Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования истории, примерной программы основного общего образования по истории, рекомендованной Министерством образования РФ , программы для общеобразовательных учреждений. «История» 5-9 классы М., «Просвещение». Курс «История Древнего мира».
Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого предусмотрен ввод пропедевтического модуля «Введение в историю» в 5 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. 5 класса»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ школа № 102
Выборгского района СПб
Ципляева О.Н.
« ___» ______ 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
5 КЛАСС
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Преподаватель Доронина Светлана Алексеевна
Количество часов по учебному плану: 68 (2 часа в неделю)
Рассмотрено на заседании
МО
Рекомендовано к использованию
Протокол № ___ от «___» ___ 2014
Председатель МО Синцова В.Б.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по учебной работе
Хумарова И. В.
« ___» ______ 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования истории, примерной программы основного общего образования по истории, рекомендованной Министерством образования РФ , программы для общеобразовательных учреждений. «История» 5-9 классы М., «Просвещение». Курс «История Древнего мира».
Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого предусмотрен ввод пропедевтического модуля «Введение в историю» в 5 классе.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год, в том числе:
Четверть
Всего часов
Диагностирование. Зачеты. Тестирование
1 четверть
18
3
2 четверть
14
1
3 четверть
20
1
4 четверть
16
1
Всего:
68
6
Цели и задачи программы
Курс истории в 5 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, познавательного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
В процессе обучения истории в 5 классе у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса история 5 класса
1. Предметные результаты:
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
2. Личностные результаты
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Учебно-методический комплекс
История. Введение в историю. 5 класс. А. Н. Майков. Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 2007
История Древнего Мира. 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Москва, «Просвещение» 2011
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2012.
Методические материалы и пособия для преподавателя:
Программно-нормативные документы
Тематическое планирование
Методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы
Материально – техническое обеспечение
Технические средства обучения:
Компьютер
Телевизор
DVD
Формы организации образовательного процесса
Основная форма организации образовательного процесса – урок. При реализации программы по истории используются следующие основные формы проведения уроков:
Традиционный урок (комбинированный)
Урок - лекция
Урок - практикум
Урок - исследование
Урок – зачет
Урок - игра
Формы организации работы на уроке:
Фронтальная
Работа в парах
Работа в группах
Коллективная
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков:
устный опрос
тест
фронтальный опрос
практическая работа
самостоятельная работа
контрольная работа
Время, отводимое на практические работы: 45 минут, на самостоятельные и контрольные работы – до 20 минут, на тесты – до 15 минут.
Критерии оценивания:
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценивания письменного ответа
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Критерии оценивания письменных работ тестового характера.
«5» - 100-90% правильных вариантов (или 1 ошибка)
«4» - 89-70% правильных ответов (или 2-3 ошибки)
«3» - 69-50% верных вариантов (или 4-6 ошибок)
«2» - ниже (или 6 и более ошибок)
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
Введение (пропедевтический модуль)
11
Жизнь первобытных людей
5
Древний Восток
15
Древняя Греция
18
Древний Рим
15
Итоговое повторение
4
Итого:
68
Основное содержание курса
Введение (пропедевтический модуль)
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.
Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.
Жизнь первобытных людей.
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Восток
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды. Древний Китай: природные условия, занятия населения, изобретения. Мудрец Конфуций.
Древняя Греция
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Поурочно-тематическое планирование
№
Тема урока
Основные элементы содержания
Контроль
Планируемые результаты обучения ( личностные, метапредметные, предметные)
Планируемые сроки/ дата проведения
1
Что изучает история
История наука о прошлом. Как работают историки
Устный опрос
Должны знать определения основных терминов, исторических понятий, обосновывать свои ответы
Использовать исторические источники знаний.
Составлять рассказ по рисунку.
Уметь читать историческую карту.
Формулировать выводы.
Самостоятельно строить рассказ на основе текста
учебника
Уметь работать со справочным аппаратом книги,
с текстом учебника и его иллюстрациями, пополнять сведениями из других источников
Уметь осмысленно читать и комментировать
Формулировать связные ответы.
Сравнивать исторические явления, выделяя сходства
Понимать счет лет в истории, уметь работать с лентой времени, уметь оперировать датами
Понимать, что такое родословная.
Давать определение символам государства, знать составляющие элементы государственных символов.
2
Источники знаний о прошлом
Исторические источники. Архивы, музеи, библиотеки
Устный опрос
3
Археология - помощница историков.
Что изучает хронология, как работают археологи
Устный опрос
4
Измерение времени.
Счет лет в истории, хронология, умение работать с лентой времени.
Устный опрос
Проверочная работа
5
Историческая карта.
Прошлое на карте,
план, контурные карты
Устный опрос, Практическая работа
6
Наука о народах и наука о прошлом.
Что изучает этнография
Устный опрос
7
Знать своих предков – знать историю.
Что значит родословие, история имени, отчества, фамилии.
Составление родословной Устный опрос
8
Географические названия – свидетели прошлого.
Как возникают названия, названия стран мира.
Устный опрос
9
О прошлом свидетельствуют гербы.
Отличительный знак, символ фамильной чести. Государственный герб
Составить герб своей семьи
Устный опрос
10
Знамя и флаг сопровождают историю.
Знамя – символ объединения людей. Флаг – символ независимости
Устный опрос
11
Как работать с учебными материалами по истории
Порядок изучения истории. Как работать с учебником, с иллюстрациями
Тест
.
Жизнь первобытных людей 5 часов
12
Древнейшие люди
Возникновение человека. Археологические и этнографические свидетельства о жизни древних людей
Устный опрос
Уметь сравнивать исторические явления, выделяя сходства и отличия.
Формулировать связные ответы.
Использовать исторические источники знаний
Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника
Характеризовать события и их участников на основе текста учебника
Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника
Характеризовать события и их участников на основе текста учебника.
Работать с текстом учебника и его иллюстрациями.
Сравнивать исторические явления, выделяя сходства и отличия.
44
Нравы и обычаи афинян
Заочное путешествие по городу. Образ жизни афинян
Практическая работа
45
Древнегреческий театр
Возникновение театра. Его устройство. Комедия, трагедия
Устный опрос
46
Афинская демократия при Перикле
Народное собрание. Государственная служба. «Век Перикла»
Устный опрос
Македонские завоевания IV в до н. э. 3 часа
47
Возвышение Македонии
Пелопонесская войны .Ослабление Эллады. Царь Филипп Македонский. Демосфен. Потеря Грецией независимости. Александр Македонский
Устный опрос
Называть завоевания Александра Македонского, показывать на карте
Уметь характеризовать достижения в политической, военной, культурной области
Понимать основные понятия темы
Использовать исторические источники знаний;
Сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия.