kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

«История. История России до 1914 г.

Курс «Всеобщей истории. Истории России» изучен учащимися в 5-10 классах. В 11 классе изучается повторительно – обобщающий курс «История России до 1914 г.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории»

2


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 63»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

социально – гуманитарных дисциплин

руководитель МО

Валюх С.М.

Протокол №

от « » августа 2020г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР


Ильичев А.Н. _____________


« » августа 2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы № 63


Данькин А.А._____________


Приказ №

от « » августа 2020г.







Рабочая программа

по предмету

«История России.Всеобщая история»

для 11 класса



66 часов





Учитель

Веряскина О.В.,

высшая квалификационная категория














г. Ульяновск

2020 год



Курс «Всеобщей истории. Истории России» изучен учащимися в 5-10 классах. В 11 классе изучается повторительно – обобщающий курс «История России до 1914 г.»

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«История России. Всеобщей истории»

Метапредметные результаты освоения курса «История России до 1914 г.» представлены тремя группами универсальных учебных действий (далее УУД).

1. Регулятивные УУД:

 умение самостоятельно определять цели / задачи, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель / достигнута;

 способность оценивать возможные последствия достижения поставленной цели;

 умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

 умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные УУД:

 умение искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе, осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

 умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

 умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

 способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

 умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

3. Коммуникативные УУД:

 способность осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;

 способность выступать в разных ролях при осуществлении групповой работы (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

 умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

 умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

 способность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. На предметном уровне в результате освоения курса:

Личностные результаты освоения курса «История России до 1914 г.»:

 сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, сформированность уважительного отношения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

 готовность и способность к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

 сформированность уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения. Метапредметные результаты освоения курса «История России до 1914 г.» представлены тремя группами универсальных учебных действий (далее УУД).


Предметные

 характеризовать этапы становления исторической науки;

 раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике;

 определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

 датировать важнейшие события и процессы отечественной истории из раздела дидактических единиц, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития мировой истории;

 пользоваться современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

 характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе, рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

 анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

 оценивать роль личности в отечественной истории;

 ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории и существующих в науке их современных версиях и трактовках;

 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

 критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

 готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике;

 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

 вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике; обучающиеся получат возможность научиться:

 объяснять историческую обусловленность современных общественных процессов;

 соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей;

 определять место и время создания исторических документов;

 представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.;

 характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и мировой истории;

 приводить примеры и аргументы в защиту своей точки зрения;

 проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий;

 использовать полученные знания и освоенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.



2. Содержание программы (66 ч)

Введение (1 час)

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирноисторического процесса.

Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству (15 часов)

Факторы самобытности российской истории. Интерпретации и фальсификации истории России. Исторические источники. Архивы – хранилища исторической памяти. Основные термины и понятия: история России, фальсификация, интерпретация, факторы самобытности российской истории, исторический источник, виды исторических источников, архив.

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Народы Сибири и Дальнего Востока в древности. Государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Основные термины и понятия: homo sapiens, палеолит, мезолит, энеолит, неолит, неолитическая революция, бронзовый век, археологическая культура, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, община, племя, колония, полис.

Тема 2. Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э.

Великое переселение народов. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху переселения народов. Дискуссии о славянской прародине, происхождении славян и этимологии слова «Русь». Восточные славяне и их соседи. Хозяйство восточных славян. Общественный строй и политическая организация восточных славян. Традиционные верования. Основные термины и понятия: Великое переселение народов, кочевники, каганат, тюрки, славяне, балты, финно-угры, подсечно-огневая система и залежная системы земледелия, родовой стой, традиционные верования. Основные персоналии: Аттила, Нестор.

Тема 3. Образование государства Русь Предпосылки и особенности формирования государства Русь.

Дискуссии о происхождении государства Русь. Формирование княжеской власти (князь, дружина, полюдье). Объединение северных и южных земель, перенос столицы в Киев. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей. Формирование территории государства Русь. Основные термины и понятия: норманнская, антинорманская и центристская теории происхождения государства Русь, князь, дружина, полюдье, путь «из варяг в греки». Основные персоналии: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Тема 4. Расцвет государства Русь Русь при Владимире Святославиче. Крещение Руси: причины и значение.

Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда – первый письменный свод законов государства Русь. Последняя попытка сохранения единства. Любечский съезд князей 1097 г. Княжение Владимира Мономаха. Основные термины и понятия: христианство, православие, летописание, Русская Правда. Основные персоналии: Владимир Святославич, Константин VIII, Кирилл и Мефодий, Ярослав Мудрый; Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи; Олег и Давыд Святославичи; Владимир Мономах; Мстислав Великий. 6

Тема 5. Социально-экономические отношения в Древней Руси Дискуссии об общественном строе государства Русь.

Управление и социальная структура древнерусского общества. Экономическое развитие государства Русь: сельское хозяйство, развитие ремёсел, торговли и градостроительства. Основные термины и понятия: князь, дума, дружина, вече, бояре, отроки, люди, смерды, холопы, ряд, закупы, рядовичи, зернь, скань, эмаль, чернь, куна, гривна, посад, детинец. Тема 6. Культура Древней Руси Становление древнерусской культуры. Специфика ранней русской культуры. Начало летописания. Распространение грамотности. Литература Древней Руси: жанры и основные произведения. Развитие архитектура и изобразительного искусства. Основные термины и понятия: летопись, берестяная грамота, граффити, житие, слово, былины, крестово-купольный храм, фреска, мозаика, иконопись. Основные персоналии: Нестор, Кирилл и Мефодий, митрополит Иларион, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Тема 7. Формирование системы земель – самостоятельных государств

Причины и начало политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Развитие культуры в русских землях в середине XII – начале XIII в.: формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о полку Игореве». Развитие местных художественных и архитектурных школ. Основные термины и понятия: политическая раздробленность, земли, усобицы, натуральное хозяйство, боярское землевладение, вече, посадник, боярский совет, тысяцкий, кончанские и уличанские старосты. Основные персоналии: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Роман Мстиславич, Даниил Романович, Игорь Святославич.

Тема 8. Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Нашествие на Русь. Русские земли и Золотая Орда: оценки и формы зависимости русских земель ордынских ханов. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси: Невская битва и Ледовое побоище. Александр Невский. Основные термины и понятия: хан, курултай, баскак, ярлык на княжение, крестоносцы. Основные персоналии: Чингисхан, Батый, Мстислав Романович, Угэдэй, Александр Невский.

Тема 9. Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов

Образование Московского княжества и политика московских князей. Противостояние Москвы и Твери. Усиление Московского княжества. Иван Каита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Основные персоналии: Ярослав Ярославич тверской, Даниил Александрович Московский, хан Узбек, Юрий Данилович, Михаил Ярославич тверской, Дмитрий Грозные очи, Иван Калита, Чолхан, Семён Гордый, Иван II Красный, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Владимир Андреевич Серпуховский, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, хан Мамай, Ягайло, хан Тохтамыш. 7

Тема 10. Культура русских земель в XIII–XIV вв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Роль православной церкви в формировании духовного единства русских земель. Сергий Радонежский. Летописание и литература. Архитектура и живопись. Феофан Грек, Андрей Рублёв. Основные термины и понятия: летописание, литературные произведения «куликовского цикла», иконопись, зодчество. Основные персоналии: Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Тема 11. Народы и государства Степи и Сибири в XIII–XV вв.

Золотая Орда: политический строй и социально-экономическое развитие. Распад золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Образование татарских ханств (Казанское, Крымское, Сибирское, Астраханское, Касимовское ханства, Ногайская Орда), их отношения с Московским государством. Народы Северного Кавказа и Причерноморья. Основные термины и понятия: улус, курултай, улусбеки, везир, фактория. Основные персоналии: хан Берке, хан Тохтамыш, Тамерлан, Хаджи-Мухаммед, Улу Мухаммед, Касим, Хаджи Гирей.

Тема 12. Русские земли в первой половине ХV в.

Русские земли в составе Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти ХV в. Новгород и Псков в XV в. Основные термины и понятия: Люблинская уния. Основные персоналии: Миндовг, Гедимин, Ольгерд, Ягайло, Витовт, Юрий Дмитриевич, Василий II, Василий Косой, Дмитрий Шемяка.

Тема 13. Завершение процесса объединения русских земель Предпосылки объединения русских земель в единое государство. Основные направления политики Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери Освобождение Руси от ордынской зависимости. Принятие общерусского Судебника. Расширение международных связей Московского государства. Складывание теории «Москва – Третий Рим». Государственные символы единого государства. Основные термины и понятия: Судебник Ивана III, Боярская дума, Дворец, Казна, воеводы, волостели, кормления, местничество, боярин, окольничий, герб. Основные персоналии: Иван III, Марфа Борецкая, Софья Палеолог, хан Ахмат.

Тема 14. Культурное пространство единого Русского государства

Особенности развития русской культуры в XV в. Падение Византии и установление автокефалии Русской православной церкви. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. Просвещение. Основные жанры и сюжеты литературы XV в. Развитие архитектуры и изобразительного искусства. Московский Кремль. Дионисий. Повседневная жизнь. Основные термины и понятия: Флорентийская уния, ересь, иосифляне, нестяжатели, хронограф, хождения, кремль. Основные персоналии: митрополит Фотий, митрополит Исидор, митрополит Иона, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Афанасий Никитин, Алевиз Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Дионисий.

Раздел II. Россия в XVI – XVII вв.: от Великого княжества к Царству (9 часов)

Тема 15-16. Россия в ХVI в. Иван IV Грозный Василий III и завершение объединения русских земель.

Социальная структура Московского государства. Регентство Елены Глинской. Начало правления Ивана IV. Установление царской власти. Избранная Рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Опричнина: причины, сущность, последствия. Дискуссии о характере опричнины. Земские соборы. Стоглавый собор. Внешняя политика Московского царства в ХVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия. Основные термины и понятия: Избранная Рада, приказы, Земский собор, Судебник 1550 г., губные старосты, большая московская соха, дьяки, стрельцы, «избранная тысяча», опричнина, земщина, опричники, ясак. Основные персоналии: Василий III, Елена Глинская, Иван IV, А.М. Курбский, Сильвестр, В.И. Воротынский, И. Висковатый, митрополит Макарий, митрополит Филипп, М. Скуратов, Ермак Тимофеевич, хан Девлет-Гирей, Стефан Баторий.

Тема 17. Россия в конце XVI в.

Царь Фёдор Иванович. Внутренняя и внешняя политика России в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. Исторические концепции закрепощения крестьян. Основные термины и понятия: Юрьев день, заповедные лета, «указная» и «безуказная» концепции закрепощения крестьян, крепостное право. Основные персоналии: Фёдор Иванович, Борис Годунов, патриарх Иов.

Тема 18. Культура Московской Руси в XVI в. Особенности культуры в XVI в. Просвещение. Начало книгопечатания и его влияние на общество. Литература: публицистика, исторические повести. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Архитектура. Живопись и декоративноприкладное искусство. Основные термины и понятия: книгопечатание, историческая повесть, публицистика, шатровый стиль, строгановское письмо. Основные персоналии: И. Фёдоров, И.С. Пересветов, А.М. Курбский, Иван IV, Ермолай Еразм, Сильвестр, Ф. Конь, Барма, Постник Яковлев, А. Чохов.

Тема 19-20. Смута в России Сущность Смутного времени начала XVII в. в оценках историков.

Причины Смуты. Феномен Самозванства. Пресечение династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Характеристика основных этапов Смуты. Борьба против интервенции сопредельных держав. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. К. Минин и Д.М. Пожарский. Воцарение династии Романовых и завершение Смуты. Основные термины и понятия: Смутное время, династический кризис, самозванство, урочные лета, Семибоярщина, земское (народное) ополчение, интервенция, гражданская война. Основные персоналии: царевич Дмитрий, Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, Лжедмитрий I, М. Мнишек, Лжедмитрий II, И.И. Болотников, Ф.Н. Романов, Ф.И. Мстиславский, Сигизмунд III, М.В. Скопин-Шуйский, королевич Владислав, А. Гонсевский, И.М. Заруцкий, П.П. Ляпунов, патриарх Гермоген, К. Минин, Д.М. Пожарский, Михаил Романов. 9

Тема 21. Россия при первых Романовых Последствия Смутного времени.

Правление Михаила Фёдоровича. Экономическое развитие России в XVII в. Царь Алексей Михайлович. Система государственного управления. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьянства. Правление царя Фёдора Алексеевича. Отмена местничества. Стрелецкое восстание 1682 г. Основные термины и понятия: протекционизм, мануфактура, ярмарка, Соборное уложение 1649 г., сословия, крепостное право, черносошные крестьяне, частновладельческие крестьяне. Основные персоналии: Михаил Фёдорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Фёдор Алексеевич, Иван и Пётр Алексеевичи, царевна Софья.

Тема 22. Церковный раскол и народные движения в XVII в.

Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Старообрядчество, протопоп Аввакум. «Бунташный век»: причины, формы, участники народных движений XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина: причины, участники, ход, итоги и последствия. Основные термины и понятия: церковные раскол, старообрядчество, казачество, челобитная. Основные персоналии: патриарх Никон, Алексей Михайлович, протопоп Аввакум, Б.И. Морозов, Ф.М. Ртищев, В.Г. Шорин, С.Т. Разин.

Тема 23. Внешняя политика России в XVII в.

Борьба за ликвидацию последствий Смуты: Смоленская и русско-шведская войны. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Б.М. Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война 1654–1667 гг. Противостояние Крыму и Турции на южном направлении. Завершение присоединения Сибири. Нерчинский договор с Китаем. Основные термины и понятия: Переяславская рада, казачество, гетман, ясак. Основные персоналии: Михаил Фёдорович, Сигизмунд III, Владислав IV, М.Б. Шеин, Б.М. Хмельницкий, Алексей Михайлович, И.Е. Выговский, Ю.Б. Хмельницкий, П. Дорошенко, Г. Ромодановский, И. Самойлович, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, М.В. Стадухин, В.В. Атласов.

Тема 24. Культура России в XVII в.

Русская культура на пороге Нового времени. Просвещение. Славяно-греко-латинская академия. Накопление научных знаний. Последние летописи. Новые жанры в литературе. Зодчество и изобразительное искусство. Быт и нравы допетровской Руси. Основные термины и понятия: московское барокко, парсуна, секуляризация (обмирщение) культуры. Основные персоналии: Ф.М. Ртищев, М. Смотрицкий, К. Истомин, И. Гиззель, Е. Славинецкий, братья С. и И. Лихуды, С. Ремезов, А. Палицын, И. Хворостинин, И. Тимофеев, протопоп Аввакум, С. Полоцкий, С. Ушаков.

Раздел III. Россия в конце XVII – XVIII в.: от Царства к Империи (10 часов)

Тема 25. Начало эпохи Петра I

Необходимость и предпосылки преобразований. Регентство царевны Софьи. Стрелецкие восстания. Начало правления Петра I. Личность Петра Алексеевича. 10 Основные термины и понятия: стрелецкие восстания, регентство, потешные полки, Великое посольство. Основные персоналии: Софья Алексеевна, В.В. Голицын, Пётр I, Р.М. Стрешнев, Н. Зотов, А. Нестеров.

Тема 26. Северная война и военные реформы

Причины и начало Северной войны. Военная реформа и реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Основание Санкт-Петербурга. Продолжение и итоги Северной войны. Провозглашение России империей. Основные термины и понятия: рекрутская система, император, абсолютизм. Основные персоналии: Пётр I, Карл XII, И.С. Мазепа.

Тема 27-28. Преобразования Петра I

Реформы в экономической сфере. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать (ревизии). Изменение социального статуса сословий и групп. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Унификация социальной структуры города. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Областная (губернская) реформа. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Социальные и национальные движения первой четверти XVIII в. Культура и нравы Петровской эпохи. Оценки петровских реформ в исторической литературе. Основные термины и понятия: модернизация, протекционизм, меркантилизм, мануфактура, посессионные и приписные крестьяне, подушная подать, ревизия, Табель о рангах, майорат, Сенат, коллегии, Главный магистрат, генерал-прокурор, губерния, провинция, уезд, губернатор, воевода, Синод, ассамблея, портрет, гравюра. Основные персоналии: Пётр I, С. Яворский, Алексей Петрович, П.А. Толстой, Б.П. Шереметев, Ю.В. Долгорукий, К. Булавин, Ф. Прокопович, Д.И. Трезини, Ж.Б. Леблон, Д.В. Аксамитов, А. и И. Зубовы, А. Ростовцев, И.Г. Таннауэр, Л. Каравак, Г.С. Мусикийский.

Тема 29-30. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Внутренняя политика российских монархов в 1725–1762 гг. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Экономическая и финансовая политика российских монархов эпохи «дворцовых переворотов». Внешняя политика. Россия в Семилетней войне 1756–1763 гг. Основные термины и понятия: дворцовый переворот, фаворитизм, гвардия, верховники, генеральное межевание. Основные персоналии: А.Д. Меншиков, Екатерина I, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой, Д.М. Голицын, А.И. Остерман, Пётр II, А.Г. Долгорукий, И.А. Долгорукий, Анна Иоанновна, А.М. Черкасский, А.П. Волынский, П.И. Ягужинский, Э.И. Бирон, Б.Х. Миних, Иван VI Антонович, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, И.Г. Лесток, А.И. и П.И. Шуваловы, А.Г. Разумовский, М.И. Воронцов, П.И. и И.И. Шуваловы, Пётр III, А.П. Мельгунов, Л.А. Нарышкин, С. Лещинский, Август III, П.П. Ласси, Фридрих II, П.А. Румянцев.

Тема 31. Российская империя при Екатерине II

. Основные термины и понятия: просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, реформы, секуляризация, губернатор, Казённая палата, капитан-исправник, Приказ общественного призрения, городничий, жалованные грамоты дворянству и городам, 11 городская дума, гильдии, городской голова, городские обыватели (мещане), барщина, оброк, ассигнации. Основные персоналии: Екатерина II.

Тема 32. Основные термины и понятия: казачество, «прелестные письма». Основные персоналии: Екатерина II, Е.И. Пугачёв, С. Юлаев, К. Арсланов, И. Зарубин-Чика, П.И. Панин, И.И. Михельсон.

Тема 33. Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в.

Основные термины и понятия: протекторат, вооружённый нейтралитет. Основные персоналии: Екатерина II, П.А. Румянцев, Г.А. Спиридов, А.Г. Орлов, В.М. Долгоруков, А.В. Суворов, Г.А. Потёмкин, Ф.Ф. Ушаков.

Тема 34. Российская империя при Павле I Личность и взгляды Павла I.

Просвещённый абсолютизм: содержание и особенности. Национальная и религиозная политика Екатерины II. Губернская реформа 1775 г. «Золотой век» российского дворянства. Сословная политика Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Усиление крепостничества. Экономическая политика Екатерины II

Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва

Причины, цели и состав участников восстания. Ход восстания. Итоги и значение восстания.

Основные направления внешней политики Екатерины II. Борьба за выход к Чёрному морю: русско-турецкие войны второй половины XVIII в. и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Россия и Французская революция.

Внешняя политика Павла I: участие России в антифранцузских коалициях, Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова, военные экспедиции Ф.Ф. Ушакова. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия.

Культурное пространство Российской империи

Просвещение и его влияние на российскую культуру. Сословный характер образования. Становление отечественной науки. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Русские изобретатели.

Изменения в сфере местного управления. Унификация и регламентация в жизни общества. Ставка на мелкопоместное дворянства. Политика в отношении крестьян. Экономическая политика Павла I. Заговор и свержение императора. Основные термины и понятия: Акт о престолонаследии, Манифест о трёхдневной барщине. Основные персоналии: Павел I, П.А. Пален, П.Н. Панин, В.А. и П.А. Зубовы, И. де Рибас, Ф.П. Уваров, Л.Л. Беннигсен, Александр Павлович.

Тема 35-36. Деятельность Вольного экономического общества. Исследовательские экспедиции. Литература: основные направления, жанры, писатели. Общественно-политическая мысль. Архитектура и скульптура. Живопись и театр. Основные термины и понятия: Просвещение, университет, гимназия, пансион, барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, реализм, театр. Основные персоналии: И.И. Шувалов, М.В. Ломоносов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, А.И. Чириков, В.И. Беринг, С.И. Челюскин, Х.П. и Д.Я. Лаптевы, Г.И. Шелехов, И.Г. Гмелин, Г.Ф. Миллер, С.П. Крашенинников, В.К. Тредиаковский, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, Н.М. Карамзин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ф.Б. Растрелли, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, Д.И. Жилярди, Ф.И. Шубин, Э. Фальконе, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, И.П. Аргунов, С.Ф. Щедрин, Ф.Г. Волков, П.И. Ковалёва (Жемчугова).

Раздел IV. Российская империя в XIX – начале ХХ в. (28 часов)

Тема 37. Россия в начале ХIХ в.

Общая характеристика экономического развития Российской империи в начале XIX в. Население России в начале XIX в.: основные сословия и социальные группы и их положение. Император Александр I и его окружение. «Дней Александровых прекрасное начало». Реформы начала царствования. Проекты Сперанского и конституционные замыслы верховной власти. Создание министерств и Государственного совета. Основные термины и понятия: привилегированные сословия, полупривилегированные сословия, податные сословия, Негласный комитет, реформы, министерства, Государственный совет, конституция. Основные персоналии: Александр I, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосельцев, М.М. Сперанский, Н.М. Карамзин. Тема 38-39. Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г. Основные цели и направления внешней политики России при Александре I. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальна блокада. Присоединение к России Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Начало Отечественной войны 1812 г.: причины, планы сторон, основные сражения начального этапа войны. Бородинская битва. Патриотический подъём народа. Герои Отечественной войны 1812 г. Завершение войны. Заграничные походы русской армии в 1813-1814 гг. Венский конгресс и Священный союз. Основные термины и понятия: континентальная блокада, Отечественная война, партизаны, народное ополчение. Основные персоналии: Александр I, Наполеон Бонапарт, Е. Богарне, Л. Даву, М. Ней, И. Мюрат, Н. Удино, М.Б. Барклай де Толли, А.П. Тормасов, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.С. Дохтуров, Д.В. Давыдов, А.Н. Сеславин, Ф.Ф. Винцингероде, А.С. Фигнер, А.Х. Бенкендорф, В. Кожина, Е. Четветаков, Ф. Потапов. Тема 40. Внутриполитический курс Александра I Самодержавие и крестьянский вопрос. Указ о вольных хлебопашцах. Изменение внутриполитического курса. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Итоги внутренней политики Александра I. Основные термины и понятия: вольные хлебопашцы, военные поселения. Основные персоналии: Александр I, А.А. Аракчеев, Д.А. Гурьев, Н.Н. Новосильцев. Тема 41. Движение декабристов Предпосылки возникновения движения декабристов, идейные основы и цели. Первые тайные организации, их участники. Южное и Северное общества. «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. Основные термины и понятия: декабристы, конституционная монархия, республика. Основные персоналии: А.Н. Муравьёв, Н.М. Муравьёв, С.П. Трубецкой, П.И. Пестель, С.И. и М.И. Муравьёвы-Апостолы, К.Ф. Рылеев, А.Д. Якушкин, М.С. Лунин, М.А. Милорадович, А.А. и М.А. Бестужевы, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский, Николай I. Тема 42. Правление Николая I: политика государственного консерватизма Преобразование и укрепление государственного аппарата. Политическая полиция и цензура. Кодификация законов. Политика в области просвещения. Основные термины и понятия: бюрократия, кодификация, жандармерия, теория официальной народности. Основные персоналии: Николай I, А.Х. Бенкендорф, М.М. Сперанский, С.С. Уваров. Тема 43. Социальная и экономическая политика Николая I 13 Политика в отношении дворянства. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселёва. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Основные термины и понятия: государственные крестьяне, обязанные крестьяне, инвентарная реформа, промышленный переворот, протекционизм. Основные персоналии: Николай I, Е.Ф. Канкрин, П.Д. Киселёв. Тема 44. Общественная мысль в 1830-1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности. Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы и западники. Революционно-социалистическое течение. Общество петрашевцев. Основные термины и понятия: славянофильство, западничество, социализм, утопический социализм, теория официальной народности. Основные персоналии: М.П. Погодин, Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, М.Н. Загоскин, П.Я. Чаадаев, П.В. и И.В. Киреевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, И.С. Тургенев, К.Д. Кавелин, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский, М.В. Буташевич-Петрашевский, Ф.М. Достоевский. Тема 45. Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Основные направления внешней политики. Борьба с революционным движением в Европе. Кавказская и русско-иранская войны. Восточный вопрос. Крымская война 1853-1855 гг.: причины, участники, основные сражения. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне. Основные термины и понятия: революция, имамат, восточный вопрос. Основные персоналии: А.П. Ермолов, А.И. Барятинский, П.Х. Витгенштейн, И.Ф. Паскевич, И.И. Дибич, П.С. Нахимов, Э.И. Тотлебен, В.А. Корнилов, В.А. Истомин, Н.И. Пирогов. Тема 46–47. Культура России в первой половине XIX в. Образование и книжное дело. Географические экспедиции и их участники. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Развитие науки: учёные, их открытия и труды. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр и музыка. Архитектура и скульптура: стили, архитекторы, скульпторы и их произведения. Живопись: стили, жанры, художники. Основные термины и понятия: золотой век русской литературы, романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм, ампир. Основные персоналии: И.И. и К.И. Глазуновы, В.А. Плавильщиков, А.Ф. Смирдин, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ф.П. Литке, Н.И. Лобачевский, Б.С. Якоби, В.Я. Струве, В.В. Петров, Н.И. Пирогов, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, М.Н. Загоскин, М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, А.Н. Верстовский, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, О. Монферран, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, П.К. Клодт, Б.И. Орловский, И.П. Мартос, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, П.А. Федотов, А.Г. Венецианов. Тема 48-49. Отмена крепостного права в России Император Александр II и его окружение. Необходимость и предпосылки реформ. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Основные термины и понятия: крепостное право, выкупные платежи, временнообязанные крестьяне, мировой посредник. 14 Основные персоналии: Александр II, Ю.Ф. Самарин, великий князь Константин Николаевич, Н.А. и Д.А. Милютины, Я.И. Ростовцев, А.В. Головин, Я.И. Соловьёв, К.И. Домонтович, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, С.М. Жуковский, А.П. ЗаболоцкийДесятовский. Тема 50. Реформы 1860–1870-х гг. Земская и городская реформы: основные принципы и положения. Судебная реформа. Реформы в области образования. Военные реформы. Основные термины и понятия: земства, земские гласные, земские управы, городская дума, городская управа, городской голова, присяжные (частные) поверенные, мировой судья, присяжные заседатели, всеобщая воинская повинность, реальные и классические гимназии. Основные персоналии: Александр II, Д.А. Милютин. Тема 51. Социально-экономическое развитие пореформенной России Сельское хозяйство после отмены крепостного права: основные черты и векторы развития. Развитие промышленности и торговли. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоёв населения Российской империи. Основные термины и понятия: капиталистические отношения, экстенсивный путь развитие, помещичье землевладение, иностранный капитал, сословия, классы, рабочие, буржуазия. Тема 52. Общественные движения второй половины XIX в. Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. Консервативные и либеральные течения общественной жизни. Политика лавирования Радикализм. Народническое движение: идеология, организации и тактика. «Хождение в народ». Начало рабочего движения. Распространение марксизма. Зарождение российской социалдемократии. Основные термины и понятия: консерватизм, либерализм, радикализм, реформы, революция, террор, народничество, хождение в народ, социал-демократия. Основные персоналии: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, М.Т. Лорис-Меликов, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв, М.А. Бакунин, Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.Н. Обручев, Н.А. Слепцов, Н.И. Утин, Н.А. Ишутин, И.А. Худяков, С.Г. Нечаев, М.А. Натансон, Н.В. Чайковский, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, А.Д. Михайлов, Ф.Ф. Трепов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.И. Желябов, В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов). Тема 53. Народное самодержавие Александра III Начало правления Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. Ограничительная политика в сферах печати, образования и судебного производства. Изменения в земском и городском самоуправлении. Укрепление общинных порядков в деревне. Национальная политика. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Завершение промышленного переворота и его последствия. Экономические и финансовые реформы. Разработка рабочего законодательства. Основные термины и понятия: ограничительная политика, земские участки, земские начальники, русификация, промышленный переворот. Основные персоналии: Александр III, К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, Н.Х Бунге, И.А. Вышеградский, С.Ю. Витте. Тема 54. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Основные направления внешней политики при Александре II. «Союз трёх императоров». Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Роль России в освобождении балканских народов. 15 Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. Внешняя политика при Александре III. Ослабление влияния России на Балканах. Российско-германские отношения. Сближение России и Франции. Азиатская политика. Основные термины и понятия: панславизм. Основные персоналии: Александр II, А.М. Горчаков, Александр III, В.И. Гурко, Э.И. Тотлебен, М.Д. Скобелев, М.Г. Черняев, Н.Н. Муравьёв. Тема 55-56. Культура России во второй половине XIX в. Развитие образования. Печать и книжное дело. Развитие российской науки: достижения российских учёных, их вклад в мировую науку и технику. Литература: стили, жанры, общественное звучание литературы. Театр и музыка. Живопись. Архитектура и скульптура. Основные термины и понятия: народные училища, реальные и классические гимназии, «Могучая кучка», передвижники, критический реализм, психологизм, реализм, социальнобытовой жанр, русско-византийский стиль. Основные персоналии: М.Н. Катков, Ф.Ф. Павленков, Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, П.Л. Чебышев, А.Г. Столетов, П.Н. Яблочков, А.Н. Лодыгин, А.С. Попов, Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев, И.И. Мечников, С.М. Соловьёв, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, В.Т. Короленко, Н.С. Лесков, А.Н. Островский, П.М. Садовский, П.А. Стрепетова, М.Н. Ермолова, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, П.И. Чайковский, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, А.Н. Померанцев, А.А. Семёнов, В.О. Шервуд, К.А. Тон, Д.Н. Чичагов, М.М. Антокольский, А.М. Опекушин, М.О. Микешин. Тема 57. На пороге нового века: динамика и противоречия социально-экономического развития Особенности промышленного и аграрного развития на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации «сверху». С.Ю. Витте. Государственный капитализм. Аграрный вопрос. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Политическая система. Император Николай II и его воззрения. Социальная структура общества, положение основных групп населения. Основные термины и понятия: капитализм, индустриализация, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, рабочие, буржуазия. Основные персоналии: С.Ю. Витте, А.И. Путилов, Николай II, великий князь Михаил Николаевич. Тема 58. Русско-японская война 1904-1905 гг. Политика России на Дальнем Востоке. Причины, начало и ход военных действий. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественно-политическую жизнь страны. Основные персоналии: Николай II, С.Ю. Витте, А.М. Безобразов, А.М. Стессель, А.Н. Куропаткин, С.О. Макаров, З.П. Рожественский, Ю. Комура, В.К. Плеве. Тема 59-60. Общественное движение в России в начале XX в. Образование политических партий. Социалистические (революционные) политические партии. Либеральные политические партии. Консервативные (традиционалистские) политические партии. Основные термины и понятия: интеллигенция, разночинцы, социалистические (революционные) партии, либеральные партии, консервативные (традиционалистские) партии, социал-демократия, большевики, меньшевики, черносотенцы, эсеры, анархокоммунизм, анархо-синдикализм, анархо-индивидуализм, кадеты, октябристы, прогрессисты. 16 Основные персоналии: В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, В.М. Чернов, П.А. Кропоткин, Я.И. Кирилловский, В.А. Гюссе, А.А. Боровой, Г.И. Чулков, П.Б. Струве, С.А. Муромцев, В.И. Вернадский, А.А. Корнилов, В.А. Маклаков, А.И. Шингарёв, Д.И. Шаховской, П.Н. Милюков, В.П. и П.П. Рябушинские, Н.С. Волконский, Ф.Н. Плевако, Б.А. Суворин, А.А. Столыпин, А.И. Гучков, М.В. Родзянко, М.М. Ковалевский, Д.Н. Шипов, К.К. Арсентьев, Н.Н. Львов, Е.Н. Трубецкой, В.М. Пуришкевич, Н.Е. Марков, А.И. Дубровин, архиепископ Антоний (Храповицкий), А.П. Урусов, В.В. Шульгин, П.Н. Балашёв, В.А. Бобринский. Тема 61-62. Первая российская революция (1905-1907) Первая российская революция: причины и характер. Начало революции: «кровавое воскресенье». Основные события революции: возникновение Советов, восстания в армии и на флоте, всероссийская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Начало российского парламентаризма. Итоги и значение первой российской революции. Основные термины и понятия: революция, «кровавое воскресенье», стачка, забастовка, Советы, булыгинская дума, Государственная дума, парламентаризм. Основные персоналии: Николай II, Г.А. Гапон, А.Г. Булыгин, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, С.А. Муромцев, А.Ф. Головин, Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко. Тема 63. Общество и власть после революции. Столыпинские реформы Правительственная программа П.А. Столыпина. Третьеиюньская политическая система. Аграрная реформа: цели, осуществление, итоги реформы. Основные термины и понятия: третьиюньская монархия, хутор, отруб. Основные персоналии: Николай II, П.А. Столыпин. Тема 64-65. Культура России в начале XX в. Особенности русской культуры на рубеже XIX–XX вв. Народное образование. Печать и книжное дело. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Драматический театр: традиции и новаторство. Русский балет. «Русские сезоны» С.П. Дягилева. Музыка и кинематограф. Живопись: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура и скульптура. Основные термины и понятия: Серебряный век российской культуры, религиозная философия, критический реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, киноматограф, «Русские сезоны», «Мир искусства», авангардизм, абстракционизм, модерн, неоклассицизм, неорусский стиль. Основные персоналии: В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, М.М. Ковалевский, В.И. Семевский, А.С. Суворин, И.Д. Сытин, А.Ф. Маркс, П.Н. Лебедев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, И.И. Сикорский, С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский, С.Ф. Венгеров, А.Н. Пыпин, В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, А.М. Горький, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, В.Г. Короленко, В.Я. Брюсов, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин, В.В. Маяковский, В.В. Хлебников, С. Чёрный, К.С. Немирович-Данченко, С.Т. Морозов, В.Ф. Комиссаржевский, С.П. Дягилев, А.А. Ханжонков, В. Холодная, И. Мозжухин, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, С.И. Мамонтов, С.И. Зимин, Ф.И. Шаляпин, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.М.

Итоговое повторение 2 часа

Резерв 1 час

3. Тематическое планирование.

История России. 11 класс

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Введение

1

2.

От Древней Руси к Российскому государству

15

3.

Россия в XVI – XVII вв.: от Великого княжества к Царству

9

4.

Россия в конце XVII – XVIII в.: от Царства к Империи

10

5.

Российская империя в XIX – начале ХХ в.

28

6

Итоговое повторение

2

7

Резерв

1


Всего:

66


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательной деятельности


Литература для учителя:

  1. В.В. Кириллов, М.А. Бравина «История. История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. (Базовый и углублённый уровни)», 2019 г.

  2. Десятникова М.А. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к учебному изданию В.В. Кириллова, М.А. Бравиной «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс» для 11 класса общеобразовательных организаций Базовый и углублённый уровни Москва «Русское слово» 2018 г. ФГОС

  3. Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

  4. Отечественная история в схемах и таблицах/ В.В.Кириллов.-М.: Эксмо, 2014- 320с.


Литература для ученика:

  1. В.В. Кириллов, М.А. Бравина «История. История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. (Базовый и углублённый уровни)», 2019 г.


http://historydoc.edu.ru/  - Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала

http://www.lectures.edu.ru/ – Лекции по истории on-line для любознательных

http://pish.ru/ – Преподавание истории в школе: научно-методический и теоретический журнал

http://his.1september.ru/ – Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История»

http://hist.rusolymp.ru – Всероссийская олимпиада школьников по истории

http://www.historic.ru – Проект «Historic.Ru: Всемирная история»: Электронная библиотека по истории

http://www.worldhist.ru – Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство

http://www.historia.ru – Российский электронный журнал «Мир истории»

http://www.shpl.ru – Государственная публичная историческая библиотека России

http://www.garf.ru – Государственный архив Российской Федерации

http://www.istorya.ru/hronos.php – Хронология русской и западной истории

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext – Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

http://www.1september.ru/ru/ – Газета «Первое сентября» Объединение педагогических изданий

http://www.borodino.ru – Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник

http://www.istrodina.com – Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»

http://www.hist.ru- Лабиринт времен: исторический веб-альманах

http://www.ancienthistory.spb.ru – История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса

http://www.forgotten-civilizations.ru – Забытые цивилизации

http://www.teacher.syktsu.ru – Инновационные технологии в гуманитарном образовании: материалы по преподаванию истории.


Наглядные пособия:

  • таблицы к основным темам изучаемого материала

  • наборы раздаточного материала

  • тематические карты к основным темам изучаемого периода.


Материально – техническая база:

  • классная доска;

  • компьютерная техника;

  • цифровые и электронные образовательные ресурсы;

  • демонстрационные пособия.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ 11 КЛАСС

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Содержание учебного материала

Планируемые результаты

Предметные

Метапред-метные

Личностные

1

01.09


Вводный урок Инструктаж по технике безопасности.

Сопоставление этапов российской истории с периодизацией мировой истории

Определение и характеристика цивилизационных культурно-исторических особенностей России

.Характеристика видов исторических источников

умения вести диалог на основе равноправных отношений

и взаимного уважения

Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству (15 часов)

2

03.09


Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Народы Сибири и Дальнего Востока в древности. Государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Неолитическая революция, бронзовый век, археологическая культура, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, община, племя, колония, полис.

Великое переселение народов. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху переселения народов. Дискуссии о происхождении государства Русь. Формирование княжеской власти (князь, дружина, полюдье). Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.

Княжение Владимира Мономаха.

Социально-экономические отношения в Древней Руси Дискуссии об общественном строе государства Русь.

Причины и начало политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля.

Возникновение Монгольской державы. Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов. Образование Московского княжества и политика московских князей. Противостояние Москвы и Твери. Усиление Московского княжества. Культура русских земель в XIII–XIV вв.

Народы и государства Степи и Сибири в XIII–XV вв.

Золотая Орда: политический строй и социально-экономическое развитие. Распад золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Русские земли в первой половине ХV в.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.

Завершение процесса объединения русских земель

Культурное пространство единого Русского государства

Особенности развития русской культуры в XV в.


Предметные результаты изучения истории включают: представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении IX-X вв.; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период; представление о социально-политическом устройстве Руси в IX-X вв;умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп; знание основных событий периода. определение и использование основных исторических понятий периода; установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений; установление взаимосвязи между

политическими событиями

Регулятивные: составление плана и последовательности учебных действий

Познавательн.: относительно целостное представление об обществе.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в ходе выполнения учебной задачи.

Регулятивные: способность сознательно организовывать регулировать свою деятельность

Познавательн.: умение находить нужную информацию в различных источниках

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Развитие эмпатии, как осознанного понимания и сопереживания

чувствам других, формирование чувства сопричастности

к прошлому России и своего края;

формирование коммуникативной компетентности,

умения вести диалог на основе равноправных отношений

и взаимного уважения и принятия

3

08.09


Образование государства Русь

4

10.09


Расцвет государства Русь

5

15.09


Социально-экономические отношения в Древней Руси. Культура Древней Руси.

6

17.09


Входная контрольная работа

7

22.09


Формирование системы земель - самостоятельных государств

8

24.09


Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов

9

29.09


Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов

10

01.10


Культура русских земель в XIII – XIV вв

11

06.10


Народы и государства Степи и Сибири в XIII-XV вв.

12

13.10


Русские земли в первой половине ХV в

13

15.10


Завершение процесса объединения русских земель

14

20.10


Культурное пространство единого Русского государства

15-16

22.10 27.10


Повторение и обобщение материала темы "От Древней Руси к Российскому государству"


Раздел II. Россия в ХVI –XVII веках: от Великого княжества к Царству (9 часов)

17

29.10


Россия в ХVI в. Иван IV Грозный.

Россия в ХVI в. Иван IV Грозный Василий III и завершение объединения русских земель.

Социальная структура Московского государства. Регентство Елены Глинской. Начало правления Ивана IV. Установление царской власти. Избранная Рада.

Царь Фёдор Иванович. Внутренняя и внешняя политика России в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян

Культура Московской Руси в XVI в. Особенности культуры в XVI в. Просвещение.

Смута в России Сущность Смутного времени начала XVII в. в оценках историков.

Причины Смуты.

Россия при первых Романовых Последствия Смутного времени.

Правление Михаила Фёдоровича

Церковный раскол и народные движения в XVII в.

Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Старообрядчество, протопоп Аввакум.

Внешняя политика России в XVII в.

Борьба за ликвидацию последствий Смуты

Культура России в XVII в.

Русская культура на пороге Нового времени. Просвещение. Славяно-греко-латинская академия.



Предметные результаты изучения истории включают:

составление и анализ тематических схем и таблиц;

поиск в источниках различного типа и вида (в художественной

и научной литературе) информации о событиях

и явлениях прошлого с использованием понятийного

и познават-го инструментария социальных наук;

анализ информации, содержащейся в исторических

ист-ках XVI-

XVII вв.

Регулятивные: оценка своих знаний и знаний товарищей

Познавательн.: знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей.

Коммуникатив-

ные: межличностное общение и диалог

формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений

18

11.11


Россия в конце XVI в.

19

12.11


Культура Московской Руси в XVI в.

20

18.11


Смута в России

21

19.11


Россия при первых Романовых

22

25.11


Церковный раскол и народные движения в XVII

23

26.11


Внешняя политика России в XVII в.


24

02.12


Культура России в XVII в.

25

03.12


Обобщающее повторение по теме «От Древней Руси к Царству»


Раздел III. Россия в конце XVII-XVIII в.: от Царства к Империи (10 часов)

26

09.12


Начало эпохи Петра I.

Начало эпохи Петра I

Необходимость и предпосылки преобразований. Регентство царевны Софьи. Стрелецкие восстания. Начало правления Петра I. Личность Петра Алексеевича

Северная война и военные реформы. Основание Санкт-Петербурга. Продолжение и итоги Северной войны. Провозглашение России империей.

Преобразования Петра I

Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Внутренняя политика российских монархов в 1725–1762 гг. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Экономическая и финансовая политика российских монархов эпохи «дворцовых переворотов». Внешняя политика. Россия в Семилетней войне 1756–1763 гг.

Российская империя при Екатерине II Просвещённый абсолютизм: содержание и особенности. Национальная и религиозная политика Екатерины II. Губернская реформа 1775 г. «Золотой век» российского дворянства. Сословная политика Екатерины II. Экономическая политика Екатерины II.

Причины, цели и состав участников восстания. Ход восстания. Итоги и значение восстания. Основные направления внешней политики Екатерины II. Борьба за выход к Чёрному морю: русско-турецкие войны второй половины XVIII в. и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Россия и Французская революция.

Россия и Французская революция.

Внешняя политика Павла I: участие России в антифранцузских коалициях, Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова, военные экспедиции Ф.Ф. Ушакова. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия.

Культурное пространство Российской империи Просвещение и его влияние на российскую культуру. Сословный характер образования. Становление отечественной науки. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Русские изобретатели.



Предметные результаты изучения истории включают:

анализ и историческая оценка действий исторических

личностей и принимаемых ими решений;

сопоставление (при помощи учителя) различных версий

и оценок исторических событий и личностей; определение собственного отношения к дискуссионным

проблемам прошлого и трудным вопросам истории.

Регулятивные: способность сознательно организовывать регулировать свою деятельность

Познавательн.: умение находить нужную информацию в различных источниках

Коммуникатив-ные: умение слушать и вступать в диалог

Формирование устойчивогопознаватель-ного интереса к прошлому своей

Родины;

развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края

27

10.12


Северная война и военные реформы

28

16.12


Преобразования Петра I

29

17.12


После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

30

23.12


Российская империя при Екатерине


31

24.12


Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва.

32



Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в.

33



Российская империя при Павле I

34



Культурное пространство Российской империи

35



Повторение и обобщение материала "Россия в конце XVII - XVIII в.: от царства к империи"


Раздел IV. Российская империя в ХIХ – начале ХХ в. (28 часов)

36



Россия в начале ХIХ в

Общая характеристика экономического развития Российской империи в начале XIX в. Население России в начале XIX в

Реформы начала царствования. Проекты Сперанского и конституционные замыслы верховной власти. Создание министерств и Государственного совета.

Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г. Основные цели и направления внешней политики России при Александре I. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальна блокада. Присоединение к России Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Начало Отечественной войны 1812 г.: причины, планы сторон, основные сражения начального этапа войны. Бородинская битва. Патриотический подъём народа. Герои Отечественной войны 1812 г. Завершение войны. Заграничные походы русской армии в 1813-1814 гг. Венский конгресс и Священный союз.

Внутриполитический курс Александра I Самодержавие и крестьянский вопрос. Указ о вольных хлебопашцах. Изменение внутриполитического курса. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Итоги внутренней политики Александра I

Движение декабристов Южное и Северное общества. «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.

Правление Николая I: политика государственного консерватизма Преобразование и укрепление государственного аппарата. Политическая полиция и цензура. Кодификация законов. Политика в области просвещения.

Социальная и экономическая политика Николая I

Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.

Отмена крепостного права в России Император Александр II и его окружение. Необходимость и предпосылки реформ. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Земская и городская реформы

Судебная реформа. Реформы в области образования. Военные реформы

Социально-экономическое развитие пореформенной России Сельское хозяйство после отмены крепостного права Развитие промышленности и торговли. Изменения в социальной структуре общества. Общественные движения второй половины XIX в. Консервативные и либеральные течения общественной жизни. Народническое движение. Начало рабочего движения. Распространение марксизма. Зарождение российской социалдемократии.

Начало правления Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. Курс на модернизацию промышленности. Завершение промышленного переворота и его последствия.

Разработка рабочего законодательства.

Культура России во второй половине XIX в. На пороге нового века: динамика и противоречия социально-экономического развития Особенности промышленного и аграрного развития на рубеже XIX–XX вв.

Николай II, великий князь Михаил Николаевич. Русско-японская война 1904-1905 гг. Политика России на Дальнем Востоке. Воздействие войны на общественно-политическую жизнь страны.

Предметные результаты изучения истории включают:

определение и использование основных исторических

понятий периода;

установление причинно-следственных связей, объяснение

исторических явлений;

приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического,

цивилизационного подходов к оценке

социальных явлений;

сопоставление (при помощи учителя) различных версий

и оценок исторических событий и личностей;

• определение собственного отношения к дискуссионным

проблемам прошлого и трудным вопросам истории;

систематизация информации в ходе проектной деятельности,

представление её результатов в различных видах,

в том числе с использованием наглядных средств;

установление взаимосвязи между общественным движением

и политическими событиями.

Регулятивные: составление плана и последовательности учебных действий

Познавательн.: относительно целостное представление об обществе.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в ходе выполнения учебной задачи

Личностные результаты изучения истории включают: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство

гордости за свою страну и её достижения во всех сферах

общественной жизни в изучаемый период;

устойчивый познавательный интерес к прошлому своей

Родины; уважение к личности и её достоинству, способность давать

моральную оценку действиям исторических персонажей,

нетерпимость к любым видам насилия и готовность

противостоять им;

37



Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812

38



Внутриполитический курс Александра I в 1816-1825 гг.

39



Движение декабристов.

40



Правление Николая I: политика государственного консерватизма

41



Социальная и экономическая политика Николая I

42



Общественная мысль в 1830-1850-е гг.

43



Внешняя политика России во второй четверти ХIХ в.

44 45



Культура России в первой половине ХIХ в.

46- 47



Отмена крепостного права в России

48



Реформы 1860-1870-х гг.

49



Социально-экономическое развитие пореформенной России

50



Общественные движения второй половины ХIХ в.

51



Народное самодержавие Александра III

52



Внешняя политика России во второй половине XIX в.

53



Культура России во второй половине ХIХ в.

54



На пороге нового века: динамика и противоречия социально-экономического развития

55



Русско-японская война 1904-1905 гг.

56



Общественное движение в России в начале ХХ в.

57-58



Первая российская революция (1905-1907)

59



Общество и власть после революции. Столыпинские реформы

60-61



Культура России в начале ХХ в.

62-63



Обобщающее повторение по теме «Россия в XVIII – начале ХХ в.»


Итоговое повторение 2 часа

64-65



Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до начала ХХ в.»


Повторение основных понятий, терминологии, дат и событий Истории России до 1914 года

Определение и использование основных исторических

понятий периода;

установление причинно-следственных связей, объяснение

исторических явлений;

определение собственного отношения к дискуссионным

проблемам прошлого и трудным вопросам истории

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

Познавательн.: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникатив-ные: договариваются о распределении функций

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

66



Резерв







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по истории

Автор: Веряскина Ольга Владимировна

Дата: 28.11.2020

Номер свидетельства: 564788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_programma_istoriia_rossii_vseobshchaia_istoriia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610122495"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа История Казачества"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_istoriia_kazachestva_1"
    ["file_id"] => string(6) "543264"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1584532070"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "ИСТОРИЯ Рабочая программа 6 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "istoriia-rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447866695"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по истории (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-istorii-8-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "194341"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427761981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства