Работа содержит рабочую программу по истории в 7 классе. прогамма разработана в соответствии с новыми стандартами 2010 года. В программе дается планируемые результаты учебной деятельности учащихся, содержание и тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программ по истории 7 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХРАБРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рабочая программа
по истории
в 7 «А» и 7 «Б» классах
2017 – 2018 учебный год
Разработчик:
Ляпко Г.И.
учитель истории
п. Храброво
2017 г.
Планируемые результаты освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История россии. xvi – xviiвв.
Создание Московского царства
Учащийся научится
• показывать на карте рост территории Российского государства при Василии III и Иване IV Грозном, показывать на карте направления военных походов против Астраханского и Казанского ханств, направление освоения Сибири;
• оценивать деятельность Василия III и Ивана IV, направленную на укрепление Русского государства;
• характеризовать территорию и население единого государства;
• определять роль Боярской думы и Земского собора в управлении государством;
• рассказывать о начале формирования приказной системы и структуре местной власти в Российском государстве начала XVI в.;
• сравнивать вотчинное и поместное землевладение;
• характеризовать положение сословий в начале XVI в;
• характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.
• составлять схемы центрального и местного управления при Иване Грозном.
• анализировать текст исторического источника («Летописная книга»);
• раскрывать причины и последствия важнейших исторических событий (Ливонская война, опричнина)
• формулировать выводы об итогах правления Ивана IV Грозного
• рассказывать о развитии письменности и книжности в XVI в., оценивать значение начала книгопечатания в России, характеризовать основные жанры литературы XVI в.;
• анализировать отрывки из литературных произведений XVI в. («Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским», «Домострой»)
Обучающиеся получат возможность научиться:
• давать характеристику политического устройства Русского государства в XVI в.;
• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVI в.;
• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.
Смутное время
Учащийся научится
• характеризовать внутреннюю политику Бориса Годунова и объяснять причины народного недовольства царём;
• объяснять причины появления самозванцев в Смутное время и их народной поддержки;
• составлять характеристику личности Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II;
• составлять рассказ о войне между Лжедмитрием I и Борисом Годуновым, используя текст учебника и историческую карту;
• характеризовать политику Лжедмитрия I, объяснять причины народного недовольства ею и заговора боярства против него;
• анализировать текст исторического источника («Летописная книга») и составлять на его основе сравнительную характеристику Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского;
• определять причины крестьянских выступлений начала XVII в., выделять причины и последствия восстания И. Болотникова;
• рассказывать о вторжении польских и шведских войск на территорию России и оценивать его последствия;
• давать характеристику деятельности Первого и Второго народного ополчения, называть результат деятельности;
• составлять исторические портреты Кузьмы Минина и Д.М. Пожарского;
• показывать на исторической карте направление похода Второго ополчения, рассказывать об освобождении Москвы;
• объяснять причины избрания царём Михаила Фёдоровича Романова на Земском соборе 1613 г.;
Учащийся получит возможность научиться
• характеризовать последствия Смутного времени для исторического развития нашей страны;
• оценивать действия участников освободительных ополчений, рассуждать о героизме и самопожертвовании русского народа в деле освобождения страны от интервентов;
• высказывать суждения об историческом значении Земского собора 1613 г.;
• составлять исторические портреты ярких личностей Смутного времени
Россия при первых Романовых
Учащийся научится
• давать характеристику личности Алексея Михайловича;
• характеризовать Соляной бунт и Медный бунт по предложенному плану;
• раскрывать основные положения Соборного уложения 1649 г., историческое значение его принятия, используя текст учебника и исторического источника (Соборное уложение 1649 г.).
• составлять исторические портреты, давать оценку деятельности важнейших исторических персонажей (Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Софья);
• давать краткую характеристику положения украинского и белорусского населения в Речи Посполитой, объяснять причины и цели начавшейся освободительной войны;
• составлять хронологию основных событий восстания и русско-польской войны 1654—1667 гг.;
• оценивать значение Переяславской рады и итоги русско-польской и русско-шведской войн; показывать на исторической карте основные направления походов войск Б.М. Хмельницкого и русских войск во время русско-польской войны, места основных сражений, границы Украины и России по договорам 1649 — 1686 гг.;
• готовить выступление в защиту позиции «никониан» и «старообрядцев», используя текст
учебника, исторических источников, материалы Интернета и дополнительную литературу, вести дискуссию по исторической тематике;
• объяснять причины, определять состав участников, рассказывать о ходе, оценивать результаты восстания под предводительством С.Т. Разина;
• характеризовать положение, особенности самоуправления и образа жизни казачества;
• показывать по исторической карте направление походов С.Т. Разина в 1667 — 1671 гг. и территории, охваченные восстанием
Учащийся получит возможность научиться
• характеризовать территорию, население, административно-территориальное деление России в XVII в. на основе текста учебника и исторической карты;
• определять изменения в управлении Российским государством во второй половине XVII века, составлять схему управления России в указанное время;
• сравнивать процессы становления абсолютизма в России и Западной Европе;
• показывать на картекрупнейшие торговые пути, города и ярмарки, центры специализации сельскохозяйственного и промышленного производства.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация
Учащийся научится:
• называть технических изобретения и открытия и их влияние на начало Великих географических открытий;
• определять условия складывания абсолютизма в странах Европы;
• называть причины и сущность Реформации, характеризовать основные идеи протестантских вероучений (лютеранство, кальвинизм)
• сравнивать положение различных социальных слоев общества в раннее Новое время;
Учащийся получит возможность научиться:
• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;
• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории зарубежной Европы XV—XVI вв.;
• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп европейского общества;
• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры Западной Европы
Первые революции Нового времени. Международные отношения
Учащийся научится:
• показывать на исторической карте территорию и границы Англии и Нидерландов XVI-XVII вв., районы народного движения 1566 г., территорию Европы после Тридцатилетней войны ;
• описывать положение основных сословных групп;
• характеризовать экономическое развитие Нидерландов;
• называть основные даты и события Нидерландской и Английской революций;
• характеризовать хозяйственную деятельность и образ жизни финикийцев;
• называть причины революций в Англии и Нидерландах, причины международных конфликтов в XVI – XVIII вв.;
• работать с письменными историческими источниками, отвечать на поставленные вопросы (Акт о низложении Филиппа II, Великая ремонстрация, Билль о правах 1689 г.)
• определять значение революционных событий на изменение государственного устройства;
• давать оценку деятельности историческим личностям (Вильгельм Оранский, Карл I, Оливер Кромвель, Густав II Адольф)
• давать определение понятиям: лесные и морские гёзы, уния, джентри, республика, военная диктатура, «славная революция»
Учащийся получит возможность научиться:
• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;
• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории зарубежной Европы XVI—XVIII вв.;
• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп европейского общества;
• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры Западной Европы
Эпоха Просвещения. Время преобразований
Учащийся научится:
• датировать важнейшие события и процессы в истории Англии, США и Франции в XVIII веке,
• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на тематических картах североамериканские колонии в годы войны за независимость, границы Франции в 1789 г., центры революционных событий;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках (Декларация независимости США 1776 г., Декларация прав гражданина и человека)
• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях зарубежной истории XVIII в. и их участниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения Европы (крестьяне в Англии и Франции, рабочие в Англии, колонисты в Северной Америке);
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России Англии и Франции в XVIII в.; б) эволюции политического строя в результате революции во Франции и войны за независимость в США;
в) ценностей гражданского общества согласно идеям ученых, мыслителей, писателей и художников эпохи Просвещения; г) художественной культуры Западной Европы в XVII - XVIII вв.;
• объяснять причины и следствия ключевых событий зарубежной истории данного времени (война за независимость в Северной Америке, Великая Французская революция)
Учащийся получит возможность научиться:
• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;
• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории зарубежной Европы XV—XVI вв.;
• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп европейского общества;
• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры Западной Европы
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Учащийся научится:
• показывать на исторической карте территорию Индии, Китая и Японии;
• характеризовать особенности политического устройства указанных стран, описывать роль государства и его влияние на все сферы жизни обществ Востока;
• анализировать причины перехода к политике «закрытия» в Японии и Китае;
• выделять общее и различное в развитии указанных стран в Новое время;
Учащийся получит возможность научиться:
• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;
• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории государств Востока в XVI - XVIII вв.;
• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп обществ Востока;
• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры Индии, Китая и Японии
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 часов)
Введение. Хронологические рамки курса. Особенности государственного, экономического, социального и культурного развития России в XVI—XVII вв. Принципы периодизации отечественной истории XVI—XVII вв. Источники по российской истории XVI—XVII вв.
Создание Московского царства
Василий III. Завершение объединения русских земель
Правление Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель.
Русское государство и общество в начале XVI в.
Укрепление великокняжеской власти. Складывание системы управления единым государством. Формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, её роль в управлении государством. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Складывание сословной системы общества. Дворянство, духовенство, торгово-ремесленное население городов. Крестьянство. Крестьянские повинности. Формирование казачества. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим».
Основные понятия и термины: самодержавие, Боярская дума, думные чины, окольничие, местничество, наместники, волостели, волость, стан, сословия, дворянство, помещики, вотчина, поместье, духовенство, посадский люд, тягло; черносошные, владельческие и монастырские крестьяне, оброк, барщина, казачество.
Иван Грозный — первый русский царь
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия становления его личности. Значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международного статуса Московского государства. Внутренняя политика Ивана Грозного
Московское восстание 1547 г. Избранная рада: её состав и значение. Земские соборы. Развитие приказной системы. Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа: формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Служилые люди. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».
Основные понятия и термины: царь, Избранная рада, Земский собор, приказы, дьяки, губные старосты, городовые приказчики, земские старосты, Судебник 1550 г., дворянское ополчение, стрелецкое войско, стрельцы.
Основные персоналии: Елена Глинская, Андрей Старицкий, Иван IV, А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр.
Внешняя политика России при Иване Грозном
Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Укрепление южных границ Российского государства.
Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его последствия для экономического и политического положения страны. Предпосылки и причины продвижения русских на восток. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Роль казаков в освоении Сибири. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Основные понятия и термины: засечная черта, ясак.
Основные персоналии: Иван IV, И.Г. Выродков, Ермак, хан Кучум, Стефан Баторий, И.П. Шуйский.
Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей
Опричнина, дискуссия о её причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Отношение современников к деятельности Ивана Грозного в период опричнины (митрополит Филипп, князь Андрей Курбский, Малюта Скуратов и др.). Набег хана Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царствование Фёдора Иоанновича: характер царя и его правление. Возвышение боярина Бориса Годунова. Введение «урочных лет» как продолжение политики закрепощения крестьян. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега хана Казы (Гази)-Гирея в 1591 г.
Русско-шведская война. Тявзинский мирный договор: восстановление позиций в Прибалтике. Пресечение царской династии Рюриковичей.
Основные понятия и термины: опричнина, опричник, земщина, заповедные лета, урочные лета, закрепощение крестьян.
Основные персоналии: Иван IV, митрополит Филипп, Малюта Скуратов, хан Девлет-Гирей, М.И. Воротынский, царь Фёдор Иоаннович, хан Казы (Гази)-Гирей, Б.Ф. Годунов.
Русская православная церковь в XVI в.
Особенности отношения государственной и церковной властей в XVI в. Стоглавый собор. Святые и еретики XVI в. Учреждение патриаршества и его историческое значение.
Основные понятия и термины: Стоглавый собор, юродивые, еретики, патриаршество.
Русская культура в XVI в.
Развитие письменности в XVI в. Начало книгопечатания. Основные жанры русской литературы XVI в. Лицевой летописный свод. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Домострой. Развитие изобразительного искусства в XVI в. Продолжение формирования дворцово-храмового ансамбля Соборной площади в Москве. Крепостное строительство: Китай-город, Смоленский, Зарайский, Нижегородский, Серпуховской, Коломенский кремли. Фёдор Конь. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). Развитие науки и техники в XVI в.
Основные понятия и термины: скоропись, книгопечатание, летописный свод, парсуна, шатровый стиль.
Основные персоналии: Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Алевиз Новый, Петрок Малый, Фёдор Конь, Барма, Постник Яковлев, Андрей Чохов.
Смутное время
В преддверии Смуты
Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI—XVII вв. Тайна гибели царевича Дмитрия. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Основные понятия и термины: Смутное время, династический кризис, Земский собор.
Основные персоналии: Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, царевич Дмитрий, Ф.Н. Романов.
Лжедмитрий I
Предпосылки появления самозванства. Личность Лжедмитрия I. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление и гибель Лжедмитрия I.
Основные понятия и термины: самозванство, казаки, холопы.
Основные персоналии: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Ф.И. Мстиславский.
Правление Василия Шуйского
Обстоятельства восшествия на престол Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины поражения. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.
Основные понятия и термины: «крестоцеловальная запись», бояре.
Основные персоналии: В.И. Шуйский, патриарх Гермоген, митрополит Филарет, И.И. Болотников, И. Пашков, П. Ляпунов, Г.П. Шаховской, А.А. Телятевский.
Лжедмитрий II.
Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря.
Иностранная интервенция в годы Смуты
Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Захват Новгорода шведскими войсками.
Основные понятия и термины: Тушинский вор, «тушинские перелёты».
Основные персоналии: В.И. Шуйский, Лжедмитрий II, И.М. Заруцкий, Я. Сапега, М.В. Скопин-Шуйский, Сигизмунд III, М.Б. Шеин, королевич Владислав, С. Жолкевский, Карл IX.
Междуцарствие (1610—1613)
Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского королевича Владислава. Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение: социальная база участников, внутренние противоречия. Лжедмитрий III.
Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли».
Основные персоналии: Ф.И. Мстиславский, королевич Владислав, патриарх Гермоген, П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий, Д.Т. Трубецкой, Лжедмитрий III.
Второе ополчение и освобождение Москвы
Ситуация в стране к середине 1612 г. Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский). Освобождение Москвы в 1612 г. Подготовка к Земскому собору. Претенденты на российский престол и преимущества кандидатуры М.Ф. Романова. Избрание царя из династии Романовых и его венчание на царство. Подвиг Ивана Сусанина.
Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли», Земский собор.
Основные персоналии: королевич Владислав, Кузьма Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов.
Россия при первых Романовых
Правление Михаила Фёдоровича (1613—1645)
Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Основные направления внутренней политики Михаила Фёдоровича. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России в царствование Михаила Романова. Восстановление экономического потенциала страны. Смоленская война (1632—1637) и причины поражения в ней России. Укрепление южных границ Московского государства в контексте отношений с Крымским ханством и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги правления Михаила Фёдоровича и положение России в середине XVII в.
Основные понятия и термины: Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги, соха, Поляновский мир, «Азовское сидение».
Основные персоналии: М.Ф. Романов, патриарх Филарет, М.Б. Шеин.
Правление Алексея Михайловича (1645—1676)
Личность царя Алексея Михайловича. Правительство Б.И. Морозова. Соляной бунт 1648 г.: предпосылки и причины восстания, социальный состав его участников, требования и действия восставших, последствия. Соборное уложение 1649 г.: основные положения. Окончательное оформление крепостного права в России. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества.
Основные понятия и термины: Соляной бунт, челобитная, белые слободы, Соборное уложение, тягло, крепостное право.
Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Н.И. Одоевский.
Россия в XVII в.
Территория и население России в XVII в. Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления. Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Создание полков нового (иноземного) строя. Экономическое развитие России в XVII в. Развитие внутренних торговых связей и хозяйственной специализации регионов Российского государства. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Возникновение мануфактурного производства.
Основные понятия и термины: сословно-представительная монархия, абсолютизм, Боярская дума, Государев двор, приказы, приказные люди, приказ Тайных дел, воеводы, земские старосты, городовые приказчики, дворяне, дворянское ополчение, полки нового (иноземного) строя, мелкотоварное производство, ярмарка, купцы, мануфактура, приписные крестьяне.
Русская деревня в XVII в.
Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Освоение новых сельскохозяйственных угодий. Развитие растениеводства, огородничества и скотоводства в XVII в. Рыбный промысел. Крестьянство в XVII в. Распространение дворянского землевладения.
Основные понятия и термины: барщина, оброк, тягло, бобыли, захребетники, однодворцы.
Внешняя политика России во второй половине XVII в. Присоединение Украины к России
Украинские земли под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь — центр борьбы украинского народа за освобождение. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада 8 января 1654 г. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и её результаты.
Основные понятия и термины: Люблинская уния, католицизм, Униатская церковь, шляхта, казачество, гетман, реестровые казаки, Запорожская Сечь, атаман, Зборовский договор, Белоцерковский мир, Переяславская рада, Андрусовское перемирие.
Основные персоналии: Б.М. Хмельницкий, И. Выговский.
Раскол в Русской православной церкви
Необходимость церковных реформ в середине XVII в. Кружок ревнителей благочестия. Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Сущность раскола Русской православной церкви. Никон и Аввакум: столкновение судеб и характеров. Старообрядчество. Трагические страницы истории старообрядчества: «дело боярыни Морозовой», осада Соловецкого монастыря.
Основные понятия и термины: кружок ревнителей благочестия, церковный обряд, старообрядчество, раскол.
Основные персоналии: Стефан Вонифатьев, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, Епифаний Славинецкий, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова.
Городские восстания середины XVII в.
Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича. Соляной бунт 1648 г. Медный бунт (1662): причины, социальная база, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг.
Восстание Степана Разина.
Донское казачество в XVII в.: условия формирования, образ жизни, роль в охране южных рубежей России, отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение казаков. Степан Разин как предводитель донского войска. Восстание 1670-1671 гг.: цели и социальный состав участников, «прелестные письма», основные места сражений разинцев
с правительственными войсками, итоги восстания.
Основные понятия и термины: поход «за зипунами», «прелестные письма».
Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, С.Т. Разин.
Наследники Алексея Михайловича
Дети Алексея Михайловича. Личность Фёдора Алексеевича. Планы преобразований. Налоговая реформа. «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отмена местничества. События 1682 г.
Основные понятия и термины: местничество, подворное налогообложение, cтрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой.
Основные персоналии: Фёдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, Н.М. Зотов, И.А. Хованский.
Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.
Народы Сибири и Дальнего Востока. Цели и способы освоения русскими пространств Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Политика властей в отношении народов Сибири и Дальнего Востока, а также условия их вхождения в состав Российского государства. Сибирский приказ (1637). Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения, формирование многонациональной элиты. Русские географические открытия. Плавание Семёна Дежнёва. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование
бассейна реки Амур. Коч - корабль русских первопроходцев. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор (1689) с Китаем.
Основные понятия и термины: землепроходцы, «мягкая рухлядь», острог, ясак, Сибирский приказ, Нерчинский договор.
Развитие грамотности, книжного дела и просвещения в России в XVII в. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. Открытие Славяно-греко-латинского училища. Литература в XVII в.
Обмирщение культуры. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории. Театр времён Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора.
Основные понятия и термины: Псалтырь, Часослов, Славяно-греко-латинское училище, сказание, повесть, «вирши», газета, театр.
Основные персоналии: С. Медведев, М. Смотрицкий, К. Истомин, Ф.М. Ртищев, братья Софроний и Иоанникий Лихуды, Авраамий Палицын, Симеон Полоцкий, Иннокентий Гизель, Иоганн Грегори.
Искусство XVII в.
Новые черты в архитектуре XVII в. Приказ каменных дел и Оружейная палата. Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в старых городах и новых землях Московского царства. Московское (нарышкинское) барокко. Реализм в церковной и светской живописи XVII в.
Парсунная живопись. «Строгановская» школа иконописи. Симон Фёдорович Ушаков и особенности его творчества. Ярославская школа иконописи. Развитие декоративно-прикладного искусства.
Основные понятия и термины: «узорочье», московское (нарышкинское) барокко, «строгановская» и ярославская школы иконописи, парсуна, изразец.
Основные персоналии: Прокопий Чирин, И. и Н. Савины, С.Ф. Ушаков.
Жизнь и быт различных сословий
Семья и семейные отношения. Изменения в картине мира человека XVII в. Повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоёв населения страны. Одежда.
Основные понятия и термины: курная изба, подклет, горница, хоромы, амбар, мыльня, сорочка, зипун, кафтан, сарафан, душегрея, чёботы.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)
Введение
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация
Технические открытия и выход к Мировому океану. Великие географические открытия
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Усиление королевский власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику
Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь европейцев
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи
Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Великие гуманисты Европы
«Я ставлю тебя в центре мира». Процесс обмирщения сознания. Изменение мировоззрение в эпоху Возрождения. Гуманист Эразм Роттердамский. Первые утопии. «Золотая книга» Томаса Мора. Франсуа Рабле.
Мир художественной культуры Возрождения
Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения.
Рождение новой европейской науки
Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Начало Реформации в Европе
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. «Спасение верой». «Чья страна, того и вера». Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Распространение Реформации. Контрреформация
Учение и церковь Жана Кальвина. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Попытки реформ и Тридентский собор
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях
Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Мария Кровавая и попытка Контрреформации. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Борьба с Испанией за морское первенство.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Один король, но две веры. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Первые революции Нового времени.
Международные отношения
Освободительная война в Нидерландах
Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.
Парламент против короля. Революция в Англии
Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия.
Путь к парламентской монархии
Движение протеста: левеллеры и диггеры. Протекторат Кромвеля. Борьба за колонии и мировое господство. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества. Ганноверы на троне. Тори и виги. Англия – «владычица морей»
Международные отношения в XVI – XVIII вв.
Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Эпоха Просвещения. Время преобразований
Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения
Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах.
На пути к индустриальной эре
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Английские колонии в Северной Америке
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Конфликты с метрополией. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Военные действия 1776 – 1777 гг. Успешная дипломатия и окончание войны. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции
Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Подъем в промышленности, развитие торговли. Положение различных сословий во Франции. Кризис системы абсолютизма. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Программа экономических преобразований Ж. Тюрго. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. Падение Бастилии и начало революции. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Французская революция. От монархии к республике
Декларация прав человека и гражданина. Поход на Версаль 5-6 октября 1789 г. Вареннский кризис. Конституция 1791 г. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Провозглашение республики. Отсутствие единства в лагере революции. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
Раскол в среде якобинцев. Трагедия Робеспьера – «якобинец без народа». Перевород 9 термидора. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Конституция 1795 г. и Директория. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства. Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.
Традиционные общества Востока
Государства Востока: традиционные общества в эпоху раннего Нового времени
Земля принадлежит государству. Особенности поземельных отношений в Индии, Китае, Японии. Деревенская община. Государство регулирует хозяйственную жизнь. Сословный строй. Строгая иерархия в сословной системе Японии. «Кодекс чести» самураев. Положение разных сословных групп в Японии. Города под контролем государства. Религии Востока – путь самосовершенствования. Конфуцианство. Буддизм. Синтоизм.
Государства Востока. Начало европейской колонизации
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Тема урока
Кол-во
час.
Основные виды учебной деятельности
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 часов)
1.
Вводный урок
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение хронологических рамок курса. Актуализация
знаний о Новом времени как периоде мировой истории. Характеристика источников по отечественной истории
Создание Московского царства (11 часов+1 час к/р)
2.
Василий III. Завершение объединения русских земель
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Работа с исторической картой. Высказывание суждений о деятельности Василия III. Составление характеристики территории и населения Московского государства на основании текста учебника и исторической карты. Определение функций и роли Боярской думы. Описание процесса формирования приказной системы и органов местной власти в начале XVI в. Объяснение значения основных понятий темы урока
3.
Русское государство и общество в начале XVI в.
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление схемы «Общественный строй Московского государства». Сопоставление основных форм землевладения (вотчина, поместье). Составление развёрнутого плана характеристики положения крестьян в России в начале XVI в. Объяснение сущности идеологии единого Российского государства. Работа над понятийным аппаратом темы урока
4.
Иван Грозный – первый русский царь
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Обсуждение проблемы влияния политической обстановки и окружения на характер Ивана IV. Оценка значения венчания на царство Ивана Васильевича.
5.
Внутренняя политика Ивана Грозного
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Характеристика реформ Избранной рады. Составление схемы центрального и местного управления. Объяснение значения основных понятий темы урока. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам
6.
Входной контроль. Контрольная работа
1
Выполнение контрольной работы, включающей разноуровневые задания (тестовые задания, выполнение заданий на умение работать с текстами, картой, иллюстрациями)
7-8.
Внешняя политика России при Иване Грозном. Ливонская война
2
Определение направлений и задач внешней политики правительства Ивана IV. Составление рассказа о присоединении Казанского и Астраханского ханств, походе Ермака на основе исторической карты и текста учебника. Высказывание оценочных суждений о значении присоединения новых территорий к России. Объяснение значения основных понятий темы урока. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам. Заполнение таблицы «Ливонская война». Работа с исторической картой. Определение причин и последствий поражения России в войне. Формулирование общих выводов о результатах внешней политики России второй половины XVI в.
9.
Опричное лихолетье и конец династии Рюриковичей
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Обсуждение вопроса о причинах введения опричнины. Раскрытие сущности опричнины на основе анализа текстов учебника и исторического источника, а также исторической карты. Определение последствий опричнины. Составление характеристики правления Фёдора Иоанновича по самостоятельно подобранным критериям
10.
Русская православная церковь в XV веке
1
Объяснение сущности новых отношений между церковной и светской властями в XVI в., выявление тенденций их развития. Составлениеплана перечисления решений Стоглавого собора. Оценка деятельности собора. Характеристика духовной жизни России в XVI в. Высказывание оценочных суждений о значении учреждения патриаршества в Российском государстве
11-12.
Русская культура в XVI веке
2
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика развития письменности в данный период. Составление таблицы «Русская литература во второй половине XVI в.» на основе текста учебника. Анализ текста литературных произведений данного периода по поставленным вопросам. Высказывание мнения о культурной и исторической ценности произведений русской литературы XVI века.
Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций между членами группы. Составление плана деятельности. Определение структуры презентации / проекта. Подбор критериев и источников для характеристики памятников архитектуры и искусства XVI в. Представление результатов работы: выступление перед классом с подготовленной презентацией. Определение критериев оценки представленных работ.
13.
Обобщающий урок «Московское царство в XVI в.»
Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов
Смутное время (8 часов)
14.
В преддверии Смуты
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение предпосылок и причин Смуты. Высказывание оценочных суждений о «деле царевича Дмитрия». Составление характеристики политики Бориса Годунова на основе текстов учебника и исторического источника. Формулированиевыводов о положении России накануне Смуты и прогнозирование дальнейшего развития событий. Объяснение значения основных понятий темы урока
15.
Лжедмитрий I
1
Определение сущности явления самозванства в России. Составление развёрнутого плана рассказа о войне между самозванцем и избранным царём на основе текста учебника и исторической карты. Характеристика личности и деятельности Лжедмитрия I. Выявление причин свержения самозванца. Составление сравнительной характеристики Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского на основе текста исторического источника
16.
Правление Василия Шуйского
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем. Характеристика правления Василия Шуйского и выявление причин недовольства его политикой. Составление плана характеристики восстания И.И. Болотникова по заданным критериям на основе текстов учебника и исторического источника, исторической карты
17.
Лжедмитрий II
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение причин расцвета самозванства при Василии Шуйском. Прогнозирование последствий образования в стране нескольких центров власти.
18.
Иностранная интервенция в годы Смуты
1
Восприятие информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определять причины интервенции в Россию. Составление хронологии вторжения иностранных войск на территорию России. Формулирование общих выводов о политической ситуации в России в правление Василия Шуйского
19.
Междуцарствие (1610-1613)
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Высказывание оценочных суждений о деятельности Семибоярщины. Заполнение таблицы «Народные ополчения 1611—1612 гг.». Выявление причин распада ополчения. Объяснение значения основных понятий темы урока. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам.
20.
Второе ополчение и освобождение Москвы
1
Заполнение таблицы «Народные ополчения 1611 -1612 гг.». Работа с исторической картой. Определение причин победы ополчения. Составление исторических портретов Кузьмы Минина и Д.М. Пожарского по самостоятельно определённому плану. Определение состава Земского собора 1613 г. Обсуждение претендентов на царский престол и выявление причин избрания Михаила Фёдоровича Романова. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам
21.
Обобщающий урок «Смутное время»
1
Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение проверочных работ
Россия при первых Романовых (17 часов+1 к/р.+1 повт.)
22.
Правление Михаила Фёдоровича (1613 – 1645)
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение внутри- и внешнеполитических задач России после Смуты. Составление хронологического ряда событий 1613—1618 гг. Работа с исторической картой. Оценка деятельности Михаила Фёдоровича Романова с точки зрения решения задач по преодолению Смуты. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам. Формулирование общего вывода об итогах правления Михаила Фёдоровича
23.
Правление Алексея Михайловича (1645 – 1676)
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Высказывание суждений о личности нового царя. Составление характеристики Соляного бунта по заданным критериям. Раскрытие основных положений Соборного уложения 1649 г. и оценка его исторического значения. Составление исторического портрета царя Алексея Михайловича
24-25.
Россия в XVII в.
2
Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций между членами групп. Поиск информации для характеристики территории и населения, государственного управления, экономического развития России в XVII в. Составление схемы управления России в XVII в. Сопоставление процессов становления абсолютизма в России и Западной Европе. Работа с исторической картой. Составление плана-перечисления особенностей экономического развития страны в данное время. Представление результатов работы групп. Формулирование общих выводов о развитии России в XVII в. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем
26.
Русская деревня в XVII в.
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение последствий Смуты для сельского хозяйства России. Характеристика развития различных отраслей сельского хозяйства. Заполнение сравнительной таблицы «Положение частновладельческих и черносошных крестьян в России в XVII в.». Характеристика процесса распространения дворянского землевладения. Объяснение значения основных понятий темы урока. Формулирование общих выводов по теме урока
27.
Внешняя политика России во второй половине XVII в.
1
Объяснение причины и цели освободительной войны под предводительством Б.М. Хмельницкого. Заполнение таблицы «Восстание Б.М. Хмельницкого (1648—1654)». Составление хронологии хода войны 1654—1667 гг. на основе текста учебника и исторической карты. Формулирование выводов о значении присоединения Украины к России, об итогах русско-польской (1654—1667) и русско-шведской (1656—1658) войн
28.
Присоединение Украины к России
1
29.
Раскол в Русской православной церкви
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика церковной реформы. Оценка её результатов с точки зрения реализации целей реформы и восприятия её обществом. Определение сути конфликта между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Характеристика феномена старообрядчества. Объяснение значения основных понятий темы урока
30.
Городские восстания середины XVII в.
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Выявление причин Соляного и Медного бунтов. Составление характеристики Медного бунта по заданному плану на основе текстов учебника и исторического источника, исторической карты. Формирование выводов и результатах и значении городских восстаний середины XVII в.
31.
Восстание Степана Разина
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Описание положения и жизни казачества. Выявление причин восстания С. Разина. Формулирование общих выводов о результатах восстания казаков под предводительством С. Разина
32.
Обобщающий урок «Россия при первых Романовых»
1
Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение заданий, направленных на подготовку к контрольной работе
33.
Административный контроль. Контрольная работа
Выполнение контрольной работы, включающей разноуровневые задания (тестовые задания, выполнение заданий на умение работать с текстами, картой, иллюстрациями)
34.
Наследники Алексея Михайловича
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление развёрнутого плана характеристики правления царя Фёдора Алексеевича. Высказывание оценочного суждения об отмене местничества. Определение причин Стрелецкого бунта 1682 г. Объяснение значения основных понятий темы урока. Составление исторического портрета царевны Софьи Алексеевны
35-36.
Освоение Сибири и Дальнего Востока
2
1. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика природных условий и образа жизни народов Сибири и Дальнего Востока в XVII в. на основе текста учебника и исторической карты. Оценка способов и методов освоения данных регионов русскими, христианизации коренных народов Севера. Подбор источников и составление плана сообщений /презентаций о русских землепроходцах XVII в.
2. Определение цели, задач и алгоритма учебной деятельности. Представление результатов своей работы перед классом. Формулирование общих выводов о значении открытий и освоения земель Сибири и Дальнего Востока. Определение критериев оценки представленных работ. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем
37
Просвещение, литература и театр в XVII в.
1
Объяснение значения основных понятий темы. Характеристика распространения грамотности и развитии просвещения в данный период. Определение тенденций развития литературы в XVII в. Составление таблицы «Русская литература во второй половине XVII в.» на основе текста учебника. Анализ текста литературных произведений данного периода. Высказывание мнения о культурной и исторической ценности произведений русской литературы XVII в. Оценка значения возникновения театра в России
38.
Искусство XVII века
1
1. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций между членами группы. Составление плана деятельности. Определение структуры презентации/проекта. Подбор критериев и источников для характеристики памятников архитектуры и искусства XVII в.
2. Представление результатов работы: выступление перед классом с подготовленной презентацией. Формулирование общих выводов о развитии искусства в XVII в. и ценности культурного наследия этого периода.
39.
Жизнь и быт различных сословий
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление распорядка дня женщины — хозяйки дома, жившей в XVII в., с использованием текста и иллюстраций учебника. Сопоставление влияния религии и церкви на повседневную жизнь человека в России и европейских странах в XVII в. Составление описания жилища, предметов обихода и одежды XVII в. Формулированиевыводов о проникновении элементов европейской культуры в жизнь и быт высших слоёв российского общества
40.
Повторение по курсу «История России. XVI – XVII вв.»
1
Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение проверочных работ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация (12 часов)
41.
От Средневековья к Новому времени
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение хронологических рамок курса. Актуализация знаний о Новом времени как периоде мировой истории. Характеристика источников по всеобщей истории
42.
Технические открытия и выход к Мировому океану. Великие географические открытия
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика технический открытий. Выявление предпосылок Великих географических открытий. Работа с исторической картой. Составление таблицы «Великие географические открытия и их значение». Составление исторического портрета Христофора Колумба. Формулирование общего вывода о влиянии открытия новых земель на ход исторического развития
43.
Усиление королевский власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение условий складывания абсолютизма в европейских государствах. Характеристика политики Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона. Объяснение причины появления республик в Европе.
44.
Дух предпринимательства преобразует экономику
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ условий развития предпринимательства в странах Западной Европы. Определение значения появления мануфактурного производства. Сопоставление труда ремесленника и работника мануфактуры.
45.
Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь европейцев
1
Восприятие информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика социальных изменений, происходивших в странах Европы. Сопоставление положения различных сословий в ранее Новое время. Формирование общих выводов по теме урока
46.
Великие гуманисты Европы
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика взглядов гуманистов на человека и его место вмире. Составление таблицы «Гуманисты и их взгляды». Высказывание мнения о влиянии идей гуманизма на развитие просвещения в странах Европы
47.
Мир художественной культуры Возрождения
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Анализ текста литературных произведений данного периода по поставленным вопросам. Высказывание мнения о культурной и исторической ценности произведений европейской литературы и живописи XVI века. Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций между членами группы. Составление плана деятельности. Определение структуры презентации/проекта. Подбор критериев и источников для характеристики памятников архитектуры и искусства XVI в. Представление результатов работы: выступление перед классом с подготовленной презентацией. Определение критериев оценки представленных работ.
48.
Рождение новой европейской науки
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Сопоставление представлений о мире и человеке в эпоху Средневековья и в Новое время. Составление таблицы «Научные открытия». Сравнение методов познания мира, предложенные Ф. Бэконом и Р. Дэкартом. Характеристика научных достижений Г. Галилея, Н. Коперника, Дж. Бруно. Высказывание оценочных суждений об отношении католической церкви к деятельности ученых и научным открытиям. Формирование общих выводов о влиянии научных открытий XVI – XVII вв. на формирование новых взглядов и изменение мировоззрения людей
49.
Начало Реформации в Европе
1
Восприятие информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение взаимосвязи гуманизма и Реформации. Выявление причин Реформации.Характеристика основных идей учения Мартина Лютера. Составление исторического портрета Мартина Лютера. Анализ исторического источника. Формирование вывода о значении распространения лютеранства для европейских стран
50.
Распространение Реформации. Контрреформация
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Характеристика основных идей учения Жана Кальвина. Сравнение учений Мартина Лютера и Жана Кальвина по самостоятельно заданным критериям. Определение методов борьбы католической церкви с протестантскими учениями, моральная оценка деятельности ордена иезуитов. Привестиаргументы, что идеи кальвинизма способствовали развитию предпринимательства в странах Европы
51.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Сравнение процесса Реформации в Германии и Англии по самостоятельно заданным критериям. Определение причины поддержки англиканской церкви королевской властью. Выявление особенностей английского абсолютизма. Характеристика правления Генриха VIII и Елизаветы I Тюдор. Анализ исторических источников
52.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Выявление причин религиозных войн во Франции. Моральная оценка Варфоломеевской ночи как средства борьбы с политической оппозицией. Составление исторического портрета Генриха IV Наваррского. Сравнение политики Генриха IV и Елизаветы I Тюдор. Оценка деятельности кардинала Ришелье. Анализ исторических источников «Нантский эдикт», «Политическое завещание» Ришелье.
Первые революции Нового времени. Международные отношения (5 часов)
53.
Освободительная война в Нидерландах
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Оценка влияния Великих географических открытий на экономическое развитие Нидерландов, выявление проявлений развития капиталистических отношений. Составление плана «Причины революции в Нидерландах». Формирование общего вывода о влиянии победы Нидерландов в войне против Испании на дальнейшее развитие двух стран
54.
Парламент против короля. Революция в Англии
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Выявление причин противостояния короля и парламента в Англии. Сравнение английской и нидерландской революций по самостоятельно заданным критериям. Составление схемы «Причины и события английской революции». Объяснение особенностей парламентской системы в Англии. Составление таблицы «Реформы Долгого парламента» с указанием содержания и значения реформ. Выявление взаимосвязи реформ и революционных событий. Анализ исторического источника («Великая ремонстрация»)
55.
Путь к парламентской монархии
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Характеристика требований левеллеров. Составление исторического портрета Оливера Кромвеля. Привести факты, доказывающие, что режим Кромвеля оказался военной диктатурой. Моральная оценка действий О. Кромвеля. Составление развёрнутого плана «Борьба за колонии и морское господство». Работа с исторической картой. Анализ исторического источника «Билль о правах»
56.
Международные отношения в XVI – XVIII вв.
1
Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Доказать, что Тридцатилетняя война – первая общеевропейская война. Характеристика Тридцатилетней войны по плану: а) причины и повод к войне; б) страны-участницы; в) основные события; г) результат и значение войны. Объяснение понятия «Восточный вопрос». Формирование вывода о последствиях войн XVII – XVIII в. для Великобритании, Франции, Голландии, Австрии
57.
Контрольная работа «Страны Европы в XVI – XVII вв.»
1
Выполнение контрольной работы, включающей разноуровневые задания (тестовые задания, выполнение заданий на умение работать с текстами, картой, иллюстрациями)
Эпоха Просвещения. Время преобразований (7 часов)
58.
Великие просветители Европы
Мир художественной культуры Просвещения
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Изложение основных положений учений Дж. Локка, Монтескье, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, А. Смита. Заполнение таблицы «Основные идеи просветителей». Определение значения идей просветителей, выявление прогрессивных черт взглядов просветителей на устройство государства и общества. Соотнесение ценностей, идей Просвещения и их проявление в творчестве деятелей культуры XVIII в. Формирование образа нового человека на основе героев литературных произведений эпохи Просвещения.
59.
На пути к индустриальной эре
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Выявление условий промышленного переворота в Англии в XVIII в. Определение влияния технических изобретений на развитие промышленного переворота. Оценка влияния промышленного переворота на изменение положения рабочих и образа жизни населения Англии
60.
Английские колонии в Северной Америке
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Работа с исторической картой. Оценка политики английского короля по отношению к североамериканским колониям. Выявление причин конфликта между колониями и метрополией. Прогнозирование возможных результатов войны за независимость. Начало заполнения таблицы «События войны за независимость североамериканских колоний»
61.
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Продолжение заполнения таблицы «События войны за независимость североамериканских колоний». Определить, какие из идей просветителей нашли отражение в Декларации независимости, в Билле о правах и Конституции США. Объяснение причины победы колоний в борьбе с Англией. Формирование вывода о значение победы североамериканских колоний в истории США и Англии
62.
Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Сравнение экономическое развитие Англии и Франции в XVIII в. Выявление и анализ противоречий между сословиями французского общества в XVIII в. Выявление причин революции во Франции. Начало заполнения таблицы «Основные события Французской революции».
63.
Французская революция. От монархии к республике
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Продолжение заполнения таблицы «Основные события Французской революции». Определить, какие идеи мыслителей XVII – XVIII в. нашли отражение в Декларации прав человека и гражданина. Моральная оценка методов правления якобинцев
64.
Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Продолжение заполнения таблицы «Основные события Французской революции». Выявление причин падения режима диктатуры якобинцев. Составление плана «Значение Французской революции». Составление исторического портрета Наполеона Бонапарта
Традиционные общества Востока (2 часа)
65.
Государства Востока: традиционные общества в эпоху раннего Нового времени
1
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Выявление характерныхчерт и особенностей традиционных обществ Востока. Сравнение традиционных обществ Востока с европейскими по самостоятельно предложенным критериям. Оценка роли государства в регламентации повседневной жизни и общественных отношениях государств Востока
66.
Государства Востока. Начало европейской колонизации
Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Характеристика империи Великих Моголов. Оценка политики Акбара по укреплению империи. Сравнение развития Китая, Индии и Японии в новое время. Оценка политики «закрытия»Китая и Японии.
Итоговое повторение и контроль знаний
67.
Обобщающий урок «Развитие мировой цивилизации в Новое время»
1
Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Подготовка к контрольной работе
68.
Промежуточная аттестация. Контрольная работа
1
Выполнение контрольной работы, включающей разноуровневые задания (тестовые задания, выполнение заданий на умение работать с текстами, картой, иллюстрациями)
69.
Итоговое повторение
1
Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов.