Рабочая программа для 6 класса «История России: с древнейших времен до конца XVI века»
Рабочая программа для 6 класса «История России: с древнейших времен до конца XVI века»
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6—9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2006. Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России: с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 6 класса «История России: с древнейших времен до конца XVI века»»
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6—9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2006. Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России: с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России в 6 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Программа курса охватывает период с древнейших времен до конца XVI в.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории России.
Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:
образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;
политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;
роль Ивана IV Грозного в русской истории.
По всем этим вопросам недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними. Вместе с тем учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов.
Необходимо также сформировать восприятие древнерусской истории как общей истории предков русских, украинцев и белорусов; умение дать аргументированный отпор претензиям на интерпретацию этой истории как прошлого исключительно какого-либо одного восточнославянского народа.
Учебно-тематический план.6 класс
История России с древнейших времен до конца XVI века.40 часов.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Основные понятия
Вид контроля
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
Введение – 1 час
1.
Что изучает история Отечества.
1
Урок изучения нового материала
Основные понятия: Краткая характеристика курса. История России как часть Всемирной истории. Археология, культурный слой. Вспомогательные исторические дисциплины.
ЗУН: Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
ЗУН: Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте.
Блиц-опрос
§ 1, 2, историческая карта, документ с. 13
2
(3).
Формирование Древнерусского государства
1
Комбинированный
Основные понятия: Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдве, уроки, погосты. Основные теории возникновения государства у восточных славян.
ЗУН: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте. Развивать умение составления схем.
ЗУН: Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов.
Сообщения. Блиц-опрос
§ 7, сообщения
9
(10.)
Быт и нравы Древней Руси.
1
Комбинированный
Основные понятия: Вотчина, береста, патриотизм.
ЗУН: Ценностное ориентирование древнерусского общества.
Обсуждение. Сообщения
§ 8
10
(11)
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя»
1
Урок применения знаний (практикум)
ЗУН: Знать все понятия по теме «Русь древняя».
Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно.
Тестирование. Исторический диктант. Практические задания
Подготовить сообщение по теме «Владимир Мономах»
Раздел 2 .Политическая раздробленность на Руси – 13 часов
1
(12.)
Начало раздробленности Древнерусского государства
1
Комбинированный
Основные понятия: Феодальная раздробленность, удельные княжества.
ЗУН: Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Сводить знания в таблицы.
Блиц-опрос. Проверка таблицы
§ 9, вопросы
2. 3
(13, 14.)
Главные политические центры Руси
2
Комбинированный
Основные понятия: Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные войны. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия феодальной раздробленности.
ЗУН: Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель.
Блиц-опрос
§ 10, 11
4, 5
(15, 16)
Монгольское нашествие на Русь
2
Комбинированный
Основные понятия: Монголо-татары, Чингисхан, Батый, 1223г., 1237-1238гг., 1239-1240гг.
ЗУН: Уметь работать по карте. Определять причины завоевательных походов монголо-татар.
Тестирование
§ 12, вопросы, карта, сочинение «Борьба русского народа с иноземными захватчиками»
6, 7
(17, 18)
Борьба русских земель против экспансии Запада
2
Комбинированный
Основные понятия: 1240г., 1242г., Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище.
ЗУН: Уметь работать с текстом учебника, выделять причинно-следственные связи, роль личности.
Блиц-опрос
§ 13, сообщения «Александр Невский»
8, 9
(19, 20)
Русь и Орда
2
Комбинированный
Основные понятия: Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация, ордынское владычество.
ЗУН: Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами.
ЗУН: Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложение учителя, карты.
Интеллектуальная разминка, опрос
§ 15, вопросы
11, 12
(22, 23)
Культура русских земель
2
Комбинированный
Основные понятия: Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. «Слово о полку Игореве».
ЗУН: Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Уметь сравнивать, анализировать исторические источники, делать выводы.
Викторина
§ 16, вопросы
13
(24.)
Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси»
1
Урок применения знаний (практикум)
ЗУН: знать все понятия по теме «Политическая раздробленность на Руси». Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно.
Тестирование. Исторический диктант. Практические задания
Раздел 3 .Русь Московская – 14 часов
1, 2
(25, 26.)
Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества
2
Комбинированный
Основные понятия: Порядок наследования престола. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение.
ЗУН: Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель. Причина возвышения Московского княжества.
Устный опрос. Сообщение «Иван Калита»
§ 17, характеристика правления Ивана Калиты
3
(27.)
Москва – центр борьбы с ордынским игом
1
Комбинированный
Основные понятия: Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, Куликовская битва, полк, рать.
ЗУН: Уметь выделять главное. Уметь делать выводы из события. Определять роль личности в истории.
Сообщения, тестирование
§ 18
4
(28.)
Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.
1
Комбинированный
Основные понятия: Предпосылки объединения единого государства, политика московских князей. Междоусобные войны.
ЗУН: Умение излагать исторический материал.
Блиц-опрос. Карточки
§ 19, вопросы
5
(29.)
Создание единого русского государства и конец ордынского ига
1
Комбинированный
Основные понятия: Предпосылки образования единого государства. Централизованное государство, служивые люди, дворяне, поместье. Ханство, «Стояние на Угре».
ЗУН: Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны.
Устный опрос. Работа по карте
§ 20, вопросы
6
(30).
Московское государство в конце XV – начале XVI вв., основные социальные слои
1
Комбинированный
Основные понятия: Вотчинно-поместные землевладения и положение крестьян. Феодально-зависимые крестьяне, судебник, привилегии, служилое казачество, Юрьев день.
ЗУН: Уметь выделять исторические закономерности. Умение определять изменения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
Устный опрос. Карточки
§ 21
7
(31).
Церковь и государство в XV - начале XVI вв.
1
Комбинированный
Основные понятия: Становление автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели, иосифляне. Теория «Москва – третий Рим».
ЗУН: Уметь определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси.
Устный опрос. Карточки
§ 22
8
(32.)
Экономическое и политическое развитие Московского государства. Реформы Избранной Рады
Основные понятия: Опричнина, заимщина, приказы, террор, самодержавие.
ЗУН: Уметь выделить главную суть явления (процесса). Причинно-следственные связи, итоги, последствия. Давать оценки историческим явлениям.
Блиц-опрос
§ 25, вопросы
12, 13
(36, 37).
Культура и быт Руси XIV-XVI вв.
2
Комбинированный
Основные понятия: Печатник, иконостас.
ЗУН: Изучать, сравнивать, анализировать, давать характеристику произведениям искусства.
Сообщения. Блиц-опрос
§ 26, 27
14
(38)
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская»
1
Урок применения знаний (практикум)
ЗУН: знать все понятия по теме «Русь Московская».
Уметь анализировать и выделять главное. Уметь делать выводы на основе исторических фактов. Уметь работать самостоятельно.
Тестирование. Исторический диктант. Практические задания
§ 28
Итоговое повторение – 2 часа
1
(39).
Общее и особенное в развитии Руси и Европы
1
Урок применения знаний (практикум)
ЗУН: знать все понятия, изученные в 6 классе. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать итоги и последствия исторических событий. Давать характеристику историческим личностям.
Сообщения. Тестирование. Исторический диктант. Практические задания
Заполнить таблицу.
2
(40)
Общее и особенное в развитии Руси и Европы
1
Урок применения знаний (практикум)
ЗУН: знать все понятия, изученные в 6 классе. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать итоги и последствия исторических событий. Давать характеристику историческим личностям.
Сообщения. Тестирование. Исторический диктант. Практические задания
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(263) "Календарно-тематическое планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI века для 10 класса к учебнику Сахарова А. Н., Боханова А. Н."
["seo_title"] => string(79) "kaliendarno_tiematichieskoie_planirovaniie_po_istorii_rossii_s_drievnieishikh_1"
["file_id"] => string(6) "385557"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1485777716"
}
}