Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 8 класс»
Пояснительная записка
Общая характеристика курса "История России. Всеобщая история"
В основной образовательной программе основного общего образования раскрывается место учебного предмета «История» в Примерном учебном плане основного общего образования и отмечается, что структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России и «знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории». Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов.
Важнейшим слагаемым предмета «История» является курс истории России, который, согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села, семьи).
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
В современном российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Цели изучения курса "История России"
в рамках учебного предмета "История"
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Описание места учебного предмета "История России. Всеобщая история" в учебном плане
Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
На изучение истории в 8 классе отводится 68 ч. Курс «Всеобщая история» в 8 классе в объеме 24 ч., курс «История России» в 8 классе в объеме 44 ч. из них 1 ч. на диагностическую работу в конце учебного года.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "История России. Всеобщая история"
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно -ориентированного подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей страны
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания;
умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIIIв.в.;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Планируемые результаты изучения курса «История»1:
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснятьпричины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлятьразвитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Преподавание учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» в 2018/2019 учебном году организуется в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39,
от 31.01.2012 № 69);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010№ 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.06.2015 № 576, 28.12.2015 № 1529, 26.01.2016 № 38, 29.12.2016 № 1677);
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Вестник образования, 2014, № 13; сайт Российского исторического общества (http://rushistory.org/images/documents/kon);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 № 1/15) – Электронный ресурс реестра основных образовательных программ http://fgosreestr.ru/ ).
В 2018/2019 учебном году в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта во всех школах Омской области продолжается поэтапный переход на линейную структуру школьного исторического образования. В 6 – 8 классах организация изучения учебного предмета «История» осуществляется в соответствии с синхронизацией курсов всеобщей истории и истории России, предлагаемой Примерной образовательной программой (2015, с. 312 – 314) (таблица 1).
Таблица 1
Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России
Классы
Всеобщая история
История России
5 класс
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Первобытность.
Древний Восток.
Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим
Народы и государства на территории нашей страны в древности
6 класс
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI – XV вв.
Раннее Средневековье.
Зрелое Средневековье.
Страны Востока в Средние века.
Государства доколумбовой Америки.
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII – XV вв.
Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
Образование государства Русь
Русь в конце X – начале XII в.
Культурное пространство.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Русские земли в середине XIII – XIV в.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII – XV вв.
Культурное пространство.
Формирование единого Русского государства в XV веке.
Культурное пространство.
Региональный компонент.
7 класс
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI – XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции
Европа в конце ХV – начале XVII в.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII – ХVIII в.
Страны Востока в XVI – XVIII вв.
РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Россия в XVI веке
Смута в России.
Россия в XVII веке.
Культурное пространство.
Региональный компонент
8 класс
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII в.
Эпоха Просвещения.
Эпоха промышленного переворота.
Великая французская революция
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
Россия в эпоху преобразований Петра I.
После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов».
Россия в 1760 – 1790 гг. Правление Екатерины II и Павла I.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Народы России в XVIII в.
Региональный компонент
9 класс
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в.
Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
Страны Азии в ХIХ в.
Война за независимость в Латинской Америке.
Народы Африки в Новое время
Развитие культуры в XIX в.
Международные отношения в XIX в.
Мир в 1900 – 1914 гг.
IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX вв.
Россия на пути к реформам (1801 –1861)
Александровская эпоха: государственный либерализм.
Отечественная война 1812 года.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм.
Крепостнический социум. Деревня и город.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Пространство империи: этнокультурный облик страны.
Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли.
Россия в эпоху реформ
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация.
«Народное самодержавие» Александра III.
Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Этнокультурный облик империи.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений.
Кризис империи в начале ХХ века
Первая российская революция 1905 – 1907 гг. Начало парламентаризма.
Общество и власть после революции.
«Серебряный век» российской культуры.
Региональный компонент
Министерство образования и науки Российской Федерации разъясняет переход с концентрической системы преподавания истории на линейную в письме от 07.12.2016 № 08-2655.
Распределение часов между курсами возможно в сторону большего увеличения учебного времени на отечественную историю, а именно: «Всеобщая история» – до 24 часов, «История России» – до 44 часов, при этом следует учитывать, что, согласно примерной основной образовательной программе основного общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в рамках курса «История России» обязательно рекомендуется изучение в объеме 6 – 8 часов региональной истории.
Содержание курса "История России. Всеобщая история" (в рамках учебного предмета «История»)
Новая история XVIII В. 24 часа
Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. (1час)
Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв.Основные достижения европейского общества к началу XVIII века.
Европейское общество в начале XVIII века.Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия, новое дворянство. Низшие слои населения. Законы о нищих. Основные черты повседневной жизни.
Эпоха Просвещения. Время преобразований. (18 часов)
Великие просветители Европы. Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго.
Мир художественной культуры эпохи Просвещения.Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.
На пути к индустриальнойэре. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства.
Промышленный переворот в Англии. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Первые династии промышленников. Луддизм. Цена технического прогресса.
Английские колонии в Северной Америке. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Борьба североамериканских штатов за свободу.
Франция в XVIII в.Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ.
Причины и начало Великой французской революции. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Великая французскаяреволюция. От монархии к республике. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Казнь Людовика XVI.
Великая французскаяреволюция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Войны Директории. Н.Бонапарт. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Обобщающее занятие «Эпоха Просвещения. Время преобразований».
Страны Востока в XVIII веке. (3 часа).
Традиционные общества Востока. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
Начало европейской колонизации. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество. Маньчжурское завоевание Китая.
Итоговое повторение. (2 часа)
Мир на рубеже XVIII–XIX вв. Основные черты европейского общества на рубеже XVIII-XIX вв.
От традиционного общества к обществу индустриальному.Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.
Повторительно-обобщающие уроки по курсу «История Нового времени. XVIII вв.»
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. 44 часа
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение
социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.
Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ,
Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону.
Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.
Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.
Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.
Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I.
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура
и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.
Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Региональный компонент. Наш край в XVIII веке.
Календарно-тематическое планирование по истории 8 класс 2 ч. в неделю, всего 68 ч.
№ п\п
Тема
К-во часов
Дата
Планируемые результаты
Домашнее задание
Предметные
Метапредметные
Личностные
История Нового времени XVIIIв. 24 часа
Мир на рубеже XVII-XVIIIв
1 ч.
1.
Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв.
1
Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени. Отмечать уроки Нового времени.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Индивид.задания
Эпоха Просвещения. Время преобразований
19 ч.
2.
Великие просветители Европы: Д. Локк, Ш. Монтескье.
1
Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения.
П. 20, с.185-187
3.
Великие просветители Европы: Вольтер, Ж.Ж. Руссо.
1
П. 20, с.187-191
4.
Мир художественной культуры Просвещения. Литература.
1
Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения. Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
П. 21, с.194-198
5.
Мир художественной культуры Просвещения. Живопись, музыка.
1
П. 21, с.199-204
6.
Аграрная революция в Англии.
1
Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл. Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства. Составлять рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики.
Регулятивные: ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
П. 22, с.207-209
7.
Промышленный переворот.
1
П. 22, с.209-212
8.
Английские колонии в Северной Америке.
1
Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь. Обсуждать, как и почему колонистам удалось объединиться.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.
П. 23, с.216-223
9.
Война за независимость.
1
Рассказывать об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т.Джефферсона и Дж. Вашингтона. Объяснять историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения
П. 24, с. 226-226-231
10.
Создание Соединенных Штатов Америки.
1
П. 24, с232-235
11.
Франция в 18 веке.
1
Рассказывать о состоянии общества накануне революции. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие. Оценивать деятельность лидеров революционных событий.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.
П. 25, с.236-240
12.
Причины и начало Французской революции.
1
П. 25, с.240-247
13.
Французская революция.
1
Анализировать состояние и трудности общества в период революционных событий. Объяснять, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции.
Регулятивные: составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 26, с.249-254
14.
От монархии к республике.
1
П. 26, с.255-260
15.
Французская революция. Падение якобинской диктатуры.
1
Доказывать, что любая революция – это бедствия и потери для общества; необоснованность жестоких методов якобинцев. Выделять причины установления консульства во Франции. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии.
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
П. 27, с263-266
16.
От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
1
П. 27, с. 267-271
17.
Европа в период Французской революции.
1
Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение различных социальных слоев. Оценивать действия властей по от- ношению к нищим и их последствия. Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время. Объяснять положение женщины в обществе.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве.
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.
Индивид.задания
18.
Повседневная жизнь европейцев в 18 в.
1
Индивид.задания
19.
Повторение и обобщение по теме: «Эпоха Просвещения. Время преобразований».
1
Выявлять основные общественные и культурные процессы эпохи Просвещения. Отмечать уроки Нового времени.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения действий
Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные:
аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 20-27, повторить
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
3 ч.
20.
Государства Востока.
1
Выделять особенности восточных обществ. Сравнивать восточное общество с европейским. Характеризовать государства Востока и Европы. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачКоммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
П. 29, с. 286-289
21.
Начало европейской колонизации.
1
П. 30, с.290-295
22.
Повторение и обобщение по теме: «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации».
1
Выявлять основные общественные и культурные процессы традиционных обществ Востока. Отмечать уроки Нового времени.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
П. 29-30, повторить
23.
Заключение. Мир в 18 в.
1
Объяснять значение понятия Новое время. Называть черты традиционного и индустриального обществ. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.
С. 299-301
24.
Итоговое повторение
1
Индивид.задания
Россия в конце XVII-XVIII вв. 44 часа
Введение
1 ч.
25.
У истоков российской модернизации.
1
Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв., используя историческую карту. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории России и всеобщей истории.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
С. 5-6
Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра 1.
13 ч.
26.
Россия и Европа в конце 17 в.
1
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории, истории России. Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Определять значение исторических событий. Использовать сведения из исторической карты.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.
П. 1, с.8-13
27.
Предпосылки петровских реформ.
1
Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Определять проблемы социально-политического и экономического развития страны.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 2, с.14-17
28.
Начало правления Петра 1.
1
Рассказывать о детстве Петра I. Объяснять причины и последствия борьбы за трон. Давать оценку деятельности исторической персоны. Находить исторические объекты на карте. Использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 3, с.19-23
29.
Северная война. 1700-1721 гг.
1
Объяснять причины Северной войны.
Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту.
Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. Применять ранее полученные знания. Определять причинно-следственные связи исторических процессов.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
П. 4, с.25-33
30.
Реформы управления Петра 1.
1
Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и систематизировать материал.Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати.Использовать тексты исторических источников для характерис-тики социальной политики власти.Даватьоценку итогов социальной политики Петра I.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 5, с. 35-39
31.
Экономическая политика Петра 1.
1
Определять проблемы в экономическом развитии страны. Давать определение понятий.Объяснять значение понятий мелкотоварное производство,
мануфактура, крепостное право.
Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.
П. 6, с.40-46
32.
Российское общество в Петровскую эпоху.
1
Устанавливать причинно-следственные связи экономического и социального развития страны.
Объяснять, как изменилось положение социальных слоёв за годы правления Петра I.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельностиРегулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 7, с. 48-52
33.
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.
Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства»,причины и последствия раскола.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 8, с.53-56
34.
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.
1
Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.
Раскрывать причины народных движений в России XVII в.
Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в».
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
П. 9, с. 57-62
35.
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.
1
Составлять описание памятников культуры XVII в. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
П. 10, с. 64-68
36.
Повседневная жизнь и быт при Петре 1.
1
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия.
Описывать условия жизни и быта социальных групп.
Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур.
Составлять описание жизни и быта различных слоёв населения при Петре I.Анализировать и сопоставлять жизнь российского общества и зарубежного общества данного периода времени.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 11, с.70-73
37.
Значение петровских преобразований в истории страны.
1
Давать характеристику характеру Петровских преобразований.
Объяснять успехи и неудачи преобразовательной деятельности Петра.
Определять значение слов, понятий.
Аргументировать вывод материалами параграфами.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
П. 12, с.74-79
38.
Повторение и обобщение по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра 1».
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития в XVII- начале XVIII в. России и государств Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия XVII- начале XVIII в. для современного общества.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 1-12, повторить
Тема 2. Россия при наследниках Петра 1: эпоха дворцовых переворотов
6 ч.
39.
Причины и сущность дворцовых переворотов.
1
Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.
Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I.
Составлять исторические портреты. Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
П 13, с.84-86
40.
Дворцовые перевороты.
1
П. 14, с. 87-89
41.
Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.
1
Рассказывать об экономическом развитии России, используя
исторические карты как источник информации.
Характеризовать положение крестьян во второй половинеXVIII в.
Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и его наследниках.
Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий.
Познавательные:
ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 15, с 92-96
42.
Внешняя политика России в 1725-1762 гг.
1
Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики Россииво второй четверти XVIII в.Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй четверти XVIII в., места сражений вРусско-турецких войнах.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 16, с. 98-103
43.
Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг.
1
Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в.
Объяснять, с чем были связаны причины восстаний в Башкирии.
Характеризовать религиозную политику государства в 1725-1762 гг.
Определять значение слов, понятий.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
С. 105-109
44.
Повторение и обобщение по теме: «Россия при наследниках Петра 1: эпоха дворцовых переворотов».
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития в 1725-1762 гг. России и государств Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия 1725-1762 гг. для современного общества.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения действий
Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные:
аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 13-16, повторить
Тема 3. Российская империя при Екатерине 2
9 ч.
45.
Россия в системе международных отношений.
1
Анализировать, с чем было связано изменение международныхвзаимоот-ношений в середине XVIII века.Объяснять, как развивались взаимоотноше-ния России и Франции после Семилетней войны.Характеризовать торговые и культурные русско-английские связи в изучаемый период.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
П. 17, с. 4-8
46.
Внутренняя политика Екатерины 2.
1
Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II, сравнивать её с внутренней политикой Петра I.
Объяснять «политику просвещённого абсолютизма», мероприятия, проводимые в духе данной политики.Анализировать реформы Екатерины II.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 18, с. 9- 14
47.
Экономическое развитие России при Екатерине 2.
1
Рассказывать об экономическом развитии России. Характеризовать положение крестьян во второй половинеXVIII в.Сопостав-лятьэкономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II.
Анализировать развитие промышленности и сельского хозяйства в годы правления Екатерины II.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
П. 19, с. 15-19
48.
Социальная структура Российского общества во второй половине 18 в.
1
Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянствуи городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения.
Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 20, с.20-25
49.
Восстание под предводительством Е.И. Пугачева.
1
Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительст-вом Е. Пугачева.
Раскрывать причины восстания и его значение.
Давать характеристику личности Е. Пугачева.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.
П. 21, с.26-31
50.
Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины 2.
1
Характеризовать особенности национальной и религиозной политики Екатерины II.
Объяснять значение толерантной религиозной политики в отношении мусульман.
Познавательны:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Регулятивные: составляют план и алгоритм действий.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
С. 32-37
51.
Внешняя политика Екатерины 2.
1
Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики Россиив последней трети XVIII в.Показывать на карте
территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений вРусско-турецких войнах.Выявлять сущность и последствия исторического события, явления.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: составляют план и алгоритм действий.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 22, с.38-47
52.
Начало освоения Новороссии и Крыма.
1
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.
Аргументировать вывод материалами параграфами.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
П. 23, с. 50-55
53.
Повторение и обобщение по теме: «Российская империя при Екатерине 2».
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в период правления Екатерины II.
Высказывать суждения о значении наследия Екатерины II для современного общества.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения действий
Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные:
аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 17-23, повторить
Тема 4. Россия при Павле 1
2 ч.
54.
Внутренняя политика Павла 1.
1
Характеризовать основные мероприятия внутренней политики Павла I.
Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников.
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.
П. 24, с.58-62
55.
Внешняя политика Павла 1.
1
Характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла I.
Объяснять расхождения в мероприятиях внешней политики в отличие от Екатерины II.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Регулятивные: составляют план и алгоритм действий.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
П. 25, с.63-67
Тема 5. Культурное пространство Российской империи в 18 в.
9 ч.
56.
Общественная мысль, публицистика, литература.
1
Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете.
Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в.
Характеризовать направления государственных правителей в XVIII веке в отношении образования;анализировать деятельность М.В.Ломоносова в становлении российской науки и образования.
Объяснять значение открытия в России Московского университета.
Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в.
Познавательные:ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.
Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.
С. 72-76
57.
Образование в России в 18 в.
1
С. 77-80
58.
Российская наука и техника в 18 в.
1
С. 81-85
59.
Русская архитектура 18 в.
1
С. 86-91
60.
Живопись и скульптура.
1
С. 91-97
61.
Музыкальное и театральное искусство.
1
С. 97-101
62.
Народы России в 18 в.
1
Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями;
Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия.Аргументировать вывод материалами параграфами
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.
С. 101-105
63.
Перемены в повседневной жизни российских сословий.
1
П. 26, С. 105-109
64.
Повторение и обобщение по теме: «Культурное пространство Российской империи в 18 в».
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения действий
Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные:
аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой деятельности.
Индивид.задания
65.
Итоговая диагностическая работа.
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.Выполнять контрольные тестовые задания по изученному периоду истории
Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.
Решать исторические задачи, выполнять тематические задания.
Индивид.задания
66.
Родной край в первой половине 18 в.
1
Характеризовать наш край в XVIII веке: изменения в социальном и экономическом облике края. Знаменитые люди малой родины
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения действий
Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные:
аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой деятельности.
Индивид.задания
67.
Родной край во второй половине 18 в.
1
Индивид.задания
68.
Итоговое повторение.
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения действий
Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные:
аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой деятельности.
Индивид.задания
1Планируемые результаты являются общими для курсов отечественной и всеобщей истории. Это объясняется тем, что при разработке планируемых результатов за основу принята структура познавательной деятельности школьников. Кроме того, общий перечень способствует установлению содержательных связей курсов отечественной и всеобщей истории.