открытиях и их социально-экономических последствиях.
Показывают по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев.
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. 1 ч
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля — шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Значение Великих географических открытий
Оценивают открытия X. Колумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса.
Рассказывают о значении Великих географических открытий. Находят на карте путь первооткрывателей
Абсолютные монархии в Европе XVI—XVII вв.
Усиление королевской власти в XVI — XVII вв. Абсолютизм в Европе. 1 ч
Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. «Ограничители» власти короля. Король — наместник Бога на Земле. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе
Выделяют в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах.
Характеризуют политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона.
Условия развития предпринимательства. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма
Рассказывают об условиях развития предпринимательства.
Объясняют, как изменилось производство с появлением мануфактуры.
Сравнивают труд ремесленника и работника мануфактуры
Повседневная жизнь европейского общества
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. 1 ч
Изменения в социальной структуре общества. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство — джентри — и старое дворянство. Низшие слои населения. Способы преодоления нищенства.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность жизни. Революция в питании. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества
Рассказывают о социальных изменениях.
Сравнивают положение буржуазии и джентри в раннее Новое время.
Оценивают действия властей по отношению к нищим и их последствия.
Рассказывают об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время.
Объясняют положение женщины в Новое время.
Рассказывают о складывающейся культуре домовладения
Гуманизм и Возрождение в Европе
Великие гуманисты Европы. 1 ч
От раннего — к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» — рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения
Объясняют смысл новых представлений о человеке и обществе.
Составляют развёрнутый план параграфа.
Готовят доклад-презентацию о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене
Мир художественной культуры Возрождения. 1 ч
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Эпоха «титанов Возрождения». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Своеобразие искусства Северного Возрождения
Приводят аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека.
Выявляют и обозначают гуманистические тенденции в изобразительном искусстве.
Составляют сообщения, презентации о титанах Возрождения
Рождение новой европейской науки. 1 ч
Условия развития революции в естествознании. Открытия, определившие новую картину мира. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека
Готовят сообщение на тему «Жизнь и научное открытие Николая Коперника».
Раскрывают сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона.
Объясняют влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека
Реформация и Контрреформация. Религиозные войны
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. 1 ч
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация — борьба за переустройство церкви. Германия — родина Реформации. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии
Раскрывают смысл и формулируют содержание понятия Реформация.
Называют причины и сущность Реформации.
Показывают особенности протестантизма.
Обсуждают идею М. Лютера о «спасении верой». Формулируют и аргументируют
свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. 1 ч
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Борьба католической церкви против еретических учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель Игнатий Лойола. Тридентский собор
Объясняют эффект учения Кальвина.
Называют причины, цели, средства и идеологов Контрреформации.
Сравнивают учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. 1 ч
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Золотой век Елизаветы I — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Соперничество с Испанией за морское господство
Рассказывают о религиозно-социальном движении в Англии.
Объясняют, почему власть встала на защиту церкви.
Сравнивают пуритан с лютеранами, кальвинистами
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. 1 ч
Французы — кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте
Сравнивают позиции католиков и гугенотов.
Рассказывают о назначении, методах и результатах реформы Ришелье.
Объясняют причины укрепления Франции.
Выполняют контрольную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника
Контрольный тест по теме: «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.» - 25 мин.
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (3 часа)
Освободительная война в Нидерландах
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.
Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Голландской Республики. Становление капиталистических отношений в стране. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций
Называют причины революции в Нидерландах.
Характеризуют особенности Голландской Республики.
Рассказывают о лесных и морских гёзах, их идеалах.
Формулируют и аргументируют свою точку зрения по отношению к революционным событиям
Английская революция XVII в.
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. 1 ч
Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Реформы парламента. Казнь короля. Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией.
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель — пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов
Объясняют причины начала противостояния короля и парламента в Англии.
Рассказывают об основных событиях гражданской войны, о политическом курсе О. Кромвеля.
Сравнивают причины нидерландской и английской революций.
Составляют сообщение об О. Кромвеле и его роли в изменении Англии.
Объясняют особенности парламентской системы в Англии.
Составляют словарь понятий темы урока и комментировать его
Международные отношения в XVI—XVIII вв.
Международные отношения в XVI — XVIII вв. 1 ч
Причины международных конфликтов в Европе в XVI—XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Условия и значение Вестфальского мира. Северная война России и Дании против Швеции. Восточный вопрос. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс
Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору).
Показывают на карте основные события международных отношений.
Соотносят влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Выполняют самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника
Контрольный тест по теме: «Первые революции Нового времени. Международные отношения» -20 мин.
Тема3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8часов)
Эпоха Просвещения
Великие просветители Европы. 1 ч
Просветители XVIII в. — продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи
Просвещения как мировоззрение буржуазии. Образование как решающий ресурс развития общества. Учение Джона Локка. Шарль Монтескьё. Вольтер. Идеи Ж-Ж. Руссо. Идеи энциклопедистов — альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго
Доказывают, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность.
Раскрывают смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо
Мир художественной культуры Просвещения. 1 ч
Поиск идеала, образа героя эпохи. Д. Дефо: образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Музыкальное искусство. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры
Соотносят ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи.
Формируют образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения.
Доказывают динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения
Промышленный переворот в Англии
На пути к индустриальной эре. 1 ч
Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Промышленный переворот в Англии. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве, новые источники энергии. Труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса
Выделяют основные понятия урока и раскрывают их смысл.
Разрабатывают проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства.
Составляют рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики
Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость США
Английские колонии в Северной Америке. 1 ч
Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов
Называют причины и результаты колонизации.
Рассказывают, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь.
Обсуждают, как и почему колонистам удалось объединиться
Великая французская революция
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.
Успехи развития Франции в XVIII в. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Муниципальная революция. О. Мирабо. Жильбер де Лa- файет — герой Нового Света
Рассказывают о состоянии общества накануне революции
Объясняют влияние Просвещения на социальное развитие.
Оценивают деятельность лидеров революционных событий
Великая французская революция. От монархии к республике. 1 ч
Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Свержение монархии. Коммуна Парижа. Новые декреты. Дантон, Марат, Робеспьер. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Якобинская диктатура и террор
Анализируют состояние и трудности общества в период революционных событий.
Объясняют, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. 1 ч
Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера — «якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Конституция 1795 г. Генерал Бонапарт и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах Великой французской революции
Доказывают, что любая революция — это бедствия и потери для общества; необоснованность жестоких методов якобинцев.
Выделяют причины установления консульства во Франции.
Выполняют самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника
Контрольный тест по теме: «Эпоха Просвещения. Время преобразований» - 20мин.
Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (4 ч)
Государства Востока в XVII—XVIII вв.
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. 1 ч
Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя
Выделяют особенности традиционных обществ.
Сравнивают традиционное общество с европейским.
Характеризуют государства Востока и Европы
Урок 25
Государства Востока. Начало европейской колонизации. 1 ч
Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ. Кризис и распад империи Моголов. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Маньчжурское завоевание Китая. Направления русско- китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сегунов в Японии. Самураи и крестьяне. Русско- японские отношения
Характеризуют империю Великих Моголов.
Анализируют политику Акбара. Сравнивают развитие Китая, Индии и Японии в Новое время
Контрольный тест по теме: «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации».
Повторение (2 часа)
Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 1500—1800»
Значение раннего Нового времени. 1 ч
Выявляют основные общественные и культурные процессы Нового времени.
Отмечают уроки Нового времени.
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника
Контрольная работа по теме: «Всеобщая истории с 1500-1800гг» - 1 час
ИСТОРИЯ РОССИИ
Россия вXVI–XVIIвеках (40 ч.).
Тема1. Россия в XVI в (21 час)
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Актуализируют знания по истории Нового времени о Великих географических открытиях, их предпосылках;
Работают с исторической картой:
- Показывают пути движения экспедиций первооткрывателей;
- Показывают северные и южные пути из Европы в Индию; аргументированно выбирать наиболее короткий и безопасный;
- Показывают на карте географические объекты, открытые поморами;
Называют последствия географических открытий, выделяют среди них положительные и отрицательные;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём: находить главное, отвечать на вопросы;
Работают с иллюстративным материалом учебника: Сравнивают корабли поморов и каравеллы и др.;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
Основные группы населения России в начале XVI века, их занятия. Хозяйство России в начале XVI века.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Актуализируют знания об основных группах населения Руси и России, их занятиях;
Работают с исторической картой:
- Показывают на карте территории расселения казачества в XVI в;
Раскрывают смысл понятий: казачество, реформа, слобода, ярмарка и др.;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
- используя текст параграфа, анализируют структуру городского самоуправления в указанный период;
Решают проблемные задания;
Сравнивают положение рядовых казаков и атаманов (на основе иллюстрации в учебнике);
Устанавливают причинно-следственные связи (на основе информации об особенностях земледелия в России и природно-климатических условиях её территории);
Осуществляют самооценку и взаимооценку
Формирование единых государств в Европе и России
Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Формирование единого Российского государства при Иване III
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Актуализируют знания по истории Нового времени о формировании единых государств в Европе, об особенностях абсолютизма;
Показывают на карте территорию России к концу правления Ивана III;
Рассказывают об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту;
Сравнивают европейский абсолютизм и российское самодержавие;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
- используя текст параграфа, называют характерные черты военной революции в Европе в XV-XVI вв.;
- Выделяют главное;
Соотносят события российской и европейской истории;
Осуществляют самооценку и взаимооценку.
Российское государство впервой трети XVI в.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Показывают на карте территории, России к концу правления Василия III;
Раскрывают смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.
Высказывают и аргументируют мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
- на основе текста составляют схему управления Российским государством в первой трети XVI века;
Сравнивают российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34);
Осуществляют самооценку и взаимооценку.
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Показывают на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в.;
Раскрывают смысл понятий: сейм, острог;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
- на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом»;
Оценивают политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывают мнение о целях действий российских государей;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Начало правления Ивана IV
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г.
Принятие Иваном IV царского титула
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Показывают на карте территорию России в начале правления Ивана IV;
Высказывают мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументируют его;
Объясняют, почему Земский собор 1549 года называют «собором примирения»;
Формулируют и аргументируют суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV;
Работают с текстом учебника и документов (Из «Большой челобитной И. Пересветова», «Из Домостроя», др.) – с. 48;
Осуществляют самооценку.
Реформы Избранной Рады
Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов.
Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Называют реформы Избранной рады, их даты (на основе работы с текстом учебника);
Выделяют характерные черты сословно-представительной монархии;
Составляют синквейн «Россия – централизованное государство»;
Дают оценку значению реформ Избранной рады;
Высказывают мнение об изменениях в войске (на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника);
Работают с текстом документа «Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова» – с. 48 (Анализируют, отвечают на вопросы);
Формулируют и аргументируют суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV называют сословно-представительной монархией (используя материалы рубрики «Историки спорят» - с. 49-50);
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.
Многонациональный состав населения Русского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Раскрывают смысл понятий: гарнизон, гвардия и др.;
Работают с исторической картой:
- Показывают границы Крымского, Астраханского, Казанского, сибирского ханств в XVI в;
- используя современную административно-территориальную карту России, назвают регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывших казанского, Астраханского, Крымского ханств;
Участвуют в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентуют результаты работы группы, обсуждают их с одноклассниками;
Осуществляют самооценку и взаимооценку.
Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»
Защита проектов по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»
Представляют и защищают проекты по теме:
«Столица… (выбор учащегося) ханства» (отразив в ней памятники архитектуры, изображения археологических находок, одежду, домашнюю утварь и т.д.);
! Может быть выбрана другая тематика
Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.
Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Раскрывают смысл понятий: засечные черты, ясак;
Работают с исторической картой:
- Показывают походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань;
Работают с текстом учебника, историческими документами:
- Составляют сложный план;
- пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составляют образный рассказ о походе русских войск на Казань и её взятии;
Соотносят информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечают на вопросы, делают выводы;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война.
Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Работают с исторической картой:
- Показывают территорию России после окончания Ливонской войны, делают выводы;
Работают с текстом учебника, историческими документами:
- Сравнивают причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств, находить общее и различное;
- Показывают на карте ход боевых действий в Ливонской войне;
- на основании дополнительных источников (документов) делают выводы о взаимоотношениях России и европейских государств;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
Социальная структура российского общества. Дворянство. Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Показывают на карте территории, России к концу правления Василия III;
Раскрывают смысл понятий: боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.;
Высказывают и аргументируют мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
- на основе текста составляют схему управления Российским государством в первой трети XVI века;
Сравнивают российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34);
Осуществляют самооценку и взаимооценку.
Народы России во второй половине XVI в.
Народы Западной Сибири. Народы Поволжья. Формирование новой администрации. Освоение русскими присоединенных земель. Проблема вероисповедания на присоединенных землях
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Высказывают и аргументируют мнение о целях и роли распространения христианства среди присоединенных народов;
Сравнивают процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., с Крещением Руси;
Находят в тексте учебника информацию о правах нехристианского населения в Российском государстве в XVI в., делают выводы о…;
Участвуют в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентуют результаты работы группы, обсуждают их с одноклассниками;
Осуществляют самооценку и взаимооценку.
Опричнина
Опричнина, дискуссия о её характере. Результаты и последствия опричнины.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Раскрывают смысл понятий: опричнина, земщина;
Высказывают и аргументируют мнение о причинах введения опричнины;
Называют хронологические рамки опричнины;
Работают с исторической картой:
-Показывают на карте территории, вошедшие в состав опричнины;
- используя карту, сравнивают расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
Оценивают поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского);
Называют и раскрывают последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника);
Осуществляют самооценку и взаимооценку.
Итоги царствования Ивана IV
Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Актуализируют информацию о деятельности Ивана Грозного в разные периоды правления;
Участвуют в дискуссии (возможные темы: «Итоги царствования Ивана IV: положительные или отрицательные»; «Иван IV: реформатор или тиран» и др.):
- занимают определенную позицию в дискуссии;
- Формулируют суждения, аргументируют их с опорой на исторические факты;
- Формулируют контраргументы;
- Участвуют в деятельности группы, т.д.
Осуществляют самооценку и взаимооценку.
Россия в конце XVI в.
Россия в конце XVI в.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Используя карту, высказывают и аргументируют мнение о том, какое государство было главным соперником России в борьбе за выход к Балтийскому морю;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
- заполняют таблицу «Иосифляне и нестяжатели»;
Актуализируют знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивают их с христианскими храмами;
Высказывают и аргументируют мнение о важности для светской власти церковной поддержки;
Осуществляют самооценку и взаимооценку.
Культура и народов России в XVI в.
Культура народов России в XVI в.: просвещение, литература, архитектура, изобразительное искусство.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Находят в учебнике характерные черты русской культуры в XVI веке;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
- Составляют схему «Литературный жанры XVI в»;
Называют последствия изобретения книгопечатания для России и мира;
Соотносят события российской и европейской истории: вычислять, сколько лет прошло между изобретением книгопечатания в Европе и появлением его в России;
Устанавливают причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Повседневная жизнь народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Выделяют общее и особенное в фольклоре различных народов России;
Сравнивают повседневную жизнь различных народов России;
Рассказывают о том, как складывалась единая культура России;
Приводят примеры культурных связей стран Европы и России;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»
Повторение и обобщение по теме «Россия в XVI в.»
Контроль и коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVI в.»
Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду;
Характеризуют особенности 16 века в России: в политике, экономике, социальной жизни, культуре;
Высказывают суждения о сходствах и различиях истории 16 века России, Европы, мира;
Выполняют проверочные задания по истории России данного периода;
Осуществляют коррекцию знаний;
Осуществляютсамооценку.
Тема 2. Россия в XVII в. (20 часов)
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Показывают на карте территорию России к концу XVI — началу XVII в.;
Раскрывают смысл понятий: шляхта;
Составляют кластер «Внешняя политика России в конце XVI — начале XVII в.»;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
Сравнивают политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делают выводы;
Высказывают и аргументируют оценочное мнение о роли казаков в обороне южных границ России;
Осуществляютсамооценку и взаимооценку.
Смута в Российском Государстве: причин, начало
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Выделяют основные понятия темы: Смута, самозванство;
Показывают на карте путь продвижения Лжедмитрия I, район, охваченный восстанием под предводительством И. Болотникова;
Называют причины и предпосылки Смутного времени;
Высказывают аргументированное суждение о роли боярства в Смуте;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
- на основе информации учебника, используя карту, строить рассказ о восстании И. Болотникова;
Осуществляютсамооценку и взаимооценку.
Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами
Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Выделяют основные понятия темы: интервенция;
Показывают на карте пути движения интервентов по территории России, русские города и монастыри, оказавшие героическое сопротивление интервентам;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
- Анализируют высказывания историков о причинах и ходе Смуты, делают выводы;
Осуществляютсамооценку и взаимооценку.
Окончание Смутного времени
Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Раскрывают смысл понятий: гетман, семибоярщина;
Показывают на исторической карте путь следования Второго ополчения к Москве, высказывают мнение о том, почему он был таким;
Характеризуют личность и деятельность патриарха Филарета;
Выделяют главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Семибоярщине);
Оценивают роль православной церкви и патриарха Гермогена в событиях Смуты;
Сравнивают Первое и Второе ополчения;
Высказывают и аргументируют суждение о том, почему 4 ноября в России отмечается День народного единства;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Экономическое развитие России в XVII в.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Показывают на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соле добычи и солеварении, т.д.;
Устанавливают причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке;
Сравнивают мануфактуру и ремесленную мастерскую;
Объясняют значение создания единого Русского государства;
Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечают на вопросы;
- делают выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке;
Высказывают и аргументируют мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года;
Соотносят события российской и мировой истории: Сравнивают экономическое развитие России и европейских государств в 17 веке;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Начинают составление схемы «Династия Романовых»;
Составляют кластер «Государственное устройство России при первых Романовых в 17 веке»
Раскрывают смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение;
Сравнивают роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; Высказывают мнение о причинах изменений;
Изучают отрывки из текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Изменения в социальной структуре российского общества
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Составляют схему «Социальная структура российского общества в 17 веке»;
Характеризуют положение первого сословия (феодалов) в социальной структуре российского общества;
Высказывают мнение о причинах изменения положения дворянства;
Выделяют в тексте учебника главное (на основе информации по духовенстве и городском населении);
Объясняют происхождение слова «крепостной», используя словарь;
Сравнивают положение черносошных и владельческих крестьян;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Народные движения в XVII в.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Показывают на исторической карте районы, охваченные восстанием Степенна Разина, сопоставляют их с районами восстания Болотникова, делают выводы;
Называют причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника);
Составляют рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов);
Выделяют основные этапы восстания С. Разина, характеризуют их;
Объясняют, почему 17 век называют «бунташным»;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Отношения России со странами Западной Европы. Войны с Речью Посполитой.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Выделяют и объясняют цели внешней политики России на западном направлении в 17 веке;
Актуализируют знания о взаимоотношениях России с ВКЛ, а затем – с Речью Посполитой;
Используя карту, показывают территории, присоединенные к России в результате Андрусовского перемирия;
Начинают составлять кластер «Россия в системе международных отношений»;
Осуществляютсамооценку и взаимооценку.
Россия в системе Международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем
Войны с Османской империей, Крымским ханством.
Отношения России со странами Востока
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Выделяют и объясняют цели внешней политики России на восточном направлении в 17 веке;
Продолжают составляять кластер «Россия в системе международных отношений»;
Используя карту, рассказывают о ходе русско-турецкой войны 1676-1681;
Показывают на карте территории, закрепленные за Россией и Китаем по Нерчинскому договору;
Осуществляют самооценку и взаимооценку.
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России
Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Актуализируют знания о том, как западные и юго-западные русские земли оказались в составе ВКЛ, а затем – Речи Посполитой;
Показывают на карте территории Левобережной и Правобережной Украины, места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой;
Выделяют главное в части параграфа, в параграфе;
Называют причины восстания Богдана Хмельницкого (на основе работы с учебником);
Работают с документом:
- отвечают на вопросы, делают выводы;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол
Раскол в Русской православной церкви.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Объясняют причины и суть конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем (на основе работы с учебником);
Сравнивают и оценивают личности Никона и Аввакума;
Представляют и обосновывать оценку значения церковного раскола;
Осуществляют самооценку и взаимооценку.
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Русские географические открытия XVII в.
Завершение присоединения Сибири. Походы на Дальний Восток
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Показывают на карте маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова, Хабарова, сравнивают их;
Составляют таблицу «Освоение Сибири и Дальнего Востока»;
Характеризуют особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами;
Создают мини-проект (на основе заданий из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», темы – на выбор);
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Культура народов России в XVII в.
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты».
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Называют характерные черты шатрового стиля;
Высказывают мнение о причинах развития оборонного зодчества в отдельных землях;
Проводят поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях;
Продолжают составление таблицы «Культура Руси в XIV- XVI вв.»;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке
Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Сравнивают быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников);
Участвуют в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.);
оформляют и презентуют результаты работы группы;
Осуществляютсамооценку и взаимооценку.
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Повседневная жизнь народов России. Межэтнические отношения.
Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;
Планируют свою работу на уроке;
Участвуют в работе группы (работая с информацией о различных народах России, их повседневной жизни); оформляют и презентуют результаты работы группы;
Осуществляютсамооценку и взаимооценку.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.»
Повторение и обобщение по теме «Россия в XVII в.»
Актуализируют и систематизируют исторический материал по теме «Россия в XVII в.»;
Характеризуют общие черты и особенности развития России и Западной Европы в XVII в.;
Выполняют проблемные задания по истории России данного периода;
Работают в парах;
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.
Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI I в.»
Контроль и коррекция знаний, умений по теме «Россия в XVII в.»
Выполняют тестовые контрольные задания по «Россия в XVII в.»4
Осуществляют коррекцию знаний и умений.
Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVII в.»
Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России в XVI - XVII вв.»
Актуализируют и систематизируют исторический материал по курсу «История России в XVI - XVII вв.»;
Принимают участие в групповой игре по данному периоду;
Анализируют результаты игры.
Промежуточная аттестационная работа по теме
«История России и мира в период Нового времени» - 1 час
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Алексашкина Л.Н. Промежуточное тестирование. Всеобщая история XVI-XVIIIвв. 7 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2015г.
2.Арсентьев А.А., Данилов А.А.; под ред. Торкунова А.В. История России. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2016 г.;
3. Артасов И.А. История Росси. Контрольные работы. 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2016г.
4.Журавлева О.Н. История России.Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015г.
5.Поздеев А.В. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 7 класс. – М.: ВАКО, 2016г
6. Юдовская А.Я. Тесты и тренировочные задания по истории Нового времени: 7 класс: к учебнику А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Всеобщая история Нового времени. 1500-1800. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011г
7.Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.: учеб. Для общеобразоват. Организаций; под ред. А.А.Искендерова. – 2е изд. - М.: Просвещение, 2014г.
8. Интернет-ресурсы:
www.uchportal.ru
http://www.edu.ru
www.pedsovet.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. История. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций. - М.: Просвещение, 2014г.
Вигасин А.А., Годер Г.И. Всеобщая история. Рабочие программы к пердметной линии учебников Вигасина А.А. – Сороко-Цюпы А.О. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011г
Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
Основная образовательная программа основного общего образования (с изменениями на основании приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новополтавская средняя общеобразовательная школа». – 2015г.
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема
Дата проведения
План
Факт
История нового времени 1500-1800 гг.
Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (12 часов)
1
Введение. От средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану
2
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
3
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
4
Дух предпринимательства преобразует экономику
5
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь
6
Великие гуманисты Европы
7
Мир художественной культуры Возрождения
8
Рождение новой европейской науки
9
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
10
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
11
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море.
12
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Глава 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (3 часа)
13
Контрольный тест по теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация». Освободительная война в Нидерландах.
14
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.
15
Международные отношения в XVI — XVIII вв.
Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8 часов)
16
Контрольный тест по теме «Ранние буржуазные революции. Международные отношения». Великие просветители Европы
17
Мир художественной культуры Просвещения
18
На пути к индустриальной эре.
19
Английские колонии в Северной Америке
20
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки
21
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.
22
Великая французская революция. От монархии к республике.
23
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
Глава 4. Традиционные общества Востока.
Начало европейской колонизации (2 часа)
24
Контрольный тест по теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований»Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
25
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Повторение ( 2 часа)
26
Контрольная работа по теме: «Всеобщая истории с 1500-1800гг»
27
Работа над ошибками. Значение раннего Нового времени
ИСТОРИЯ РОССИИ
Тема1. Россия в XVI в (21 час)
28
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
29
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
30
Формирование единых государств в Европе и России
31
Российское государство в первой трети XVI в.
32
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
33
Начало правления Ивана IV.
34
Реформы Избранной рады
35
Государства Поволжья, Северного Причерноморья в середине XVI в.
36
Государства Сибири в середине XVI в.
37
Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления
38
Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война
39
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
40
Народы России во второй половине XVIв.
41
Опричнина: падение Избранной рады
42
Опричнина: поход на Новгород и Псков. Итоги опричнины
43
Россия в конце XVI в.
44
Церковь и государство в XVI в.
45
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.: просвещение, летописание
46
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.: архитектура, музыка, изобразительное искусство
47
Урок истории и культуры родного края
48
Контрольная работа по теме: «Россия в XVI в»
Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 часов)
49
Работа над ошибками. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.
50
Смута в Российском государстве: причины, начало
51
Смута в Российском государстве: борьба с интервентами
52
Окончание Смутного времени
53
Экономическое развитие России в XVII в.
54
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве
55
Изменения в социальной структуре российского общества
56
Народные движения в XVII в.
57
Россия в системе международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем
58
Россия в системе международных отношений: Россия и страны исламского мира
59
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России
60
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол
61
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
62
Культура народов России в XVII в.
63
Промежуточная аттестационная работа по теме
«История России и мира в период Нового времени»
64
Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.
65
Народы России в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
66
Контрольная работа по теме: «Смутное время. Россия при первых Романовых»»
67
Работа над ошибками. Повторение по темам: «Россия в XVI в Смутное время. Россия при первых Романовых»
68
Урок истории и культуры родного края
Приложение 1
Темы проектных работ по Истории России
1.Борис Годунов.
2.Пресечение династии московских правителей.
3.Смутное время.
4.Смутное время. Первое и второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
5.Основные сословия российского общества. Быт, обычаи и нравы.
6. Политическое развитие страны. Усиление самодержавной власти в годы правления первых Романовых.
7.Патриарх Никон. Церковная реформа 1653-1656 гг.
8.Протопоп Аввакум.
9.Путешествие русской копеечки (создание единого всероссийского рынка)
Темы проектных работ по всеобщей истории
1.Значение открытий Христофора Колумба 2.Из истории бумаги 3.Из истории нумизматики 4.Из истории паровоза 5.Из истории подковы 6.Изображения птиц в различных культурах. 7.Изобретение колеса — революция в развитии человечества. 8.Изобретения Леонардо да Винчи
Приложение 2
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ КУРСА
1.Настенные исторические карты
№
Тема раздела
Учебно-наглядные средства обучения
1
Образование единого русского государства
Карты: «Образование русского централизованного государства»; «Образование и расширение русского государства в XIV - XVII вв.»
2
Россия на рубеже XVI-XVII веков
Карта: «Образование и расширение русского государства в XVI – XVII вв.»
3
Россия в XVII в.
Карты: «Русское государство в XVII в. Землепроходцы»
4
Европа и мир в начале Нового времени
Карты: «Важнейшие географические открытия и захваты в XV – середине XVII в.»; «Европа с XVI –первой половины XVII в. Реформация. Крестьянские войны»; «Европа в начале Нового времени»; «Важнейшие географические открытия и колониальные захваты XV - XVII в.»; «Реформация и контрреформация в Западной Европе XVI – XVIIвв.»
5
Ранние буржуазные революции. Международные отношения
Карта: «Национальное освободительное движение в Нидерландах (1566-1609 гг)»;
6
Эпоха Просвещения. Время преобразований
Карты: «Война за независимость и образование США (1775-1783)»; «Франция в период буржуазной революции 1789-1794г. Директория»; «Промышленность и сельское хозяйство в Англии»
2. Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов
Интернет – ресурсы
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал
3. Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер
Мультимедийный проектор
Экран проекционный
4.Презентации к уроку
Приложение 3
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ИСТОРИИ
Формы и методы контроля по истории (ФГОС)
Оценка планируемых результатов программы осуществляется на основании действующих
положений о текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации о критериях и
нормах оценивания.
Формы контроля: ответ на уроке, проблемное задание, анализ иллюстрации, работа с
картой, работа с текстом, сообщение, тест, проверочная работа, итоговая контрольная работа по темам, итоговый контроль за год, проект.
Формы оценивания результатов:
Критерии оценивания устного ответа
Высокий уровень - «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их
безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и
нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
Повышенный уровень - «4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
Базовый уровень - «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
Низкий уровень - «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее
вопросов
Критерии оценивания письменного ответа
Высокий уровень - «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция,
отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий вконтексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Повышенный уровень - «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Базовый уровень - «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Низкий уровень - «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой
проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения
0-35
36-60
61-85
86-100
уровень
низкий
базовый
повышенный
высокий
Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся
Отметка Содержание
2
3
4
5
1
Общая информация
Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.
Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.
Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
2
Тема
Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Ясно изложен материал.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Полностью изложены основные аспекты темы урока.
3
Применение и проблемы
Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.
Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.
Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.
Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕСЛАЙДОВ
Максимальное количество баллов
Оценка группы
Оценка учителя
Титульный слайд с заголовком
5
Минимальное количество – 10 слайдов
10
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
5
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
15
Вставка графиков и таблиц
10
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных
10
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
5
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
10
Слайды представлены в логической последовательности
5
Красивое оформление презентации
10
Слайды распечатаны в формате заметок.
5
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:
90
Оценка проекта.
Высокий уровень - Отметка «5»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы.
3. Проект оформлен в соответствии с требованиями.
4. Проявлены творчество, инициатива.
5. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,
соответствует заявленной теме.
Повышенный уровень - Отметка «4»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.
3. Проявлено творчество.
4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,
соответствует заявленной теме.
Базовый уровень - Отметка «3»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах или в
оформлении.
3. Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.
Низкий уровень - Отметка «2»
Проект не выполнен или не завершен.
Работа с текстом (заполнение опорных таблиц и схем, письменный ответ на вопрос)
Высокий уровень -Отметка «5»
Задание выполнено на высоком уровне, отсутствуют ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологических требований и установок, качественно, творчески и эстетично.
Повышенный уровень - Отметка «4»
Задание выполнено на хорошем уровне, имеются 1 ошибка в содержании, или имеются
незначительные ошибки в оформлении. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Базовый уровень - Отметка «3»
Задание выполнено на достаточном, минимальном уровне, имеются 2-3 ошибки в содержании или неграмотно оформлено. Работа выполнена с опозданием, но самостоятельно.
Низкий уровень - Отметка «2»
Задание не выполнено или не завершено самостоятельно учеником, при выполнении
допущены большие отклонения от заданных требований и установок.
Критерии оценивания сообщения учащихся
1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы
3 балла
2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование
теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов
3 балла
3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции),
выражено ли свое отношение
3 балла
4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем
использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п.,
правильность и чистота речи, владение, биологической терминологией
3 балла
Итого:
12 баллов – отметка «5» - высокий уровень
9 – 11 баллов – отметка «4»- повышенный уровень
5 – 8 баллов – отметка «3» - базовый уровень
Оценка умений работать с картой
Высокий уровень - отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний,
рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике территорий или объектов; самостоятельное выполнение и
формулирование выводов на основе практической деятельности.
Повышенный уровень - отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний,
допускаются неточности в использовании карт.
Базовый уровень - отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов.
Низкий уровень - отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники
Знаний.
Приложение 4
1. Контрольные и проверочные работы по истории России, вошедшие в состав рабочей программы, представлены в методическом пособии:
Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 7 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2016г.
Страницы, на которых опубликованы тексты проверочных работ (по темам):
ИСТОРИЯ РОССИИ
Тема1. Россия в XVI в
С.4-12, с.16-23
Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых
С.28-35, с.40-47, с.52-59.
2.Контрольные и проверочные работы по Всеобщей истории, вошедшие в состав рабочей программы, представлены в методическом пособии:
Алексашкина Л.Н. Промежуточное тестирование. Всеобщая история XVI-XVIIIвв. 7 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2015г
Страницы, на которых опубликованы тексты проверочных работ (по темам):
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация
С.8-30
Глава 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения
С.30-47
Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований
С.47-70
Глава 4. Традиционные общества Востока.
Начало европейской колонизации
С.70-75
Контрольная работа по теме: «Всеобщая истории с 1500-1800гг»