kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа написана на основании программы курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс» Н.В. Загладин, М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2006г.; «История Отечества. XХ век. 9 класс» С.И. Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, М.: Русское слово, 2004г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 9 класс»

Пояснительная записка.


Данная рабочая программа написана на основании программы курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс» Н.В. Загладин, М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2006г.; «История Отечества. XХ век. 9 класс» С.И. Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, М.: Русское слово, 2004г.

Программа рассчитана на 68 часов. 2 часа в неделю.

Курс «Новейшая история» для 9 класса охватывает период XX – начало XXI вв. Курс является логическим продолжением курса «Новая история», начатого в 8 классе. Рабочая программа по курсу новейшей истории составлена на 24 часа, из расчета 2 часа в неделю.

Курс «История Отечества ХХ века» в 9 классе является логическим продолжением курса «История России XIX века» и охватывает период XX – начало XXI вв. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 34 часов, из расчета 2 часа в неделю.


В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 9 классе:

Цели курса:

  1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

  2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

  3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

  1. формирование исторического мышления учащихся;

  2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

  3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

  5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху новейшего времени, о политическом и социальном строе в эпоху новейшего времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

  6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху новейшего времени;

  7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (демократия, свобода слова и т.д.);

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  1. формирование правовой культуры школьников;

  2. формирование представлений о возникших в эпоху новейшего времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

  3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

  4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

  5. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории новейшего времени: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.


Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная. В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты и контрольные работы.

Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.


Ожидаемые результаты:

  • Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

  • Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

  • Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

  • Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

  • Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.


Требования к уровню подготовки учащихся в 9-м классе

Знать/Понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия эпохи новейшего времени мира и России;

  • Временные границы новейшей истории человечества, особенности обществ эпохи новейшего времени.

Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.


Используемые УМК:

    • Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в. 9 класс» Н.В. Загладин – М.: Русское слово, 2006.

    • Программа курса «История Отечества. 20 век. 9 класс» С.И. Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, М.: Русское слово, 2004г.

    • Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. 20 век. Учебник для 9 класса. – М.: Русское слово, 2006.

    • Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История Отечества. 20 век. Учебник для 9 класса. – М.: Русское слово, 2005.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название разделов

Количество часов

Повторительно-обобщающие уроки


История Отечества

Новейшая история

1

Российская империя в первое десятилетие 20 в.

Мир на рубеже новой эпохи.

Первая мировая война и её итоги.

8

1

2

Россия в годы революции и Гражданской войны 1917-1922гг


5


3

СССР в 1920-1930 годы

Пути исторического развития 1920-1930 годы

8


4

Великая Отечественная война 1941-1945 годы

Человечество во второй мировой войне

8

1

5

От сталинизма к «оттепели». Советский Союз в 1945-64 годы

Мир в эпоху «холодной войны»

5


6

СССР в 60-е - начале 80-х годов


6

1

7

Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества


4


8


Евроатлантические страны, 1945-1999 года

5


9


Проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке

5


10

Российская Федерация в 1991-2002 года

Духовная жизнь и культура народов мира в 20 веке

Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия

7

1



Итого:

68




















Календарно-тематическое планирование уроков истории


урока

История Отечества

Новейшая история

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата



парагр.



план

факт

1

1


Россия на рубеже 19-20 веков

1





1-2

Индустриальные, зависимые и колониальные страны: обострение противоречий




2

2


Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.

1



3

3


Русско-японская война и начало революции 1905-1907 годов

1



4

4


Политическая жизнь в России после манифеста 17 октября 1905 года

1



5

5


Реформы П.А. Столыпина и их итоги

1



6

6


Российская империя в Первой мировой войне 1914-1918 годы

1





3

Военно-политические союзы и международные конфликты 1900-1914 годы






4

Начало войны 1914 год






5-6

На фронтах первой мировой войны.






7

Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система




7

7


Кризис власти: 1916 - февраль 1917 г

1



8

8


Наука и культура России в начале 19 в.

1



9



Обобщающее повторение по теме «Российская империя в первые десятилетия 20 века. Первая мировая война и её итоги»

1



10

9


Политика временного правительства и российское общество в 1917 году

1



11

10


События октября 1917 года и их последствия

1



12

11


Брестский мир и его итоги

1



13

12


Начало Гражданской войны и развитие белого движения

1



14

13


Советская Россия в годы Гражданской войны

1



15

14


Новая экономическая политика: цели и принципы

1





8

Революционное движение в Европе и Азии после первой мировой войны






9

Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг




16

15


Создание СССР

1



17

16


Советская внешняя политика 20-х годов и Коминтерн

1



18

17


Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина

1



19

18


СССР в 30-е годы. Коллективизация и индустриализация

1





10

Мировой экономический кризис 1929-1932 гг и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта




20

19


Великий террор 1930 г. и создание централизованной системы власти и управление обществом

1



21

20


Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны

1





11

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристкий режим в Японии.






12

Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции.






13-14

Милитаризм и пацифизм на международной арене




22

21


Утверждение метода социалистического реализма в искусстве

1



23

22


Советско-германские отношения в 1939-1941 гг

1





15

Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе и Азии. Движение сопротивления




24

23


Подготовка Советского Союза и Германии к войне

1





16

Антигитлеровская коалиция




25

24


1941 год в отечественной и мировой истории

1



26

25


Коренной перелом в ВОв

1





17-18

Трудный путь к победе




27

26


СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны

1



28

27


СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма

1



29

28


ВОв: итоги и уроки

1



30


19

Итоги и уроки второй мировой войны. Создание ООН

1



31



Обобщающее повторение по теме «Великая отечественная война 1941-1945 гг»

1



32

29


Внешняя политика СССР в начальный период «Холодной войны». Создание системы союзов

1





20

Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков




33

30


Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни И.В. Сталина

1



34

31


Первые попытки реформ и 20-й съезд КПСС

1



35

32


СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны»

1





21

Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность




36

33


Противоречия развития советского общества конца 50-начало 60-х годов

1





22-23

Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и её завершение.




37

34


Попытки проведения экономических реформ 60-х годов

1



38

35


Внешняя политика СССР во второй половине 60 гг

1



39

36


СССР в годы разрядки международной напряженности

1



40

37


Духовная жизнь и идейно политическое развитие СССР в первые послевоенные десятилетия

1



41

38


Углубления кризиса внешней и внутренней политики советского общества

1



42

38


Углубления кризиса внешней и внутренней политики советского общества

1



43



Обобщающее повторение по теме «От сталинизма к оттепели. Советский союз 1945-1964 годы», «СССР в 60- начале 80-х годов»

1



44

39


Политика перестройки: первые шаги

1



45

40


Гласность, демократизация и новый этап политической жизни в СССР

1



46

41


Новое политическое мышление и завершение «холодной войны»

1



47

42


Обострение внутренних противоречий в СССР. Кризис и распад советского общества

1



48


24-25

США: «Великое общество» всеобщего благоденствия

1



49


26-27

Послевоенное восстановление и модернизация в Западной Европе

1



50


28

Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке

1



51


29-30

Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии

1



52


29-30

Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии

1



53


31

Япония и новые индустриальные страны

1



54


32

Китай на пути модернизации и реформирования

1





33

Индия во второй половине 20 века




55


34

Исламский мир: единство и многообразие

1



56


35

Африка к югу от Сахары: Опыт независимого развития

1



57


36

Латинская Америка. Между авторитаризмом и демократией

1



58

43


Начальный этап экономических реформ

1



59

44


Политический кризис 1993 г и принятие новой Конституции РФ

1



60

45


Политика коррекции курса реформ во второй половине 90-х гг

1



61

46


Россия на рубеже 20-21 веков: новый этап развития

1



62

47


Ориентиры внешней политики демократической России

1



63

48


Духовная жизнь в российском обществе

1





37

Общественно-политическая мысль, идеология и культура






38

Тенденции развития культуры и искусства






39

Массовая культура




64


40

Глобальные проблемы современности

1





41

Конфликты конца 20 века






42

Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества




65



Обобщающее повторение по теме «История Отечества и зарубежных стран в конце 20 века»

1



66



Обобщающее повторение

1



67



Обобщающее повторение

1



68



Обобщающее повторение

1




































Содержание курса «История Отечества. 20 век»


Раздел 1.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX в. 1900-1916 гг.


Тема 1. Россия на рубеже XIX—XX вв.

Территория: площадь, состав, неравномерность развития отдельных регио­нов. Население: численность, национальное и религиозное разнообразие. Рос­сия как одна из великих держав. Особенности социально-экономического разви­тия. Положение крестьянства. Рост городов. Положение городских рабочих. Сословный строй. Самодержавная монархия. Власть и произвол чиновничества.

Понятия: русификация, национальный доход государства, национальный доход на душу населения, сословный строй, самодержавная монархия.


Тема 2. Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги

Роль государства в модернизации России. Техническое перевооружение ар­мии. Расширение сети железных дорог. Протекционистская таможенная полити­ка. Формирование монополий. Формы монополий. Иностранный капитал в Рос­сии. Рост противоречий в российском обществе. Земства. Зубатовские рабочие организации.

Понятия: модернизация, протекционизм, дивиденды, инвестиции, монопо­лия, вывоз капитала, земства.

Персоналии: Николай II, С.Ю. Витте, В.К. Плеве.


Тема 3. Русско-японская война и начало революции 1905-1907 гг.

Обострение соперничества ведущих мировых держав за раздел Китая на сфе­ры влияния. Дальневосточная политика России. Взаимоотношения России и Япо­нии; Различные точки зрения в правящих кругах России на войну с Японией.

Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные события, итоги, причины поражения России, значение.

Начало революции 1905-1907 гг. Развитие революционного движения вес­ной-осенью 1905 г. Манифест 17 октября: провозглашение демократических сво­бод и создания Государственной Думы.

Понятия и названия: сфера влияния, концессия, «кровавое воскресенье», Манифест 17 октября, Государственная Дума.


Тема 4. Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г.

Новое государственное устройство. Выборы в Государственную Думу: неравное представительство, многоступенчатая система. Роль и место Думы в системе уп­равления государством. Основные группировки политических сил к моменту пер­вых выборов в Думу: консерваторы, либералы, октябристы, левые. Начало форми­рования российской многопартийности. Взгляды ведущих партий на пути развития России и тактику борьбы в условиях революции. Идеи В.И. Ленина о партии ново­го типа. Ход революционных событий зимой 1905-1907 гг. Итоги выборов в I, II и III Государственные Думы. Государственная Дума и самодержавие.

Понятия и названия: либералы, конституционные демократы, октябристы, левые, фракция, революционно-демократические партии, социалисты-револю­ционеры (эсеры), Российская социал-демократическая рабочая партия, больше­вики, меньшевики, Союз русского народа, фракция, культурная автономия, феде­рация, коррупция.

Персоналии: П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.М. Пуришкевич, В.М. Чернов, В.И. Ленин (Ульянов).


Тема 5. Реформы П.А. Столыпина и их итоги

Роль П.А. Столыпина в подавлении революционного движения. П.А. Столыпин о нерешенности аграрной проблемы. Аграрные реформы: создание земельного фонда для наделения крестьян землей через Крестьянский банк; отмена всех ог­раничений личных прав крестьян; свободный выход крестьян из общин; пересе­ленческая политика. Отруб и хутор. Противоречивые итоги столыпинских ре­форм. Сохранение помещичьего землевладения. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Расслоение крестьянства. Различные оценки столыпин­ских реформ в российском обществе. Россия накануне Первой мировой войны. Быстрое развитие промышленного производства. Рост населения. Обострение социальных отношений. Ленские со­бытия. Итоги выборов в IV Государственную Думу. Изменение расстановки сил внутри либерального движения.- Прогрессивная партия. Противоречия в россий­ской социал-демократии.

Понятия и названия: Крестьянский банк, отруб, хутор, артель, кооперация, Прогрессивная партия.

Персоналия: П.А. Столыпин.


Тема 6. Российская империя в Первой мировой войне. 1914—1918 гг.

Внешняя политика России накануне Первой мировой войны. Начало Первой мировой войны. Вступление России в войну. Война с Россией в планах герман­ского командования. Россия в кампании 1914г.: наступление в Восточной Прус­сии. Роль событий на Восточном фронте в предотвращении падения Парижа. Наступление против Австро- Венгрии в конце лета 1914г.

Россия в кампании 1915: превращение Восточного фронта в решающий фронт Первой мировой войны в 1915 г.

Россия в кампании 1916: весеннее наступление русской армии против Австро-Венгрии. Брусиловский прорыв.

Понятия и названия: ультиматум, Антанта, Центральные державы, Брусиловский прорыв.

Персоналия: А.А. Брусилов.


Тема 7. Кризис власти: 1916 - февраль 1917г.

Низкий уровень готовности России к войне. Плохое снабжение войск. Падение производства по наиболее значительным хозяйственным показателям. Обострение продовольственной проблемы. Падение уровня жизни населения.

Патриотический подъем и в начале войны. Смена его апатией, а затем, по ме­ре затягивания Первой мировой войны, - недовольством. Помощь фронту рос­сийских предпринимателей. Формирование Военно-промышленных комитетов и Особых совещаний.

Общественно - политический кризис в стране. Министерская чехарда. Убийство Г.Е. Распутна. Рост недовольства в армии. Пацифизм. Антивоенная позиция большевиков: лозунг поражения своего правительства в войне, ее превращения в войну гражданскую.

Начало февральской революции 1917г. Петроградский совет рабочих и сол­датских депутатов. Временное правительство. Отречение от престола Николая II.

Понятия и названия: пацифизм, министерская чехарда, Петроградский со­вет рабочих и солдатских депутатов, Временное правительство.


Тема 8. Наука и культура России в начале XXв.

Развитие системы образования. Основные достижения российской науки, ее вклад в прогресс мировой научной мысли. Космизм. Идеи эволюции биосферы в ноосферу. Черты русской культуры, шедевры ее серебряного века. Новые тен­денции в поэзии, живописи, художественном творчестве и духовной жизни, отра­зившие проблемы общества в годы революции 1905г. и Первой мировой войны. Русская литература начала века. Музыкальная культура. Театр. Изобразительное искусство. Критический реализм. Стремление к переосмыслению философского и историко-культурного наследия человечества. Идеи духовного, нравственного совершенствования личности у авторов сборника «Вехи». Модерн и символизм как течения духовной жизни.

Понятия и названия: космизм, ноосфера, критический реализм, «Вехи», «Мир искусства», серебряный век, модерн, символизм, декаданс, футуризм, абстракционизм, Московский Художественный театр.

Персоналии: АС. Попов, Н.Е. Жуковский, И.П. Павлов, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, Н.Д. Зелинский, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, A.M. Горький, ВТ, Короленко, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Н.С. Гумилев, OA. Есенин, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский, СО Прокофьев, СВ. Рахманинов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Ф.И. Шаляпин. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, А.Н. Бенуа, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, В.В. Маяковский, З.Н. Гиппиус, В.В. Кандинский, М.А. Врубель, К.С. Малевич.


Раздел 2.

РОССИЯ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. 1917-1922 гг.


Тема 9. Политика Временного правительства и российское общество в 1917г.

Двоевластие в центре и на местах. Первые шаги Временного правительства. Углубление кризиса в обществе весной 1917г. Рост крестьянских выступлений. Рост анархии, разложения в армии. Апрельский кризис Временного правительст­ва. Усиление позиций большевиков. Июльский кризис Временного правительст­ва. Корниловский мятеж. Причины его провала.

Понятия и названия: амнистия, двоевластие, Учредительное собрание, военная диктатура.

Персоналии: А.Ф. Керенский, Л.Г. Корнилов.


Тема 10. События октября 1917 г. и их последствия

Попытки Временного правительства овладеть политической инициативой. Превращение партии большевиков в массовую. Решение большевиков о взятии власти путем вооруженного восстания. Вооруженное восстание в Петрограде. Ус­тановление власти советов на местах. II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов: расстановка сил, основные решения. Первые декреты со­ветской власти. Создание нового аппарата власти и управления. Национализация частных банков и части крупных заводов. Декларация прав народов России. Дек­ларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Созыв и роспуск Учреди­тельного собрания.

Понятия и названия: Совет народных комиссаров (СНК), Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), самоопределение, Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), национализация, оппозиция.

Персоналии: Л.Б Каменев, Г.Е. Зиновьев, Ф.Э. Дзержинский.


Тема 11. Брестский мир и его итоги

Переговоры России и Германии о мире. Разногласия в партии большевиков вокруг заключения мира с Германией и ее союзниками. Позиция левых эсеров. Условия Брестского мира и его разрушительные последствия. Политика партии большевиков весной и летом 1918 г.

Понятия и названия: аннексия, контрибуция, сепаратный мирный договор, гражданская война, интервенция, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), продовольственные отряды (продотряды).

Персоналия: Л.Д. Троцкий.


Тема 12. Начало гражданской войны и развитие белого движения

Белое движение: состав, цели, лидеры. Взаимоотношения белого движения и Антанты. Интервенция. Причины поражения белого движения.

Название: белое движение.

Персоналии: А.В. Колчак, A.M. Каледин, А.И. Деникин, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель.


Тема 13. Советская Россия в годы гражданской войны

Влияние гражданской войны на социальную и экономическую политику боль­шевиков. Политика военного коммунизма: сущность, основные направления, роль в исходе гражданской войны. Белый террор. Красный террор. Политика при­влечения бывших царских офицеров на службу в Красную Армию. Полководцы

Красной Армии. Успехи Красной Армии в гражданской войне. Война Советской России с Польшей.

Понятия и названия: военный коммунизм, Совет рабочей и крестьянской обороны, белый террор, красный террор, продразверстка, «буржуазные специа­листы», Коммунистический Интернационал (Коминтерн).

Персоналии: К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный, М.В. Фрунзе, В.И. Чапаев, В.К. Блюхер, М.Н. Тухачевский.


Раздел 3.

СССР в 1920-1930-е гг.


Тема 14. Новая экономическая политика: цели и принципы

Экономическое положение России в 1920-1921 гг. План ГОЭЛРО. Крестьян­ские восстания. Забастовки рабочих. Кронштадтский мятеж. Причины пересмотра политики большевиков. Переход к нэпу. Основные направления нэпа. Замена прод­разверстки продналогом. Свобода предпринимательской деятельности. Переход государственных предприятий на хозрасчет. Свободный наем рабочей силы. При­влечение иностранного капитала. Расширение торговой сети и сферы услуг.

Укрепление монополии большевиков на политическую власть.

Понятия и названия: коммунистический идеал, план ГОЭЛРО, Государст­венная плановая комиссия (Госплан), новая экономическая политика (нэп), прод­налог, монополия внешней торговли, хозрасчет, Главлит.

Персоналии: Патриарх Тихон, Н.С. Гумилев.


Тема 15. Создание СССР

Образование Закавказской Федерации. Предпосылки объединения советских республик. Дискуссия в партии большевиков о принципах государственного стро­ительства на территории бывшей Российской империи. Образование СССР: прин­ципы объединения, всесоюзные органы власти и управления, определение границ союзных республик.

Борьба за власть в партии большевиков в период болезни В.И. Ленина. Обо­стрение борьбы после его смерти. Вопрос о целесообразности продолжения по­литики нэпа. Теория перманентной революции Л.Д. Троцкого.

Понятия и названия: Закавказская Федерация, Всесоюзный съезд советов, элита, перманентная революция, Всесоюзная Коммунистическая партия (больше­виков) - ВКП(б).


Тема 16. Советская внешняя политика 1920-х гг. и Коминтерн

Развитие сотрудничества СССР со странами Азии. Партнерские отношения с Германией. Дипломатическое признание СССР странами Запада. Формирование торгово-экономических отношений с крупнейшими странами Западной Европы. Причины неустойчивости взаимоотношений СССР со странами Запада.

Эволюция взглядов партии большевиков и Коминтерна на возможность нор­мализации отношений СССР со странами Запада («накопление сил в период вре­менной стабилизации капитализма», «мирное сожительство» с буржуазными го­сударствами). Деятельность Коминтерна по поддержке компартий.

Понятия и названия: Генуэзская и Гаагская конференции, Раппальский советско-германский договор.

Персоналия: Г.В. Чичерин.


Тема 17. Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина

Влияние И.В. Сталина в партийном аппарате. И.В. Сталин и старые больше­вики. Идея о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. И.В. Сталин об ограничении поддержки зарубежных коммунистов. Стали­низм и русская эмиграция. Идея «смены вех».

Влияние нэпа на развитие СССР: достижения и обострение противоречий. Лозунг «Обогащайтесь!». Разгром «кулацкой оппозиции». Программы индуст­риализации и коллективизации. Репрессии. Политика ликвидации кулачества. «Великий перелом».

Понятия и названия: старые большевики, возможность построения социа­лизма в одной, отдельно взятой стране, идея «смены вех», индустриализация, коллективизация, кулак, нэпман, репрессии, «кулацкая оппозиция», «правый ук­лон», пятилетний план, «великий перелом».

Персоналии: Н.И. Бухарин, В.М. Молотов, ОМ. Киров, Л.М. Каганович, А.И. Микоян.


Тема 18. СССР в 1930-е гг. Коллективизация и индустриализация

Осуществление коллективизации. Создание колхозов. Принудительное вовлече­ние крестьян в колхозы, его последствия. Раскулачивание. Крестьянские волнения, их подавление. Массовый голод. Репрессивные меры властей по отношению к кре­стьянству. Меры по материально-техническому обеспечению сельскохозяйственно­го производства. Политика создания стимулов материальной заинтересованности колхозников, ее результаты.

Индустриализация в годы первых пятилеток, ее источники. Новые отрасли промышленности. Крупнейшие стройки. Меры по повышению уровня образован­ности населения как условия выполнения экономических программ.

Массовые репрессии. ГУЛАГ.

Трудовой энтузиазм народа. Движения ударников и стахановцев.

Понятия и названия: колхоз, раскулачивание, принудительная коллективи­зация, источники индустриализации, Главное управление лагерями (ГУЛАГ), ударники, стахановцы.


Тема 19. «Великий террор» 1930-х гг. и создание командно-административной системы

Выдвижение И.В. Сталиным тезиса о неизбежности обострения классовой борьбы в стране по мере развития процесса строительства социализма. Чистка государственного аппарата. Убийство С.М. Кирова. Кампания политического тер­рора. Репрессии против руководящих кадров партии большевиков, государства, армии, карающих органов.

Конституция СССР 1936г., ее основные положения. Руководящее положение Коммунистической партии в обществе. Демократический централизм как устав­ный принцип построения Коммунистической партии. Создание командно-адми­нистративной системы. Насаждение в обществе культа личности И.В. Сталина.

Система государственного контроля над общественной жизнью. Обществен­ные организации и их функции (пионерская, комсомольская организации, ДОСААФ, профсоюзы). Духовный климат советского общества 1930-х гг.

Понятия и названия: чистка государственного аппарата, командно-адми­нистративная система, демократический централизм, «враг народа», культ личности.

Персоналии: СМ. Киров, Н.И. Ежов.


Тема 20. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны

Внешняя политика СССР и возникновение очага военной опасности в Азии. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе. Вступ­ление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией. VII Конгресс Коминтерна о задачах борьбы с фашизмом. Военный мятеж в Испании. Помощь СССР испанским республиканцам. Заключение Анти-коминтерновского пакта. Разгром японских войск в районе озера Хасан. Под­держка СССР Китая в борьбе против японской агрессии. Борьба СССР против по­литики умиротворения стран-агрессоров. Мюнхенский сговор и его последствия.

Понятия и названия: система коллективной безопасности, Народный фронт, Антикоминтерновский пакт, политика умиротворения стран-агрессоров, Мюнхенский сговор.

Персоналия: М.М. Литвинов.


Тема 21. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве

Творческий поиск интеллигенции 1920-х гг. Поддержка частью интеллигенции революционных изменений и неприятие другой ее частью большевистской вла­сти. Литература и искусство 1920-х гг. Метод социалистического реализма. Уси­ление партийного и государственного контроля над литературой и искусством. Ужесточение цензуры. Создание творческих союзов. Искусство кино.

Понятия и названия: пролетарская культура, критический реализм, сатира, метод социалистического реализма, киноискусство.

Персоналии: А.В. Луначарский, М.А. Шолохов, АС. Серафимович, А.А. Фаде­ев, ЭТ. Багрицкий, А.С. Грин, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, М.М. Зощенко, И. Ильф, Е. Петров, К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, Д.Д. Шостакович, И.Э. Грабарь, Б.М. Кустодиев, М.С. Сарьян, В.И. Мухина, М.Б. Греков, К.Ф. Юон, А.В. Щусев, ОМ. Эйзенштейн, А.А. Дейнека, П.Н. Филонов, П.Д. Корин, Л.П. Орло­ва, М.И. Жаров, Б.А. Бабочкин, П.М. Алейников, Л.В. Целиковская, Е.В. Самойлов.


Раздел 4.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941-1945 гг.


Тема 22. Советско-германские отношения в 1939-1941 гг.

Международная изоляция СССР после заключения соглашений в Мюнхене между крупнейшими европейскими державами. Германские захваты в Европе. «Стальной пакт» и его влияние на обстановку в Европе. Пакт о ненападении меж­ду Советским Союзом и Германией. Секретный протокол о разграничении сфер влияния СССР и Германии в Восточной Европе. Причины советско-германского сближения и его последствия.

Военный конфликт между СССР и Японией в районе реки Халхин-Гол. Норма­лизация отношений между Советским Союзом и Японией.

Начало Второй мировой войны. Ввод советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию. Договор о дружбе и границе между СССР и Германией. Советско-финская война. Условия мирного договора между СССР и Финляндией.


Тема 23. Подготовка Советского Союза и Германии к войне

Провозглашение Литвы, Латвии и Эстонии советскими республиками и вклю­чение их в состав СССР. Передача СССР Бессарабии (Молдавии). СССР и Герма­ния: дипломатические маневры.

«Барбаросса» - план молниеносной войны Германии с СССР. Подготовка СССР к войне с Германией. Договор с Японией о нейтралитете.

Понятия и названия: план «Барбаросса», молниеносная война, всеобщая воинская повинность.

Персоналии: С.К. Тимошенко, Г.К. Жуков.


Тема 24. 1941 г. в отечественной и мировой истории

Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои Красной Армии. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору. Патриотический подъем в стране. Единство фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!».

Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой, ее значе­ние. Герои Московской битвы. Провал германского плана молниеносной войны.

Понятия и названия: Ставка Верховного Главнокомандования (СВГК), Го­сударственный Комитет Обороны (ГКО), мобилизационный план развития народ­ного хозяйства, «Дорога жизни», операция «Тайфун».

Персоналии: СВ. Ильюшин, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, И.В. Панфилов.


Тема 25. Коренной перелом в Великой Отечественной войне

Начало военной помощи СССР от союзников. Ленд-лиз. Положение на фрон­те весной 1942 г. Наступление германской армии на юге летом 1942 г. Сталин­градская битва. Массовый героизм советских воинов - важнейший фактор побе­ды под Сталинградом. Победа под Сталинградом, ее причины и значение. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Бесчинства фашистов на оккупированных территориях СССР. Партизанское движение: причины, масштабы, значение для хода Великой Отечественной войны.

Патриотический подъем населения в годы Великой Отечественной войны. Отечественная культура периода 1941-1945 гг. Изменение отношения властей к Русской Православной Церкви.

Понятия и названия: ленд-лиз, операция «Уран», коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн, партизанское движение, Цент­ральный штаб партизанского движения.

Персоналии: В.И. Чуйков, М.С. Шумилов, Л.М. Леонов, B.C. Гроссман, И.Г. Оренбург, О.Ф. Берггольц, А.А. Сурков, К.М. Симонов, М.И. Алигер, А.Т. Твардовский.


Тема 26. СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны

Битва на Орловско-Курской дуге и ее значение. Укрепление антифашистской коалиции. Декларация 26 государств. Проблема второго фронта. Тегеранская конференция, ее итоги и значение для совместных действий союзников.

Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г. Освобождение Советской земли. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Открытие второго фронта.

Понятия и названия: второй фронт, операция «Багратион».

Персоналии: Г.К. Жуков, П.А. Ротмистров, A.M. Василевский, Р.Я. Малинов­ский, К.К. Рокоссовский, И.В. Сталин, Ф.Д. Рузвельт, У. Черчилль.


Тема 27. СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма

Освобождение Восточной Европы. Висло-Одерская операция Красной Армии. Крымская конференция союзников. Штурм Берлина. Знамя Победы. Капитуляция Германии. День Победы. Разгром милитаристской Японии.

Понятия и названия: Контрольный совет союзников, Декларация об осво­божденной Европе, акт о капитуляции, Знамя Победы, День Победы.


Тема 28. Великая Отечественная война: итоги и уроки

Масштаб Второй мировой войны. Людские потери стран-участниц Второй ми­ровой войны. Потери СССР. Решающий вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Причины победы СССР в Великой Отечественной войне. Итоги Второй ми­ровой войны. Укрепление авторитета СССР и его влияния на ход мирового развития. Потсдамская конференция союзников - согласованные решения и проти­воречия.

Упрочение правовых начал в жизни народов. Международные трибуналы в Нюрнберге и Токио. Уроки Второй мировой войны. Создание Организации Объе­диненных Наций (ООН).

Понятия и названия: решающий вклад в победу, демилитаризация, декар­телизация, денацификация, демократизация, Международный трибунал, Органи­зация Объединенных Наций (ООН), Совет Безопасности ООН.


Раздел 5.

ОТ СТАЛИНИЗМА К «ОТТЕПЕЛИ»: СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в 1945-1964 гг.


Тема 29. Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание советской системы союзов

Особенности международного положения СССР после Великой Отечествен­ной войны, новые цели его внешней политики. Перемены в советско-американ­ских отношениях. СССР и «план Маршалла». Особенности его курса в отношении стран Восточной Европы в период существования Информационного бюро. Зна­чение конфликта между СССР и Югославией для формирования политики И.В. Сталина в Восточной Европе. Характеристика особенностей «холодной вой­ны» в Азии. Участие Советского Союза в гражданской войне в Китае, в конфлик­те 1950-1953 гг. в Корее.

Понятия и названия: сверхдержава, доктрина, политика сдерживания, «хо­лодная война», Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Ин­формбюро), Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), Организация Северо-Атлантического договора (НАТО).

Персоналии: Г. Димитров, Ким Ир Сен, Мао Цзэдун, И.Б. Тито, Чан Кайши.


Тема 30. Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни И.В. Сталина

Дискуссии о путях развития страны в послевоенные годы. Восстановление на­родного хозяйства, трудовой подвиг народов СССР. Мобилизационные методы восстановления, аграрная политика, проводившаяся по инициативе И.В. Сталина и его окружения. Источники высоких темпов развития экономики в послевоенные годы. Особенности политики репрессий. Судьба репрессированных народов.

Политика правящей партии в области культуры и искусства. Кампания борьбы с космополитами.

Понятия и названия: «дело врачей», Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), «Ленинградское дело», мобилизационные методы решения про­блем, репарации, репатриирование, Совет министров СССР.

Персоналии: Н.И. Вавилов, Н.А. Вознесенский, А.А. Жданов, И.В. Курчатов, С.А. Лебедев, Г.М. Маленков.


Тема 31. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС

Преемники Сталина на пути преобразований. Прекращение массовых репрес­сий и реабилитация невинно осужденных. Инициативы Л.П. Берия и Г.М. Мален­кова и начало осуществления реформ. Освоение целинных земель. Борьба за власть в руководстве КПСС и Советского государства. Переход политического ли­дерства к Н.С. Хрущеву. Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС в 1956 г., значение этого шага для последующего. развития общества.

Понятия и названия: освоение целинных земель, реабилитация.

Персоналии: Л П. Берия, Н.С. Хрущев.


Тема 32. СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны»

Новые черты советской внешней политики 1950-1960-х гг. Признание значи­мости предотвращения глобальной ядерной войны. Идея мирного сосуществова­ния со странами Запада. Борьба за изменение соотношения сил на международ­ной арене в пользу СССР, политика поддержки антиимпериалистических сил и движений. Вовлечение СССР в региональные конфликты (Карибский кризис 1962 г., Суэцкий кризис 1956 г.), расточение его ресурсов на помощь нестабильным ре­жимам в Азии и Африке.

Особенности политики Советского Союза по отношению к странам Восточной Европы. Начало десталинизации социалистического лагеря. СССР и кризис в Венгрии 1956 г.

Понятия и названия: десталинизация, социалистический лагерь, мирное сосуществование, Организация Варшавского договора (ОВД), идея социалисти­ческой ориентации развития.

Персоналии: Ф. Кастро, Дж. Кеннеди, Г.А. Насер.


Тема 33. Противоречия развития советского общества конца 1950-х - начала 1960-х гг.

Особенности экономической политики КПСС и Советского государства в пе­риод пребывания у власти Н.С. Хрущева. Реформирование системы управления экономикой, создание совнархозов. Итоги освоения целинных и залежных зе­мель, реализации жилищной программы, реформ в военной промышленности. Начало освоения космоса. Положение в социально-экономической и духовно-по­литической сферах жизни советского общества. Причины углубления кризиса в сельском хозяйстве в начале 1960-х гг. Нарастание противоречий в СССР, обус­ловленных непоследовательностью политики десталинизации, неудачными эко­номическими и социальными экспериментами. Итоги октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964 г.

Понятия и названия: волюнтаризм, экстенсивные методы развития эконо­мики, совнархозы.

Персоналии: Л.И. Брежнев, Ю.А. Гагарин, СП. Королев, В.В. Терешкова, Д.Ф. Устинов, А.Н. Шелепин.


Раздел 6.

СССР в 1960-е - начале 1980-х гг.


Тема 34. Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х гг.

Политика стабилизации положения в обществе, меры, предпринятые по иници­ативе А.Н. Косыгина для развития промышленности, преодоления аграрного кризи­са. Причины ограниченности итогов реформ. Социально-экономическое развитие Советского Союза в конце 1960-х гг. Рост уровня жизни населения. Успехи в разви­тии науки и техники.

Падение темпов развития экономики, медленное внедрение достижений науч­но-технического прогресса (НТП) в производство. Сырьевая ориентация внешней торговли. Нерациональное использование ресурсов. Истоки экономических трудно­стей.

Понятия и названия: Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Волжский автомо­бильный завод (ВАЗ), «застой», номенклатура, научно-технический прогресс, прин­цип коллективного руководства, теневая экономика, хозрасчет.

Персоналии: П.В. Канторович, П.Л. Капица, М.В. Келдыш, А.Н. Косыгин.


Тема 35. Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х гг.

Военное противостояние СССР и США во Вьетнаме. СССР и конфликты на Ближ­нем Востоке. Кризис в Чехословакии и решение Советского руководства о вводе войск в эту страну в 1968 г. Доктрина Л.И. Брежнева. Конфликт между СССР и Китаем. Обострение отношений с некоторыми социалистическими странами.

Понятия и названия: диссидент, доктрина Брежнева, «Пражская весна», реальный социализм.

Персоналии: Г. Гусак, А. Дубчек.


Тема 36. СССР в годы разрядки международной напряженности

Причины перехода СССР и США к политике разрядки. Достижение паритета в стратегических вооружениях и рост заинтересованности сверхдержав в предотвра­щении ядерной катастрофы. Потребности стран Востока и Запада в развитии эко­номического сотрудничества. Антивоенное движение, Движение неприсоединения как факторы международной стабильности.

Итоги нормализации отношений СССР и США, согласованные меры по сниже­нию ядерной опасности. Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2), соглашение по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). Советско-американское сотрудничество в космосе. Политика разрядки в Ев­ропе. Подписание соглашений по Западному Берлину. Значение Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Понятия и названия: разрядка международной напряженности, ограничение стратегических вооружений, Заключительный акт Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе, паритет в стратегических вооружениях.

Персоналии: Д. Джонсон, Р. Никсон.


Тема 37. Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР - от «оттепели» до «застоя»

«Оттепель» в сфере духовной жизни и ее основные проявления. Меры руковод­ства КПСС по сохранению контроля над обществом. Принятие новой Программы КПСС. Методы борьбы с инакомыслящими. Конституция 1977 г. Причины возник­новения правозащитного движения в СССР.

Основные тенденции развития советской литературы и искусства. Возникнове­ние атмосферы поиска новых форм самовыражения в среде творческой интеллиген­ции, ее отход от установленных сверху канонов метода социалистического реализ­ма. Расцвет спорта в СССР. Успехи советских спортсменов на международных соревнованиях.

Понятия и названия: деревенская проза, критический реализм, «оттепель», правозащитное движение, соц-арт.

Персоналии: А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров, А.А. Вознесенский, Е.А. Евту­шенко, Б.Л. Пастернак, В.П. Аксенов, В.Н. Войнович, В.П. Некрасов, И.А. Бродский, В.И. Белов, В.А. Солоухин, В.М. Шукшин, А.Н. Стругацкий и Б.Н. Стругацкий, Ю.В. Бондарев, Г.Я. Бакланов, B.C. Пикуль, А.И. Хачатурян, В.Я. Шебалин, М.Л. Ростропович, Г.Л. Вишневская, B.C. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, ГА. Товстоногов, О.Н. Ефремов, М.А. Захаров, А.В. Эфрос, Ю.П. Любимов, А.И. Райкин, С.Ф. Бондарчук, Л.И. Гайдай, А.А. Тарковский, Э.А. Рязанов, Г.С. Уланова, М.М. Плисецкая, М.Э. Лиепа, В.В. Васильев, Е.С. Максимова, В.А. Сидур, Э.И. Неизвестный, И.И. Кабаков, Э.В. Булатов, О.Я. Рабин, И.К. Роднина и А.Г. Зайцев, Л.Е. Белоусова и О.А. Протопопов, В.Б. Харламов, В.А. Третьяк, А.Н. Мальцев, Л.И. Яшин, М.М. Ботвинник, А.Е. Карпов, Г.К. Каспаров.


Тема 38. Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества

Причины и проявления роста сложностей в развитии СССР. Вовлечение Совет­ского Союза в локальные конфликты в странах Африки. Ввод советских войск в Аф­ганистан в 1979 г. и его международные последствия. Обострение отношений с США и их союзниками, наступление нового этапа «холодной войны».

Попытки руководства СССР при Ю.В. Андропове найти альтернативы в услови­ях обостряющегося кризиса общества. Борьба с коррупцией, теневой экономикой. Кампания укрепления трудовой дисциплины, меры подавления инакомыслия, огра­ниченность их результатов.

Понятия и названия: альтернатива, контрпропаганда, программа стратегиче­ской оборонной инициативы (СОИ).

Персоналии: Ю.В. Андропов, Р. Рейган, К.У. Черненко.


Раздел 7.

Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества


Тема 39. Политика перестройки: первые шаги

Первые шаги по преодолению экономических трудностей, предпринятые при М.С. Горбачеве. Политика ускорения развития, антиалкогольная кампания. Ката­строфа на Чернобыльской АЭС и ее последствия. Начало перестройки и ее цели. Пересмотр принципов экономической политики, внедрение элементов рыночной экономики. Создание кооперативов, фермерских хозяйств, расширение прав тру­довых коллективов. Ограниченность и непоследовательность преобразований, ухудшение экономического положения страны. Полемика о путях дальнейшего развития экономики. Денежная реформа и ее итоги.

Понятия и названия: ускорение, перестройка, конверсия, фермерское хо­зяйство, Чернобыльская катастрофа, частнопредпринимательская деятельность, Закон о государственном предприятии.

Персоналии: М.С. Горбачев, B.C. Павлов, Н.И. Рыжков, С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский.


Тема 40. Гласность, демократизация и новый этап политической жизни в СССР

Проведение КПСС курса на демократизацию и гласность, создание правово­го государства. Перемены в духовной жизни. Отказ правящей партии от прямых и косвенных репрессий. Попытки руководства СССР опереться на поддержку об­щественного мнения. Рост социальной и политической роли интеллигенции. Оп­позиционные настроения. Разоблачения преступлений сталинизма, коррупции и инертности номенклатуры. Упадок политического влияния КПСС. Консолидация демократической оппозиции политике М.С. Горбачева. Конфликт между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным. Избрание Б.Н. Ельцина президентом Россий­ской Федерации в 1991 г.

Понятия и названия: гласность, правовое государство, демократизация, демократический социализм.

Персоналии: Д.А. Гранин, Е.И. Замятин, В.Д. Дудинцев, Б.Н. Ельцин, А.Н. Рыбаков.


Тема 41. Новое политическое мышление и завершение «холодной войны»

Меры, предпринятые руководством СССР по прекращению военного проти­востояния с США и их союзниками. Идеи нового политического мышления. Пере­мены в политике Советского Союза в отношении стран Восточной Европы. Вывод войск из Афганистана. Распад системы союзов СССР (ОВД, СЭВ). Соглашения между СССР и США по военно-стратегическим вопросам. Проблема односторон­них уступок со стороны Советского руководства. Политика СССР в вопросе объ­единения Германии.

Понятия и названия: новое политическое мышление, приоритет, соглаше­ние по сокращению стратегических вооружений (ССВ-1).

Персоналии: Д. Буш, Л. Валенса, В. Гавел, Г. Коль, Н. Чаушеску.


Тема 42. Обострение внутренних противоречий в СССР. Кризис и распад советского общества

Обострение межнациональных противоречий, их причины и истоки. Конфликт интересов местных элит с целями обновления московского центра власти. Подъ­ем массовых националистических движений в ряде союзных республик, их лозун­ги и идеи. Конфликт в Нагорном Карабахе. Вооруженные столкновения в Вильню­се, Риге, Баку, Тбилиси.

Противоречия между российскими и советскими структурами власти. Собы­тия августа 1991 г., причины и итоги. Обострение противоречий в СССР, дискре­дитация союзного центра власти, роспуск КПСС. Причины распада Советского Союза. Беловежские соглашения и создание Содружества независимых госу­дарств (СНГ).

Понятия и названия: Государственный комитет по чрезвычайному положе­нию (ГКЧП), Беловежские соглашения, суверенитет, Содружество независимых государств (СНГ).

Персоналии: Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич, Г.И. Янаев.


Раздел 8.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ в 1991-2002 гг.


Тема 43. Начальный этап экономических реформ

Характеристика социально-экономического положения в России в начале 1992 г. Нехватка продуктов первой необходимости, угроза голода в стране, уг­лубление экономического спада. Меры правительства Е.Т. Гайдара. Шоковая те­рапия, либерализация цен, приватизация. Позитивные и негативные последствия преобразований. Проблема социальной цены перехода к рыночной экономике. Усиление в обществе оппозиции курсу реформ. Начальный этап становления по­литических партий. Поляризация политических сил в России.

Понятия и названия: приватизация, ваучеры, поляризация политических сил, шоковая терапия, либерализация цен.

Персоналии: В.И. Анпилов, С.Н. Бабурин, А.И. Вольский, Е.Т. Гайдар, В.Б. Исаков, A.M. Макашов, Г.Х. Попов, А.В. Руцкой, Г.В. Старовойтова, А.Н. Стерлигов, Н.И. Травкин, А.Б. Чубайс, А.Н. Шохин, С.Н. Юшенков.


Тема 44. Политический кризис 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации

Конфликт между исполнительной и законодательной властью, столкновение интересов в российском обществе. Развитие политического кризиса в 1992—

  1. гг. Правительство B.C. Черномырдина и коррекция курса реформ. Возник­новение конституционного кризиса, попытка импичмента президента. Вооружен­ный конфликт в Москве. Штурм Белого дома. Проведение референдума и принятие новой Конституции, ее основные положения. Расстановка политических сил. Итоги выборов 1993 г.

Понятия и названия: импичмент, конституционный кризис, референдум, Федеральное Собрание, Конституционный суд, Коммунистическая партия Рос­сийской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), «Яблоко», «Выбор России».

Персоналии: В.В. Жириновский, В.Д. Зорькин, Г.А. Зюганов, А.А. Собчак, Р.И. Хасбулатов, B.C. Черномырдин.


Тема 45. Политика коррекции курса реформ во второй половине 1990-х гг.

Сложности и противоречия развития России во второй половине 1990-х гг. Причины обострения межнациональных противоречий в стране. Подписание Фе­деративного договора. Истоки конфликта вокруг Чечни, влияние чеченской вой­ны на положение в Российской Федерации. Соглашения в Хасавюрте. Особенно­сти избирательной кампании 1996 г. Попытки правительства придать большую социальную направленность политике реформ. Трения между исполнительной и законодательной властями. Кризис 1998 г., дефолт, его экономические и соци­альные последствия.

Понятия и названия: дефолт, Федеративный договор.

Персоналии: Д.М. Дудаев, СВ. Кириенко, А.И. Лебедь, А.А. Масхадов, Б.Е. Немцов, Г.Н. Селезнев, Е.С. Строев.


Тема 46. Россия на рубеже XX - XXI вв.: новый этап развития

Особенности современного этапа развития страны. Поиск путей стабилизации развития Российской Федерации. Приход В.В. Путина к руководству правительст­вом, а затем на пост президента страны. Назначение главой правительства М.М. Касьянова. Возникновение условий ускорения развития страны, использова­ния ее потенциала в конструктивных целях. Финансово-промышленные группы и их роль в экономике России. Вторая чеченская война. Создание движения «Един­ство». Итоги выборов 1999 г. в Государственную Думу, изменение расстановки по­литических сил в высшем законодательном органе страны. Меры президента по усилению вертикали власти, повышению значения правовых норм в жизни обще­ства. Углубление реформ, активизация борьбы с терроризмом.

Понятия и названия: вертикаль власти, естественная монополия, профес­сиональная армия, федеральные округа, государственная символика Российской Федерации, «Единство», «Отечество - Вся Россия», Союз правых сил (СПС), Послание президента Федеральному Собранию.

Персоналии: П.О. Авен, К.А. Бендукидзе, О.В. Дерипаска, Ю.М. Лужков, В.О. Потанин, Е.М. Примаков, В.В. Путин, СВ. Степашин, М.М. Фридман, М.Б. Ходорковский, СК. Шойгу, М.М. Касьянов


Тема 47. Ориентиры внешней политики демократической России

Определение новых приоритетов и интересов Российской Федерации на меж­дународной арене. Попытки сближения со странами Запада в начале 1990-х гг., партнерство с НАТО, вступление России в Совет Европы. Балканский конфликт и противоречия в российско-американских отношениях. Особенности взаимоотно­шений со странами СНГ, проблемы развития интеграции.

Коррекция внешнеполитического курса. Переход к политике защиты нацио­нально-государственных интересов России в конце 1990-х гг. Россия и страны Евросоюза. Политика Российской Федерации в отношении стран Азии. Сотрудни­чество России и США в вопросах ограничения арсеналов оружия массового пора­жения, осуществлении миротворческих операций, борьбе с силами международ­ного терроризма.

Понятия и названия: партнерские отношения, международный терроризм, Совет Европы, традиционные союзники.

Персоналии: Дж. Буш-младший, И.С Иванов, У. Клинтон, А.В. Козырев.


Тема 48. Духовная жизнь в российском обществе

Развитие культуры и искусства в 1990-е гг., расширение культурных связей с зарубежными странами. Изменение политики государства в вопросах культуры. Религиозные конфессии. Роль бизнеса и общественности в поддержке многона­циональной отечественной культуры. Рост многообразия направлений художест­венного творчества. Достижения отечественного киноискусства, театрального и музыкального творчества. Связи культуры современной России с творчеством ху­дожников, писателей, поэтов российского зарубежья. Новые формы массовой культуры.

Понятия и названия: информационная открытость, реставрация памятни­ков, массовая культура.

Персоналии: Патриарх Алексий II, Муфтий Т. Таджуддин, В.П. Астафьев, Г.Т. Распутин, Ф.А. Искандер, Р.И. Рождественский, Р.Ф. Казакова, Т.Н. Толстая, B.C. Токарева, Б. Акунин, В. Платова, Н. Перумов, Л. Улицкая, В. Пелевин, З.К. Церетели, И.С. Глазунов, М.М. Шемякин, A.M. Шилов, В.М. Клыков, А. Рукавишников, O.K. Комов.













































Содержание программы «Новейшая история зарубежных стран. XX в»


Ведение

Понятие «Новейшая и современная история». Мир на рубеже новой эпохи. Характеристика перемен в облике мировой цивилизации в XX веке. Расширение горизонтов знания, ускорение темпов научно-технического развития, противоречивость и неоднозначность итогов общественного развития.


Мир на рубеже новой эпохи.

Индустриальные страны: обострение противоречий. Страны Европы и США в 1900—1914 гг. Эконо­мическое развитие. От подъема конца XIX в. к кри­зису начала XX в. Консервативные, либеральные, ра­дикальные партии в начале века. Социально-полити­ческие реформы в странах Западной Европы и США (Д. Ллойд Джордж, Д. Джолитти, Т. Рузвельт).

Народы колониальных и зависимых стран на пути к пробуждению. Страны Азии и Латинской Америки в 1900— 1917 гг. Традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Япония: быстрое экономи­ческое развитие, начало внешнеполитической экс­пансии. Подъем освободительных движений в коло­ниальных и зависимых странах. Революции начала XX в. в Азии: Турция, Иран, Китай. Мексиканская революция 1910—1917 гг.

Военно-политические союзы и международные конфликты 1900-1914 гг.


Первая мировая война и её итоги.

Начало борьбы за передел мира. Первая мировая война: причины, участники, театры боевых действий, итоги.

Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. Экономические последствия заключения мира. Вашингтонская конференция и рост противоречий между США и Японией.


Пути исторического развития 1920-1930-х гг

От войны к миру. Крушение империй и образова­ние новых государств в Европе. Версальский мир.

События 1918 г. — начала 1920-х гг. в Европе. Революция 1918—1919 гг. в Германии. Социальные выступления в европейских странах. Размежевание реформистского и революционного течений в соци­ал-демократии. Международные последствия революции в России. «Левые» и «правые» в политической жизни индустриальных стран. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Революция 1918-1919 г. в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Эконо­мическое развитие (новые отрасли и технологии в промышленности). Массовое производство. Массовое общество. Кризис 1929—1932 гг. Обострение соци­альной борьбы. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Установление авторитарных режимов в ряде стран Европы в начале 1920-х гг. Приход фашистов к влас­ти в Италии Б. Муссолини.

Опыт социального компромисса: первые лейбо­ристские правительства в Великобритании.

Утверждение авторитарных и тоталитарных ре­жимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточ­ной Европы. Приход нацистов к власти в Германии. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского ре­жима.

Народный фронт во Франции. Гражданская война в Испании.

Страны Азии в 1920—1930-е гг. Революция 1920-х гг. в Китае. Япония: милитаризация, втор­жение в Маньчжурию и Центральный Китай. Движе­ние народов Индии против колониального гнета; М. К. Ганди.

Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг., агрессивные действия Японии, Германии, Италии. Политика не­вмешательства. Мюнхенское соглашение. Перегово­ры 1939 г. Советско-германский договор 23 августа 1939 г.


Человечество во Второй мировой войне

Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Формирование антигитлеровской коалиции. Трудный путь к победе.

Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.


Мир в эпоху «холодной войны»

Международные отношения в годы «холодной войны». «Доктрина Трумэна». Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. СЭВ, НАТО, ОВД.

Кризис политики «холодной войны» и её завершение.


Евроатлантические страны. США: «великое общество» всеобщего благоденствия. Путь к лидерст­ву. Политическое развитие: демократы и республи­канцы у власти. Социальные движения. Внешняя по­литика.

Страны Западной Европы. Экономическое разви­тие. Политика консерваторов и социалистов. Соци­альные выступления; события 1968 г. во Франции. Политическая и экономическая интеграция европей­ских стран. Послевоенное восстановление и модернизация в Западной Европе. Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм в странах Запада. Р. Рейган. М. Тэтчер.

Страны Восточной Европы. События второй половины 40-х гг.; утверждение коммунистических режимов. Развитие по советскому образцу; общее и особенное. Трудности и противоре­чия: 1953 г. в Восточной Германии, 1956 г. в Польше и Венгрии. Поиски новых путей и моделей развития в 1960-е гг.; события 1968 г. в Чехословакии. Кризис начала 80-х гг. в Польше. Распад «восточного блока» в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Смена политиче­ских режимов. Распад Югославии. Конфликты в Боснии и Косово. «Доктрина Брежнева».

Страны Азии и Африки. Япония во второй половине XX в.: от поражения к лидерству. Научно-технический прогресс и традиции в Японии. Внешняя политика. Япония и новые индустриальные страны. Японское «экономическое чудо» и его предпосылки. Использование опыта Японии новыми индустриальными странами.

Китай во второй половине ХХ в. Содействие СССР преобразованиям в Китае. Мао Цзэдун. Социально-политические эксперименты в КНР. Модернизация в Китае. Дэн Сяопин и курс прагматических реформ.

Освобождение и развитие стран Азии и Африки во второй половине XX в. Этапы освобождения стран Азии и Африки. Основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Выбор освободившимися странами путей и моде­лей развития. Традиционные общества и проблемы модернизации. Национализм и фундаментализм. Место стран Азии и Африки в системе современных международных отношений.

Страны Южной Азии во второй половине XX века. Завоевание независимости Индией. Особенности модернизации в Индии. Исламский мир: единство и многообразие. Традиционалистские и монархические режимы в исламском мире. Исламский фундаментализм.

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Проблемы развития на Африканском континенте.

Страны Латинской Америки. Экономическое развитие (неравномерность разви­тия стран региона, проблемы модернизации). Поли­тические режимы: авторитаризм и демократия. Реформизм и революционная борьба как пути решения социально-экономических противоречий. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.


Духовная жизнь и культура народов мира в XX веке

Общественно-политическая мысль, идеология и культура. Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества.

Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.


Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия

Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз. Институты нового миропорядка и проблема мирового лидерства. Роль ООН в современном мире. Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение. Вклад России в решение проблем современного мира. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое политическое мышление в междуна­родных отношениях. ООН, ее роль в современном мире.





































Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по учебно- Директор муниципального

бюджетного воспитательной работе общеобразовательного

учреждения ______________ Н.А.Петрунина


Рассмотрено на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

Протокол № ____ от ___.08.2014г.

_____________________________









Рабочая программа

по истории 9 класс

на 2014-2015 уч.год












Учитель:

О.И. Кузнецова




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по истории 9 класс

Автор: Кузнецова Ольга Ивановна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "ИСТОРИЯ Рабочая программа 6 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "istoriia-rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447866695"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_programma_istoriia_rossii_vseobshchaia_istoriia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610122495"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по истории (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-istorii-8-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "194341"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427761981"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "История. Рабочая программа. 7 класс(ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(42) "istoriia-rabochaia-proghramma-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "117018"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412685375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства