Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Средневековье.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Средних веков
(базовый уровень)
для 6-А и 6-Б классов
Составитель программы:
Фёдоров Сергей Павлович,
учитель истории,
специалист высшей категории,
учитель-методист
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Временного государственного образовательного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений.
Особенности программы – её интегративность, объединение курсов всеобщей и отечест-венной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс даёт возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концент-рической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминоло-гией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Основу курса истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, её динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
В курсе «Всеобщая история. История Средних веков» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослежи-ваются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
При реализации программы используются элементы технологий:
личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний;
формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач;
учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;
развития критического мышления.
Также при реализации программы используются и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
При реализации рабочей программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, которые классифицируются:
по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый);
по источникам знаний (словесные, наглядные, практические);
по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
Основные виды контроля знаний учащихся:
тестовые работы;
терминологические и цифровые диктанты;
устные ответы учащихся;
письменные самостоятельные работы;
работа в группах;
анализ исторического источника;
характеристика исторической личности;
защита мини-проектов.
Контрольные работы по курсу «История Средних веков» не предусмотрены.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI–XI вв.
3
Ранние славянские государства. Просветители славян: Кирилл и Мефодий. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Глава 3. Арабы
в VI–XI вв.
2
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Глава 4. Феодалы и крестьяне
2
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
3
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Глава 6. Католическая церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы.
2
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский.
Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Османская империя.
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI–XV вв.
5
Возникновение сословно-представительных мона-рхий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей.
Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.
Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена.
Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV–XV вв.
2
Гуситское движение в Чехии. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Культурное наследие Византии.
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.
Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века
4
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
2
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.
Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Повторительно-обобщающий урок
4
Всего
34
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса истории
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование ИКТ.
Учащиеся научатся:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах, государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в средневековых государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Учащиеся получат возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.
Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2009.
Максимов Ю.И. Тесты по истории Средних веков: 6 класс. ФГОС. – М.: Изд-во «Экзамен», 2016.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
№ урока
в теме
Тема урока
По плану
6-А
По плану
6-Б
По факту
6-А
По факту
6-Б
1
1
Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки.
Тема 1. Становление средневековой Европы VI–XI вв. (4 ч)
2
1
Образование варварских королевств. Государство франков в VI–VIII веках
3
2
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы
4
3
Создание и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы
5
4
Англия в раннее Средневековье
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI–XI вв. (3 ч)
6
5
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство
7
6
Культура Византии
8
7
Образование славянских государств
9
1
Повторительно-обобщающий урок по темам: «Становление средневековой Европы VI–XI вв.»; «Византийская империя и славяне в VI–XI вв.»
Тема 3. Арабы в VI–XI вв. (2 ч)
10
1
Возникновение ислама. Арабский халифат
11
2
Культура стран халифата
Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)
12
1
Феодализм. Средневековая деревня и её обитатели
13
2
Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (3 ч)
14
1
Средневековый город. Особенности хозяйственной жизни
15
2
Торговля в Средние века
16
3
Жизнь и быт горожан
17
2
Повторительно-обобщающий урок по темам: «Арабы в VI–XI вв.»; «Феодалы и крестьяне»; «Средневековый город в Западной и Центральной Европе»
Тема 6. Католическая церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы (2 ч)
18
1
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы
19
2
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI–XV вв. (5 ч)
20
1
Объединение Франции
21
2
Особенности сословно- представительной монархии в Англии
22
3
Столетняя война. Усиление королевской власти во Франции и в Англии
23
4
Реконкиста и образование государств на Пиренейском полуострове
24
5
Германия и Италия в XII–XV вв.
Тема 8.Славянские государства и Византия в XIV–XV вв.
25
1
Гуситское движение в Чехии
26
2
Османские завоевания на Балканах. Падение Византии
27
3
Повторительно-обобщающий урок по темам: «Католическая церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы»; «Образование централизованных государств в Западной Европе в XI–XV вв.»; «Славянские государства и Византия в XIV–XV вв.»
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (4 ч)
28
1
Образование и философия
29
2
Средневековая литература. Искусство
30
3
Культура раннего Возрождения в Италии
31
4
Научные открытия и изобретения
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века (2 ч)
32
1
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония
33
2
Государства и народы Африки. Доколумбовая Америка
34
4
Повторительно-обобщающий урок по темам: «Культура Западной Европы в Средние века»; «Народы Азии, Америки и Африки в Средние века»