Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории, примерной программы по истории [Примерные программы основного общего образования. История. - М.:Просвещение, 2010.-94с.], программы А.Я. Юдовской, Л.М.Ванюшкиной [Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы А.О. 5-9 классы общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011 г.- 160с.], программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной [История России. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Данилова, Л.Г Косулиной 6-9 классы общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010г.- 160с.], учебного плана Лицея № 88 на 2015/2016 учебный год, приказ директора Лицея № 197 от 31.08.2015 г.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Курс истории Нового времени, изучаемый в 8 классе, охватывает период с 1800-1900гг. и дает возможность проследить огромную роль Нового времени в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам Новой истории, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
• сформировать у учащихся целостное представление об истории Нового времени как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, России, показать их общие черты и различия;
• охарактеризовать наиболее яркие личности Нового времени, их роль в истории и культуре;
• показать значимость периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества.
Международные отношения в Новое время.
Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу. Культурное наследие Нового времени.
Внутренняя политика в первой половине XIX в. М. М. Сперанский. Отечественная война 1812г. Россия и образование Священного союза. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Движение декабристов.
Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология, западники и славянофилы, утопический социализм. Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война.
Великие реформы 1860—1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Контрреформы 1880-х гг. Общественные движения второй половины XIX в. Национальная политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в военно-политических блоках.
Российская культура в XIX в.Светский, рациональный характер культуры: наука и образование, литература и искусство. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже Х1Х-ХХвв.
№ п./ п. | Наименование разделов и тем. | Всего часов | Дата | Корректировка | требования к уровню подготовки учащихся. Основные понятия | Формы организации учебной деятельности | Формы текущего контроля | Домашнее задание |
Новая история. XIX в. |
| Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. | 9 | | | | | | |
1. | 1) Вводный урок. | 1 | | | Активизировать необходимые знания учащихся из курса Новой истории за 7 класс: цивилизации Востока и Запада к концу раннего нового времени, хронологические рамки второго периода новой истории. Уметь работать с текстовыми источниками, самостоятельно находить информацию. Аграрная цивилизация, индустриальная цивилизация | беседа | | |
2. | 2) От традиционного общества к обществу индустриальному. | 1 | | | Уметь характеризовать исторические процессы, рассказывать о важнейших исторических событиях Понимать, что в XIX в. в Западной Европе и США происходит процесс преобразования доиндустриального общества в индустриальное; Знать знакомятся с понятием модернизация и усваивают основные составляющие процесса модернизации; овладевают знаниями о трех эшелонах модернизации; оперируют понятием индустриальное общество Модернизация, эшелоны модернизации, индустриальное общество, старый капитализм, молодой капитализм, демография | лекция | Устный опрос | введение |
3-4. | 3-4)Время технического прогресса. Индустриальная революция: достижения и проблемы. | 2 | | | Знать основные достижения технического прогресса; Уметь работать с текстовыми источниками. Знать основные черты индустриального общества (классического капитализма); объяснять причины и последствия экономических кризисов перепроизводства; осознавать связь между промышленной революцией и концентрацией производства; Понимать различия между корпорацией и монополией и характеризовать формы слияния предприятий. Промышленный переворот, капитализм, экономический кризис перепроизводства, корпорация, картель, синдикат, трест, концерн, империализм | комбинированный урок лекция , демонстрация видеофильма, работа с текстом, сообщения учеников, заполн. табл.; | Устный опрос, индив. работа по карт. | §1-2, тетр. вопр. с.23 |
5. | 5)Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. | 1 | | | Знать особенности структуры населения индустриального общества, Уметь давать характеристику слоям общетва, объяснять, как индустриальная революция изменяет социальную структуру общества; Понимать причины миграционных процессов и эмиграции европейского населения; прослеживать изменения в положении всех социальных слоев. Урбанизация, миграция, эмиграция, иммиграция, элита, средний класс, буржуазия, рабочий класс, «рабочая аристократия» | комбинированный урок с элементами лабораторной работы и сообщениями учеников или работа в группах. | Устный опрос | §3, 4 вопр. с.32 Рабочая тетрадь |
6. | 6) Развития науки в XIX в. | 1 | | | Опираясь на известные им факты из школьных курсов физики, химии, биологии, из научно-популярной и художественной литературы, иметь представление об основных чертах новой научной картины мира, о могуществе человеческого интеллекта, величии науки, служащей человеку. Знать имена ученых XIX в и их вкладе в науку Уметь работать с текстовыми источниками Радиоактивность, микрочастица, пастеризация. | урок-презентация; сост. табл. | Письм. опрос | §5, Вопр. с.52, вопр2 письм Рабочая тетрадь |
7-8 | 7-8)Художественная культура XIX столетия | 2 | | | Уметь характеризовать тенденции развития европейского искусства, Знать имена и произведения писателей и художников,композиторов XIX в. Понимать, что индустриальная эпоха — время новаторских поисков художественных средств выразительности, с помощью которых творцы искусства стремились запечатлеть новую картину мира; что их открытия проложили дорогу культуре XX столетия, помогли человечеству по-новому посмотреть на мир, природу, человека; знать, что технический прогресс подготовил рождение «десятой музы» — кинематографа, которому предстояло в следующем столетии стать самым массовым и действенным видом искусства Романтизм, критический реализм, натурализм, «литература действия», литературные жанры, поэма, баллада, цикл романов, сатира, гротеск, символ, метафора, антитеза Изобразительное, искусство, живопись, гравюра, деформация, серия, локальный цвет, скульптура, импрессионизм, постимпрессионизм, салон, салонное искусство, пленэр, карикатура, гротеск камерная музыка ноктюрн, баллада, серенада, этюд, опера, либретто, лейтмотив,кинематограф, киноискусство, кинотеатр, крупный план, , комик, ракурс, архитектура, каркас, небоскреб | комбинированный урок рассказ учителя, демонстрация видеофильма, репродукций работа с текстом, сообщения учеников, сост. табл. | Беседа по вопр. | §6, вопр.1-3 с.59, §7-8, вопр. с.72 сообщ. |
9. | 9) Идейные течения в обществознании | 1 | | | Знать иделогические течения XIXв.,основные идеи и особенности консервативных, либеральных и радикальных учений в обществе, причины их возникновения; Понимать, что новый либерализм и новый консерватизм были вызваны к жизни изменениями в обществе, причиной которых стало развитие монополистического капитализма; что идеология нового либерализма легла в основу политики реформ Либерализм, консерватизм, неоконсерватизм, неолиберализм, утопический социализм, марксизм, ревизионизм, анархизм | комбинированный урок рассказ учителя, работа с текстом, словарем, заполн. табл. | Письм. опрос | §9-10, Вопр.1-7 вопр10 письм с.86 Рабочая тетрадь Вопр. для повтор. С.91 |
| Тема2. Строительство новой Европы. | 7 | | | | | | |
10 | 1) Франция в период консульства и империи. | 1 | | | Знать о причинах эволюции Франции от республики к империи; Уметь определять режим Наполеона как авторитарный; Знать причины завоевательных войн консульства и империи; понимать значение Французского гражданского кодекса для развития индустриального общества в Европе Наполеон Бонапарт Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, франк, рекрутский набор Гражданский кодекс, Континентальная блокада | комбинированный урок рассказ учителя, работа с текстом, картой, сост.табл. | Устный опрос, индив. работа по карт. | §11, вопр.1-4 с.99, вопр.3 письм Рабочая тетрадь |
11 | 2)Крушение наполеоновской империи. | 1 | | | Знать основные причины крушения империи Наполеона; Уметь работать с исторической картой, давать оценку исторической личности, выражать свое мнение о роли личности в истории Понимать, что, несмотря на поражение Франции, полностью уничтожить наполеоновские преобразования в Европе и вернуть европейские страны к старому порядку было уже невозможно. Венский конгресс. Священный союз. | комбинированный урок с элементами дискуссии | Устный опрос, индив. работа по карт. | §12, вопр.1-5 с.108-109, вопр.5 табл. Рабочая тетрадь |
12 | 3)Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов | 1 | | | Знать черты промышленной революции; определять характер политического устройства Франции как конституционной монархии; знать об укреплении парламентского строя в стране и о политическом кризисе, вызванном острыми социальными противоречиями, сопровождавшими индустриальную революцию Хартия 1814, конституционно-монархический режим, июльская революция 1830, финансовая аристократия. | лекция, сост. опорного конспекта | Устный опрос, индив. работа по карт. | §14, §15 вопр. с.129, вопр.1-4 с.138 Рабочая тетрадь |
13 | 4) Англия в первой половине XIX в. | 1 | | | Знать, что в начале Викторианской эпохи в Англии продолжался процесс становления правового государства и гражданского общества, что к середине XIXв. в стране упрочился парламентский режим, способствовавший укреплению гражданского мира, убеждаются в достоинствах политики реформ, в пользе реформ для государства и человека Хартия, чартизм, законченный парламентский режим, тред-юнионы, «мастерская мира» | комбинированный урок рассказ учителя, работа с текстом | Устный опрос, индив. работа по карт. | §13, вопр. с.120 Рабочая тетрадь |
14 | 5) Борьба за объединение Германии | 1 | | | Знать, что объединение германских государств необходимо для достижения успеха в процессе модернизации; уметь работать с исторической картой; понимать, почему роль лидера в движении за объединение Германии играла Пруссия Отто фон Бисмарк Канцлер, Северогерманский союз | комбинированный урок рассказ учителя, работа с текстом, картой | Устный опрос, индив. работа по карт. | §16, вопр. с.146, сообщ. Рабочая тетрадь |
15 | 6) Борьба за независимость и национальное объединение Италии. | 1 | | | Знать, что борьба итальянского народа за национальное объединение своей страны привела к созданию Итальянского королевства, а это способствовало в дальнейшем становлению индустриального общества, хотя Италия еще долго оставалась «полупериферией Европы»; Уметь выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии,работать с исторической картой Джузеппе Мадзини, Джузеппе Гарибальди. Камилло Кавур | комбинированный урок или ролевая игра «Пресс-конференция по вопросу объединения Италии» | Устный опрос, индив. работа по карт. | §17 вопр. с.155. сообщ. Рабочая тетрадь |
16 | 7) Франко-прусская война и Парижская коммуна. | 1 | | | Знать причины франко-прусской войны, причины возникновения Парижской Коммуны, что победа Пруссии в войне создала условия для окончательного объединения германских государств под ее эгидой и для провозглашения Германской империи; в центре Европы возникло сильное государство, где быстро пошел процесс индустриализации и модернизации; война и ее последствия создали между Францией и Германской империей непримиримые противоречия, которые наряду с другими приведут к Первой мировой войне Седанская катастрофа, Парижская коммуна, оппозиция, коммунары, версальцы, Германская империя | комбинированный урок рассказ учителя, работа с текстом, картой | Устный опрос, индив. работа по карт. | §18, вопр. с.164 Рабочая тетрадь |
| Тема 3. Европа реформ и колониальных захватов. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XXвв. | 5 | | | | | | |
17 | 1) Германская империя. | 1 | | | Знать об эволюции государственного устройства Германии; применять теоретические знания, полученные при изучении процессов, происходящих в области экономического развития, для анализа особенностей индустриализации в Германии; понимать, что разжигание национализма и милитаризация экономики являются факторами, способствующие развязыванию войны. Рейхстаг, монополистический капитализм, Тройственный союз, милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм | комбинированный урок. рассказ учителя, работа с текстом, картой | Устный опрос, | §19. вопр. с.175 Рабочая тетрадь |
18 | 2) Создание Британской империи. | 1 | | | Знать, что демократические реформы становятся единственно возможным методом управления государством как для либералов, так и для консерваторов; понимать закономерности экономического развития европейских стран в конце XIX — начале XX в. — переход от капитализма свободной конкуренции к капитализму монополистическому; уметь характеризовать особенности развития капитализма в Англии Двухпартийная система, гражданское общество, правовое государство, лейбористская партия, социальные реформы, гомруль, Антанта | комбинированный урок рассказ учителя, работа с текстом, картой | Устный опрос, | §20, вопр. с.183 Рабочая тетрадь |
19 | 3) Третья республика во Франции | 1 | | | Знать основные особенности социально-политического развития страны в период третьей республики во Франции, понимать, что шовинизм и реваншизм приводят к войнам Демократические реформы, радикалы, светское государство, колониальная империя, реваншизм | комбинированный урок рассказ учителя, работа с текстом, картой | Устный опрос | § 21, вопр.1-3 с.193 Рабочая тетрадь |
20 | 4)Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | | | Углубить знания о возрастающей роли государства в процессе модернизации страны в эпоху монополистического капитализма; познакомиться с такой функцией государства, как вмешательство в экономику; убедиться в негативных последствиях нищеты населения — росте насилия и эмиграции; осуждать политику колониальных захватов и националистическую пропаганду, подготовившие вступление Италии в Первую мировую войну Уметь работать с историческими источниками , самостоятельно находить информацию, делать выводы | комбинированный урок , рассказ учителя, работа с текстом, картой работа с историческими документами, | Устный опрос | § 22, вопр. с.198-199 Рабочая тетрадь |
21 | 5) Австро-Венгрия | 1 | | | Углубить знания об империях как типе государственных образований; знать особенности социально-политического развития Австро-Венгрии, усвоить, что одной из причин кризиса Австрийской империи, а затем и Австро-Венгрии было стремление к национальной независимости и государственной самостоятельности входивших в состав империи народов; убедиться в том, что политика частичных уступок правительства не могла разрешить существующие в империи противоречия Национальное возрождение, двуединая монархия, империя | комбинированный урок работа по карте, с текстом, с историч. докум., беседа по вопросам, выполнение письм. задания | Устный опрос | §23, вопр. с. 206 Рабочая тетрадь |
| Тема 4. Две Америки. | 3 | | | | | | |
22 | 1) США в XIX в. | 1 | | | Знать основные причины,ход и итоги Гражданской войны в США; воспринимать институт рабства как насилие над личностью; понимать его антигуманную сущность; осуждать расизм; понимать, что главными задачами в Гражданской войне были необходимость сохранения территориальной целостности государства и отмена рабства Уметь самостоятельно находить информацию, делать выводы, работать со схемами и таблицами Авраам Линкольн Акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм | комбинированный урок рассказ учителя, работа с текстом, картой работа с историческими документами сообщения учеников | Устный опрос, индив. работа по карт. | §24., вопр. с.219 Рабочая тетрадь |
23 | 2) США в период монополистического капитализма | 1 | | | Знать особенности монополистического капитализма в США, уметь доказывать развитие в США «организованного капитализма», что внешняя политика США имела экспансионистский характер Уметь самостоятельно находить информацию, делать выводы, работать со схемами и таблицами Олигархия, резервация, прогрессивная эра, дипломатия «большой дубинки», «дипломатия доллара» | комбинированный урок с элементами лабораторной работы, работа в группах | Устный опрос, индив. работа по карт. | §25, вопр. с. 227-228 Рабочая тетрадь |
24 | 3) Латинская Америка в XIXвеке. | 1 | | | Знать причины освободительных войн в Латинской Америке, что в латиноамериканском обществе сохранилось много черт общества традиционного; Понимать, что войны за независимость и десятилетия кровавых междоусобных войн после достижения независимости, разрешение конфликтов не путем реформ, а путем революций и установления авторитарных режимов, отсутствие демократических традиций задерживали формирование индустриального общества. Уметь работать с историческими источниками, самостоятельно находить информацию, делать выводы Каудильо, клан, гаучо, латиноамериканский «плавильный котел» | комбинированный урок. Работа с картой, текстом, беседа по вопросам | Беседа по вопр. | §26, вопр. с. 236 ; вопр.1,4 с. 214 Рабочая тетрадь |
| Тема 5. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости | 2 | | | | | | |
25 | 1) Япония и Китай. | 1 | | | Знать основные направления и характер преобразований в Японии и Китае; Уметь работать с историческими картами, самостоятельно находить информацию, делать выводы Знать, что реформы позволили Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства; развитие монополистического капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения, роста националистических настроений — это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель «Закрытие» страны, «открытие» страны, экстерриториальность, сегун, Ямато, Мэйдзи Знать, что во второй половине XIX в. европейские страны делят Китай на сферы влияния; опасность превращения в колонию заставляет прогрессивные круги Китая искать пути к модернизации страны, но основная масса населения была не готова порвать с традиционным укладом жизни и встать на путь реформ; китайское общество, в основе которого лежало конфуцианство, не воспринимало то, что не соответствовало древним традициям; государство не смогло поставить страну на рельсы модернизации, и Китай превратился в полуколонию западных индустриальных держав Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления | комбинированный урок рассказ учителя, работа с текстом, картой | Беседа по вопр | §27§28, вопр. 1-5 с. 245, вопр.1-6 с. 254 Рабочая тетрадь |
26 | 2) Индия и Африка | 1 | | | Знать характерные черты хозяйственной жизни Индии и Африке. Уметь давать оценку уровня политического, экономического и культурного развития народов Индии и Африки Сипаи, Индийский национальный конгресс, «крайние», «умеренные» Тотемизм, анимизм, завершение территориального раздела | комбинированный урок. рассказ учителя, работа с текстом, картой | Беседа по вопр | § 29, 30, вопр. с. 263,270 Рабочая тетрадь |
27 | Тема 6. Международные отношения в последней трети XIXв | 1 | | | Знать причины возникновения военно-политических блоков, что рост конкуренции между европейскими странами, подпитывающийся агрессивным национализмом, приводит к разделу мира на зоны влияния; индустриальные страны стремятся обеспечить себя источниками сырья и рынками сбыта товаров; считают престижным быть колониальными империями; военная мощь кажется им лучшим средством для самоутверждения в мировом соперничестве, и это ведет к гонке вооружений; правительства не ищут мирных средств для ликвидации противоречий между странами; используют националистическую пропаганду для сплочения всех слоев общества, разделенных имущественными и политическими барьерами; правящие круги не замечают угрозу мировой войны; осуждать национализм и войны как способ разрешения противоречий Тройственный союз, Антанта, пацифистское движение, II Интернационал | комбинированный урок с элементами дискуссии или урок пресс-конференция; сюжетно-ролевая ретроспективная игра «Круглый стол дипломатов на тему «Существует ли угроза Великой войны?» | Устный опрос | § 31, вопр. стр.281 Рабочая тетрадь |
28 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | | | Знать основные понятия и содержание курса | Урок систематизации и контроля знаний | тест | Вопр. для повтор. С.286-287 |
| | | | | | | | |
Россия в XIX в. |
29 | Введение | 1 | | | Знать основные вехи истории России к концу ХVIII в. | беседа | | |
| Тема 1. Россия в первой половине XIX в. | 20 | | | | | | |
30 | 1) Россия на рубеже XVIII – XIX вв. | 1 | | | Знать особенности политического и экономического развития России в начале 19в. Многоконфессирнальный, «капиталистые» крестьяне,отходничество, самодержавная монархия | Комбинированный урок, Рассказ учителя, работа с картой, таблицей, схемой | Устный опрос | Предис ловие |
31 | 2) Внутренняя политика АлександраI в 1801-1812 гг. | 1 | | | Иметь представление о личности и политических взглядах Александра I, о первых преобразованиях царя, Уметь давать оценку преобразованиям Александра I ,знать положения указа «О вольных хлебопашцах» М.М.Сперанский Негласный комитет, вольные хлебопашцы, Государственный Совет, Комитет министров, министерства, разделение властей, реформы | Лекция с элементами беседы,работа со схемой, сообщ. учащихся | Устный опрос, работа с раздат. материал. | § 1 , вопр. и зад. стр.10, док. с.10-11, вопр. § 3 , вопр. и зад. стр.22-23 |
32 | 3) Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. | 1 | | | Знать основные направления внешней политики России в 1801-1812гг, причины войны 1812 г; ход и итоги русско-шведской,русско-турецкой и русско-иранской войн. Коалиция, Континентальная блокада, восточный вопрос | Лекция с элементами беседы,работа с текстом, с картой | Устный опрос, работа с раздат. материал | § 2 , вопр. и зад. стр.17, док., сообщ. |
33 | 4) Отечественная война 1812 г. | 1 | | | Знать причины, характер и ход Отечественной войны1812 г., объяснять, в чем заключался ее народный характер. Уметь давать оценку деятельности М.И. Кутузова, Наполеона; анализировать причины и историческое значение победы России в Отечественной войне 1812г. М.И. Кутузов, Отечественная война, генеральное сражение, партизаны, народное ополчение, флеши , редут | Комбинированный урок, Рассказ учителя, сообщ. учащихся, работа с документами, картой, картосхемой | Устный опрос | § 4 , вопр. и зад. стр.31 док. с.31-32, вопр. |
34 | 5) Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. | 1 | | | Знать о развитии военных действий в Европе в 1813 году, о полном разгроме наполеоновской армии, основные направления внешней политики России в 1813-1825гг. Уметь анализировать итоги войны и положения Венского конгресса «Битва народов»,Венский конгресс, Священный союз | Комбинированный урок, рассказ учителя, работа с картой, с документами | Устный опрос | § 5 , вопр. и зад. Стр.38, док. Тетр. |
35 | 6) Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | 1 | | | Знать основные направления внутренней политики Александра I в 1815-1825гг.,выяснить причины отказа от дальнейших реформ, уметь давать общую оценку внутренней политике Александра I Н.Н. Новосильцев, Конституция, сейм, | Комбинированный урок, работа с документами | Устный опрос, тест | §6, вопр.5,6 стр.45 |
36 | 7) Социально- экономическое развитие после Отечественной войны1812г. | 1 | | | Знать характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны1812г.,причины экономического кризиса 1812-1815гг. Уметь анализировать возможные пути его преодоления, характеризовать деятельность А.А. Аракчеева. А.А. Аракчеев, военные поселения, аракчеевщина | Комбинированный урок, работа с документами | Устный опрос, тест | §7, вопр. и зад. стр.49-50,док. |
37 38 | 8-9) Общественное движение первой четверти XIX в. Восстание декабристов. | 2 | | | Знать причины возникновения движения декабристов, цели участников движения, основные программные документы, историческое значение и последствия восстания декабристов, Уметь давать оценку деятельности наиболее известных представителей движения П.Пестель, Н.Муравьев, К.Рылеев | Комбинированный урок, заполн. табл., работа с документами, работа в группах | Беседа, сообщ. тест | §8, тетр., вопр. и зад. стр.57, сооб. §9 вопр. и зад. стр.62, док., вопр. с.63 |
39 | 10)Внутренняя политика Николая I. | 1 | | | Знать цели и основные направления внутренней политики НиколаяI. Николай I, М.М. Сперанский, П.Д. Киселев, Е.Ф.Канкрин «апогей самодержавия», цензура, III отделение, жандармы, кодификация законов, государственные крестьяне, общественная запашка, обязанные крестьяне | Лекция с элементами беседы, работа с документами и беседа по вопросам | Устный опрос | § 10 , вопр. и зад. стр.68-69, док. стр.69 |
40 | 11) Социально- экономическое развитие России в 20-50-е гг. XIX в | 1 | | | Знать основные тенденции развития экономики России второй четверти 19в.,понимать причины отставания России от промышленно развитых стран, иметь представление о начале промышленного переворота в России Промышленный переворот, пролетариат, буржуазия | Комбинированный урок | Устный опрос, работа с раздат. материал. | § 11 , вопр. и зад. стр.76, док. |
41 42 | 12-13) Общественное движение 30 – 50-ых гг XIX в | 2 | | | Знать и уметь оценивать взгляды славянофилов, западников, революционных демократов, консерваторов С.С. Уваров, А.И. Герцен, Н.П. Огарев «теория официальной народности», славянофильство, западничество, революционная демократия, крестьянский социализм, | Работа с учебником, чтение источников, заполнение таблицы | Беседа по таблице, работа с документом | § 13 , вопр. и зад. стр.92, док. стр.92-94 |
43 | 14) Внешняя политика Николая I в1826-1849гг. Кавказская война. | 1 | | | Знать основные направления внешней политики России второй четверти 19в., знать причины,ход,итоги русско-иранской и русско-турецкой войн, определять, как изменились международные позиции России в этот период. Контрибуция, конвенция Знать причины и ход военных действий на Кавказе, ее последствия для народов Кавказа Имам, имамат, мюридизм, газават, теократия | Комбинированный урок, Беседа по вопросам, работа с картой работа с учебником | Устный опрос | § 12 , вопр. и зад. стр.84, сообщ. |
44 | 15) Крымская война (1853-1856) | 1 | | | Знать причины, ход и последствия Крымской войны; Понимать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала толчок последующей модернизации. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов Восточный вопрос | Лекция с элементами беседы, работа с картой, с документами, сообщ. | Устный опрос, тест | § 14 , вопр. и зад. стр.100, док., сообщ. |
45 | 16)Наука и образование в первой половине XIX в. | 1 | | | Иметь представление о системе образования России впервой половине 19в., его сословном характере, Знать основные достижения российской науки данного периода. Н.И. Пирогов, Н.И.Лобачевский Б.С. Якоби, Н.Н. Зинин, И.Крузенштерн и Ю. Лисянский, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев, Г. И. Невельской | Комбинированный урок, работа с учебником, с картой, со схемой, заполнение таблицы, | Беседа по заполнен. таблице, сообщ. | § 15 , § 16 сообщ. |
46 | 17)Золотой век российской культуры. | 1 | | | Иметь представление о достижениях российской культуры первой половины XIX в., познакомиться с творчеством композиторов, литераторов, художников, архитекторов данного периода В.А.Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.Н. Островский П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, В.А.Тропинин, А.А. Иванов, П.А. Федотов,А.Г. Венецианов; А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, К.И. Росси, О.И. Бове, К.А. Тон Романтизм, ампир, русско-византийск. стиль, реализм, критический реализм | Урок - аукцион | тест | § 17 , вопр. и зад. стр.121,сообщ. |
47 | 18) Перемены в быту основных сословий населения | 1 | | | Иметь представление об условиях жизни основных сословий Российской империи | Работа в группах | | § 18, вопр. и зад. стр.130 |
48 | 19) Повторительно-обобщающий урок. | 1 | | | Знать ранее изученный материал | Систематизация и контроль знаний | Самостоятельная работа, тест | . |
49 | 20)Урал в первой половине XIX века. | 1 | | | Знать особенности развития своего края. Урал в первой половине XIX века. Декабристы на Урале. | | | История Урала XIX-XXвв. §1-3, сообщ |
| Тема 2. Россия во второй половине XIXв. | 19 | | | | | | |
50 | 1) Россия накануне преобразований | 1 | | | Знать причины отмены крепостного права ,проекты отмены крепостного права, как шел процесс подготовки Реформы Уметь анализировать реформаторские замыслы Александра II и возможности их реализации. Александр II, Н.А. Милютин кризис крепостнической системы | Лекция с элементами беседы, работа с документом , заполнение табл. , схемы | Устный опрос | § 19 , Вопр.1,4 стр.137 |
51 | 2) Отмена крепостного права | 1 | | | Знать основные положения крестьянской реформы 1861г., ее значение для развития страны, уметь давать оценку реформе Временнообязанные крестьяне, отрезки, мировой посредник, уставная грамота, выкупные платежи | Лекция с элементами беседы,работа с документами , со статистич. данными | Устный опрос, истор. диктант | § 20 , вопр. и зад. стр143 |
52-53 | 3-4)Реформы 60–70-ых гг. Значение реформ 60–70-ых гг. | 2 | | | Знать основное содержание либеральных реформ 60-70гг XIX века , уметь давать им оценку, понимать значение реформ 60-70-ых гг. для развития страны. Д.А. Милютин Земства, «гласные», имущественный ценз, городская дума, городская управа,всеобщая воинская повинность суд присяжных | Комбинированный урок, работа с текстом, схемой заполнение таблицы | Устный опрос, тест | § 21-22 , вопр. и зад. стр.155 табл., док. |
54 | 5)Социально-экономическое развитие пореформенной России. | 1 | | | Иметь представление об изменениях, произошедших в экономике после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для страны отработочная система , товарное производство, капитализм | Лекция с элементами беседы или работа в группах с документами | Беседа по вопросам | § 23 , вопр. и зад. стр.164 |
55 | 6) Либеральное и консервативное общественное движение 60-70-х гг. | 1 | | | Иметь представление о подъеме общественного движения в России 60-70х гг XIX века. Уметь анализировать деятельность либерального и консервативного крыла общественной мысли. Либералы, консерваторы, земский конституционализм, народное представительство, публичность. | Лекция с элементами беседы , работа с документом | Устный опрос | § 24 , вопр. стр.173 |
56 | 7) Радикальное общественное движение 60-70-х гг. Зарождение революционного народничества и его идеология. | 1 | | | Знать основные идеи , течения, представителей радикального общественного движения 60-70 гг. 19в., выяснить причины широкого развития радикального революционного движения М.А.Бакунин,П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев революционер-демократ, « хождение в народ», народничество | Комбинированный урок, работа с текстом,схемой заполнение таблицы | Беседа по таблице и вопросам | § 25 , вопр. и зад. стр.180, док. стр. 180-181, вопр. |
57 | 8)Революционное народничество второй половины 60-80-х гг. | 1 | | | Иметь представление о деятельности народнических организаций второй половины 60- начала 80-х гг, их целях, причинах их неудач. Уметь анализировать программы организаций «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел». Выяснить причины перехода к терроризму, как методу борьбы с властью, понимать опасность и нецелесообразность этого метода. В.Засулич, С.Перовская, А.Желябов Нечаевщина, « хождение в народ», агитация, пропаганда, террор | Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы | Устный опрос, работа с раздаточ. материал. | § 26 , вопр. стр.188, док. стр. 188-189 |
58 | 9) Внешняя политика Александра II | 1 | | | Знать основные направления и события внешней политики России 60-70ые гг XIX века А.М. Горчаков « Союз трех императоров» | Лекция с элементами беседы, работа с картой | Устный опрос | § 27 , вопр. и зад. стр.195 |
59 | 10) Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | | | Знать причины, основные этапы и итоги русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Уметь анализировать причины и значение победы России в войне. М.Д. Скобелев | Комбинированный урок. Работа с картой с текстом учебника, с документом | Устный опрос тест | § 28 , вопр. стр.203, док., сообщ. |
60 | 11) Внутренняя политика Александра III | 1 | | | Знать основные направления внутренней политики Александра III, уметь анализировать их причины, давать оценку. Александр III Контрреформы, циркуляр о «кухаркиных детях», земский начальник | Комбинированный урок | Устный опрос | § 29-30 , вопр. и зад. стр.214 |
61 | 12)Экономическое развитие России в 80-90-е гг. | 1 | | | Знать основные тенденции и противоречия экономического развития России в 80-90гг. XIX века. Уметь анализировать деятельность Н.Х. Бунге, Е.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте. Николай II , С.Ю. Витте Модернизация, монополия, косвенные налоги, конвертируемость, протекционизм | Лекция с элементами беседы,работа с картой | Устный опрос, диктант | §31 , вопр. и зад. стр.222, сообщ. |
62 | 13)Положение основных слоев общества | 1 | | | Иметь представление об изменениях в социальной структуре общества и положении основных социальных слоев. Уметь анализировать причины социальных конфликтов в России второй половины XIX в. и способы их решения, давать оценку национальной и религиозной политике АлександраIII. Сословие, класс,имущественное расслоение, земельные переделы, отходничество, подоходный налог | Комбинированный урок | Устный опрос | §32-33 вопр. и зад. стр.235, док. |
63 | 14) Общественное движение в 80-90-х годах | 1 | | | Иметь представление об особенностях общественного движения в 80-90-х годах XIXв. Знать причины быстрого распространения идей марксизма, иметь представление о деятельности группы «Освобождение труда». Марксизм. | Лекция с элементами беседы, работа с таблицами | Устный опрос | §34 , вопр. и зад. стр.244, док. с.244-245, вопр.1.2 с.246 |
64 | 15) Внешняя политика Александра III | 1 | | | Знать основные направления внешней политики России при Александре III Тройственный союз, военная конвенция | Лекция с элементами беседы, работа с картой | Устный опрос, тест | §35 , вопр. и зад.стр. 251 |
65 | 16) Развитие российской науки и образования во второй половине XIX в. | 1 | | | Иметь представление о системе образования России во второй половине 19в., Знать основные достижения российской науки данного периода. П.Чебышев, А.Столетов, А. Попов, П.Яблочков, Д. Менделеев, В. Докучаев, И. Сеченов, И. Павлов, И. Мечников Н. Пржевальский,Н.Миклухо-Маклай С.М. Соловьев, В.О. Ключевский | Комбинированный урок Работа с текстом, статистич. данными, заполнение таблицы | Беседа по таблице и вопросам, | §36 , вопр. и зад. стр.257-258, сообщ. |
66 | 17) Достижения художественной культуры России во второй половине XIX в. | 1 | | | Иметь представление о достижениях российской культуры второй половины XIX в., познакомиться с творчеством композиторов, литераторов, художников, архитекторов данного периода М.Е. Салтыков- Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.С. Тургенев В. Перов, И. Крамской, А.К.Саврасов, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов М.М. Антокольский П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский – Корсаков | Урок-аукцион | Беседа по вопросам | §37 , 38 вопр. и зад.стр 264, сообщ. |
67 | 18) Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX в. | 1 | | | Иметь представление об условиях жизни основных сословий Российской империи | Работа в группах | | §39 , вопр. стр.282 |
68 | 19) Повторительно- обобщающий урок | 1 | | | Знать ранее изученный материал | Систематизация и контроль знаний | Самостоятельная работа, тест | |
69 | Урал в первой половине XIX века. | 1 | | | Знать особенности развития своего края. Реформы 1860-1870 гг. на Урале. Урал капиталистический | | | История Урала XIX-XXвв. §4-5, сообщ |
70 | Итоговое повторение | 1 | | | Вспомнить основные факты,имена,,даты, понятия истории России 19в. | Игра-состязание | | |
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени.8 класс.- М.: Просвещение, 2014.
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л. М. Рабочая тетрадь по новой истории 1800-1913.8 класс. В двух выпусках.- М.: Просвещение, 2009.
Юдовская А.Я., Баранов П.А. Поурочные разработки по новой истории 1800-1913.- М.: Просвещение, 2009.
Соловьев К.А. Поурочные разработки по новой истории 1800-1900.- М.:Вако, 2006.
Кочетов Н.С. Новая история 1800-1900.8 класс: поурочные планы.- Волгоград: Учитель,2006.
Грибов В.С.Тестовые задания по новой истории XVI- начало XХ вв. М.,2002.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIXв.- М.:Просвещение, 2013.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX .Рабочая тетрадь.
8 класс.- М.: Просвещение,2013.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 8 класс. Поурочные разработки.-М.: Просвещение, 2013.
Колганова Е. В., Сумакова Н. В. Поурочные разработки по истории России XIX в. – Москва: «ВАКО», 2005.
Бородина О.И.,Щербакова О.М. Тесты по истории России XIX в./ Под ред А.А.Данилова.-М.: Владос, 2006.
Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н.,Шкерин В.А. История Урала 6-7.- Екатеринбург, 2005.
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всеобщей истории.
Новая история. - ООО « Кирилл и Мефодий»,2012.
2.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории XIXв. - ООО « Кирилл и Мефодий»,2012.
5. Библиотека Максима Мошкова, исторический раздел: httр://www.lib.ги/НISТОRY
6. Старинная европейская литература: http:// www.lib.ги /INOOLD/
7. Российская государственная библиотека по искусству: http:// www.artlib.ги /
Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки.- М.,1977.
Историография истории нового времени стран Европы и Америки.- М.,1992.
Манфред А.З. Наполеон Бонапарт.-М.,1980.
Боханов А.Г. Император Александр III.- М.,1998.
Захаров В.Ю. «Всемилостивейшая жалованная грамота российскому народу» 1801г. в контексте развития конституционных идей в России во второй половине XVIII- начале XIX в.- М.,2002.
Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России:1856-1861 гг.- М.,1984.
Культура России: IX-XXвв.:учебное пособие.- М.,1996.
Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914 гг.- М.,1995.
Медушевский А.Н. Проекты аграрных реформ в России: XVIII - начало XXI века.- М.,2005.
Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия.- М.,1990.
Москва.Быт XIV- XIX веков.- М.,2005.
Очерки русской культуры XIX в.: общественно-культурная среда.- М.,1998.
Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России: 1783- 1883.-М.,1986.
Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и еероль в общественной борьбе до начала XX века.- М.,1986
ПлимактЕ.Г., Пантин И.К.Драма российских реформ и революций.- М.,2000.
Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века.- М.,1997.
Российские самодержцы (1801- 1917).- М.,1991.
Русская художественная культура второй половины XIXв.: диалог с эпохой.- М.,1996.
Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX веке.- М.,1990.
Терещенко А.В. Быт русского народа. В 2 ч.- М.,1997,ч.1.
Томсинов В.А. Аракчеев.- М.,2003
Троцкий И. III Отделение при Николае I.- Л.,1990.
Федоров В.А. Декабристы иих время.- М.,1992.
Федоров В.А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев.- М.,1997.
Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века.- М.,1998.
Цымбаев Н.И. Славянофильство.-М.,1986.
Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты.- М.,1991.