kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета Россия в мире (История) (базовый), с учетом Примерной программы общеобразовательного учебного предмета «История» профиль обучения: естественно-научный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории»


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История (базовый)


профиль обучения: естественно-научный









Оформление:

Шрифт Times New Roman, размер 12 пт., выравнивание по ширине, в таблице размер шрифта - 11 пт.















2023 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета Россия в мире (История) (базовый), с учетом Примерной программы общеобразовательного учебного предмета «История» профиль обучения: естественно-научный.



Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Приморский многопрофильный колледж»



Составитель(и): Литвинова Н.Е., преподаватель, первая квалификационная категория



Рассмотрено

на заседании МК общеобразовательных дисциплин,

протокол от 17. 05. 2023_ г. № __5__

Председатель ______________ / Т.И. Капитовская /







Согласовано

Методический совет от_22.05.2023г. № __5___



СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРЕДМЕТА



2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРЕДМЕТА


3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА




































1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1.1. Место предмета в структуре основной образовательной программы:

Учебный предмет «История» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности/профессии указать 43.02.13 Технология парикмахерского искусства

1.2. Планируемые результаты освоения предмета:

Особое значение предмет имеет при формировании и развитии общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

В рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).


Коды результатов

Планируемые результаты освоения предмета включают:

ЛР 01

Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

ЛР 02

Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности

ЛР 03

Готовность к служению Отечеству, его защите.

ЛР 04

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

ЛР 05

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

ЛР 06

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

ЛР 08

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

ЛР 13

Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

МР 01


Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

МР 02


Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

МР 03


Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

МР 04


Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

МР 05

Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

МР 06


Умение определять назначение и функции различных социальных институтов.

МР 07


Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

МР 08


Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

МР 09

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ПРб 01

Сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире.

ПРб 02

Владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе.

ПРб 03

Сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.

ПРб 04

Владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников.

ПРб 05

Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

78

Основное содержание

72

в т. ч.:

теоретическое обучение

52

практические занятия

16

Профессионально ориентированное содержание


в т. ч.:

теоретическое обучение

-

практические занятия

-

Самостоятельная работа студента

6

Консультации


Промежуточная аттестация (зачет/дифференцированный зачет/семестровая аттестация/экзамен)

дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы


Всеобщая (Новейшая) история и отечественная история периода 1914–2020 гг. — («История России»)


Основное содержание

Раздел 1. Россия в Первой мировой войне. Мир накануне и в годы Первой мировой войны.

2


Тема 1.1.

Введение. Россия и мир в годы Первой мировой войны.


Лекционное занятие

2


Хронологические рамки и периодизация Новейшей истории. Изменение мира в ХХ веке. Ключевые процессы и события. Россия в истории Новейшего времени. Мир в начале ХХ в. Развитие индустриального общества. Технический прогресс. Изменение социальной структуры общества. Политические течения и движения. Континентальные и колониальные империи. Блоки великих держав. Международные конфликты и войны в начале ХХ в.

Россия накануне Первой мировой войны: проблемы внутреннего развития, внешняя политика.

Причины Первой мировой войны. Сараевское убийство. Объявление Австро-Венгрией войны Сербии, вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании и других государств. Главные военные события на Западном и Восточном фронтах войны. Сражения на Марне, под Верденом, при Сомме.

Действия российских войск на австро-германском и Кавказском фронтах, Брусиловский прорыв. Власть и общество в годы войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма. На фронте и в тылу. Героизм в бою и тяготы окопной жизни. Людские потери. Плен. Изменения в настроениях солдат.

Положение населения в тылу (карточная система снабжения, реквизиции). Нарастание экономического кризиса, смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости от войны. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды.

Революция 1917 г. и выход России из войны. Бои на Западном фронте. 14 пунктов В. Вильсона.

2

ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08,

ЛР 13,

МР 03, МР 04, МР 05, МР 07, МР 08, МР 09,

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 05,

ОК 01-11

Раздел 2. Великая российская революция (1917 - 1922 гг.).

6


Тема 2.1

Введение. Основные этапы и хронология революционных событий 1917 г.

Первые революционные преобразования большевиков

Лекционное занятие

2


Понятие и этапы Великой российской революции. Российская империя накануне революции. Причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор.

Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Формирование Временного правительства. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты.

Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил. Июльский кризис и конец двоевластия.

Выступление Корнилова против Временного правительства. Провозглашение России республикой. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции.

Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками 25 октября (7 ноября) 1917 г.

Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире. Заключение Брестского мира. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства.

Созыв и разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05,

МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05,

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 05,

ОК 01-11

Практическое занятие № 1.

2


Анализ исторических источников по теме с целью выявления причин, хода и последствий Февральской революции 1917 года.

2

ЛР 01, ЛР 02,

МР 01, МР 02, МР 03,

ПРб 01, ПРб 02,

ОК 01-11

Тема 2.2

Гражданская война и ее последствия. Идеология и культура Советской России в период Гражданской войны.

Лекционное занятие

2


Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Антибольшевистские силы: их характеристика и взаимоотношения (Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля). Повстанчество в Гражданской войне. Политика «военного коммунизма». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. «Красный» и «белый» террор, их масштабы.

Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Декларация прав народов России и ее значение. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг. Эмиграция и формирование Русского зарубежья.

Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда в годы войны. План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Изменения в системе образования. Социальная политика власти. Политика в отношении церкви (антирелигиозная пропаганда, изъятие церковных ценностей).

Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Проблема массовой детской беспризорности.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05,

МР 01, МР 02, МР 07, МР 08, МР 09,

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,

ОК 01-11.

Раздел 3. Советский Союз в 1920–1930-е годы.

12


Тема 3.1

СССР в годы НЭПа. 1921–1928 гг.

Лекционное занятие

2


Положение в стране после Гражданской войны. Разруха. Голод 1921–1922 гг. и меры по его преодолению. Крестьянские восстания (Сибирь, Тамбовщина, Поволжье) Кронштадтское восстание.

Переход большевиков к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Стимулирование кооперации. Иностранные концессии. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана, разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства.

Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.

Установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. Возрастание роли партийного аппарата. И.В. Сталин. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение основных слоев населения. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Становление системы здравоохранения.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03,

МР 01, МР 02,

МР 07, МР 08, МР 09,

ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ОК 01-11

Практическое занятие № 2.

2


Анализ информационных источников по выделению главной мысли автора, формированию и аргументации собственной позиции по теме «Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.».

2

ЛР 02, ЛР 03,

МР 08, МР 09,

ПРб 02, ПРб 03,

ОК 01-11

Тема 3.2

Советский Союз в 1929–1941 гг.

Лекционное занятие

2


«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Подготовка рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы.

Коллективизация сельского хозяйства, ее итоги и последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Голод в СССР в 1932–1933 гг.

Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности.

Условия труда и быта на стройках пятилеток. Жилищная проблема.

Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы.

Утверждение «культа личности» Сталина. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. «История ВКП(б). Краткий курс». Усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. Результаты репрессий в регионах и национальных республиках. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.

2

ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06,

ЛР 08, ЛР 13,

МР 03, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07,

ПРб 01, ПРб 02,

ПРб 03,

ОК 01-11

Тема 3.3 Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг.

Лекционное занятие

4


Повседневная жизнь и общественные настроения в 1920-е гг. Повышение общего уровня жизни в годы нэпа. Развертывание культурной революции. Борьба с безграмотностью. Деятельность Наркомпроса. Утверждение советских обрядов и праздников. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников».

Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Советский авангард. Достижения в области киноискусства.

Культурная революция и ее особенности в национальных регионах.

Установление государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов. Утверждение метода социалистического реализма. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья.

Воспитание советского патриотизма и интернационализма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Развитие спорта. Военно-спортивные организации. Коллективные формы быта и досуга. Пионерия и комсомол.



2

ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08,

МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, МР 09,

ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ОК 01-11

Профессионально ориентированное содержание


Становление и развитие естественных наук в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые, конструкторы и их достижения. Освоение Арктики.

Жизнь и деятельность выдающихся ученых: Н.И. Вавилов, С.И. Вавилов, В.И. Вернадский, И.М. Губкин, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, А.С. Макаренко, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, Н.Н. Поликарпов, Н.А. Семашко, П.А. Сорокин, Е.В. Тарле, Ф.В. Токарев, А.Н. Туполев, О.Ю. Шмидт, А.С. Яковлев.

2

ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08,

МР 05, МР 06, МР 07,

ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ОК 01-11

Основное содержание

Тема 3.4

Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. СССР накануне Великой Отечественной войны.

Лекционное занятие

2


От курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства.

Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Зимняя война с Финляндией. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

2

ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08,

ЛР 13,

МР 01, МР 03, МР 04, МР 07, МР 08, МР 09,

ПРб 01, ПРб 03,

ПРб 04, ОК 01-11.

Раздел 4. Мир в 1918–1939 гг.

4


Тема 4.1 Революционные события 1918 – начала 1920-х гг. Версальско-Вашингтонская система. Мир в 1920-е – 1930-е гг. Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг.

Лекционное занятие

2


Образование новых национальных государств. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции; кемализм.

Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига Наций. Генуэзская конференция 1922 г. Соглашение в Рапалло. СССР. Вашингтонская конференция. Пацифистское движение.

Страны Европы и Северной Америки в первой половине 1920-х гг. Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини; утверждение тоталитарного режима. Установление авторитарных режимов в странах Европы.

Причины и начало мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Экономические и социально-политические последствия кризиса. Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики.

Возникновение и утверждение нацизма в Германии. НСДАП. А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне.

Народный фронт. Борьба против угрозы фашизма. VII Конгресс Коминтерна. Правительства Народного фронта во Франции, Испании. Социальные преобразования в Испании. Франкистский мятеж и Гражданская война в Испании. Позиции европейских держав в отношении Испании. Советская помощь Испании. Ключевые события войны. Поражение Испанской республики.

Страны Восточной и Южной Азии. Китай после Синьхайской революции. Революция 1925 – 1927 гг. в Китае. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. Национально-освободительное движение в Индии в 1919–1939 гг. Индийский национальный конгресс. М. К. Ганди.

Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. Инициативы СССР по созданию системы коллективной безопасности. Агрессивная политика нацистской Германии (оккупация Рейнской зоны, аншлюс Австрии). Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Политика «умиротворения» агрессора. Ликвидация независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские конфликты. Создание оси Берлин–Рим–Токио. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03,

ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06,

ЛР 08, ЛР 13,

МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, МР 09,

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05,

ОК 01-11

Тема 4.2

Развитие культуры в первой трети ХХ в.

Лекционное занятие

2


«Потерянное поколение»: тема войны в литературе и художественной культуре. Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм, реализм. Развитие кинематографа. Музыкальное искусство. Ведущие деятели культуры первой трети ХХ в. Тоталитаризм и культура. Массовая культура. Олимпийское движение.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08,

МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 09,

ПРб 02, ПРб 03,

ПРб 04, ПРб 05,

ОК 01-11

Раздел 5. Вторая мировая война 1930 – 1945 гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

14


Тема 5.1

Начало Второй мировой войны. Начало и первый период Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942).

Лекционное занятие

2


Причины и начало Второй мировой войны. Стратегические планы главных воюющих сторон. «Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и ее международные последствия. Завоевания Германии в Европе. Разгром Франции и ее союзников. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.

План «Барбаросса». Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Героическое сопротивление врагу (Брестская крепость). Причины поражений Красной армии на начальном этапе войны. Образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов молниеносной войны.

Битва за Москву. Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой.

Формирование Антигитлеровской коалиции. Нападение Японии на США (операция в Пёрл-Харбор), вступление США в войну. Ленд-лиз.

Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Завершение, итоги и значение Московской битвы.

Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни».

Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов.

Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Концлагеря и гетто. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей.

Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения.

2

ЛР 03, ЛР 04, ЛР 06, ЛР 08,

МР 01, МР 02, МР 05, МР 06, МР 07,

ПРб 02, ПРб 03,

ПРб 05,

ОК 01-11

Тема 5.2

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.).

Лекционное занятие

2


Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и разгром гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом.

Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда.

Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Итоги и значение Курской битвы.

Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г. За линией фронта. Развертывание массового партизанского движения.

Сотрудничество с врагом (коллаборационизм): формы, причины, масштабы. Русская освободительная армия и другие антисоветские национальные военные формирования в составе вермахта.

Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Высадка союзнических войск в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане.

СССР и союзники. Проблема второго фронта. Тегеранская конференция 1943 г.


2

ЛР 02, ЛР 03, ЛР 06,

ЛР 08, ЛР 13,

МР 01, МР 02, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08,

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 05,

ОК 01-11

Практическое занятие № 3.

2


Работа с историческими картами по поиску, анализу, обозначению главных стратегических наступательных операций воюющих сторон в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2

ЛР 02, ЛР 03, ЛР 06,

МР 01, МР 02, МР 05, МР 06,

ПРб 02, ПРб 05,

ОК 01-11

Тема 5.3

Человек и культура в годы Великой Отечественной войны.

Лекционное занятие

2


Советская страна: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Фронтовая повседневность. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне.

Культурное пространство войны. Песня «Священная война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Помощь мастеров культуры фронту. Государство и церковь в годы войны. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий.

Положение населения в оккупированных странах Европы. Коллаборационизм. Движение Сопротивления, его герои. Партизанская война в Югославии.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 05,

ЛР 06,

МР 01, МР 04, МР 05, МР 08, МР 09,

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05,

ОК 01-11

Профессионально ориентированное содержание


Практическое занятие № 4.

2


Поиск, анализ и публичное представление информации по теме «Жизнь и профессиональная деятельность выдающихся ученых, конструкторов военной техники: В.А. Дегтярев, С.В. Ильюшин, М.И. Кошкин, С.А. Лавочкин, Е.О. Патон, А.Н. Туполев, Г.С. Шпагин, А.С. Яковлев».

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 05,

МР 01, МР 04, МР 05, МР 08, МР 09,

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05,

ОК 01-11

Основное содержание

Тема 5.4

Победа СССР в Великой Отечественной войне. Завершение боевых действий в Европе. Завершение Второй мировой войны.

Лекционное занятие

2


Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике.

Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной армии. Встреча на Эльбе.

Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Капитуляция Германии. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. ГУЛАГ. Депортация «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви.

Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Создание ООН (июнь 1945 г.). Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Решение проблемы репараций.

Завершение боевых действий в Европе. Итоги Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Истоки, цена и историческое значение Победы.

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Атомные бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки американской авиацией, их последствия. Вступление СССР в войну против Японии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии.

Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии.

Общие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения на политической карте Европы. Влияние победы на развитие национально-освободительного движения в странах Азии и Африки.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05,

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05,

ОК 01-11

Практическое занятие № 5.

2


Анализ и обобщение информации, высказывание и аргументации собственной точки зрения по вопросам темы «Общие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции».

2

ЛР 01, ЛР 13,

МР 01, МР 05, МР 06,

МР 09,

ПРб 01, ПРб 05,

ОК 01-11

Раздел 6. СССР в 1945–1991 гг.

18


Тема 6.1

СССР в 1945–1953 гг.

Лекционное занятие

2


Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Разруха. Обострение жилищной проблемы.

Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Сохранение трудового законодательства военного времени на период восстановления разрушенного хозяйства. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Колхозный рынок. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.).

Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета.

Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». Советский атомный проект, его значение. Начало гонки вооружений. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета Экономической Взаимопомощи СЭВ). Конфликт с Югославией. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора (ОВД).

2

ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08,

МР 01, МР 02, МР 03, МР 06, МР 07, МР 08,

ПРб 01, ПРб 04,

ОК 01-11

Тема 6.2

СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.

Лекционное занятие

4


Смена политического курса. Смерть Сталина и борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева.

Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик.

Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека».

Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. Шестидесятники. Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Неофициальная культура. Стиляги. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты.

Социальные программы. Реформа системы образования. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство, хрущевки. Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления.

Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).

СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в странах «третьего мира».

Конец оттепели. Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева.

Наш край в 1953–1964 гг.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 08, ЛР 13,

МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08,

ПРб 03, ПРб 04,

ПРб 05,

ОК 01-11

Профессионально ориентированное содержание


Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно- технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полёты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 08, ЛР 13,

МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08,

ПРб 03, ПРб 04,

ПРб 05, ОК 01-11

Практическое занятие № 6.

2


Поиск, анализ и публичное представление информации по теме «Жизнь и профессиональная деятельность выдающихся ученых, конструкторов, космонавтов: Л.И. Абалкин, О.К. Антонов, Н.Г. Басов, В.П. Бармин, Р.А. Беляков, Ю.А. Гагарин, В.П. Глушко, Я.Б. Зельдович, С.В. Ильюшин, М.Т. Калашников, Н.И. Камов, Л.В. Канторович, П.Л. Капица, М.В. Келдыш, С.Н. Ковалёв, С.П. Королёв, И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау, А.А. Леонов, Артём И. Микоян, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, А.М. Прохоров, С.Е. Савицкая, Р.З. Сагдеев, Н.Н. Семёнов, П.О. Сухой, В.А. Сухомлинский, И.Е. Тамм, В.В. Терешкова, А.Н. Туполев, И.М. Франк, Ю.Б. Харитон, В.Н. Челомей, П.А. Черенков. А.С. Яковлев, М.К. Янгель.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 08,

МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08,

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ОК 01-11

Основное содержание

Тема 6.3

Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

Лекционное занятие

4


Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Преобразования в экономике. Косыгинская реформа 1965 г. Новые ориентиры аграрной политики. Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы.

Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Замедление темпов развития. Отставание от Запада в производительности труда. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса.

Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Дефициты и очереди.

Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. Борьба с инакомыслием. Цензура и самиздат.

Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. Холодная война и мировые конфликты. Доктрина Брежнева. «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Кризис просоветских режимов в Восточной Европе.

Наш край в 1964–1985 гг.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 13,

МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 07, МР 08,

ПРб 02, ПРб 03,

ПРб 04, ПРб 05,

ОК 01-11

Профессионально ориентированное содержание


Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. Лунная гонка с США. Успехи в математике. Создание топливно- энергетического комплекса (ТЭК).

2

ЛР 05, ЛР 06, ЛР 13,

МР 01, МР 02, МР 03,

ПРб 02, ПРб 03,

ПРб 04, ПРб 05,

ОК 01-11

Основное содержание

Тема 6.4

Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.)

Лекционное занятие

4


Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Принятие закона о приватизации государственных предприятий.

Гласность и плюрализм. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Либерализация цензуры. Отказ от догматизма в идеологии. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане.

Демократизация советской политической системы. Альтернативные выборы народных депутатов. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Раскол в КПСС.

«Новое мышление» М.С. Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем, провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение холодной войны.

Подъем национальных движений в СCCР, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 08, ЛР 13,

МР 01, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08,

ПРб 03, ПРб 04,

ПРб 05,

ОК 01-11

Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. I съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Противостояние союзной и российской власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства).

Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Парад суверенитетов. Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР.

Превращение экономического положения в стране в ведущий политический фактор. Введение карточной системы снабжения. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение.

Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Б.Н. Ельцина и его сторонников. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР. Беловежские и Алма-Атинские соглашения, создание Содружества Независимых Государств (СНГ). Реакция мирового сообщества на распад СССР.

Наш край в 1985–1991 гг.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03,

ЛР 04, ЛР 06, ЛР 13,

МР 01, МР 02, МР 03, МР 06, МР 07, МР 08,

ПРб 01, ПРб 02,

ПРб 05,

ОК 01-11

Практическое занятие № 7.

2


Анализ и обобщение информации, высказывание и аргументация собственной точки зрения по вопросам темы «Причины, ход, итоги и последствия политики «перестройки». Распад СССР».

2

ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04,

ЛР 06,

МР 01, МР 02, МР 03, МР 06, МР 07, МР 08,

ПРб 01, ПРб 02,

ПРб 05,

ОК 01-11

Раздел 7. Российская Федерация в 1992–2020 гг.

10


Тема 7. 1 Становление новой России (1992–1999 гг.).

Лекционное занятие

2


Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Безработица. Рост цен, падение жизненного уровня населения. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. События осени 1993 г. в Москве. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Становление российского парламентаризма. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг.

Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками (договор с Татарстаном 1994 г. и др.). Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике.

Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Ситуация в российском сельском хозяйстве, увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Дефолт 1998 г. и его последствия.

Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.

Российская многопартийность в 1990-х гг. и строительство гражданского общества. Президентские выборы 1996 г. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г.

Новые приоритеты внешней политики. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Вступление России в «большую семерку». Россия на постсоветском пространстве (СНГ и союз с Белоруссией, военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ). Восточный вектор российской внешней политики в 1990-х гг.

Добровольная отставка Б.Н. Ельцина (1999 г.).

Наш край в 1992–1999 гг.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13,

МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, МР 09,

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05,

ОК 01-11

Тема 7.2

Россия в XXI веке: вызовы времени и задачи модернизации.

Лекционное занятие

6


Вступление в должность Президента В.В. Путина и связанные с этим ожидания. Основные направления внутренней и внешней политики. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза и борьба с ней. Урегулирование кризиса в Чеченской республике. Построение вертикали власти и гражданское общество. Военная реформа.

Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики.

Начало (2005 г.) и продолжение (2018 г.) реализации приоритетных национальных проектов. Президент Д.А. Медведев, премьер-министр В.В. Путин. Проблема стабильности и преемственности власти.

Избрание В.В. Путина Президентом РФ (2012 г., 2018 г.). Вхождение Крыма в состав России. Начало конституционной реформы (2020).

Изменения в российском обществе в конце XX – начале XXI в. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики (здравоохранение, социальное обеспечение, образование).

Демографическая ситуация в стране. Государственные программы демографического возрождения России. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. XXII Олимпийские и XI параолимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи.

Повседневная жизнь. Социальная дифференциация. Модернизация бытовой сферы. Военно-патриотические движения. Марш «Бессмертный полк». Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (2020).

Мир и процессы глобализации в новых условиях. Россия в борьбе с коронавирусной пандемией, оказание помощи зарубежным странам.

Коммерциализация культуры. Повышение роли религиозных конфессий в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.

2

ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13,

МР 01, МР 02, МР 07, МР 08, МР 09,

ПРб 01, ПРб 04,

ПРб 05,

ОК 01-11

Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI в. Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам и ответные меры. Создание Россией нового высокоточного оружия и реакция в мире. Центробежные и партнёрские тенденции в СНГ. Союзное государство России и Беларуси. Россия в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Отношения РФ с США и Евросоюзом. Сотрудничество России со странами ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и БРИКС. Дальневосточное и другие направления политики России.

Государственный переворот на Украине 2014 г. и позиция России. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией. Минские соглашения по Донбассу и гуманитарная поддержка Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР). Введение США и их союзниками политических и экономических санкций против России.

Наш край в 2000–2020 гг.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03,

ЛР 04,

МР 03, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07,

ПРб 02, ПРб 03,

ПРб 04,

ОК 01-11

Профессионально ориентированное содержание


Наука России в конце XX – начале XXI в. Образование и наука: реформа Академии наук; модернизация образовательной системы. Достижения российских учёных и недостаточная востребованность результатов их научной деятельности. Повышение общественной роли СМИ и Интернета. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет.

2

ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13,

МР 01, МР 02, МР 07, МР 08, МР 09,

ПРб 01, ПРб 04,

ПРб 05,

ОК 01-11

Практическое занятие № 8.

2


Поиск, анализ и публичное представление информации по теме «Жизнь и профессиональная деятельность выдающихся ученых: А.А. Абрикосов, С.С. Алексеев, Ж.И. Алфёров, Е.П. Велихов, В.Л. Гинзбург, Т.И. Заславская, С.П. Капица, Ю.Ю. Ковалёв, Г.Я. Перельман, Л.М. Рошаль, А.М. Сергеев, В.Е. Фортов, А.Н. Чилингаров».

2

ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13,

МР 01, МР 02, МР 07, МР 08, МР 09,

ПРб 01, ПРб 03, ПРб 04,

ПРб 05,

ОК 01-11

Основное содержание

Раздел 8. Мир во второй половине ХХ в.

4


Тема 8.1

Мир и международные отношения в годы холодной войны (с опорой на материал о внешней политике СССР).

Страны Западной Европы и Северной Америки во второй половине ХХ века.

Лекционное занятие

2


Причины «холодной войны». План Маршалла. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Советско-югославский конфликт. Создание военно-политических блоков. НАТО. Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Создание Организации Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. «Доктрина Эйзенхауэра». Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Освободительные движения и революции в странах Азии. Гражданские войны. Война в Корее. Крушение колониальной системы. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Движение неприсоединения. Война во Вьетнаме; поражение США и их союзников.

«Разрядка» международной напряженности: предпосылки и направления (договоры ОСВ-1, 2 и об ограничении ПРО; урегулирование отношений между ФРГ и ГДР; Хельсинкский акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны». Концепция нового политического мышления в 1980-х гг.

Экономическая и политическая ситуация в первые послевоенные годы. Превращение США в лидера «западного мира». Научно-техническая революция. Становление социально-ориентированной рыночной экономики. «Общество потребления». Германское «экономическое чудо». Установление V республики во Франции. Лейбористы и консерваторы в Великобритании. Начало европейской интеграции (ЕЭС). «Скандинавская модель» политического и социально-экономического развития. «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Информационная революция. Постиндустриальное общество. Экологический кризис и движение «зеленых». Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х гг. Падение диктатур в Греции, Португалии, Испании. Неоконсерватизм.

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13,

МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, МР 09,

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05,

ОК 01-11

Тема 8.2

Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ в.: проблемы и пути модернизации.

Лекционное занятие

2


Приход коммунистов к власти в странах Восточной и Центральной Европы. Достижения и проблемы 1950-х гг. Волнения в ГДР в 1953 г. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии (1956 г.). Югославская модель социализма. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше.

Перестройка в СССР и страны «восточного блока». Демократические революции в странах Восточной Европы. Распад Варшавского договора, СЭВ. Образование новых независимых государств на постсоветском пространстве. Разделение Чехословакии. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. Опыт демократического развития восточноевропейских государств. Проблемы внешнеполитической ориентации, участия в интеграционных процессах.

Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета страны. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Новые индустриальные страны (Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань).

Китай. Гражданская война. Образование КНР. Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае конца 1970-х – 1980-х гг., их экономические следствия.

Вьетнам и Корея: судьбы разделенных стран.

Обретение независимости странами Южной Азии. Индия; провозглашение независимости, курс Неру (внутренняя и внешняя политика). Индонезия при Сукарно и Сухарто. Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае.

Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.

Арабские страны и возникновение государства Израиль. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема.

Страны Тропической и Южной Африки. Провозглашение независимости и выбор путей развития. Попытки утверждения демократических режимов и возникновение диктатур. Система апартеида на юге Африки и ее падение. Сепаратизм. Гражданские войны и этнические конфликты в Африке

Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и импортзамещающая индустриализация. Национал-реформизм. Революция на Кубе. Диктатуры и демократизация в странах Латинской Америки. Революции конца 1960-х – 1970-х гг. (Перу, Чили, Никарагуа). «Левый поворот» в конце ХХ в.

2

ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 08,

МР 01, МР 02, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08,

ПРб 01, ПРб 04,

ОК 01-11

Раздел 9. Развитие науки и культуры в Новейшую эпоху.

4


Тема 9.1

Развитие науки и культуры в Новейшую эпоху. Глобализация культуры.

Лекционное занятие

4


Многообразие течений и стилей в художественной культуре ХХ – начала XXI в.: от авангардизма к постмодернизму. Литература: поколения и индивидуальности писателей. Живопись. Архитектура. Дизайн. Музыка: развитие традиций и авангардные течения. Джаз. Рок-музыка. Массовая культура. Молодёжная культура. Глобализация культуры и национальные традиции.

2

ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13,

МР 05, МР 06, МР 07, МР 08, МР 09,

ПРб 01, ПРб 04, ПРб 05,

ОК 01-11

Профессионально ориентированное содержание


Научные открытия (физика, химия, биология, медицина и др.) и технический прогресс в первой трети ХХ в. и послевоенный период. Развитие ракетной техники, создание ядерного оружия в годы Второй мировой войны. Использование ядерной энергии в мирных целях. Достижения в области космонавтики (СССР, США). Развитие электротехники и робототехники. Компьютерная революция. Интернет.

2

ЛР 08, ЛР 13,

МР 05, МР 06, МР 07,

ПРб 01, ПРб 04, ПРб 05,

ОК 01-11

Основное содержание

Раздел 10. Современный мир.

4


Тема 10.1

Современный мир. Глобальные проблемы человечества.

Лекционное занятие

2


От биполярного к многополюсному миру. Организации международного сотрудничества. Глобализация экономики. Мировые экономические кризисы. Достижения и проблемы интеграции. Политическое развитие: смена политических режимов, «арабская весна». Международный терроризм. Региональные конфликты и войны. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в современном мире.

Глобальные проблемы человечества. Существование и распространения ядерного оружия. Проблема природных ресурсов и экологии. Проблема беженцев.

2


ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13,

МР 03, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08,

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ОК 01-11

Тема 10.2

Новые тенденции развития общества.

Лекционное занятие

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.

Тема 10.3 Россия на современном этапе: экономическое и политическое развитие.

Лекционное занятие

2


Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации.. Российская экономика в мировой экономической системе.


2


ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13,

МР 03, МР 04, МР 05, МР 06, МР 07, МР 08,

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ОК 01-11

Тема 10.04 Россия в мировых интеграционных процессах и формирование современной международно-правовой системы.

Лекционное занятие

Дискуссия о новой эпохи. Системный кризис индустриального общества. Третья промышленно-технологическая революция. Главные черты экономики постиндустриального (информационного)  общества. Новая роль гражданского общества. Индивидуализация производства, потребления, туда и образа жизни.  Постиндустриальное общество и современные политические процессы. Демократизация.

Примерные темы индивидуальных проектов



Промежуточная аттестация (зачет/дифференцированный зачет/семестровая аттестация/экзамен)

дифференцированный зачет


Всего:

78



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


3.1. Для реализации программы учебного предмета предусмотрен Кабинет Общественно-экономических наук.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • исторические карты: ( http://sunapse.ru/rushistory/Map_2.html)

  • «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.»

  • «Россия в начале XIX века»

  • «Первая мировая война 1914 – 1918гг.»

  • «Отечественная война 1812 г.»

  • «Российская империя XIX век.1861 г.»

  • «Российское государство XVI век»

  • «Российское государство XVIII век»

  • «Революция 1905 – 1907гг.»


Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;

  • проектор с экраном;


3.2. Информационное обеспечение реализации программы


3.2.1. Основные печатные издания

  1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., «Академия» 2012.

  2. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/Л.Н.Алексашкина, В.А.Головина; под ред Л.Н.Алексашкиной-М.: Мнемозина, 2009.

  3. Новейшая история: XX век - начало XXI века. 11 класс. Алексашкина Л.Н. -М.: Мнемозина, 2005.

  4. Всемирная история. Весь школьный курс в таблицах/сост. М.Ю.Дуда.- Минск: Букмастер: Кузьма, 2012.

  5. Антонова Т.С. ,Левандовский А.А. и др.Мультимедиа-учебник для подготовки к ЕГЭ. История России в 2-ч+электроны курс на 4-х DVD- ООО «Клио Софт»,2011.+ Методические рекомендации к мультимедиа- учебнику

  6. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник.

  7. Клио Софт.

  8. Мультимедиа-учебник по истории, по концепции базового учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История России. ХХ век". Учебный комплект включает 4 компакт-диска и брошюру.

  9. Компьютерный учебник. История России XX Век (часть 1,: 1900 – 1918 г.г.)

  10. История с древнейших времен до конца XIXв. Тематические тесты6 учебно-методическое пособие/Р.В.Пазин.-Ростов н/Д: Легион 2013

  11. История. Тесты за курс 10 класса в формате ЕГЭ. С древнейших времен до конца XIXв.Текущий контроль, промежуточная аттестация, подготовка к ЕГЭ: учебно- методическое пособие/ Р.В.Пазин.-Ростов н/Д: Легион 2013

  12. КИМы История России. Базовый уровень. 10 класс/ Сост. К.В.Волкова.-М.: ВАКО, 2013

  13. КИМы История России. Базовый уровень. 11 класс/ Сост. К.В.Волкова.-М.: ВАКО, 2013

  14. История 10-11 классы. Тематические тесты для полготовки к ЕГЭ. Задания базового уровня сложности: учебно- методическое пособие/ Н.И.Крамаров.- Ростов н/Д: Легион 2013

  15. А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. РОССИЯ в ХХ в., М., «Просвещение»

  16. История России с древнейших времен до конца XVIII в.: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/Н.И.Павленко, И.Л.Андреев;Под ред. Н.И.Павленко-М.: Дрофа, 2008

  17. История России XVIII-XIXвв.: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/Н.И.Павленко, И.Л.Андреев;Под ред. Н.И.Павленко-М.: Дрофа, 2008

  18. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.

  19. История, 10-11 классы: технология педагогических мастерских/авт.-сост. Т.Ю.Кудрявцева.-Волгоград6 Учитель. 2013.

  20. Баишев И.Н.Работа с историческими источниками на уроках всеобщей истории в общеобразовательных учреждениях.- Уфа: ИРО РБ, 2012.


3.2.2. Дополнительные источники


http://www.history.ru/histr.htm (Ресурсы WWW по истории России)

http://www.history.ru/histr20.htm (Ресурсы истории России XX века)

http://www.history.ru/histwh.htm (Ресурсы по Всемирной истории)

http://www.history.ru/proghis.htm (Обучающие программы по истории)

http://kleio.dcn-asu.ru/ (Kleio)

http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/HIST/hist.htm (Ресурсы сайта)

http://aik.barnaul.ru/internet/sng.shtml (Inter History: Ресурсы России и СНГ)

http://kleio.dcn-asu.ru/internet/sng.shtml (Inter History Ресурсы России)

http://www.km.ru/tutor/sections.asp?division=2 (KM.RU)

http://www.tellur.ru/~historia/ (Добро пожаловать в МИР ИСТОРИИ)

http://www.history.machaon.ru/ (Международный исторический журнал)

http://auditorium.ru/library/hyper/hist.html (Интернет-ресурсы по истории)

http://hronos.km.ru/ (ХРОНОС - всемирная история в интернете)

http://www.hist.msu.ru/ER/ (Электронные ресурсы по истории)

http://world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете)






4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Результаты обучения

Методы оценки

Уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

- проводить: самостоятельный поиск информации по предмету с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи данной информации и ее представления в различных формах;

- связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;


Знать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- основные исторические термины и даты;


устный опрос выполнение индивидуальных заданий и проектов исследований устный опрос, тестирование выполнение индивидуальных заданий и проектов исследований контрольная работа тестирование работа с исторической литературой подготовка схем и таблиц работа с конспектами выполнение индивидуальных заданий и проектов исследований подготовка рефератов

устные ответы









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по истории

Автор: Колмакова Виктория Анатольевна

Дата: 08.02.2024

Номер свидетельства: 645312

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_programma_istoriia_rossii_vseobshchaia_istoriia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610122495"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа История Казачества"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_istoriia_kazachestva_1"
    ["file_id"] => string(6) "543264"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1584532070"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "ИСТОРИЯ Рабочая программа 6 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "istoriia-rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447866695"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по истории (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-istorii-8-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "194341"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427761981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства