рабочая программа по истории России (авторы- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) и Новой истории (авторы - А. Я. Юдовская, П.А. Баранов) составлена на основе Федерального государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по истории(базовый уровень), федерального перечня учебников по истории, рекомендованных Министерством образования РФ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. История. 7 класс»
Рабочая программа. История. 7 класс.
I.Пояснительная записка
Цель изучения предмета «История».
- формирование у учащихся целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом; - содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности., самопознанию, самореализации.
Задачи изучения предмета «История».
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира , показать общие черты и различия;
- охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);
- сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни:
- формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- способствовать формированию зрелого исторического мышления; умения анализировать общественные процессы.
Общая характеристика предмета «История».
Программа курса Новая история зарубежных стран охватывает период с конца XV по XVIII века, от эпохи великих географических открытий до Французской революции конца XVIII века. Курс дает возможность проследить историческую роль и значение Нового времени для современного мира. Данный курс освещает не только политику и дипломатию, экономику и культуру данного периода , но и предстает как единый процесс, в котором, наряду с открытиями и страшными войнами, социальными преобразованиями и революциями , была и повседневная жизнь с ее тревогами и заботами, надеждами и радостями. История в 7 классе знакомит детей с рождением многих европейских государств, существующих и поныне, сменой феодальных отношений капиталистическими, с отличиями человека Нового времени от человека средневековья. Именно в этот период происходит формирование национального самосознания народов, современных языков, самобытных национальных культур. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода в изучении истории.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала на ступени 7 класса отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох. Складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщая история» и «История России». Данная программа предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Реализация представленной программы подразумевает широкое использование межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте, историческом пути человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться статистическим и картографическим материалом.
Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:
– передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
– проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
– составлять план, тезисы конспекта;
– уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи;
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
На основании какой программы составлена рабочая программа.
Рабочая программа по истории Нового времени. 1500-1800гг. (авторы: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов) и истории России ( авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) составлена на основе Федерального государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования»; Примерной программы основного общего образования по истории (базовый уровень), утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года №1312; федерального перечня учебников по истории, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год; БУП-2004 года, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 года «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; авторской программы по истории Нового времени (Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. М.: Просвещение.2011); авторской программы по истории России: (История. 6-11 классы. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. : программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.); учебного плана МБОУ «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год.
1.5. Изменения, внесенные учителем в рабочую программу. В пояснительной записке ФБУП рекомендовано на курс «История Нового времени. 1800-1900гг.» предусмотреть не менее 24 ч, чем и воспользовался учитель в пользу увеличения часов на изучение истории России. За счет учебного времени из регионально-национального компонента (не менее 35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Согласно учебного плана МБОУ «Вечкенинская СОШ», составленного на основе рекомендаций Министерства образования РМ «История и культура мордовского края» изучается в качестве краеведческого модуля в количестве 17 часов, поэтому часы, предусмотренные авторской программой на изучение истории родного края, учитель использовал на изучение объемных параграфов и для уроков систематизации и повторения по истории России.. Основные содержательные линии предмета «История» в 7 классе реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история. История Нового времени». Предполагается их последовательное изучение.
1.6.Общий объем часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение дисциплины.
Примерная программа была использована для создания рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Сроком реализации программы считать 1 год. Согласно учебному плану МБОУ «Вечкенинская СОШ» рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.
1.7. Место предмета «История» в базисном учебном плане.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 340 часов – 2 часа в неделю, 68 часов в год. Основные содержательные линии предмета «История» в 8 классе реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история. История Средних веков». Предполагается их последовательное изучение.
Классы
Объем учебного времени
Разделы учебной программы
История России
Всеобщая история
5
68ч
44ч
24ч
6
68ч
44ч
24ч
7
68ч
44ч
24ч
8
68ч
44ч
24ч
9
68ч
44ч
24ч
Уровень и направленность рабочей программы: основная общеобразовательная программа, базовый уровень. Организация учебного процесса: классно-урочная Формы контроля: словарные диктанты, тестовые задания, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки.
1.8. Требования к уровню подготовки и результаты освоения курса.
В результате изучения истории ученик должен овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1800 годов и истории России конца XVI - XVIII веков; - знать изученные виды исторических источников;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать даты важнейщих исторических событий;
- знать периодизацию исторических событий.
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики; - уметь связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России; анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
- уметь читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий - уметь полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира; применения знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- группировать исторические события по заданному признаку.
II. Тематическое планирование по дисциплине «История».
№п/п
Наименование разделов и тем
.
Максимальная нагрузка уч-ся, ч
Из них
Теорет. обуч.
Лабор. и практ. работы,ч
Контр. работа,ч
Экскурсии,ч
Самост. работа,ч
I
Европа и мир в начале Нового времени.
13
13
II.
Первые революции Нового времени. Международные отношения.
4
4
III.
Эпоха Просвещения. Время преобразований.
4
4
IV.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
3
2
1
V.
Россия на рубеже XVI - XVII веков.
5
4
1
VI.
Россия в XVII веке.
9
9
VII.
Россия при Петре I.
12
11
1
VIII.
Россия в 1725-1762 годы
5
5
IX.
Россия в 1762-1801 годах.
12
11
1
X.
Итоговое повторение
1
1
Итого:
68
64
4
Планирование контроля. Плановые контрольные работы (количество часов): 4
1. Тема: «Европейские государства в XVIII веке.». 2. Тема: «Россия в XVI – XVII веках». 3. Тема: «Эпоха петровских преобразований » . 4. Тема: «Россия в 1725-1801 годах ».
III. Содержание предмета «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800гг». 7 класс.
Раздел I.. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация(13ч)
Глава 1. Великие географические открытия (2 ч.)
Великие географические открытия конца XV — начала XVI в. Начало складывания колониальной системы.
Политические и экономические предпосылки великих географических открытий. Технические изобретения, благодаря которым стали возможны дальние морские путешествия. Организационная подготовка морских плаваний. Плавания португальцев вокруг Африки.
Плавания X. Колумба и открытие Нового Света. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание Ф. Магеллана. Открытие Тихого океана. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Завоевание испанцами и португальцами Нового Света. Европейцы в Северной Америке. Выход западноевропейской христианской цивилизации за пределы Европы, начало синтеза культур и цивилизаций в Новом Свете. Европейцы в странах Азии и Африки. Глава 2. Европа в начале нового времени (4 ч)
Социально-экономическое развитие западноевропейского общества. Повседневная жизнь европейцев в конце XV — первой половине XVII в.Политика меркантилизма и ее последствия. Развитие техники и новая организация труда, распространение мануфактур, их типология. «Революция» цен и кризис средневековых социально-экономических отношений. Разрушение натурального хозяйства. Развитие товарно-денежных отношений. Мировая торговля, возрастание значения банков и бирж.
Изменения в социальной структуре стран Западной Европы: упадок значения аристократии и дворянства; усиление экономического влияния буржуазии. «Новое дворянство». Распад крестьянской общины и городских корпораций. Появление класса наемных рабочих и их положение. Повседневная жизнь европейцев конца XV—XVIIв. Культура повседневности протестантской Европы.
Глава 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (4 ч.)
Возрождение и гуманизм в Европе.Истоки и предпосылки Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Гуманизм и церковь. Принципы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль). Возрождение в других странах Европы. Значение Возрождения для формирования принципов европейской цивилизации нового времени.
Глава 4. Реформация и контрреформация в Европе. Укрепление абсолютизма. (3 ч.)
Реформация в Европе. Предпосылки Реформации. Сущность учения М. Лютера, принципы лютеранской церкви. Протестантская Реформация в странах Европы. Крестьянская война в Германии. Учение Т. Мюнцера. Вероучение Ж. Кальвина и Реформация в Швейцарии. Организация кальвинистской церкви. Распространение кальвинизма в Европе. Королевская Реформация в Англии. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.
Контрреформация и религиозные войны. Предпоаннск Контрреформации. Деятельность иезуитов, И. Лойола. Причины религиозных войн. Религиозные войны в Германии и Франции. Варфоломеевская ночь. Значение Аугсбургского мира и Нантского эдикта для формирования новой религиозно-политической системы в Западной Европе.
Раздел II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (4 ч)
Глава 5. Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия. (1ч)
Положение Нидерландов в составе владений испанских Габсбургов. Реформация в Нидерландах и усиление противоречий с испанской монархией. Испано-нидерландская война как социальная революция, ее буржуазный характер. Создание республики Соединенных Провинций Нидерландов. Роль протестантского вероучения и протестантской морали в формировании основ нового государства.
Глава 6. Революция в Англии. Установление парламентской монархии.(2ч)
Природные условия и экономика Англии. Предпринимательство в Англии, возникновение слоя «новых дворян». Аграрный переворот. Процесс огораживания.
Политический строй Англии в XVI — середине XVII в. Формирование английской политической традиции. Контрреформация и международное поло Англии. Обострение англо-испанских противоречий на морях. Гибель «Непобедимой армады» иее значение для возвышения Англии.
Английская революция XVII в.Пуритане и англиканская церковь: усиление недовольства результатами «королевской реформации». «Великая ремонстрация» иограничение власти короля. Гражданские войны и их итоги. О. Кромвель как политик и военный деятель. Казнь короля и провозглашение республики в Англии. Переплетение социально-политических и религиозных противоречий в Английской революции. Внутренняя и внешняя политика Англии в период протектората О. Кромвеля.
Реставрация Стюартов и их политика. Угроза восстановления католицизма в Англии при Якове II.«Славная революция» 1688 г. и установление в Англии конституционной монархии.
Голландия и Англия во второй половине XVII— XVIII в.Буржуазный характер преобразований в Голландии и Англии после победы революций. Влияние протестантизма на политическое и экономическое развитие этих стран.
Начало формирования в Англии гражданского общества и правового государства. Политическая структура английской конституционной парламентской монархии в конце XVII—XVIII в. Развитие буржуазных отношений в Голландии. Социальная структура голландского общества: буржуазия и наемные рабочие, роль средних слоев. Англо-голландское морское соперничество.
Абсолютизм в Европе.Влияние процессов Реформации и Контрреформации на общественное сознание и политическое развитие европейских стран. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Протекционизм и меркантилизм.
Формирование абсолютизма во Франции. Французский абсолютизм при Ришелье. Правление Людовика XIV— вершина абсолютизма. Религиозный фактор в истории Франции XVII—XVIII вв.
Испания в XVIв. Особенности испанского абсолютизма. Упадок Испании в новое время и его причины. Абсолютизм в Центральной и Северной Европе. Прусский вариант абсолютизма. Король Фридрих Вильгельм I и его политика. Государство австрийских Габсбургов. Особенности австрийского абсолютизма. Абсолютизм в странах Северной Европы (Швеция, Дания). Влияние политической и философской мысли эпохи Возрождения на политическое развитие Италии. Флоренция при
Медичи.
Глава 7. Международные отношения XVII—XVIII вв. (1ч)
Политическая ситуация в Европе после Реформации и Контрреформации. Система союзов европейских государств, баланс сил между ними. Тридцатилетняя война — последняя религиозная война в Европе. Вестфальский мир и изменение соотношения сил в Европе. Международные отношения в XVIIIв. Роль России в европейских международных отношениях.
Раздел III.Эпоха Просвещения. Время преобразований .(2ч)
Глава 8. Западноевропейская культура XVIII века.(1 ч)
Формирование мировоззрения нового времени. Идеи европейского Просвещения XVIII в. Развитие научных взглядов и кризис средневековой картины мира. Революция в естествознании. Складывание мировоззрения нового времени. Научные открытия и появление механической картины мира. Рационализм. Общественная мысль эпохи Просвещения. Энциклопедия и энциклопедисты. Теория общественного договора, идеи правового государства, разделения властей. Экономические идеи Просвещения. А. Смит.
Просвещенный абсолютизм в странах Европы. Повседневная жизнь европейцев в XVIII в.Идеи Просвещения и изменения в политике европейских монархов. Просвещенный абсолютизм. Реформы под влиянием идей Просвещения. Идея «регулярного» государства и повседневная жизнь европейцев в XVIII в.
Искусство и литература XVII—XVIII вв. Влияние Реформации и Контрреформации на формирование стилей и направлений в искусстве и литературе
XVII в. Барокко и церковная католическая культура. Особенности художественного языка стиля барокко. Реализм в европейской живописи XVII в. Художественная школа протестантской Голландии." «Малые голландцы», Рембрандт. Возникновение классицизма, его идейное содержание и предназначение. Живопись, архитектура и литература классицизма. Классицизм и Просвещение. Придворный стиль рококо и его характерные черты. Господство светского направления в искусстве.
Глава 9. Промышленный переворот в Англии. (1ч)
Промышленный переворот в Англии.Экономические и политические предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические изобретения и создание первых машин. Прялка «Дженни», паровая машина Дж. Уатта. Начало использования энергии пара. Появление фабрик и замена ручного труда машинным. Социальные и экономические последствия промышленного переворота. Формирование новых классов и возникновение противоречий между ними. Зарождение индустриального общества
Первый Континентальный конгресс и начало Войны за независимость. Основные этапы и события Войны за независимость. Дж. Вашингтон. Декларация независимости США. Т. Джефферсон. Конституция 1787 г., «Билль о правах». Формирование политических основ американского общества. Окончание Войны за независимость США. Война за независимость как буржуазная революция.
Глава 10. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки.(1 ч.)
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Причины войны североамериканских колоний за свою независимость. Образование США, Конституция США 1787 года. Историческое значение образования США. Английские колонии в Северной Америке: географическое положение и природные условия. Религиозный и национальный состав европейских переселенцев. Белые переселенцы и индейцы — взаимодействие и конфликты. Экономические противоречия между Англией и ее колониями. Движение за отмену гербового сбора. «Бостонское чаепитие». Идеи Просвещения в Северной Америке.
Глава 11. Великая французская революция XVIII века.(1ч)
Установление конституционной монархии во Франции. Кризис французского абсолютизма. Влияние идей Просвещения на общественное сознание во Франции. Французское общество и королевская власть накануне революции. Причины созыва Генеральных штатов. Мероприятия Национального и Учредительного собраний. Начало Великой французской революции. Взятие Бастилии. Антифеодальное законодательство Учредительного собрания. Декларация прав человека и гражданина и ее значение. Основные политические течения во время революции. Виднейшие деятели революции: Мирабо, Лафайет, Робеспьер, Марат, Дантон. Установление конституционной монархии во Франции. Королевская власть и революция.
Падение монархии. Якобинская диктатура.Законодательное собрание. Политика жирондистов. Начало революционных войн Франции, их причины и ход. Установление республики во Франции. Казнь короля и ее воздействие на ситуацию во Франции и вокруг нее. Законодательство Конвента. Свержение власти жирондистов и установление якобинской диктатуры. Якобинская политика террора и ее последствия. Термидорианский переворот. Причины краха якобинской диктатуры. Военные успехи республики. Влияние Великой французской революции на другие страны. Характер и итоги революции.
Франция: от термидорианского Конвента к консульству.Внутренняя и внешняя политика термидорианцев. Буржуазия, народные низы и власть в период термидорианского Конвента. «Заговор равных» Г. Бабефа. Переворот 18 брюмера. Консульство Наполеона Бонапарта. Особенности развития буржуазных отношений и формирования гражданского общества во Франции в конце XVIII в.
Раздел IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.(3ч)
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
.Контрольно-обобщающий урок по всему курсу истории нового времени.
Понятия курса:
Новая история, Возрождение, гуманизм, великие географические открытия, колониальные империи, Реформация, лютеранская церковь, протестантизм, кальвинистская церковь, англиканская церковь, Контрреформация, религиозные войны, меркантилизм, протекционизм, «революция» цен, биржи, мануфактуры, буржуазия, «новое дворянство», наемные рабочие, капитализм, социальная революция, аграрный переворот, огораживание, абсолютизм, протекторат, реставрация, конституционная монархия, гражданское общество, правовое государство, политические партии, экспансия, Просвещение, просвещенный абсолютизм, конституция, капиталистическое общество, реформы, якобинская диктатура, консульство, промышленный переворот, фабрика.
Содержание предмета «История России». (44 ч) 7 класс
Глава 1. Россия на рубеже XVI -XVII веков.(5ч)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.
Внутри-политическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 —1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная
политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии
Романовых. Основные понятия темы Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, семибоярщина.
Повторение и обобщение.
Контрольно-обобщающий урок
Глава 2. Россия в XVII веке.(9ч)
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина - Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество. Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под
предводительством Степана Разина.
Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный
собор 1666—1667 гг.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско - польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско- турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакум а). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
Повторение и обобщение.
Основные понятия темы:
Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.
Глава 3. Россия при Петре I.(11ч)
Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697—1698 гг. Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной
канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей. Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Внешняя политика Петра. Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.
Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А.
Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музе ев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало».
Основные понятия темы: рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, голутвенное казачество, прелестные письма.
Повторение и обобщение.
Контрольно-обобщающий урок
Глава IV. Россия в 1725-1762 годах.(6ч)
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна. Внутренняя политика.Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства.. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банковВнешняя политика.Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741 — 1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П.А.Румянцев. П. С. Салтыков. Основные понятия темы Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.
Повторение и обобщение.
Глава V. Россия в 1762-1801 годах.(12ч)
Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг.: причины и последствия. Губернская'(областная) реформа. Ужесточение
крепостничества. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития. Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством. Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско- шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1755 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев.
Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин. Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин. Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева - Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова. Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П.Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин. Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Повторение и обобщение.
Контрольно-обобщающий урок
Итоговое обобщение. (1ч)
Россия и мир на рубеже XVIII — XIX вв.
Основные понятия темы: просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская
война, классицизм, сентиментализм, деспотия
IV. Календарно-тематический план по курсу «История России» (44ч) 7класс
№
п/п
Название разделов и тем
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Дата проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Глава 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. ( 5ч)
1.1
1. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
1
Урок объяснения нового материала.
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Смутное время. Б.Годунов. Установление крепостного права.
Знать особенности внутренней и внешней политики царя Фёдора Ивановича. Уметь выделять последствия пресечения династии Рюриковичей, анализировать исторический документ с целью извлечения полезной информации
Беседа , составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке
1.2
Смута
1
Комбинированный
Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции.
Знать причины обострения социально-экономических противоречий в начале XVII в. Уметь выделять основные цели, которые преследовали Польша и Швеция, вторгаясь на территорию России.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, составление таблицы.
1.3
Лжедмитрий II и многовластие в стране.
1
Комбинированный
Перелом в настроении народа, вторжение войск Швеции и Польши, Дмитрий Шуйский.
Знать причины установления в России новой династии. Уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.
Раскрыть содержание иллюстрации, работа с разными источниками, извлечение из них нужной информации; развернутый план на пункт текста.
1.4
Окончание Смутного времени
1
Комбинированный
Распад тушинского лагеря, «семибоярщина», первое ополчение, второе ополчение, освобождение Москвы.
Знать определение терминов «семибоярщина», ополчение, Земский собор и правильно их применять.
Уметь анализировать обстоятельства, приведшие к краху Лжедмитрия II,; давать собственную оценку роли церкви в освободительном движении; на основе анализа исторического источника определять особенность Земского собора 1613 года.
Раскрыть содержание иллюстрации, работа с разными источниками, извлечение из них нужной информации; развернутый план на пункт текста.
1.5
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI веке».
Урок обобщения и систематизации знаний.
Термины, изученные по теме«Россия в XVI веке».
Знать термины, изученные по теме«Россия в XVI веке».
Уметь называть основные события, даты, достижения указанного периода, показывать значимые события на карте.
Терминологический диктант по данному периоду, ответы на вопросы. Тестовые задания.
Глава 2. Россия в XVII веке.(9ч)
2.1
6. Новые явления в экономике
1
Комбинированный
Ликвидация последствий Смуты. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Знать влияние Смутного времени на социально – экономическое положение страны. Уметь выделять последствия перехода к мелкотоварному производству.
Составление схемы по теме параграфа, игра «Чистая доска».
2.2
7. Основные сословия российского общества
1
Комбинированный
Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам.
Знать термины феодалы, дворяне, местничество, владельческие и черносошные крестьяне, барщина, оброк, казаки и правильно их употреблять. Уметь анализировать причины изменений в социальном составе дворянства. Давать собственную характеристику положения крестьянства.; извлекать полезную информацию из исторического источника.
Составление развернутого плана по параграфу, работа с письменными источниками, извлечение из них новой информации
2.3
8. Политическое развитие России.
1
Комбинированный
Усиление самодержавной власти. Местное управление. Боярская дума. Земский собор. Соборное уложение 1641 года.
Уметь характеризовать особенности сословно-представительной монархии, анализировать содержание некоторых положений Соборного уложения и давать им собственную оценку.
Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке
2.4
9. Власть и церковь. Церковный раскол
1
Комбинированный
Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум.
Знать термины патриарх, церковные реформы, раскол и правильно их применять.
Уметь извлекать полезную информацию из исторического источника; давать собственную оценку церковной реформе, объяснять причины раскола; высказывать предположения о возможных путях избегания или преодоления религиозного раскола в российском обществе.
Работа с тестовым материалом.
Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Иметь представление о возросшей роли государственного аппарата и армии. Уметь свободно оперировать основными термина раздела.
2.5
10. Народные движения
1
Комбинированный
Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина.
Знать термины бунташный век, медный бунт, соляной бунт, крестьянская война и правильно их применять.
Уметь называть причины и особенности народных волнений.
Беседа, игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
2.6
11. Внешняя политика царя Алексея Михайловича.
1
Комбинированный
Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Русские землепроходцы. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Знать термины голытьба, реестровые казаки, быдло, гетман и правильно их употреблять. Уметь характеризовать причины, ход и итоги внешней политики России в XVII в. Иметь представление о процессе освоения Сибири.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
2.7
12. Образование и культура в XVII веке
1
Комбинированный
Русская культура XVII в. Обмирщение культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Знать термины и правильно их применять нарышкинское барокко, парсуна. Уметь сравнивать европейское образование того периода с российским, давать собственные оценки; отличать архитектурные стили изучаемой эпохи.
Фронтальный опрос,
исторический диктант, составление кластера.
2.8
13. Сословный быт. Обычаи и нравы
1
Комбинированный
Быт и нравы допетровской Руси.
Знать термины изразцы, парча, овчина, тафта и правильно их применять. Уметь определять отличия в быту различных социальных слоев, повседневный быт и обычаи крестьян
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
2.9
14. Контрольно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI- XVII веке»
1
Контроль и коррекция знаний.
Термины, даты, важные события, изученные по теме«Россия в XVI - XVII веках».
Знать термины, даты, важные события, изученные по теме«Россия в XVI - XVII веках».
Уметь правильно работать с тестовым материалом.
Индивидуальный опрос, работа с историческим источником.
Глава 3. Россия при Петре I.(11ч)
Индивидуальный опрос
3.1
15.Предпосылки петровских преобразований
1
Комбинированный
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Великое посольство.
Знать особенности положения России на рубеже XVII – XVII вв, предпосылки прихода Петра I к власти.
Уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.
Составление развернутого плана по параграфу, работа с письменными источниками, извлечение из них новой информации
3.2
16. Петр Великий. Россия на рубеже веков
1
Комбинированный
Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству.
Знать термины и правильно их применять \: потешные полки, брандер, лавра, стрелецкие бунты. Уметь давать оценку азовским походам. Выяснять цели великого посольства. Анализировать исторический источник, озвучивать оценочные суждения автора исторического источника и высказывать собственную точку зрения по данному вопросу.
Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке
3.3
17. Северная война
1
Комбинированный
Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход.
Знать термины конфузия, регулярная армия и правильно их применять. Уметь анализировать причины, ход и итоги Северной войны.
Работа с учебным материалом, нахождение и показ по карте исторических объектов и хода военных событий.
3.4
18. Государственные реформы Петра Великого
1
Комбинированный
Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Знать основные реформы Петра I в области государственного переустройства.
Уметь составлять схему государственного управления петровского периода; давать собственную оценку петровским реформам.
Беседа, игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
3.5
19. Экономическое развитие России в начале XVIII века
1
Комбинированный
Строительство мануфактур и заводов.
Знать термины протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать и правильно их применять. Уметь рассказывать об основных направлениях экономических преобразований на рубеже веков.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
3.6
20. Экономическое развитие России в начале XVIII века
1
Комбинированный
Строительство мануфактур и заводов.
Знать термины протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать и правильно их применять. Уметь рассказывать об основных направлениях экономических преобразований на рубеже веков.
Фронтальный опрос,
исторический диктант, составление кластера.
3.7
21. Народные движения первой четверти XVIII века
1
Урок изучения и первичного закрепления материала.
Восстание К.Булавина.
Знать характерные черты народных восстаний первой четверти XVIII в. и их причины.
Уметь выявлять причины народных восстаний данного периода; анализировать исторический источник.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
3.8
22. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века
1
Комбинированный
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов.
Знать термины кунсткамера, ассамблея, клавикорды, новое летоисчисление и правильно их применять.
Уметь работать с историческими источниками. Делать несложные выводы.
Индивидуальный опрос, работа с историческим источником.
3.9
23. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века
1
Комбинированный
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов.
Знать термины кунсткамера, ассамблея, клавикорды, новое летоисчисление и правильно их применять.
Уметь работать с историческими источниками. Делать несложные выводы.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
3.10
24. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Петре Великом»
1
Урок обобщения и систематизации.
Роль петровских преобразований в истории страны.
Знать термины, изученные по теме«Россия при Петре Великом».
Уметь называть основные события, даты, достижения указанного периода, показывать значимые события на карте.
Тестовые задания, работа по карточкам с дифференцированными заданиями, словарный диктант.
3.11
25. Контрольно-обобщающий урок по теме «Эпоха петровских преобразований»
1
Урок контроля и коррекции знаний.
Знать термины, даты, важные события, изученные по теме«Россия при Петре Великом».
Уметь правильно работать с тестовым материалом.
Тестовый материал
Глава IV. Россия в 1725-1762 годах.(6ч)
4.1
26. Дворцовые перевороты
1
Урок изучения нового материала.
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни.
Знать основные причины и последствия дворцовых переворотов. Иметь представление об изменении системы местного самоуправления в изучаемый период. Уметь свободно оперировать основными понятиями раздела..
Фронтальный опрос ,устные сообщения, таблица, работа с картой
4.2
27. Дворцовые перевороты
1
Комбинированный
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни.
Знать основные причины и последствия дворцовых переворотов. Иметь представление об изменении системы местного самоуправления в изучаемый период. Уметь свободно оперировать основными понятиями раздела.
Индивидуальный опрос, составление кластера на тему урока.
4.3
28. Внутренняя политика в 1725-1762 гг.
1
Комбинированный
Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Знать особенности внутренней политики во время дворцовых переворотов.
Уметь анализировать содержание привилегий дворянства и на этом основании делать вывод об усилении позиций дворянства, работать с историческими источниками.
Фронтальный опрос, таблица по теме урока.
4.4
29. Внешняя политика в 1725-1762 гг.
1
Комбинированный
Войны с Персией и Турцией.
Знать термины Речь Посполитая и умело ими оперировать. Уметь характеризовать особенности внешней политики во время дворцовых переворотов
Индивидуальный опрос, составление развернутого плана ответа.
4.5
30. Семилетняя война 1756-1762 годы.
1
Комбинированный
Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Знать имена командующих армий во время семилетней войны, основные направления внешней политики данного периода.
Уметь выстраивать хронологию войн, характеризовать события Семилетней войны.
Исторический диктант, фронтальный опрос, показ по карте исторических объектов и хода военных действий.
4.6
31. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1725-1762 гг.»
1
Урок закрепления и систематизации знаний.
Знать термины, изученные по теме«Россия в 1725-1762 годах».
Уметь называть основные события, даты, достижения указанного периода, показывать значимые события на карте.
Тестовые задания, работа по карточкам с дифференцированными заданиями, словарный диктант.
Глава V. Россия в 1762-1801 годах.(12ч)
5.1
32. Внутренняя политика Екатерины II
1
Урок изучения нового материала.
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа.
Знать термины и правильно ими оперировать просветители, жалованная грамота. Просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, депутаты. Уметь раскрывать суть и содержание просвещенного абсолютизма; анализировать исторический источник; давать оценку личности Екатерины II
Исторический диктант, фронтальный опрос, составление интеллект-карты.
5.2
33. Внутренняя политика Екатерины II
1
Комбинированный.
Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества.
Знать термины и правильно ими оперировать просветители, жалованная грамота. Просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, депутаты. Уметь рассказывать об особенностях внутренней политики во времена Екатерины II.
Составление схемы по теме параграфа, игра «Чистая доска».
5.3
34. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева
1
Урок изучения нового материала.
Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Знать термины и правильно ими оперировать народничество, разночинцы, революционеры, анархисты. Уметь рассказывать о причинах, характере и итогах крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва.
Составление развернутого плана по параграфу, работа с письменными источниками, извлечение из них новой информации
5.4
35. Экономика России во вт. половине XVIII века
1
Урок изучения нового материала.
Развитие капиталистического уклада.
Знать термины и умело ими оперировать. Уметь выделять особенности разложения феодально-крепостнической системы
Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке
5.5
36. Внешняя политика Екатерины II
1
Урок изучения нового материала.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. Россия и Великая французская революция.
Знать основные направления внешней политики при Екатерине II Уметь рассказывать о процессах проникновения либеральных идей в Россию, показывать на карте новые границы Российской империи.
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
5.6
37. Внешняя политика Екатерины II
1
Комбинированный
Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Знать основные направления внешней политики при Екатерине II Уметь рассказывать о процессах проникновения либеральных идей в Россию, показывать на карте новые границы Российской империи
Фронтальный опрос, правильный показ на карте исторических объектов и событий.
5.7
38. Россия при Павле I
1
Изучение нового материала
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Знать полководцев и участников походов русской армии в Италию и Швецарию Уметь представление о личности Павла I,характерные черты во внутренней и внешней политике при Павле I.
Фронтальный опрос, подготовка сообщений по карточкам. Составление интеллеки-карты.
5.8
39. Наука и образование
1
Изучение и первичное закрепление нового материала
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции.
Знать новые термины реакционная политика. контрреформы
Уметь характеризовать вклад М. Ломоносова в науку; причины открытия Московского университета; выделять характерные черты российского образования в XVIII в.
Фронтальный опрос, составление развернутого плана ответа.
5.9
40. Художественная культура
1
Комбинированный
Русская культура второй половины XVIII в. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры.
Знать и определять жанры и виды искусства.
Уметь характеризовать особенности в развитии художественной культуры в конце XVIII в.
Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Знать и определять термины сословия, классы, имущественное расслоение. Уметь выделять особенности в развитии быта в конце XVIII в.
Индивидуальный опрос, составление развернутого плана ответа.
5.11
42. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1762-1801 годах».
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Термины, изученные по теме«Россия в 1762-1801 годах
Знать термины, изученные по теме«Россия в 1762-1801 годах».
Уметь называть основные события, даты, достижения указанного периода, показывать значимые события на карте.
Тестовые задания, исторический диктант. словарный диктант, ответы на вопросы учителя, игра "Чистая доска»
5.12
Контрольно-обобщающий урок по теме «Россия в 1725-1801 годах».
1
Урок контроля и коррекции знаний.
Термины, даты, важные события, изученные по теме«Россия в 1762-1801 годы
Знать термины, даты, важные события, изученные по теме«Россия в 1762-1801 годы».
Уметь правильно работать с тестовым материалом.
Работа с тестовым материалом
Итоговое повторение (1ч)
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Термины, даты, важные события, изученные всему курсу истории
Знать термины, даты, важные события, изученные всему курсу истории
Уметь правильно работать с тестовым материалом, называть основные события, даты, достижения указанного периода, показывать значимые события на карте.
Тестовые задания, исторический диктант. словарный диктант, ответы на вопросы учителя, игра "Чистая доска»
Итого:
44ч
Календарно-тематическое планирование по курсу «История Нового времени, 1500-1800гг» (24ч) 7 класс.
№
п/п
Название разделов и тем
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Дата проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Раздел I.. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация(13ч)
1.1
1.Технические открытия и выход к Мировому океану
1
Урок изучения нового материала
Совершенствование техники. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Знать термины Великие географические открытия, мировая торговля.
Уметь на основании карты показывать территории, открытые в рассматриваемую эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику.
Исторический диктант, фронтальный опрос, составление интеллект-карты.
1.2
2.Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
1
Комбинированный
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Знать термины, имена. Даты в рассматриваемую эпоху.
Уметь показывать по карте путь Христофора Колумба, Америго Веспуччи. Фернан Магеллана, анализировать значение Великих географических открытий.
Составление схемы по теме параграфа, игра «Чистая доска».
1.3
3.Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
1
Комбинированный
Реформация. Утверждение абсолютизма Европейские государства в XVI-XVII вв. Испанская империя при Карле V.
Знать термины и из значение для определенной эпохи.
Уметь рассказывать о усилении королевской власти, значении абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития.
Составление развернутого плана по параграфу, работа с письменными источниками, извлечение из них новой информации
1.4
4.Дух предпринимательства преобразует экономику
1
Урок изучения нового материала
Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Возникновение мануфактур.
Знать термины и правильно ими оперировать: банки, биржи, мировая торговля, мануфактура, наемный труд.
Уметь рассказывать о причинах возникновения и развития мануфактур.
Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке
1.5
5.Новые ценности преобразуют общество
1
Комбинированный
Развитие товарного производства. Торговые компании.
Знать о социальных слоях европейского общества, их отличительных чертах.
Уметь анализировать события, факты, делать несложные выводы, работать с учебным материалам
Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам
1.6
6.Повседневная жизнь
1
Комбинированный
Буржуазия и наемные рабочие.
Знать термины. основные факты, события, касающиеся определенного времени.
Уметь рассказывать об основных чертах жизни европейского населения. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания.
Фронтальный опрос, правильный показ на карте исторических объектов и событий.
1.7
7.Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке
1
Урок изучения нового материала
Эпоха Возрождения. Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир.
Знать термины и правильно ими оперировать: Ренессанс. Возрождение, городская культура
Уметь характеризовать содержание возрождения, его основные идеи; объяснять, почему возрождение началось в Италии. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.
Фронтальный опрос, подготовка сообщений по карточкам. Составление интеллект-карты.
1.8
8.Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (XV-XVII вв.)
1
Комбинированный
Искусство Ренессанса. Новые тенденции в изобразительном искусстве. Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.
Знать термины гуманизм, геоцентрическая, гелиоцентрическая системы мира. Уметь определять главные идей гуманизма, сравнивать элементы средневекового мировоззрения с элементами мировоззрения Нового времени, работать с литературным источником
Фронтальный опрос, составление развернутого плана ответа.
1.9
9.Рождение новой европейской науки
1
Урок изучения нового материала
Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.
Знать о развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влиянии на технический прогресс и самосознание человека. Уметь анализировать разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея.
Фронтальный опрос ,устные сообщения, таблица, работа с картой
1.10
10.Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
1
Урок изучения нового материала
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе.
Уметь составлять логическую цепочку рассуждений на предмет причин реформации, сравнивать протестантские и католические храмы, ориентироваться в различиях вероучений католицизма и протестантизма
Индивидуальный опрос, составление кластера на тему урока.
1.11
11.Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации
1
Комбинированный
Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.
Знать термины контрреформация, иезуиты, англиканская церковь, эдикт, булла, цензура, инквизиция.
Уметь анализировать причины Контрреформации, объяснять отношение правительств европейских стран к реформации, работать с картой и историческим источником
Фронтальный опрос, таблица по теме урока.
1.12
12.Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях
1
Урок изучения нового материала
Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии. Генрих VIII. Елизавета I.
Уметь рассказывать о королевской власти и реформации в Англии, работать с разнообразным источником, извлекать из них нужную информацию
Индивидуальный опрос, составление развернутого плана ответа.
1.13
13.Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
1
Комбинированный
Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти во Франции. Кардинал Ришелье. Людовик XIV.
Знать термины Нантский эдикт, гугеноты, религиозные войны.
Уметь анализировать причины борьбы между католиками и гугенотами.
Фронтальный опрос ,устные сообщения, таблица, работа с картой
Раздел II. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (4 ч)
2.1
14.Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии
1
Урок изучения нового материала
Первые буржуазные революции. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.
Знать особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Уметь рассказывать о экономических и религиозных противоречиях с Испанией.
Индивидуальный опрос, составление кластера на тему урока.
2.2
15.Парламент против короля. Революция в Англии
1
Комбинированный
Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война.
Уметь характеризовать изменения в политической жизни страны; делать несложные выводы, извлекать нужную информацию из различных источников.
Фронтальный опрос, таблица по теме урока.
2.3
16.Английская революция. Путь к парламентской монархии
1
Урок изучения нового материала
Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Знать термины и правильно ими пользоваться: пуритане, пресвитериане, индепенденты, левеллеры, протекторат. Уметь опираясь на карту, рассказывать об основных событиях Английской революции 1640-1660 годов, анализировать исторический источник.
Индивидуальный опрос, составление развернутого плана ответа.
2.4
17.Международные отношения в XVI – XVIII вв.
1
Комбинированный
Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Знать причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Уметь называть повод и причины Тридцатилетней войны; определять влияние дипломатической революции на международные отношения
Исторический диктант, фронтальный опрос, показ по карте исторических объектов и хода военных действий.
Раздел III.Эпоха Просвещения. Время преобразований (4ч)
3.1
18.Век Просвещения. Стремление к царству Разума. Художественная культура Европы эпохи Просвещения
1
Урок изучения нового материала
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
Знать и правильно пользоваться терминами: просвещение, правовое государство, национальный суверенитет.
Уметь называть формы просветительского движения; анализировать исторический источник;
Исторический диктант, фронтальный
3.2
19.Промышленный переворот в Англии
1
Комбинированный
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в.
Знать термины и правильно ими оперировать: промышленная революция, аграрная революция, многопольный севооборот, Уметь составлять тезисный план на тему «Промышленная революция в Англии», называть отличия мануфактуры от завода.
Фронтальный опрос, составление тезисного плана.
3.3
20.Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание США
1
Урок изучения нового материала
Английские колонии в Америке. Фридрих II. Семилетняя война.
Знать термины и их определение: декларация независимости, вооруженный нейтралитет, Бостонское чаепитие.
Уметь анализировать причины войны за независимость, работать с картой, с историческими источниками
Фронтальный опрос ,устные сообщения, таблица, работа с картой
3.4
21.Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции
1
Урок изучения нового материала
Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции.
Знать термины и их определение: жирондисты, якобинцы, комиссар, диктатура, конвент.
Уметь анализировать причины Французской революции, сопоставлять иллюстрации с текстом учебника и составлять краткие характеристики исторических деятелей
Исторический диктант, фронтальный опрос, показ по карте исторических объектов.
Раздел IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3ч)
4.1
22.Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
1
Урок изучения нового материала
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад.
Знать основные черты традиционного общества: государство.
Уметь на основе работы с учебником и картой рассказывать о возникновении Османской империи; составлять сообщение о культуре Османской империи
Индивидуальный опрос, составление развернутого плана ответа, показ по карте исторических объектов.
4.2
23.Государства Востока. Начало европейской колонизации
1
Комбинированный
Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
Знать термины и правильно ими оперировать султанат, сегунат, самураи, самоизоляция, деспотизм, янычары
Уметь объяснять специфику восточных религий (конфуцианство, буддизм, синтоизм); на основе анализа исторического источника составлять схему торговых отношений Индии с другими странами мира.
Показ по карте исторических объектов, ответы на вопросы, составление сообщения по карточкам.
4.3
24.Контрольно-обобщающий урок по истории раннего Нового времени.
1
Урок контроля и коррекции
Знать термины, даты. основные события, имена по всему курсу истории Нового времени
Работа с тестовым материалом
Итого:
24ч
V. Учебно – методическое обеспечение предмета.
Учебно-методическая литература для учителя:
Данилов А.А. История России, Конец XVI XVIII века. XIX век. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2013.
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800гг. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2014.
Соловьев, К.А. Универсальные поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени.1500-1800гг. : 7 класс. – М. : ВАКО, 2012.
История России . Конец XVI - XVIII века: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 7 класс / авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Борзова. Л.П. Игры на уроке истории: метод. пособие для учителя. М.: Владос-Пресс,2001
Петрова. Н.Г. История Нового времени. Книга для учителя: учебно-метод. материалы/ Н.Г. Петрова. – М.: Русское слово, 2002.
Новая история зарубежных стран. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.А. Ведюшкина, С.Н. Бурина / авт.-сост. Н.Ю. Бухарева. – Волгоград: Учитель, 2007.
Дополнительная учебно-методическая литература и источники ( нормативные документы, периодические издания. интернет-сайты)
Нормативные документы:
Конституция РФ; 2) Закон РФ «Об образовании» в последней редакции от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании» ; 3) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011;
4) Примерная программа основного общего образования по истории (базовый уровень), утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года №1312; 5) Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011;
6) Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – Н.Шевченко, А.Вигасин, Г. Годер - М.: Просвещение, 2011;
7) История. Рабочая программа по учебникам Всеобщая история. История Нового времени.» А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной и «История России» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт.-сост. М.Б. Новожилова. – Волгоград,: Учитель, 2013.
Интернет-ресурсы:
Учебно-методические материалы
Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков
2)Агафонов, С.В. Схемы по всеобщей истории. 7 класс / С.В. Агафонов. – М.: Русское слово, 2005.
Блохин, В.Ф. История России. (VI- XVII века) : пособие для учителя истории. 7 класс / В.Ф. Блохин. – М.: Курсив, 2010.
История России. Конец XVI – XVIII века. 7 класс : дидактический материал ( контрольные задания, тесты, кроссворды)) /авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. – Волгоград : Учитель, 2009.
Черкашина. Т. История. 7-8 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся / Т. Черкашина. – Волгоград: Учитель, 2012.
Кулагина. Г.А. Сто игр по истории. / Г.А. Кулагина. – М.: Просвещение, 1983.
Проверочные материалы по всеобщей истории за 7 класс: история Нового времени / А.А. Алебастрова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 г.
Тесты по истории России: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI - XVIII века. 7 класс». – М.: Экзамен, 2008 г.
Литература для учащихся.
Скороспелов, А.И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль, 2000.
2)Я познаю мир: энциклопедия: история. М.. 2004. 3) 1000 вопросов и ответов по истории школьникам и абитуриентам /под ред. А.Н. Алексашкиной. – М.: АСТ, 1996. 4)Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниэль Дефо. – М. : Нигма, 2013 5) 50 великих правителей России. Иллюстрированная энциклопедия, М. : Белый город, 2010. 6) Балязин, В. Романовы. Петр Великий и его наследники. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. 7).Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.; 8) .Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;
9) Балязин, В. Романовы. Екатерина Великая и ее семейство. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008.
2. Печатные издания:
Исторические карты:
Россия при Иване Грозном. Политическая карта мира.
Русское государство в XVI веке.
Смутное время. Русское государство в XVIII веке.
Народные восстания XVII века.
Демонстрационные таблицы
1) Портреты династии Романовых.
3.Компьютер и информационно-коммуникативные средства.