Я работаю в 7-х классах, которые третий год участвуют в эксперименте по ФГОСам. Рабочей программы с УУД в продаже пока нет и в электронном варианте тоже. Поэтому для меня было главное составить данную программу, которая соответствует Федеральному государственному стандарту ООО, Примерной программе основного общего образования по истории для 5-9 классов и авторских программ Юдовской "Новая история" и Данилова "История России".
Особенность моей программы в том, что она объединяет курсы всеобщей и отечественной истории при их самостоятельности и самоценности. Курс "Новая история" помогает сформировать общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в период ранней новой истории. Курс "История России" - это детальное изучение исторического пути России с конца 16 до конца 18 века. Используя данную рабочую программу учитель поможет понять ученику место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами, содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, её социализации, патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины. Учитель поможет сформировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История. Рабочая программа. 7 класс(ФГОС) »
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России»
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени.7 класс. М.: Просвещение, 2013.
2. Данилов А. А. История России. Конец XVI-XIII век. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
3. Рабочая тетрадь / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. -М.: Просвещение, 2014.
Цели:
показать раннюю Новую историю, её непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока об ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям, освоение учащимися знаний о важнейших процессах и событиях истории данного периода, формирование у учащихся терпимости, гуманизма, широты мировоззрения.
Задачи:
- сформировать у учащихся целостное представление о ранней новой истории как закономерном и необходимом периоде всемирной и отечественной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы, мира и России, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности ранней Новой истории, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам);
- развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
- изучая историю своего края, вызвать у учащихся любовь к своей родине, чувство сопричастности ко всему происходящему в городе, крае, стране.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Основное содержание курса
НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в. (26 часов)
Введение (1ч)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ТЕМА I. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ .
Эпоха Великих Географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон. Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения. Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация и контрреформация в Европе
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Ранние буржуазные революции.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
ТЕМА II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил. Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Промышленный переворот в Англии
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
ТЕМА 1. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
Колониальный период в Латинской Америке
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
ИСТОРИЯ РОССИИ XVII-XVIII вв. (42 ч.)
Россия на рубеже XVI – XVII в.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.
Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута.
Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613г. Начало династии Романовых.
Россия в XVII в.
Политически строй.
Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А.Л.Ордин- Нащокина и В.В. Голицына, царя Федора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие.
Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно- денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество. Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения.
Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Власть и церковь.
Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666 — 1667 гг.
Внешняя политика.
Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины к России. Русско-польская война 1653 — 1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676 — 1681 гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в.Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С.И.Дежнев. В.Д.Поярков. М.В.Стадухин. Е.П.Хабаров. Литература. Сатирические повести. Автобиографические повести. Зодчество. Б.Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
Повторение и обобщение (1ч).
Россия в первой четверти XVIII в.
Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра I. Великое посольство 1697 — 1698гг.
Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.
Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.
Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.
Цена и последствия реформ Петра I.
Внешняя политика Петра I. Северная война 1700 — 1721 гг. «Нарвская конфузия» Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.
Итоги внешней политики Петра I.
Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А.Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я.В.Брюс. Л.Ф.Магницкий. Развитие техники. А.К.Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д.Трезини, В.В.Растрелли. И.К.Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. А.Ф.Зубов. Светская живопись. И.Н.Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летоисчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Внутренняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735 — 1739 гг. Русско-шведская война 1741 — 1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756 — 1762 гг. П.А.Румянцев. П.С.Салтык
Россия в 1762 — 1801 гг.
Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянам и городам. Ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Преджпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н.И.Новиков. А.Н.Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.
Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А.В.Суворов. Ф.Ф.Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г.А.Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы и части Латвии. Русско-турецкая война 1787 — 1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета. Становление отечественной науки. Академия наук. М.В.Ломоносов. М.И.Шеин. Г.В.Рихман. В.Н.Татищев. Академические экспедиции. В.Беринг. С.П.Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И.Ф. И М.И. Моторины. И.И.Ползунов. К.Д.Фролов. И.П.Кулибин.
Литература. Новое стихосложение. В.К.Тредиаковский. Драматургия. А.П.Сумароков. Русские просветители. Д.И.Фонвизин. Г.Р.Державин. А.Н.Радищев. Н.И.Новиков. Русский сентиментализм. Н.М.Карамзин. Театр. Ф.Г.Волков. Крепостные театры. П.И. Ковалева — Жемчугова. Т.В. Шлыкова — Гранатова. Музыка. Д.С.Бортнянский. В.А.Пашкевич. Е.И.Фомин. Русская народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А.П.Лосенко. Г.И.Угрюмов. Портрет. А.П.Антропов. И.П. и Н.И. Аргуновы. Ф.С.Рокотов. В.Л.Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М.Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф.И.Шубин.
Архитектура. Барокко. В.В.Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском селе). Русский классицизм. В.И.Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М.Ф.Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И.Е.Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Итоговое обобщение. Россия и мир на рубеже XVIII-XIX в.
Календарно-тематическое планирование курса Новой истории (26 ч.)
№ п/п
Тема и тип урока
Кол-во часов
Планируемые результаты
Характеристика основных видов деятельности
Образовательные ресурсы
д/з
Дата
предметные
метапредметные УУД
Личностные УУД
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Что изучает история Нового времени
(введение в урок)
1
Научатся определять что изучает новая история. Хронологические рамки нового времени. Человек Нового времени. Черты нового общества.
Получат возможность научиться:
Работать с учебником
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новому курсу истории
Раскрывают значение терминов «новое время», «исторические источники»
Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю
Определяют место «нового времени» на ленте времени.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Характеризуют новые изобретения. Составляют таблицу. Подготавливают сообщения и мини презентации о путешественниках. Сравнивают экспедиции Бартоломео Диаша и Васко да Гамы
Презентация
Карта «ВГО и колониальные захваты в XV-XVII вв.»
&1
3
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
(изучение нового материала)
1
Научатсяопределять роль и значение европейской колонизации в формировании современной Европы
Получат возможность научиться: работать с картой, составлять рассказ, готовить сообщения и презентации
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Показывать на карте территории европейских государств.
Рассказывать о географических открытиях
Инфоурок
http://www. historia.ru
&2
4
Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе
(комбинированный)
1
Научатсяопределять термины: абсолютизм, парламент, меркантилизм, централизованные национальные государства. Получат возможность научиться: объяснять, какими способами абсолютные монархии осуществляли контроль за местной и судебной властями, какую роль в укреплении власти играла религия, составлять план рассказа
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
Составляют устный рассказ
Объясняют термины, характеризующие политическую власть и другие органы государственной власти.
Проект: эмблема абсолютной королевской власти.
Инфоурок
&3
5
Дух предпринимательства преобразует экономику
(комбинированный)
1
Научатся определять термины: мировая экономика, торговые компании, монополии, биржи и банки, мануфактура
Получат возможность научиться: характеризовать мировую экономику
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
Характеризуют черты мировой экономики.
Составляют рассказ по выбору.
Мультимедийная презентация
&4
6
Европейское общество в раннее Новое время.
(комбинированный)
1
Научатся объяснять термины, обозначающие новые занятия и новые слои населения.
Получат возможность научиться: характеризовать зарождающееся капиталистическое хозяйство.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: работа в парах
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
Объясняют черты нового капиталистического общества, положение разных слоев населения.
Инфоурок
&5
7
Повседневная жизнь. (Виртуальная)
1
Научатся характеризовать произошедшие в 16-17 веках изменения в повседневной жизни европейцев.Получат возможность провести виртуальную экскурсию по Лондону 17 века.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
Рассказываюто повседневной жизни европейцев.
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы.
Получат возможность познакомиться с идеями гуманистов
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные:допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
Совершают виртуальную экскурсию по Вечному городу. Работают над проектом «Возрождение человека»
http//www.renesans.narod.ru
&7
9
Мир художественной культуры Возрождения
(комбинированный)
1
Знакомятся с титанами Возрождения. Получат возможность узнать, что эпоха Возрождения внесла огромный вклад в мировую художественную культуру.
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные:допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни
Выбирают и описывают живописное или скульптурное произведение одного из авторов, упомянутых в учебнике
Репродукции картин голландских и французских художников.
http//www.renesans.narod.ru
&8-9
10
Рождение новой европейской науки (Лабораторная работа)
1
Научатся характеризовать деятельность учёных раннего Нового времени. Получат возможность научится сравнивать методы познания мира
Регулятивные: ставят учебную за-дачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава-тельную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре-ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.
Заполняют таблицу. Обсуждают в классе: в чем заключается независимость мышления? Подтвердить своё мнение фактами из жизни учёных раннего Нового времени
http//www.withhistory.com
&10
11
Начало Реформации в Европе (комбинированный)
1
Научатся определять термины: Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант. Получат возможность называть причины Реформации в Европе
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
Рассказывают о Реформации и её причинах.
Анализируют параграф и документ.
Используют дополнительные материалы учебника и интернет-ресурсы.
Объясняют значение понятий.
Составляют план ответа на вопрос: «Причины Реформации».
инфоурок
&11
12
Контрреформация (комбинированный)
1
Научатся определять термины: Контрреформация, религиозные войны, кальвинизм, иезуиты, аутодафе.
Получат возможность научиться: характеризовать учение Кальвина
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Обсуждают фрагмент из работы Лойолы «Духовные упражнения» и ответить на вопрос: какими чертами характера, по мнению автора, должен обладать человек, верящий в Бога.
http//www.withhistory.com
&12
13
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях
(изучение нового материала)
1
Научатся выделять особенности Реформации в Англии. Получат возможность изучить особенности правления Тюдоров, Стюартов
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
Составляют логичный рассказ об исторических деятелях. Выделяют и записывают в тетрадь мероприятия королевы Елизаветы, обеспечившие успех её правлению
http//www.2uk.ru/history/
&13
14
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
(комбиниро-ванный)
1
Научатся определять причины религиозных войн во Франции, Варфоломеевской ночи.
Получат возможность научиться: анализировать материалы параграфа и документа, давать оценку деятельности исторических деятелей
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
Рассказываюто религиозных войнах во Франции, о примирении гугенотов и католиков.
Оценивают деятельность кардинала Ришелье
Работают в парах
http//rulers.narod.ru
&14
15
Английская революция середины XVIIвека.
(комбиниро-
ванный)
1
Научатся определять: имена участников революции, термины, характеризующие политические органы и политическую деятельность. Получат возможность научиться: составлять календарь событий по теме
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Составляют календарь событий по теме.
Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной темы.
http//www.2uk.ru/history/
&16
16
Освободительная война в Нидерландах
(комбинированный)
1
Научатся определять термины, характеризующие политическую власть и ее органы.
Получат возможность научится объяснять причины освободительной войны в Нидерландах, ее значение.
Регулятивные: сознательно организовывают и регулируют свою деятельность
Познавательные:
Овладевают умениями работать с учебной и внешкольной информацией
Коммуникативные:
Готовность сотрудничать с соучениками
Осваивают и осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений
Составляют план «Причины освободительной борьбы Нидерландов против Испании».
Работают в группах
http//rulers.narod.ru
&15
12
Ограниченная монархия в Англии конца XVII – XVIIIв.
Получат возможность научиться: составлять развернутый план по теме, объяснять, почему события 1688 г. получили название «славной революции», работать с исторической картой.
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные:допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Продолжают работу с терминами и хронологией.
Составляют развернутый план по теме.
Работают с исторической картой. Подготавливают сообщение о Кромвеле.
http//www.2uk.ru/history/
&17
13
Международные отношения в 16-18 вв. (1618-1648гг.)
(комбинированный)
1
Научатся определять причины международных конфликтов.
Получат возможность научиться: анализировать фрагменты исторического источника и выявлять характерные черты Тридцатилетней войны
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
Подготавливают устную презентацию на тему «Тридцатилетняя война».
Работают в группах по заданиям.
http//www.diphis.ru
&18-19
14
Великие Просветители Европы
(урок изучения нового материала)
1
Научатся определять ценности, лежащие в основе культуры Эпохи Просвещения.
Получат возможность научиться: называть основные идеи эпохи просвещения, значение их для 18 века и для нашего времени
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
Составляют таблицу «Основные идеи просветителей».
Работают с документами, текстом учебника.
http//alpin.temator.ru/cont/1964/1.html
&20
15
Мир художественной культуры Просвещения
(комбинированный)
1
Научатся определять цели и главное назначение искусства просветителей.
Получат возможность познакомиться с основными культурными достижениями Европы 17-18 вв.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Работают сучебником, дополнительной литературой.
Подготавливают сообщение о жизненном пути и творчестве одного из деятелей искусства эпохи Просвещения
Получат возможность научиться:оценивать важнейшие технические изобретения 18 века
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируютпознавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как
понимание чувств других людей и сопереживание им
Обсуждают в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Перечисляют условия промышленного переворота в Англии
Составляют план ответа по теме «Переворот в сельском хозяйстве»
Подготавливают
сообщение об изобретателях.
инфоурок
&22
20
Война за независимость британских колоний в Северной Америке.
(изучение нового материала)
1
Научатсяхарактеризовать особенности жизни колонистов.
Получат возможность научиться: объяснять причины конфликта между жителями колоний и английской короной
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Составляют рассказ о первых колониях и их жителях.
Работают с исторической картой.
http//www.america.al.ru
&24
21
Начало революции во Франции.
(комбинированный)
1
Научатся определять термины: жакерия.
Получат возможность научиться: называть причины и лидеров крестьянских войн в Англии и Франции; объяснять причины ненависти крестьян к чиновникам и давать собственную оценку действиям восставших, а также определять причины поражения крестьянских восстаний
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян.
Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать поступки лидеров восстаний.
http//liberte.newmail.ru
&25
22
Война за независимость. Создание США
1
Научатся называть события войны за независимость.
Получат возможность познакомиться с Декларацией независимости
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Составить устный рассказ «Американцы борются за независимость».
Работа с учебником и
http//www.america.al.ru
24
22
Крушение монархии и установление Якобинской диктатуры
(изучение нового материала)
1
Научатся определять революционные политические группировки.
Получат возможность
анализировать текст документа; выделять главное.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
Получат возможность научиться: оценивать значение Французской революции
Регулятивные:планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Выписывают термины.
Составляют план по теме «Раскол среди якобинцев»
Пишут эссе о Наполеоне Бонапарте или подготавливают устное сообщение, презентацию
http//liberte.newmail.ru
27
24
Государства Востока.
(комбинированный)
1
Научатсяопределять термины: Образование Османской империи, янычары, государство Сефевидов.
Получат возможность характеризовать традиционные общества
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Работают по карте и в парах.
Комментируют местоположение стран Ближнего и Среднего Востока.
Составляют рассказ по выбору.
http//www.withhistory.com
28
25
Страны Южной и Восточной Азии.
(комбиниро-
ванный)
1
Научатсядавать характеристику империи Великих Моголов.
Получат возможность оценивать положительные и отрицательные стороныполитики «закрытия» Китая и Японии
Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Показывают на карте страны Южной и Восточной Азии.
Работают с учебником
Используют иллюстрации к параграфу, Интернет,
Работают в парах
http//www.withhistory.com
29
26
Основные итоги Новой истории XVI - XVIIIвв. Итоговое повторение и обобщение
Уроки обобщения
1
Характеризуют основное содержание истории раннего Нового времени
Получат возможность научиться оценивать свои знания
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Заполняют таблицу «Основные итоги развития общества в период раннего Нового времени».
Выполняют контрольный тест
Учебно-тематический план курса Истории России с конца XVI-XVIII вв. (42ч.)
№ урока
Название темы уроков
Тип урока
Количество часов
Предметные результаты
Метапредметные
результаты
Личностные ууд
Характеристика видов деятельности
Образовательные ресурсы
д/з
Дата
Раздел 1. Смутное время (4 часа)
1
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
Урок изучения нового материала
1 час
Научатся характеризовать нутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного.
Получат возможность описывать личность и деятельность Бориса Годунова.
Регулятивные: способность сознательно организовывать регулировать свою деятельность
Познавательные: умение находить нужную информацию в различных источниках
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
1)Работать с текстом учебника и документами; характеризовать политику Бориса Годунова.
2)объяснять процесс закрепощения крестьян, его последствия
Видео энциклопедия. Портреты царей из династии Рюриковичей, Б. Годунова
п.1
2-3
Смута
Урок изучения нового материала
2 часа
Научатся объяснять понятия Смута,
самозванец, интервенция.
Причины, участники, направления Лжедмитрия I.
Получат возможность раскрывать противоречия в русском обществе в конце XVI в.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи
Познавательные: Постановка и формулирование проблемы
Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Заинтересованность в личном успехе; формирование ответственного отношения к учению
Давать характеристику внутренней политики и историческим деятелям (Б.Годунов, Федор Иванович, В. Шуйский).
Выполнять задания с развёрнутым ответом
Карта «Смутное время в России в начале XVII века»
П.2
4
Окончание смутного времени
Комбинированный урок
1 час
Научатся характеризовать последствия смуты.
Получат возможность
характеризовать освободительную борьбу против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий.
Познавательные: умение работать с различными источниками
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
Работать с исторической картой; рассказывать о народном восстании по схеме.
Получат возможность описывать новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Сельское хозяйство. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Города и торговля. Ярмарки.
Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
Мотивированность и направленность на активное участие в уроке
Выявлять новые черты в развитии экономики; сравнивать историческое развитие в России и странах Западной Европы; делать выводы.
Задания с развёрнутым ответом
Карта «Экономика России в XVII веке»
П.4
6
Основные сословия российского общества
Лабораторная работа, фронтальный опрос
Тягло, белые слободы, холопы, владельческие крестьяне, черносошенные крестьяне. Усиление позиций дворянства. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Регулятивные: составление плана и последовательности учебных действий
Познавательные: относительно целостное представление об обществе.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в ходе выполнения учебнойзадачи
Заинтересованность в личном успехе.
1)знать термины и уметь их объяснять;
2)составлять схему «Социальная структура России в XVII веке», объяснять положение каждого слоя, используя текст параграфа и документы
Схема «Основные сословия России в XVII веке», презентация
П.5
7
Политическое положение России в первой половине 17 в.
Комбинированный урок
Самодержавие. Боярская дума, Соборное уложение, крепостное право, приказы, волость. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Соборное уложение 1649г.
2)объяснять термины и правильно употреблять их в речи;
3)объяснять роль Земских соборов и Боярской думы в становлении абсолютизма в России
Схема «Управление Россией в XVII веке», презентация
П.6
8
Власть и церковь. Церковный раскол.
Проблемная беседа, индивидуальный опрос
Церковный раскол, старообрядчество, протопоп. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667гг.
Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Познавательные: умение находить нужную информацию (анализировать, давать оценку)
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Ценностные ориентиры, основанные на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства
1)объяснять причины и суть церковного раскола;
2)характеризовать личности Никона и Аввакума;
3)объяснять суть конфликта между государством и церковью
инфоурок
П.7
9
Народные движения
Комбинированный урок
Причины и особенности народных волнений. Городские восстания. Соляной и Медный бунты. Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.
Регулятивные:
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения
Познавательные: умение находить нужную информацию
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
1)объяснять причины восстаний и их последствия;
2)характеризовать личность Степана Разина;
3)определять ход восстаний по карте
Карта «Россия в XVII веке»
П.8
10
Внешняя политика
Урок изучения нового материала
Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653-67гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-81гг. Крымские походы.
Регулятивные: оценка своих знаний и знаний товарищей
Познавательные: знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей.
Коммуникативные: межличностное общение
Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни
1)характеризовать основные направления внешней политики;
2)определять влияние внутренней политики на внутреннюю;
3)работа с картой
Карта «Россия в XVII веке»
П.9
11
Русская культура и быт сословий в 17 веке
Мини-конференция
Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С.Дежнев, В.Поярков, Е.Хабаров. Литература. Зодчество. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Живопись. Симон Ушаков.
Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Познавательные: умение анализировать и давать оценку
Коммуникативные:
Участие в дискуссии, управление действиями партнера
Развитие эстетического сознания через освоение культурного наследия народов России
1)характеризовать научные знания в XVII веке;
2)определять роль русских землепроходцев в освоении Сибири;
3)показать отличительные черты русской культуры XVII века
Презентации, мини-рефераты
П.10
12
Сословный быт. Обычаи и нравы.
Мини-конференция
Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Познавательные:
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
Коммуникативные:
Готовность к сотрудничеству с учителем и товарищами
Ценностные ориентиры, основанные на идеях любви и уважения к своему народу
Характеризовать быт и обычаи разных социальных слоев.
Выполнять мини презентации
Презентации, мини-рефераты
13
Контрольно-обобщающий урок по теме: «Россия в 17 веке»
Командная игра
Научить применять знания, умения
Регулятивные:
Контроль, коррекция, оценка
Познавательные:
Знания, умения
Коммуникативные: умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы
Формирование ответственного отношения к учению
Коллективная игра
Раздел 3. Россия при Петре I (9 часов)
14
Предпосылки реформ первой четверти 18 века
Урок изучения нового материала Вводная беседа
Предпосылки петровских преобразований. Реформы Ордина-Нащекина, В.Голицына, царя Федора Алексеевича
Регулятивные: составление плана и последовательности действий
Познавательные: умение находить нужную информацию в различных источниках
Коммуникативные: готовность к сотрудничеству с учителем и товарищами
Знание истории, культуры, своего народа, заинтересованность в личном успехе
1)характеризовать усиление западного влияния на Россию;
2)объяснять причины и суть реформ Ордина-Нащекина и В.Голинына;
3)характеризовать взгляды С.Полоцкого и Ю.Крижанича
Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII вв.»
15-16
Начало царствования Петра I
Практикум
Личность Петра I. Двоецарсвие. Царевна Софья. Азовские походы. Великое посольство 1697-98гг.
Регулятивные:целеполагание
Познавательные: постановка и формулирование проблемы
Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации
Ценностные ориентиры, основанные на идеях любви и уважения к своему народу
1)давать характеристику Петру I на основе данных учебника и исторических документов;
2)объяснять приход к власти Петра
17-18
Северная война
Комбинированный урок
«Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота на море. Ништадтский мир. Провозглашение России империей. Итоги внешней политики Петра I.
Регулятивные:
составление плана и последовательности действий
Познавательные:
умение находить нужную информацию в различных источниках
Коммуникативные:
Работа в парах
Формирование ответственного отношения к учению
1)объяснять причины войны;
2)показывать по карте ход военных действий;
3)характеризовать итоги внешней политики Петра I
Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII вв.»
19
Реформы Петра I
Лабораторная работа
Реформы центрального управления. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Сената, коллегий, Тайной канцелярии. Укрепление абсолютизма. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Городская реформа. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Синода. Цена и последствия реформ Петра I.
Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Познавательные:
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
Коммуникативные:
Готовность к сотрудничеству с учителем и товарищами
Ценностные ориентиры, основанные на идеях любви и уважения к своему народу
1)характеризовать изменения в различных областях;
2)объяснять причины проведения реформ, их значение и последствия Таблица «Реформы Петра I»
Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Итоги экономического развития.
Регулятивные:
составление плана и последовательности действий
Познавательные:
умение находить нужную информацию в различных источниках
Коммуникативные:
Работа в парах
Формирование ответственного отношения к учению
1)знать термины и объяснять их;
2)определять изменения в экономике России;
3)характеризовать итоги экономического развития Росс при Петре I
Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII вв.»
21
Народные движения первой четверти 18 века
Урок изучения нового материала
Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Познавательные:
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
Коммуникативные:
Готовность к сотрудничеству с учителем и товарищами
Ценностные ориентиры, основанные на идеях любви и уважения к своему народу
1)объяснять причины народных выступлений;
2)характеризовать их значение и последствия;
3)по карте определять ход восстаний
22-23
Русская культура эпохи Петра I
Мини-конференция
Культура «верхов» и «низов». Распространение просвещения и научных знаний. Я.Брюс. Л.Магницкий. Развитие техники. А.Нартов. Создание Академии наук. Кунсткамера. Архитектура. Д.Трезини. В.Растрелли. Изобразительное искусство. Светская живопись. Изменения в быту. Новый порядок летоисчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблея. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Знание истории, культуры, своего народа, заинтересованность в личном успехе
1)объяснять причины европеизации культуры;
2)объяснять значение культурного наследия эпохи Петра I
24
Контрольно-обобщающий урок по теме: «Россия при Петре I»
Повторительно-обобщающий урок
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи
Познавательные: Постановка и формулирование проблемы
Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении проблемы
умение находить нужную информацию в различных источниках
Коммуникативные:
Работа в парах
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
1)объяснить причины дворцовых переворотов;
2)характеризовать их последствия для России;
3)составлять хронологическую таблицу
27
Внутренняя политика в 1725-1762 гг.
Комбинированный урок
Откуп, дворянские монополии, дворянский банк, манифест о вольности дворянства. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и купеческого банков.
Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Познавательные:
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
Коммуникативные:
Готовность к сотрудничеству с учителем и товарищами
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
1)характеризовать изменения во внутренней политике;
2)объяснять термины по теме
28
Внешняя политика в середине 18 в.
Комбинированный урок
Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735-39гг. Русско-шведская война 1741-1742гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне. П.Румянцев. П.Салтыков.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как
понимание чувств других людей и сопереживание им
1)характеризовать основные направления внешней политики;
2)определять причины и последствия войн 1725-1762гг.
Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII вв.»
29
Обобщающий урок по теме: «Россия в 1725-1762 гг.»
Комбинированный урок
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи
Познавательные: Постановка и формулирование проблемы
Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Формирование ответственного отношения к учению
Раздел 5. Россия в 1762-1801 гг. (11 часов)
30
Внутренняя политика Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм, уложенная комиссия. Особенности внутренней политики. Просвещенный абсолютизм. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Губернская реформа. Ужесточение крепостничества
Регулятивные:
составление плана и последовательности действий
Познавательные:
умение находить нужную информацию в различных источниках
Коммуникативные:
Работа в парах
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
1)знать и объяснять термины по теме;
2)характеризовать политику просвещенного абсолютизма;
3)определять значение реформ Екатерины II
31
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва
Комбинированный урок
Е.И.Пугачев. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значения и последствия войны.
Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Познавательные:
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
Коммуникативные:
Готовность к сотрудничеству с учителем и товарищами
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
1)называть причины крестьянской войны Пугачева;
2) определять по карте ход событий;
3)объяснять причины поражения и последствия войны
Карта «Россия 1760-1800гг.»
32
Экономическое развитие России во второй половине 18 века
Комбинированный урок
Секуляризация церковных земель, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи
Познавательные: Постановка и формулирование проблемы
Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности
1)характеризовать развитие экономики страны при Екатерине II;
2)сравнивать развитие при Екатерине II с развитием экономики при Петре I
33
Внешняя политика Екатерины II
Лабораторная работа
Коалиция, нейтралитет. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А.Суворов, Ф.Ушаков. Присоединение Крыма. Греческий проект Екатерины II. Г.Потемкин. Георгиевский трактат. Разделы Речи Посполитой. Русско-шведская война 1787-91гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.
Регулятивные: способность сознательно организовывать регулировать свою деятельность
Познавательные: умение находить нужную информацию в различных источниках
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач
1)определять основные направления внешней политики;
2)показывать по карте территориальные изменения при Екатерине II
34
Россия при Павле I
Комбинированный урок
Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I.
Регулятивные:
составление плана и последовательности действий
Познавательные:
умение находить нужную информацию в различных источниках
Коммуникативные:
Работа в парах
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как
понимание чувств других людей и сопереживание им
1)рассказывать об изменениях во внутренней и внешней политике России при Павле I;
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
1)характеризовать научные открытия XVIII века;
2) определять их роль в развитии России;
3)объяснять изменения в системе образования
1)характеризовать основные направления развития литературы и искусства в XVIII веке;
2)знать имена выдающихся деятелей культуры и их работы;
3)защищать презентации или мини-рефераты
инфоурок
37
Жизнь и быт второй половины 18 века
Комбинированный урок
Научатся анализировать перемены в жизни крестьян и горожан. Жилище. Одежда. Питание. Досуг. Обычаи.
Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Познавательные:
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
Коммуникативные:
Готовность к сотрудничеству с учителем и товарищами
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
характеризовать изменения в быту и обычаях различных сословий
инфоурок
38-39
Самарская область в составе империи: наш край в 18 веке
Видео-урок
Научить анализировать исторические факты, источники, версии. Делать выводы.
Регулятивные: способность сознательно организовывать регулировать свою деятельность
Познавательные: умение находить нужную информацию в различных источниках
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
Знание культуры, традиций, своего народа, края.
Подборка материалов для музея
40
Контрольно-обобщающий урок по теме: «Россия в 1762-1801 гг.»
Контрольный урок
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи
Познавательные: Постановка и формулирование проблемы
Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Формирование ответственного отношения к учению
тестирование
41-42
Итоговое повторение.
Определять и объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Формирование ответственного отношения к учению
Защита проектов
Ожидаемые результаты:
Изучая Историю Нового времени ученики научатся:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснятьпричины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлятьразвитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Учебно-методическое обеспечение
Классы
Учебная программа
Учебники
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля
7
Авторская
Авторская. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина, к.п.н. Допущено Министерством образования и науки РФ. М., «Просвещение», 2012.
А.А.Данилов, д.и.н., Л.Г.Косулина, к.и.н. Допущено Министерством образования и науки РФ. М., «Просвещение», 2012.
1.А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Новая история (1500-1800). М., «Просвещение», 2012.
2.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, История России. Конец 16-18 вв. М., «Просвещение», 2012.
А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина Поурочные разработки по новой истории. М., «Просвещение», 2012.
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина Поурочные разработки. История России. Конец 16-18 вв. М., «Просвещение», 2012.
А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина Новая история. Тесты, работа с текстами, познавательные задания. М., 2012.
Е.В.Симонова Тесты по истории России. М., «Экзамен», 2010.
Рабочие тетради на печатной основе, разработанные к данным курсам истории, тесты, контурные карты, диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы, тестовые контрольные задания по истории Руси конца XVI-XVIII вв. по образцу ГИА (в упрощенном варианте)