УТВЕРЖДЕНО __________ Согласовано_________________
ДИРЕКТОР А.П.Штерцер. Руководитель
Особенностью содержания регионального компонента по истории в нашей области является соединение двух его взаимосвязанных частей: региональной и местной истории (краеведения), между которыми много общего, но есть существенные различия. В учебных пособиях по истории Сибири представлена региональная история, которая не замыкается в рамках современных границ Новосибирской области. Такой подход позволяет увязать исторические представления о прошлом региона с историей России и мира, предъявить учащимся проблему развития региональных отношений на территории Сибири до ее присоединения к России и отношений с центром страны на последующих этапах развития, а также проблему взаимоотношений и взаимовлияния культур «коренных» и «пришлых» народов. Широкий круг материалов позволит более объективно выявить не только сложные и противоречивые явления, но и много положительного в этом процессе, создать возможность критики идей сепаратизма и национализма, а также раскрыть роль и место родного края в мировом историческом процессе. Решение этой задачи реализуется на основе отбора материала о наиболее значимых исторических процессах, происходивших в сибирском регионе и установления взаимосвязи с изучаемыми курсами истории.
Изучение традиционной культуры этносов Сибири позволит обсуждать проблему уникальности каждой и ее вклад в развитие общемировой культуры, формировать эстетические, национальные и нравственные ценности, а также стремление сохранять и преумножать культурное достояние родного края.
Изучается в курсе История древнего мира в качестве модуля в теме «Первобытное общество»
Раздел II. ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (5 ч.)
N п\п | Темы, уроки | Планируемые результаты изучения материала | Развитие умений учащихся | Межпредметные и межкурсовые связи | Словарь урока | Основное содержание | Источники информации |
| Тема 1 «Освоение Сибири. XVII век» | Знать территорию расселения этносов Сибири и направления продвижения в Сибирь землепроходцев XVIIв.; объяснять процесс колонизации Сибири как процесс расселения русского этноса на окраины и как результат гос. политики с целью обогащения гос-ва; соотносить события, происходившие на территории европейской России и Сибири в одно и то же время; знать основные факты из истории родного края XVIIвека | Работа с картой, понятиями, Хар-ка политики Рос. Гос-ва в Сибири в 17 веке, соотносить события | История России «Внешняя политика России в 17 веке» | Князец, острог, подводная повинность, ямская служба, аборигены | | Уч. пособие, ч.1,& 6,с 62-69. Раб тетр. |
1 | Присоединение Западной Сибири | Первые остроги в Сибири. Воеводы и служилые люди, их обязанности. |
2 | Пушной промысел в Сибири | Раб. с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ | История России «Экономическая политика» | Ясак, промышленные люди, промысловый налог | Сибирский путь по рекам. Землепроходцы. Особенности освоения бассейнов рек: Оби, Енисея, Лены, Амура и «заморских»: Яны, Индигирки, Колымы. | Уч. пособие ч.1, &7, с. 81-86ю Заключение, с. 245 |
3, 4 | Политика Российского правительства в Сибири | Раб. с исочниками, картой, иллюстрациями, делать выводы | История России «Особенности управления на окраинах.» | Служилые люди, ясачные книги | Промысловая колонизация. Мангазея и Якутск– центры пушного промысла в XVII в. Промышленные и торговые люди. Доходность пушного промысла, его роль в экономике России. | Уч. пособие ч.1,& 6 с.72-74. &8 с. 90-93 |
5 | Государева служба в Сибири | Раб. над понятиями, с таблицами | История России «Особенности управления на окраинах.» | Кормление, уезд, хлебный оброк | | Уч. пособие ч 1, &8 с. 87-90. & 12 с.141-145 |
6 | Казаки - землепроходцы | Раб. с картой, документами, составлять рассказ | География «Русские землепроходцы» | Сивер, полуношник, лето | Первые остроги Новосибирского Приобья (Умревинский, Бердский, Чаусский). Первые земледельцы нашего края и первые деревни: Кругликова, Кривощекова, и др. Первые форпосты в Барабинской степи: Усть-Тартасский, Каинский, Убинский (Каргатский). | Ч 1 &8 с.93-96. & 9 c.100-104, 107ю & 10-11 |
7 | Вольнонародная колонизация | | Раб. с документами, картой, анализ источника | География «Русские землепроходцы» | Тягло, отпускная грамота, подорожная, гулящие люди, явчая головщина, подушный оклад, ревизия | Роль вольнонародной колонизации в земледельческом освоении Сибири. Социальный состав переселенцев, причины переселений, районы выхода, «гулящие люди». | Ч.1, & 12 с. 136-141 |
8 | Начало сибирского земледелия | | Раб. с картой, иллюстрациями, делать сообщения | История России «Экономическая политика» | Государева десятина. Пашенные, хлебооброчные, денежнооброчные крестьяне | Начало сибирского земледелия. Государева (десятинная пашня). Пашенные, хлебооброчные, денежнооброчные крестьяне. Местоположение первых земледельческих районов на карте Сибири. | Ч. 1, 13 с. 147-153 |
9 | Наш край в17 веке | | Раб. с картой, текстом учеб., выделять главное, делать выводы | | Слобода, заимка, деревня | Хозяйственно-культурные типы в Сибири. Особенности материальной культуры народов Западной Сибири и ее тесная связь с природно-климатическими условиями. | Ч.1, &13 с. 154, 156-160 |
10 | Итоговое обобщение по теме «Освоение Сибири в 17 веке» | Особенности и последствия колонизации Сибири. | Раб. с картой, текстом учеб., выделять главное, делать выводы | | Колонизация «Присоединение Сибири» | Ч.1, заключение, с.242-244 |
11 | Тема 2 «Народы Сибири и нашего края в XVII-начале XVIII в.в.» Этнографическая карта Сибири | Характеризовать политику Российского государства в Сибири в XVII в. по отношению к коренному населению и соседним государствам; культуру народов Сибири в единстве её материальной, духовной и соционормативной сторон, с учётом природно-климатических условий, в которых она возникла и развивалась; знать смысл понятий этнос, этноним. | Раб. с картой, таблицей, поня-ми | История России «Особенности управления на окраинах.» | Этнос, этноним, топонимика | Этносы Сибири, территория их расселения. Этнонимы. О чем могут рассказать географические названия нашего края. | Ч.1, & 16, с.182-187, 190-191 |
12 | Культура народов нашего края в XVIIв. | Раб. с иллюстрациями, делают сообщения | | | Духовная культура: верования, шаманы, сказки. Народы нашего края: барабинские татары, чаты, телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия, общественные отношения и религиозные верования. Археологические памятники культуры народов на территории нашего края. | Ч.1, &17, 18, 19,20 (выборочно) |
13 | Тема 3 «Сибирь и наш край в XVIII веке» Сибирские пограничные линии | Показывать на карте присоединяемые территории и изменяющиеся гос. границы в XVIII в.; характеризовать правительственные мероприятия по переселению крестьян в Сибирь в XVIIIв.; называть основные особенности экономического развития Сибири в XVIII в. | Раб. с картой, источниками, составление плана рассказа | | Кержаки, миграция | Урегулирование пограничных вопросов в Забайкалье с Китаем. Начало строительства Сибирских пограничных линий на юге Западной Сибири и на Алтае. | П.1 Стр20. вопросы |
14 | Принудительные переселения крестьян в Сибирь | Раб. с документами | История России «Особенности управления на окраинах.» | Посельщики, | Миграционное движение русских старожилов в лесостепную и степную зоны Сибири. Приток беглых. Отношение правительства к самовольным переселенцам в Сибири. Заинтересованность правительства в заселении южной Сибири. Принудительные переселения крестьян по указу Елизаветы Петровны 1760 г | Ч.2, с. 66-72 |
15 | Горнодобывающая и металлургическая промышленность | | | История России «Экономическая политика» | Кабинетское хозяйство Приписные крестьяне.посессионные крестьяне | Начало освоения рудных богатств Забайкалья и Алтая. Первые заводы А. Демидова. Образование Колывано-Воскресенского горного округа – хозяйства Кабинета. Развитие горнодобывающей и металлургической промышленности на Алтае в ХVIII в. | П.10.стр146 вопросы |
16 | Наш край в XVIII в. | | | История России «Экономическая политика» | | Наш край в XVIII в. Строительство сухопутного тракта через Барабинскую степь. Заселение территории нашего края вдоль тракта. Образование Каинского округа и его население: государственные крестьяне, «посельщики». Приписные крестьяне Новосибирского Приобья. | П.11.стр163 вопросы |
| 17 Итоговое обобщение 1 ч. | | | | | | Итоговая работа за курс 7 класса |
N п\п | Темы, разделы, уроки | Планируемые результаты изучения материала | Развитие умений учащихся | Межпредметные и межкурсовые связи | Основное содержание | Словарь урока | Источники информации |
| Тема1 «Декабристы в Сибири» | Знания о роли политической и уголовной ссылки в развитии региона | Работа с историческими источниками, сообщения учащихся, делают выводы | История России «Восстание декабристов» | Декабристы в Сибири. Места отбывания каторги и ссылки. Образ жизни осужденных декабристов. Педагогическая деятельность декабристов в Сибири. Память о декабристах среди сибиряков. | 1 | П.19 стр 319 вопрос |
1 | Декабристы в Сибири | Ч.2, & 19 ,с. 303-314 |
| Тема 2 «Социально-экономическое развитие Сибири и нашего края в первой половине XIX века» | Сравнивать экономическое развитие России и Сибири , находить общее и отличное. | Работа с картой, текстом учебника, исторического источника, сравнение фактов, выводы | | Сибирское казачество. Реорганизация казачьей службы. Казачьи войска Сибири и территория их размещения. Состав казачества и условия службы | Городовые и пограничные казаки, воротники, пушкари | Ч 2,& 4, с. 46-47, 52-59 |
2 | Сибирское казачество в первой половине XIX в. |
3 | Государственные крестьяне Сибири | Характеристика сословия, сравнение положения гос. кр -ян в Сибири с положением гос. кр-ян в европейской части России | История России «Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.» | Государственные крестьяне Сибири, их правовое положение. Особенности землепользования государственных крестьян Сибири. Переселение крестьян в Сибирь по реформе П.Д. Киселева. Миграции сибирских старожилов. | Подушная подать, ревизская душа, земские и мирские сборы | Ч.2,& 6, с. 74-80 |
4 | Переселение государственных крестьян в Сибирь в первой половинеXIX века | Работа с источниками и характеристика правительственных мероприятий по переселению крестьян в Сибирь | | | Увольнительный и приёмный договор | Ч. 2,& 7, с. 89-93 |
5 | Земледелие и скотоводство сибирских крестьян | | Работа с текстом , анализ источников, сообщения учащихся | | Земледелие и скотоводство в хозяйстве сибирских крестьян. Причины господства натурального хозяйства крестьян. Комплексный характер крестьянского хозяйства в Сибири | | Ч.2 & 8, с. 107-119 |
6 | Промыслы сибирских крестьян | Работа с текстом, анализ источника, выводы | | . Комплексный характер крестьянского хозяйства в Сибири: роль добывающих, обрабатывающих промыслов. Крестьянские промыслы по тракту | Недоимка | Ч. 2 & 9 с.120-124 |
7 | Сибирский сухопутный тракт и его роль в жизни крестьянства | Работа с картой, сообщения учащихся, анализ документа | | Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Необходимость железной дороги для экономического развития Сибири. Местоположение сибирских железных дорог и начало регулярного движения. Возникновение Новониколаевска | Почтовая гоньба, извоз | Ч. 2 & 9, с. 132-133, & 11 с. 150-153 |
8 | Кабинетское хозяйство Колыванско- Воскресенского (Алтайского) горного округа | | Выявление причин роста и упадка промышленности, работа с документом | | Развитие промышленности Колывано-Воскресенского горного округа в первой половине XIX в. Рабочие кадры: техническая интеллигенция, мастеровые, приписные крестьяне. Причины упадка горной промышленности. | Мастеровые | Ч.2 & 10, с. 136-140 |
| Тема 3 «Реформы 60-70-х гг.и особенности социально-экономического развития Сибири во второй половине XIX века» | Сравнить осуществление Великих реформ 1860-1870-х гг. в Сибири и европейской части страны; знать особенности экономического развития Сибири в XIX веке | Работа с документом, текстом учебника, сравнение фактов, выводы | История России «Крестьянская реформа 1861 г.» | Население нашего края: коренные народы (барабинские татары), государственные и приписные крестьяне, их хозяйственные занятия. Особенности жизни в притрактовых селениях. | Подушно-оброчная подать, оброчно-поземельная подать | Ч.2 &6, с.85-88 |
9 | Крестьянская реформа в Сибири | Города нашего края: Каинск, Колывань, Сузун, их население и экономика. |
10 | Изменения в переселенческой политике правительства после реформы | Работа с документами, характеристика правительственных мероприятий | История России «Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права» | Изменения в переселенческой политике правительства после реформы. От запрета к разрешению. Закон 1889 г. о переселении. Организация переселений. Периодическая печать России о бедственном положении | Уравнительное землепользование | Ч. 2& 7, с. 93-97 |
11 | Промышленность Сибири во второй половине XIX в. | | Работа с текстом, составление плана, сообщения | | География крестьянских промыслов во второй половине Х1Х в., развитие обрабатывающей промышленности. Золотопромышленность Сибири. Замедленный характер промышленного переворота в Сибири. Кризис промышленности в кабинетском хозяйстве. | | Ч.2 & 9 с. 131. &10 с.140-146. & 11 с. 160-163 |
| Тема 4 «Народная культура и образ жизни сибиряков. Просвещение» | Иметь представление о культуре и образе жизни русского населения Сибири как результате распространения культурных и бытовых образцов из Европейской России, и о их дополнении местными формами культуры; знать особенности развития просвещения, общественной мысли в сравнении с европейской частью страны | Работа с текстом, составление краткого конспекта, сообщения | История России «Просвещение и наука в XIX в." | Просвещение в Сибири в ХIX в. Начальное и среднее образование. Отношение горожан и крестьян к образованию. Возможности получения образования в Сибири. Первые гимназии и профессиональные училища. Просвещение среди коренных народов Сибири. Открытие университета. | | Ч.2 &18 с.280-291 |
12 | Просвещение в Сибири в XIX веке |
13 | Крестьянская семья. Усадьба и жилище | Сообщения учащихся, работа с вещественными источниками | История России «Быт: новые черты в жизни города и деревни» | Образ жизни сибирских крестьян. Семья. Домохозяйство. Взаимоотношения, права и обязанности в крестьянской семье. Крестьянская усадьба. Крестьянский дом. Вещественные памятники крестьянского быта в нашем крае. | Неразделённые, разделённые и братские семьи, домохозяйства, село, слобода, станица, деревня, выселок, заимка, погост | Ч.2 &14 с. 199-217 |
14 | Духовная культура сибирских крестьян | Работа с документами | | Духовная культура сибиряков. Сибирский народный календарь. Общинные и семейные праздники. Фольклор. Семейные воспоминания о праздниках и играх крестьянских детей. | Великие и малые праздники | Ч.2 & 15 с. 220-231 |
15 | Образ жизни и быт горожан нашего края в XIX веке | Работа с текстом, составление плана, сообщения | | Образ жизни горожан нашего края в конце Х1Х века. Города Колывань и Каинск. Быт горожан. Вещественные памятники культуры и быта горожан в краеведческих музеях нашего края. | | Ч.2 & 16, с. 238-255 |
16 | Взаимодействие культур | | Работа со статистическим материалом, текстом | | | Ассимиляция, консолидация | Ч.2 & 17, с. 256-264. Заключение с. 359-361. Дополнительно с. 231-234 |
17 | Итоговый урок «Является ли Сибирь колонией?» | | | | «Полная колония», «колония в экономическом смысле», окраина | Ч.2, заключение с. 357-359 |
N п\п | Разделы, темы, уроки | Планируемые результаты изучения материала | Развитие умений учащихся | Межпредметные и межкурсовые связи | Основное содержание | Словарь урока | Источники информации |
1 | Тема 1 «Сибирь и наш край в начале ХХ века» Сибирская железная дорога и её влияние на экономику края | Знать группы населеия сибирской деревни начала ХХ в. и сравнивать их положение таковых в европейской части страны; знать о результатах Столыпинской аграрной реформы | Работа с картой, текстом документа, анализ, выводы | История России «Российская империя в начале ХХ века» | Влияние Сибирской железной дороги на развитие экономики края. Рост городского населения. Новые города. Превращение Новониколаевска в торгово-промышленный центр Западной Сибири. | Транссиб | Ч.3, & 1,с. 8-15 |
2 | Столыпинские переселения в Сибирь | Анализ источников, сообщения учащихся | | Столыпинские переселения в Сибирь: организация переселений, размещение и помощь переселенцам, трудности устройства. | | Ч.2, с. 101-106 |
3 | Новые явления в жизни сибирских крестьян в начале ХХ века | Работа с текстом , сообщения | | Столыпинские переселенцы в нашем крае (по воспоминаниям родственников). Новые явления в сибирской деревне. | Чалдоны, кержаки, расейские, хохлы | Ч.3, гл. 1 &2, с. 15-22, документы с. 35-37 |
| Тема 2 «Революция и гражданская война в Сибири» | Знать, какой отклик в Сибири получили события революций 1905-1907 гг. и Февральской; знать о социальной базе, на которую опирались большевики при захвате власти в Сибири, об основных этапах гражданской войны на её территории, о событиях тех лет в родном крае | Работа с текстом, картой | История России «Революция и гражданская война» | . Отношение сибиряков к свержению самодержавия. Установление Советской власти в городах Сибири. Антибольшевистские силы в Сибири. Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае | | Ч.3, гл.2, с.40-42, 49-55, 59-62 |
4 | Начало революции 1917 г. в Сибири |
5 | Гражданская война в Сибири | Работа с текстом, сообщения, работа с документами | | Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. Военный переворот в Омске в ноябре 1918 г. и установление диктатуры А.В. Колчака. | Номинальный, спорадический | Ч. 3, гл. 3, &1, с. 66-70, 73-82 |
6 | Партизанское движение сибирских крестьян | Составление краткого конспекта | | Характер партизанского движения. Память о первых большевиках и партизанах гражданской войны в нашем крае. Памятники в Барабинском районе. | | Ч.3, гл. 3, &2, с.82-90 |
| Тема3 « Сибирь и наш край в 1920-30-е годы» | Сравнивать проявления политики военного коммунизма и нэпа в Сибири и европейской части России; знать, какая роль в планах индустриализации СССР отводилась Сибири, показывать на карте и называть стройки первых пятилеток; знать факты из истории коллективизации в регионе | Работа со статистическими материалами, сравнение фактов | История России «Россия в поисках перспектив (1917-1927гг.)» | Сибирь после гражданской войны. Сибревком – чрезвычайный орган управления в Сибири. Ревкомы. Особенности выборов в Советы в 1920 г. Восстание колыванских крестьян летом 1920 г. | Продразвёрстка | Ч.3, гл.5, &1, с. 118-125. &2? c/ 128-132 |
7 | Нэп в Сибири |
8 | Индустриализация Сибири. Наш край в годы первых пятилеток | Работа с текстами документов, сообщения учащихся | | Роль Сибири в планах индустриализации СССР. Великие стройки первых пятилеток в Сибири. Народный энтузиазм, стахановское движение. Новосибирск в годы первых пятилеток. Облик города. Жилищные условия горожан. Структура питания, одежда, досуг горожан. | | Ч.3, гл. 6, &1-2 |
9 | Коллективизация в Сибири | Работа с текстами документов | | Жестокие формы коллективизации в Сибири, свидетельства о превышении полномочий представителей власти по отношению к крестьянству. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края. | Коммуна | Ч. 3, гл. 7, &2-3, С. 161-168 |
| Тема 4 «Сибирь и наш край в годы Великой Отечественной войны» | Знать о кладе экономики Сибири в дело победы в Великой Отечественной войне, о патриотизме и подвигах земляков на полях сражений | Работа с текстами документов | История России «Советский Союз во второй мировой войне» | Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Отношение к мобилизации. Сибирские добровольческие дивизии. Добровольные пожертвования в фонд победы. Новосибирцы – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти. | | Ч.3, гл.9, &1, с.192-195, 215-219 |
10 | Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны |
11 | Экономика Сибири и нашего края в годы войны | | Работа с текстами документов, сообщения уч-ся из рассказов очевидцев | | Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь, налаживание их работы. Промышленность и сельское хозяйство нашего края - фронту. Рабочие кадры. | | Ч.3, гл. 9, &1, с.195-198, &2, с.199-208 |
12 | Как жили сибиряки в годы войны | | Работа с текстами документов, сообщения уч-ся из рассказов очевидцев | | Новосибирск в годы войны. Жилищные условия, размещение эвакуированных. Карточная система снабжения. Подсобные хозяйства. Структура питания. Тяжелые материальные условия жизни. | | Ч.3, гл.9, &3, с.208-213 |
| Тема 5 «Сибирь и наш край в 1950-1980-е годы» | Знать о кардинальных изменениях Сибири в 1950-1980-е гг., показывать на карте основные разработки природных месторождений, гидроэлектростанций, крупнейших промышленных предприятий; характеризовать основные события и результаты целинной эпопеи, социальное развитие сибирской деревни в 1950-1980гг. | Работа с картой, документами, сообщения уч-ся | История России «СССР в1953-середине 80-х гг.» | Увеличение роли Сибири в экономике страны. Сибирские гидростанции. Обьгэс. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия | | Ч.3, гл.11, &1, с.248-250, с.250-254, &4 |
13 | Гиганты энергетики в Сибири |
14 | Обрабатывающая промышленность Сибири и Новосибирска | Работа с текстами документов, сообщения уч-ся | ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. Оборонные предприятия Новосибирска. Отставание производства товаров для народа. Тенденции застоя в промышленном развитии | «Оборонка» | Ч.3, гл.11, &6-7,с.268-278 |
15 | Целинная эпопея | Работа с текстами документов, сообщения уч-ся | | Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия – обретения и потери. | | Ч.3,гл.11,&1, с. 248-250, &2, с.250 |
16 | Социальное развитие нашего края в 1950-1980-е годы | Работа с текстами документов, сообщения уч-ся | | Социальный состав жителей нашего города и села в 50 – 80-е гг. Изменения в социально-экономической жизни города (села). Обеспеченность жильем, структура питания горожан и жителей села, одежда, досуг. Наш край на пути к рыночной экономике | | Ч.3, &2, с.250-254, краеведческие материалы |
17 | Итоговый урок | | | | | | |