Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, а также авторских программ О.В.Дмитриевой, С.В.Агафонова « Программа курса к учебнику О.В.Дмитриевой « Всеобщая история. История нового времени», для 7 класса общеобразовательных учреждений М., « Русское слово – РС», 2007. И Пчелова Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII в» для 6–7 классов основной школы. – М.: Русское слово,2013.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИ 7 КЛАСС. »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 с углублённым изучением математики»
Рассмотрено
Руководитель МО
_____ /Сухина О.А/
ФИО
Протокол №1 от
«26 » августа 2013 г.
Согласовано
ЗД по УВР МОБУ «СОШ № 40»
_____ /Лынник Г.В/
ФИО
«27 » августа
2013 г.
Принято методическим советом
Протокол № 1
от 28 августа 2013г.
Утверждено
Директор МОБУ «СОШ № 40»
_____ /Кузнецова Р.Ш./
ФИО
Приказ № ______ от
«___» _________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО _ИСТОРИИ_
7 класс
Базовый уровень
Составитель:
учитель истории
Сухина Ольга Анатольевна
1 категория
г.Оренбург
2013 – 2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Основное содержание учебного курса.
3.Календарно-тематическое планирование.
4.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
5. Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Пояснительная записка
Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 7 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Новая история». Предполагается их последовательное изучение.
Программа курса охватывает период с конца XV - начала XVI века, от начала эпохи великих географических открытий до первых буржуазно-демократических революций в Европе и Америке. Задача курса –преподать знания о периодизации Нового времени, о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий; о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; о международных конфликтах, приводивших к войнам; об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, о религиозной терпимости; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека; об изменениях в повседневной жизни людей. Курс построен по хронологическому принципу. Курс «Новая история» для 7 класса охватывает период с XVI по XVIII вв., от начала Великих географических открытий до конца XVIII в. . Курс является логическим продолжением курса «История средних веков». Рабочая программа по курсу новой истории составлена на 28 часов .
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 42 часа. В основу курса положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Автор стремился не выделять какую – либо из сторон жизни общества – политическую, экономическую, культурную, а рассматривать ,по возможности , все в совокупности. Автор склонен рассматривать историю России в рамка «цивилизационных»моделей, когда только взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности российской цивилизации.
В курсе большое внимание уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами, и истории культуры(в широком смысле этого слова),т.е. духовной, интеллектуальной и эмоциональной жизни людей.
История нашей страны рассматривается в контексте общемирового исторического процесса. Подчеркиваются международные связи России, даются сопоставления с событиями других стран. Наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей, в курсе в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России. Все это позволяет подчеркнуть уникальное положение российской цивилизации, где переплелись различные элементы западных и восточных культур, показать «встречу» Запада и Востока в рамках отечественной истории. При рассмотрении истории 17века автор стремится показать связь её событий с другими странами, и прежде всего с Речью Посполитой, а по 18 веку – со Швецией и Османской империей.
В целом, в основе курса лежит представление о системообразующей роли государства в истории России. Изложение событий даётся, по возможности, объективно, без выделения той или историографической концепции. Материал курса направлен и на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважение её исторического прошлого.
Рабочая программа по истории для 7 класса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, а также авторских программ О.В.Дмитриевой, С.В.Агафонова « Программа курса к учебнику О.В.Дмитриевой « Всеобщая история. История нового времени», для 7 класса общеобразовательных учреждений М., « Русское слово – РС», 2007. И Пчелова Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII в» для 6–7 классов основной школы. – М.: Русское слово,2013.
Цели: учащиеся 7 класса должны получить знание об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в России и мире за 200 лет.
Задачи:
- выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.
- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся .
В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 28 часов и на историю России – 42 часа.
Изменения:
В соответствии с учебным планом количество часов увеличено до 70.
В рабочей программе в тему Россия после Петра Великого добавлен 1 ч на повторительно-обобщающий урок.
. Рабочая программа рассчитана на использование следующего УМК:
Программа курсов « История России с древнейших времён до конца XIII века»: для 6-7 классов общеобразовательных учреждений/ Авт. Е.В.Пчёлов. – М.: ООО Русское слово – учебник», 2013 г.
Е.В.Пчелов, История России. XVII-XVIII века 7кл. г. Москва, «Русское слово». 2012г.
Программа курса к учебнику О.В.Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени» для 7 класса общеобразовательных учреждений./Авт. С.В. Агафонов, О.В. Дмитриева. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007г.
О.В.Дмитриева. Всеобщая история. История Нового времени 7кл г. Москва, «Русское слово». 2012г.
Место предмета «История» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории на этапе основного общего образования. В 7 классе на изучение истории отводится 70 часов в год, 2 часа в неделю.
2.Основное содержание учебного курса.
7 КЛАСС
иСТОРИЯ рОССИИ xvii-xviii В.В. (42 ЧАСа)
Введение .
РАЗДЕЛ 1 СМУТНОЕ ВРЕМЯ.
Тема 1. В преддверии Смуты
Экономические и политические причины Смуты. Кризис власти. Нарастание противоречий в обществе.Проблема престолонаследия. Гибель царевича Дмитрия. Пресечение московской династии Рюриковичей.Избрание Бориса Годунова на царство. Его политика. Опала Романовых. Великий голод. Причины самозванства.
Тема 2. Лжедмитрий 1
Легенда о спасшемся царевиче Дмитрии. Личность первого самозванца. Отрепьев в Речи Посполитой.Начало похода Лжедмитрия 1. Неудачи и успехи. Смерть Бориса Годунова. Царь Федор Борисович. Гибель династии Годуновых. Лжедмитрий 1 — московский царь.Политика Лжедмитрия 1, её противоречивый характер. Причины недовольства новым царём. Заговор Василия Шуйского. Гибель Лжедмитрия 1.
Тема 3. Царь Василий Шуйский
Избрание Василия Шуйского царём. «Крестоцеловальная запись». Личность царя Василия. Его политика.Болотников. Причины его движения. Основные цели и задачи болотниковцев. Участники движения и его характер. Ход войны Болотникова с царём Василием Шуйским. Лжепётр. Причины поражения Болотникова. Разгром движения.
Тема 4. Лжедмитрий II
Появление Лжедмитрия II, происхождение и личность самозванца. Его поддержка поляками. Состав участников его движения. Тушинский лагерь.Вера народа в «доброго» и «справедливого» царя. Появление новых самозванцев.Договор России со Швецией. Начало открытого вторжения войск Речи Посполитой на территорию России. Осада Смоленска. Князь М.В. Скопин-Шуйский. Поражение царских войск у Клушино.
Тема 5. Междуцарствие
Свержение царя Василия Шуйского. Семибоярщина. Договор о призвании на русский трон польского принца Владислава. Гибель Лжедмитрия II. «Ворёнок». Развал Семибоярщины.Роль Русской православной церкви в отпоре врагам. Деятельность патриарха Гермогена. Формирование Первого ополчения. Деятельность «Совета всей земли». Начало освобождения Москвы. Развал Первого ополчения. Результаты его деятельности.Авантюра Лжедмитрия III. Присяга «Совета всей земли» новому «царю».
Тема 6. Второе ополчение и освобождение Москвы
Положение России. Захват шведами Новгорода. Угроза потери независимости. Возникновение Второго ополчения. Личности князя Пожарского и Кузьмы Минина. Освобождение Москвы.Земский собор для выборов царя. Основные кандидаты и группировки. Избрание Михаила Романова на царство.Судьба Михаила Романова во время Смуты. Подвиг Ивана Сусанина. Приезд Михаила в Москву и его венчание на царство. Начало династии Романовых.
Повторение и проверка знаний .
РАЗДЕЛ II РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ .
Тема 7. Правление Михаила Федоровича
Пути выхода страны из кризиса. Объединение государства. Территориальные потери.Экономическое положение. Развитие торговли. Земские соборы. Деятельность патриарха Филарета. Личность Михаила Федоровича.Смоленская война. Азовское взятие. Основные результаты внешней политики при Михаиле Федоровиче.
Тема 8. Царь Алексей Михайлович
Личность царя.Причины Соляного бунта, состав участников. Последствия бунта — начало работы над новым Уложением.Разработка и принятие Соборного Уложения 1649 года. Его основные положения. Значение царской власти. Окончательное оформление крепостного права. Положение посадских. Соборное Уложение — свод законов нового Московского царства.
Тема 9. Россия в XVII веке
Территория страны. Население. Города. Административно-территориальное деление.Государственное управление. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Приказы. Местное управление. Армия. Стрелецкое войко. «Полки нового строя».Положение сельского хозяйства. Ремесленное производство. Складывание всероссийского рынка. Торговля. Развитие промышленности. Мануфактуры. Приписные крестьяне.
Тема 10. Присоединение Украины к России
Положение украинцев в Речи Посполитой. Национальные и религиозные отношения. Казачество. Запорожская Сечь, её самоуправление. Гетман Богдан Хмельницкий. Причины его выступления. Борьба Хмельницкого с Речью Посполитой.Обращение к России. Переяславская Рада. Присоединение Украины к России и его условия.Война с Речью Посполитой. Война со Швецией. Политика украинских гетманов. Результаты войны с Речью Посполитой. Значение вхождения Украины в состав Московского царства.
Тема II. Раскол в Русской православной церкви
Причины церковных реформ. Никон, его личность. Сущность и ход проводимых им реформ.Возникновение старообрядчества. Личность протопопа Аввакума.Деятельность старообрядцев. Соловецкое восстание. Дальнейшая судьба старообрядчества.
Тема 12. Народные волнения в 1660-1670-е годы
Медный бунт. Его причины, характер, участники. Донское казачество. Его жизнь, занятия и порядки.Степан Разин, его личность.Начало движения Разина. Его ход, характер, движущие силы. Цели восставших. Разинское движение в Поволжье. Подавление восстания. Его место в истории России.
Тема 13. Сибирь в XVII веке
Территория и климатические условия. Народы Сибири, их занятия и быт.Начало колонизации Сибири. Её причины, участники этого процесса. Формы зависимости народов Сибири от России. Ясак. Система управления Сибирью. Значение освоения Сибири для России и для сибирских народов.Иван Москвитин и открытие русскими Тихого океана. Экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова. Исследования Камчатки В.В. Атласовым. Освоение Приамурья и Приморья В.Д. Поярковым и Е.П. Хабаровым. Значение открытий русских землепроходцев.
Тема 14. Просвещение и литература в XVII веке
Распространение грамотности среди различных слоев населения. Значение книгопечатания. Рукописная книга. Столбцовое делопроизводство в приказах. Система образования. Буквари, грамматики. Училища. Славяно-греко-латинская академия.Традиционные и новые жанры литературы. Хронографы и летописи. Исторические сказания и повести. Народно-бытовые повести. Поэзия. Симеон Полоцкий. Первая газета «Куранты». Зарождение русского театра при Алексее Михайловиче.
Тема 15. Культура и быт в XVII веке
Основные черты русской архитектуры XVII века. Деревянное зодчество. Дворец в Коломенском. Каменное строительство. Теремной и Потешный дворцы. «Московское барокко».Появление реалистических черт в иконописи. Новые направления изобразительного искусства. Деятельность Симона Ушакова. Парсуны.Повседневная жизнь различных слоев общества. Одежда. Пища. Дома. Семья. Труд и отдых.
Повторение и проверка знаний .
РАЗДЕЛ III ЭПОХА РЕФОРМ ПЕТРА 1 .
Тема 16. Наследники Алексея Михайловича
Семья Алексея Михайловича. Правление Федора Алексеевича. Внешняя и внутренняя политика. Уничтожение местничества. Династический кризис. Стрелецкие бунты. Правление царевны Софьи. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Крымские походы.
Тема 17. Начало правления Петра 1
Жизнь Петра в Преображенском. Формирование его личности. Военные забавы. Немецкая слобода. Влияние европейцев. Переворот 1689 года.Сподвижники Петра. Азовские походы и строительство флота в Воронеже.«Великое посольство». Петр в Голландии и Англии. Стрелецкий бунт 1698 года. Расправа со стрельцами.
Тема 18. Начало Северной войны
Складывание антишведской коалиции. Начало Северной войны. Личность Карла XII. Поражение под Нарвой.Преобразование армии. Рекрутская система. Создание регулярных частей. Первые победы.Основание Петербурга.
Тема 19. Перелом в войне
Разгром Карлом XII армии Августа II. Карл поворачивает на Украину. Измена гетмана И.С. Мазепы. Битва при Лесной.Полтавское сражение. Военное искусство Петра 1. Разгром армии Карла XII. Значение Полтавской победы. Захват Прибалтики. Прутский поход Петра.
Тема 20. Конец Северной войны
Вторжение в Финляндию. Морские победы России. Ништадтский мир. Его значение. Превращение России в империю. Принятие Петром императорского титула. Каспийский поход и его результаты.
Тема 21. Государственные преобразования Петра 1
Причины петровских реформ. Их ход, методы проведения. Учреждение Сената. Образование коллегий. Упразднение патриаршества и учреждение Синода. «Генеральный регламент». Формирование системы абсолютизма. Образование губерний. Местные органы власти. Введение подушной подати. Ревизии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Система российских сословий.
Тема 22. Экономика при Петре 1
Экономический подъём и его причины. Рост мануфактурного производства. «Берг-привилегия». Работные люди. Приписные и посессионные крестьяне. Характер труда на промышленных предприятиях.Новые порты и торговые пути. Рост внутренней и внешней торговли. Таможенный тариф. Политика протекционизма.
Тема 23. Народные движения при Петре 1
Причины народного недовольства в разных слоях общества. Восстание в Астрахани.Положение казачества при Петре 1. Причины движения Булавина. Ход восстания, его разгром и последствия.
Тема 24. Преобразования в области культуры
Развитие системы образования. Начальное обучение. Подготовка специалистов. Введение гражданского шрифта, современных цифр, реформа летосчисления. Новые учебные пособия. Газета «Ведомости». Первая публичная библиотека. Кунсткамера. Указ о создании Академии наук.Новые веяния в живописи, скульптуре, архитектуре. Появление светской живописи. Творчество Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Бартоломео Карло Растрелли. Доменико Трезини. Архитектура петровского времени.
Изменения в быту. Новые обычаи. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Быт дворянства и быт других сословий.
Тема 25. Династия Романовых в первой четверти XVIII века
Семья Петра 1.Личность царевича Алексея. Причины разлада с отцом. Сыск по делу об измене царевича. Его гибель.Причины принятия «Устава о наследии престола», его сущность, последствия. Новый порядок престолонаследия — один из факторов политической жизни последующей эпохи.
Повторение и проверка знаний.
РАЗДЕЛ IV РОССИЯ ПОСЛЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Тема 26. Наследники Петра 1
Правление Екатерины 1. Положение Меншикова. Верховный тайный совет. Правление Петра II. Падение Меншикова. Долгорукие. Смерть Петра II и пресечение рода Романовых. Приглашение на престол Анны Иоанновны. Кондиции. Попытка ограничения самодержавия.
Тема 27. Правление императрицы Анны Иоанновны
Ликвидация кондиций и упразднение Верховного тайного совета. Восстановление самодержавия.Окружение императрицы. Внутренняя политика. Кабинет министров. Заговор Волынского.Внешняя политика. Вмешательство в войну за «польское наследство». Война с Турцией, возвращение Азова. Результаты внешней политики.
Тема 28. Брауншвейгекое семейство
Завещание Анны Иоанновны. Брауншвейгекое семейство. Иоанн Антонович. Регентство Бирона. Регентство Анны Леопольдовны.Елизавета Петровна. Переворот 25 ноября 1741 года. Судьба Брауншвейгского семейства. Заточение и гибель Иоанна Антоновича.
Тема 29. Императрица Елизавета Петровна
Личность императрицы. Её влияние на политику страны. Внутренняя политика. Возвращение к «петровским традициям». Деятельность Шуваловых и Разумовских.Внешняя политика. Участие России в Семилетней войне. Победы русского оружия. Выход России из войны, её результаты.
Тема 30. Русская культура в середине XVIII века.
Наука и просвещение. Петербургская Академия наук. Деятельность Ж. Делиля, Л. Эйлера и других учёных. «История» В.Н. Татищева. Основание Московского университета. Географические открытия. Экспедиция Беринга и Чирикова. Великая Северная экспедиция.Русская литература. Поэзия. А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаков-ский, А.П. Сумароков. Ф.Г. Волков и основанный им театр. Творчество В.В. Растрелли. Основание Академии художеств.Жизнь и труды М.В. Ломоносова. Многогранность его личности. Значение всего, им сделанного для российской и мировой науки и культуры.
РАЗДЕЛ V «ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ .
Тема 31. Император Петр III
Происхождение и личность Петра III. Его женитьба на Екатерине.Правление Петра III: Манифесте вольности дворянства, выход России из Семилетней войны, попытка секуляризации. Причины недовольства Петром III и его политикой.Происхождение Екатерины II. Её жизнь в России. Переворот 1762 года. Свержение Петра III и его гибель.
Тема 32. Екатерина II — личность и эпоха
Личность императрицы. Влияние идей французских просветителей.Первые годы правления. Уложенная комиссия и её работа. «Наказ» Екатерины. Роспуск Уложенной комиссии, её значение. Сподвижники Екатерины. Принципы общения Екатерины с людьми, «работа с кадрами». Личность и дела Г.А. Потемкина.
Тема 33. Внешняя политика при Екатерине II
Задачи внешней политики. Война с Турцией 1768—1774 годов. Кючук-Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Путешествие Екатерины в Новороссию. Выход России к Чёрному морю.Русско-турецкая война 1787—1791 годов. Взятие Измаила. Ясский договор и его условия.Внутренний строй Речи Посполитой. Причины разделов Речи Посполитой. Первые два раздела. Война с Т. Костюшко. Взятие Варшавы. Третий раздел Речи Посполитой. Земли, присоединённые к России.
Тема 34. Движение Е.И. Пугачева
Причины восстания. Фактор самозванства. Начало движения. Осада Оренбурга. Состав участников восстания. Внутреннее управление повстанцев. Их цели, призывы, идеология. Отход на Урал. Новое наступление.Взятие поволжских городов. Крестьянская война. Манифест Пугачева об отмене крепостного права. Причины поражения восстания. Арест Пугачева, расправа над ним и его сторонниками. Значение Пугачевского движения.
Тема 35. Внутренняя политика Екатерины II
Причины реформ. Губернская реформа. Рост числа городов. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам.Сельское хозяйство. Помещичье землевладение. Положение крестьян. Развитие промышленности. Торговая политика. Выпуск ассигнаций.Влияние французской революции на события в России. Изменение политического курса. Последние годы правления Екатерины II.
Тема 36. Правление Павла 1
Личность императора. Противоречивость его характера. Новый закон о престолонаследии. Указ о трёхдневной барщине. Активность законотворчества. Регламентация и усиление дисциплины. Положение в армии. Непредсказуемость действий Павла 1. Рост дворянского недовольства. Переворот 1801 года.Борьба с влиянием идей Французской революции. Вступление России в антифранцузскую коалицию. Военные победы Ушакова. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Значение их побед. Полководческое искусство Суворова и Ушакова — вершина военного искусства России.
Тема 37. Просвещение и наука во второй половине XVIII века
Политика государства в области просвещения. Создание новых учебных заведений. Народные училища.Русская наука и её достижения. Русские астрономы и их открытия. Развитие химии и медицины. Гуманитарная мысль. Князь М.М. Щербатов.Русские механики-самоучки И.И. Ползунов и И.П. Кулибин, их изобретения. Вклад русских учёных в мировую науку.
Тема 38. Литература и искусство во второй половине XVIII века
Классицизм как направление в литературе и искусстве, его основные черты. Литература. Творчество Г.Р. Державина. Русская драматургия того времени. Начало сентиментализма.Российская Академия. Первый толковый словарь русского языка.Русская опера. Другие музыкальные жанры. Творчество Д.С. Бортнянского. Русский театр. Крепостные театры. П.С. Ковалёва-Жемчугова.Классицизм в архитектуре. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. Петербургское зодчество.Э.-М. Фальконе, М.И. Козловский. Творения Ф.И. Шубина. Классицизм в живописи. А.П. Лосенко. Начало русского пейзажа — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Портретное искусство. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Основание Эрмитажа. Значение русской культуры второй половины XVIII века.
иСТОРИЯ нОВОГО ВРЕМЕНИ (28 ЧАСОВ)
Введение в курс
Новая история — период Всеобщей истории. Хронологические рамки Новой истории. Периодизация Новой истории.
Часть I. РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ.
Тема 1 Великие географические открытия и их последствия .
Ойкумена глазами средневекового человека. Предпосылки Великих географических открытий. Путешествия Христофора Колумба. Тордесильясский договор. Открытие экспедицией Васко да Гама морского пути в Индию. Первое кругосветное путешествие. Сарагосский договор. Европейцы в Новом Свете. Возникновение колониальных империй. Итоги Великих географических открытий.
Тема 2 Эпоха Возрождения и формирование научной картины мира .
Предпосылки Возрождения. Античное наследие западноевропейской культуры. Сущность эпохи Возрождения. Итальянский гуманизм. Меценатство. Североевропейский гуманизм. Искусство Высокого Возрождения. Искусство североевропейского Возрождения. Предпосылки революции в естествознании. Формирование научной картины мира. Рост мистицизма в западноевропейском обществе. Литература и искусство эпохи барокко.
Тема 3 Реформация и Контрреформация .
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии: Мартин Лютер и его учение. Вормсский рейхстаг. Крестьянская война в Германии. Рождение протестантизма: «Аугсбургское вероисповедание». Аугсбургский мир. Реформация в Швейцарии: Жан Кальвин и его учение. Контрреформация. Орден иезуитов. Тридентский собор.
Тема 4 Рождение капиталистического общества.
Рост населения Западной Европы в XV—XVII веках. Рост западноевропейских городов. Изменения в быту европейцев. Технический прогресс в начале Нового времени. Изобретение книгопечатания — вторая информационная революция. Зарождение капиталистических отношений. Мануфактура. Капитализм в сельском хозяйстве. Формирование классов наемных работников и буржуазии.
Тема 5 Зарождение абсолютизма .
Абсолютная монархия: особенности осуществления политической власти и церемониал. Испанский абсолютизм: создание империи и защита католицизма. Экономический упадок Испании. Англо-испанские противоречия. Англия — центр мировой торговли. Аграрный переворот в Англии. Королевская Реформация. «Золотой век» английской монархии — правление Елизаветы I. Английский парламентаризм. Становление французской абсолютной монархии. Религиозные войны. Франция при Ришелье. Расцвет французского абсолютизма при Людовике XIV: особенности внутренней и внешней политики. Французский классицизм.
Тема 6 Нидерландская [буржуазная] революция .
Нидерланды под властью Испании: социально-экономическое развитие, религиозные конфликты. Антикатолическое восстание. Правление герцога Альбы. Движение гёзов. Рождение Республики Соединенных провинций. Расцвет Голландии.
Тема 7 Английская буржуазная революция .
Англия под властью Стюартов. Долгий парламент и начало революции. Гражданская война. Конфликты в революционном лагере: пресвитериане, индепенденты, левеллеры. Свержение монархии. Английская республика. Протекторат Оливера Кромвеля. Реставрация монархии. «Славная революция». «Билль о правах». Английская парламентская монархия.
Обобщающий контроль (1 час).
Часть II ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ (7 часов)
Тема 1 Общество и государство в эпоху Просвещения .
Понятие «эпоха Просвещения». Философия Просвещения. Английское просвещение. Французское просвещение. Общество эпохи Просвещения: воспитание и образование, печать и общественное мнение, «вольные каменщики». Литература и искусство эпохи Просвещения. Просвещенный абсолютизм: реформы Иосифа II в Австрии, прусский король Фридрих II Гогенцоллерн — «философ» на троне.
Тема 2 Международные отношения в Новое время. Конец ХV-ХVIII век.
Природа военных конфликтов в Новое время. Система европейского баланса. Рождение дипломатии. Отражение османской агрессии. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Войны за передел Европы и мира в XVIII веке. Северная война. Война за испанское наследство. Война за австрийское наследство. Семилетняя война. Разделы Польши.
Тема 3 Промышленный переворот в Англии .
Предпосылки промышленного переворота. Импорт индийских тканей в Англию. Английские изобретатели. Паровая машина Джеймса Уатта и переворот в тяжелой промышленности. Формирование классов промышленной буржуазии и наемных рабочих. Движение луддитов.
Тема 4 Война за независимость и образование США .
Английская колонизация Северной Америки. Североамериканские колонии Англии: социально-экономическое развитие. Взаимоотношения колоний с метрополией. Война за независимость. «Декларация независимости». Образование США. Конституция США.
Тема 5 Великая французская революция .
Предпосылки Великой французской революции. Созыв Генеральных штатов. Декларация прав человека и гражданина. Франция — конституционная монархия. Революционная война. Провозглашение Французской республики. Установление якобинской диктатуры. Якобинцы у власти. Термидорианский переворот.
Обобщающий контроль .
Часть III. СТРАНЫ ВОСТОКА В ХVI-ХVIII ВЕКАХ .
Тема 1 Страны ислама в XVI—XVIII веках .
Экспансия Османской империи на Запад. Османская армия. Предпосылки упадка Османской империи. «Европеизация» Османской империи. Рост турецкого национального самосознания. Упадок Ирана в период правления династии Сефевидов. Надир-шах. Шииты и сунниты в Иране. Распад державы Надир-шаха.
Тема 2 Индия, Китай и Япония в XVI—XVIII веках .
Социально-экономическое состояние Индии в начале Нового времени. Империя Великих Моголов. Колонизация Индии европейцами. Китай в правление династии Мин. Маньчжурское завоевание Китая. Китай в правление династии Цин. «Закрытие» Китая. Япония при сегунах Токутава. «Закрытие» Японии. Традиционная японская культура.
Итоговый контроль
3.Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
Программный материал
Кол-во часов
Дата
Тип урока
Теория предмета, развитие речи
Форма контроля
Повторение
Методическая литература, ЦОР, ЭОР
по плану
фактически
1
Введение.
1
Урок изучения нового материала.
Российская цивилизация.
вопросы
Особенности исторического развития Рос сии с древнейших времен до конца XVIb
Тема 1. Смутное время - 6 часов.
2
В преддверии Смуты.
1
изучение нового материа
смута, выборы, восстание Хлопка Косолапа
фронтальн, опрос
Династия Рюриковичей
Р.Г.Скрынников"Россия в начале 17 века."Смута" музыкальный фрагмент
3
Лжедмитрий Первый.
1
комбин. урок
Самозванцы, лжецари, интервенция
фронтальн. опрос
Походы крестоносцев на Русь
карта"Россия в 17 веке" портреты, документыhttp://his.1september.ru
4
Царь Василий Шуйский
1
комбин. урок
восстание ,-крестоцеловальная запись
индивид, опрос
Престолонаследие в России.
Карта, документы, таблицаwww.rusedu.ru
5
Лжедмитрий Второй.
1
комбин. урок
Тушинский вор. прелестные письма
фронтальн. опрос
Лже- Петр
карта, портреты, документы
http://school.xvatit.ru
Медиаучебник Истрия России Презентация
6
Междуцарствие.
1
комбин урок
Семибоярщина, ополчение, Великое посольство
карточки с заданиями
Польско-шведская интервенция
"Исторический лексикон" документы карточки
7
Второе ополчение и освобождение Москвы
1
Комбинир. урок
Граждане, народное самосознание.
идивид. опрос
Земский собор
И.Е.Забелин"Минин и Пожарский", Хрестоматия по истории. Презентация
4.Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
знать:
- основные понятия, этапы и ключевые события и выдающихся деятелей истории России и всемирной истории с XVI в. по XIX в.
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития за данный период;
- уметь:
- соотносить даты всемирной истории и истории России с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изучаемого периода;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- использовать для познания окружающего мира различных методов;
- уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями, уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
- осуществлять контроль и самооценку.
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира.
5.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКРОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
УМК:
Учебник Е.В.Пчелов « История России 17-18 века» для 7 класса общеобразовательных учреждений, М., « Русское слово – РС» 2010
Учебник О.В.Дмитриева « Всеобщая история. История нового времени. 7 класс» М., « Русское слово - РС» 2012
С.В.Агафонов, О.В.Дмитриева Программа курса « Всеобщая история. История нового времени», для 7 класса М., « Русское слово », 2007
Пчелов Е.В. Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII в» для 6-7 классов, М., «Русское cлово», 2013
Медиаресурсы.
http://pish.ru/ Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал
http://www.historia.ru Электронный журнал «Мир истории»
http://www.proshkolu.ru/ Интернет-портал Pro Школу.ru
www.uroki.net - Сайт «Uroki.net». Для учителя истории и обществознания: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков.
Методические пособия.
КИМы « История Нового времени 7 класс, М.,» Вако» 2011
КИМы « История России» 7 класс, М., « Вако» 2011
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы: в разработках уроков используются различные методики проведения уроков с учетом возрастных особенностей учащихся; большое внимание уделено системе работы по формированию сложных понятий, самостоятельной работе учащихся; контрольные задания, разноуровневые тесты, разнообразные кроссворды помогают оперативно осуществлять проверку знаний учащихся; материал подобран таким образом, чтобы учитель мог дифференцированно выбрать соответствующие задания с учетом уровня подготовленности учащихся.