с. Курьи
Рабочая программа курса «История России» для 8 класса составлена на основе: ФГОС ООО, Основной образовательной программы начального, основного общего образования МКОУ «Курьимахинская СОШ»
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступаетв качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы.
№ п/п | Тема раздела, урока, тип урока | Дата проведения п/ф | Кол-во часов | Планируемая деятельность учащихся (на уровне универсальных учебных действий) | Вид и форма контроля | Элементы содержания образования | Дом. задание |
Тема 1. Введение. (1 час) |
1 | У истоков российской модернизации. Урок усвоения новых знаний и умений. | | 1 | Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв., используя историческую карту. Высказывать суждения о ролиисторических знаний в формировании личности. Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию историиРоссии и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать приподдержке учителя новые длясебя задачи в познавательной деятельности. | Беседа. | Хронология и сущность нового этапа российской истории. | Введение. |
Тема 2. Россия в эпоху преобразований Петра I. (13 часов) |
2 | Россия и Европа в конце XVIIвека. Урок усвоения новых знаний и умений. | | 1 | Формулировать познавательную проблему и планировать способы её решения. Излагать результаты познавательной деятельности по темеурока при выполнении творческого задания. Использовать карту как источник информации. Актуализировать знания из кур- сов всеобщей истории, истории России. Выявлять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемыеобъекты. Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Определять значение исторических событий. Использовать сведения из исторической карты. Аргументировать ответ, опираясь на материалы параграфа. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории и истории России. | Выполнение задания №4 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр.13 | Усиление османской угрозы Европе. Россия в борьбе с Турцией и Крымским ханством.Россия и Священная лига. Борьба Франции за господство в Европе. Балтийский вопрос | § 1 |
3 | Предпосылки Петровских реформ. Комбинированный урок. | | 1 | Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований.Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательную задачу. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы социально-политического и экономического развития страны (с помощью учителя) | Работа с историческим документом на стр.18; выполнение заданий к документу | Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача. | § 2 |
4 | Начало правления Петра I. Комбинированный урок. | | 1 | Рассказывать о детстве Петра I. Объяснять причины и последствия борьбы за трон. Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Давать оценку деятельности исторической персоны. Находить исторические объекты на карте. Использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок. Выделять и кратко формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы. | Проверка знания изученных дат, понятий, терминовИсторический диктант. | Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I. | § 3. |
5 | Великая Северная война 1700-1721 гг. Комбинированный урок. | | 1 | Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту. Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. Применять ранее полученные знания. Находить на карте изучаемые объекты. Определять причинно-следственные связи исторических процессов | Работа в группах: выполнение заданий на стр.33 из рубрики «Работаем с картой». | Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. | § 4 |
6 | Реформы управления Петра I. Урок самостоятельной работы. | | 1 | Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»). Объяснять сущность царских указов о единонаследии, по душной подати. Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов. Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти. Давать оценку итогов социальной политики Петра I. | Работа с рубрикой «Запоминаем новые слова» на стр. 40 учебника; индивидуальные задания. | Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица. Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. | § 5 |
7 | Экономическая политика Петра I. Комбинированный урок. | | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательнуюзадачу урока. Привлекать межкурсовые, предметные знания. Определять проблемы в экономическом развитии страны (с помощью учителя). Давать определение понятий, проясняя их смысл с помощью словарей, в том числе электронных. Использовать карту как источник информации. Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России. | Дискуссия на основе отрывка из исторического документа «Экономическая политика Петра I» на стр. 47 учебника. | Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати. | § 6 |
8 | Российское общество в Петровскую эпоху. Комбинированный урок. | | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи экономического и социального развития страны. Объяснять, как изменилось положение социальных слоёв за годы правления Петра I. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательнуюзадачу урока. | Выполнение задания №3 на стр. 53 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». | Дворянское сословие. Города и горожане. Положение крестьян. Первая перепись податного населения («ревизия») 1718-1724 гг. | § 7 |
9 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Урок-беседа. | | 1 | Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы | Составление развёрнутого плана по тексту параграфа на стр.55-56 | Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий. | § 8 |
10 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Комбинированный урок. | | 1 | Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Раскрывать причины народных движений в России XVII в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.». Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы. | Составление таблицы «Народные движения в России XVII в.». | Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея. | § 9 |
11 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Урок самостоятельной работы. | | 1 | Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в., а также для участия в ролевых играх (например, «Путешествие по русскому городу XVII в.») | Выполнение заданий №1-3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр. 69 учебника | Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко. | § 10 |
12 | Повседневная жизнь и быт при Петре I. Урок проектной деятельности. | | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, их последствия. Описывать условия жизни и быта социальных групп. Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур. Обосновывать суждение примерами параграфа. Составлять описание жизни и быта различных слоёв населения при Петре I. Анализировать и сопоставлять жизнь российского общества и зарубежного общества данного периода времени. | Составление мини-проектов на заранее выбранные темы из предложенных учителем | Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре. | § 11 |
13 | Значение Петровских преобразований в истории страны. Урок-дискуссия. | | 1 | Давать характеристику характеру Петровских преобразований. Уметь объяснять новые понятия и термины, изученные в ходе урока («регулярное государство»). Объяснять успехи и неудачи преобразовательной деятельности Петра. Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы. | Выполнение заданий и ответ на вопросы на стр.79 учебника | Итоги, последствия и значение петровских преобразований | Подготовиться к повторению по теме |
14 | Повторение по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» Урок применения полученных знаний и умений. | | 1 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития в XVII- начале XVIII в. России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XVII- началеXVIIIв. для современного общества. Выполнять контрольные тестовыезадания по истории России XVII- началеXVIIIв. | Тестирование по типу ОГЭ. | Основные положения изученной темы: факты, события, исторические личности, даты, понятия, термины. | |
Тема 3. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов) |
15-16 | Эпоха дворцовых переворотов. Уроки усвоения новых знаний и понятий. | | 2 | Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I. Составлять исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны | Ответ на вопросы №1-5 на стр.90 учебника; составление портретов изученных императоров. | Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны. | §13-14; , |
17 | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. Комбинированный урок. | | 1 | Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и его наследниках. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края). | Вопросы и задания на стр.96 учебника. | Система управления страной. Фаворитизм. Канцелярия тайных розыскных дел. Укрепление позиций дворянства. Посессионные крестьяне. | §15 |
18 | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. Урок самостоятельной работы. | | 1 | Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России во второй четверти XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй четверти XVIII в., места сражений вРусско-турецких войнах. Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Систематизировать информацию в виде схемы. | Составление развёрнутого плана параграфа; составление схем войн по заданному алгоритму. | Участие России в войне за польское наследство 1733-1735 гг. Семилетняя война: причины, итоги. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. | §16 |
19 | Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. Урок проектной деятельности. | | 1 | Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в. Объяснять, с чем были связаны причины восстаний в Башкирии. Характеризовать религиозную политику государства в 1725-1762 гг. Определять значение слов, понятий. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Составление мини-проектов на заданные темы. | Национальная политика. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. | Подготовиться к повторению. |
20 | Повторение по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов». Урок применения полученных знаний и умений. | | 1 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития в 1725-1762 гг. России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия 1725-1762 гг. для современного общества. Выполнять контрольные тестовыезадания по истории России эпохи дворцовых переворотов. | Тестирование по типу ОГЭ. | Основные положения изученной темы: факты, события, исторические личности, даты, понятия, термины. | |
Тема 4. Российская империя при Екатерине II. (9 часов) |
21 | Россия в системе международных отношений. Урок усвоения новых знаний и умений. | | 1 | Анализировать, с чем было связано изменение международных взаимоотношений в середине XVIII века. Объяснять, как развивались взаимоотношения России и Франции после Семилетней войны. Характеризовать торговые и культурные русско-английские связи в изучаемый период. | Вопросы и задания на стр. 8 учебника. | Россия и Франция. Россия и Англия. Россия и Австрия. Россия и Пруссия. Россия и Швеция. Россия и Речь Посполитая. Отношения России с Турцией и Крымом. | §17 |
22 | Внутренняя политика Екатерины II. Комбинированный урок. | | 1 | Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II, сравнивать её с внутренней политикой Петра I. Объяснять «политику просвещённого абсолютизма», мероприятия, проводимые в духе данной политики. Анализировать реформы Екатерины II (Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам и др.) | Работа с документом на стр.14-15 учебника. | Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. | §18 |
23 | Экономическое развитие России при Екатерине II. Урок самостоятельной работы. | | 1 | Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II. Анализировать развитие промышленности и сельского хозяйства в годы правления Екатерины II. | Составить сообщение о развитии транспортных путей, торговли и денежной системы. | Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны. Промышленность в городе и деревне. | §19 |
24 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII века. Комбинированный урок. | | 1 | Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края). Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Выполнение задания №1 на стр. 25 учебника | «Золотой век» дворянства: льготы и поддержка со стороны Екатерины II. Расслоение крестьянства: зажиточные крестьяне, государственные, приписные и др.»Среднего рода люди». | §20 |
25 | Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва. Комбинированный урок. | | 1 | Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева. Раскрывать причины восстания и его значение. Давать характеристику личности Е. Пугачева, привлекая, наряду с материалами учебника, дополнительные источники информации. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Формулировать познавательнуюзадачу урока. | Подготовить сообщения, презентации о восстании Е.И.Пугачёва | Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли. | §21 |
26 | Народы России. религиозная и национальная политика Екатерины II. Урок проектной деятельности. | | 1 | Характеризовать особенности национальной и религиозной политики Екатерины II. Объяснять значение толерантной религиозной политики в отношении мусульман. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. | Создание мини-проектов. | Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование кубанского казачества. | Стр.32-37 |
27 | Внешняя политика Екатерины II. Урок самостоятельной работы. | | 1 | Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений вРусско-турецких войнах. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Составление схем войн по заданному алгоритму. | Основные направления внешней политики Екатерины II. Русско-турецкие войны. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.Румянцев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, победы российских войск под их руководством | §22; подготовить сообщения о Ушакове и Суворове. |
28 | Начало освоения Новороссии и Крыма. Комбинированный урок. | | 1 | Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Составление развёрнутого плана по тексту на стр.52-53 | Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Поездка Екатерины II по Новороссии и Крыму. | §23; подготовиться к повторению. |
29 | Повторение по теме «Российская империя при Екатерине II» Урок применения полученных знаний и умений. | | 1 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в период правления Екатерины II. Высказывать суждения о значении наследия Екатерины II для современного общества. Выполнять контрольные тестовыезадания по истории России эпохи дворцовых переворотов. | Тестирование по типу ОГЭ. | Основные положения изученной темы: даты, исторические события и личности. | |
Тема 5. Россия при Павле I. (2 часа) |
30 | Внутренняя политика Павла I. Урок усвоения новых знаний и умений. | | 1 | Характеризовать основные мероприятия внутренней политики Павла I. Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. | Выполнение заданий №1-2 на стр.63 учебника | Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. | §24 |
31 | Внешняя политика Павла I. Урок самостоятельной работы. | | 1 | Характеризовать основные мероприятия внешней политики Павла I. Объяснять расхождения в мероприятиях внешней политики в отличии от Екатерины II. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. | Работа в группах: составление вопросов для взаимопроверки. | Выбор внешнеполитического курса. Покровительство Мальтийскому ордену. Итальянский и Швейцарский поход Суворова. | §25 |
Тема 6. Культурное пространство Российской империи в XVIIIвеке. (9 часов) |
32 | Общественная мысль, публицистика, литература. Урок самостоятельной работы. | | 1 | Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Аргументировать вывод материалами параграфами. | Подготовка сообщений на заданные темы. | Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы | Стр.71-77 |
33 | Образование в России в XVIII веке. Урок проектной деятельности. | | 1 | Характеризовать направления государственных правителей в XVIII веке в отношении образования; Анализировать деятельность М.В.Ломоносова в становлении российской науки и образования. Объяснять значение открытия в России Московского университета. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Аргументировать вывод материалами параграфами. | Подготовка мини-проектов на заданные темы. | М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования. Образование в России в XVIII в. Московский университет – первый российский университет. | Стр.77-81 |
34 | Российская наука и техника в XVIII веке. Урок работы в группах. | | 1 | Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.». | Подготовка вопросов для взаимопроверки. | Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. | Стр.81-86 |
35 | Русская архитектура в XVIII веке. Урок проектной деятельности. | | 1 | Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.). Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. | Составление мини-проектов. | Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана.Переход к классицизму, В.И. Баженов, М.Ф.Казаков. | Стр.86-91 |
36 | Живопись и скульптура. Урок самостоятельной работы. | | 1 | Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории XVIII в. Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII в. Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Подготовка сообщений на заданные темы. | Особенности развития живописи в XVIIIвеке. А.П.Антропов, И.П. и Н.И.Аргуновы. деятельность Боровиковского и Лосенко. | Стр.91-97 |
37 | Музыкальное и театральное искусство. Урок проектной деятельности. | | 1 | Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.). Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. | Выполнение заданий №1, 4 на стр.101 учебника. | Музыка и театр в европейской истории в XVIII веке. Иностранцы на русской сцене. Зарождение русского публичного театра. Первые композиторы и их музыка. | Стр.97-101; подготовить мини-проект на выбранную тему. |
38 | Народы России в XVIII веке. Перемены в повседневной жизни российских сословий. Комбинированный урок. | | 1 | Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Создание презентаций на заданные темы. | Русский народ. Калмыки. Народы Поволжья. Украинцы и белорусы. Жилище, одежда и питание российских сословий в XVIII веке. Досуг . | Стр.101-112 |
39 | Наш край в XVIII веке. Региональный компонент. Урок-беседа. | | 1 | Владеть фактическим материалом параграфа; оперировать изученными терминами и понятиями; Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия. Аргументировать вывод материалами параграфами. Выявлять сущность и последствия исторического события, явления. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. | Подготовка сообщений и мини-проектов о родном крае. | Наш край в XVIII веке: изменения в социальном и экономическом облике края. Знаменитые люди малой родины. | Подготовиться к итоговому тестированию. |
40 | Итоговое тестирование за курс 8 класса. Урок обобщения и систематизации полученных знаний. | | 1 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять контрольные тестовые задания по изученному периоду истории. | Тестирование по типу ОГЭ. | Основные положения изученного курса истории: даты, личности, события, понятийный аппапрат. | |
1682—1725 гг. — царствование Петра I (до 1689 г. при регентстве царевны Софьи; до 1696 г. совместно с Иваном V)
1682—1689 гг. — правление царевны Софьи
1682, 1689, 1698 гг. — восстания стрельцов в Москве
1686 г. — заключение «вечного мира» с Речью Посполитой
1686—1700 гг. — война с Османской империей
1687 г. — основание Славяно-греко-латинского училища (позднее — академия) в Москве
1687, 1689 гг. — Крымские походы В. В. Голицына
1689 г. — Нерчинский договор между Россией и Китаем
1695, 1696 гг. — Азовские походы
1697—1698 гг. — Великое посольство в Европу
1700—1721 гг. — Северная война
1700 г. — поражение под Нарвой
16 мая 1703 г. — основание Санкт-Петербурга
1705—1706 гг. — восстание в Астрахани
1707—1708 гг. — восстание под предводительством Кондратия Булавина
1708—1710 гг. — учреждение губерний
1708 г. — битва при деревне Лесной
27 июня 1709 г. — Полтавская битва
1711 г. — учреждение Сената; Прутский поход
1714 г. — указ о единонаследии
27 июля 1714 г. — Гангутское сражение
1718—1720 гг. — учреждение коллегий
1718—1724 гг. — проведение подушной переписи и первой ревизии
1720 г. — сражение у острова Гренгам
1721 г. — Ништадтский мир со Швецией
1721 г. — провозглашение России империей
1722 г. — введение Табели о рангах
1722—1723 гг. — Каспийский (Персидский) поход
1725 г. — учреждение Академии наук в Петербурге
1725—1727 гг. — правление Екатерины I
1727—1730 гг. — правление Петра II
1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны
1733—1735 гг. — война за польское наследство
1736—1739 гг. — русско-турецкая война
1741—1743 гг. — русско-шведская война
1740—1741 гг. — правление Иоанна Антоновича
1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны
1755 г. — основание Московского университета
1756—1763 гг. — Семилетняя война
1761—1762 гг. — правление Петра III
1762 г. — Манифест о вольности дворянской
1762—1796 гг. — правление Екатерины II
1768—1774 гг. — русско-турецкая война
26 июня 1770 г. — Чесменское сражение
21 июля 1770 г. — сражение при Кагуле
1772, 1793, 1795 гг. — разделы Речи Посполитой
1773—1775 гг. — восстание под предводительством Емельяна Пугачёва
1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей
1775 г. — начало губернской реформы
1783 г. — присоединение Крыма к России
1785 г. — жалованные грамоты дворянству и городам
1787—1791 гг. — русско-турецкая война
1788 г. — указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона»
1788—1790 гг. — русско-шведская война
11 декабря 1790 г. — взятие Измаила
1791 г. — Ясский мир с Османской империей
1796—1801 гг. — правление Павла I
1799 г. — Итальянский и Швейцарский походы русской армии
11 марта 1801 г. — убийство Павла I