Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «История Брянского края» для 8 класса на 2018-2019 учебный год»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Любовшанская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Принято Утверждаю
на заседании ШМО Зам.директора по УВР на заседании Директор ОУ
и рекомендовано ___________________ педсовета ___________
к утверждению Протокол № Приказ № от_____
Протокол № от________ от __________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«История Брянского края»
для 8 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Лебедик Екатерина Васильевна
Учитель высшей квалификационной категории
2018 г.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты изучения предмета:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей Родины;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты:
- освоение интегрированных знаний о Брянском крае, об этапах и основных событиях в социальной, экономической, политической и культурной сферах;
- формирование познавательного интереса и стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование и последующее совершенствование умений искать, проверять, анализировать, и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего Брянщины;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к историко-культурному наследию малой родины, формирование личностно-ценностногоотношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к месту жительства;
- формирование способности и готовности применять знания и умения по истории Брянского края в повседневной жизни, сохраняя и развивая наследия малой родины;
- помочь учащимся осмыслить события и явления на пресечении глобальных российских тенденций;
- представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом;
- способствовать формированию мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности;
- формирование позитивного и заинтересованного отношения к малой Родине;
- формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.
краеведческий - выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;
личностно-ориентированный - создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов,
практико-ориентированный подход с учетом условий местности;
интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи.
основные этапы и ключевые события истории Брянщины с древнейших времён до конца XVIӀI века;
характеристику и результаты, значение ключевых событий истории Брянского края;
важнейшие достижения и памятники культуры Брянского края, изученные виды источников;
выдающихся представителей и деятелей Брянщины;
читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения восточнославянских союзов, города, места значительных исторических событий, связанных с Брянщиной;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Брянского края с древнейших времён до конца XVIӀ века, достижениям культуры.
— сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, проектах и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
3. Содержание учебного предмета, курса.
История Брянского края. (35 ч.)
Раздел I. Брянский край в древности 6 ч
Каменный век на территории Брянского края. Палеолит. Неолит. Первые люди на Брянской земле: место расселения, орудия труда, занятия, жилище. Стоянки Хотылево, Елисеевичи. Археологическая культура. Брянский край в эпоху бронз Ранний бронзовый век. Условия жизни, занятия населения. Археологические культуры эпохи бронзы. Брянский край в эпоху раннего железного века. Ранний железный век. Племена, обитавшие на территории Брянщины. Скифское влияние. Археологические культуры раннего железного века. Первые праславяне – венеды. Древние славяне. Эпоха великого переселения народов. Археологические культуры. Анты: условия жизни, занятия, жилище.
Раздел II.Брянская земля в составе Древнерусского государства в IX –XI вв. 5 ч.
Славянские племенные союзы VIII – X вв. на территории Брянского края.
Территория расселения основных племенных союзов на территории Брянщины. Направления походов руссов. Занятия, жилище, условия жизни славян. Варяги и русы.
Возникновение Древнерусского государства. Включение славянских земель в состав Руси. Начало распространения христианства в Брянском крае. Язычество. Основание города Брянска. Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц. Административно-территориальное деление. Древние города Брянской земли. Монголо-татары на территории Брянщины. Повседневная жизнь населения края XI- начало XIII вв. Хозяйственная деятельность населения. Орудия труда. Торговля и денежное обращение на территории Брянщины. Развитие ремесла. Культура населения. Образование, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
Раздел III. Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы XIII века – начале 90-х годов XV века. 7 ч.
Правление Михаила Черниговского. Князь Роман Михайлович Старый. Олег Романович - великий князь Черниговский и Брянский. Основание Свенского Успенского Печерского монастыря. Брянское великое княжество в конце VIII - на рубеже XV вв.Брянские земли в политике Литвы и Москвы. Брянцы в Куликовской битве. Пересвет. Потеря независимости и прекращение существования Брянского княжества. Карачевское княжество в XIV в.Брянский край в составе Великого княжества Литовского и Русского в конце XIV – начале XV вв.Характеристика Великого княжества Литовского и Русского. Битва при Ворскле. Брянское удельное княжество и повет в составе Великого княжества Литовского и Русского в пер. пол. XV века. Стародубское удельное княжество. Трубчевское княжество. Брянский край во второй половине XV – н. XVI вв. Культура Брянского края во второй половине XIII - начале XVI вв. Литература, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, денежное обращение.
Раздел IV. Брянский край в составе Великого княжества Московского и Московского царства (XVI-XVII вв.) 5 ч.
Пограничный край Московского государства. Административное устройство Брянского края в XVI-XVIIвв. Брянский край – пограничный край Московского государства. Сравнительная характеристика удельного князя и князя-воеводы. Магдебургское право: понятие и значение. Брянская крепость XVII в.Хозяйство, быт и нравы брянчан в XVI –XVII вв. Княжеское хозяйство. Уклад жизни. Традиционная одежда. Торговля и ремесло, промыслы. Свенская ярмарка.Военно-политическая история в в XVI –XVII вв. Типы поселений на территории брянского края в этот период. Смута. Век нескончаемых войн: противники и основные сражения в XVI-XVIII вв. на территории края. Борис Годунов и начало Смуты. «Самозванство». Основные сражения Смутного времени в Брянском крае. Последствия Смуты. Польско-казацкие и польско-русские войны. Церковный раскол и старообрядчество на территории края. Брянский край в конце XVII века.
Раздел V. Брянский край в XVIII в. 11 ч.
Административное устройство Брянских земель в XVIII веке. Административные перемены на территории Брянского края в XVIII веке. Особенности административного устройства Брянского края. Социальный и национальный состав населения в начале XVIII в. Основные виды поселений, их характеристика. Военная история Брянского края в XVIII веке. Брянский край в период Северной войны. Боевые действия в годы войны на территории края. Деятельность и заслуги В.Д. Корчмина. Отношение жителей Брянщины к армии Карла XII. Брянское адмиралтейство и флотилия Брянское адмиралтейство: понятие, продукция, основные функции, судьба, значение. Брянский Арсенал. Брянский Арсенал: понятие, причины строительства, значение.
Экономическое состояние Брянского края в XVIII в. Основные хозяйственные занятия населения Брянщины. Ремесленное производство. Зарождение промышленности. Особенности торговли и торговые пути. Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями. «Брянская смута». Причины крестьянский востаний на Брянщине в XVIII веке. Культура и быт населения края в XVIII веке. Образования. Литература. Музыкальное искусство и живопись Брянского края в XVIII веке. Архитектура. Дворянские усадьбы XVIII в. на Брянщине.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ раздела и тем
Наименование разделов и тем
Учебные часы
Контрольные работы (в соответствии со спецификой предмета, курса)
Практическая часть(в соответствии со спецификой предмета, курса)
1
Брянский край в древности
6
2
Брянская земля в составе Древнерусского государства в IX-XI веках.
5
3
Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы XIII века – начале 90-х годов XV века.
7
4
Брянский край в составе Великого княжества Московского и Московского царства (XVI-XVII вв. )