Еланского муниципального района Волгоградской области.
Данная рабочая программа разработана на базе Федеральной примерной программы среднего (общего) образования по истории (базовый уровень). – М. 2004 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. 9 часов интегрированные уроки с историей России. Типы уроков: урок-лекция, урок семинар, комбинированный урок, урок лабораторное занятие. Количество контрольных работ – 4.
Основная цель курса – сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно- исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дата проведения План/факт | Домашнее задание |
Раздел 1. Война и революции |
Глава 1. Мир в начале XX века |
1 | Политико-экономическая характеристика ведущих стран Европы и Северной Америки | 1 | Изучение нового материала. Урок с элементами практической работы | Особенности экономического и социального развития в условиях ускоренной модернизации, предпосылки революционного изменения общественного строя. Кризис классических идеологических доктрин | Знать термины и понятия, характеризующие целостность исторического процесса: промышленно-финан-совые группы. Тресты, картели, биржа, фермерство. Территориальный раздел мира. Реформизм, либерализм | Ответы на вопросы параграфа. Составление тезисов | Дискуссии о понятии «Новейшая история», «Революционная волна» в странах ускоренной модернизации в первой трети XX века» | | §1-3 |
2 | Страны Азии и Африки и Латинской Америки в начале XX в. | 1 | Лабораторно-практическое занятие | Кризис традиционного общества в условиях развертывания модернизацион-ных процессов. Религиозное реформаторство и идеология национального освобождения. Подъем религиозного движения в странах Азии | Использовать принципы причинно-следственного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Знать понятия: мес-сионеры, синтоизм, младотурки, панисламизм | Заполнение сравнительной таблицы | | | §4 |
3 | Международные отношения 1900-1914 гг. | 1 | Комбинированный урок | Система международных отношений. Империализм как идеология и политика. Борьба за колониальный передел мир | Знать факты, явления, понятия, характеризующие империалистическую политику. Уметь оперировать понятиями: пацифизм, шовинизм,тройственный союз, Антанта | Работа с картой, подбор статистических материалов. Тесты | | | §5 |
Глава 10. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 40-90-х гг. |
18 | Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в. | 1 | Урок-лекция | Постидустриальное, информационное общество. Глобализация хозяйственных связей. Государственное регулирование. Монетаризм. Кейсианство. Стагфляция | Знать понятия и уметь ими оперировать. Постиндустриальное, информационное общество. Глобализация хозяйственных связей. Государственное регулирование. Монетаризм. Кейсианство. Стагфляция | Работа со статистическим материалом | | | §25 |
19 | Крупнейшие западные страны в конце 40-90-х гг. | 1 | Урок-семинар | США, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Япония | Уметь работать с различными источниками информации, представить материал на электронных и бумажных носителях, защитить реферат | Подготовка рефератов и их презентация | | | §26-27 |
Глава 11. Развитие стран Восточной Европы в 40-90 гг. |
20 | Установление коммунистических режимов в государствах Восточной Европы | 1 | Комбинированный урок | Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти коммунистических партий. Общие черты развития стран народной демократии | Уметь работать с различными источниками информации, представить материал на электронных и бумажных носителях, защитить реферат | Подготовка рефератов и их презентация. Работа с документами и исторической картой | | | §29-30 |
Глава 12. Страны Азии, Африки, Латинской Америки во второй половине XX в. |
21 | Процесс деколонизации после Второй мировой войны. Достижения и проблемы развивающихся стран | 1 | Комбинированный урок с элементами групповой работы | Деколонизация. Год Африки. Апартеид. Косвенная зависимость. Некапиталистический путь развития. Религиозно-этнические группы | Уметь работать с учебником,составлять сложный план | Ответы на вопросы и задания учебника | | | § 31-32 |
25 | Внешняя политика самодержавия в конце19-начале 20 вв. Русско-японская война Интегрированый урок | 1 | Россия в системе военно-политических союзов на рубеже 19-20 вв. Противоречия между державами на дальнем Востоке. | Тройственный союз, Антанта, геополитика, стратегические интересы, раздел сфер влияния, гонка вооружений. | Развивать способности и умения сравнивать, сопоставлять по вопросам, предложенным и в произвольной форме( по вопросам, которые необходимо сформулировать самостоятельно) | Тест | П.2 | | | |
26 | Первая мировая война (интегрированный урок) | 1 | Причины войны, характер. Отношение Российского общества к войне. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны (Ход военных действий рассматривается в курсе Всеобщей истории) | Мировая война, пацифизм, «революционное пораженчество | Получение и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе изучения разнообразных источников, развитие широкого спектра аналитических умений, в том числе конспектирования, рецензирования, подготовки развернутых тематических выступлений, критического сопоставления источников | Тест | П.8 | Влияние войны на Российское общество | | |
27-28 | Советская внешняя политика Интегрированые уроки | 2 | Внешнеполитическая стратегия СССР между двумя мировыми войнами. Цели СССР в области международных отношений. Официальная дипломатия, Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Советско-германские отношения в 1939-1940-е гг. Политика СССР на начальном этапе войны. Расширение территории Советского Союза. | Фашизм, система коллективной безопасности, секретные протоколы, план «Барбаросса» | Способность появлению чувств сопереживания, добра. Отрицание насилия, неприятия зла. Научить рассматривать прошлое через призму времени | Беседа с целью выяснения усвоения нового материала | П. 19, 23 | Дипломатическое признание СССР. Мюнхенский договор и его последствия. Военное столкновение СССР с Японией у озера Хасан в районе реки Халхин-Гол | | |
29 | СССР и союзники Интегрированный урок | 1 | СССР в антигитлеровской коалиции. Конференция союзников в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения | Антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция | Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; Составлять хронологическую и синхроническую таблицу | Составление опорного конспекта | П. 28 | Ленд-лиз и его значение | | |
30 | Внешняя политика Интегрированный урок | 1 | Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. «Холодная война», ее влияние на экономику и политику. Карибский кризис | «Холодная война», «социалистический лагерь», страны «третьего мира» | Урок овладения знаниями и умениями историко-исследовательской работы | Письменный вопрос с использованием статистического материала | П. 29 | Создание ракетно-ядерного оружия в СССР | | |
31 | Внешняя политика СССР Интегрированный урок | 1 | СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 60-х начала 80-х годов. СССР и политические кризисы в странах Восточной Европы. Достижение военно-политического паритета СССР и США. «Новое политическое мышление». Советско-американский диалог во второй половине 1980 гг. | | Знать и понимать основные принципы, диалектику нового политического мышления. Уметь выстраивать собственную позицию на поставленную тему и соотносить ее с мнением авторов учебника, например, уметь грамотно излагать свои мысли письменно- этому учит эссе | Тест, познавательные и логические задания | П. 39 | Хельсинский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская воцна и ее последствия. Распад мировой социалистической системы. | | |
32- 33 | Внешняя политика России Интегрированные уроки | 2 | Россия в мировых интеграционных процессах Геополитическое положение | Концепция внешней политики, многополярный мир | Умение работать с информацией в интернете, проведение анализа политической ситуации на основе материалов разных зарубежных СМИ | Работа в группах, отчет | П. 44 | Группа семи, группа восьми, взаимоотношения России с НАТО, «Шанхайская шестерка», государства БРИК, организация АТЭС, ЕЭС | | |