рабочая программа внеурочной деятельности "Страницы истории"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Страницы истории"
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего подростка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Содержание программы ………………………………………………....12 -14
4. Список литературы для учителя …………………………………………….15
5. Список литературы для обучающихся……………………………………...16
6. Приложение……………………………………………………………………17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного кружка в систему воспитательной работы школы
Программа «Страницы истории» предназначена для организации внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению в 5 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Школьники должны иметь мотивацию к обучению истории, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Ведь история – благодатный материал для развития у детей интереса к познанию мира.
Данная программа дополняет школьный курс истории Древнего мира и истории Отечества яркими страницами истории, сведениями о военной истории и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к военной истории Древнего мира и истории Отечества, а также дать навык самостоятельной работы с литературой и источниками.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.
Новизна программы по внеурочной деятельности по истории «Страницы истории» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности.
Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничества.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Учитель должен использовать игровые формы, потому что они помогают решать серьёзные учебные проблемы. Используя игру, учащиеся лучше запоминают сложный исторический материал, который облегчает им работу на уроке, формирует речевые компетенции. Интересные, занимательные, доступные и в то же время достаточно трудные вопросы исторических викторин и игр побуждают учащихся к значительным умственным усилиям.
В преподавании курса «Страницы истории» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии, встречи с ветеранами воин, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице и в музее.
Занятия курса разделены на теоретические и практические.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов; портреты великих полководцев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Творческие работы, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Цели программы: сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины через изучение героического прошлого и настоящего России;
освоение знаний о важнейших событиях отечественной и всемирной истории их взаимосвязи и хронологической преемственности.
• формировать коммуникативные навыки, которые способствуют
развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою
точку зрения.
• помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и
цивилизаций;
• приобщать к ценностям мировой и национальной культуры;
Развивающие задачи:
▪ развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие
способности обучающихся;
▪ развивать историческое мышление обучающихся на базе материала курса;
Воспитательные задачи:
• воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своей
Родины;
• воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и
труда.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение
преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии
развития современных научных знаний;
- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое
должно закрепить полученные знания и навыки;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от
неизвестного к известному, использование методов соответствующих
данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских
работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала,
постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и
самостоятельно;
- активность и сознательность:понимаются цели и задачи учеником,
ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует
самостоятельно.
Количество часов: программа рассчитана на 34 часа. Распределение занятий на теоретические и практические достаточно условно, при необходимости теоретические и практические занятия объединяются.
Режим занятий: продолжительность занятий: 45 минут.
Категория участников: данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 5 – х классов основной школы.
Место проведения: школа
Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год.
Методы реализации программы:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, иллюстрирование библейских сюжетов).
2.Словесный (чтение литературных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов).
3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
Формы организации внеурочной деятельности
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Теоретические занятия:
● Беседы
● Сообщения
● Встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых
можно гордиться;
● Просмотр и обсуждение видеоматериала
● Экскурсии в музей
Практические занятия:
● Творческие конкурсы
● Коллективно - творческие дела (театральные постановки, художественные
выставки и т.п.)
● Викторины
● Интеллектуально-познавательные игры
● Заочные путешествия
● Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического
содержания
● Творческие проекты, презентации
● Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций
● Ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора
Отличительными особенностями программы являются:
― деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся через
участие в создании творческих проектов;
― возможности дифференцированного подхода к организации деятельности
на занятиях;
― личностно-ориентированный подход.
Для успешной реализации программы необходимо: - систематическое проведение предусмотренных занятий на протяжении всего учебного года; - тщательный отбор учебного материала; - заинтересованность педагога.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- формирование ответственного отношения к учению;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определить наиболее эффективные способы достижения
результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на
основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности.
Познавательные:
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную;
Коммуникативные:
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и
др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях.
Предметные:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их
участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные
исторические эпохи;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в
учебной литературе;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в
создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по
поиску и охране памятников истории и культуры).
Ожидаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
◄ усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;
◄ помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
◄ формировать творческое мышление;
◄ способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх,
конкурсах.
Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы кружка «Страницы истории» ориентированы на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта (механизм: ученик – учитель).
приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в современной жизни. (Механизм: ученик - учитель)
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения(механизм: ученик – ученик)
Третий уровень результатов – получение обучающими опыта самостоятельного общественного действия. Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде
(механизм: ученик – социум).
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение, тестирование;
- выполнение творческих, проектных заданий.
Формы подведения итогов программы:
- открытые мероприятия;
- выставки творческих работ обучающихся;
- участие в конкурсах;
- создание презентаций;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- инсценировки;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема занятия
Вид занятия
Характеристика деятельности обучающихся
теорети-ческие
практи-ческие
кол-во часов
ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
1.
Что такое история?
1
1
анализ литературы
2.
Богиня Клио раскрывает тайны
1
1
анализ литературы
3.
Науки-помощницы истории
1
1
презентация
ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР (3 часа)
4.
Жизнь первобытных людей
1
1
анализ литературы
5.
Возникновение религии и искусства
1
1
анализ литературы
6.
Игра «Что? Где? Когда?»
1
1
практическая работа
ТЕМА II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (6 часов)
7.
Военные походы фараонов
1
1
практическая работа
8.
Религия древних египтян
1
1
практическая работа
9
Вавилонский царь Хаммурапи
1
1
презентация
10.
Китайский мудрец Конфуций
1
1
презентация
11.
Великая китайская стена
1
1
презентация
12.
Турнир «Знатоки Востока»
1
1
практическая работа
ТЕМА III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (7 часов)
13.
Троянская война
1
1
анализ литературы
14.
Подвиги Геракла
1
1
анализ литературы
15.
Боги Древней Греции
1
1
практическая работа
16.
Воспитание спартанцев
1
1
анализ литературы
17.
Олимпийские игры
1
1
презентация
18.
Александр Македонский
1
1
анализ литературы
19.
Путешествие по Древней Греции
1
1
практическая работа
ТЕМА IV. ДРЕВНИЙ РИМ (4 часа)
20.
Рим – сильнейшая держа-ва Средиземноморья
1
1
анализ литературы
21.
Восстание Спартака
1
1
презентация
22.
Юлий Цезарь
1
1
презентация
23
Викторина «Древний Рим»
1
1
практическая работа
ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (6 часов)
24.
Жизнь древних славян
1
1
анализ литературы
25-26.
Славянские боги и праздники
1
1
2
презентация
27-28.
Первые русские князья
1
1
2
презентация
29.
Русские летописи
1
1
анализ литературы
ТЕМА VI. НАШ КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ (5 часов)
30-31.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
1
1
практическая работа
32-33.
Наши земляки - участники Великой Отечественной войны.
2
2
практическая работа
34.
Выпуск газеты «Страницы истории»
1
1
практическая работа
Итого:
21
13
34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы определено требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС 2012 года:
● определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса;
● в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
● достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией и психологом.
ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
Что такое история?
Что изучает наука – история? История – наука о прошлом человечества. Почему следует изучать и знать историю? Геродот – «отец истории».
Богиня Клио раскрывает тайны.
Клио – муза истории, её атрибуты – свиток и палочка для письма. Эта муза «дарует славу» тем, кого она заносит в свой свиток. Мифы и легенды. Загадки забытых цивилизаций.
Науки-помощницы истории.
Как люди узнают о прошлом. Письменные источники о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории.Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика.Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Нумизматика – старинные монеты.
Лингвистика – наука о языке. Метрология - старинные меры веса, длины, площади. Историческая карта.
ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР (3 часа)
Жизнь древнейших людей.
Древнейшие люди – наши далёкие предки. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами.
Возникновение религии и искусства
Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков.
Игра «Что? Где? Когда?»
ТЕМА II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (6 часов)
Военные походы фараонов.
Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Завоевательные походы фараонов.
Религия древних египтян.
Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Боги и люди в мифах и легендах. Представление о загробном мире.
Храмы и пирамиды.
Вавилонский царь Хаммурапи.
Древний Вавилон. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Законы Хаммурапи.
Китайский мудрец Конфуций.
Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций и конфуцианство. Мудрость – в знании старинных книг.
Великая китайская стена.
Памятники культуры Китая. Тайна Великой китайской стены. История и легенды. Самые интересные факты и события из истории Стены.
Турнир «Знатоки Востока».
Вклад народов Востока в мировую историю и культуру.
ТЕМА III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (6 часов)
Троянская война.
Троя и Троянская война. Троянская война: миф и реальность. Старинные предания о Троянской войне. Сокровища Трои.
Подвиги Герекла.
12 подвигов Геракла
Боги Древней Греции.
Боги и богини древней Греции. Пантеон олимпийских богов. Титаны и олимпийцы. Мифы и легенды о людях и богах.
Воспитание спартанцев.
Общественное устройство Спарты: воспитание и образ жизни. Спарта – военный лагерь. Воспитание мальчиков в Спарте.
Олимпийские игры.
Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Значение Олимпийских игр.
Александр Македонский.
Восхождение на трон. Поход на север и покорение Фив. Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта. Разгром Персидской державы. Царь Азии. Поход в Среднюю Азию. Поход в Индию. Последние годы Александра. Смерть Александра Македонского. После Александра. Память об Александре Македонском.
Путешествие по Древней Греции.
ТЕМА IV. ДРЕВНИЙ РИМ (4 часа)
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.
Установление власти Рима в Западном Средиземноморье. Установление власти Рима в Восточном Средиземноморье. Победы Рима над Карфагеном. Последствия римских завоеваний. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян.
Восстание Спартака.
Рабство в Римской республике. Начало восстания. Силы и планы сторон. Первая победа восставших. Рабы в ловушке. Война с Крассом. Итоги и последствия восстания. Образ Спартака в наши дни.
Юлий Цезарь.
Участие в политической борьбе. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Реформы Цезаря. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Викторина «Древний Рим».
История Древнего Рима. Великие люди Древнего Рима.
ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (4 часа)
Жизнь древних славян. Кто такие славяне? Расселение, соседи, занятия, общественный строй восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.
Славянские боги и праздники.
Религия древних славян. Язычество на Руси. Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Праздники и обряды.
Первые русские князья.
Первые Рюриковичи. Рюрик – варяжский князь. Деятельность князя Олега. Правление Игоря. Походы князя Святослава. Владимир Святославич. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Владимир Мономах.
Русские летописи.
Летописец и летопись. «Повесть временных лет».
Лаврентьевская и Троицкая летописи. Новгородская и Псковская летописи.
ТЕМА VI. НАШ КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ (5 часов)
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Трудовые подвиги земляков.
Наши земляки - участники Великой Отечественной войны.
Героизм оконешниковцев на фронтах войны. Участие оконешниковцев в партизанском движении. Оконешниковцы – фронту. Вклад оконешниковцев в победу над врагом. Дети войны.
Выпуск газеты «Страницы истории».
Оформление и защита творческих работ. Оформление книги «Страницы истории».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и
анекдотах. М.: Дрофа, 2002.
2. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII-XVI веков: Кн. Для учащихся ст.
классов.-М.: Просвещение, 2003.-192 с.
3. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей
учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
4. http://interpretive.ru/dictionary/447/word/vostanie-spartaka Восстание
Спартака
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания по теме «Древний Восток»
Соотнесите имена богов Древнего Египта с их символами:
Анубис
1. Покровитель фараонов
Гор
2. Бог плодородия
Сет
3. Царь загробного мира
Тот
4. Богиня истины
Маат
5. Бог мертвых и бальзамирования
Исида
6. Бог пустыни
Осирис
7. Богиня плодородия, символ женственности
Хнум
8. Бог мудрости, счета и письма
Исправьте ошибки в тексте:
Уже в древности в Китае были сделаны важные для истории человечества изобретения: хлопковые ткани, компас, удивительная посуда из стекла. Китайские мудрецы записывали свои изречения на листах папируса. Самый знаменитый китайский мудрец — Хаммурапи — оставил целую библиотеку глиняных книг. Тексты были записаны, как и во всем Китае, особыми клинописными знаками.