Рабочая программа по истории составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «История» /состав. Артемов В.В., одобренной ФГАУ «ФИРО» Минобразования науки., 2015. Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории»
Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор ТОГАПОУ
«Аграрно-промышленный колледж»
_______________________ А. А.Злобин
«______» __________________ 2020 г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Уваровщинская сош»
_____________________ Е. Н. Хохлова
«______» __________________ 2020 г.
Рабочая программа
по учебной дисциплине «История»
для реализации среднего общего образования в рамках
образовательных программ СПО
специальности 35.02.05 «Агрономия»
утверждена приказом МБОУ «Уваровщинская сош» от ______ № ______
технического профиля
на 2020 - 2025 учебные годы
Составитель: Гончарова Лариса Юрьевна, учитель истории и обществознания
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению Методическим Советом
МБОУ «Уваровщинская сош»
Протокол от _______________
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению методическим объединением
учителей гуманитарного цикла
МБОУ «Уваровщинская сош»
Протокол от _______________
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «История» /состав. Артемов В.В., одобренной ФГАУ «ФИРО» Минобразования науки., 2015. Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) обществознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации студентов.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Учебный план на 1 курсе 117 часов для обязательного изучения учебного предмета «История». Курс изучается в течение 1 и 2 полугодия.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, овладения ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
-определение сущностных характеристик изучаемого исторического объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- применение полученных знаний для определения рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания презентации.
Результаты обучения
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Выявлять: взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально -экономических, политических и культурных проблем.
Характеризовать: основные исторические события, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Анализировать: актуальную об исторических событиях, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных исторических явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных исторических событий;
Оценивать: действия исторических личностей с точки зрения положительной и отрицательной.
Применять:исторические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам
Формы организации образовательного процесса.
-урок
-лекция
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
-развивающее обучение
-использование ИКТ
-использование опорных конспектов.
Виды и формы контроля:
-устный фронтальный опрос
-индивидуальный опрос
-тестирование
-зачет
При организации обучения используются учебники:
Рабочая программа предполагает использование учебников:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времен до наших дней.: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- 8 –е изд., стер. М: Издательский центр «Академия» — М., 2014
- Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века. М,2014.
Содержание
Введение. Древнейшая стадия истории человечества (2 часа)
Введение. Древнейшая стадия истории человечества. Проблема достоверности и фальсификации исторического знания
Знать и понимать:
периодизацию древнейшей истории
Уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема)
Цивилизации древнего мира. (4 часа)
Ранние цивилизации, их отличительные черты. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.
Античная цивилизация. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций
Знать и понимать:
отличительные черты цивилизаций древнего мира
основные исторические термины и даты.
Уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Цивилизации Запада и Востока в средние века. (8 часов)
Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. Китайско-конфуцианская цивилизация.
Буддизм на Востоке в Средние века. Арабо-мусульманская цивилизация
Становление западноевропейской средневековой цивилизации. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации.
Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов
Знать и понимать:
- существенные черты политического устройства средневековых обществ на Западе и Востоке
-религиозные воззрения, ценности, господствующие в средневековых обществах
- основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации.
Уметь:
- излагать суждения об особенностях развития цивилизаций Востока в Средние века
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
История России с древнейших времен до конца XVII века. (22 часа)
Восточная Европа: природная среда и человек Племена и народы Восточной Европы в древности. Восточные славяне в VII—VIII вв. Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси Крещение Руси. Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями. Русь на пути к возрождению. От Руси к России.
Россия в царствование Ивана Грозного. Смута в России начала XVII в. Россия в середине и второй половине XVII в. Русская культура в ХIII–ХVII вв.
Знать и понимать:
-о восточных славянах, расселение восточнославянских племен и их соседей в древности, о религии восточных славян, об устройстве восточнославянского общества, походах Олега и Святослава,
- внешнюю и внутреннюю политику Владимира, деяния Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха,
-причины раздробленности русских княжеств,
- причины и последствия завоевания Руси монголами- татарами.
- политическую ситуации на Руси в первой половине XIV века, ход сражения Куликовской битвы.
-основные направления внешней политики Ивана III и его сына Василия III
особенности царствования Ивана Грозного, основные направления его внешней политики,
-сущность, цели, причины опричнины.
-основные тенденции развития русской культуры XIII – XVI веков.
-причины Смутного времени, внутреннюю и внешнюю политику Лжедмитрия I, причины восстания Ивана Болотникова.
Уметь:
-показывать на карте места расселения восточнославянских племен их соседей, освещать вопрос о происхождении названия «Русь».
-анализировать изменения связанные с образованием единого государства, объяснять взаимосвязь социального и экономического устройства.
-сравнивать христианство с язычеством, объяснять огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства, анализировать деятельность Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
-объяснять причины феодальной раздробленности на Руси и причины возвышения Москвы, показывать на карте ход Куликовской битвы,
- анализировать деятельность Ивана III по собиранию русских земель,оценивать его заслугу в падении ордынского ига.
-анализировать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годунова,
-оценивать главные достижения русской культурыXIII – XVI веков.
Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI–XVIII в. (11 часов)
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни социальных нормах Век Просвещения. Технический прогресс и Великий промышленный переворот Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества
Знать и понимать:
- основные исторические термины и даты эпохи индустриальной цивилизации;
- современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
Уметь:
-характеризовать деятелей эпохи Просвещения. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- определять историческое значение явлений и событий прошлого;
-устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы.
Россия в ХVIII веке. (7 часов)
Россия в период реформ Петра I. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.). Россия во второй половине XVIII в. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.
Знать и понимать:
- причину внутренних и внешних преобразования Петра I.
-экономическое и социальное положение России в годы правления Петра I.
- причины эпохи дворцовых переворотов.
-внутреннюю политику и вешнюю политику Екатерины I
Уметь:
-характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу 18 века
-характеризовать Петра I, а так же оценивать его преобразования.
-сравнивать характер правления Петра I и его преемников.
-характеризовать основные направления внутренней и внешней политики в эпоху дворцовых переворотов,
-описывать основные достижения и направления духовной жизни русского народавXVIII веке.
Становление индустриальной цивилизации (6 часов)
Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Становление гражданского общества
Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Особенности духовной жизни нового времени
Знать и понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие процесс становления индустриальной цивилизации.
-современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
Уметь:
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения
Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. (3 часа)
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии Попытки модернизации в странах Востока
Знать и понимать:
- процессы и явления, происходящие в традиционных обществах Востока
Уметь:
- анализировать и давать оценку попыткам модернизации в странах Востока.
Россия в ХIХ веке. (13 часов)
Россия в первой половине XIX столетия. Власть и реформы в первой половине XIX в. Внешняя политика Александра I и Николая I. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в. Россия в эпоху великих реформ Александра II. Пореформенная Россия. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России Повседневная жизнь населения России в XIX в.
Знать и понимать:
- причины восшествия на престол Александра I
-внутреннюю политику Александра I, причины и последствия восстания декабристов
-реформы Николая I.
-предпосылки, ход, причины поражения России в Крымской войне,
- значительные достижения и наиболее видных деятелей русской культуры в период XIX в.
Уметь:
-характеризовать социально- экономическое положение России в начале XIX века,
-анализировать программы Южного и Северного обществ, доказывать необходимость восстания декабристов,
-характеризовать реформы Николая I.
-выявлять причины поражения России в Крымской войне,
- описывать основные достижения и направления духовной жизни русского народав первой половине XIXв.
От новой истории к новейшей (10 часов)
Международные отношения в начале XX в. «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в. Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв. Россия в начале XX в.Первая мировая война Россия в Первой мировой войне Февральская революция в России Приход большевиков к власти в России
Знать и понимать:
-основные политические события и процессы 1917 г,
-политическое положение России с февраля – октябрь 1917 г.
-социально- экономическую политику большевиков,
-внутреннее и международное положение советской России в в 20-е гг.
Уметь:
-анализировать обстоятельства прехода власти большевиков
-ориентироваться в исторической хронологии, связанной с революциями
-оценивать социально- экономическую политику большевиков
-высказывать свою точку зрения по поводу противоречий и итогов «новой экономической политики.
Между мировыми войнами (8 часов)
Страны Европы в 20-е годы ХХ в. Запад в 30-е годы ХХ в. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в. Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в. Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма
Знать и понимать:
-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
-современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
Уметь:
-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
Вторая мировая война (5 часов)
Вторая мировая война: причины, ход, значение. СССР в годы Великой Отечественной войны. Значение и цена победы. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - это угроза национальной безопасности.
Знать и понимать:
-стратегическое положение и основные черты внутренней и внешней политики СССР накануне Второй мировой войны
-основные события начального периода Великой Отечественной Войны,
- ход и результаты военных действий 1942-1943гг.
-заключительный этап Великой Отечественной войны
Уметь:
-характеризовать внутреннюю и внешнюю политику СССР накануне Второй мировой войны,
-осознавать историческое значение подвига советского народа,
-самостоятельно работать с учебным текстом, анализировать мемуарные источники
Мир во второй половине XX века. (5 часов)
«Холодная война». Научно-технический прогресс. Страны Азии, Африки и Латинской Америки
Знать и понимать:
- основные события, связанные с «холодной войной»
- процессы и явления, связанные с научно- техническим прогрессом.
Уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
СССР в 1945–1991 годы (8 часов)
СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. Советский Союз в период частичной либерализации режима. СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов. СССР в период перестройки
Знать и понимать:
-основные тенденции и противоречия развития СССР в 1945-1953гг,
-политическое и экономическое развитие нашей страны после смерти Сталина,
-специфику внутриполитического курса Л.И. Брежнева
-причину, предпосылки политики перестройки советского общества,
-ключевые проблемы и тенденции социально- политического развития России в 90-е годы.
Уметь:
-оценивать международное положение и внешнюю политику СССР в 1945-1953гг.
-анализировать достижения и противоречия в развитии СССР в годы «оттепели»
-характеризовать основные тенденции развития социально- экономической жизни СССР периода «застоя».
-оценивать результаты экономических реформ и политического раскола периода правления М.С.Горбачева,
-характеризовать основные результаты развития России в 90-е годы.
Россия и мир на рубеже ХХ–XХI веков (5 часов)
Российская Федерация на современном этапе. Мир в ХХI в. Контрольная работа Итоговое повторение
Знать и понимать:
- процессы и явления, связанные, происходящие в РФ.
Уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
уроки
Тестовые
работы
Контрольные
работы
1.
Введение. Древнейшая стадия истории человечества.
2
2
1
2.
Цивилизации Древнего мира
4
4
2
3.
Цивилизации Запада и Востока в Средние века
8
8
4
4.
История России с древнейших времен до конца XVII века
22
22
11
5.
Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв
11
11
5,5
6.
Россия в XVIII веке
7
7
3,5
7.
Становление индустриальной цивилизации
6
6
3
8
Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
3
3
1,5
9
Россия в ХIХ веке
13
13
6,5
10
От Новой истории к Новейшей
10
10
5
11
Между мировыми войнами
8
8
4
12
Вторая мировая война
5
5
2,5
13
Мир во второй половине XX века
5
5
2,5
14
СССР в 1945-1991 гг.
8
8
4
15
Россия и мир на рубеже ХХ–—XXI веков
5
5
2
В нижней части таблицы часы суммируются
Итого:
117
117
59
Результаты освоения учебной дисциплины (технический, естественно-научный, социально-экономический профили)
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
−сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
−становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
− готовность к служению Отечеству, его защите;
−сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применении различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
-понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету», «приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет
предметных:
− сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; − владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии.
Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень используемой литературы.
Для обучающихся
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.
Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А.М., Пономарев М. В. Новейшая история
стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945—2000. — М., 2016.
Горелов А. А. История мировой культуры. — М., 2011.
Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.
Санин Г. А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.
Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.
Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М., 2016.
Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2017.
Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-
научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2018.
История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А. А. Данилова. — М., 2016.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник
образования. — 2016. — № 13. — С. 10—124.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Она включает дидактические материалы, сборники тестов и т.д. Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя истории, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
CD «Энциклопедия истории России».
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
Интернет-ресурсы
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm - Библиотека Исторического факультета
МГУ.
www. bibliotekar. ru - Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.
www. militera. lib. ru - Военная литература: собрание текстов.
www. world-war2. chat. ru - Вторая Мировая война в русском Интернете.
www. kulichki. com/~gumilev/HE1 - Древний Восток.
www. magister. msk. ru/library/library. htm – Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history - История России и СССР: онлайн-видео.