Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории, 10 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по истории создана на основе программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне, рассчитана на 70 часов.
Рабочая программа по истории в 10 классе направлена на достижение следующих целей и задач:
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных традиций, нравственных; и социальных установок;
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности;
Освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными тинами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации;
Формирование ответственности за историческое образование и историческое мышление - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Более широкое, чем на предшествующем уровне обучения, привлечение исторической литературы и источников.
Задачей историческое образование на уровне среднего (полного) общего образования является формирование систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащение социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Используемый учебно- методический комплект:
1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, История России с древнейших времён до конца 18 века. М.: Просвещение , 2011
2. В.И.Буганов, П.Н.Зырянов , История России конец 17-19 века. М.: Просвещение , 2011
3. Н.В.Загладин, Н.А.Симония. «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в », учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. –изд. – М.: «Русское слово – учебник», 2014.
4. Методические рекомендации по использованию учебников Н.В.Загладина. «Всеобщая история 10-11 класс». М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС», 2009
Изменения:
С целью углубления знаний школьников по Отечественной истории в основу взято соотношение: 24:46, где на курс «Всеобщей истории» выделено минимальное количество часов по Госстандарту.
Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.
Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими при изучении истории России и Всеобщей истории с древнейших времён до конца XIX в. в 10 классе являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, семинар, обобщающие уроки.
Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.
Текущий контроль знаний обучающихся в 10 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, выполнения творческих заданий, тематические зачеты и тесты в рамках урока.
3.Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
п/п
уроки
лабораторно-практические или творческие работы
контрольные работы
История России с древнейших времен до середины 19 века.
1
Глава 1 Предыстория народов России. Начало Руси.
5
5
-
-
2
Глава2. Русь в 11 -12 вв.
5
5
-
-
3
Глава3. Русь в 13-15вв.
6
5
-
1
4
Глава 4. Россия в16 веке
4
4
-
-
5
Глава 5. Россия в 17 веке
7
7
-
-
6
Глава 6. Россия в конце 17 -18 веке
10
9
-
1
7
Глава 7 Россия в первой половине 19 века
8
7
-
1
8
Итоговое повторение и обобщение по курсу.
1
1
-
-
Всеобщая история.
9
Раздел1.Меняющийся облик мира: опыт осмысления.
1
1
-
-
10
Раздел2.Человечество на заре своей истории .
5
5
-
-
11
Раздел 3. Европа и Азия в средние века.
8
8
-
-
12
Раздел 4.Новое время: Эпоха европейского государства.
9
9
-
-
13
Итоговое повторение и обобщение по курсу.
1
1
-
-
Итого:
70
67
-
3
4 Содержание тем учебного курса
Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени. Причины роста интереса к истории, формирования национальных школ исторической мысли. Особенности развития исторической науки в России. Проблема истинности исторических знаний. Развитие научного подхода к истории. История и другие гуманитарные, общественно-политические науки.
Понятия и термины: принципы историзма, конкретно-исторического анализа, научной объективности.
Эволюция взглядов на историю человечества. Религиозно-мистические концепции истории. Движущие силы исторического развития в философии XVIII— XIX вв. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Марксизм и формационная теория. Вопрос о роли личности в истории, влияние политических интересов на формирование исторических воззрений. Философия истории в XX в. Особенности цивилизационного подхода к истории. Проблема критериев прогресса во всемирной истории.
Причины слабости первых государств древности. Наступление железного века, возвышение военных деспотий в Малой Азии и их характерные черты. Империя Дария I. Кастовый строй в Индии и его особенности. Китай в эпоху древности. Новый этап духовной жизни человечества, мировоззренческие основы зороастризма, буддизма, конфуцианства.
Понятия и термины: военная деспотия, варны и касты, зороастризм, буддизм, конфуцианство.
Становление цивилизации в Греции. Цивилизация Крита. Микенское и дорийское завоевания. Возникновение городов-государств (полисов) и их экспансия в Средиземноморье. Становление демократии в Афинах. Общественно-политический строй Спарты. Особенности городов-государств Италии. Возвышение Рима и утверждение республиканского строя. Сравнительный анализ исторического развития древних городов-государств - Афин, Спарты и Рима.
Понятия и термины:архонт, ареопаг, демократия, остракизм, полис, илоты, сенат, патриции, плебеи, республика, центурия, пролетарий, народный трибун
Восточнославянские союзы племен. Общественное устройство раннеславянских государств. Быт, обычаи и религия славянских союзов племен. Теории происхождения Древнерусского государства. Завоевательные походы великих князей Руси. Сравнение путей становления Древнерусского государства и раннефеодальных империй в Западной Европе и Азии. Борьба с кочевниками.
Персоналии: Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь.
Понятия и термины: вече, путь «из варяг в греки», «Повесть временных лет», Русь.Превращение Руси в крупнейшую державу Европы. Походы Святослава. Причины принятия христианства на Руси. Христианские и языческие верования.
Изменения в быте, духовной жизни восточных славян. Русь в орбите европейской политики и торговли. Формирование аппарата власти Древнерусского государства.
Персоналии: Святослав, Ярополк, Владимир, Ольга.
Понятия и термины: Волжская Булгария, Хазарский каганат, волхвы, Перун, печенеги, автокефальная церковь.
Русь времен Русской Правды. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития общества и государства. Социально-экономические и политические факторы раздробленности. Сравнительный анализ исторического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова. Оценка деятельности русских князей. Культура Руси.
Персоналии: Святополк, Ярослав Мудрый, Изяслав, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Изяслав, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Игорь.
Понятия и термины: Русская Правда, бояре, люди, смерды, закупы, рядовичи, челядь.
Золотая Орда, Польское и Литовское государства. Политика и военная деятельность Александра Невского и Даниила Галицкого. Русские земли в вассальной зависимости от Золотой Орды. Церковь, культура, политика. Российские историки о последствиях монгольского нашествия на русские земли.
Персоналии: Даниил Галицкий, Батый, Л.Н. Гумилев.
Понятия и термины: баскаки, ярлык, монгольское иго.
Предпосылки образования централизованного государства на Руси. Собирание земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы, Польши, Литвы, Твери. Противостояние золотоорды некому игу. Куликовская битва. Причины ослабления и распада Монгольской державы. Роль Русской Православной Церкви в собирании русских земель. Анализ особенностей становления Московского государства и влияния традиций политической и культурной жизни Московского княжества на последующее развитие России. Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья.
Персоналии: Даниил, Юрий, Иван Калита, Семен Гордый, Иван Красный, Ольгерд, Мамай, Дмитрий Донской, Тохтамыш, Тимур (Тамерлан), Витовт, Иван III.
Понятия и термины: Куликовская битва, Грюнвальдская битва, Кревская уния, Стояние на Угре, Судебник Ивана III.
Российская империя в период дворцовых переворотов. Воцарение Екатерины II и политика Просвещения в России. Развитие мануфактурного производства, торговли. Жалованные грамоты дворянству и городам, судебная реформа. Крестьянские восстания. Укрепление международного положения России. Россия в Семилетней войне (1756-1763). Русско-турецкие войны, разделы Польши.
Персоналии: Алексей Петрович, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Э. Бирон, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Е.И. Пугачев, А.В. Суворов, П.А. Румянцев, С. Понятовский, Т. Костюшко.
Понятия и термины: дворцовые перевороты, Вольное экономическое общество, фаворитизм, «Манифест о вольности дворянства», «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам», Уложенная комиссии
Успешные войны России против Швеции, Турции, Ирана. Причины обострения отношений между Россией и Францией. Создание «Великой армии» и начало Отечественной войны 1812 г. Тактика русской армии. Битва при Бородине и уход русской армии из Москвы. Отступление остатков «Великой армии» и создание новой антифранцузской коалиции. «Битва народов» под Лейпцигом. Вступление русских войск в Париж. «Сто дней» Наполеона. Венский конгресс и его итоги.
Персоналии: М.И. Кутузов, Ш. Талейран, Людовик XVIII, А. Веллингтон, Г. Блюхер.
Понятия и термины: «Великая армия», Бородинское сражение, Отечественная война, «битва народов» под Лейпцигом, Венский конгресс, «Сто дней Наполеона»
Политика реформ Александра I, поворот к реакции. Влияние идей Великой французской революции на Россию. Движение декабристов. Внутренняя политика Николая I. Формирование официальной идеологии. Славянофилы, западники, революционные демократы. Экономическое положение России в середине XIX в. Начало строительства железных дорог, развитие мануфактур. Проявления кризиса системы крепостничества в России.
Персоналии: Павел I, Александр I, M.M. Сперанский, А.А. Аракчеев, Николай I, С.С. Уваров, А.С. Хомяков, СМ. Соловьев, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев, М.В. Петрашевский.
Понятие и термины: декабристы, «православие, самодержавие, народность», славянофильство, западничество. Формирование и развитие идей либерализма. Классическая английская политическая экономия. Учение А. Смита, Д. Рикардо. Консервативные взгляды и их особенности в XIX в. Возникновение и распространение идей утопического социализма. Марксизм, основные его черты. Деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса по распространению марксистской идеологии в рабочем движении. Российские революционеры, их взгляды и деятельность в странах Западной Европы.
Персоналии: А. Смит, И. Бентам, Д. Рикардо, А. Сен-Симон, С. Сисмонди, Т. Карлейль, Р. Оуэн, П. Прудон, Л. Бланк, Ш. Фурье, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, А.И. Герцен, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров.
Понятия и термины: либерализм, утилитаризм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, I Интернационал, анархизм.
5 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
При изучении материала курса «Истории России» и « Всеобщей истории» в 10 классе ученики должны: знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых, системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; . соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
• осознания себя как: представителя' исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
6 Тематическое планирование
История Отечества (46 часов)
№
Тема урока
Элементы содержания
Виды учебной деятельности
Виды контроля
Дата проведения
По плану
Фактич.
1
Глава 1 . Предыстория народов России. Начало Руси.
Появление человека на территории Восточной Европы. Формирование народов.
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий труда и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне.
Лекция, анализ текста учебника.
Фронтальный опрос
2
Появление славян. Славяне в 5- 7 вв. Религия древних славян.
Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Лекция, анализ текста учебника.
Мини - тест
3
Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян
Складывание государства у восточных славян. Первые русские князья.
Лекция ,составление таблицы.
Дискуссия, фронтальный опрос.
4
Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава .
Первые русские князья Особенности правления Святослава.
Лекция, составление тезисов.
Фронтальный опрос, тестирование.
5
Русь во времена Владимира Святославича.
Внутренняя и внешняя политика Владимира. Принятие христианства.
Лекция, анализ текста учебника.
Дискуссия, тестирование
6
Глава 2 Русь в 11-12 вв.
Правление Ярослава Мудрого
Княжеская усобица. Политика Ярослава Мудрого
Лекция, работа с документами.
Индивидуальный опрос.
7
Русское общество в 11 веке
Дискуссии об социально – экономического развития Древней Руси. Возникновение феодальной земельной собственности. Зависимое население. Государственное управление. Армия. Города церковь. Общественные потрясения. Русская Правда Ярославичей
Лекция , анализ материала учебника
тестирование
8
Время новых усобиц. Владимир Мономах – великий киевский князь
Княжеские усобицы на Руси. Любичский съезд князей. Владимир Мономах.
Лекция, схема.
Фронтальный опрос.
9
Политическая раздробленность
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Идея единства Русской земли.
Работа по группам, анализ текста учебника.
тестирование
10
Культура Руси 10- начале 13 в.
Христианская культура и языческие традиции. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из фактов образования древнерусской народности
Анализ текста учебника, составление таблицы
Фронтальный опрос, тестирование
11
Глава 3. Русь в 13-15вв.
Монгольское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев
Нашествие на Русь. Русь и орда. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносцами: итоги и значение.
Лекция. Составление тезисов
Индивидуальный опрос, тестирование
12
Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15 вв
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения
Лекция, составление схемы
Работа по карточкам
13
Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской
Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
Лекция, анализ материала учебника
Обсуждение исторических проблем, мини - дискуссия
14
Образование единого государства России. Иван 3 .
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. Великое княжество Московское в системе международных отношений.
Лекция, составление конспекта
тестирование
15
Культура и быт 14 -15 вв
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Самостоятельная работа
таблица
16
Контрольная работа по темам: «Русь в 9-15вв».
Знать основные вопросы темы, уметь применять их.
Выполнение контрольной работы
Итоговый: контрольное тестирование
17
Глава 4. Россия в16 веке
Реформы Ивана Грозного
Установление царской власти, создание органов сословно – представительной монархии. Реформы середины 16 века.
Лекция , составление конспекта
Фронтальный опрос тестирование
18
Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Индивидуальная работа, составление таблицы
тестирование
21
Глава 5. Россия в 17 в.
Смутное время
Смута. Обострение социально – экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Лекция, составление конспекта
Дискуссия, решение исторических проблем по теме урока
22
Первые Романовы. «Священство» и «царство»
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол. Старообрядчество.
Самостоятельная работа, развернутый план
тестирование
23
Хозяйство и сословия
Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка. Образование мануфактур.
Лекция, составление тезисов
Фронтальный опрос, карточки
24
«Бунташный век»
Социальные движения 17 века
Самостоятельная работа, составление таблицы
тестирование
25
Внешняя политика России в 17 веке.
Присоединение Сибири. Нерусские народы
Смоленская война. Русско - польская война 1654 – 1667гг. Присоединение Украины. Русско- турецкая война. Чигиринские походы.
Самостоятельная работа, составление таблицы, работа с картой
Фронтальный опрос карточки
26
Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны
Царь Федор Алексеевич . восстание 1682г. Софья – регентша. Князь Василий Голицин
Лекция, составление тезисов
Индивидуальный опрос
карточки
27
Культура и быт 17 века.
Развитие культуры народов России в 17 веке. Усиление светских элементов в русской культуре.
Составление таблицы
тестирование
28-29
Глава 6. Россия в конце 17 -18 веке
Эпоха Петра 1.
Петровские противоречия. Провозглашение империи. Абсолютизм.
Лекция, составление конспекта
тестирование
30-31
Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война.
Россия в период дворцовых переворотов.
Лекция, составление таблицы
тестирование
32
«Золотой век» Екатерины 2.
Превращение дворянства в господствующее сословие, а России в мировую державу в 18 веке.
Лекция, работа с учебником
Фронтальный опрос карточки
33
Внешняя политика России во второй половине 18 века.. Великие русские полководцы и флотоводцы.
Превращение России в мировую державу
Лекция, доклады
тестирование
34
Хозяйственное развитие России в 18 веке. Сословия и социальные группы. Народы России.
Экономика России второй половины 18 в. расцвет крепостничества. Социальные движения второй половины 18 в.
Лекция, работа с учебником.
Фронтальный опрос
35
От Булавина до Пугачева
Астраханское восстание. Восстание Булавина. Движение работных людей. Восстание Е.И. Пугачева .
Лекция, составление таблицы.
Фронтальный опрос тестирование
36
Культура, духовная жизнь и быт в 18 в.
Просвещение. Науке. Общественно – политическая мысль. Литература. Архитектура. Живопись. Скульптура.
Доклады.
тестирование
37
Контрольная работа по темам: «Россия в 16 -18 веках».
Знать основные вопросы темы, уметь применять их.
Выполнение контрольной работы.
Итоговый: контрольное тестирование
38
Глава 7 Россия в первой половине 19 века.
Россия в начале 19 в.
Особенности экономики России в первой половине 19 в. развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота.
Лекция, работа с учебником.
Фронтальный опрос, карточки
39
Внутренняя политика Александра 1.
«Дней Александровых прекрасное начало». Негласный комитет. М.М. Сперанский. Внутренняя политика Александра 1 после окончания Отечественной войны 1812 года.
Лекция, работа с учебником документами.
тестирование
40
Внутренняя политика Николая 1.
Личность Николая1. преобразования в государственном управлении. Крестьянский вопрос. А.Х. Бенкендорф, С.С. Уваров.
Лекция, доклады.
Фронтальный опрос
41 -42
Внешняя политика России в первой половине 19 века.
Отечественная война 1812 г. имперская внешняя политика России. Крымская война.
Лекция, работа с картой.
тестирование
43
Общественное движение в России в первой половине 19 века.
Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Лекция, составление таблицы.
Индивидуальный опрос тестирование
44
«Золотой век» русской культуры.
Русское просвещение. Культура народов России в первой половине 19 в. и ее связи с европейской и мировой культурой.
Доклады.
тестирование
45
Контрольная работа по теме: «Россия в первой половине 19 века».
Знать основные вопросы темы, уметь применять их.
Выполнение контрольной работы
Итоговый: контрольное тестирование
46
Итоговое повторение и обобщение по курсу.
Проведение итогового занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, сочинений, рецензий) и их защита по изученным темам.
Семинар по вопросам тем.
Беседа, оценка курса.
Всеобщая история (24 часа)
1
Раздел 1.Меняющийся облик мира: опыт осмысления
Пути и методы познания истории.
Этапы развития исторического знания. Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации всемирной истории.
Лекция, работа с учебником.
Фронтальный опрос
2
Раздел2. Человечество на заре своей истории.
Первобытная эпоха.
Человеческое общество и природное сообщество, этапы становления человечества, происхождение человеческих рас. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Аграрно-скотоводческие культуры переход от матриархата к патриархату. Особенности властных отношений в родоплеменном обществе.
Лекция, работа с учебником.
Фронтальный опрос, карточки.
3
Первые государства
Древнего мира.
Принципы периодизации древней истории. Предпосылки возникновения государств. Географическое положение, материальная культура, социальная структура.
Лекция, работа с учебником.
Фронтальный опрос, карточки.
4
Города – государства Греции и Италии.
Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций.
Лекция, работа с учебником.
Индивидуальный опрос ,тестирование.
5
Борьба за господство над Средиземноморьем.
Греко-персидские войны, возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры.
Самостоятельная работа
тестирование
6
Крушение империй Древнего мира.
Рим: от золотого века к упадку, падение Западной Римской империи.
Лекция, работа с учебником.
Фронтальный опрос, карточки.
7
Раздел 3. Европа и Азия в средние века.
Мир эпохи Средневековья.
Экспансия ислама
Традиционное общество на Западе и Востоке. Особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе.
Лекция, работа с учебником.
Фронтальный опрос.
8
Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе.
Индивидуальная работа.
Карточки.
9
Византия и Восточная Европа в 5-9 вв.
Византия после крушения Западной Римской империи. Социокультурное и политическое влияние Византии. Восточная Европа в 5-9 вв.
Лекция, работа с учебником.
Фронтальный опрос.
10
Западная Европа в 11-13вв.Инквизиция и крестовые походы. Общественно-политическое развитие государств Европы.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в 14-15 вв.
Индивидуальная работа.
Карточки.
11
Государства Азии в период европейского Средневековья. Международные отношения. Духовная жизнь европейского Средневековья.
Государства Азии в период европейского Средневековья. Внешняя политика Средневековья. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в средневековом обществе.
Индивидуальная работа.
Карточки.
12
Великие географические открытия. Завоевание Америки.
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Принципы периодизации Нового времени. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.
Составление таблицы.
Тестирование.
13
Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации.
Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Реформации.
Лекция, работа с учебником.
Фронтальный опрос.
14
Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе.
От сословно-представаительных монархий к абсолютизму, эволюция европейской государственности. Сущность и формы абсолютизма. Становление протестанской политической культуры. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета.
Лекция , работа с учебником.
Тестирование.
15
Раздел 4.Новое время: Эпоха европейского государства.
Первые революции в Европе. Эпоха просвещения и просвещенный абсолютизм.
Буржуазные революции 17-19 вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Становление гражданского общества. Философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения.
Лекция, работа с учебником.
Тестирование.
16
Война за независимость в Северной Америке. Французская революция и ее последствия для Европы
Причины и результаты войны за независимость в Северной Америке. Конституциализм. Влияние демократии на идейно-политическое развитие государств Европы. Кризис абсолютизма и начало революции во Франции.
Лекция, работа с учебником.
Фронтальный опрос.
17
Промышленный переворот в Англии и его последствия. Европа: противоречия промышленной эпохи.
Социально-экономические предпосылки промышленного переворота. Особенности политического развития Англии в эпоху промышленного переворота. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма. Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер рыночной экономики.
Лекция, работа с учебником.
Фронтальный опрос, карточки.
18
Идейно-политическое развитие стран Западной Европы в 19 веке.
Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы.
Самостоятельная работа.
Карточки.
19
Наука и искусство в 18-19 вв.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической картины мира в 18-19 вв. культурное и философское наследие Нового времени.
Доклады.
Тестирование.
20
Страны континентальной Европы и Западного полушария в 19 веке.
Условия возникновения, причины и результаты революционных потрясений в эпоху нового времени.
Самостоятельная работа, составление таблицы.
Карточки.
21
Мир Востока в18 в.: наступление колониальной системы.
«Периферия» евроатлантического мира. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.
Лекция, работа с учебником.
Индивидуальный опрос.
22
Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока.
Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона»
Лекция.
Фронтальный опрос.
23
Эволюция системы международных отношений в Новое время.
Вестфальская система миропорядка. Наполеоновские войны. Венский конгресс и создание Священного Союза.
Самостоятельная работа, составление таблицы
Карточки.
24
Итоговое повторение и обобщение по курсу.
Проведение итогового занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, сочинений, рецензий) и их защита по изученным темам.
Семинар по вопросам тем.
Беседа, оценка курса.
7 Учебно – методическое обеспечение.
1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, История России с древнейших времён до конца 18 века. М.: Просвещение , 2011
2. В.И.Буганов, П.Н.Зырянов , История России конец 17-19 века. М.: Просвещение , 2011
3. Н.В.Загладин, Н.А.Симония. «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в », учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. –изд. – М.: «Русское слово – учебник», 2014.
4. Методические рекомендации по использованию учебников Н.В.Загладина. «Всеобщая история 10-11 класс». М.: ООО «ТИД»Русское слово-РС», 2009