kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа. История.10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории. авторы - история России: В.И. буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сазаров  - в 2-х частях и Всеобщая история, автор: Н.В. Загладин - составлена на основе Федерального государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 года, примерной прогаммы основного среднего общего образования по истории, федерального перечня учебников по истории, БУП-2-4, утвержденного приказом Министерства образования РФ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. История.10 класс»

I.Пояснительная записка 10 класс

1.1. Цель изучения предмета «История».

- формирование у учащихся целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом; - содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности., самопознанию, самореализации.


1.2.Задачи изучения предмета «История».

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира , показать общие черты и различия;

- охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);

- сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни:

- формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

- способствовать формированию зрелого исторического мышления; умения анализировать общественные процессы.


1.3.Общая характеристика предмета «История».


Курс истории на ступени полного (среднего) общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные линии рабочей программы в X классе реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщей истории» и «Истории России». Учебный материал по истории России представляется в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

. век – захватывающий по своему значению этап в истории человечества. Именно в этом столетии в Старом и Новом свете оформляется и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества, уклад которого складывался тысячелетиями, в общество индустриальное происходит в процессе модернизации. Процесс модернизации охватывает буквально все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь.

История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (синхронно-параллельное изучение).. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода в изучении истории.

Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала на ступени 9 класса отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох. Складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщая история» и «История России». Данная программа предполагает их синхронно-параллельное изучение. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Реализация представленной программы подразумевает широкое использование межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития. Знания об историческом опыте, историческом пути человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться статистическим и картографическим материалом.

Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:

– передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

– проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

– составлять план, тезисы конспекта;

– уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи;

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

1.4.На основании какой программы составлена рабочая программа.


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования»; Примерной программы основного общего образования по истории (базовый уровень), утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года №1312; федерального перечня учебников по истории, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год; БУП-2004 года, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 года «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; авторской программы к курсу «Всеобщая  история.10 класс» для 10 класса общеобразовательных учреждений .- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010. Автор – Загладин Н.В., Загладина Х.Т. и авторской программы под редакцией А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова, С.И.Козленко к курсу «История России с древнейших времён до конца XIX века для 10 класса» М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2011г., учебного плана МБОУ «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год.


1.5. Изменения, внесенные учителем в рабочую программу. В пояснительной записке ФБУП рекомендовано на курс «Всеобщая история» предусмотреть не менее 24 ч, чем и воспользовался учитель в пользу увеличения часов на изучение истории России. С целью углубления знаний школьников по Отечественной истории в основу

взято соотношение: 24:44, где на курс «Всеобщей истории» выделено минимальное количество часов по Госстандарту.

Основные содержательные линии предмета «История» в 10 классе реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история». Предполагается их параллельное изучение. Все изменения относительно уменьшения или увеличения количества часов авторской программы Загладина Н.В., Загладиной Х.Т, а также авторской программы под редакцией А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова указаны в таблице.

№ п/п

Раздел. Тема

Количество часов

Авторская программа


Рабочая

программа

1

Введение. Меняющийся облик мира: опыт осмысления

2

1

2

Человечество на заре своей истории

3

4

3

Европа и Азия в средние века

10

6

4

Новое время: эпоха европейского господства

10

13

5

Предыстория народов России. Начало Руси.

6

4

6.

Русь в IX – XII вв.

5

4

7

Русь в XII - XV вв.

8

5

8

Россия в XV - XVII вв.

9

6

9

Россия в конце XVIII - середине XIX вв.

9

5

10

Россия во второй половине XIX в.

6

7

11

Резервные уроки

2

2

итого


70 ч

70ч



1.6.Общий объем часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение дисциплины.

Примерная программа была использована для создания рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Сроком реализации программы считать 1 год. Согласно учебному плану МБОУ «Вечкенинская СОШ» рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.


1.7. Место предмета «История» в базисном учебном плане.

Предмет «История» изучается на ступени полного среднего образования в качестве обязательного в 10-11 классах в общем объеме 140 часов – 2 часа в неделю, 70 часов в год. Основные содержательные линии предмета «История» в 10 классе реализуются в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая история». Предполагается их параллельное изучение.


Классы

Объем учебного времени

Разделы учебной программы

История России

Всеобщая история

5

68ч

44ч

24ч

6

68ч

44ч

24ч

7

68ч

44ч

24ч

8

68ч

44ч

24ч

9

68ч

44ч

24ч



Уровень и направленность рабочей программы: основная общеобразовательная программа, базовый уровень. Организация учебного процесса: классно-урочная Формы контроля: терминологические диктанты, тестовые задания, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки, зачеты, семинары.

1.8. Требования к уровню подготовки и результаты освоения курса.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

• периодизацию всемирной и отечественной истории;

• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

• историческую обусловленность современных общественных процессов;

• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки

изучаемых исторических процессов и явлений;

• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по

обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,

конфессионального сообщества, гражданина России.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


II. Тематическое планирование по дисциплине «История».

№п/п

Наименование разделов и тем


.

Максимальная нагрузка уч-ся, ч

Из них

Теорет. обуч.

Лабор. и практ. работы,ч

Контр. работа,ч

Экскурсии,ч

Самост. работа,ч

I

Введение. Меняющийся облик мира: опыт осмысления

1

1





II.

Человечество на заре своей истории

4

4





III.

Европа и Азия в Средние века

7

7





IV.

Новое время: эпоха европейского господства

12

12





V.

Предыстория народов России. Начало Руси.

4

4





VI

Русь в XI – XII вв.

6

6





VII.

Русь в XIII –XV вв.

4

3


1



VIII

Россия в XVI веке.

5

5





IX.

Россия в XVII в.

6

6





X.

Россия в конце XVII - XVIII в.

5

4


1



XI.

Россия в первой половине XIX в.

7

6


1



XII.

Россия во второй половине XIX в.

7

6


1




Итого:

68

64


4



Планирование контроля. Плановые контрольные работы (количество часов): 4

1.Тема: «Русь и мир в Средние века ». 2. Тема: « Россия и мир в Новое время». 3. Тема: «Россия и мир в первой половине XIX века». 4. Тема: «Россия и мир во второй половина XIX века».

III. Содержание предмета «История» (68ч) 10 класс.


«Всеобщая история» - 24ч



Раздел 1.Введение. Меняющийся облик мира: опыт осмысления.(1ч).

Глава1. Пути и методы познания истории. – 1ч

История как наука. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Исторический источник. Проблема подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Проблема прогресса в истории. Основные концепции исторического развития человечества. Сущность, формы и функции исторического познания. Принципы периодизации исторического процесса.



Раздел II. Человечество на заре своей истории. (4 ч)

Глава 2. Первобытная эпоха. – 1ч

   Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций.

   Архаичные цивилизации - географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Дискуссия о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Ментальные особенности цивилизаций древности. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний.

   Глава3. Первые государства древнего мира. – 1ч

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Возникновение религиозной картины мира. Мировоззренческие особенности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.

   Глава 4. Античная эпоха в истории человечества. – 1ч

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Ментальные особенности античного общества. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима.

   Глава 5. Крушение империй Древнего мира. – 1ч

Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.  «Великие переселения народов», войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары).

Раздел III. Европа и Азия в Средние века (7 ч)

   Глава 6. Средневековые цивилизации (V - X в) – 3ч

Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира.

Глава 7. Эпоха классического средневековья.(XI - XVв) – 2ч

 «Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

   Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль церкви в европейском средневековом обществе. Отражение мировосприятия человека в романском и готическом искусстве. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

   Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

   Характер международных отношений в средние века. Европа и норманнские завоевания. Арабские, монгольские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов - столкновение и взаимовлияние цивилизаций.

  Глава 8. Европа в раннее Новое время (позднее Средневековье)  - 2ч

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: универсальные черты социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Дискуссия об уникальности европейской средневековой цивилизации. Темпы и характер развития европейского общества в эпоху Средневековья. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в ХIV-ХV вв. Столетняя война и крестьянские восстания. Изменения в мировосприятии европейского человека. Предпосылки модернизации.

Раздел IV. Новое время: эпоха европейского господства (12ч)

Глава 9. Время революционных потрясений и перемен – 4ч

Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.

Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации. Внутренняя колонизация. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

Новации и образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Глава 10. Страны Европы и Америки в конце XVIII - XIX века – 5ч

Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности. Формы абсолютизма. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Складывание романо-германской и англосаксонской правовых семей.

Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Буржуазные революции ХVII-ХIХ вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографического развития.

Глава 11. Страны Азии и Африки в эпоху европейского господства. Новая система международных отношений – 3ч

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в ХVII-ХIХ вв. Культурное и философское наследие Нового времени.

Предпосылки формирования «эшелонов» модернизации - различных модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности динамики развития стран «старого капитализма» и стран «запаздывающей модернизации», «Периферия» евроатлантического мира. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.

Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и зарождение международного права. Политика «баланса сил». Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира



История России - (44 часа)



Глава I. Предыстория народов России. Начало Руси. (4ч)

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Глава II. Русь в XI – XII вв. (6 ч)

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Повторительно-обобщающий урок.

Глава III. Русь в XIII –XV вв. (4ч)

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Контрольно-обобщающий урок.

Глава IV. Россия в XVI веке.(5ч)

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Повторительно-обобщающий урок.

Глава V. Россия в XVII в. (6 ч)

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Повторительно-обобщающий урок.

Глава VI. Россия в конце XVII - XVIII в. (5 ч)

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Особенности экономического развития России в XVIII в. Развитие капиталистических отношений.

Контрольно-обобщающий урок.

Глава VII. Россия в первой половине XIX в. (7ч)

Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Контрольно-обобщающий урок.

Глава VIII. Россия во второй половине XIX в. (7ч) Накануне отмены крепостного права. Основные положения реформы 19 февраля 1861 года. Государственные преобразования 60-70-х годов. XIX века. Социально-экономическое развитие России после Крестьянской реформы. Реформы 60—70-х гг. XIX в. Земская и городская реформы. Формирование и основы деятельности земств и городских дум. Роль земств в развитии страны. Взаимоотношения органов самоуправления и государственной власти. Судебная реформа: новая судебная система и новый процесс следствия и судопроизводства. Суд присяжных. Военная реформа. Милютина. Всеобщая воинская повинность. Реформы в других сферах жизни (финансы, просвещение, печать). Начало правления Александра III. Укрепление государственной власти. Попытки контрреформ (земские начальники, земская контрреволюция и др.). Ограничения в сфере просвещения и печати. Попечительская политика. Начало рабочего законодательства. Особенности общественного движения. Кризис революционного народничества. Либеральное народничество. Рабочее движение. Группа «Освобождение труда». Г. В. Плеханов. Демократизация культуры. Реформирование системы образования: расширение сети образовательных учреждений и их доступности для различных слоев населения, ориентация на выпуск специалистов, необходимых в хозяйстве страны. Начало высшего женского образования в России. Создание условий для самообразования и повышения уровня культуры россиян (книжный бум, музеи и их создатели). Российские меценаты (П. М. Третьяков и др.). Важнейшие открытия русских ученых и их значение для развития общества (Дм. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Г. Столетов, В. В. Докучаев, П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин, М. О. Доливо-Добровольский, А. С. Попов, К. Э. Циолковский и др.). Развитие исторической науки (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, Н. И. Кареев и др.). Географические открытия русских географов (П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др.). Литература. Великие русские писатели (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков и др.). Основные направления, темы и жан

ры литературы, отражение в ней общественных противоречий. Расцвет реализма в литературе.

Контрольно-обобщающий урок.

Основные понятия курса: передвижники, меценаты, суверенитет, национально-освободительное движение, займы, контрреформы, чрезвычайное положение, циркуляр, рабочая инспекция, либералы, разночинцы, прокламации, подполье, артель, катехизис, народничество, административная ссылка, конституция, Учредительное собрание, земство, земская управа, курия, городская управа, мировой суд, коронный суд, апелляция, кассация, адвокат, присяжные заседатели, всеобщая воинская повинность, классические и реальные гимназии, отработки, аренда, капитал, буржуазия, предприниматели, пролетариат, Крестьянская реформа, отрезки, временнообязанные крестьяне, выкупная операция, мировые посредники, сельский и волостной сходы, сельское общество, староста, волостной старшина, социализм, либерализм, западничество, славянофильство, канцелярия, государственная безопасность, теория «официальной народности», жандармы, обязанные крестьяне, кодификация, ассигнации, кредитный билет, прямые и косвенные налоги, монополия, откупщик, аракчеевщина, военные поселения, казенный мистицизм, цензура, тайное общество, военный переворот, пропаганда, общественное мнение, конституционная монархия, республика, имущественный ценз, федерация, военная диктатура, диктатор, каторга, контрибуция, континентальная блокада, партизаны, конгресс, министерство, университетский устав, автономия, самоуправление, «вольные хлебопашцы», просвещённый абсолютизм, эпоха Просвещения, просветители, Уложенная комиссия, генерал-губернатор, монополия, жалованная грамота, корпоративная организация, дворянское собрание, гильдия, мещанство, городская дума, просвещённый абсолютизм, эпоха Просвещения, просветители, Уложенная комиссия, генерал-губернатор, монополия, жалованная грамота, корпоративная организация, дворянское собрание, гильдия, мещанство, городская дума полки «иноземного (нового) строя», «белая слобода», тягло, ясак, мануфактура, всероссийский (внутренний) рынок, протекционизм, Соляной бунт, Медный бунт, Соборное уложение,



IV. Календарно-тематическое планирование по курсу «История» - 68 часов.



№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов


Тип урока

Требования к уровню подготовки


Виды самост. работы

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1.Введение. Меняющийся облик мира: опыт осмысления.(1ч).

1.

1. Пути и методы познания истории.

1

Урок изучения нового материала

Знать особенности истории как науки.

Уметь характеризовать принципы исторического исследования, источники исторического знания, особенности взглядов историков.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



Раздел II. Человечество на заре своей истории. (4 ч)

2.

Первобытная эпоха.

1






2.1

2. У истоков рода человеческого. Неолитическая революция.


Урок освоения новых знаний

Знать основные теории происхождения человека, анализировать важнейшие положения теории эволюции. Уметь характеризовать хоз. деятельность человека, проблемы в отношениях человека и природы, указывать факторы зарождения имущественного неравенства и появление частной собственности.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



3.

Первые государства древнего мира.

1






3.1

3. Деспотии Востока.


Комбинированный

Знать предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Давать характеристику восточным цивилизациям, культурному наследию Др. Востока. Уметь давать характеристику деспотиям, указывать причины их слабости. Характеризовать древнейшие цивилизации Греции, особенности хозяйственной деятельности.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



4.

Античная эпоха в истории человечества.

1






4.1

4. Города-государства Греции и Италии. Возвышение Рима.

1

Комбинированный

Знать причины и результаты греко-персидских войн и Пелопоннесской войны; уметь объяснить, почему высокоразвитые греческие полисы оказались покорены небольшой Македонией.

Уметь выявлять причины и результаты Пунических войн, проводить сравнительный анализ причин кризиса полисного устройства и отличительные черты в развитии полисов.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



5.

Крушение империй Древнего мира.

1






5.1

5. Изменения условий развития народов Евразии.

1

Комбинированный

Знать миграционные процессы в Европе в начале новой эры. Сравнивать образ жизни кочевых и оседлых племен. Знать историю возникновения христианства и основные положения христианского вероучения. Уметь указывать экономические и политические причины кризиса Римской империи. Определять признаки духовного кризиса римского общества.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



Раздел III. Европа и Азия в Средние века (7 ч)

6

Средневековые цивилизации (V - X в)


3






6.1

6. Экспансия ислама.

1

Комбинированный

Знать хронологию Средневековья, мировоззрение средневекового европейца, причины и последствия Великого переселения народов.

Уметь характеризовать природные условия Аравийского полуострова, роль ислама в складывании Арабского государства. Указывать причины кризиса Арабского халифата, роль религиозных разногласий.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



6.2

7. Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе

1

Комбинированный

Знать особенности социально-экономических отношений, формирования системы крупного землевладения в раннефеодальных государствах. Уметь характеризовать положение зависимого населения, отношения между церковной и светской властью. Объяснять, почему норманнские завоевания привели к усилению королевской власти на германских землях.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



6.3

8. Византия и Восточная Европа в V - X веках.

1

Комбинированный

Знать внутреннее устройство Византийской империи, особенности императорской власти. Уметь указывать отличительные черты хозяйственного уклада славян; объяснять причины обособления славянских племен.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



7

Эпоха классического средневековья.(XI - XVв)


2






7.1

9. Западная Европа в XI -XIII веках. Инквизиция и крестовые походы.

1

Комбинированный

Знать процесс становления средневековых городов, указывать причины обострения конфликтов между церковной и светской властью.

Уметь указывать предпосылки усиления королевской власти в Европе, характеризовать особенности развития стран Восточной Европы, сравнивать основные типы государственности, сложившиеся в странах Европы.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



7.2

10.Международные отношения и войны средневековья.

1

Комбинированный

Знать причины крестовых походов, крестьянских восстаний Средневековья. Уметь приводить на основе ранее изученного материала примеры конфликтов, приобретавших цивилизационный характер.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



8.

Европа в раннее Новое время (позднее Средневековье) 


2






8.1

11. Великие географические открытия. Завоевание Африки.

1

Урок освоения новых знаний

Знать предпосылки и признаки модернизации, проблемы периодизации. Уметь характеризовать влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



8.2

12. Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации.

1

Комбинированный

Знать предпосылки и последствия перехода к мануфактурному производству Уметь объяснять значение вероучений Реформации на процесс модернизации, значение Контрреформации

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



Раздел IV. Новое время: эпоха европейского господства (12 ч)

9.

Время революционных потрясений и перемен


4






9.1

13. Первые буржуазные революции.

1

Комбинированный

Знать причины, особенности и значение первых буржуазных революций.

Уметь обобщать, делать выводы, находить в тексте главное.


Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



9.2

14. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.

1

Урок освоения новых знаний

Знать новые термины, идеи просвещенного абсолютизма. Уметь сопоставлять взгляды мыслителей эпохи Просвещения на государственное устройство.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



9.3

15. Война за независимость в Северной Америке.

1

Комбинированный

Знать особенности колонизации, повлиявшие на формирование национального характера и политических традиций американцев Уметь характеризовать особенности взглядов американских просветителей, итоги Войны за независимость

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



9.4

16. Великая французская революция и ее последствия для Европы.

1

Комбинированный

Знать исторические условия, сложившиеся во Франции к концу XVIII в. Давать оценку основным событиям, этапам революции. Уметь сравнивать этапы развития и итоги Английской буржуазной революции и Великой французской революции, указывать общие черты и различия.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



10.

Страны Европы и Америки в конце XVIII - XIX века

5






10.1

17. Промышленный переворот в Англии и ее последствия.

1

Комбинированный

Знать социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота.

Уметь указывать внутренние и внешние факторы, способствовавшие развитию экономики. противоречия, социальные последствия промышленного переворота.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



10.2

18. Европа: противоречия промышленной эпохи.

1

Комбинированный

Знать противоречия промышленного переворота и его значение. Уметь характеризовать изменения, произошедшие в промышленном производстве в XIX в., особенности промышленного развития отдельных регионов Европы. Называть

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



10.3

19. Страны континентальной Европы в период промышленного переворота.

1

Комбинированный

Знать причины замедленной модернизации в странах континентальной Европы. Уметь характеризовать причины и последствия революций первой половины XIX в. в Европе.


Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



10.4

20. Страны Западного полушария в XIX веке.

1

Комбинированный

Знать основные положения доктрины Монро, причины и последствия Гражданской войны в США.

Уметь объяснять особенности освободительного движения в Латинской Америке.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



10.5

21. Наука и искусство в XVIII - XIX веках.

1

Комбинированный

Знать общественно-политические течения, сложившиеся в Европе в XIX в. в. Раскрыть сущность идеологий, анализировать их влияние на социальные изменения.

Уметь характеризовать эволюцию идей Нового времени. Выявлять особенности художественного творчества эпохи Просвещения, классицизма, романтизма, реализма.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



11.

Страны Азии и Африки в эпоху европейского господства. Новая система международных отношений

3






11.1

22. Мир Востока в XVIIIв: наступление колониальной системы.

1

Комбинированный

Знать хозяйственную деятельность, факторы и причины ослабления государств Востока, Уметь

называть особенности развития Китая, выделять основные этапы британского завоевания Индии.


Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



11.2

23. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах востока.

1

Комбинированный

Знать хозяйственную деятельность, факторы и причины ослабления государств Востока, Уметь

называть особенности развития Китая, выделять основные этапы британского завоевания Индии.


Работа с текстом учебника, с историческими источниками.



11.3

24. Эволюция и система международных отношений.

1

Комбинированный

Знать систему международных отношений, сложившуюся в Европе в эпоху Нового времени,

Уметь формулировать принципы, определяющие внешнюю политику суверенных абсолютистских монархий.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками.




итого

24







История России.(44ч) 10 класс

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов


Тип урока

Требования к уровню подготовки


Виды самост. работы

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Глава I. Предыстория народов России. Начало Руси. (4ч)


1.1.

1. Славяне в V - VI веках. Религия древних славян.

1

Урок получения новых знаний.

Знать:

- происхождение славян, их расселение. Восточнославянские племена и их соседи.

- Занятия, общественный строй и верования восточных славян. – «военная демократия», политеизм, прародина славян;

Уметь:

- характеризовать пути движения славян, занятия и общественный строй у восточных славян.

- используя историческую карту показывать расселение союзов племен и характеризовать взаимоотношения восточных славян и их соседей.

- устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и занятиями восточных славян.

- объяснять сущность «военной демократии». - характеризовать языческую культуру



Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



1.2

2. Появление государства у восточных славян.

1

Комбинированный

Знать:

- предпосылки скла­дывания Древнерусского государ­ства (социально-экономические, социально-политические, духовные, внешнеполитиче­ские).

- этапы скла­дывания государст­ва. Возникновение ядра восточносла­вянского государ­ства.

- теории возникновения государства у восточных славян (норманнская, антинорманнская, современные теории).

Уметь:

- характеризовать этапы складывания государства у восточных славян.

- находить оценочные суждения в учебной и справочной литературе по проблеме теорий происхождения государства у восточных славян.

- сопоставлять процесс образования Древнерусского государства и евро­пейских государств периода средневе­ковья.

- используя знания курса «Обществознание», выявлять признаки Древнерусского государства

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



1.3

3. Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава.

1

Комбинированный

Знать:

- деятельность пер­вых, русских кня­зей (укрепление власти киевского князя, отношения с Византией, отношения с восточными соседями, итоги правления).

- государство, дань, полюдье, уроки, погосты, монотеизм.

- причины, процесс, значение принятия Русью христианства;

- значение реформы княгини Ольги для Древнерусского государства;

Уметь:

- анализировать влияние Византии на политическую сферу и культуру Киевской Руси,

- выявлять причины перехода Руси к монотеистической религии.

- участвовать в разработке и презентации проекта по теме

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



1.4

4. Русь во времена Владимира Святославовича.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



Глава II. Русь в XI – XII вв. (6 ч)

2.1

5. Правление Ярослава Мудрого.

1

Комбинированный

Знать:

- внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда.

- междоусобные войны, династический брак, Русская Правда, кормление, вотчина;

- основные положения Русской Правды

Уметь:

- называть причины междоусобных войн, знать их основных участников.

- разъяснять сущность, порядка наследования киевского престола (очередного и по старшинству).


Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



2.2

6. Владимир Мономах – великий киевский князь.

1

Комбинированный

Знать:

- междоусобица.

- особенности правления потомком Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.

- борьба с половецкими вторжениями

Уметь:

- выявлять тенденции начинающейся политической раздробленности

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



2.3

7. Политическая раздробленность на Руси.

1

Комбинированный

Знать:

- причины распада Древнерусского государства.

- сущность процесса политической раздробленности.

- крупнейшие земли и княжества. монархии и республики.

Уметь:

- называть причины политической раздробленности.

- объяснять сущность политической раздробленности.

- разъяснять значение Любечского съезда князе.

- характеризовать предпосылки политической раздробленности (формирование местных княжеских династий, укрепление местного боярства, развитие ремесла и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки); - сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и Европейских государств, определять сходства и различия.

-высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



2.4

8. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



2.5

9. Северо-Восточная Русь в XII начале XIII веков.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



2.6

10. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в V - XII веках».


1

Комбинированный

Знать термины, изученные по теме «Россия в V - XII веках».

Уметь называть основные события, даты, достижения указанного периода, показывать значимые события на карте.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



Глава III. Русь в XIII –XV вв. (4ч)

3.1

11. Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский.

1

Урок получения новых знаний.

Знать:

- образование Монгольского государства. Монгольское нашествие.

- проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород); - определить причины поражения русских земель.

Уметь:

- выявлять предпосылки завоеваний монголов, нашествия шведов и немцев..

- характеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь и экспансии с запада.

-определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества.

- выявлять последствия монгольского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории.

- высказывать оценочные суждения о влиянии монгольского ига на складывание российской цивилизации.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



3.2

12. Москва- -центр объединения русских земель. Дмитрий Донской.

1

Комбинированный

Знать:

- особенности борьбы за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.

- этапы объединения земель вокруг Москвы.

- причины возвышения Москвы.

- выявлять предпосылки объединения русских земель (социально-экономические, социально- политические, культурные);

Уметь:

- характеризовать этапы объединительного процесса.

- анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой).

- соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия.

- Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Дмитрия Донского


Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



3.3

13. Образование единого государства – России. Иван III.

1

Комбинированный

Знать:

- этапы завершения объединения русских земель и образования Российского государства. - свержение золотоордынского ига.

- Москва - третий Рим».

- роль церкви в государственном строительстве. - особенности образования централизованного государства в России.

- рост международного авторитета государства.

Уметь:

- анализировать статьи Судебника 1497 г.;

- проследить процесс закрепощения крестьян.

- выявлять причины складывания самодержавной формы государственности в России.

- показать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.

- занимать собственную аргументированную позицию по вопросу «Причины складывания деспотической формы Российского государства».

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



3.4

14. Культура и быт XIV -XV веков. Контрольно-обобщающий урок по теме «Русь и мир в Средние века ».

1

Комбинированный

Знать термины: культура, житие, икона, фреска, миниатюра

- памятники древнерусской культуры (архитектурные, литературные).

- основные литературные жанры, раскрывать их содержание

- особенности деревянного зодчества, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

- выявлять особенности древнерусской культуры.

- определить влияние Византии на культуру Древней Руси.

- определять влияние языческой традиции на христианскую культуру Руси.

- доказать присутствие языческого элемента в современной культуре.

- участвовать в разработке и презентации проекта по теме.


Работа с тестовым материалом



Глава IV. Россия в XVI веке.(5ч)

4.1

15. Реформы Ивана Грозного.

1

Урок получения новых знаний.

Знать:

- особенности установления царской власти.

- реформы середины XVI в.

- создание органов сословно-представительной монархии.

- опричнина: причины, последствия.

- основные направления внешней политики Ивана Грозного

Уметь:

- определять характер политического курса Избранной рады.

- характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия).

- определять основные задачи внешней политики;

- проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны

- характеризовать личность Ивана Грозного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс.

- характеризовать политику Федора Ивановича и Бориса Годунова.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



4.2

16. Внешняя политика Ивана Грозного.

1

Комбинированный

Знать:

направления внешней политики Ивана Грозного.

Уметь:

характеризовать внешнюю политику Ивана Грозного, делать собственные выводы.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



4.3

17. Перед Смутой.

1

Комбинированный

Знать термины:

Смутное время, интервенция, семибоярщина.

- институт самозванчества.

- восстание под руководством

- польско-шведская интервенция.

- народные ополчения.

Уметь:

-выявлять предпосылки Смуты (хозяйственный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества).

- характеризовать правление Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, Лжедмитрия II.

- сравнивать первое и второе ополчения, их роль в освобождении Москвы.

-определять последствия и историческое значение Смуты.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



4.4

18. Культура и быт конца XV- XVI веков.

1

Комбинированный

Знать:

- особенности развития культуры народов России в ХV-ХVI вв.

Уметь:

- характеризовать достижения культуры.

- выявлять основные тенденции развития культуры ХV-ХVI веков.

- участвовать в разработке и представлении презентации по теме.


Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



4.5

19. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в XVI веке».

1

Комбинированный

Знать:

- о значении образования единого государства как фактора формирования национальной русской культуры, о достижениях русского просвещения, особенностях развития русской литературы, дату начала книгопечатанья и значение этого события. Уметь:

- определять уровень развития культуры в XVI веке.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



Глава V. Россия в XVII в. (6 ч)

5.1

20. Смутное время.

1

Комбинированный

Знать:

- причины обострения социально-экономических противоречий в начале XVII в. Уметь:

- выделять основные цели, которые преследовали Польша и Швеция, вторгаясь на территорию России.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



5.2

21. Первые Романовы.

1

Комбинированный

Знать:

- причины установления в России новой династии. определение терминов «семибоярщина», ополчение, Земский собор и правильно их применять.

Уметь:

- свободно оперировать основными понятиями раздела.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



5.3

22. «Священство» и «царство».

1

Комбинированный

Знать:

- термины патриарх, церковные реформы, раскол и правильно их применять.

Уметь извлекать полезную информацию из исторического источника; давать собственную оценку церковной реформе, объяснять причины раскола; высказывать предположения о возможных путях избегания или преодоления религиозного раскола в российском обществе.

Уметь:

- анализировать обстоятельства, приведшие к краху Лжедмитрия II,; давать собственную оценку роли церкви в освободительном движении; на основе анализа исторического источника определять особенность Земского собора 1613 года.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками



5.4

23. «Бунташный век».

1

Комбинированный

Знать:

- термины бунташный век, медный бунт, соляной бунт, крестьянская война и правильно их применять.

Уметь:

- называть причины и особенности народных волнений.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками



5.5

24. Внешняя политика России в XVII веке.

1

Комбинированный

Знать:

- термины голытьба, реестровые казаки, быдло, гетман и правильно их употреблять. Уметь:

- характеризовать причины, ход и итоги внешней политики России в XVII в. Иметь представление о процессе освоения Сибири.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



5.6

25. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в XVII веке»

1

Урок закрепления и систематизации знаний

Знать:

- термины, даты, важные события, изученные по теме «Россия и мир в - XVII веке».

Уметь:

- правильно работать с тестовым материалом. Обобщать, делать выводы, оставлять кроссворд.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



Глава VI. Россия в конце XVII - XVIII в. (5 ч)

6.1

26. Начало славных дел Петра. Реформы Петра Великого.

1

Урок получения новых знаний.

Знать:

- экономическое развитие России. Особенности российской промышленности

- изменения в со­циальной сфере. Политика госу­дарства в отноше­нии дворянства, «крестьянская» политика.

- реформа системы государственного управления

Уметь:

- излагать содержание реформ Петра I.

- выявлять предпосылки реформ, особенности российских мануфактур, политику протекционализма, меркантилизма,

- характеризовать реформы Петра I (по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическому содержанию);выявить и охарактеризовать особенности российского абсолютизма.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками



6.2

27. Северная война.

1

Комбинированный

Знать:

- Северная война. Борьба с Осман­ской империей. Каспийский поход.

Уметь:

- излагать в хронологической последовательности события Северной войны, Азов­ских походов, Прутского, Каспийского походов.

- определять основные направления и задачи внешней политики Петра I;

- характеризовать события внешней политики по
плану: причины, подготовка, этапы, итоги,
причины победы/поражения,

Последствия.

- определять причинно-следственную взаимосвязь между реформами и внешнеполитическими событиями

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



6.3

28. Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война.

1

Комбинированный

Знать:

- причины дворцовых переворотов;

- характеризовать особенности царствования Екатерины I, Петра П, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III по самостоятельно выбранным критериям;

-называть основные события внутренней и внешней политики периода;

Уметь:

- разъяснять сущность понятий: дворцовые перевороты, верховники, кондиции, бироновщина. - участвовать в разработке групповых проектов по теме

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



6.4

29. «Золотой век» Екатерины II. Внешняя и внутренняя политика России в XVIII веке.

1

Комбинированный

Знать:

- основные направления внешней политики: борьба за выход в Черное море, разделы Речи Посполитой; особенности сохранения крепостничества в условиях модернизации.

- особенности российской экономики XVIII в.

Уметь:

- выделять основные итоги внешней политики Екатерины II

- прослеживать превращение России в мировую державу

- характеризовать социально-экономическое развитие российской деревни.

- выявлять новые черты в развитии сельского хозяйства и промышленного производства.

- определять причины непоследовательности политики «экономического либерализма»

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



6.5

30. Контрольно-обобщающий урок по теме « Россия и мир в Новое время».

1

Урок контроля и коррекции знаний.

Знать:

- термины, даты, важные события, изученные по теме «Россия и мир в XVII- XVIII веке».

Уметь:

- правильно работать с тестовым материалом.

Работа с тестовым материалом



Глава VII. Россия в первой половине XIX в. (7ч)

7.1

31. Россия в начале XIX века. Царствование Павла I и Александра I.

1

Урок получения новых знаний.

Знать понятия :

- Неглас­ный комитет.

- особенности со­словной политики (меры в отношении крестьянства).

- проекты М. М. Сперанского.

Уметь:

-характеризовать государственные реформы Александра I;

- раскрывать понятие «аракчеевщина».
XIX в..

- выявлять причины восстания выявлять факторы развития внутренней политики первой четверти декабристов.

- характеризовать основные направления
внутренней политики Александра I.

- иметь и аргументированно высказывать собственную позицию по вопросу об эффективности проводимых реформ.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками



7.2

32. Отечественная война 1812 года.

1

Комбинированный

Знать:

- в чем заключались непосредственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества.

Уметь:

- рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г.

Подготовить сообщение об одном из участников Отечест­венной войны 1812 г. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



7.3

33. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступление декабристов.

1

Комбинированный

Знать понятия: Неглас­ный комитет.

- особенности со­словной политики (меры в отношении крестьянства).

- проекты М. М. Сперанского.

Уметь:

- выявлять факторы развития внутренней политики первой четверти XIX в..

- выявлять причины восстания декабристов.

- характеризовать основные направления
внутренней политики Александра I.

- иметь и аргументированно высказывать собственную позицию по вопросу об эффективности проводимых реформ.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками



7.4

34. Внутренняя политика Николая I.

1

Комбинированный

Знать:

- усиление государственного аппарата и режи­ма личной власти Николая I.

- социально-экономическое развитие (кресть­янский вопрос, реформа государ­ственной деревни, политика государ­ства в отношении дворянства и ку­печества, эконо­мическая поли­тика).

- «династический кризис»;

- выявить влияние декабристского движения на социально-политическое развитие России;

- характеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии;

- теория «официальной народности» С.С. Уварова, знать и объяснять основные идеи.

Уметь:

- излагать основные идеи общественных движений и взглядов.

- давать оценку программе консерваторов.

- сравнивать взгляды западников и славянофилов.

- объяснять основные положения русского утопического социализма А. И. Герцена.

- характеризовать кружок петрашевцев

Работа с текстом учебника, с историческими источниками



7.5

35. Внешняя политика Николая I. Крымская война.

1

Комбинированный

Знать:

- основные особенности восточного направления во внешней поли­тике России.

- Кавказская война, крымская война.

Уметь:

- излагать в хронологической последова­тельности и с использованием карты собы­тия Крымской войны.

- рассмотреть понятие «восточный вопрос» и определить его влияние на внешнеполитический курс России в XIX в.

- определить причины, подготовку к войне, цели и планы сторон, ход военных действий, причины поражения, итоги и последствия войны



Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



7.6

36. Образование, наука, культура в первой половине XIX века.

1



Работа с текстом учебника, с историческими источниками



7.7

37. Контрольно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в первой половине XIX века».

1

Урок контроля и коррекции знаний.

Знать:

- термины, даты, важные события, изученные по теме «Россия в первой половине XIX века»

Уметь:

- правильно работать с тестовым материалом.

Работа с тестовым материалом



Глава VIII. Россия во второй половине XIX в. (7ч)

8.1

38. Отмена крепостного права. Основные положения реформы 19 февраля 1861 года

1

Урок получения новых знаний.

Знать понятия:

-либеральные реформы, отмена крепостного права, аграр­ный вопрос в се­редине XIX в,

особенности социально-экономического развития России.

Уметь:

- излагать содержание либеральных реформ Александра II.

- выявить факторы, определившие реформаторский курс Александра II;

- определить причины, ход реформ;

- высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного права и широкомасштабного реформирования России.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками



8.2

39. Государственные преобразования 60-70-х годов XIX века.

1

Комбинированный

Знать:

- ре­формы 60-70-х гг., их экономические и социальные последствия.

Уметь:

- излагать содержание либеральных реформ Александра II.

- выявить факторы, определившие реформаторский курс Александра II;

- определить причины, ход реформ;

- высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного права и широкомасштабного реформирования России.


Работа с текстом учебника, с историческими источниками



8.3

40. Внешняя политика России 60-70-х годов XIX века.

1

Комбинированный

Знать:

- основные направления и достижения внешней политики.

- особенности международного положения России после Крымской войны

- ««Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи.

Уметь:

- излагать в хронологической последовательности и характеризовать (причины, повод, ход, итоги) русско-турецкую войну 1877-1878 гг.

- характеризовать договоры с Китаем и процесс присоединения Средней Азии.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



8.4

41. Общественное движение в 60-70 годы XIX века

1

Комбинированный

Знать, уметь: - излагать основные идеи общественных движений и взглядов.

- давать оценку народническому движению, основным взглядам;

- консерваторы, либералы и радикалы в пореформенный период.

- характеризовать деятельность революционных обществ и движения народников.

Работа с текстом учебника, с историческими источниками



8.5

42. Россия в первые годы правления Николая II.

1

Комбинированный

Знать понятия: :

- геополитика, модернизация, индустриальное общество, монополия, многоукладный характер экономики, самодержавие, класс, сословие, самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы

- характеризовать особенности российского варианта модернизации; объяснять роль государства в экономической жизни страны.

Уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между территориальной характеристикой государства и его внутренней и внешней политикой;

- знать систему управления Российской империи, объяснять функции и полномочия всех органов власти;

- Охарактеризовать реформы С. Ю. Витте, определять, насколько они повлияли на промышленное развитие страны

- характеризовать нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации

Работа с текстом учебника, с историческими источниками, картой



8.6

43. Образование, наука, культура во второй половине XIX века.

1

Комбинированный

Знать:

- научные достижения и открытия российских ученых, особенности развития Российской культуры второй половины ХIХ в.

Уметь:

- называть и давать оценку достижениям русской культуры второй половины XIX в, характеризовать развитие системы образования, выявлять особенности культурного развития России во второй половине XIX в.

- определять влияние реформ и контрреформ на развитие российской культуры.

- участвовать в разработке и презентации групповых проектов по теме

Работа с текстом учебника, с историческими источниками



8.7

44. Контрольно-обобщающий урок по теме «Россия и мир во второй половине XIX века».

1

Урок контроля и коррекции знаний.

Знать:

- термины, даты, важные события, изученные по теме «Россия во второй половине XIX века»

Уметь:

- правильно работать с тестовым материалом.

Работа с тестовым материалом




Итого

44







V. Учебно – методическое обеспечение предмета.

Учебно-методическая литература для учителя: 1) Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до начала XVII века. 10 кл.,ч.1: учебник для общеобр. учреждений.  – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2011 г. 2) Буганов., В.И. История России, конец XVII-XIX век. 10 класс., ч. II: учебник для общеобр. учреждений: / В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров; под ред А.Н. Сахарова; Рос. Акад. образ., М.: Просвещение, 2011. 3) Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в.: учебник для 10 класса общеобр. учреждений / Н.В. Загладин, Н.А. Симония. - М.: ООО ««Русское слово – учебник», 2013. 4) Зайцева, Н.В. История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина: Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века. – Волгоград: Учитель, 2008. 5) Загладин, Н.В., Козленко, С.И. Методические рекомендации по использованию учебников Н.В. Загладина и др. «Всеобщая история. 10-11 класс.» Программа курса. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Дополнительная учебно-методическая литература и источники ( нормативные документы, периодические издания. интернет-сайты)

Нормативные документы: 1) Конституция РФ; 2) Закон РФ «Об образовании» в последней редакции от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании» ; 3) Федеральный государственный образовательный стандарт полного среднего образования – М.: Просвещение, 2011; 4) Примерная программа полного среднего образования по истории (базовый уровень), утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года №1312; 5) Авторская программа «Всеобщая история 10-11 классы: рабочие программы по учебникам Л.Н. Алексашиной, В.А. Головиной. Базовый уровень /Авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2011.


Интернет-ресурсы



Учебно-методические материалы

Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков


http://www.shpl.ru http://www.history.ru

http://www.hist.msu.ru

http://www.lesson-history/narod.ru/ob1011.htm

http://www.his.1september.ru/index.php

http:// predania.ru

http://bibliotekar.ru/museu.htm



Исторические фотодокументы, репродукции

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/ http://www.sovr.ru

http://www.moskowkremlin.ru

http://www


Карты


http://www.osti.ru/personal/nikolaev/index.html


Презентации


http://www.historu.lact.ru

http://www.ucoz.ru

http://www. proshkolu.



http://www.ppt-presentation.ru


Справочные и дополнительные материалы по истории

Исторические понятия, персоналии


http://www.vseslova.ru/index.pxp?dictionaru=bes&word=ilanskiy-

http://www/rusarxives.ru

Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Всемирная история в интернете http://www hrono.ru

Мифы народов мира.http://www.edic.ru/myth

Агафонов С.В. Использование учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово»/ http://www.russkoe-slovo.ru/ Сайт издательства «Русское слово».


VI. Материально-техническое обеспечение.

  1. Библиотечный фонд

Литература для учителя.

1)Агафонов, С.В. История в таблицах и схемах.6-11 классы / С.В. Агафонов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. 2) Блохин, В.Ф. История России. (VI- XVII века) : пособие для учителя истории. 7 класс / В.Ф. Блохин. – М.: Курсив, 2010. 3) История России. Конец XVI – XVIII века. 7 класс : дидактический материал ( контрольные задания, тесты, кроссворды)) /авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. – Волгоград : Учитель, 2009. 4) Кулагина, Г.А. Сто игр по истории. / Г.А. Кулагина. – М.: Просвещение, 1983. 5) Козленко, С.И., Тороп В.В. История России c древнейших времён до конца XVII в. 10 кл. Книга для учителя. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006. 6) Козленко, С.И., Тороп В.В. История России c древнейших времён до конца XVIII-XIX в. 10 кл. Книга для учителя. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006 7) Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 10 кл. – М.: ТЦ Сфера, 2003 8) Тесты по истории России: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI - XVIII века. 7 класс». – М.: Экзамен, 2008 г. 9) История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы) Авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003.

10) Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1991.

11) Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М.: Издательство «ВАКО», 2012



Литература для учащихся.

1)Балязин, В. Романовы. Петр Великий и его наследники. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008

  1. Балязин, В. Романовы. Екатерина Великая и ее семейство. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008.

  2. Балязин, В. Романовы. Николай I, его сын Александр II, его внук Александр III. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008.

  3. Скороспелов, А.И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль, 2000.

5) Я познаю мир: энциклопедия: история. М.. 2004. 6) 1000 вопросов и ответов по истории школьникам и абитуриентам /под ред. А.Н. Алексашкиной. – М.: АСТ, 1996. 7) 50 великих правителей России. Иллюстрированная энциклопедия, М. : Белый город, 2010. 8) Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.; 9) Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;



2. Печатные издания:

Исторические карты:

1)Римская империя в IV - Vвеках. Падение Западной римской империи 2) Политическая карта мира. 3) Европа и Ближний Восток во времена Крестовых походов.

4) Русское государство в XVI веке. 5) Смутное время. Русское государство в XVIII веке. 6) Народные восстания XVII века.

7) Отечественная война 1812г.



Демонстрационные таблицы



1) Портреты династии Романовых.

3.Компьютер и информационно-коммуникативные средства.

Экранно-звуковые пособия:

1) История.5-11 классы./ авт.-сост.Н.Б. Крючкина. – Волгоград: Учитель, 2011. (СD - ROM)

2) История. Новое время. 1500-1900гг.. 10 класс (карточки)/ авт.-сост. Т.в. Ковригина. – Волгоград: Учитель, 2010. – (СД-RОМ)

3) История. 10 класс. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников»/ сост. Т.В. Ковригина, Л.В. Селянина. – Волгоград : Учитель, 2012. (СД – ROM)

4) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.

5) Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).

6) Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.

4. Технические средства обучения: 1) Аудиоколонки .2) Видеопроектор. 3) Компьютер. 4) Принтер. 5). Экран.

5. Учебно-практическое оборудование: 1) Доска аудиторная. 2) Штатив для карт и таблиц. 3) Шкаф для хранения карт и таблиц.

6. Специализированная учебная мебель




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа. История.10 класс

Автор: Чекашкина Нина Семеновна

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "ИСТОРИЯ Рабочая программа 6 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "istoriia-rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447866695"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_programma_istoriia_rossii_vseobshchaia_istoriia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610122495"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по истории (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-istorii-8-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "194341"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427761981"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "История. Рабочая программа. 7 класс(ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(42) "istoriia-rabochaia-proghramma-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "117018"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412685375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства