Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5»
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО зам. директора
учителей истории _____________
Протокол № от Г.Н. Косов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ
ДЛЯ 10 КЛАССА
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАЗРАБОТЧИК: Пахурина Юлия Владимировна
Первая квалификационная категория
г. Кстово, 2020
Пояснительная записка:
Рабочая программа по истории составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 №1089.
Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 №1312.
Учебного плана МБОУ СШ № 5 на 2019-20 учебный год.
Примерно программы среднего (полного) общего образования по истории.
При составлении рабочей программы использовалась авторская программа, прошедшая экспертизу и апробацию:
В. А. Никонов, С. В. Девятов. История России 1914 – начало 21 века. М. «Русское слово» 2019 год.
Н. В. Загладин, Л. С. Белоусов. История. Всеобщая история 1914 – начало 21 века. М. «Русское слово» 2019 год.
Рабочая программа для 10 класса ориентирована на использование следующих учебников:
В. А. Никонов, С. В. Девятов. Под редакцией: Карпова. История России 1914 – начало 21 века. М. «Русское слово» 2019 год.
Н. В. Загладин, Л. С. Белоусов. Под редакцией Карпова. История. Всеобщая история 1914 – начало 21 века. М. «Русское слово» 2019 год.
Программа разработана для 10 класса (базовый уровень) 2 часа в неделю и 70 часов учебный год. По учебному плану школы на изучение выделяется 2 часа в неделю, программа скорректирована на данное количество часов.
Рабочая программа рассчитана 70 часов – 2 часа в неделю.
Роль и место дисциплины:
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Цели изучения истории в 10-х классах:
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников.
Планируемые результаты:
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей страны
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
установление синхронистических связей истории Росии и стран Европы и Азии;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
применение понятийного аппарата и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества;
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использование сведений из исторической карты как источника информации;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Новейшее время, памятников культуры, событий новейшей истории;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
описание характерных, существенных черт форм государственного устройства современных государств, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
анализ информации, содержащейся в исторических документах;
использование приёмов исторического анализа;
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
систематизация информации в ходе проектной деятельности;
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Российской империи;
уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Итоговая оценка обучающихся будет складываться из:
серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Используемая система оценивания:
Виды письменных работ учащихся.
Виды устных работ учащихся
1.
Тесты разного уровня (А, B, C)
Работа над понятиями
2.
Письменные источники (документы)
Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и
ситуаций.
3.
Составление плана ответа
Ответы на вопросы по содержанию параграфа.
4.
Эссе
Устные сообщения по дополнительному материалу.
5.
Решения практических задач.
Публичная защита проекта.
6.
Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения)
Поиск информации в сети Интернет по решению практических
задач.
7.
Составление кластера – схемы.
Участие в ролевых играх.
8.
Составление таблицы
Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы,
общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной
системы, социальных качеств человека)
9.
Подготовка письменных сообщений, рефератов.
Оценка различных суждений о социальных объектах.
Виды контроля
Формы контроля
1. Текущий контроль
1) Устный опрос
2) Работа с карточками
3) Письменная проверка
4) Тестовые задания
Итоговый контроль
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Тестовые задания
Зачет
Проект
Методическая литература для учителя.
1. Загладин Н.В. Программа и тематическое планирование курса «История. История России и мира» 10-11 классы / Н.В. Загладин, С.И. Козленко, Х.Т. Загладина. 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018.
4. Кочетов Н.С. История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков 10 класс (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы). – Волгоград: Учитель, 2018г.
5. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. .История России. Программа курса. 10 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.
6. Северина О.А. История 10-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2012г.
7. Старобинская Г.И. Поурочные методические рекомендации.10 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
1. В. А. Никонов, С. В. Девятов. Под редакцией: Карпова. История России 1914 – начало 21 века. М. «Русское слово» 2019 год.
2.Н. В. Загладин, Л. С. Белоусов. Под редакцией Карпова. История. Всеобщая история 1914 – начало 21 века. М. «Русское слово» 2019 год.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Мир накануне и в году Первой мировой войны. (5 ч)
Российская империя накануне революции. Россия в Первой мировой войне. Война и общество. Нарастание кризиса. Российская революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Приход к власти партии большевиков. Становление советской власти. Начало Гражданской войны. В вихре братоубийственного противостояния. Россия в годы «военного коммунизма». Общество в эпоху революционных потрясений.
Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение избирательного права. Национализм. «Империализм». Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны.
Культура и революция.
Раздел 2. Межвоенный период. (19 ч)
Новая экономическая политика. Образование СССР и его международное значение. Модернизация экономики и науки в 1930-х гг. Политическое развитие СССР в 1920–1930-е гг. Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие.
Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм.
Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры. Формирование новых военно-политических блоков — Малая Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Пацифистское движение. Пакт Бриана-Келлога.
Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики. Общественно-политическое развитие стран Латинской Америки.
Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне.
Раздел 3. Вторая мировая война. (12 ч)
Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг.
«Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и её международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и её союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.
Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская война в. Положение в нейтральных государствах.
Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии.
Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны.
Раздел 4. Соревнование социальных систем. Апогей и кризис советской власти. (15 ч)
Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США.
Советский Союз в последние годы жизни Сталина. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Внешняя политика СССР в 1945–1964 гг. Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. Духовная жизнь в СССР в 1950-е –1960-е гг.
Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряжённости после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Организа- ция Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советс- ко-американских отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах.
Политика и экономика: от реформ к застою. СССР на международной арене. Углубление кризисных явлений в СССР и формирование духовной оппозиции. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960–1980-е гг. Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны».
Раздел 5. Россия и мир в конце XX – начале XXI вв. (19 ч)
Политика перестройки в сфере экономики. Развитие гласности и новое политическое мышление. Кризис и распад советского общества.
Начало рыночных реформ в России в 1992 г. Политико-консти- туционный кризис 1993 г. Новая Конституция России. Попытки корректировки курса реформ 1993–1996 гг. Национальные и со- циальные проблемы 1990-х гг. Второе президентство Б.Н. Ель- цина. 1996–1999 гг. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Политическое развитие России в 2000–2016 гг. Модер- низация экономики России в 2000–2008 гг. Российская экономика в 2009–2016 гг. Социальное развитие России в 2000–2016 гг. Вне- шняя политика России в начале XXI в. Образование, наука и куль- тура России в конце XX — начале XXI вв.
Колониальное общество. Роль итогов войны в подъёме антиколониальных движений в Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и её последствия. Выбор пути развития. Попытки создания де- мократии и возникновение диктатур в Африке. Система апартеида на юге Африки. Страны социалистической ориентации. Конфликт на Африканском Роге. Этнические конфликты в Африке.
Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.
Глобализация конца ХХ — начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 г.
Календарно тематическое планирование 70 часов
№
Дата по плану
Факт
Темы уроков.
Раздел 1. Мир накануне и в году Первой мировой войны. (5 ч)
Вводный урок. Российская империя накануне войны.
Первая мировая война: фронт и тыл.
Россия в Первой мировой войне.
Россия в Первой мировой войне.
Война и общество. Нарастание кризиса
Раздел 2. Межвоенный период. (19 ч)
Российская революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю.