kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Восточная Сибирь: специфика природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Крупные природные районы. Природа регионов России.

Предмет география 8класс

Раздел программы:  Природа регионов  России

Тема урока:  Восточная Сибирь: специфика природы

Цели и задачи урока; Познакомить с особенностями природы, которые определяются спецификой географического положения. Познакомить с историей освоения Восточной Сибири, устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми; систематизировать знания учащихся о причинах формирования в Восточной Сибири резко континентального климата;

Закрепить умения самостоятельно определять количественные климатические показатели для различных районов Сибири и познакомить с особенностями климата; изучить особенности режима и характера течения рек и их связь с рельефом и климатом Сибири, формирование у учащихся способности осуществлять исследовательскую деятельность, развитие креативных и коммуникационных компетенций.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карты физическая, тектоническая, климатическая, атласы 8-9 класс, учебное электронное издание «География России. Природа и население»

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1 Баринова И.И.География России. Природа. Рабочая тетрадь для учителя. -М.

Дрофа, 2001

2 Баринова И.И., Ром В.Я.География России. 8-9 кл.: методическое пособие.- М.;Дрофа,1997.

3 Богданова А.А. Уроки географии 7 класс /Из опыта работы/.-М.: Просвещение 1985

4 Ермошкина А.С.Уроки географии 8 класс: кн. для учителя. - М.: Просвещение

1993

5 Козлов И.В. По родной стране: книга для внеклассного чтения. – М.: Просве-

щение,1974

6 Сиротин В.И. География России. Природа. Население. 8класс.: Рабочая тетрадь

с комплексом контурных карт. – М.: Дрофа, 2001

7 Энциклопедия для детей: т.3/География/. – М.: Аванта,1994

8 [email protected]

9 www zavuch info

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Восточная Сибирь: специфика природы»

Автор Озонова Евгения Борисовна

Должность учитель географии Место работы МАОУ СОШ №9 Р.Бурятия г.Улан-Удэ

Телефон 89246589366 сотовый

Электронный адрес Jane_62» mail.ru

Урок Крупные природные районы. Природа регионов России.

Предмет география 8класс

Раздел программы: Природа регионов России

Тема урока: Восточная Сибирь: специфика природы

Цели и задачи урока; Познакомить с особенностями природы, которые определяются спецификой географического положения. Познакомить с историей освоения Восточной Сибири, устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми; систематизировать знания учащихся о причинах формирования в Восточной Сибири резко континентального климата;

Закрепить умения самостоятельно определять количественные климатические показатели для различных районов Сибири и познакомить с особенностями климата; изучить особенности режима и характера течения рек и их связь с рельефом и климатом Сибири, формирование у учащихся способности осуществлять исследовательскую деятельность, развитие креативных и коммуникационных компетенций.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карты физическая, тектоническая, климатическая, атласы 8-9 класс, учебное электронное издание «География России. Природа и население»

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1 Баринова И.И.География России. Природа. Рабочая тетрадь для учителя. -М.

Дрофа, 2001

2 Баринова И.И., Ром В.Я.География России. 8-9 кл.: методическое пособие.- М.;Дрофа,1997.

3 Богданова А.А. Уроки географии 7 класс /Из опыта работы/.-М.: Просвещение 1985

4 Ермошкина А.С.Уроки географии 8 класс: кн. для учителя. - М.: Просвещение

1993

5 Козлов И.В. По родной стране: книга для внеклассного чтения. – М.: Просве-

щение,1974

6 Сиротин В.И. География России. Природа. Население. 8класс.: Рабочая тетрадь

с комплексом контурных карт. – М.: Дрофа, 2001

7 Энциклопедия для детей: т.3/География/. – М.: Аванта ,1994

8 [email protected]

9 www zavuch info


Ход урока


Девиз урока: «То, что не ясно следует выяснить

то, что трудно творить, следует делать с величайшей настойчивостью»

I Проверка знаний и умений по теме «Западно – Сибирская равнина»

Проверку знаний и умений провести в уплотненной форме. Фактологические знания можно проверить фронтально в виде небольшого теста по вариантам.

Вариант 1

Вариант 2

  1. Установите соответствие:

Природный рубеж

А) Северный Ледовитый океан;

Б) Казахский мелкосопочник.

Часть границы

1 ) юг;

2 ) север;

3) запад;

4) восток.

2) Фундамент Западно - Сибирской платформы по сравнению с Восточно-Европейской образовался :

а) раньше;

б) в тоже время;

в) позже.

3) Территория Западной Сибири имеет общий уклон:

а) к северу

б) к югу.



4) Более низменный плоский рельеф Западной Сибири связан:

а) с большой глубиной залегания фундамента;

б) с особенностями новых движений земной коры.

5)Нарастание континентальности климата Западной Сибири проявляется:

а) в более холодной зиме;

б)в более холодной зиме и большом количестве осадков



6 )Многолетняя мерзлота в Западной Сибири по сравнению с Русской равниной имеет:

а) более широкое распространение;

б) менее широкое распространение.



7) В Западной Сибири имеется следующий спектр природных зон:

а) от арктических пустынь до лесостепей;

б) от тундр до степей;

в) от лесотундр до степей.

8) Преобладающий тип почв на территории Западной Сибири:

а ) тундрово-глеевые

б) подзолистые

в ) дерново-подзолистые

1)Установите соответствие:

Часть границы

А) запад;

Б) восток.

Природный рубеж

1) Уральские горы;

2) Казахский мелкосопочник;

3) Енисей.


2)Фундамент Западно - Сибирской платформы по сравнению с Восточно- Европейской:

а) более молодой;

б) того же возраста;

в) более древний.


3) Рельеф Западной Сибири представляет собой :

а) преобладание возвышенностей;

б) чередование возвышенностей и низменностей;

в) преобладание низменностей.

4) Мощность чехла осадочных пород на Западно - Сибирской платформе по сравнению с Восточно-Европейской:

а) меньше;

б) такая же;

в) больше.

5) Главной причиной усиления степени континентальности климата в Западной Сибири по сравнению с Русской равниной является:

а) воздействие Северного Ледовитого океана;

б) уменьшение влияния Атлантики;

в )ослабление западного переноса.

6) Граница распространения многолетней мерзлоты в Западной Сибири по сравнению с Восточно-Европейской равниной смещена:

а) к западу;

б) к северу;

в) к югу.

7) Распределение природных зон на территории Западной Сибири является проявлением:

а) широтной зональности;

б) высотной зональности.



8) Основными видами природных ресурсов Западной Сибири являются:

а) нефть и газ

б ) нефть газ и лесные ресурсы

в) нефть, газ, лесные и почвенные ресурсы

Ответы:

Ӏ вариант 1-1в,2а; 2-в; 3- а; 4- б; 5- а; 6- а; 7- б; 8- в.

ӀӀ вариант 1-1а,2в; 2-а; 3-в; 4- в; 5- б, в; 6- в; 7- а; 8- б.


II Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель акцентирует внимание на изучение данного региона.

Восток и Запад, Север, Юг Сибири

Прекраснее на свете не найти

Потомками и сверстниками нашими

Проложены туда бескрайние пути.

Ее так просто глазом не окинешь

И не сочтешь богатых недр ее.

Сибирь, Сибирь – жемчужина России

Прекраснее края нету ничего.

Использование мультимедийного электронного издания по географии Справочный материал: площадь Восточной Сибири – более 7 млн км², Австралия 7,7 млн км². На севере Восточной Сибири находится самая крайняя точка Евразии – мыс Челюскин.

Проблемный вопрос: нигде в мире нет такой амплитуды температур, как здесь, годовая доходит до 90º С. Здесь находится полюс холода России и Северного полушария – Оймякон (72º С) Чем объяснить?

1 Географическое положение крупной природной территории «Восточная Сибирь и Северо – Восточной Сибирь» учащиеся характеризуют самостоятельно, пользуясь физической картой России и картой крупных природных территорий, помещенной в атласе.

Вопросы и задания:

1 Назовите границы Восточной и Северо – Восточной Сибири природной территории на севере, западе, юге и востоке.

2 Уточните, какие формы рельефа входят в состав Восточной и Северо - Восточной России.

3 Опишите географическое положение этой крупной территории.

4 В чем особенность ее географического положения по сравнению с Западно-

Сибирской равниной?

5 Как Северный Ледовитый океан влияет на природные условия Восточной и Северо – Восточной Сибири?

6 Как Атлантический океан влияет на природные условия этой части Сибири?

7 Объясните, почему Тихий океан, сравнительно недалеко расположенный от Восточной Сибири, практически не оказывает влияния на ее природные условия.

8 Сделайте обобщающий вывод, как географическое положение Восточной Сибири и Северо – Восточной Сибири влияет на природные условия.

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что Восточная Сибирь занимает площадь более 7 млн км². В состав региона входят Красноярский край, Иркутская область, Забайкальский край, республики Алтай, Саха, Бурятия, Тыва.


2 Далее учащиеся работая с картами, устанавливают связь геологических структур, рельефа и полезных ископаемых.

1) По тектонической карте установите, на каких геологических структурах расположена Восточная и Северо – Восточная Сибирь.

2) Какие формы рельефа располагаются на этой территории?

3) В чем своеобразия строения поверхности?

При характеристике рельефа учащиеся обращают внимание на то, что территория района значительна выше соседней Западной Сибири. Возвышенности поднимаются до 500 метров, плоскогорья – до 1000 метров, нагорья – до1500-2000 метров. Самая высокая точка – пик Победы в хр. Черского высотой 3147 м.

Большую часть Восточной Сибири занимает Среднесибирское плоскогорье. Причина различий в рельефе на Среднесибирском плоскогорье кроется в неровности фундамента платформы.

Оно расположено на высотах в среднем 500-700 м. На юго – западе выделяется Енисейский кряж, а севере Анабарское плато. Они образованы выступами древнего фундамента Сибирской платформы. На северо –западе равнины до 1500 м воздымается плато Путорана. К северу от него на полуострове Таймыр возвышаются горы Быранга до 1146 м. Они имеют складчатое строение. Отдельные блоки фундамента Сибирской платформы опущен, с ними связаны Северо – Сибирская низменность и Центрально-Якутская равнина. Медленные колебания Сибирской платформы в конце палеозоя и в начале мезозоя сопровождались образованием крупных расколов в земной коры. По ним изливались лавы. Они застывали на поверхности и образовывали покровы базальтов – траппы. Покровы траппов образуют в рельефе Восточной Сибири подобие гигантской лестницы. Еще одна особенность рельефа обилие курумов.

Они образуются в результате интенсивного морозного выветривания.

Причинно – следственные связи:

Енисейский щит - Енисейский кряж

Анабарский щит - Анабарское плато

Алданский щит - Алданское нагорье

Куполообразное поднятие - плато Путорана

Опущенные блоки - Северов – Сибирская низменность

фундамента Сибирской - Центрально- Якутская равнина

платформы

«Российское могущество прирастать будет Сибирью», - сказал великий Ломоносов, когда Сибирь была глухим суровым краем. Сибирь оказалась кладом богатств, в котором обнаружены залежи железной руды и угля, запасы нефти, колоссальные энергоресурсы.

1) По картам определите, какие полезные ископаемые добываются на Среднесибирском плоскогорье. Объясните почему на плоскогорье добываются полезные ископаемые как осадочного, так и магматического происхождения.

2) Какими полезными ископаемыми богаты горы мезозойской складчатости и объясните почему в этих горах много разнообразных ископаемых?

Учитель только лишь объясняет, что с траппами связаны месторождения рудных полезных ископаемых, а с кемберлитовыми трубками связано железная руда и алмазы. Интересно, что открытие алмазов на территории Сибирской платформы является примером блестящего подтверждения научного прогноза. Такой прогноз был сделан В.С. Соболевым в 1937 году на основании сравнения геологии Сибирской и Африканской платформ. Поиски алмазов были начаты в 1940 году, а в 1947 году были найдены первые алмазы в россыпях, а в 1954 году первые кемберлитовые трубки. Особенностью гор Северо – Восточной Сибири является образование россыпных месторождений золота. Россыпи размещаются в террасах, долинах и руслах рек. Они образовались за счет размыва гранитных магматических пород. Золото обычный спутник месторождений олова, кобальта, мышьяка и других руд. Особенно богаты недра Восточной Сибири каменным углем. Их запасы составляют почти 70% общероссийских. Здесь расположены три гигантских угленосных бассейна – Ленский, Тунгусский, Канско – Ачинский. Большое значение имеют металлические полезные ископаемые. В районе города Норильска разрабатываются медно – никелевые месторождения. На юго – западе района разведаны крупные месторождения железа.


3 Климатические особенности Восточной и Северо – Восточной Сибири изучаются по картам атласа; мультимедиа

Определить по карте количество суммарной радиации (оно незначительно). Рассмотрим изотермы, определим температуры, например в Якутске. Изотерма января -40° С, самая низкая температура - 64° С. Июльская изотерма +16° С, а летний максимум +38° С. Какое свойство обнаруживается? Мы устанавливаем очень большие амплитуды температур – и годовых, и максимальных, очевидно, значительными будут и суточные колебания температуры. Какой тип климата обуславливают большие амплитуды температур? Это резко континентальный климат. Основные черты резко континентального климата: большие колебания суточных , месячных и годовых температур, малое количество атмосферных осадков и большая испаряемость. Оймякон и Верхоянск - полюса холода северного полушария, где средняя температура января понижается до -50°, а абсолютный минимум температуры около -70° С. Причины резкой континентальности климата. Выполнить задание: «Назовите причины, которые объясняют, почему на огромной территории Восточной и Северо – Восточной Сибири, пртянувшейся с севера на юг на 2000 км и с запада на восток более чем на 3000 км, сформировался резко континентальный климат с очень холодной зимой, наиболее теплым летом и небольшим количеством осадков по сравнению с другими областями нашей страны на тех же широтах» Называют климатообразующие факторы: северное географическое положение, влияние Арктики, удаленность от Атлантического океана, значительные абсолютные высоты местности, сильное охлаждение материка в зимнее время, что способствует развитию устойчивых антициклонов. Сибирский антициклон характеризуется устойчивой, очень холодной, ясной, солнечной, малооблачной, сухой и безветренной погодной зимой. Наиболее низкие температуры воздуха наблюдаются во внутренних районах Северо – Восточной Сибири, в плохо проветриваемых межгорных котловинах, где холодный воздух застаивается и особенно сильно выхолаживается. Именно в таких местах расположены Верхоянск и Оймякон. Для межгорных котловин характерны зимние температурные инверсии в нижнем слое воздуха. При инверсиях наблюдается повышение температуры воздуха с высотой на 2° на каждые 100 м. По этой причине на склонах гор бывает менее холодно, чем в котловинах, иногда эта разница составляет 15 - 20° С. Следствие резкой континентальности климата многолетняя мерзлота, которая почти повсеместно распространена в Восточной Сибири. Мощность вечномерзлого слоя во многих местах превышает сотни метров, например в бассейне Вилюя она достигает 600 м, а на крайнем юге составляет 5-10 м. Летом верхний горизонт мерзлой толщи оттаивает на севере на 20-40 см, на юге территории – на несколько метров. В свою очередь многолетняя мерзлота является причиной заболачиваемости равнин, оказывает большое влияние на режим внутренних вод, на развитие ландшафтов. Мерзлота охлаждает почву и этим тормозит почвообразовательной процесс. Многолетняя мерзлота – следствие климатических условий, в другом случае – причина, определяющая развитие других компонентов (вод, почв, растительности) и явлений природы (заболачиваемости).

На многолетней мерзлоте могут произрастать растения только с поверхностной корневой системой, например лиственница.


4 В заключительной части урока для закрепления умений учащихся устанавливать и характеризовать связи рек с другими компонентами природы предлагаются задания частично – поискового характера:

- объясните почему р. Енисей самая многоводная река России несмотря на то, что в бассейне выпадает немного осадков.

- объясните, почему на Енисее, Ангаре, Вилюе много порогов и водопадов, а на Лене их нет.

-Известны, что зимы в Восточной Сибири характеризуются малоснежностью, а во многих местах снег совершенно сметается. Однако весной на реках Сибири наблюдается высокий подъем воды, который достигает по Лене 10 метров, а на Нижней Тунгуске – даже 20 -25 метров. Объясните это природное явление.


III подведение итогов урока.

Домашнее задание: §37, 38, нанести номенклатуру на контурную карту























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок Восточная Сибирь: специфика природы

Автор: Озонова Евгения Борисовна

Дата: 19.03.2016

Номер свидетельства: 307679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "План-конспект урока географии по теме "Восточная Сибирь: специфика природы""
    ["seo_title"] => string(74) "plan_konspekt_uroka_geografii_po_teme_vostochnaia_sibir_spetsifika_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "582377"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622633868"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Лесопромышленный комплекс  Иркутской области "
    ["seo_title"] => string(47) "liesopromyshliennyi-komplieks-irkutskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "143629"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418565134"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства