kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа . история 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по истории Средних веков и истории России за 6 класс. Авторы: Агибалова Е.М., Донской Г.М. и Данилов А.А., Косулина Л.Г.  Рабочая программа окажет учителю истории помощь при составлениее рабочих программ. Пояснительная записка содержит такие разделы как  "Календарно-тематическое планирование" и другие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа . история 6 класс.»

Рабочая программа по истории . 6 класс


Авторы: История средних веков - авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М. и истории России ( авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина)


I.Пояснительная записка

    1. Цель изучения предмета «История».

- формирование у учащихся целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом. - содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности.



    1. Задачи изучения предмета «История».

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира , показать общие черты и различия.

- охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

- сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

- формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.


    1. Общая характеристика предмета «История».


Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте, историческом пути человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Программа курса по истории Средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Задача курсапоказать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. При составлении рабочей программы по истории России был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России в 6 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Программа курса охватывает период с древнейших времен до конца XVI в.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории России.

Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

  • образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

  • исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;

  • политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;

  • роль Ивана IV Грозного в русской истории.

По всем этим вопросам недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними. Вместе с тем учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Необходимо также сформировать восприятие древнерусской истории как общей истории предков русских, украинцев и белорусов; умение дать аргументированный отпор претензиям на интерпретацию этой истории как прошлого исключительно какого-либо одного восточнославянского народа. Курс «История России»   преследует следующие цели:  формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших  событиях  и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей  страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.


    1. На основании какой программы составлена рабочая программа.


Рабочая программа по истории Средних веков (авторы: Агибалова Е.В., Донской Г.М.) и истории России ( авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) составлена на основе Федерального государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования»; Примерной программы основного общего образования по истории (базовый уровень), утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года №1312; федерального перечня учебников по истории, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год; БУП-2004 года, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 года «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; авторской программы по истории Средних веков (Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. М.: Просвещение.2011); авторской программы по истории России: (История. 6-11 классы. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. : программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.); учебного плана МБОУ «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год.


1.5. Изменения, внесенные учителем в рабочую программу. В пояснительной записке ФБУП рекомендовано на курс «История средних веков» предусмотреть не менее 24 ч, чем и воспользовался учитель в пользу увеличения часов на изучение истории России. За счет учебного времени из регионально-национального компонента (не менее 35 ч) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Согласно учебного плана МБОУ «Вечкенинская СОШ», составленному на основе рекомендаций Министерства образования РМ «История и культура мордовского края» изучается в качестве краеведческого модуля в количестве 17 часов, поэтому часы, предусмотренные авторской программой на изучение истории родного края, учитель использовал на изучение объемных параграфов и для уроков систематизации и повторения. Все изменения относительно уменьшения или увеличения количества часов авторской программы Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. , а также авторской программы под редакцией Ведюшкина В.А. указаны в таблице. Основные содержательные линии предмета «История» в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история. История Средних веков». Предполагается их последовательное изучение.


Название темы

Авторская программа

Рабочая программа

Введение в историю Средних веков. Раннее Средневековье.

13ч

12ч

Расцвет Средневековья.

«Осень» Средневековья.

10ч




Введение.

Восточные славяне

Русь в IX – первой половине XIIв.

Русь во второй половине XII - XIIIв.

10ч

Образование единого русского государства.

12ч

Московское государство в XVIвеке.

5ч.

11ч

Итоговое повторение и обобщение



    1. Общий объем часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение дисциплины.

Примерная программа была использована для создания рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Сроком реализации программы считать 1 год. Согласно учебному плану МБОУ «Вечкенинская СОШ» рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.


    1. Место предмета «История» в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в V,VI,VII,VIII,IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 часов (или15,7%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Основные содержательные линии предмета «История» в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история. История Средних веков». Предполагается их последовательное изучение.


Классы

Объем учебного времени

Разделы учебной программы

История России

Всеобщая история

5

68ч

44ч

24ч

6

68ч

44ч

24ч

7

68ч

44ч

24ч

8

68ч

44ч

24ч

9

68ч

44ч

24ч



Уровень и направленность рабочей программы: основная общеобразовательная программа, базовый уровень. Организация учебного процесса: классно-урочная Формы контроля: словарные диктанты, тестовые задания, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки.



1.8. Требования к уровню подготовки и результаты освоения курса.

В результате изучения истории ученик должен овладеть следующими знаниями и умениями:

- знать основные этапы и ключевые события истории средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVIвека;

- знать изученные виды исторических источников;

- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- уметь связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

- уметь анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;

- уметь сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;

- уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

- уметь полемизировать и отстаивать свои взгляды;

- самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

- уметь читать историческую карту и показывать на ней территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;

- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира; применения знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


II. Тематическое планирование по дисциплине «История».

№п/п

Наименование разделов и тем


.

Максимальная нагрузка уч-ся, ч

Из них

Теорет. обуч.

Лабор. и практ. работы,ч

Контр. работа,ч

Экскурсии,ч

Самост. работа,ч

I

Введение в историю Средних веков. Раннее Средневековье.

12ч

11


1



II.

Расцвет Средневековья.

6

6





III.

«Осень» Средневековья.

6

5


1



IV.

Введение в историю России.

1

1





V.

Восточные славяне

1

1





VI

Русь в IX – первой половине XIIв.

8

7


1



VII.

Русь во второй половине XII - XIIIв.

10

9


1



VIII.

Образование единого русского государства.

12

12





IX.

Московское государство в XVI веке.

11

10


1




Итоговое повторение

1

1






Итого:

68

63


5




Планирование контроля. Плановые контрольные работы (количество часов): 5

1.Тема: «Раннее Средневековье». 2. Тема: «Позднее Средневековье». 3. Тема: «Русь Древняя». 4. Тема: «Удельная Русь» . 5. Тема: «Московская Русь».

III. Содержание учебного предмета «История».

История. 5 класс. 68ч.

1. Агибалова Е. В., Донской Г.М. История Средних веков.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2013.

2. Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс / учебник для общеобразовательных учреждений/ Данилов А.А., Косулина Л.Г. / М.: Просвещение, 2013.


«История средних веков», 6 класс (24 ч.)


Раздел I. Раннее Средневековье (12ч)

Понятия: «Средние века», хроники, архив. Хронологические рамки Средневековья.


Глава 1. Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Понятия: кровная месть, Великое переселение народов, народное ополчение, Хлодвиг, Галлия, лангобарды, феод , феодал, сеньор, междоусобные войны,. вассал, норманны, викинги, варяги, повинности, барщина, оброк.


Глава 2. Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Понятия: скипетр, мозаика, алтарь, смальта, халиф, имам, сунниты и шииты,

Раздел II. Расцвет Средневековья. (6ч)

Глава 3. Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Понятия: самоуправление, коммуна, бургомистр, ратуша, подмастерье, старшины, стачки, цехи, шедевр, гильдии, ростовщик, банкиры.


Глава 4. Государства Европы в XIV–XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.

Понятия: парламент, Генеральные штаты, реформа, графство, централизованное государство, хартия, палата лордов, палата общин.

Раздел III. «Осень» Средневековья. (6ч)

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Понятия: Жакерия, налог, булла, кантоны, сейм, церковный раскол,


Глава 5. Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Понятия: домна, мушкет, астролябия, литера, ваганты, готический, романский, витражи, интеллигенция.


Глава 6. Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Понятия: османы, кочевники, Тамерлан, ацтеки, инки, майя.


Содержание курса история России с древнейших времен до конца XVI века.(44 ч) 6 класс


Раздел I. Русь Древняя (10ч)


Ведение (1ч).

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.


Тема 1. Восточные славяне (1 ч)

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Понятия: присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.


Тема 2. Русь в IX — первой половине XII в. (8 ч)

Формирование древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению

внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство).

Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Понятия: государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.


Раздел II. Русь средневековая. (10ч)


Тема 3. Русь во второй половине XII—XIII в. (10 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского

княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству

Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Понятия: удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.


Раздел III. Московская Русь (23ч)


Тема 4. Образование единого русского государства (12 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва —центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо- Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель.

Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в.Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление

великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Никитина Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV — начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов. Понятия: Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально – крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.


Тема 5. Московское государство в XVI в. (11 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50 -х гг. XVI в.Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV.Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60 -хгг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического кур са. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи -Минеи.

Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Понятия: централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.

Итоговое обобщение и повторение(1 ч ) . Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.


IV. Календарно-тематическое планирование по курсу «История». История Средних веков (24ч). 6 класс.


№п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения

План.

Факт.

Раздел I. Раннее Средневековье.12ч

1.1

1. Что изучает история Средних веков. Древние германцы и Римская империя.

1

Урок изучения нового материала

Понятие средние века. Место истории средних веков в истории человечества Великое переселение народов

Германские племена, Тацит

Знать о Средневековье, как об одном из периодов всеобщей истории; жизнь древних германцев в 5-6 веках и причины появления у них неравенства. Уметь работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



1.2

2. Королевство франков и христианская церковь в VI - VIII вв.

1

Комбинированный

Вероучения, догматы, отцы церкви, Символ Веры, Евангелие, ересь, Библия, белое духовенство, монашество,

Знать причины возникновения государства у франков Уметь анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, давать отзывы на ответы учащихся

Работа с картой, фронтальный опрос, словарный диктант



1.3

3. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

Комбинированный

Франкская империя, ее распад,

Знать основные направления политики Карла Великого, значение его деятельности для государства франков. Уметь работать с исторической картой, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.

Фронтальный опрос, работа с картой, ответы на вопросы, краткий рассказ



1.4

4. Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1

Комбинированный

Рыцарство, король Артур, .норманны. Античное наследие, «семь свободных искусств», христианская Европа

Знать о причинах норманнской угрозы, причины феодальной раздробленности Уметь давать развернутый ответ на поставленный вопрос; работать с источником; делать выводы, составлять короткие рассказы по иллюстрациям

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



1.5

5. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

Комбинированный

Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана, свод законов Юстиниана

Знать о Византийской империи как наследнице империи ромеев. Выяснить направления внешней и внутренней политики Уметь отвечать на вопросы, делать выводы, читать историческую карту.

Элементы тестирования, ответы на вопросы, индивидуальные карточки



1.6

6. Культура Византии

1

Комбинированный

Христианский храм, неф, апсида, алтарь, базилика, крестово-купольный храм, парус, канон, мозаика, фреска, иконопись, икона.

Знать важнейшие достижения византийской культуры. Выяснить причины более высокого уровня культурного развития Византии. Уметь обобщать, работать с историческими источниками, делать выводы. составлять рассказы по картинам в учебнике.

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



1.7

7. Образование славянских государств.

1

Комбинированный

Вече, печенеги. Кирилл, Мефодий,

Знать занятия и образ жизни славян в первые века нашей эры Уметь работать с исторической картой, извлекать из исторических источников новые знания.

Работа с картой, фронтальный опрос



1.8

8. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Комбинированный

Бедуин, ислам, пророк, хиджра, мусульманин, Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат

Знать особенности жизни арабских племен, роль новой религии в объединении арабских племен Уметь отвечать на вопросы, делать выводы, анализировать ответ своего товарища.

Работа с картой, элементы тестирования, вопросы.



1.9

9. Культура стран халифата.

1

Комбинированный

Образование, литература, искусство, медицина, Авиценна

Знать о роли народов стран халифата в развитии мировой культуры Уметь делать сообщение на основе учебной и дополнительной литературы, давать оценку отдельным явлениям культуры

Фронтальный опрос, историческая азбука



1.10

10. Контрольно-обобщающий урок по теме «Раннее Средневековье».

1

Контроль и коррекция знаний.

Термины, даты, важные события по пройденному разделу «Раннее Средневековье».

Знать даты, термины, определения Уметь устанавливать хронологическую последовательность событий

Тестовые задания



1.11

11. В рыцарском замке

1

Урок изучения нового материала.

Кодекс рыцарской чести, феод, вассал. Сеньор, турнир, герб, девиз, замок

Знать условия жизни класса феодалов, как феодалы поддерживали свое господство над зависимыми крестьянами Уметь отвечать на вопросы, анализировать ответ своих товарищей, делать выводы

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



1.12

12. Средневековая деревня и ее обитатели

1

Комбинированный

Крестьяне, синьоры. Жизнь, быт и труд крестьян. Аграрное производство.

Знать быт средневекового крестьянина, основы развития феодализма – натуральное хозяйство, Уметь работать с историческими источниками, составлять характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, участвовать в обсуждении

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



Раздел II. Расцвет Средневековья. (6ч)

2.1

13. Формирование средневековых городов

1

Комбинированный

Бюргеры, буржуа, патрициат, бургомистр, мэр, ратуша, Городской совет

Знать причины возникновения городов в средние века Уметь работать с историческими источниками, анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи.

Краткое сообщение по карточке, работа с иллюстрацией, вопросы.



2.2

14. Горожане и их образ жизни.

1

Комбинированный

Самоуправление. Коммуна, ратуша, мер

Знать причины борьбы городов с сеньорами, итоги борьбы для жителей города Уметь составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана, читать исторические источники, извлекая из них новые знания

Фронтальный опрос, историческая азбука



2.3

15. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Комбинированный

Отлучение от церкви, инквизиция, еретики

Знать источники могущества папской власти, понимать причины ересей, методы борьбы католической церкви с еретиками Уметь читать письменные исторические источники, извлекать из них новые знания, находить на исторической карте нужные объекты

Фронтальный опрос, элементы тестирования



2.4

16. Крестовые походы.

1

Комбинированный

Орден тамплиеров, госпитальеров, крестовые походы

Знать причины организации и проведения крестовых походов, главные события крестовых походов Уметь отвечать на вопросы, делать обобщения, формулировать вопросы по тексту

Работа с картой, фронтальный опрос, составление кластера



2.5

17. Объединение Франции.

1

Комбинированный

Генеральные штаты, централизованное государство

Знать причины объединения Франции Уметь давать устный развернутый ответ на вопросы, делать выводы, работать с историческими источниками

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам



2.6

18. Что англичане считают началом своих свобод.

1

Комбинированный

Шериф, графство, реформа, «щитовые деньги»

Знать причины усиления королевской власти в Англии Уметь сравнивать однотипные исторические события, процессы, формулировать выводы и обосновывать их фактами из исторических источников, читать карту.

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам



Раздел III. «Осень» Средневековья. (6ч)

3.1

19. Столетняя война.

1

Комбинированный

Жакерия, Пуатье, партизанская война.

Знать причины начала Столетней войны, основные события самой длительной войны в европейской истории Уметь соотносить события с веком, читать и работать с историческими источниками, логически мыслить

Составление рассказа по карточке, анализ исторического источника



3.2

20. Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

Комбинированный

г.Орлеан, Жанна д Арк, Уот Тайлер

Знать причины крестьянских восстаний в Англии и во Франции Уметь сравнивать события, самостоятельно выделять в тексте учебника главные события, причины поражения, составлять характеристику исторических деятелей, определять свое отношение к их действиям

Сообщения о руководителях крестьянских восстаний,



3.3

21. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

1

Комбинированный

Централизованное государство, феодальная лестница.

Знать значение образования централизованного государства во Франции и Англии в конце 15 века Уметь анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи.

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



3.4

22. Усиление власти князей в Германии.

1

Комбинированный

Булла, кантоны, курфюрст

Знать причины сохранения политической раздробленности Германии и Италии в 9-15 веках. Уметь анализировать исторические источники, работать с исторической картой, раскрывать причинно-следственные связи

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам



3.5

23. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Комбинированный

Янычары, Андрианополь, турки-османы.

Знать причины быстрого захвата турками-османами балканского полуострова и причин упадка османской империи Уметь извлекать из исторических источников новые знания, читать историческую карту

Фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам, работа с картой



3.6

24 Контрольно-обобщающий урок по теме « Позднее Средневековье».

1

Контроль и коррекция знаний.

Термины, события, изученные в курсе «Средние века».

Знать термины, даты, определения. Уметь отвечать на вопросы, устанавливать соответствие между событиями и именами

Тестовые задания




Итого:

24ч







История России с древнейших времен до конца XVI века. (44ч)

№п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения

План.

Факт.

1

1.Введение. Что изучает история Отечества.

1

Урок изучения нового материала

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники.

Знать хронологические рамки, основные события, персоналии изучаемого периода, иметь представление об исторических источниках и науках, помогающих изучать историю. Уметь работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



Глава I. Русь Древняя (8ч)



Тема1. Восточные славяне и Древняя Русь.







1.1

2.Восточные славяне и их соседи.

1

Урок изучения нового материала.

Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

Знать о предках славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их соседях, об образе жизни Уметь извлекать из исторических источников новые знания, читать историческую карту

Фронтальный опрос, схема



Глава II. Русь средневековая. (10ч)



Тема 2. Русь в IX - первой половине XII.







2.1

3.Формирование Древнерусского государства.

1

Комбинированный

Предпосылки и причины образова-ния государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.

Знать понятие государство, причины объединения древнерусских земель в единое государство, этапы становления древнерусского государства и особенности управления. Уметь давать развернутый ответ на поставленный вопрос; работать с источником; делать выводы, составлять короткие рассказы по иллюстрациям

Фронтальный опрос, кластер с понятием «государство»



2.2

4.Первые киевские князья.

1

Комбинированный

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

Знать хронологические рамки правления первых киевских князей, иметь представление о деятельности Олега, Игоря, Ольги, Святослава, об их внутренней и внешней политике. Уметь давать развернутый ответ на поставленный вопрос; работать с источником; делать выводы, составлять короткие рассказы по иллюстрациям

Устные сообщения, таблица, работа с картой



2.3

5.Владимир Святославович. Принятие христианства.

1

Комбинированный

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Знать дату Крещения Руси, причины и значение принятия христианства Русью, понимать место князя Владимира и значение его деятельности в русской истории. Уметь работать с исторической картой, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



2.4

6. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Комбинированный

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда.

Знать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого. Иметь представление о системе управления Древнерусским государством, особенности социально-экономического развития Руси. Уметь отвечать на вопросы, устанавливать соответствие между событиями и именами

Устное сообщение, ответы на вопросы, историческая азбука



2.5

7. Культура Древней Руси.

1

Комбинированный

Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Знать пути формирования феодальной собственности на землю и ее формы. Уметь анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи.

Устное сообщение, ответы на вопросы, историческая азбука



2.6

8.Культура Древней Руси. Зодчество и художественное ремесло.

1

Комбинированный

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Знать о самобытном характере древнерусской культуры, синтезе культурного наследия восточных славян, соседних народов и византийских традиций. Знать о выдающихся достижениях древнерусской культуры. Уметь отвечать на вопросы, делать обобщения, формулировать вопросы по тексту

Кроссворд, ответы на вопросы, работа с историческим материалом



2.7

9. Быт и нравы Древней Руси.

1

Комбинированный

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Знать о жизни и нравах жителей Древней Руси, об особенностях жилища и одежды, предметах быта и оружии. Уметь составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана, читать исторические источники, извлекая из них новые знания

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



2.8

10.Контрольно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь».

1

.Контроль и коррекция знаний.

Определять термины, изученные в главе «Древняя Русь».

Знать основные события, даты, термины, определения по изучаемой теме. Уметь отвечать на вопросы развернуто, делать выводы, устанавливать хронологию событий; работать с тестовыми заданиями.

Тестовые задания




Тема 3. Русь во второй половине XII - XIIIв.

10ч







3.1

11.Начало раздробления древнерусского государства.

1

Урок изучения нового материала.

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

Знать причины раздробления Древнерусского государства, о событиях , последовавшие после смерти Ярослава Мудрого. Любечский съезд князей. Уметь давать развернутый ответ на поставленный вопрос; работать с источником; делать выводы, составлять короткие рассказы по иллюстрациям

Фронтальный опрос, историческая азбука, раскрыть содержание иллюстрации.



3.2

12.Главные политические центры Руси.

1

Комбинированный

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

Знать о формировании трех типов государственности: республики, монархии и аристократии, об особенностях управления в этих землях, политическом, экономическом развитии русских земель в период раздробленности Уметь работать с исторической картой, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.

Устные сообщения, работа с картой, игра «Чистая доска»



3.3

13. Главные политические центры Руси. Новгородская земля.

1

Комбинированный

Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства.

Знать о формировании трех типов государственности: республики, монархии и аристократии , об особенностях управления в этих землях. , Уметь работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос

Устные сообщения, работа с картой, игра «Чистая доска», правильно показывать на карте исторические объекты.



3.4

14.Нашествие с Востока.

1

Комбинированный

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Знать причины монгольской экспансии, даты и основные направления походов монгол на Русь, историческое значение завоевания монголами Руси. Уметь читать письменные исторические источники, извлекать из них новые знания, находить на исторической карте нужные объекты

Фронтальный опрос, игра «Чистая доска», правильно показывать на карте исторические события, объекты.



3.5

15.Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Комбинированный

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Знать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов, об Александре Невском, его роли в русской истории, даты сражений. Уметь раскрывать историческое значение победы русских воинов в Невской битве и ледовом побоище.

Устное сообщение, составление вопросов учащимися



3.6

16.Русь и Золотая Орда

1

Комбинированный

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Знать формы зависимости от ордынцев, рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества. Уметь пояснять позицию , занятую Александром Невским по отношению к Орде, анализировать последствия ордынского владычества на Руси. Уметь составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана, читать исторические источники, извлекая из них новые знания

Ответы на вопросы, словарный диктант



3.7

17. Русь и Литва.

1

Комбинированный

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Знать о характере и особенностях Литовско-русского государства. Уметь раскрывать значение присоединения русских земель к Литве. Уметь читать письменные исторические источники, извлекать из них новые знания, находить на исторической карте нужные объекты

Ответы на вопросы, словарный диктант



3.8

18. Культура русских земель в XII- XIII веках.

1

Комбинированный

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.

Знать об особенностях русской художественной культуры, о выдающихся достижениях русской культуры 12-13 веков в литературе, изобразительном искусстве. Уметь составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана, читать исторические источники, извлекая из них новые знания

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



3.9.

19. Культура русских земель в XII- XIII веках.

1

Комбинированный

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.

Знать об особенностях русской художественной культуры, о выдающихся достижениях русской культуры 12-13 веков в литературе, изобразительном искусстве. Уметь составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана, читать исторические источники, извлекая из них новые знания

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



3.10.

20. Контрольно-обобщающий урок по теме «Раздробленность на Руси».

1

Контроль и коррекция знаний.

Термины, даты, важные события, изученные в главе «Русь Удельная».

Знать основные события, даты, термины, определения по изучаемой теме. Уметь отвечать на вопросы развернуто, делать выводы, устанавливать хронологию событий, делать несложные выводы.

Тестовые задания



Раздел III. Московская Русь. (XIV - XVIвека) – 23ч


Тема 4. Образование единого русского государства

12ч







4.1

21. Москва – центр собирания русских земель.

1

Урок изучения нового материала.

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель..

Знать предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, иметь представление о политической системе Руси в 14 веке, Уметь работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос

Ответы на вопросы, словарный диктант



4.2

22.Москва – центр собирания русских земель.

1

Комбинированный

Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы

Знать причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения Руси, о рациональной политике московских князей. Уметь работать с исторической картой, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.

Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам



4.3

23.Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

1

Комбинированный

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой.

Знать о военно-политическом состоянии Руси накануне Куликовской битвы. Уметь составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана, читать исторические источники, извлекая из них новые знания

Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам



4.4

24.Куликовская битва.

1

Комбинированный

Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.  

Знать дату и ход сражения на Куликовом поле. Уметь раскрывать историческое значение Куликовской битвы и роль Дмитрия Донского в истории русского народа. Уметь работать с исторической картой, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.

Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, работа с картой, устное сообщение



4.5

25.Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.

1

Комбинированный

Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва.

Знать о внутренней и внешней политике Василия 1., два принципа престолонаследия, причины распада Золотой Орды , причины сближения Литвы и Польши, дату и ход Грюнвальдской битвы, ее значение. Уметь отвечать на вопросы, делать обобщения, формулировать вопросы по тексту

Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, работа с картой, устное сообщение



4.6

26. Образование русской, белорусской и украинской народностей.

1

Комбинированный

Образование русской, украинской и белорусской народностей.  

Знать о предпосылках формирования русской. Белорусской и украинской народности. Уметь работать с исторической картой, формулировать свое мнение.

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



4.7

27. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Комбинированный

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Знать событийную канву последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, иметь представление о том, что ликвидация ордынской зависимости в 1480 году явилась результатом длительных исторических процессов. Уметь анализировать причины и выделять значение образования единого Русского государства.

Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, работа с картой, устное сообщение



4.8

28.Московское государство в конце XIV – начале XVI века.

1

Комбинированный

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске.

Знать о внутренней и внешней политике Василия III,  о системе управления единым государством, о возвышении великокняжеской власти. Уметь составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана, читать исторические источники, извлекая из них новые знания

Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, работа с картой, устное сообщение



4.9

29..Московское государство в конце XIV – начале XVI века.

1

Комбинированный

Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Знать о начале формирования крепостной зависимости, о категориях русских крестьян. Уметь отвечать на вопросы, делать обобщения, формулировать вопросы по тексту

Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, работа с картой, устное сообщение



4.10

30..Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века.

1

Комбинированный

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».

Знать о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать монастырскую жизнь. Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва –третий Рим».

Игра «Чистая доска», фронтальный опрос, работа с картой, устное сообщение



4.11

31 .Культура и быт в XIV – начале XVI века

1

Комбинированный

Кафтан, полати, харчевня, . административные здания\.

Знать о значении образования единого государства как фактора формирования национальной русской культуры, о достижениях русского просвещения, особенностях развития русской литературы, дату начала книгопечатанья и значение этого события. Уметь определять уровень развития культуры в 14-16 веках.

Ответы на вопросы, устные сообщения



4.12

32.Основные социальные слои русского государства в XIV – начале XVI века

1

Комбинированный

Социальный слой, бояре, духовенство, купцы, государственные крестьяне.

Знать о начале формирования феодально-крепостнической системы, о зависимых категориях русского населения. Уметь сравнивать положение различных категорий населения и делать выводы. Иметь представление о быте разных категорий населения.

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке




Тема 5. Московское государство в XVI веке.

11ч







5.1

33. Реформы Избранной рады.

1

Комбинированный

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Знать о реформах Избранной рады, направленных на централизацию страны и согласование интересов государства с интересами населения. Уметь анализировать Судебник Ивана Грозного 1550года, отвечать на вопросы, делать обобщения, формулировать вопросы по тексту

Ответы на вопросы, схема, синквейн с понятием «реформа»



5.2

34. Внешняя политика Ивана IV.

1

Комбинированный

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей.

Знать об основных направлениях внешней политики Ивана Грозного, о складывании многонациональной основы Российского государства, причины и значение присоединения Казанского , астраханского и Сибирского ханств. Уметь анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, давать отзывы на ответы учащихся, читать легенду карты, находить на ней нужные объекты.

Ответы на вопросы, игра «Чистая доска», работа с картой



5.3

35. Освоение Сибири.

1

Комбинированный

Поход Ермака. Присоединение Западной Сибири.

Знать о времени присоединения Сибирского ханства Уметь анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, давать отзывы на ответы учащихся, читать легенду карты, находить на ней нужные объекты.

Ответы на вопросы, игра «Чистая доска», работа с картой



5.4

36. Ливонская война.

1

Комбинированный

Ливонская война, ясак, причины побед и поражений Грозного.

Знать причины начала Ливонской войны и ее итоги, основные даты, характер , ход и результаты Ливонской войны, Уметь работать с исторической картой, отвечать на вопросы, находить на карте нужные объекты..

Ответы на вопросы, игра «Чистая доска», правильно показывать на исторической карте направления походов Ивана Грозного.



5.5

37. Опричнина.

1

Комбинированный

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

Знать причины, характер, основные этапы , результаты и последствия опричнины. Уметь составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана, читать исторические источники, извлекая из них новые знания

Ответы на вопросы, игра «Чистая доска», работа с картой



5.6

38.Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.

1

Комбинированный

Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопеча-тания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

Знать о развитии русской художественной культуры, о выдающихся достижениях  русского народного творчества и литературы. Уметь анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, давать отзывы на ответы учащихся,

Устное сообщение, ответы на вопросы, работа с иллюстрациями в учебнике



5.7

39.Архитектура в XIV – XVI веках.

1

Комбинированный

Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в.

Знать о развитии каменного зодчества, о выдающихся достижениях  русской архитектуры Уметь делать сообщение на основе учебной и дополнительной литературы, давать оценку отдельным явлениям культуры

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



5.8

40. Живопись в XIV – XVI веках.

1

Комбинированный

Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Знать о развитии формировании национальной живописной школы, о выдающихся достижениях  русской живописи Уметь делать сообщение на основе учебной и дополнительной литературы, давать оценку отдельным явлениям культуры

Устное сообщение, ответы на вопросы, работа с иллюстрациями в учебнике



5.9

41. Быт XV – XVI веков.

1

Комбинированный

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Знать о жизни русского народа в XV – XVI веков. Уметь работать с историческими источниками, составлять характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, участвовать в обсуждении

Составление рассказа по иллюстрации, ответы на вопросы, составление краткого ответа по карточке



5.10.

42.Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская».

1

Урок повторения и обобщения.

Термины и главные события, изученные в главе «Московская Русь».

Знать основные события, даты, термины, определения по изучаемой теме. Уметь отвечать на вопросы развернуто, делать выводы, устанавливать хронологию событий.

Раскрывать содержание иллюстрации, исторический диктант, кроссворд.



5.11

43. Контрольно-обобщающий урок по теме «Московская Русь»

1

Контроль и коррекция знаний.

Термины и главные события, изученные в главе «Московская Русь».

Знать основные события, даты, термины, определения по изучаемой теме. Уметь отвечать на вопросы развернуто, делать выводы, устанавливать хронологию событий.

Тестовые задания




Итоговое повторение и обобщение







5.12.

44. Обобщение изученного по истории России с древнейших времён до конца XVI века

1

Урок повторения и обобщения

Основные события изученного периода

Знать основные события, даты, термины, определения по всему курсу истории. Уметь работать с тестовым материалом, с текстом учебника и историческими источниками.

Тестовые задания, вопросы, исторический диктант




Итого:

44ч







V. Учебно – методическое обеспечение предмета.

Учебно-методическая литература для учителя:

  1. Агибалова Е. В., Донской Г.М. История Средних веков.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2013.

  2. Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс / учебник для общеобразовательных учреждений/ Данилов А.А., Косулина Л.Г. / М.: Просвещение, 2013.

  3. История средних веков. 6 класс: поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского/ авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2010 г.

  4. История России с древнейших времён до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс / авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

  5. Борзова. Л.П. Игры на уроке истории: метод. пособие для учителя. М.: Владос-Пресс,2001

  6. Петрова. Н.Г. История Средних веков. Книга для учителя: учебно-метод. материалы/ Н.Г. Петрова. – М.: Русское слово, 2002.


Дополнительная учебно-методическая литература и источники ( нормативные документы, периодические издания. интернет-сайты)

Нормативные документы:

  1. Конституция РФ; 2) Закон РФ «Об образовании» в последней редакции от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании» ; 3) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011;

4) Примерная программа основного общего образования по истории (базовый уровень), утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года №1312; 5) Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011;

6) Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – Н.Шевченко, А.Вигасин, Г. Годер - М.: Просвещение, 2011;

7) История. Рабочая программа по учебникам «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского , «История России» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт.-сост. М.Б. Новожилова. – Волгоград,: Учитель, 2013.



Интернет-ресурсы:



Учебно-методические материалы

Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков


http://www.shpl.ru http://www.history.ru

http://www.hist.msu.ru

http://www.lesson-history/narod.ru/ob1011.htm

http://www.his.1september.ru/index.php

http:// predania.ru

http://bibliotekar.ru/museu.htm



Исторические фотодокументы, репродукции

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/ http://www.sovr.ru



Карты


http://www.osti.ru/personal/nikolaev/index.html


Презентации


http://www.historu.lact.ru

http://www.ucoz.ru

http://www. proshkolu.



http://www.ppt-presentation.ru


Справочные и дополнительные материалы по истории

Исторические понятия, персоналии


http://www.vseslova.ru/index.pxp?dictionaru=bes&word=ilanskiy-

http://www/rusarxives.ru

Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Всемирная история в интернете http://www hrono.ru

Древний мир. http://www.ancient.ru/

Мифы народов мира.http://www.edic.ru/myth


VI. Материально-техническое обеспечение.

  1. Библиотечный фонд

Литература для учителя.

  1. Парецкова, С.В., Варакина И.И. История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах/ авт.-сост. С.В. Парецкова , И.И Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Агафонов, С.В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С.В. Агафонов. – М.: Русское слово, 2005.

  3. Блохин, В.Ф. история России. Древняя Русь (VI- XII века) : пособие для учителя истории. 6 класс / В.Ф. Блохин. – М.: Курсив, 2010.

  4. История России с древнейших времен до конца XVIвека. 6 класс : дидактический материал ( контрольные задания, тесты, кроссворды)) /авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. – Волгоград : Учитель, 2009.

  5. Черкашина. Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся / Т. Черкашина. – волгоград 6 учитель, 2012.

  6. Кулагина. Г.А. Сто игр по истории. / Г.А. Кулагина. – М.: Просвещение, 1983.

  7. Парецкова, С.В., Варакина И.И. История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах/ авт.-сост. С.В. Парецкова , И.И Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007

  8. Проверочные материалы по всеобщей истории за 6 класс: Средние века / А.А. Алебастрова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 г.

  9. Тесты по истории России: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс». – М.: Экзамен, 2008 г.

Литература для учащихся.

  1. Скороспелов, А.И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль, 2000.

  2. Я познаю мир: энциклопедия: история. М.. 2004. 3) 1000 вопросов и ответов по истории школьникам и абитуриентам /под ред. А.Н. Алексашкиной. – М.: АСТ, 1996. 4) Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998. 5) История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. – М.: Эксмо-пресс, 1999. 6) .Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.; 7) .Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;

2. Печатные издания:

Исторические карты:

  1. Римская империя в IV -V веках.

  2. Политическая карта мира.

  3. Великое переселение народов.

  4. Византийская империя и славяне в VI -XI веках.

  5. Крестовые походы.

  6. Англия и Франция во времена Столетней войны.

  7. Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.

  8. Индия и Китай в средние века

  9. Киевская Русь в IX – начале XIIвека.

  10. Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке.

  11. Путь из варяг в греки.



Демонстрационные таблицы



  1. Крестьянская община.

  2. Средневековый замок.

  3. Вассальная пирамида.

  4. Репродукции икон XII века.

  5. Картина собора Василия блаженного.



3.Компьютер и информационно-коммуникативные средства.

Экранно-звуковые пособия:

1) История.5-11 классы./ авт.-сост.Н.Б. Крючкина. – Волгоград: Учитель, 2011. (СD - ROM)

2) История. Древний мир. Средние века. 5-6 классы (карточки)/ авт.-сост. Т.в. Ковригина. – Волгоград: Учитель, 2010. – (СД-RОМ)

3) История. 5-6 классы. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников»/ сост. Т.В. Ковригина, Л.В. Селянина. – Волгоград : Учитель, 2012. (СД – ROM)

4) Электронное приложение к учебнику «Всеобщая история. История средних веков », 6класс. – М, Просвещение.

4. Технические средства обучения:

1) Аудиоколонки .

2) Видеопроектор.

3) Компьютер.

4) Принтер.

5). Экран.

5. Учебно-практическое оборудование:

1) Доска аудиторная.

2) Штатив для карт и таблиц.

3) Шкаф для хранения карт и таблиц.

6. Специализированная учебная мебель.

 

 

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
рабочая программа . история 6 класс.

Автор: Чекашкина Нина Семеновна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266238

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "ИСТОРИЯ Рабочая программа 6 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "istoriia-rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447866695"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_programma_istoriia_rossii_vseobshchaia_istoriia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610122495"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по истории (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-istorii-8-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "194341"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427761981"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "История. Рабочая программа. 7 класс(ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(42) "istoriia-rabochaia-proghramma-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "117018"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412685375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства