_________ Э.М. Аблаева ___________ Н. П. Самохвал ______________ Н. А. Котик
«___»_____________2016г. «___»_______________2016г. «___»______________ 2016г.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 8-го класса МБОУ «Красноярская средняя школа», составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 70 ч. в год, 2 ч. в неделю.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями (знать/ уметь):
От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация - процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества, классического капитализма: свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота. Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Усиление производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты. Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах. Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе человека. Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм- марксизм. К. Маркс и Ф.Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. I. Интернационал.
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская Империя. Внутренняя политика консульства. Французский Гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революция 1830 г., кризис июльской монархии. Выступление лионских ткачей. Революция 1848 г. Англия в первой половине XIX века. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия - «Мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии. Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо - Германского союза. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини. Национальное объединение Италии. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Падение второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. « Исключительный закон против социалистов». Политика нового курса- социальные реформы. Вильгельм II- «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне. Создание британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Д.Р. Макдонольд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция- первое светское государство среди европейских государств. Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движение протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джоллити. Внешняя политика. Колониальные войны. Австро - Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов». В империи Габсбургов. Политическое устройство Австро - Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
США в XIX веке. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества- фермер, «человек у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение негров - рабов. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа Северян. США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США. Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Япония на пути модернизации: «Восточная мораль - Западная техника». Кризис традиционализма. Насильственное открытие Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика. Китай: сопротивление реформам. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов - попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899- 1990 г. превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Насильственное разрушение традиционного общества. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества восстание 1857-1859 .гг. Аграрное перенаселение страны, голод эпидемии. Индийский национальный конгресс: « умеренные» и « крайние». Балгангадхар Тилак. Отсутствие системы европейского равновесия в XIX. Африка: континент в эпоху перемен.
Начало распада Османской Империи. Политическая карта мира к началу XX века. Тройственный союз. Франко - русский союз. Англо - германское соперничество. Антанта. Балканские войны. Образование болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны - пролог первой мировой войны. Пацифистское движение. II интернационал против войн и политики гонки вооружения.
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.
Внутренняя политика в 1801- 1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I . проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о вольных хлебопашцах» реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия. Внешняя политика в 1801-1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза. Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Патриотический подъем народа. Герои войны (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов.). Партизанское движение. Гибель «Великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813- 1825 гг. Начало заграничных походов, их цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия - мировая держава. Внутренняя политика в 1814- 1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н.Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I. Социально- экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1825. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли. Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Власть и общественные движения. Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов. Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии. Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворот . Первые железные дороги. Новые Явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов. Внешняя политика в 1826-1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826-1828 г. Русско - турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.
Общественное движение 30-50-х годов. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. «Теория официальной народности». С.С.Уварова. Либеральное движение.
Западники. Т.Н. Грановский. С.М. Соловьев. Славянофилы. И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские. Революционное движение. А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы, планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов. В.А. Корнилов. В.И. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны. Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.
Научные открытия. Открытия в биологии. И. А. Двигубского, К.М. Бэра. Дядьковского. Н.И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М.В. Остроградского и Н.И.Лобачевского. Вклад в развитие физики Б.С.Якоби и Э.Х.ленца. А.А. Воскресенский, Н.И. Зинин и развитие органической химии. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Л.Ф.Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г.И. Невельского и Е.В. Путятина. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре. (Романтизм, классицизм, реализм.)
Литература. В.А. Жуковский. К.Ф. Рылеев. А.И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н.В. Гоголь. И.С. Тургенев. Д.В. Григорович. Драматургические произведения А.Н. Островского. Театр. П.С. Мочалов. М.С. Щепкин. А.И. Мартынов.
Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А.Е. Варламов. А.А. Алябев. М.И.Глинка. А.С. Даргомыжский. Живопись. К.П. Брюлов. О.А. Кипренский. В.А. Тропинин. А.А. Иванов. П.А. Федотов. А.Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства.) А.Н. Воронихин (Казанский собор). К.И. Росси (Русский музей, ансамбль дворцовой площади). О.И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К.А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Отмена крепостного права. Социально-экономические развитие страны к началу 60-х гг. XIXв. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Либеральные реформы 60-70 гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80-х гг. XIX в. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова. Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания народов Украины и Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурнистическая русификация» народов Поволжья. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-начала 60-х годов. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М.Н. Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев Народнические организации второй половины 1860-1870 –х. гг. С.Г. Нечаев и «Нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и Воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и Воля». «Народная воля» Убийство Александра II. Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860-1870- х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Причины и ход военных действий, итоги. М.Д. Скобелев. И.В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К.П.Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. укрепление позиции дворянства. наступление на местное самоуправление. Национальная религиозная политика Александра III. Экономическое развитие страны в 80-90 гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю.Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. Положение основных слоев российского общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль Духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата. Общественное движение в 80-90 – х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиции консерваторов. Распространение марксизма в России. Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления во внешней политике Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Политика России. Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине 19 в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Литература и журналистика. Критический реализм в литературе (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Могучая кучка и П.И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль Русской культуры в развитии мировой культуры. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «Верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
№ п/п | Тема и тип урока | Дата | Кол-во часов | Практическая часть | Формы и темы контроля | Домашнее задание |
План | Факт |
Всеобщая история 1800-1900. История Нового времени. (26 часов) |
Глава I. Становление индустриального общества – 5 часов |
1. | Индустриальные революции: достижения и проблемы. | | | 1 | Уметь называть основные черты капитализма; объяснять причины и последствия эк. кризисов перепроизводства; знать этапы индустриальной революции; умения доказывать свою точку зрения, решать проблемы. | Урок изучения нового материала | §1-2; вопрос 1 – стр. 24 |
2. | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. | | | 1 | Уметь излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества; миграционных процессов; называть изменения в положении социальных слоев; уметь делать сообщения, извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников. | Комбинированный урок | §3-4, вопросы и задания |
3. | Наука: создание научной картины мира. XIX в. В зеркале художественных исканий. | | | 1 | Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки, их достижения; заполнять таблицу, анализировать, делать выводы. | Комбинированный урок | §5-6 вопросы и задания |
4. | Искусство в поисках новой картины мира. | | | 1 | Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры; их достижения; уметь описывать произведения литературы и искусства, анализировать, делать выводы. | Комбинированный урок | §7-8 вопросы и задания |
5. | Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. | | | 1 | Уметь называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе; указывать причины их возникновения; решать познавательные задачи; уметь сравнивать - выявлять общность и различия сравниваемых исторических явлений. | Комбинированный урок | §9-10 вопросы и задания, таблица |
Глава II. Строительство новой Европы - 8 часов |
6. | Консульство и образование наполеоновской империи. | | | 1 | Знать основные черты режима Наполеона, называть причины завоевательных войн (показывать на карте), высказывать оценочные суждения исторической личности, уметь работать с историческим документом. | Изучение нового материала | § 11, вопросы, задания, таблица |
7. | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | | | 1 | Знать причины ослабления империи Наполеона; описывать условия в жизни империи; называть (показывать на карте) основные военные сражения; знать основные решения и последствия Венского конгресса, составить таблицу | Комбинированный урок | § 12, вопросы, задания, таблица |
8. | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. | | | 1 | Уметь объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; умение работать с историческим документом; выявлять существенные черты исторических явлений и процессов. | Комбинированный урок | § 13, вопросы, задания |
9. | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. | | | 1 | Уметь определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса; решать познавательные задания. | Комбинированный урок | § 14, вопросы, задания |
10. | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. | | | 1 | Знать причины европейской революций; называть причины изменений в политическом строе; уметь устанавливать причинно-следственные связи, работать с картой, историческими документами, иллюстрациями, дополнительными источниками информации, сравнивать. | Комбинированный урок | § 15, вопросы, задания |
11. | Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» | | | 1 | Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; уметь устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения, называть правителей и государственных деятелей, работать с историческими источниками. | Комбинированный урок | § 16-17, вопросы, задания |
12. | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. | | | 1 | Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом, делать выводы и прогнозы возможного развития МО; работать с картой, историческими документами. | Комбинированный урок | § 18, вопросы, задания, хроника событий |
13. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Становление индустриального общества. Строительство новой Европы». | | | 1 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. | Обобщение и систематизация знаний | Повторить главу I и II |
Глава III. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества – 4 часа. |
14. | Германская империя: борьба за «место под солнцем». | | | 1 | Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма, характер внешней политики; аргументировать и высказывать свою точку зрения, показывать на карте колонии. | Изучение нового материала | § 19, вопросы, задания |
15. | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | | | 1 | Уметь называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии, называть правителей и государственных деятелей; оценивать их деятельность, реформы. | Комбинированный урок | § 20, вопросы, задания |
16. | Франция: Третья республика. | | | 1 | Называть особенности развития капитализма; основные реформы, показывать на карте колонии, называть правителей и государственных деятелей; оценивать деятельность государственных правителей; работать с историческими документами. | Комбинированный урок | § 21, вопросы, задания |
17. | Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. | | | 1 | Уметь называть особенности развития и характер внешней политики Италии, особенности развития Австро-Венгрии, уметь составлять таблицу, показывать на карте колонии, называть правителей и государственных деятелей; оценивать их деятельность. | Комбинированный урок | § 22-23, вопросы, задания |
Глава IV. Две Америки – 3 часа. |
18. | США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. | | | 1 | Уметь называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и государственных деятелей, основные этапы и итоги Гражданской войны, показывать на карте места военных сражений. | Изучение нового материала | § 24, вопросы, задания, сообщения |
19. | США: империализм и вступление в мировую политику. | | | 1 | Знать причины успешного развития США; выявлять причины и последствия социальных противоречий; определять характер внешней политики США, показывать на карте основные направления; работать с историческими документами. | Комбинированный урок | § 25, вопросы, задания, сообщения |
20. | Латинская Америка в XIX в.: время перемен. | | | 1 | Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона, показывать на карте, работать с историческими документами, анализировать, сравнивать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; уметь объяснять понятия урока. | Комбинированный урок | § 26, вопросы, задания, сообщения |
Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма – 4 часа. |
21. | Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». | | | 1 | Знать причины реформ и их последствия, объяснять особенности экономического развития, описывать изменения в образе жизни общества; определять причины и характер внутренней политики, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать исторические документы, делать выводы. | Изучение нового материала | § 27, вопросы, задания |
22. | Китай: традиции против модернизации. | | | 1 | Уметь объяснять особенности развития Китая, причины превращения Китая в полуколонию. | Комбинированный урок | § 28, вопросы |
23. | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. | | | 1 | Называть особенности развития; решать познавательные задания, уметь делать сообщения. | Комбинированный урок | § 29, вопросы, задания |
24. | Африка: континент в эпоху перемен. | | | 1 | Называть особенности развития; решать познавательные задания, уметь делать сообщения. | Комбинированный урок | § 30, вопросы |
Глава VI. Международные отношения: обострение противоречий – 2 часа. |
25. | Международные отношения: дипломатия или войны? | | | 1 | Называть основные международные противоречия; уметь охарактеризовать отношения между странами, использовать карту, дополнительные источники информации, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свое отношение к происходившим событиям. | Комбинированный урок | § 31, вопросы, задания |
26. | Итоговое повторение. | | | 1 | Уметь обобщать, анализировать, применять полученные знания, делать выводы. | Обобщение и систематизация знаний | Повторить главы III-VI. |
История России XIX век (44 часа). |
Глава I. Россия в первой половине XIX в. – 17 часов. |
27. | Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806гг. | | | 1 | Знать годы царствования Александра I; называть характерные черты внутренней политики Александра I. Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений; уметь оценивать людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости. | Изучение нового материала | § 1, вопросы, задания, документы |
28. | Внешняя политика в 1801 – 1812 гг. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. | | | 1 | Знать основные цели, задачи и направления (и показывать на карте) внешней политики страны; оценивать ее результативность; уметь анализировать. Выделять главное, сравнивать, навык работы с картой. | Комбинированный урок | § 2-3; сообщение: «Полково дец М.И. Кутузов». |
29. | Отечественная война 1812 г. | | | 1 | Знать хронологические рамки О.В; причины, планы сторон, характер войны, ее основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения, анализировать документы, уметь определять и объяснять понятия, выступать с сообщениями. | Комбинированный урок | § 4, вопросы и задания |
30. | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг. | | | 1 | Знать цели и результат заграничного похода 1812—1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях; уметь анализировать исторические документы, работать с картой, выделять главное, ставить и разрешать проблемы. | Комбинированный урок | § 5, вопросы и задания |
31. | Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг. | | | 1 | Уметь объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра в 1815 – 1820 гг., усиления консервативных тенденций; уметь анализировать исторические документы и литературные произведения, уметь выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы. | Комбинированный урок | § 6, вопросы и задания, таблица |
32. | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. | | | 1 | Уметь называть характерные черты социально-экономического развития после О.В., объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.; работать с историческими документами, картой. | Комбинированный урок | § 7, вопросы, задания |
33. | Общественное движение при Александре I. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. | | | 1 | Уметь называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения, тайных обществ, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади; уметь заполнять сравнительную таблицу, выделять главное, определять и объяснять понятия. | Комбинированный урок | § 8-9, вопросы и задания |
34. | Внутренняя политика Николая I. | | | 1 | Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I; уметь работать с документами, выделять главное, определять и объяснять понятия, оценивать деятельность других людей через категории гуманности, непредвзятости. | Комбинированный урок | § 10, вопросы и задания |
25. | Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в. | | | 1 | Уметь называть характерные черты социально-экономического развития; знать особенности промышленного переворота в России; знать финансовую политику Е. Ф. Канкрина; уметь работать с документами. Анализировать, выделять главное, сравнивать. | Комбинированный урок | § 11, вопросы, задания, документ |
36. | Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. | | | 1 | Уметь называть основные направления (и показывать на карте) внешней политики страны, причины кризиса в МО со странами Запада; знать основные понятия и положения урока; уметь работать с картой, выделять главное, анализировать. | Комбинированный урок | § 12, вопросы, задания, документы |
37. | Общественное движение в годы правления Николая I. | | | 1 | Уметь называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку, уметь работать с документами, выделять главное, обобщать и систематизировать материал; доказывать и опровергать, на примерах споров о дальнейших путях развития России. | Комбинированный урок | § 13, вопросы, задания, документы |
38. | Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя. | | | 1 | Знать дату войны, ее причины и характер, ход и последствия; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора; уметь работать с документами, выявлять главное, устанавливать причинно-следственные связи. | Комбинированный урок | § 14, вопросы, задания. |
39. | Образование и наука. | | | 1 | Знать и уметь называть выдающихся представителей культуры и достижения российской науки; знать основные положения урока, уметь излагать материал, анализировать, разрешать проблемы. | Комбинированный урок | § 15, вопросы, задания |
40. | Русские первооткрыватели и путешественники. | | | 1 | Знать и уметь называть выдающихся первооткрывателей и путешественников; знать основные положения урока, уметь излагать материал, анализировать, разрешать проблемы. | Комбинированный урок | § 16, вопросы, задания, документы |
41. | Художественная культура. | | | 1 | Знать и уметь называть выдающихся представителей и достижения российской культуры, уметь самостоятельно подбирать материал на заданную тему, работать в группе, описывать важнейшие достижения культуры данного периода. | Комбинированный урок | § 17, вопросы, задания, документы |
42. | Быт и обычаи. | | | 1 | Знать и уметь называть выдающихся представителей и достижения российской культуры, уметь самостоятельно подбирать материал на заданную тему, работать в группе, описывать важнейшие достижения культуры данного периода. | Комбинированный урок | § 18, вопросы, задания, документы |
43. | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Россия в первой половине XIX в.» | | | 1 | Уметь обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать, уметь заполнять сводную сравнительную таблицу (выделять главное). | Обобщение и систематизация знаний | Повторить главу I |
Глава II. Россия во второй половине XIX в. – 27 часов. |
44. | Накануне отмены крепостного права. | | | 1 | Знать предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; объяснять значение отмены крепостного права; уметь проводить исторический анализ литературных произведений, работать с документами. Статистическими данными, выделять главное, обобщать материал. | Изучение нового материала | § 19, вопросы, задания, документы |
45. | Крестьянская реформа 1861 г. | | | 1 | Знать основные положения крестьянской реформы. | Комбинированный урок | § 20, вопросы, задания, документы |
46-47. | Либеральные реформы 60 – 70-х гг. XIX в. | | | 2 | Знать основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения социальных реформ; уметь строить аналогии, определять и объяснять понятия, анализировать иллюстративный материал. | Комбинированный урок | § 21-22, вопросы, задания, документы |
48. | Национальная политика Александра II. | | | 1 | Уметь называть основные направления национальной политики; работать с документами. Статистическими данными, выделять главное, обобщать материал. | Комбинированный урок | § 23, вопросы, задания, документы |
49. | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. | | | 1 | Уметь называть основные направления экономической политики гос-ва; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства; называть и показывать на карте; уметь работать с историческими документами, анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы. | Комбинированный урок | § 24, вопросы, задания, документы |
50. | Общественное движение: либералы и консерваторы. | | | 1 | Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма; знать основные положения урока, уметь выделять главное, сравнивать. | Комбинированный урок | § 25, вопросы, задания, документы |
51. | Зарождение революционного народничества и его идеология. | | | 1 | Называть существенные черты идеологии; знать основные положения урока, уметь выделять главное, сравнивать. | Комбинированный урок | § 26, вопросы, задания, документы |
52. | Революционное народничество второй половины 60-х - начала 80-х гг. XIX в. | | | 1 | Уметь называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения; знать причины широкого развития радикального революционного движения; уметь работать с документами; выделять главное, систематизировать материал; знать причины и последствия кризиса самодержавия в 60-80-е гг. | Комбинированный урок | § 27, вопросы, задания, документы |
53. | Внешняя политика Александра II. | | | 1 | Знать цели и основные направления внешней политики в 60 – 80-х гг., уметь работать с картой, уметь участвовать в дискуссии, делать выводы. | Комбинированный урок | § 28, вопросы, задания, документы |
54. | Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. | | | 1 | Знать дату русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией, уметь работать с картой, уметь выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы. | Комбинированный урок | § 29, вопросы, задания, документы |
55-56. | Внутренняя политика Александра III. | | | 2 | Уметь приводить оценку личности Александра III; называть основные черты внутренней политики Александра III; уметь выделять главное, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия, выступать с сообщениями. | Комбинированный урок | § 30-31, вопросы, задания, документы |
57. | Экономическое развитие в годы правления Александра III. | | | 1 | Называть основные черты экономической политики Александра III; сравнивать экономические программы Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского; знать экономическую программу С. Ю. Витте. | Комбинированный урок | § 32, вопросы, задания, документы |
58-59. | Положение основных слоёв общества. | | | 2 | Называть характерные черты положения разных слоев населения; уметь анализировать, выделять главное, объяснять понятия; знать основные положения урока и уметь излагать материал. | Комбинированный урок | § 33-34, вопросы, задания, документы |
60. | Общественное движение в 80 – 90-х гг. XIX в. | | | 1 | Уметь называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных); уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, сравнивать свидетельства разных источников, знать основные положения урока, ставить и разрешать учебные задачи. | Комбинированный урок | § 35, вопросы, задания, документы |
61. | Внешняя политика Александра III. | | | 1 | Знать цели и основные направления внешней политики Александра III.; знать основные причины распада «Союза трех императоров» и сближения с Францией; уметь работать с картой, документами, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы. | Комбинированный урок | § 36, вопросы, задания, документы |
62. | Просвещение и наука. | | | 1 | Знать выдающихся представителей и достижения российской науки, уметь выделять главное, описывать произведения культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников. | Комбинированный урок | § 37, вопросы, задания, документы |
63. | Литература и изобразительное искусство. | | | 1 | Знать художественную культуру и систему ценностей, сформировавшиеся входе исторического развития, уметь выделять главное, описывать произведения культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; уметь работать в группе. | Комбинированный урок | § 38, вопросы, задания, документы |
64. | Архитектура, музыка, театр, народное творчество. | | | 1 | Знать выдающихся представителей и достижения российского искусства, уметь выделять главное, описывать произведения культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; уметь работать в группе. | Комбинированный урок | § 39, вопросы, задания, документы |
65. | Быт: новые черты в жизни города и деревни. | | | 1 | Уметь охарактеризовать культурную и духовную жизнь российского общества, наиболее значительные достижения культуры этого периода, ведущие направления в быту. | Комбинированный урок | § 40, вопросы, задания, документы |
66. | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Россия во второй половине XIX в.» | | | 1 | Уметь обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать; заполнять сравнительные таблицы (выделять главное), делать выводы. | Обобщение и систематизация знаний | Подготовиться к проекту |
67-68. | Защита проектов. | | | 2 | Уметь обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать; делать выводы. | Защита проектов | Повторить Главы I-II |
69-70. | Итоговое повторение | | | 2 | Уметь обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать; делать выводы. | Обобщение | |
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом до-пускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри-предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки.
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.