Рабочая программа по истории 6 класс на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по истории 6 класс на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по истории разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, базисного плана школы, ученого плана школы, примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы «История средних веков» под. редакцией А.А. Сванидзе Москва. Просвещение 2012г. Пояснительная записка. Основное содержание тем курса. Календарно-тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класс на 2015-2016 учебный год»
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, базисного плана школы, ученого плана школы, примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы «История средних веков» под. редакцией А.А. Сванидзе Москва. Просвещение 2012г., и авторской программы «История России с древнейших времен до конца XVI века» Данилов А.А., Л.Г. Косулина Москва. Просвещение 2012г.
Учебники рекомендованные (допущенные) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год: Всеобщая история. История средних веков. 6 класс : учеб. Для общеобразовательных учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под. ред.. А.А. Сванидзе. – М. : Просвещение, 2012год – 288 с.
Место учебного предмета в учебном плане.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение истории в 6 классе отводится 2 часа в неделю (35 недели) всего 70 часов.
Цели
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
3. Содержание тем учебного курса
История средних веков
№
темы
Раздел
1
Средневековое европейское общество
Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.Римско-католическая церковь в средневековье. Монастыри и монахи. Феодальное землевладение.
2
Византия и арабский мир.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе
3
Средневековый город. Католическая церковь в XI-XIII веках.
Горожане и их образ жизни. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Ереси иборьба церкви против их распространения.
4
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
5
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
6
Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
История России с древности до XVв.
№
темы
Раздел
1
Древняя Русь в VIII – первой половине XII века
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
2
Русские земли и княжества в начале удельного периода (конец XII –XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынскоекняжества).Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах.Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
3
Московская Русь в XIV – XVI веках
Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
4
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
4. Учебно-тематический план
по _истории__
Класс __6____
Количество часов
Всего _70__ часов; в неделю __2__ часа.
История средних веков.
№
Раздел
Количество часов
1
Средневековое европейское общество
6
2
Византия и арабский мир.
5
3
Средневековый город. Католическая церковь в XI-XIII веках.
7
4
Государства Европы в XI-XV вв.
9
5
Культурное наследие Средневековья
5
6
Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
3
7
Итого
35
История России с древнейших времен до конца XVI века
№
Раздел
Количество часов
1
Древняя Русь в VIII – первой половине XII века
10
2
Русские земли и княжества в начале удельного периода (конец XII –XIII вв.)
10
3
Московская Русь в XIV – XVI веках
10
4
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
5
5
Итого
35
5. Календарно-тематическое планирование
по _истории__
Класс __6____
Количество часов
Всего _70__ часов; в неделю __2__ часа.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Планируемая
Фактическая
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Раздел 1. Средневековое европейское общество
6
1.
Живое Средневековье.
1
2.09
2.
Образование Франкского государства в VI-VIII веках.
1
7.09
3.
Христианская церковь в раннее Средневековье.
1
9.09
4.
Возникновение и распад империи Карла Великого.
1
14.09
5.
Феодальная раздробленность в IX-XI веках.
1
16.09
6.
Англия в раннее Средневековье.
1
21.09
Раздел 2. Византия и арабский мир.
5
7.
Византия при Юстиниане.
1
23.09
8.
Культура Византии.
1
28.09
9.
Образование славянских государств.
1
30.09
10.
Арабский халифат и его распад.
1
5.10
11.
Культура стран халифата.
1
7.10
Раздел 3. Средневековый город. Католическая церковь в XI-XIII веках.
7
12.
Средневековая деревня.
1
12.10
13.
В рыцарском замке.
1
14.10
14.
Средневековые города.
1
19.10
15.
Торговля в Средние века.
1
21.10
16.
Горожане и их образ жизни.
1
26.10
17.
Католическая церковь и еретики.
1
9.11
18.
Крестовые походы.
1
11.11
Раздел 4. Государства Европы в XI-XV вв.
9
19.
Объединение Франции.
1
16.11
20.
Нормандское завоевание.
1
18.11
21.
Столетняя война.
1
23.11
22.
Усиление королевской власти в Англии и Франции.
1
25.11
23.
Реконкиста. Образование Испанского государства.
1
30.11
24.
Германия и Италия в XII-XV веках.
1
2.12
25.
Гуситское движение в Чехии.
1
7.12
26.
Гибель Византии.
1
9.12
27.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Средневековый город. Католическая церковь в XI-XIII веках». Тестирование.
1
14.12
Раздел 5. Культурное наследие Средневековья.
5
28.
Образование и философия.
1
16.12
29.
Средневековая литература.
1
21.12
30.
Средневековое искусство.
1
23.12
31.
Культура раннего Возрождения в Италии.
1
28.12
32.
Научные открытия и изобретения.
1
30.12
Раздел 6. Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
3
33.
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
1
11.01
34.
Государства и народы Африки и Америки.
1
13.01
35.
Повторительно-обобщающий урок. Тестирование.
1
18.01
ИСТОРИЯ РОССИИ
Раздел 1. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века
10
36.
Древнейшие народы на территории России.
1
20.01
37.
Восточные славяне.
1
25.01
38.
Формирование Древнерусского государства.
1
27.01
39.
Первые киевские князья.
1
1.02
40.
Князь Владимир. Принятие христианства.
1
3.02
41.
Ярослав Мудрый.
1
8.02
42.
Культура Древней Руси.
1
10.02
43.
Быт и нравы Древней Руси.
1
15.02
44-45.
Повторно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII – первой половине XII века». Тестирование.
2
17.02
22.02
Раздел 2. Русские земли и княжества в начале удельного периода (конец XII –XIII вв.)
10
46.
Раздробленность Древнерусского государства.
1
24.02
47-48.
Главные политические центры Руси.
2
29.02
2.03
49.
Нашествие с Востока.
1
7.03
50.
Борьба Руси с западными завоевателями.
1
9.03
51.
Русь и Золотая Орда.
1
14.03
52.
Русь и Литва.
1
16.03
53.
Культура русских земель в XII –XIII вв.
1
4.04
54-55.
Повторно-обобщающий урок по теме «Русские земли и княжества в начале удельного периода (конец XII –XIII вв.)»
2
6.04
11.04
Раздел 3. Московская Русь в XIV – XVI веках
10
56.
Усиление Московского княжества.
1
13.04
57.
Куликовская битва.
1
18.04
58.
Московское княжества и его соседи в конце XIV – середине XV века.
1
20.04
59.
Создание единого Русского государства.
1
25.04
60.
Московское государство в конце XV – начале XVI века.
1
27.04
61.
Церковь и государство в конце XV – начале XVI века.
1
2.05
62.
Реформы Избранной рады.
1
4.05
63.
Внешняя политика Ивана IV.
1
9.05
64.
Опричнина.
1
11.05
65.
Повторно-обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV – XVI веках». Тестирование.
1
16.05
Раздел 4. Русская культура второй половины XIII-XV вв.
5
66.
Просвещение, устное народное творчество, литература в XV – XVI веках.
1
18.05
67.
Архитектура и живопись в XIV - XVI веках.
1
23.05
68.
Быт XV – XVI веков.
1
25.05
69-70.
Повторно-обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV – XVI веках». Тестирование. Итоговое повторение.
2
27-30.05
6. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Формы и средства контроля знаний обучающихся.
Устный контроль:
Фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний;
Индивидуальный опрос;
Собеседование по теме.
Письменный контроль:
Тестирование;
Творческая работа;
Письменный ответ.
Контроль может быть текущим (например, контроль домашнего задания), тематическим, итоговым, вспомогательным (для учителя, но не для ученика).
Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.
В развернутых и кратких устных ответах обучающихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения школьников по пятибалльной системе. При этом учитываются:
- глубина знаний (опора на теоретические положения исторической науки)
-полнота знаний и владение необходимыми умениями (в объеме программы)
-осознанность и самостоятельность применения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным вопросом), соблюдение норм литературной речи
«5»
материал усвоен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания (9-11 классы),доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за полробное исправление и дополнение ответа другого ученика.
«4»
в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения.
«3»
в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное (пересказ учебника), несистематизированное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная.
«2»
главное содержание материала не раскрыто.
«1»
материал не усвоен, ученик отказывается ответить по теме или обнаруживает незнание ее основных положений.
7. Перечень учебно-методического обеспечения
для учителя
История средних веков под. редакцией А.А. Сванидзе М.: Просвещение 2012г.,
История России с древнейших времен до конца XVI века Данилов А.А., Л.Г. Косулина М.: Просвещение 2012г.
О.Ю.Колесниченко. Поурочные разработки по истории средних веков 6 класс. Волгоград, 2007.
Симонова Е. История России. 6 класс. Поурочные разработки. М., «Экзамен», 2006г.
История России в лицах: биографический словарь/ под общ. Ред. В.В. Каргалова.- М.: Русское слово,1997
Хрестоматия по истории средних веков \ под. ред. В.Е. Степанова, I часть
Кроссворды по истории средних веков
История с древнейших времен до к. XVI в.- хрестоматия
Контрольно-измерительные материалы. История России 6 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2011г.
для учащихся
- История средних веков.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.В.Агибалова,
Г.М.Донской; под ред.А.А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2011.
- История России.С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение,2009.
-История России. Рабочая тетрадь.6 класс. А.А.Данилов, Л.Г.косулина.М.,Просвещение,2011.
- Тесты по истории России. М., Аркти, 2008.
- Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Сост. Е.Д.Смирнова. Минск, 2005.