Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. 7класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________/____________/
ФИО
Протокол № _____от «__»___________2019г.
Согласовано
Заместитель директора поУР
_____________/Ведерникова Л.С./
ФИО
«__»____________2019г.
«Утверждено»
Директор
_____________/Каримова Н.Г./
ФИО
Приказ № ___ от «__»_______________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
Учитель:Завьялова Е.О.
Год составления: 2019- 2020 учебный год
Класс - 7
Общее количество часов по плану (в год) - 70 часов
Количество часов в неделю - 2 часа
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой по всеобщей истории Уколовой В. И., Ведюшкина В. А., Бовыкина Д. Ю. и др.. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012 г. и Программой по истории России под редакцией А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016 УЧЕБНИКИ: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 7 класс. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2017 г. Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. Всеобщая история. Новое время. 7 класс – М.: Просвещение, 2019 г.
Кыштым,
2019год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений опрошлом Отечества (период до XVII в.),
-эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
- изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями); следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
- проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
- обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
- навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметныерезультаты:
-осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
- критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
-применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
-планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты:
- применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории мира, России и родного края (Южного Урала) в период Раннего Нового времени, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов, касающихся, прежде всего, религиозной толерантности и межкультурного взаимодействия;
датировать важнейшие события и процессы истории мира, России и родного края (Южного Урала) в период Раннего Нового времени, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития западных и восточных цивилизаций, синхронизировать факты из истории разных народов и государств конца XVI – XVII столетий;
читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты истории мира, России и родного края (Южного Урала) в период Раннего Нового времени, описывать их положение в связи с масштабными процессами в экономике и политике (Великие географические открытия, Реформация и Контрреформация), сравнивать, анализировать и обобщать данные нескольких карт, расширяя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;
прослеживать тенденции в изменении географических знаний и мировоззренческих установок людей XVI–XVII веков, объяснять их переменами, происходившими в западноевропейском обществе и культуре стран мира, России и родного края (Южного Урала) в период Раннего Нового времени;
давать комплексную характеристику важных фактов из истории зарубежных стран, России и родного края (Южного Урала) в период Раннего Нового времени (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, их этапы, результаты, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам или самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни, и др.), оформлять результаты своей работы в соответствующих форматах таблиц, логических схем и других видов условно-графической наглядности;
сравнивать однородные исторические факты из истории Средних веков и Нового времени (города, формы производства и торговли, парламент, армия, третье сословие и т.п.), а также явления, характерные для разных этапов собственно истории зарубежных стран, России и родного края (Южного Урала) в период Раннего Нового времени (мануфактура и фабрика, монархия и республика, буржуазия и наемные рабочие и т.п.) или для разных стран и народов мира в эпоху Нового времени; объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных, религиозных и политических групп населения мира, России и родного края (Южного Урала) в период Раннего Нового времени, в том числе на основе первоисточников и дополнительной информации; синхронизировать факты биографии и жизнедеятельности современников XVI–XVII столетий, высказывать суждения о вероятности их реальных встреч или духовных пересечений в идейно-культурном пространстве Нового времени;
- описывать памятники истории и культуры стран мира, России и родного края (Южного Урала) в период Раннего Нового времени, в том числе посвященные важнейшим событиям своей эпохи и воплощающие «политику памяти»; рассказывать о важных событиях, используя приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого на основе текстовых и визуальных источников;
различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию в учебнике и разных источниках, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории зарубежных стран, России и родного края (Южного Урала) в период Раннего Нового времени;
соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами, характерными для мира, России и родного края (Южного Урала) в период Раннего Нового времени, раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении в масштабах одного региона и государства, а также общеевропейской и всемирной истории;
анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и многоперспективности, дополнять информацию учебника сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей Раннего Нового времени, почерпнутыми из аксиологического анализа документов
Содержание учебного предмета
№ п/п
Наименование раздела
Содержание тем
Кол-во часов
1 Введение 1ч
Всеобщая история
2
Европа открывает мир
Мир на заре Нового времени. Понятие «Великие географические открытия». Первые колониальные империи, их устройство и значение для мировой экономики. Колониальные империи 17 века
5ч
3
Старый Порядок: экономика, общество, власть
Расцвет денежной экономики. Сельский и городской мир. Власть и сословия. Повседневная жизнь.
4ч
4.
Европа в XVI–XVII вв.: традиции и новизна
Реформация. Контрреформация.Держава Габсбургов. Нидерланды:путь к расцвету. Испания. Франция. Англия в эпоху Тюдоров и Стюартов. Век революции в Англии. Речь Посполитая Борьба за господство в Европе. Культура эпохи Возрождения. Культура 17 века. Научная революция.
15ч
5
Страны Азии и Африки в XVI–XVII вв
Могущество и упадок Османской империи. Иран: новый расцвет. Индия в эпоху Великих Моголов. Китай. Япония. Африка
5ч
История России
6
Россия в XVI веке
Россия в начале эпохи Великих географических открытий.Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Российское государство в первой трети XVI в..Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.. Начало правления Ивана lV. Реформы Избранной рады. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVl в.Внешняя политика России во второй половине XVI в..Российское общество XVl в.: «служилые» и «тяглые».Народы России во второй половине XVI в.Опричнина. Россия в конце XVl в.Церковь и государство в XVI в..Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.. Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в XVl в.»
19ч
7
Смутное время. Россия при первых Романовых
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVl — начале XVllв.Смута в Российском государстве.Окончание Смутного времени.Экономическое развитие России в XVIlв.Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVIlв.Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол.Народы России в XVllв.Русские путешественники и первопроходцы XVllв.Культура народов России в XVlIв.Сословный быт и картина мира русского человека. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
19ч
8
Итоговое обобщение
Итоговое обобщение
2ч
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
Урока
Дата
Планируемые результаты освоения темы урока
Реализация НРЭО
Корректировка
План
Факт
Введение (1ч)
Европа и Россия открывают мир (5ч)
2
Мир на заре Нового времени
Описывать Восток и Запад накануне Нового времени
3
Великие географические открытия
Показывать на карте Великие географические открытия. Определять причины, ход Великих географических открытий
4
Россия в начале эпохи Великих географических открытий.
Показывать на карте русские географические открытия знать их специфику
5
Первые колониальные империи
Определять первые колониальные империи, их устройство и значение для мировой экономики.
6
Колониальные империи 17 века. Русские путешественники и первопроходцы XVllв
Определять колониальные захваты Голландии, Англии,Франции, их значение
Старый Порядок: экономика, общество, власть (4ч)
7
Расцвет денежной экономики.
Понимать, что такое «революция цен», как началось развитие капитализма, его значение
8
Сельский и городской мир.
Выделять особенности города и деревни в раннее Новое время
9
Власть и сословия
Описывать европейский абсолютизм. Выделять особенности жизни сословий
10
Повседневная жизнь.
Выделять особенности повседневной жизни европейцев
Россия в XVI веке (19ч)
11
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в..
Определять по карте территорию России. Выделять особенности хозяйства и жизни населения.
12
Россия при Иване III
Уметь характеризовать особенности государства при ИванеIII
13
Управление государством при Иване III
Уметь выстраивать структуру власти в государстве, понимать ее особенность
14
Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия
Уметь сравнивать европейский абсолютизм и российское самодержавие
15
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в
Описывать направления внешней политики России, давать характеристику событиям. Определять по карте территории взаимодействия страны с другими государствами.
16
Начало правления Ивана IV
Описывать начало правления Ивана IV, указывая его характерные черты, понимать их последствия
17
Реформы Избранной рады
Понимать содержание и значение реформ Избранной рады для развития государства
18
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVl века
Уметь характеризовать особенности развития государств в середине XVI в
19
Внешняя политика Российского государства во второй половине XVI в
Уметь характеризовать особенности внешнеполитических событий в первой трети XVI в
20
Внешняя политика Российского государства во второй половине XVI в Ливонская война.
Понимать причины, ход, итоги и значение Ливонской войны для ее участников. Определять ход военных действий по карте
21
Российское общество XVl в.: «служилые» и «тяглые».
Выделять особенности прав и обязанностей представителей разных сословий в XVI в
22
Народы России во второй половине XVI в
Уметь характеризовать особенности развития народов России во второй половине XVI в
23
Опричнина.
Понимать причины, особенности, итог и значение опричнины
24
Итоги царствования Ивана IV
Уметь характеризовать различные точки зрения на итоги правления Ивана IV
25
Россия в конце XVl в
Описывать внутреннюю и внешнюю политику Федора Ивановича, Бориса Годунова, значение для государства
26
Церковь и государство в XVI в..
Понима Понимать ть значение религии в жизни русского
человека. Понимать, каким образом церковь
поддерживала великого князя в борьбе за
единство страны. Сравнивать взгляды
иосифлян и нестяжателей
Понимать значение религии в жизни русского
человека. Понимать, каким образом церковь
поддерживала великого князя в борьбе за
единство страны. Сравнивать взгляды
иосифлян и нестяжателей
Понимать значение церкви в жизни общества, характеризовать особенности взглядов представителей разных религиозных течений
27
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в..
Выделять особенности культуры и повседневной жизни народов России в XVI в
28
Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в XVl в.»
Повторять, обобщать и систематизировать знания по теме «Россия в XVl в.»
29
Контрольная работа по теме «Россия в XVl в.»
Артасов И.А. Контрольные работы. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.:Просвещение 2016- с.16
Европа в XVI–XVII вв.: традиции и новизна (15ч)
30
Реформация
Уметь характеризовать особенности Реформации, понимать значение этого событии
31
Контрреформация
Определять причины, ход, итог и последствия Контрреформации
32
Германские земли
Выделять особенности развития Германских земель
33
Держава Габсбургов.
Выделять особенности развития державы Габсбургов
34
Испания.
Выделять особенности развития Испании
35
Нидерланды:путь к расцвету
Выделять особенности развития Нидерландов
36
Франция
Выделять особенности развития Франции
37
Англия в эпоху Тюдоров и Стюартов
Выделять особенности развития Англии в эпоху Тюдоров и Стюартов
38
Век революции в Англии.
Выделять причины, основные события, итог и значение английской революции
39
Речь Посполитая
Выделять особенности развития Речи Посполитой
40
Борьба за господство в Европе.
Понимать причины, направления, итог и значение борьбы за господство в Европе
41
Культура эпохи Возрождения.
Знать основные характеристики эпохи, основные произведения периода Возрождения
42
Культура XVII века.
Выделять особенности культуры этого периода, знать основные произведения культуры, понимать их ценность и значение
43
Научная революция
Уметь характеризовать причины научной революции, ее достижения и их значение
44
Контрольная работа «Мир в Новое время.»
Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. Всеобщая история. Новое время. 7 класс – М.: Просвещение, 2019 г., с.105
Смутное время. Россия при первых Романовых (19ч)
45
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVl — начале XVllв
Описывать и показывать на карте внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVl — начале XVllв
46
Смута в Российском государстве. ЛжедмитрийI
Определять причины Смуты, причины появления самозванцев, особенности жизни государства в этот временной период
47
Смута в Российском государстве. ЛжедмитрийII
Описывать особенности политики Б.Шуйского, Лжедмитрия II, понимать сложившуюся ситуацию как прямую угрозу существованию государства
48
Окончание Смутного времени.
Понимать причины формирования народного ополчения, значение их действий
49
Экономическое развитие России в XVIlв
Выделять особенности экономического развитие России в XVIlв., определять пути его улучшения
50
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве
Определять причины воцарения династии Романовых, оценивать перемены в государственном устройстве
51
Изменения в социальной структуре российского общества.
Выделять особенности изменений в структуре общества, определять их влияние на развитие государства
52
Народные движения в XVIlв
Описывать причины, ход, итог, понимать значение народных движений
53
Россия в системе международных отношений: Европа
Понимать место России в системе международных европейских отношений
54
Россия в системе международных отношений: Азия
Понимать место России в системе международных азиатских отношений
55
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России
Понимать причины, ход, итог и значение вхождения Украины в состав России
56
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол
Описывать причины реформы Никона, ее смысл и последствия
57
Народы России в XVllв
Уметь характеризовать особенности развития народов России в XVIIвеке
58
Культура народов России в XVlIв
Знать особенности формирования культуры России в XVII веке, уметь идентифицировать ее основные достижения
59
Культура народов России в XVlIв. Архитектура и живопись
Описывать, узнавать особенности архитектурных памятников
60
Сословный быт и картина мира русского человека.
Выделять особенности сословного быта и мировоззрения русского человека
61
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в
Выделять особенности повседневной жизни народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
62
Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в XVl в.»
Повторять, обобщать и систематизировать знания по теме «Россия в XVl в.»
63
Контрольная работа «Россия в 17 веке»
Артасов И.А. Контрольные работы. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.:Просвещение 2016- с.40
Страны Азии и Африки в XVI–XVII вв (5ч)
64
Могущество и упадок Османской империи
Определять причины могущества и упадка Османской империи, значение этого процесса для развития мира
65
Иран: новый расцвет.
Выделять особенности развития Ирана в указанный период
66
Индия в эпоху Великих Моголов.
Определять особенности развития Индии в эпоху Великих Моголов
67
Китай, Япония
Определять особенности развития Китая, Японии
68
Африка
Определять особенности развития Африки
Итоговое обобщение (2ч)
69
Итоговая контрольная работа
Артасов И.А. Контрольные работы. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.:Просвещение 2016- с.64
70
Итоговое обобщение
Повторять, обобщать и систематизировать знания
Оценочные материалы
Для определения уровня освоения программы по истории обучающимися используются текущий и промежуточный виды контроля.
Текущий контроль сопровождает процесс формирования новых знаний и умений, проводится на каждом уроке с подведением итогов в конце каждой четверти, его формами являются устный опрос, выполнение тестовых заданий открытого и закрытого типов, работа с текстом учебника, самостоятельные работы. Для оценивания уровня подготовки обучающихся по итогам изучения тем используется содержание контрольно-измерительных материалов для 7 класса по соответствующим разделам:
Контрольная работа по теме «Россия в XVl в.»
Артасов И.А. Контрольные работы. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.:Просвещение 2016- с.16
Контрольная работа «Мир в Новое время.»
Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. Всеобщая история. Новое время. 7 класс – М.: Просвещение, 2019 г., с.105
Контрольная работа «Россия в 17 веке»
Артасов И.А. Контрольные работы. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.:Просвещение 2016- с.40
Итоговая контрольная работа
Артасов И.А. Контрольные работы. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.:Просвещение 2016- с.64
Промежуточный контроль проводится по результатам текущего контроля успеваемости по четвертям в соответствии с требованиями Положения о промежуточной аттестации обучающихся.