Рабочая программа по истории Сибири. Рабочая программа по Истории Сибири для 11 класса составлена на основе программы регионального компонента по истории для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., методических рекомендаций к планированию регионального компонента в контексте программ по истории в средней школе для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., программно – методических материалов для общеобразовательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История Сибири"»
Пояснительная записка
Рабочая программа по Истории Сибири для 11 класса составлена на основе программы регионального компонента по истории для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., методических рекомендаций к планированию регионального компонента в контексте программ по истории в средней школе для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., программно – методических материалов для общеобразовательных учреждений. История Сибири. Региональный компонент. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения (учебный план). Система оценивания - безотметочная, зачётная. Зачёт сдаётся 1 раз в конце учебного года. Форма сдачи зачёта – индивидуальная.
Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение еще не вполне сложившейся личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество, цивилизация.
Изучение общих проблем истории Сибири в совокупности с изучением локальной истории создает условия для осмысления путей развития, сообща пройденных народами Сибири. Известно, что исторические знания оказывают представления человека о мире, поэтому осознание исторического единства народов Сибири может стать основой личностной позиции гражданина в деле строительства РФ.
Региональная и локальная история представляет учащимся материал из непосредственного окружения и собственного жизненного опыта, актуальной для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления. Привлечение краеведческих материалов и фактов «микроистории» (событий из прошлого родного города, села, семьи) делают обучение личностно ориентированным, школьники начинают активно участвовать в процессе познания, а их жизненный опыт и прошлое становятся предметом осмысления.
Региональная история обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения (работа с музейными экспонатами и документами, источниками из местных архивов, сбор воспоминаний земляков и т.п.) и тем самым знакомит с методами исторического исследования. Привлечение учащихся к учебно – исследовательской работе по сбору и осмыслению краеведческих материалов способствует развитию их личности.
В 11 классе учащиеся изучают историю Сибири и родного края в XX веке. Большое внимание уделяется краеведческим материалам, так как в XX веке, в советское время, в Сибири происходили те же процессы, что в европейской части России, а их специфику легче всего проследить на конкретных местных материалах, создает больше возможностей для привлечения местных документов, воспоминаний родственников, публикаций периодической печати.
Цели и задачи программы
Цель введения регионального компонента в общеобразовательные учреждения – социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».
Задачами обучения региональной истории являются:
- развитие интереса к истории не только как к школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;
- развитие критического и творческого мышления;
- формирование собственной исторической позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;
- обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнительного анализа с другими данными;
- обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;
- развитие умения работать с дополнительной литературой.
Требования к уровню усвоения дисциплины
В ходе изучения курса Истории Сибири учащиеся 11 класса должны:
Знать/понимать:
- результаты Столыпинской аграрной реформы для развития Сибири;
- какой отклик в Сибири получили события революции 1905 – 1907 гг.;
- развитие крестьянской кооперации в начале XX века, об успехах;
- основные этапы гражданской войны на территории Сибири;
- роль Сибири в индустриализации СССР;
- о вкладе экономики Сибири в дело победы в ВОВ, о патриотизме и подвигах земляков на полях сражений;
- кардинальные изменения, произошедшие в Сибири в 1950-1980 гг.
уметь:
- характеризовать группы населения сибирской деревни начала XX века и сравнивать их положение с положением таковых в европейской части страны;
- сравнивать проявления политики военного коммунизма и нэпа в Сибири и европейской части России;
- показывать на карте и называть стройки первых пятилеток, местонахождение основных разработок природных месторождений, гидроэлектростанций, крупнейших промышленных предприятий;
- собирать, систематизировать и объяснять факты из истории родного края, в которых нашли отражения события индустриализации, коллективизации и "большого террора";
- оценивать экономическое и социальное значение великих строек коммунизма в Сибири и родном крае в единстве их положительных и отрицательных сторон;
- характеризовать основные события и результаты целинной эпопеи, социальное развитие сибирской деревни в 1950 – 1980 гг.;
- видеть зависимость современной жизни в крае от прошлого и понимать значение настоящей деятельности людей как непременного условия достижений будущего;
- выбирать и формулировать исследовательскую тему из местной истории, исходя из личных и общественных интересов, реальных возможностей, наличия источников.
Учебно – тематическое планирование по истории Сибири
для 11 класса на 2019 – 2020 учебный год
№ урока
Раздел/тема
Кол-во часов
в том числе на:
сроки
контрольные
Самостоятельные/практические
Тема № 1. Наш край в начале XX века.
9
3
1
Административно – территориальное деление Сибири в начале XX века.
1
2
Население нашего края.
1
3
Практическая работа по теме: Возникновение Новониколаевска. Отцы основатели.
1
1
4
Новониколаевск – торгово – транспортный центр Сибири.
1
5
Практическая работа по теме: Внешний облик города. Образ жизни его жителей.
1
1
6 - 7
Сибирская деревня в начале XX века. Столыпинские переселения в Сибирь.
2
8
Практическая работа по теме: Рабочий класс и предприниматели Сибири.
1
1
9
Распространение революционных идей в Сибири.
1
Тема № 2. Революционные события в Сибири и нашем крае.
6
1
1
10
Установление советской власти в Сибири.
1
11
Практическая работа по теме: События 1917 – 1918 годов в нашем городе.
1
1
12
Начало гражданской войны в Сибири. Антисоветские силы.
1
13
Установление диктатуры Колчака в Сибири.
1
14
Восстановление советской власти в нашем крае. Политика военного коммунизма.
1
15
Крестьянские восстания в Сибири в 1920 – 1921 гг. Контрольная работа по теме: Революционные события в Сибири и нашем крае.