kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "История Сибири"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории Сибири. Рабочая программа по Истории Сибири для 11 класса составлена на основе программы регионального компонента по истории для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., методических рекомендаций к планированию регионального компонента в контексте программ по истории в средней школе для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., программно – методических материалов для общеобразовательных учреждений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История Сибири"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по Истории Сибири для 11 класса составлена на основе программы регионального компонента по истории для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., методических рекомендаций к планированию регионального компонента в контексте программ по истории в средней школе для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., программно – методических материалов для общеобразовательных учреждений. История Сибири. Региональный компонент. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения (учебный план). Система оценивания - безотметочная, зачётная. Зачёт сдаётся 1 раз в конце учебного года. Форма сдачи зачёта – индивидуальная.

Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение еще не вполне сложившейся личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество, цивилизация.

Изучение общих проблем истории Сибири в совокупности с изучением локальной истории создает условия для осмысления путей развития, сообща пройденных народами Сибири. Известно, что исторические знания оказывают представления человека о мире, поэтому осознание исторического единства народов Сибири может стать основой личностной позиции гражданина в деле строительства РФ.

Региональная и локальная история представляет учащимся материал из непосредственного окружения и собственного жизненного опыта, актуальной для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления. Привлечение краеведческих материалов и фактов «микроистории» (событий из прошлого родного города, села, семьи) делают обучение личностно ориентированным, школьники начинают активно участвовать в процессе познания, а их жизненный опыт и прошлое становятся предметом осмысления.

Региональная история обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения (работа с музейными экспонатами и документами, источниками из местных архивов, сбор воспоминаний земляков и т.п.) и тем самым знакомит с методами исторического исследования. Привлечение учащихся к учебно – исследовательской работе по сбору и осмыслению краеведческих материалов способствует развитию их личности.

В 11 классе учащиеся изучают историю Сибири и родного края в XX веке. Большое внимание уделяется краеведческим материалам, так как в XX веке, в советское время, в Сибири происходили те же процессы, что в европейской части России, а их специфику легче всего проследить на конкретных местных материалах, создает больше возможностей для привлечения местных документов, воспоминаний родственников, публикаций периодической печати.


Цели и задачи программы

Цель введения регионального компонента в общеобразовательные учреждения – социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».

Задачами обучения региональной истории являются:

- развитие интереса к истории не только как к школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;

- развитие критического и творческого мышления;

- формирование собственной исторической позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;

- обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнительного анализа с другими данными;

- обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;

- развитие умения работать с дополнительной литературой.


Требования к уровню усвоения дисциплины

В ходе изучения курса Истории Сибири учащиеся 11 класса должны:

Знать/понимать:

- результаты Столыпинской аграрной реформы для развития Сибири;

- какой отклик в Сибири получили события революции 1905 – 1907 гг.;

- развитие крестьянской кооперации в начале XX века, об успехах;

- основные этапы гражданской войны на территории Сибири;

- роль Сибири в индустриализации СССР;

- о вкладе экономики Сибири в дело победы в ВОВ, о патриотизме и подвигах земляков на полях сражений;

- кардинальные изменения, произошедшие в Сибири в 1950-1980 гг.

уметь:

- характеризовать группы населения сибирской деревни начала XX века и сравнивать их положение с положением таковых в европейской части страны;

- сравнивать проявления политики военного коммунизма и нэпа в Сибири и европейской части России;

- показывать на карте и называть стройки первых пятилеток, местонахождение основных разработок природных месторождений, гидроэлектростанций, крупнейших промышленных предприятий;

- собирать, систематизировать и объяснять факты из истории родного края, в которых нашли отражения события индустриализации, коллективизации и "большого террора";

- оценивать экономическое и социальное значение великих строек коммунизма в Сибири и родном крае в единстве их положительных и отрицательных сторон;

- характеризовать основные события и результаты целинной эпопеи, социальное развитие сибирской деревни в 1950 – 1980 гг.;

- видеть зависимость современной жизни в крае от прошлого и понимать значение настоящей деятельности людей как непременного условия достижений будущего;

- выбирать и формулировать исследовательскую тему из местной истории, исходя из личных и общественных интересов, реальных возможностей, наличия источников.



Учебно – тематическое планирование по истории Сибири

для 11 класса на 2019 – 2020 учебный год

№ урока





Раздел/тема



Кол-во часов

в том числе на:



сроки

контрольные

Самостоятельные/практические


Тема № 1. Наш край в начале XX века.

9


3


1

Административно – территориальное деление Сибири в начале XX века.

1




2

Население нашего края.

1




3

Практическая работа по теме: Возникновение Новониколаевска. Отцы основатели.

1


1


4

Новониколаевск – торгово – транспортный центр Сибири.

1




5

Практическая работа по теме: Внешний облик города. Образ жизни его жителей.

1


1


6 - 7

Сибирская деревня в начале XX века. Столыпинские переселения в Сибирь.

2




8

Практическая работа по теме: Рабочий класс и предприниматели Сибири.

1


1


9

Распространение революционных идей в Сибири.

1





Тема № 2. Революционные события в Сибири и нашем крае.

6

1

1


10

Установление советской власти в Сибири.

1




11

Практическая работа по теме: События 1917 – 1918 годов в нашем городе.

1


1


12

Начало гражданской войны в Сибири. Антисоветские силы.

1




13

Установление диктатуры Колчака в Сибири.

1




14

Восстановление советской власти в нашем крае. Политика военного коммунизма.

1




15

Крестьянские восстания в Сибири в 1920 – 1921 гг. Контрольная работа по теме: Революционные события в Сибири и нашем крае.

1

1




Тема № 3. Сибирь и наш край в годы НЭПА.

2




16

НЭП и сибирское крестьянство.

1




17

Наш город в годы НЭПА.

1





Тема № 4. Индустриализация, коллективизация, террор.

6

1

1


18

Роль и место Сибири и Иркутской области в решении задач первых пятилеток.

1




19

Практическая работа по теме: Иркутск в 30-е годы: трудовой энтузиазм, жилищные условия, быт горожан.

1


1


20

Коллективизация в Сибири и в нашем крае.

1




21

Жизнь и быт колхозной деревни в 30-е годы.

1




22

Репрессии 30-х гг. в Иркутске.

1




23

Контрольная работа по теме: индустриализация, коллективизация, террор.

1

1




Тема № 5. Сибирь и наш край в годы ВОВ.

5


2


24

Мобилизация и добровольцы первых дней войны. Перестройка экономики на военный лад.

1




25

Эвакуация промышленных предприятий, учреждений культуры в Сибирь.

1




26

Иркутяне – герои ВОВ.

1




27

Практическая работа по теме:Образ жизни горожан по правилу: "Все для фронта, все для победы".

1


1


28

Практическая работа по теме: Имена фронтовиков и героев труда на карте города.

1


1



Тема № 6. Сибирь и наш край в 1950 – 1990 годы.

3




29

Иркутская область после войны.

1




30

Социальный состав жителей нашего города и села в 50-80-е годы.

1




31

Развитие городского хозяйства.

1





Тема № 7. Время перемен. Мой город сегодня.

2




32

Общественное движение в годы перестройки. Борьба идеологий.

1




33

Изменения в управлении.

1




34

Контрольная работа по курсу "История Сибири".

1

1




Итого:

34

3

7




.





Список литературы

(основной и дополнительный для учителя и обучающихся)


  1. Анисков В. Т. Жертвенный подвиг деревни. Крестьянство Сибири в годы ВОВ.,1993.

  2. Винокуров М. А., Суходолов А. П.Экономика Сибири 1900 – 1928 гг., 1996.

  3. Гущин Н. Я. "Раскулачивание" в Сибири (1928 – 1934 гг). Методы, этапы, социально – экономические и демографические последствия. Иркутск, 1996.

  4. Ларьков Н. С. Начало гражданской войны в Сибири. Армия и борьба за власть. Иркутск, 1995.

  5. Московский А. С. Промышленное освоение Сибири в период строительства социализма (1917 – 1937 гг)., 1975.

  6. Наша малая родина. Хрестоматия по истории Иркутской области. 1921 – 1991 гг., 1997

  7. Островский И. В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма. , 1991.

  8. Памятники Иркутской области. Иркутск, 1989.

  9. Папков С. А. Сталинский террор в Сибири. 1928 – 1941 гг., 1997.

  10. Суходолов А. П. Сибирь в начале XX века: территория и границы, города, транспортные магистрали, сельское хозяйство. Иркутск


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "История Сибири"

Автор: Мингулова Фаима Суфияровна

Дата: 05.04.2023

Номер свидетельства: 629060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа по истории Сибири"
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaiaproghrammapoistoriisibiri"
    ["file_id"] => string(6) "273097"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452153147"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по географии в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180342"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425154341"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок  Восточная Сибирь: специфика природы"
    ["seo_title"] => string(38) "urokvostochnaiasibirspietsifikaprirody"
    ["file_id"] => string(6) "307679"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458397381"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Предпринимательство в России "
    ["seo_title"] => string(30) "priedprinimatiel-stvo-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "230186"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442035690"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок развития речи "Сказка о грустном художнике" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-razvitiia-riechi-skazka-o-ghrustnom-khudozhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "137290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417330650"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства