Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с Примерной программой по истории для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2011)
и Рабочей программы «Всеобщая история». Предметная линия учебников А.А. Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы 5-9 кл (издательство «Просвещение», 2014)
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.
- моделирование жизненных ситуаций.
- познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки
В рабочей программе в графе «Метапредметные умения» использованы сокращенные обозначения данных умений:
К - коммуникативные.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011
5. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
6. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с.
7. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2007.
8. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2011-12.
9. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;
10. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.
11. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004
12. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.
1. 5 класс D «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» 2005 информационный источник сложной структуры СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г
2. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение.
3. История Древнего мира. Загадки сфинкса. МедиаХауз.
4. Атлас истории Древнего мира.
5. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.
Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.
№ п/п | Тема и тип урока | Кол-во часов | Основные элементы содержания | Планируемые результаты | Образовательные ресурсы | Домашнее задание | Дата проведения |
предметные | метапредметные УУД | личностные УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Введение (2ч) |
1-2 | Введение в предмет | 2 | Что изучает история. Измерение времени в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | Раскрывать значение терминов история, исторический источник. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Будет сформировано осознанное отношение к науке «История» | | Стр.8 | |
Раздел I. Жизнь первобытных людей. (5 ч) |
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (2ч) |
3 | Условия жизни и занятия первобытных людей. | 1 | Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния др. человека. Собирательство и охота. Овладение огнем. Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины. | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и современного человека. Исследовать на ист.карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты. Составить сравнительную таблицу «Родовая и соседская община» | Научаться работать с исторической картой, определяя места обитания древнейших людей. На основе технологии продуктивного чтения, работая с текстом учебника, научаться выделять признаки родовой общины и смогут самостоятельно дать определение «родовой общине» (П). Научаться описывать рисунок Нападение саблезубого тигра» ,«Родовая община», смогут выдвигать версии по вопросу «Для чего первобытные люди объединялись?» (Р,П). Научиться высказывать свое мнение, по вопросу «Что помогло нашим предкам выжить с наступлением холода на планете?» (К) | Смогут охарактеризовать достижения первобытного человека и их значение для развития человечества в древности Смогут доказывать свое мнение, что изобретение лука, стрелы, копья и гарпуна изменило жизнь людей в глубокой древности | | § 1, §2 | |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. | Научатся рассказывать о наскальной живописи, характеризовать верования первобытных людей | Научатся выдвигать версии о происхождении наскальной живописи (Р). Научатся работать с иллюстрациями в учебнике, объясняя, почему первобытные художники часто изображали зверей, какую роль они играли в жизни древнего человека (П). Смогут высказать свое мнение, для чего археологи раскапывают древние могилы | Научатся оценивать мифы, как памятники духовной культуры древних народов и исторические источники | | §3 | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч) |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремесел. Племя: изменение отношений. Управление племенем. | Уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. | Смогут описывать жизнь и занятия людей в родовой общине и племени (Р). Научатся находить достоверную информацию, о том, как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству (П). Научатся излагать свое мнение по вопросу «Почему возникло земледелие и скотоводство?» (К) | Научаться давать собственную оценку изменениям, произошедшим в результате перехода к земледелию и скотоводству | | §4 | |
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати. | Определение понятия ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия данного | Научатся описывать жизнь и занятия сельским хозяйством по предложенному плану (Р). Научатся извлекать информацию из текста учебника о появлении ремесел, используя технологию продуктивного чтения (П). Научатся работать в парах, вести диалог, объясняя причины возникновения государства (К) | Научаться давать собственную оценку изменениям, произошедшим в жизни людей в результате выделения знати | | §5 прочитать и ответить на вопросы | |
Тема 3. Счет лет в истории (1ч) |
7 | Измерение времени по годам | 1 | Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени. | Осмысливать различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. | Смогут высказать предположения по вопросу «Почему представления о временах года (сезонах) и их продолжительности сложилось только у первобытных земледельцев, а не раньше?» (Р). Научатся сравнивать счет лет в древности у древних египтян и у римлян, объясняя различия и преимущества (П). Работая в парах, научатся писать римские цифры, соотносить дату с веком, решать хронологические задачи (К, П) | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи. | | Решение хронологических задач | |
Раздел 2. Древний Восток. (20ч) |
Тема 4. Древний Египет (8ч) |
8 | Государство на берегах Нила | 1 | Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. | Научатся показывать на карте территорию и реку Нил государства Египет | Научатся выдвигать версии, формулируя ответ на вопрос «Что стало главной причиной объединения Египта?» (Р) Научатся объяснять, как река Нил повлияла на становление Египетской цивилизации (П). Научатся излагать свое мнение по вопросу «Объединения Египта»(К) | Научатся высказывать свое оценочное мнение об объединении Египта | | §6 прочитать и ответить на вопросы | |
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | Жители Египта от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги | Научатся находить и группировать информацию по данной теме из текста учебника, видеоряда, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий | Знакомясь с иллюстрациями в учебнике, смогут спрогнозировать, чья жизнь была особенно трудной в древнем Египте (Р). Научатся составлять описание рисунка, приведенного в учебнике по заданному алгоритму (П, Р). Смогут составить рассказ от имени земледельца, как прошел его день, включая в рассказ описание одежды, земледельца, его дома, обеда, работы на поле (К) | Смогут оценить достижения культуры древних египтян | | §7 прочитать и ответить на вопросы | |
10 | Жизнь египетского вельможи | 1 | О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож. | Смогут описать жизнь египетского вельможи по приведенным рисункам, документам и материалам параграфа | На основе работы с отрывком из древнеегипетской повести о «Приключениях Синухета», смогут высказать предположе ние, почему египетскому вельможе необходимо было обязательно вернуться на родину? (Р). Научатся выделять главное в части параграфа и во всем параграфе (П). Научатся работать в малой группе по единому заданию, определяя с какой целью, египтяне изображали на стенах гробниц самого вельможу, его семью и слуг (К) | Смогут выразить свое мнение о строительстве гробниц для вельмож и о значении для мировой истории и культуры данного явления | | §8 прочитать и ответить на вопросы | |
11 | Военные походы фараонов | 1 | Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска. | Смогут определить причины военных походов фараонов и определить их значение для жизни египтян. Смогут объяснить новые понятия: бронза, пехотинец, боевая колесница, дышло, возница, колесничий, дротик, наемное войско | Смогут высказать предположение, были ли результаты военных побед одинаковыми для фараонов, командиров и простых воинов (Р). Научатся описывать египетское войско, используя иллюстративный ряд в учебнике (П). Смогут подготовить сообщение, используя различные источники исторической информации о военных походах Тутмоса III | Смогут высказать отношение к военным походам египетских фараонов, аргументируя свое мнение | | §9 прочитать и ответить на вопросы | |
12 | Религия древних египтян | 1 | Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Представление древних египтян о «царстве мертвых». Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых». | Обучающиеся смогут объяснить значение понятий: религиозные представления египтян о загробном мире, роль жрецов в формировании картины мира древних египтян | Обучающиеся смогут прогнозировать, каких богов и почему египтяне почитали больше всего, а так- же выяснить, зачем египтяне - язычники строили храмы (Р). Обучающиеся смогут объяснить, на основе работы с текстом учебника, какие явления природы нашли отражение в древнеегипетской мифологии (П). Смогут изложить свое мнение, объясняя причины обожествления фараонов(К) | Смогут выразить свое отношение к нравственности и гуманистическим ценностям древнеегипетской цивилизации | | §10 | |
13 | Искусство Древнего Египта | 1 | Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Археологические открытия в гробницах. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. | Обучающиеся смогут: объяснить значение и особенности архитектуры и изобразительного искусства, связанные с религиозным представлением древних египтян | Обучающиеся смогут высказать свои версии, объясняя причины строительства пирамид в Древнем Египте (Р). Обучающиеся смогут найти в разных источниках исторической информации, включая ИКТ, необходимую информацию о строительстве пирамид, храмов (П). Обучающиеся смогут подготовить монологический рассказ о путешествии по египетским храмам в настоящем времени(К) | Смогут объяснить, почему достижения искусства Древнего Египта стали образцами для многих современных цивилизаций | | §11 | |
14 | Письменность и знания древних египтян | 1 | Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов. | Смогут охарактеризовать основные составляющие разнообразия египетского общества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину | Смогут высказать свои версии по вопросу «Почему очень трудно было стать писцом в древнем Египте?» (Р). Обучающиеся смогут сравнить роль в обществе и образ жизни вельмож, писцов, земледельцев, зависимых и рабов, выявлять различия данных слоёв населения (П). Обучающиеся смогут подобрать материал в средствах массовой информации и Интернете об особенностях древнеегипетской письменности, о развитии научных знаний в Древнем Египте (К) | Смогут высказать свое мнение о знаниях древних египтян и значении этих знаний для мира в целом | | §12 | |
15 | ПОУ по теме «Достижение древних египтян» | 1 | Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего) | Смогут проанализировать достижения древних египтян в земледелии, искусстве, науке | Смогут составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания индивидуально и коллективно (П, К). Смогут сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого | Смогут выразить свое отношение к достижениям древних египтян | | | |
Тема 5. Западная Азия в древности (7ч) |
16 | Древнее Двуречье | 1 | Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни. Боги шумеров. Жрецы-ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек. | Научатся характеризовать природно- климатические условия древнего Двуречья и объяснять, какое они оказывали влияние на занятия жителей древнего Двуречья | Научатся выдвигать версии ответа на вопрос «Почему миф о потопе возник именно в Двуречье?» (Р). Научатся сравнивать по заданным признакам природные условия Египта и Двуречья, указав, в чем их различия. Смогут прокомментировать письменность древнего Двуречья и выделить её особые признаки (П). Научатся работать в малых группах по заданию «Дать описание рисунков по заданным признакам» (К) | Смогут оценить культурный вклад древнего Двуречья в мировую цивилизацию | | §13 | |
17 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представления о законах Хаммурапи как о законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках. | Научатся характеризовать законы Хаммурапи, как письменный исторический источник, повествующий о Вавилонском царстве | Научатся по предложенному алгоритму рассказывать о жизни древних вавилонян (Р). Научатся сравнивать положение рабов в Древнем Египте и Вавилоне и объяснять, как отражались в древних легендах представления древних вавилонян о мире (П). Смогут высказать и аргументировать свое мнение по вопросу «Почему законы Хаммурапи были объявлены, как законы бога?» (К) | Смогут высказывать суждения о вкладе вавилонян в мировую культуру | | §14 | |
18 | Финикийские мореплаватели | 1 | География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах. | Научатся давать определения понятиям: пурпур, колонии, алфавит; научатся находить на карте основные финикийские города | Научатся прогнозировать, объясняя причины возникновения финикийского алфавита (Р) Научатся определять понятия, сравнивать природные условия Финикии, Египта, Месопотамии, устанавливать причины появления нового типа письма в Финикии, представлять информацию о главных открытиях финикийцев в виде тезисов (П). Научатся вступать в речевое общение, излагать свое мнение о вкладе древних финикийцев в мировую культуру (К) | Научатся оценивать культурный опыт древних финикийцев | | §15 | |
19 | Библейские сказания. | 1 | Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история и предания еврейских племен. Переход к единобожию. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу. | Изучат по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Научатся объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами | Смогут объяснить, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней (Р, П). Смогут найти главные отличия религии древних евреев от египетской и вавилонской (П). Смогут назвать главные из десяти заповедей, данных Моисею, и оценить их (К) | Научатся оценивать Библейские мифы и сказания, как исторический и нравственный ОПЫТ еврейского народа | | §16 | |
20 | Древнееврейское царство. | 1 | Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские сказания о героях. | Смогут изучить и проанализировать Библейские сказания о войнах в Палестине и понять многовековую историю конфликта на Ближнем Востоке | Смогут выразить предположения, почему археологи не находят в древних странах изображений бога Яхве? (Р). Научатся работать с картой, определяя местоположение древнееврейского царства. Смогут определить, с какими странами торговали израильтяне при царе Соломоне? (П). Смогут высказать свое мнение по вопросу: «Какие из по- учений библейских мудрецов вам кажутся особенно разумными? Почему?»(К) | Смогут дать нравственную оценку ближневосточному конфликту | | §17 | |
21 | Ассирийская держава | 1 | Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы. | Научатся характеризовать значение открытия железа для развития хозяйства и военного дела, показывать на карте основные направления завоевательных походов ассирийцев | Научатся работать по плану, сравнивая армию ассирийцев с другими армиями Древнего Востока (Р). Научатся, используя технологию продуктивного чтения, анализировать текст учебника, выделяя концептуальную информацию по вопросу «Основные причины падения Ассирийской державы» (П). Смогут составить письменный рассказ о гибели Ниневии и высказать свою точку зрения о данном историческом событии (К) | Научатся давать оценку наиболее значительным событиям истории Ассирийской державы | | §18 | |
22 | Персидская держава «царя царей». | 1 | Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя. | Смогут объяснить процесс государственного объединения Древнего Востока (Египта и Западной Азии) в рамках Персидской державы. Получат возможность научиться показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу | Научатся высказывать предположения, почему многие завоеванные народы принимали персидского царя, как освободителя (Р). Научатся работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы, систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию) (П). Научатся самостоятельно создавать устные тексты о легендах персидских царей, используя различные источники исторической информации | Научатся оценить действия персов с позиций перса, ассирийца, финикийца, вавилонянина, еврея, египтянина | | §19 | |
Тема 6. Индия и Китай в древности (5ч) |
23 | Природа и люди Древней Индии | 1 | Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. | Обучающиеся смогут характеризовать природу и климатические условия Древней Индии, занятия населения; показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг | Научатся высказывать предположения по вопросу: «Какую пользу, и какие опасности представляли джунгли для человека» (Р). На основании работы с текстом учебника, используя технологию продуктивного чтения, смогут определить, в чем заключалась вера о переселении душ (П). На основании работы с текстом «Сказания о Раме» (стр. 99) смогут определить и представить свое мнение по вопросам: «Кто в этом сказании олицетворяет добро, а кто зло? Какие человеческие качества героев привлекают, какие отталкивают?» (К) | Будет сформирован устойчивый познавательный интерес к индийской истории и культуре | | §20 | |
24 | Индийские касты | 1 | Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».Индийс-кая мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока. | Обучающиеся смогут объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны | Обучающиеся смогут спрогнозировать причины широкого распространения буддизма среди жителей Древней Индии (Р). Обучающиеся смогут сравнить положение различных слоев населения индийского общества (П). Обучающиеся смогут подготовить сообщение о достижениях древних индийцев, используя различные источники информации (К) | Обучающиеся смогут определять и объяснять свои оценки учения Будды с позиции человека XXI века | | §21 | |
25 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. | Научиться раскрывать значение новых терминов: Сын Неба, бамбук, Драконы, Хуанхэ, Янцзы. Научатся определять и формулировать особенности китайской религии, характеризовать государственное устройство Китая | Научатся высказывать предположения, по вопросу: «Кого, по мнению китайского мудреца, можно считать благородным человеком» и сравнивать свою версию с высказыванием Конфуция (Р). Научатся работать с разными источниками исторической информации, определяя по карте местоположение Китая, его главных рек (П). Смогут изложить свое мнение по вопросу: «Прав ли был Конфуций, считавший, что воспитанного человека можно определить по его поведению. Применительно ли это к нашему времени?» (К) | Будет сформирован познавательный интерес к освоению китайской культуры | | §22 | |
26 | Первый властелин единого Китая | 1 | Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. | Научатся рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены | Смогут высказать предположения, для чего китайцы строили Великую Китайскую стену (Р). Смогут аргументировано доказать своеобразие китайской цивилизации, и проявившееся в её достижениях (П). Научатся работать в группе, составляя кроссворд по тематике урока (К) | Научатся оценивать культурный вклад древних китайцев в мировую цивилизацию | | §23 | |
27 | ПОУ по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру» | 1 | Цивилизация, как ступень развития, как общность людей, Древний Восток, Древний Египет, Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай | Сравнивая цивилизации Древнего Востока, научатся выявлять общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Междуречью, Индии и Китаю. В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий смогут объяснять разнообразие древневосточных цивилизаций, связывая их в целостную картину мира | Научатся на основе заданного алгоритма производить сравнительный анализ при заполнении таблицы «Что было общего в цивилизациях Древнего Востока, если каждая из них отличалась своим своеобразием» (Р). Научатся систематизировать, классифицировать изученный материал, заполняя таблицу «Общее и различие в цивилизациях Древнего Востока» (П). Смогут указать, какими достижениями культуры других стран пользуются в повседневной жизни. Смогут представить в любой иной знаковой системе (К) | Научатся давать свои оценки о значимости цивилизации Древнего Востока для современной цивилизации | | | |
Раздел 3. Древняя Греция. (20ч) |
Тема 7. Древнейшая Греция (4ч) |
28 | Греки и критяне | 1 | Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. | Научатся определять и комментировать местонахождение Критского царства, Эгейского моря, выявлять и характеризовать отличительные признаки критской цивилизации | Научатся высказывать версии, что помогло царям Крита властвовать на всем Эгейском море (Р). Научатся анализировать текст, определяя в мифе о Тесее и Минотавре, что сказочного, а что соответствует исторической действительности. Свое мнение аргументировать (П, К) | Смогут выявить нравственный контекст в мифе о Дедале и Икаре | | §24 | |
29 | Микены и Троя | 1 | В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Облик города – крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия. | Научатся сопоставлять действительную причину Троянской войны с мифом о её начале. Смогут работать с исторической картой и историческим источником | Научатся выявлять основные причины исторических событий; смогут привести примеры (П) Научатся участвовать в диалоге по вопросу определения географического положения Микен и Трои (К) Научатся оценивать свою работу на уроке (Р) | Будет сформирован историко- географический образ Микен и Трои | | §25; рабочая тетрадь- задания № 7,8 | |
30 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. География странствий царя с острова Итака – Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. | Научатся давать определения понятиям, оценку персонажам поэмы Научатся рассказывать об основных героях и событиях поэмы «Илиада» и «Одиссея» | Смогут осуществлять работу с текстом учебника и дополнительной литературой (Р). Научатся устанавливать причины появления мифологии у древних греков (П). Научатся выражать своё мнение о героях поэмы (К) Научатся анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по заданным критериям (Р. п). Научатся работать с историческим источником, знакомясь с событиями Троянской войны, взятием греками Трои (П). Смогут объяснить «Почему имя Пенелопы стало нарицательным, о каком качестве женщины хотят, сказать, когда сравнивают её с Пенелопой?» (К) | По итогам знакомства с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея», будет сформировано освоение общемирового наследия Будет сформировано освоение общемирового культурного наследия, знакомясь с поэмами Гомера « Илиада» и «Одиссея» | | §26,§27 | |
31 | Религия древних греков | 1 | Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. | Научатся характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в древнегреческом обществе, рассказывать о том, кто такие герои и почему их почитали древние греки | Научатся выдвигать версии, определяя, кто такие герои и почему их почитали греки (Р). Научатся сравнивать пантеон богов древних греков и египтян (П). Научатся давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла(К) | Будет сформировано освоение общемирового наследия, знакомясь с религией древних греков | | §28 | |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч) |
32 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. | Научатся находить на карте и комментировать положение Аттики, занятия её населения, выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом | Смогут высказать предположения о том, каким занятиям населения благоприятствовала природа Аттики (Р). Научатся сравнивать греческий алфавит с финикийским, и выявлять преимущества греческого. На основании работы с текстом учебника, выяснят, из кого состоял афинский демос, чем был недоволен и что требовал? (П). Смогут высказать свое мнение по вопросу: «Чем отличалось положение рабов в Аттике и в Вавилонии при царе Хаммурапи?»(К) | Смогут дать нравственную оценку законам Дракона | | §29 | |
33 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Демос восстает против знати. Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. | Смогут проанализировать причины недовольства демоса и прихода к власти Солона | Научатся работать по плану, сравнивая законы Драконта и Солона (Р, П). Научатся доказывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия» и её роль в улучшении жизни основной массы народа (П). Смогут дать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам | Смогут дать оценку реформам Салона с позиции нравственности | | §30 | |
34 | Древняя Спарта | 1 | География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта – военный лагерь . образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. | Научатся показывать на карте территорию древней Спарты, характеризовать государственное устройство древней Спарты, объяснять значение понятий: илоты,периэки, гоплит, фаланга | Научатся выдвигать версии, определяя цели, которые преследовал Ликург, вводя свои законы (Р). Научатся работать с разными источниками исторической информации, определяя положение различных слоев населения Спарты и доказывая, что спартанское войско было действительно лучшим в Греции (П). Смогут изложить свое мнение по вопросу воспитания в Спарте, определяя цель, которую преследовало такое воспитание (К) | Анализируя порядки в Спарте, научатся выявлять гуманистические нравственные ценности спартанского общества | | §31 | |
35 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. | Научатся объяснять причины «Великой греческой колонизации», показывать на карте основные территории греческой колонизации, рассказывать о том, как основывались греческие колонии и как жили переселенцы | Научатся выдвигать версии, прогнозируя причины греческой колонизации (Р). Смогут создать портрет греческого колониста, его образ жизни и занятия (в любой знаковой системе) (П). Смогут изложить свое мнение по вопросу «Что позволяло колонистам оставаться частью единого греческого народа?»(К) | Будет сформирован историко- географиче- ский образ, представление о территории греческой колонизации | | §32 | |
36 | Олимпийские игры в древности | 1 | Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. | Научатся характеризовать значение общегреческих праздников в жизни древних греков, рассказывать об организации и проведении олимпийских игр, используя иллюстративный материал различных источников дополнительной информации | Научатся выстраивать версии по вопросу «Значение Олимпийских игр для греков и для сегодняшнего дня» (Р). Научатся владеть смысловым чтением, вычитывать фактуаль- ную и подтекстовую информацию с помощью текстовых источников и иллюстраций, которые описывают олимпийские игры (П). Используя ИКТ, смогут найти информацию об истории Олимпийских игр и выдающихся спортсменах различных олимпиад, представляя их в различных знаковых системах (К) | Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении | | §33 | |
37 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. | Научатся объяснять причины греко- персидских войн, рассказывать о подвиге юноши, сообщившим грекам о победе в Марафоне, сражении при Марафоне | Научатся выдвигать версии по вопросу «Какое значение имела победа при Марафоне для дальнейшей судьбы Греции?» (Р). Научатся сравнивать персидское войско с греческим (П). Используя различные источники исторической информации, смогут самостоятельно составить рассказ от первого лица об участии в Марафонской битве(К) | Будет сформировано освоение общекультурного наследия (подвиг греков при Марафоне) | | §34 | |
38 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. | Смогут называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне, характеризовать военные и морские сражения, анализировать причины победы греков | Научатся определять причины победы греков в войне (Р). Научатся группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу (П). Используя различные источники исторической информации, смогут составить собственный рассказ о создании военного флота (К) | Анализируя военные события, научатся выявлять гуманистические и нравственные ценности подвига 300 спартанцев и царя Леонида | | §35 | |
Тема 9. Возвышение Афин в V в. До н.э. и расцвет демократии (5ч) |
39 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли. | Научатся анализировать изученный материал, сравнивать военный и торговый флот, характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах | Научатся рассчитывать, насколько была возможной покупка раба для каждого грека (Р). Анализируя изученный материал в технологии продуктивного чтения, научатся сравнивать положение афинских граждан, переселенцев, рабов (П). Смогут составить рассказ по заданному алгоритму по рисунку «Гавань Пирея» (Р, П, К) | Будет сформирован историко- географический образ афинского порта Пирей | | §36 | |
40 | В городе богини Афины | 1 | Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. | Научатся рассказывать о наиболее значимых частях Афин | Смогут составить план виртуальной экскурсии по Акрополю (П). Научатся составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока) (Р) | Научатся формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин | | §37 | |
41 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Мирона и Поликлета и спортивные достижения учащихся палестры. Обучение красноречию. | Научатся выделять особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы | Научатся сравнить обучение греков в афинских и спартанских школах. Смогут ответить на вопрос «Что из греческого образования сохранилось в образовании наших дней?». (П) | Научатся выявлять гуманистические нравственные ценности идей древнегреческих философов | | §38 | |
42 | В афинском театре | 1 | Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. | Смогут объяснить историю создания и развития театра в Древней Греции, объяснять понятия трагедии, комедии; называть выдающихся авторов трагедий и комедий; приводить примеры их творчества, раскрывать значение театра в жизни Древней Греции и в современном мире | Научатся определять по отрывку литературного произведения его жанр (Р, П). Научатся изготавливать театральные маски для трагических и комических ролей (П). Смогут оценивать роль современного театра для общества (К) | Смогут объяснить вклад Греции в историю развития мировой культуры | | §39 | |
43 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Сущность афинской демократии в V в. До н.э. выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. | Научатся характеризовать деятельность Перикла, называя его заслуги в восстановлении и процветании Афин | Научатся выдвигать версии, оценивая роль и значение народного собрания в жизни Афин в V веке до н.э. (Р). Научатся составлять развернутый план параграфа (П). Смогут давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни и деятельности, представляя в разных знаковых системах(К) | Научатся формулировать оценочные выводы о роли Перикла в истории Афин и Древней Греции | | §40 | |
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э (4ч) |
44 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции. | Научатся объяснять причины ослабления Греции,раскрывать роль Филиппа в возвышении Македонии, рассказывать о борьбе эллинов за независимость, используя текст учебника и историческую карту | Научатся выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского (Р). Научатся определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейшие сражения. Смогут соотносить события с другими важнейшими датами истории Древней Греции и Древнего Востока. Научатся находить и показывать на карте места главных сражений (П). Смогут проанализировать действия Александра, получившего власть, и изложить свое мнение (К) | Будет сформирован познавательный интерес к истории на примере личности Демосфена | | §41 | |
45 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. | Научатся показывать на карте направление походов и территорию державы Александра Македонского, рассказывать о покорении Александром Восточного Средиземноморья | Научатся прогнозировать на основе ранее изученного материала «Будет ли прочной держава Александра Македонского?» (Р). Научатся составлять исторический портрет Александра Македонского. Научатся сравнивать политический курс Филиппа и Александра, объяснять причины потери независимости Греции (П). Смогут высказать свое мнение по вопросу «Почему Демосфен не был услышан в Греции?» (К) | Смогут выразить свое отношение к державе Александра Македонского | | §42 | |
46 | В Александрии Египетской | 1 | Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. | Научатся называть причины распада державы Александра Македонского. Смогут показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы Александра Македонского, рассказать об Александрии - центре эллинистического мира | Смогут выдвинуть версии о причинах распада державы Александра Македонского (Р). Смогут, работая с текстом учебника, определить, как греки называли музу истории (П). Смогут составить рассказ от первого лиц, посетивших древнюю Александрию, включая в рассказ описание маяка, гавани, улиц, музея (П, К) | Смогут объяснить вклад Александрии Египетской в историю мировой цивилизации | | §43 | |
47 | ПОУ по теме: «Вклад древних эллинов в мировую культуру». | 1 | Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинской демократии. | Смогут называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, места сражения, имя стратега | Смогут подготовить проекты по заданной тематике и их презентацию (Р, П, К) | Смогут определить место и значение древнегреческой цивилизации в мировой цивилизации | | | |
Раздел 4. Древний Рим (19ч) |
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч) |
48 | Древнейший Рим | 1 | Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. | Научатся показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии; рассказывать о природных условиях и древних жителях Италии, используя текст учебника и историческую карту | Рассматривая природные условия Древнего Рима, смогут высказать предположения о занятиях населения (Р). Научатся анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставляя легендарные сведения с данными археологических раскопок. Научатся соотносить время возникновения Рима и события, происходившие в Греции (П). Смогут подготовить и представить сообщение о Древнем Риме, используя различные источники исторической информации (К) | Будет сформировано уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего Рима | | §44 | |
49 | Завоевание Римом Италии | 1 | Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. | Научатся характеризовать Римскую республику и причины её возникновения, выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром | Научатся выдвигать версии по вопросу: «Причины победы римлян над народами Апенинского полуострова» (Р). Смогут сравнить по заданным признакам армию римлян с армиями других государств Древнего мира, высказывая суждения о преимуществах римской армии (П). Смогут объяснить, что в наше время означают выражения «Гуси Рим спасли», «Разделяй и властвуй», «Пиррова победа» (К) | Смогут объяснить крылатое выражение, дошедшее до наших дней, «Пиррова и победа» и объяснить, в каком случае оно может быть применено в сегодняшней жизни | | §45 | |
50 | Устройство Римской республики | 1 | Плебеи – равноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. | Научатся характеризовать устройство Римской республики, роль сената в Риме | Смогут по предложенному алгоритму и опорным словам сравнить устройство Римской республики и Афинского полиса при Перикпе (Р, П). Научатся систематизировать изученный материал и определять служебные обязанности консулов и сенаторов (П). Используя материал учебника и ресурс Интернета, смогут подготовить сообщение об одежде римлян, о гаданиях в Древнем Риме (К) | Смогут объяснить вклад Римской республики в развитие демократических традиций | | §46 | |
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3ч) |
51 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима Западном Средиземноморье. | Научатся характеризовать причины конфликта между Карфагеном и Римом, использовать карту при характеристике военных событий Пунических войн, объяснять причины победы Рима в Пунических войнах | Научатся работать по плану и систематизировать материал, заполняя таблицу «Пунические войны (Р, П). Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по изучаемой теме (П). Смогут выразить свое мнение о Ганнибале, используя различные источники исторической информации (К) | Научатся аргументировано оценивать римские завоевания с нравственных позиций | | §47 | |
52 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно-морье | 1 | Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима. | Научатся работать с картой в процессе изучения событий по теме «Установление господства Рима в Средиземноморье» | Научатся работать по плану, продолжая заполнять таблицу «Пунические войны» (Р). Смогут объяснить причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье (П). Смогут высказывать суждения о последствиях римских завоеваний (К) | Научатся оценивать римские завоевания с нравственных позиций | | §48 | |
53 | Рабство в Древнем Риме | 1 | Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах. | Смогут определить источники рабовладения в Древнем Риме и объяснить причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян | Смогут высказать предположения, почему рабы работали плохо (Р). Работая с текстом учебника, смогут доказать, что рабы были бесправны. Научатся описывать рисунок по заданному плану «Рабы в имении» стр. 239 (П). Смогут изложить свое мнение, когда в домах римских богачей появились образованные рабы и почему (К) | Смогут дать нравственную оценку гладиаторским боям | | §49 | |
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4ч) |
54 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх—продолжатель дела брата. Гибель Гая. | Научатся выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Римского государства к концу II века до н.э. | Научатся высказывать предположения о причинах гражданских войн в Риме (Р). Научатся, работая с текстом учебника, устанавливать причины поражения в гражданской войне в Риме братьев Гракхов (П). Работая с дополнительными источниками исторической информации, смогут подготовить и представить сообщение о римских именах (К) | Смогут дать нравственную оценку гражданским войнам в Риме | | §50 | |
55 | Восстание Спартака | 1 | Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие к свободе. Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. | Научатся рассказывать о восстании Спартака, опираясь на историческую карту | Смогут выдвинуть версии о причинах поражения восстания Спартака (Р). Научатся работать с исторической картой, прослеживая движение войска Спартака по карте, комментируя события. Научатся разрабатывать краткосрочные проекты на заданную тему «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» (П). Смогут составить рассказ от имени Спартака, Красса, сенатора (К) | Смогут дать нравственную оценку восстанию Спартака | | §51 | |
56 | Единовластие Цезаря | 1 | Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. | Научатся находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной 49-45 гг. до н.э. Научатся давать сравнительную характеристику Красса, Помпея и Цезаря | Научатся высказывать версии: «Почему возник заговор против Цезаря?» (Р). Научатся выделять в сложившейся ситуации признаки гражданской войны, объяснять, чьи интересы защищал Цезарь (П). Научатся излагать свое мнение, объясняя действия и поступки Юлия Цезаря (К) | Смогут дать нравственную оценку личности Цезаря как полководца, правителя, высказывать суждения о его роли в истории | | §52 | |
57 | Установление империи | 1 | Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерон – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». | Научатся объяснять причины поражения сторонников республики, объяснять причины завершения гражданских войн в Риме, характеризовать правление Октавиана Августа | Научатся выдвигать версии о причинах падения Римской республики (Р). Смогут по карте назвать основные события в хронологическом порядке, которые привели к падению Римской республики. Научатся готовить тематические сообщения и проекты о великих людях последнего века Римской республики (П). Используя дополнительную литературу, смогут подготовить и представить сообщения о знаменитых римлянах(К) | Научатся давать свои оценки, действиям римских императоров II века | | §53 | |
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5ч) |
58 | Соседи Римской империи | 1 | Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. | Научатся показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи, рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях | Смогут высказать предположения по вопросу «Почему именно германцы стали самыми опасными врагами Римской империи?» (Р). Научатся составлять рассказ по рисунку«Захват Римской империи» по заданным вопросам (П). Смогут подготовить сообщение о германских племенах, используя различные источники информации (К) | Будет сформирован историко- географический образ Римской империи во II веке н.э. | | §54 | |
59 | Рим при императоре Нероне | | Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание и гибель Нерона. | Научатся характеризовать правление императора Нерона, его отношение к родным, учителям, христианам | Научатся давать характеристику Нерона, используя алгоритм (Р). Научатся работать с иллюстративным рядом, описывая по заданным вопросам рисунок «Казнь христиан при Нероне» (П). Смогут подготовить сообщение о Нероне и его воспитателе Сенеке, используя различные источники исторической информации (К) | Смогут дать нравственную оценку правлению Нерона, его личным качествам | | §55 | |
60 | Первые христиане и их учение | 1 | Проповедник Иисус из Палестины. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. | Научатся раскрывать значение терминов и понятий: христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостолы. Смогут определить, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи. Смогут составить портреты исторических личностей | Смогут высказать версии, почему римские власти враждебно относились к христианам? (Р). Работая с текстом учебника в технологии продуктивного чтения, смогут объяснить причины распространения христианства (П). Смогут высказать свое мнение, почему сохранили свою ценность поучения Иисуса Христа(Нагорная проповедь) в наши дни(К) | Научатся комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан | | §56 | |
61 | Расцвет Римской империи во II в. н.э. | 1 | Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство в провинциях империи. | Научатся раскрывать значение терминов и понятий. Получат возможность научиться характеризовать политику Траяна, давать сравнительную характеристику положения раба и колона | Научатся выдвигать версии по вопросу «Почему римские власти враждебно относились к христианам?» (Р). Работая с текстом учебника в режиме продуктивного чтения, смогут объяснить, откуда появились крылатые выражения «Иуда-предатель» и «тридцать серебреников» (П). Работая с иллюстрацией в учебнике на стр. 268, смогут высказать свое предположение, о чем священник рассказывает верующим (К) | Будут сформированы собственные мировоззренческие позиции при оценке деятельности императора Траяна. Осознают социально- нравственный опыт предшествующих поколений; проявят заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего ученического коллектива | | §57 | |
62 | Вечный город и его жители | 1 | Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. | Смогут ознакомиться с архитектурным ансамблем Древнего Рима; смогут проанализировать смысл выражения «все дороги ведут в Рим». Смогут оценить назначение общественных учреждений в большом городе Древнего мира Риме | Научатся работать по плану, сверяясь с целью, доказывая, что II век был действительно «золотым веком» Римской империи (Р). Научатся сравнивать по заданным признакам «золотой век» республики и империи (Как изменилось положение различных слоев? Кто потерял особые привилегии?) (П). Смогут подготовить презентации о ранних римских императорах и её представить (К | Будет сформировано освоение общекультурного мирового наследия на примере древнеримской архитектуры | | §58 | |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2ч) |
63 | Римская империя при Константине | 1 | Рим и варвары. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. | Обучающиеся смогут определять по датам такие события , как правление императора Константина, легализацию христианства, перенесение столицы Древнеримского государства и место этих событий/ Смогут анализировать и делать выводы, характеризуя основные события имперского периода Древнего Рима. Смогут сравнить и оценить правовые и нравственные аспекты правления императора Константина | Смогут высказать версии, за что христиане во всем мире почитают Константина и его мать Елену (Р). Смогут проанализировать причины, позволившие Константину прийти к власти и стать императором. (П). Научатся умению вести конструктивный диалог на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия разных точек зрения на: методы правления императора Константина; верующих и атеистов; положение рабов и колонов (К) | Смогут оценить мировое значение становления христианской религии | | §59 | |
64 | Взятие Рима варварами | 1 | Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемники в римской армии. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи. Византия как преемница Римской империи. Конец эпохи античности. | Смогут определять по датам век, этапы и место исторических событий. Смогут обобщать информацию и анализировать причины падения Западной Римской Империи. Смогут применять понятийный аппарат для раскрытия значения событий прошлого и современности. | Смогут работать с историческими источниками: картой, легендами об Аларихе, Серене; смогут дать оценки исторических событий и личностей; смогут показывать на карте направление переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи(Р, П) | Смогут с нравственно- этической точки зрения оценивать поступки и действия исторических личностей(Гонория, Стилихона) | | §60 | |
65 | Урок повторения по Древнему Риму | 1 | Признаки цивилизации Древнего Рима. Народовластие в Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы | Научатся работать с исторической картой, характеризуя этапы расширения границ Рима. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности | Научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (Р). Научатся: - устанавливать причинно-следственные связи, приведшие к упадку Римскую империю; - строить логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы по вопросу «Почему рабы поддержали готов?» (П); - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и позиции о судьбе Древнего Рима (К) | Смогут оценить вклад римлян в мировую цивилизацию | | | |
66 | Семь чудес Света | 1 | Египетские пирамиды, «Висячие сады», Галикарнасский мавзолей, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Колосс Родосский и Фаросский маяк | Научатся характеризовать семь чудес света, представляя их географию. Смогут подготовить презентации, характеризующие достижения культуры древних цивилизаций | Научатся выполнять проекты на заданную тему, работая с различными дополнительными источниками исторической информации (Р, П, К). Научатся составлять кроссворды, тесты, давать письменные ответы от первого лица на заданную тему (Р, П) | Будет сформировано освоение общекультурного мирового наследия на примере представленных мировых шедевров. Научатся характеризовать вклад древних государств в мировую цивилизацию | | | |
Итоговое повторение (2 ч) |
67-68 | Древние государства на земном шаре. Достижения культуры древних цивилизаций. | 2 | Древние государства на земном шаре. Достижения культуры древних цивилизаций. Религиозные верования Древнего мира | Смогут подготовить презентации, характеризующие достижения культуры древних цивилизаций | Научатся составлять кроссворды, тесты, давать письменные ответы от первого лица на заданную тему (Р, П) | Научатся характеризовать вклад древних государств в мировую цивилизацию | | | |