Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089, примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы по истории (Д. Д. Данилов, А. В. Кузнецов, Д. В. Лисейцев «Российская и всеобщая история», ООО «Баласс» 2008год), рекомендованной МОиН РФ, обеспечена учебниками: «Всеобщая история» автор Д.Д. Данилов, А.В Кузнецов, Рекомендовано МОиН РФ.Москва ООО «БАЛАСС» 2012; «Российская история 19 – начало 20 века» Д. Д Данилов, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова Н. С. Павлова, В. А. Рогожкин. ООО «БАЛАСС» 2012 Допущено МОиН РФ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
От «_____» августа 2015 «_____» августа 2015 М.В. Дыбко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет «история»
Класс:8
Учитель первой категории:
Цыганкова Галина Васильевна
8-й класс
РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
68 ч.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089, примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы по истории (Д. Д. Данилов, А. В. Кузнецов, Д. В. Лисейцев «Российская и всеобщая история», ООО «Баласс» 2008год), рекомендованной МОиН РФ, обеспечена учебниками: «Всеобщая история» автор Д.Д. Данилов, А.В Кузнецов, Рекомендовано МОиН РФ.Москва ООО «БАЛАСС» 2012; «Российская история 19 – начало 20 века» Д. Д Данилов, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова Н. С. Павлова, В. А. Рогожкин. ООО «БАЛАСС» 2012 Допущено МОиН РФ.
Программа адресована обучающимся 8 класса МБОУ «Новодарковичская СОШ» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс российской и всеобщей истории на ступени основного общего образования по программе «Образовательная система «Школа 2100».
История как учебный предмет входит в образовательную область «Общественные дисциплины». В учебном плане школы на изучение предмета «история» выделено 70 часов (2 часа в неделю).
Срок реализации данной программы - 1 год.
Количество часов в неделю ____2__ Общее кол-во за год ____70________
Из них на
I полугодие
II полугодие
К/р
Административные контрольные работы
Программа составлена на основе авторской программы по истории (Д. Д. Данилов, А. В. Кузнецов, Д. В. Лисейцев «Российская и всеобщая история», ООО «БАЛАСС» 2008год), рекомендованной МОиН РФ., учебника: «Всеобщая история» автор Д.Д. Данилов, А.В Кузнецов, Рекомендовано МОиН РФ.Москва ООО «Баласс» 2012, учебника «Российская история 19 – начало 20 века» Д. Д Данилов, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова Н. С. Павлова, В. А. Рогожкин. ООО «БАЛАСС» 2012 Допущено МОиН РФ
Цели обучения: развивать умения по применению исторических знаний в жизни.
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия Новой истории XIX - начала XX века как в России, так и в мире в целом.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы модернизации, формирования индустриального общества на Западе, в России и на Востоке, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в XIX - начале XX века.
4-я линия развития. Делать нравственный выбор (и объяснять его) в ситуациях значительных общественных перемен, смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в XIX - начале XX века.
5-я линия развития. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях резких общественных перемен, быстрой смены традиций и системы ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху XIX - начала XX века. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию аргументами и фактами, сравнивать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.
Модуль 1. Российская история: Нужна ли России модернизация ?
Тема 1 Выбор пути развития России при Александре I. 1801-1825 гг. (7 ч.)
Вопрос о месте России в системе мировых цивилизаций. Уровень модернизации России к началу XIX века и сдерживающие факторы (крепостничество, крестьянская община, сословный строй, привилегии дворян-помещиков и т.д.).
Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.): попытка либеральной модернизации (указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Роль М.М. Сперанского (особенности личности и взглядов).
Основные направления и цели внешней политики России в XIX веке.
Отечественная война 1812 г.: причины, основные события, Бородинское сражение, роль М.И.Кутузова и героизма простого народа, результаты и значение. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.
Постепенный отказ Александра I от либеральных планов (Аракчеев, военные поселения). Зарождение движения декабристов, их цели и средства.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 года: цели, средства, результаты. Вопрос об оценке выступления декабристов.
Тема 2. Консервативный путь развития Россия при Николае I. 1825-1855 гг. (6 ч.)
Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины) и зарождение буржуазных отношений (втягивание помещичьих хозяйств в рынок, развитие промышленности и торговли). Начало промышленного переворота: 1830-1840-е гг., первые русские фабрики, железная дорога Москва - Санкт-Петербург (1851 г.).
Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.): русский консерватизм, укрепление абсолютной монархии (III Отделение, «Свод законов»). Вопрос об оценке курса Николая I.
Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология: консервативная «теория официальной народности», западники и славянофилы (варианты либеральной оппозиции - общее и различия), утопический социализм: идеи А.И.Герцена.
Светский, рациональный характер культуры: наука (мировое значение открытий Н.И. Лобачевского), образование (увеличение числа университетов и школ, сдерживание этого процесса). Золотой век русской литературы и искусства: значение А.С. Пушкина, национальные достижения русской культуры созданные в разных общеевропейских стилях (классицизм-ампир, романтизм, реализм). Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.
Великодержавная внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа: причины, ход, начало Кавказской войны (1817-1864 гг.), имам Шамиль.
Обобщение и контроль по модулю 3 (2 ч.).
Модуль2
Российская история: Ускоренная модернизацияРоссии.
Тема 3. Освободительные реформы Александра II.
1855-1881 гг. (9 ч.)
Крымская война (1853-1856 гг.): причины, участники, основные события, оборона Севастополя, героизм русских воинов и причины поражения России.
Кризис николаевской системы и вступление на престол Александра II (1855-1881 гг.), особенности личности. Подготовка реформ либеральной правительственной группировкой и представителями общества.
Великие реформы 1860 - 1870-х гг. Отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.) и его условия: выкуп, временнообязанные, отрезки. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.): суды присяжных и другие черты. Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформы образования и печати. Значение реформ для ликвидации сословного строя и других преград на пути модернизации России. Частичный отказ от либеральной политики правительства после покушения Каракозова (1866 г.)
Завершение промышленного переворота к 1890-м годам, формирование классов индустриального общества (буржуазия и пролетариат). Противоречия и непоследовательность ускоренной модернизации в городе и деревне.
Общественные движения второй половины XIX в.: оценка консерваторами, либералами и социалистами великих реформ. Народничество и его революционно-террористическое крыло («хождение в народ» и общество «Земля и воля»). Проблема целей и средств для русской интеллигенции XIX века.
Восстановление положения России как великой державы: присоединения в Средней Азии, на Дальнем Востоке, русско-турецкая война 1877-1878 гг. Правительственный кризис на рубеже 1870-1880-х годов: выбор между консервативной и либеральной линией, террор «Народной воли» (цели, средства, результаты). Убийство Александра II1 марта 1881 года.
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры -достижения второй половины XIX века: расширение системы образования, научные открытия (Д.И.Менделеев), вклад в национальную и мировую культуру творчества Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, художников-передвижников, русских композиторов и т.д.
Тема 4. Россия на рубеже XIX—XXвеков — между реформами и революцией. (9 ч.)
Александр III (1881-1894 гг.): особенности личности и контрреформы, усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинах. С.Ю.Витте (личность и взгляды) и продолжение экономической модернизации. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX веков и формирование монополий. Государственный капитализм. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации: крестьянский вопрос и рабочий вопрос, национальный вопрос, политический вопрос. Проблема неизбежности революции.
Нарастание общественных противоречий в начале правления Николая II (1894-1917 гг.), формирование подпольных партий: социал-демократы (большевики и меньшевики), социалисты-революционеры. В.И. Ленин (особенности личности и политических взглядов).
Россия в военно-политических блоках: противостояние с Тройственным союзом и создание Антанты (1894-1907 гг.). Русско-японская война (1904-1905 гг.): причины поражения русских войск и героизм русских воинов, итоги.
Революция 1905-1907 гг.: причины, основные этапы, события 9 января 1905 года, Манифест 17 октября и его значение, отношения правительства и Государственной Думы, окончание и значение революции для модернизации России.
Политические партии России: черносотенцы, либералы (кадеты и октябристы), социалисты: различия в подходах к решению основных общественных противоречий.
Стабилизация социально-экономической и политической ситуации в 1907-1913 гг. П.А. Столыпин (особенности личности и политических взглядов). Аграрная реформа Столыпина: основные черты и значение.
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры: достижения науки (Нобелевские премии Павлова и Мечников) и высокой культуры Серебряного века (модерн, авангард). Демократизация культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.: рост грамотности, появление массовой культуры.
Вопрос о принципиальных отличиях Нового времени. Модернизация - переход от аграрного к индустриальному обществу.
Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции. Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе.
Тема 5. Особенности западной цивилизации XIX века. 1800-1880-е годы. (4 ч.)
Возникновение научной картины мира: атомная теория строения вещества, периодическая система химических элементов Д.Менделеева, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Ч.Дарвина. Изменение взгляда человека на общество и природу: «мир не храм, а мастерская!» Технический прогресс в Новое время как принципиальное расширение возможностей человечества: паровоз и пароход, телеграф и телефон, система электро-освещенияи другие достижения.
Промышленный переворот и его социальные последствия: утверждение капиталистических отношений, развитие фабричного машинного производства и мирового рынка, классы буржуазии и пролетариата и противоречия между ними.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма: основные идейные отличия в целях и средствах. Марксизм (К.Маркс, и Ф.Энгельс) - вариант социалистического учения, коммунизм.
Культурное наследие Нового времени: смена основных художественных стилей западной цивилизации XIX века: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Их идейные отличия и основные достижения в литературе и искусстве.
Тема 6. Разрушение аграрного общества Европы. 1799-1849 гг. (6 ч.)
Наполеон Бонапарт (годы правления 1799-1815 гг.), судьба и особенности личности. Империя Наполеона во Франции (1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе.
Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз.
Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе: нйрламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских отношений.
Европейские революции 1848-1849 гг.: причины, основные события в разных странах, результаты.
Обобщение и контроль по модулю 1 (2 ч.).
Модуль 4. Всеобщая история: Мировая победа индустрии
Тема 7. Модернизация стран Запада к 1880-м годам. (3 ч.)
Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии(1861 г.): причины, основные события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль Д.Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за независимость от Османской империи и образование национальных государств.
Ускорение модернизации и формирование индустриального общества в ведущих европейских странах. Социальный реформизм во второй половине XIXв.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии, Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии.
Превращение США в великую державу. Гражданская война в США (1861-1865 гг.): причины противоречий Севера и Юга, основные события, результаты (отмена рабства и ускорение модернизации Юга). Роль А. Линкольна (особенности личности и политические взгляды).
Тема 8. Мир за пределами западной цивилизации. 1800—1880-е годы. (5 ч.)
Индустриальный Запад и аграрный Восток в XIX веке: колонизация и создание колониальных империй. Судьба Тропической Африки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке (Симон Боливар, полуколониальное положение).
Нарастание кризисных явлений в традиционных аграрных обществах Востока: проникновение европейцев и их порядков в страны исламского мира, превращение Индии в колонию Британской империи (причины и последствия), принудительное «открытие» Китая и Японии для контактов с европейцами. Черты модернизации в странах Востока.
Начало модернизации в Японии: причины и цели, восстановление власти императора (Муцухито), основные реформы Мейдзи (с 1868 г.), первые результаты и особенности японской модернизации.
Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX веков и рост возможностей человечества (двигатель внутреннего сгорания, революция в естествознании и другие достижения). Монополистический капитализм: монополии, финансовая олигархия, массовое производство. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв.: противоречия между высокой культурой («модерн») и запросами массовой культуры, снижение значения моральных ценностей в условиях монополистического капитализма.
Обострение противоречий в развитии индустриального общества в условиях монополистического капитализма: экономические кризисы, рост социального недовольства, борьба за демократизацию общества, усиление популярности социалистических идей и разделение социалистов на революционное и реформистское крыло. Социальный реформизм в начале XX века: расширение избирательных прав, деятельности профсоюзов и массовых политических партий, начало создания государственной системы социального обеспечения и регуляции отношений труда и капитала.
Кризис традиционного аграрного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. и рост антиколониальных выступлений: революции в Турции и Иране, массовое движение в Индии, революция в Китае (с 1911 г.).
Завершение колониального раздела мира и противоречия между великими державами в колониях и в Европе. Начало борьбы за передел мира: первые войны за передел мира, образование противостоящих блоков Тройственного союза (к 1882 г.) и Антанты (к 1907 г.). Гонка вооружений и усиление военных настроений.
Обобщение и контроль по модулю 2 (2 ч.). 132
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
8-й класс
1-я и 2-я линии развития.
Умение объяснять разнообразие современного мира.
Учиться добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
Разделять российскую и всеобщую историю Нового времени на этапы и объяснять выбранное деление.
Определять уровень развития общества, используя понятия: аграрное общество, модернизация, индустриальное общество.
Определять и доказывать собственное мнение о цели и значении модернизации России XIX - начала XX века.
• В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху Нового времени: в экономике - капиталистические отношения, промышленный переворот; в общественном делении - классы, гражданское об щество; в государственной жизни - революция, реформы, косерватизм, либерализм, социализм; в культуре - научная картина мира и т.д.
3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
Определять основные причины и следствия модернизации в странах Запада, в России и на Востоке; а также реформ, революций и колониальных войн.
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций Нового времени.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
• Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX - начала XX века.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.
Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
Обществознание, 8-й класс: наращивание единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 8-й класс: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических исторических персонажей
География, 8-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 8-й класс: общие закономерности развития и функционирования человеческого организма, позволяющие устанавливать взаимосвязи проявлений биологического и социально-психологического в поведении человека.
Используемые технологии:
технологию учебно-игровой деятельности, здоровье сберегающие технологии, технология проектного обучения, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, информационные технологии
Научно-технический прогресс на рубеже 19-20 веков. Монополистический капитализм
63
Демократизация стран Запада на рубеже XIX-XX веков
64
Кризис традиционного аграрного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX веков
65
Начало борьбы за передел мира
66
Обобщение по модулю№4: Мировая победа индустриализации.
67
Контроль по модулю№4: Мировая победа индустриализации.
68
Урок коррекции знаний
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Учебно-методическое обеспечение
для учащихся:
«Всеобщая история» автор Д.Д. Данилов, А.В Кузнецов, Рекомендовано МОиН РФ.Москва ООО «БАЛАСС» 2012;
«Российская история 19 – начало 20 века» Д. Д Данилов, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова Н. С. Павлова, В. А. Рогожкин. ООО «БАЛАСС» 2012 Допущено МОиН РФ.
для учителя:
«Всеобщая история» автор Д.Д. Данилов, А.В Кузнецов, Рекомендовано МОиН РФ.Москва ООО «БАЛАСС» 2012;
«Российская история 19 – начало 20 века» Д. Д Данилов, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова Н. С. Павлова, В. А. Рогожкин. ООО «БАЛАСС» 2012 Допущено МОиН РФ.
Дополнительная литература для учителя:
Чернова М. П. Справочник учителя истории 5-11 классов / М. П. Чернова. - М.: Экзамен,2008.
1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А. Н.Алексашкиной. -М. : АСТ, 1996.
Драхлер А. Всеобщая история; передовой опыт / А. Драхлер. - М.: ВЛАДОС, 2002.
Сасим А. Материалы по историй Нового и Новейшего времени: справ, пособие / А. Сасим. - Минск: Книжный дом, 2004.
Яновский О. А. Всемирная история: в 3 ч. / О. А. Яновский. - М.: Юнипресс, 2002.
Цыбульский, В. П. Календари и хронология стран мира : книга для учащихся / В. П. Цыбульский. -М. : Просвещение, 1982.
Дополнительная литература для учащихся:
Энциклопедия для детей. Т. 1, 5. - М.: Аванта+, 1996.
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. - М.: Аванта+, 1997.
Энциклопедия для детей. Т. 9, 15. Литература. - М.: Аван-та+, 2001.
Всемирная история в датах и событиях. - М., 2002.
Балашов М. М. Костюм Киевской Руси: метод, пособие / М. М. Балашов. - М. : Детство-Пресс, 2002.
Кириллов В. В. История России. У1-ХХ1 вв.: справочник / В. В. Кириллов, Г. М. Кулагина. - М.: Эксмо-Пресс, 2004.
Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: справ, пособие /М. Н. Зуев. - М.: Дрофа, 2009.
Чернова М. П. Справочник учителя истории 5-11 классов / М. П. Чернова. - М.: Экзамен,2008.