kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории Сибири

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа один из возможных вариантов изучения регионального компонента.

Особенностью содержания регионального компонента по истории в нашей области является соединение двух его взаимосвязанных частей: региональной и местной истории (краеведения), между которыми много общего, но есть существенные различия. В учебных пособиях по истории Сибири представлена региональная история, которая не замыкается в рамках современных границ Новосибирской области. Такой  подход позволяет увязать исторические представления о прошлом региона с историей России и мира, предъявить учащимся проблему развития региональных отношений на территории Сибири до ее присоединения к России и отношений с центром страны на последующих этапах развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Сибири»

УТВЕРЖДЕНО __________ Согласовано_________________

(Е.В.Савенкова)

ДИРЕКТОР А.П.Штерцер. Руководитель

РМО учителей истории

Составитель

Нельмаер Л.Э

учитель истории

МКОУ Тополевской ООШ

Пояснительная записка к рабочей программе по Истории Сибири


Особенностью содержания регионального компонента по истории в нашей области является соединение двух его взаимосвязанных частей: региональной и местной истории (краеведения), между которыми много общего, но есть существенные различия. В учебных пособиях по истории Сибири представлена региональная история, которая не замыкается в рамках современных границ Новосибирской области. Такой подход позволяет увязать исторические представления о прошлом региона с историей России и мира, предъявить учащимся проблему развития региональных отношений на территории Сибири до ее присоединения к России и отношений с центром страны на последующих этапах развития, а также проблему взаимоотношений и взаимовлияния культур «коренных» и «пришлых» народов. Широкий круг материалов позволит более объективно выявить не только сложные и противоречивые явления, но и много положительного в этом процессе, создать возможность критики идей сепаратизма и национализма, а также раскрыть роль и место родного края в мировом историческом процессе. Решение этой задачи реализуется на основе отбора материала о наиболее значимых исторических процессах, происходивших в сибирском регионе и установления взаимосвязи с изучаемыми курсами истории.

Краеведение дополняет уроки региональной истории. Краеведческие факты конкретизируют, иллюстрируют исторические события и процессы региональной истории, создают возможность лучше познать повседневную жизнь человека. Каждая тема программы содержит примерное содержание краеведческих уроков.

Второй особенностью программ регионального компонента является принцип интеграции. Материалы истории Сибири и родного края должны включатся блоками (модулями) в федеральные программы по истории с учетом хронологических и закономерных связей. Принцип интеграции регионального компонента с общим курсом истории в основной школе создает методические возможности для наилучшего решения задачи - формирования системы знаний путем повторения основных понятий. Кроме того, выявление особенностей исторического развития Сибири и родного края, понимание их взаимосвязи с историей Отечества и мира способствует достижению основной цели исторического образования – овладению совокупностью знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества. Выделять историю Сибири как отдельный курс нежелательно, это приведет к перегрузке школьников, так как предъявляемая информация не увязывается с получаемой базой знаний по истории.

Материалы региональной и местной истории, в первую очередь, реализуют воспитательные задачи обучения. Факты и персоналии позволят детям понять прошлое родного края, мысленно воссоздать образ жизни своих родственников и земляков в прошлом, их духовный мир и роль их труда в развитии края. На уроках создается возможность личностного осмысления прошлого, ибо носителями ценностных отношений выступают поколения земляков, в том числе родные и близкие. Размышления об их созидательном труде, об их вкладе в развитие материальной и духовной культуры края становятся основой для переживания нравственных, патриотических, чувств, что является первой ступенью выработки соответствующих ценностных установок.

Изучение традиционной культуры этносов Сибири позволит обсуждать проблему уникальности каждой и ее вклад в развитие общемировой культуры, формировать эстетические, национальные и нравственные ценности, а также стремление сохранять и преумножать культурное достояние родного края.

Региональная история вносит свой вклад в развитие гуманитарной культуры школьников. Сибирь обретает свою историю, что, безусловно, обогатит духовный мир сибиряков, их национальное самосознание. Региональная история создает дополнительные возможности для овладения умениями работы с различными источниками исторических знаний, в процессе которой развивается историческое мышление школьников, умения анализировать, сопоставлять оценки исторических событий, явлений прошлого и современности. Краеведческие материалы позволяют включить учащихся в творческие виды деятельности (сбор информации по определенной теме, в том числе оформление записей воспоминаний, анализ и оценка краеведческих фактов, аргументация критического отношения к ним и т.д.)


Место региональной истории в учебном плане. На изучение регионального компонента в областном базисном плане управление образования администрации Новосибирской области рекомендует выделять дополнительное учебное время из вариативной части по 0,5 ч. в неделю в 7 – 9-х классах (примерный объем по 17 часов). В 5-6-х классах региональная история занимает 10-15 % учебного времени (примерно 4-6 уроков) в соответствии с рекомендациями федерального базисного плана, дополнительное учебное время в этих классах не выделяется.

Учебная задача курса Почему Сибирь уже свыше 400 лет пребывает в составе России?


Учебные пособия

Кузнецова Ф.С. История Сибири.Ч.1. Новосибирск.2000

Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А., Тайны прошлого. Новосибирск. ИНФОЛИО-пресс, 2000.

Шаповалов А. По следу мамонта. Новосибирск ИНФОЛИО-пресс,1999.

Кузнецова Ф.С. История Сибири: Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Новосибирск «ИНФОЛИО-пресс». 2003.С.9-17.

.


Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История Сибири. Ч.2. Новосибирск, 2000.

Исупов В.А, Кузнгецов И.С. История Сибири Ч.3. Новосибирск. 2000.













Раздел I. ИСТОРИЯ СИБИРИ И РОДНОГО КРАЯ В ДРЕВНОСТИ (4 ч.)5 класс

Учебная задача

Как человек стал хозяином планеты Земля ?

Тема

Кол-во часов

Основное содержание

Контроль

Учебные пособия


Тема 1. 1.Первые люди в Сибири

(1 ч.)


Растительный и животный мир Сибири в ледниковый период. Стоянка древнего человека – Волчья Грива у села Озерки Каргатского района. Орудия труда, жилища, одежда охотников. Первые художники Сибири.




Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А., Тайны прошлого. Новосибирск. ИНФОЛИО-пресс, 1999.

Шаповалов А. По следу мамонта. Новосибирск ИНФОЛИО-пресс,1999.

Кузнецова Ф.С. История Сибири: Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Новосибирск «ИНФОЛИО-пресс». 2003.С.9-17.


Тема 2. 2.Жители нашего края в IV-I тыс. до н.э.

(3 ч.)

1

Природа в нашем крае к началу III тыс. до н.э. Первые металлурги Сибири. Андроновцы - опытные земледельцы и скотоводы нашего края.



3.Памятники культуры кочевых народов на территории Южной Сибири.

1

Памятники культуры кочевых народов на территории Южной Сибири: ледяные гробницы Алтая - захоронения VI -II до н.э. Образ жизни кочевников. Их изобретения: войлочная юрта, седло, уздечка, стремена.



4. Образ жизни народов на севере Сибири

1

Образ жизни народов на севере Сибири: основные занятия, жилища, одежда и средства передвижения. Жизнь детей в древности.




Изучается в курсе История древнего мира в качестве модуля в теме «Первобытное общество»


Раздел II. ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (5 ч.)

Учебная задача

Показать причины покорения Сибири отрядом Ермака.

Тема

Кол-во часов

Основное содержание

Контроль

Учебные пособия


Тема 1. Наш край в раннем средневековье.

(1 ч.)


Наш край в эпоху великого переселения народов - IV-V вв. Первое

государственное объединение в Сибири (VI-VIII вв.) – Великий Тюркский каганат. Его территория, распад каганата. Памятники тюркской культуры в Сибири и нашем крае. Тюркские топонимы в нашем крае.


Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А. Указ соч. С.56-59.

Кузнецова Ф.С. История Сибири. Дидактические материалы…. С.18-31.

Кузнецова Ф.С. История Сибири.Ч.1. Новосибирск. 1999. § 4-5.




Тема 2. Сибирь в ХII- ХV вв.


(2 ч.)

Начало знакомства новгородцев с зауральской территорией. «Чрезкаменный» путь. Морской путь в низовья Оби. Походы воевод Ивана III за Урал в низовья Оби. Первые сведения о Сибири. Термин «Сибирь».






Образование Сибирского ханства. Территория Сибирского ханства. Коренные народы (аборигены) нашего края. Как складывается единый народ. Археологические памятники на территории нашего края: Вознесенское, Чертово.





Тема 3. Поход Ермака в Сибирь и начало ее присоединения к России


(2 ч.)

Сибирские летописи о дате, об инициаторах и организаторах похода. Путь экспедиции Ермака. Основные события экспедиции. Персоналии: казаки и татарские военачальники, их судьбы.





Последствия похода Ермака: бегство Кучума и начало строительства первых русских укреплений – острогов (крепостей) как административных пунктов российской власти на территории Сибири. Окончательная победа над Кучумом в 1598 г. и ее последствия.































Раздел IV. СИБИРЬ И НАШ КРАЙ В ХVII-XVIII вв.(17 ч.)

7 класс

Учебная задача - Как проходил процесс взаимовлияния культур между «коренными» и «пришлыми».



N п\п

Темы, уроки

Планируемые результаты изучения материала

Развитие умений учащихся

Межпредметные и межкурсовые связи

Словарь урока

Основное содержание

Источники информации



Тема 1 «Освоение Сибири. XVII век»

Знать территорию расселения этносов Сибири и направления продвижения в Сибирь землепроходцев XVIIв.; объяснять процесс колонизации Сибири как процесс расселения русского этноса на окраины и как результат гос. политики с целью обогащения гос-ва; соотносить события, происходившие на территории европейской России и Сибири в одно и то же время; знать основные факты из истории родного края XVIIвека

Работа с картой, понятиями, Хар-ка политики Рос. Гос-ва в Сибири в 17 веке, соотносить события

История России «Внешняя политика России в 17 веке»

Князец, острог, подводная повинность, ямская служба, аборигены


Уч. пособие, ч.1,& 6,с 62-69. Раб тетр.




1

Присоединение Западной Сибири

Первые остроги в Сибири. Воеводы и служилые люди, их обязанности.

2

Пушной промысел в Сибири

Раб. с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ

История России

«Экономическая политика»

Ясак, промышленные люди, промысловый налог

Сибирский путь по рекам. Землепроходцы. Особенности освоения бассейнов рек: Оби, Енисея, Лены, Амура и «заморских»: Яны, Индигирки, Колымы.


Уч. пособие ч.1, &7, с. 81-86ю Заключение, с. 245

3, 4

Политика Российского правительства в Сибири

Раб. с исочниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

История России

«Особенности управления на окраинах.»

Служилые люди, ясачные книги

Промысловая колонизация. Мангазея и Якутск– центры пушного промысла в XVII в. Промышленные и торговые люди. Доходность пушного промысла, его роль в экономике России.


Уч. пособие ч.1,& 6 с.72-74. &8 с. 90-93

5

Государева служба в Сибири

Раб. над понятиями, с таблицами

История России

«Особенности управления на окраинах.»

Кормление, уезд, хлебный оброк


Уч. пособие ч 1, &8 с. 87-90. & 12 с.141-145

6

Казаки - землепроходцы

Раб. с картой, документами, составлять рассказ

География

«Русские землепроходцы»

Сивер, полуношник, лето


Первые остроги Новосибирского Приобья (Умревинский, Бердский, Чаусский). Первые земледельцы нашего края и первые деревни: Кругликова, Кривощекова, и др. Первые форпосты в Барабинской степи: Усть-Тартасский, Каинский, Убинский (Каргатский).


Ч 1 &8 с.93-96. & 9 c.100-104, 107ю & 10-11

7

Вольнонародная колонизация


Раб. с документами, картой, анализ источника

География

«Русские землепроходцы»

Тягло, отпускная грамота, подорожная, гулящие люди, явчая головщина, подушный оклад, ревизия

Роль вольнонародной колонизации в земледельческом освоении Сибири. Социальный состав переселенцев, причины переселений, районы выхода, «гулящие люди».

Ч.1, & 12 с. 136-141

8

Начало сибирского земледелия


Раб. с картой, иллюстрациями, делать сообщения

История России

«Экономическая политика»

Государева десятина. Пашенные, хлебооброчные, денежнооброчные крестьяне

Начало сибирского земледелия. Государева (десятинная пашня). Пашенные, хлебооброчные, денежнооброчные крестьяне. Местоположение первых земледельческих районов на карте Сибири.

Ч. 1, 13 с. 147-153

9

Наш край в17 веке


Раб. с картой, текстом учеб., выделять главное, делать выводы


Слобода, заимка, деревня

Хозяйственно-культурные типы в Сибири. Особенности материальной культуры народов Западной Сибири и ее тесная связь с природно-климатическими условиями.


Ч.1, &13 с. 154, 156-160

10

Итоговое обобщение по теме «Освоение Сибири в 17 веке»

Особенности и последствия колонизации Сибири.

Раб. с картой, текстом учеб., выделять главное, делать выводы


Колонизация

«Присоединение Сибири»

Ч.1, заключение, с.242-244







11

Тема 2 «Народы Сибири и нашего края в XVII-начале XVIII в.в.»

Этнографическая карта Сибири

Характеризовать политику Российского государства в Сибири в XVII в. по отношению к коренному населению и соседним государствам; культуру народов Сибири в единстве её материальной, духовной и соционормативной сторон, с учётом природно-климатических условий, в которых она возникла и развивалась; знать смысл понятий этнос, этноним.

Раб. с картой, таблицей, поня-ми

История России

«Особенности управления на окраинах.»

Этнос, этноним, топонимика

Этносы Сибири, территория их расселения. Этнонимы. О чем могут рассказать географические названия нашего края.


Ч.1, & 16, с.182-187, 190-191

12

Культура народов нашего края в XVIIв.

Раб. с иллюстрациями, делают сообщения



Духовная культура: верования, шаманы, сказки.

Народы нашего края: барабинские татары, чаты, телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия, общественные отношения и религиозные верования. Археологические памятники культуры народов на территории нашего края.



Ч.1, &17, 18, 19,20 (выборочно)





13

Тема 3 «Сибирь и наш край в XVIII веке»

Сибирские пограничные линии

Показывать на карте присоединяемые территории и изменяющиеся гос. границы в XVIII в.; характеризовать правительственные мероприятия по переселению крестьян в Сибирь в XVIIIв.; называть основные особенности экономического развития Сибири в XVIII в.

Раб. с картой, источниками, составление плана рассказа


Кержаки, миграция

Урегулирование пограничных вопросов в Забайкалье с Китаем. Начало строительства Сибирских пограничных линий на юге Западной Сибири и на Алтае.


П.1

Стр20.

вопросы

14

Принудительные переселения крестьян в Сибирь


Раб. с документами

История России

«Особенности управления на окраинах.»

Посельщики,

Миграционное движение русских старожилов в лесостепную и степную зоны Сибири. Приток беглых. Отношение правительства к самовольным переселенцам в Сибири. Заинтересованность правительства в заселении южной Сибири. Принудительные переселения крестьян по указу Елизаветы Петровны 1760 г

Ч.2, с. 66-72

15

Горнодобывающая и металлургическая промышленность



История России

«Экономическая политика»

Кабинетское хозяйство

Приписные крестьяне.посессионные крестьяне

Начало освоения рудных богатств Забайкалья и Алтая. Первые заводы А. Демидова. Образование Колывано-Воскресенского горного округа – хозяйства Кабинета. Развитие горнодобывающей и металлургической промышленности на Алтае в ХVIII в.

П.10.стр146 вопросы

16

Наш край в XVIII в.



История России

«Экономическая политика»


Наш край в XVIII в. Строительство сухопутного тракта через Барабинскую степь. Заселение территории нашего края вдоль тракта. Образование Каинского округа и его население: государственные крестьяне, «посельщики». Приписные крестьяне Новосибирского Приобья.

П.11.стр163 вопросы


17 Итоговое обобщение 1 ч.






Итоговая работа за курс 7 класса


Раздел IV. ИСТОРИЯ СИБИРИ И НАШ КРАЙ В ХIХ веке (17 ч.)

8 класс

Учебная задача

Что дали волны переселений из России для развития хозяйства, культуры в Сибири?

N п\п

Темы, разделы, уроки

Планируемые результаты изучения материала

Развитие умений учащихся

Межпредметные и межкурсовые связи

Основное содержание

Словарь урока

Источники информации


Тема1 «Декабристы в Сибири»

Знания о роли политической и уголовной ссылки в развитии региона

Работа с историческими источниками, сообщения учащихся, делают выводы

История России «Восстание декабристов»

Декабристы в Сибири. Места отбывания каторги и ссылки. Образ жизни осужденных декабристов. Педагогическая деятельность декабристов в Сибири. Память о декабристах среди сибиряков.


1

П.19


стр 319 вопрос

1

Декабристы в Сибири

Ч.2, & 19 ,с. 303-314


Тема 2 «Социально-экономическое развитие Сибири и нашего края в первой половине XIX века»

Сравнивать экономическое развитие России и Сибири , находить общее и отличное.

Работа с картой, текстом учебника, исторического источника, сравнение фактов, выводы


Сибирское казачество. Реорганизация казачьей службы. Казачьи войска Сибири и территория их размещения. Состав казачества и условия службы


Городовые и пограничные казаки, воротники, пушкари

Ч 2,& 4, с. 46-47, 52-59

2

Сибирское казачество в первой половине XIX в.

3

Государственные крестьяне Сибири

Характеристика сословия, сравнение положения гос. кр -ян в Сибири с положением гос. кр-ян в европейской части России

История России «Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.»

Государственные крестьяне Сибири, их правовое положение. Особенности землепользования государственных крестьян Сибири.

Переселение крестьян в Сибирь по реформе П.Д. Киселева. Миграции сибирских старожилов.


Подушная подать, ревизская душа, земские и мирские сборы

Ч.2,& 6, с. 74-80

4

Переселение государственных крестьян в Сибирь в первой половинеXIX века

Работа с источниками и характеристика правительственных мероприятий по переселению крестьян в Сибирь



Увольнительный и приёмный договор

Ч. 2,& 7, с. 89-93

5

Земледелие и скотоводство сибирских крестьян


Работа с текстом , анализ источников, сообщения учащихся


Земледелие и скотоводство в хозяйстве сибирских крестьян. Причины господства натурального хозяйства крестьян. Комплексный характер крестьянского хозяйства в Сибири


Ч.2 & 8, с. 107-119

6

Промыслы сибирских крестьян

Работа с текстом, анализ источника, выводы


. Комплексный характер крестьянского хозяйства в Сибири: роль добывающих, обрабатывающих промыслов. Крестьянские промыслы по тракту

Недоимка

Ч. 2 & 9 с.120-124

7

Сибирский сухопутный тракт и его роль в жизни крестьянства

Работа с картой, сообщения учащихся, анализ документа


Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Необходимость железной дороги для экономического развития Сибири. Местоположение сибирских железных дорог и начало регулярного движения. Возникновение Новониколаевска

Почтовая гоньба, извоз

Ч. 2 & 9, с. 132-133, & 11 с. 150-153

8

Кабинетское хозяйство Колыванско- Воскресенского (Алтайского) горного округа


Выявление причин роста и упадка промышленности, работа с документом


Развитие промышленности Колывано-Воскресенского горного округа в первой половине XIX в. Рабочие кадры: техническая интеллигенция, мастеровые, приписные крестьяне. Причины упадка горной промышленности.


Мастеровые

Ч.2 & 10, с. 136-140


Тема 3 «Реформы 60-70-х гг.и особенности социально-экономического развития Сибири во второй половине XIX века»

Сравнить осуществление Великих реформ 1860-1870-х гг. в Сибири и европейской части страны; знать особенности экономического развития Сибири в XIX веке

Работа с документом, текстом учебника, сравнение фактов, выводы

История России «Крестьянская реформа 1861 г.»

Население нашего края: коренные народы (барабинские татары), государственные и приписные крестьяне, их хозяйственные занятия. Особенности жизни в притрактовых селениях.

Подушно-оброчная подать, оброчно-поземельная подать

Ч.2 &6, с.85-88

9

Крестьянская реформа в Сибири

Города нашего края: Каинск, Колывань, Сузун, их население и экономика.



10

Изменения в переселенческой политике правительства после реформы

Работа с документами, характеристика правительственных мероприятий

История России «Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права»

Изменения в переселенческой политике правительства после реформы. От запрета к разрешению. Закон 1889 г. о переселении. Организация переселений. Периодическая печать России о бедственном положении

Уравнительное землепользование

Ч. 2& 7, с. 93-97

11

Промышленность Сибири во второй половине XIX в.


Работа с текстом, составление плана, сообщения


География крестьянских промыслов во второй половине Х1Х в., развитие обрабатывающей промышленности. Золотопромышленность Сибири. Замедленный характер промышленного переворота в Сибири. Кризис промышленности в кабинетском хозяйстве.



Ч.2 & 9 с. 131. &10 с.140-146. & 11 с. 160-163


Тема 4 «Народная культура и образ жизни сибиряков. Просвещение»

Иметь представление о культуре и образе жизни русского населения Сибири как результате распространения культурных и бытовых образцов из Европейской России, и о их дополнении местными формами культуры; знать особенности развития просвещения, общественной мысли в сравнении с европейской частью страны

Работа с текстом, составление краткого конспекта, сообщения

История России «Просвещение и наука в XIX в."

Просвещение в Сибири в ХIX в. Начальное и среднее образование. Отношение горожан и крестьян к образованию. Возможности получения образования в Сибири. Первые гимназии и профессиональные училища. Просвещение среди коренных народов Сибири. Открытие университета.



Ч.2 &18 с.280-291

12

Просвещение в Сибири в XIX веке

13

Крестьянская семья. Усадьба и жилище

Сообщения учащихся, работа с вещественными источниками

История России «Быт: новые черты в жизни города и деревни»

Образ жизни сибирских крестьян. Семья. Домохозяйство. Взаимоотношения, права и обязанности в крестьянской семье. Крестьянская усадьба. Крестьянский дом. Вещественные памятники крестьянского быта в нашем крае.


Неразделённые, разделённые и братские семьи, домохозяйства, село, слобода, станица, деревня, выселок, заимка, погост

Ч.2 &14 с. 199-217

14

Духовная культура сибирских крестьян

Работа с документами


Духовная культура сибиряков. Сибирский народный календарь. Общинные и семейные праздники. Фольклор. Семейные воспоминания о праздниках и играх крестьянских детей.


Великие и малые праздники

Ч.2 & 15 с. 220-231

15

Образ жизни и быт горожан нашего края в XIX веке

Работа с текстом, составление плана, сообщения


Образ жизни горожан нашего края в конце Х1Х века. Города Колывань и Каинск. Быт горожан. Вещественные памятники культуры и быта горожан в краеведческих музеях нашего края.



Ч.2 & 16, с. 238-255

16

Взаимодействие культур


Работа со статистическим материалом, текстом



Ассимиляция, консолидация

Ч.2 & 17, с. 256-264. Заключение с. 359-361. Дополнительно с. 231-234

17

Итоговый урок «Является ли Сибирь колонией?»




«Полная колония», «колония в экономическом смысле», окраина

Ч.2, заключение с. 357-359












Раздел V. ИСТОРИЯ СИБИРИ И НАШЕГО КРАЯ В ХХ в. (17 ч.)

9 класс

Учебная задача Почему Сибирь уже свыше 400 лет пребывает в составе России?

N п\п

Разделы, темы, уроки

Планируемые результаты изучения материала

Развитие умений учащихся

Межпредметные и межкурсовые связи

Основное содержание

Словарь урока

Источники информации

1

Тема 1 «Сибирь и наш край в начале ХХ века»

Сибирская железная дорога и её влияние на экономику края

Знать группы населеия сибирской деревни начала ХХ в. и сравнивать их положение таковых в европейской части страны; знать о результатах Столыпинской аграрной реформы

Работа с картой, текстом документа, анализ, выводы

История России «Российская империя в начале ХХ века»

Влияние Сибирской железной дороги на развитие экономики края.

Рост городского населения. Новые города. Превращение Новониколаевска в торгово-промышленный центр Западной Сибири.


Транссиб

Ч.3, & 1,с. 8-15

2

Столыпинские переселения в Сибирь

Анализ источников, сообщения учащихся


Столыпинские переселения в Сибирь: организация переселений, размещение и помощь переселенцам, трудности устройства.


Ч.2, с. 101-106

3

Новые явления в жизни сибирских крестьян в начале ХХ века

Работа с текстом , сообщения


Столыпинские переселенцы в нашем крае (по воспоминаниям родственников).

Новые явления в сибирской деревне.



Чалдоны, кержаки, расейские, хохлы

Ч.3, гл. 1 &2, с. 15-22, документы с. 35-37


Тема 2 «Революция и гражданская война в Сибири»

Знать, какой отклик в Сибири получили события революций 1905-1907 гг. и Февральской; знать о социальной базе, на которую опирались большевики при захвате власти в Сибири, об основных этапах гражданской войны на её территории, о событиях тех лет в родном крае

Работа с текстом, картой

История России «Революция и гражданская война»

.


Отношение сибиряков к свержению самодержавия. Установление Советской власти в городах Сибири. Антибольшевистские силы в Сибири. Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае


Ч.3, гл.2, с.40-42, 49-55, 59-62

4

Начало революции 1917 г. в Сибири

5

Гражданская война в Сибири

Работа с текстом, сообщения, работа с документами


Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. Военный переворот в Омске в ноябре 1918 г. и установление диктатуры А.В. Колчака.


Номинальный, спорадический

Ч. 3, гл. 3, &1, с. 66-70, 73-82

6

Партизанское движение сибирских крестьян

Составление краткого конспекта


Характер партизанского движения. Память о первых большевиках и партизанах гражданской войны в нашем крае. Памятники в Барабинском районе.



Ч.3, гл. 3, &2, с.82-90


Тема3 « Сибирь и наш край в 1920-30-е годы»

Сравнивать проявления политики военного коммунизма и нэпа в Сибири и европейской части России; знать, какая роль в планах индустриализации СССР отводилась Сибири, показывать на карте и называть стройки первых пятилеток; знать факты из истории коллективизации в регионе

Работа со статистическими материалами, сравнение фактов

История России «Россия в поисках перспектив (1917-1927гг.)»


Сибирь после гражданской войны. Сибревком – чрезвычайный орган управления в Сибири. Ревкомы. Особенности выборов в Советы в 1920 г. Восстание колыванских крестьян летом 1920 г.


Продразвёрстка

Ч.3, гл.5, &1, с. 118-125. &2? c/ 128-132

7

Нэп в Сибири

8

Индустриализация Сибири. Наш край в годы первых пятилеток

Работа с текстами документов, сообщения учащихся


Роль Сибири в планах индустриализации СССР. Великие стройки первых пятилеток в Сибири. Народный энтузиазм, стахановское движение. Новосибирск в годы первых пятилеток. Облик города. Жилищные условия горожан. Структура питания, одежда, досуг горожан.



Ч.3, гл. 6, &1-2

9

Коллективизация в Сибири

Работа с текстами документов


Жестокие формы коллективизации в Сибири, свидетельства о превышении полномочий представителей власти по отношению к крестьянству. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края.


Коммуна

Ч. 3, гл. 7, &2-3, С. 161-168


Тема 4 «Сибирь и наш край в годы Великой Отечественной войны»

Знать о кладе экономики Сибири в дело победы в Великой Отечественной войне, о патриотизме и подвигах земляков на полях сражений

Работа с текстами документов

История России «Советский Союз во второй мировой войне»

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Отношение к мобилизации. Сибирские добровольческие дивизии. Добровольные пожертвования в фонд победы. Новосибирцы – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.



Ч.3, гл.9, &1, с.192-195, 215-219

10

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны

11

Экономика Сибири и нашего края в годы войны


Работа с текстами документов, сообщения уч-ся из рассказов очевидцев


Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь, налаживание их работы. Промышленность и сельское хозяйство нашего края - фронту. Рабочие кадры.



Ч.3, гл. 9, &1, с.195-198, &2, с.199-208

12

Как жили сибиряки в годы войны


Работа с текстами документов, сообщения уч-ся из рассказов очевидцев


Новосибирск в годы войны. Жилищные условия, размещение эвакуированных. Карточная система снабжения. Подсобные хозяйства. Структура питания. Тяжелые материальные условия жизни.



Ч.3, гл.9, &3, с.208-213


Тема 5 «Сибирь и наш край в 1950-1980-е годы»

Знать о кардинальных изменениях Сибири в 1950-1980-е гг., показывать на карте основные разработки природных месторождений, гидроэлектростанций, крупнейших промышленных предприятий; характеризовать основные события и результаты целинной эпопеи, социальное развитие сибирской деревни в 1950-1980гг.

Работа с картой, документами, сообщения уч-ся

История России «СССР в1953-середине 80-х гг.»

Увеличение роли Сибири в экономике страны. Сибирские гидростанции. Обьгэс. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия


Ч.3, гл.11, &1, с.248-250, с.250-254, &4

13

Гиганты энергетики в Сибири

14

Обрабатывающая промышленность Сибири и Новосибирска

Работа с текстами документов, сообщения уч-ся

ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. Оборонные предприятия Новосибирска. Отставание производства товаров для народа. Тенденции застоя в промышленном развитии

«Оборонка»

Ч.3, гл.11, &6-7,с.268-278

15

Целинная эпопея

Работа с текстами документов, сообщения уч-ся


Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия – обретения и потери.



Ч.3,гл.11,&1, с. 248-250, &2, с.250

16

Социальное развитие нашего края в 1950-1980-е годы

Работа с текстами документов, сообщения уч-ся


Социальный состав жителей нашего города и села в 50 – 80-е гг. Изменения в социально-экономической жизни города (села). Обеспеченность жильем, структура питания горожан и жителей села, одежда, досуг.

Наш край на пути к рыночной экономике


Ч.3, &2, с.250-254, краеведческие материалы

17

Итоговый урок
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа по истории Сибири

Автор: Нельмаер Лариса Эммануиловна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа "История Сибири""
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_programma_istoriia_sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "629060"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1680700901"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по географии в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180342"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425154341"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок  Восточная Сибирь: специфика природы"
    ["seo_title"] => string(38) "urokvostochnaiasibirspietsifikaprirody"
    ["file_id"] => string(6) "307679"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458397381"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Предпринимательство в России "
    ["seo_title"] => string(30) "priedprinimatiel-stvo-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "230186"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442035690"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок развития речи "Сказка о грустном художнике" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-razvitiia-riechi-skazka-o-ghrustnom-khudozhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "137290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417330650"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства