Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. История. 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2010 г. и «Всеобщая история: 5-9-й классы; рабочие программы - предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение»2011г., «История России: 6-9 классы; рабочие программы — предметная линия учебников А.А.Данилов, Л.Г.Косулина: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение» 2011г.; Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класс »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
«Рассмотрено»
на заседании МО
учителей филологии
Руководитель МО
__________________________ Журавская Н. И.
Протокол № 1 от 28.09. 2014
«Согласовано»
Заместитель директора по УМР
__________________ О.А. Пронина
«______»_____________________2014
«Утверждаю»
Директор школы
____________________ А.А. Фаизов.
Приказ № __________
от «______» _____________________2014
Рабочая программа
По предмету - История
Класс - 6 , уровень программы - образовательный на 2014-2015 учебный год
Педагог - Москалева Любовь Владимировна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. История. 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2010 г. и «Всеобщая история: 5-9-й классы; рабочие программы - предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение»2011г., «История России: 6-9 классы; рабочие программы — предметная линия учебников А.А.Данилов, Л.Г.Косулина: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение» 2011г.; Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе.
Рабочая программа опирается на УМК:
1.Данилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России. С древнейших времен до конца 16 века. - М.; Просвещение, 2014.
2. Е.В.Агибалова,Г.М. Донской Учебник История средних веков. М., Просвещение., 2014.
3.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России , 9-16века. Рабочая тетрадь, 6 класс. – М.: Просвещение, 2014;
4.Е.В.Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс. - М., Просвещение., 2014
5.Методическое пособие к урокам по истории России с древнейших времен до конца 16 века под ред. Л.Г. Косулиной М., Просвещение, 2010год;
6.Методическое пособие к урокам по истории средних веков под ред.Е.В(Агибалова, Г.М.Донской. М., Просвещение, 2010год;
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/15 учебный год;
Примерная программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. История. 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2010 г.
«Всеобщая история: 5-9-й классы: рабочие программы: предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение»2011г. «История России: 6-9 классы; рабочие программы: предметная линия учебников А.А.Данилов, Л.Г.Косулина: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение» 2011г.
Общие цели предмета (курса) для основного общего образования:
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
владение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принцифпом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Приоритетные формы и методы организации учебного процесса - уроки деятельностной направленности:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Нетрадиционные формы уроков
Урок – коммуникации;
Урок – практикум;
Урок – игра;
Урок – исследование;
Урок – консультация;
Урок – зачет;
Урок – творчество;
Интегрированный урок и др.
Достижение целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
Активные и интерактивные методы обучения;
Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
Метод проектов;
Технология уровневой дифференциации;
Информационно-коммуникационные технологии;
Игровые технологии;
Исследовательская технология обучения;
Здоровьесберегающие технологии и др.
Сроки реализации рабочей программы: 1 год; 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
История древнего мира — это составная часть всеобщей истории. Изучение курса всеобщей истории в 5—9 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
практически-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.
Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия человек, личность в истории.
Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5—9 классов рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и. аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.
Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5—9 классов основной школы. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
деятельностныйподход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных ) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
проблемныйподход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне, активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания историй в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по истории древнего мира в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Цель изучения курса «История »:
В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления.Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Шестиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе.
Общие задачи изучения предмета «История» следующие:
- формирование у шестиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях средневековья Европы,Азии и России.
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Средних веков в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История »;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала народов эпохи средневековья;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Средневековья (стран Европы,Азии и России);
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ стран средневековья для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов ( из них 34 отводится на изучение истории средних веков и 34 часа на изучение истории России).
Количество тестирований – 8;
Количество экскурсий – 1;
Количество зачётов – 2.
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные:
1. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4. осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
5. освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
6. осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
7. понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные:
1. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
2. овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
3. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
4. готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
5. активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых,' изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; ,
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и .вне школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
5.Содержание учебного курса
История средних веков(34ч)
Что изучает история средних веков. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. По каким источникам ученые изучают историю средних веков.
Раннее средневековье — 10ч.
Западная Европа. 5ч.
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. Кто должен быть королем франков.
Христианская церковь в раннее средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское Возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.
Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.
Англия в раннее средневековье.
Византийская империя и славяне в VI - XIIIвв. 3ч.
Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
Образование славянских государств. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Арабы в VI - XI вв. 2ч.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат и его распад.
Культура стран халифата.
Расцвет средневековья — 13ч.
Феодалы и крестьяне. 3ч.
Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.
В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 2ч.
Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.
Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.
Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.
Католическая церковь в XI - XIIIвв. Крестовые походы 3 ч.
Могущество католической церкви. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Католическая церковь и еретики. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) 3 ч.
Как происходило объединение Франции. Генеральные штаты во Франции. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах
Что англичане считают началам своих свобод. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.
Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. Священная Римская империя германской нации.
Культура Западной Европы в XI - XV вв. 2ч.
Образование и философия. Средневековая литература. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Средневековое искусство. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Культура Раннего Возрождения в Италии.
Научные открытия и изобретения. Развитие науки и техники.
«Осень средневековья» - 6ч.
Западная Европа в 14-15 веках. 4ч.
Франция. Жакерия. Столетняя война. КорольЛюдовик XI.
Англия. Война Алой и Белой розы. Испания и завершение Реконкисты.
Центральная и Юго-Восточная Европа в 14-15 веках. 2ч.
Польша. Чехия. Страны Балканского полуострова.
Вдали от Европы. 3ч.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 3 ч.
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы Африки. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Итоговое повторение 2ч.
Значение Средневековья в мировой истории и культуре.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVIв. 34Ч.
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.
ТЕМА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ (2 ч)
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Основные понятия темы
Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.
ТЕМА 2. РУСЬ В IХ-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в. (6 ч)
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздалъское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Ордынское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
ТЕМА 4. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (8 ч)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.
Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».
Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «За-донщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература, «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в XIV—начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Анализ исторического материала, определение предпосылок и сущности события.Умение фиксировать информацию в виде схемы; умение грамотно строить устный ответ;
умение выявлять положительные и отрицательные стороны явления
Ответственное отношение к учению,
осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Учительский контроль и самоконтроль
5
Англия в раннее средневековье.
1
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Представление материала по теме с использованием компьютерных технологий.Умение фиксировать информацию в виде схемы; умение грамотно строить устный ответ;
умение выявлять положительные и отрицательные стороны явления
Умение слушать учителя и одноклассников; высказываться в свое время и по теме. Умение выполнять задание на основе заданного алгоритма
Учительский контроль и самоконтроль
6
Византия и славяне в 6-11 вв. 3ч
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.
Мотивация учебной деятельности;
уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога
Учительский контроль и самоконтроль
37
Соседи восточных славян.
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: финно-угорские, балтские, тюркские племена, каган, каганат, иудаизм. Работа с историческим источником
Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.Умение фиксировать информацию в виде схемы; умение грамотно строить устный ответ;
умение выявлять положительные и отрицательные стороны явления
Ответственное отношение к учению,
осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Учительский контроль и самоконтроль
38
Формирование Древнерусского государства
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: государство, его предпосылки, варяги, князь, дружина, путь «из варяг в греки».Работа с источником.
Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное в тексте учебника.
Получение опыта совместной работы. Воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству
Учительский контроль и самоконтроль
39
Первые киевские князья
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: уроки, погосты, реформа. Выделение причин образования государства. Характеристика персоналий: князья Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Умение составлять схемы, учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.Умение фиксировать информацию в виде схемы; умение грамотно строить устный ответ;
умение выявлять положительные и отрицательные стороны явления
Овладение навыками индивидуальной работы.
Воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству
Учительский контроль и самоконтроль
40
Владимир Святославович. Принятие христианства
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: христианство, крещение Руси, Херсонес, митрополит, епископ, монастырь.Практическая работа с историческим документом
Умение сравнивать, выделять причины, ход и значение события.Умение грамотно строить устный ответ;
умение описывать изображение.
Мотивация учебной деятельности;
уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога
Учительский контроль и самоконтроль
41
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: усобицы, «Правда Ярослава», наместники, посадники, династические браки. Подготовка тезисов выступления по теме.
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.
Овладение навыками индивидуальной работы
Воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству
Учительский контроль и самоконтроль
42
Культура Древней Руси.
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: патриотизм, былины, миниатюра, «Повесть временных лет», зодчество, фрески, мозаики. Работа с иллюстрациями. Подготовка презентаций по теме.
Умение грамотно строить устный ответ;
умение описывать изображение.
Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам
Воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству
Учительский контроль и самоконтроль
43
Быт и нравы Древней Руси
1
Урок - практикум
Работа с историческим источником.
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.
Мотивация учебной деятельности;
уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога
Учительский контроль и самоконтроль
44
Повторение темы «Древняя Русь»
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Усвоение главных событий Руси, практическое применение знаний.
Умение грамотно строить устный ответ;
умение описывать изображение. Умение практически применять свои знания, выполняя тестовые задания.
Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы.
Учительский контроль и самоконтроль
45
Политическая раздробленность на Руси — 9ч
Начало раздробления Древнерусского государства
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: «Правда Ярославичей», половцы, Любечский съезд, «Устав Владимира Мономаха».
Выполнение заданий по карте.
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.
Ответственное отношение к учению,
осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Учительский контроль и самоконтроль
46
Главные политические центры Руси
2
Урок изучения нового материала
Работа с исторической картой. Характеристика исторического события по плану. Знание персоналий: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.
Ответственное отношение к учению,
осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Учительский контроль и самоконтроль
50
Русь и Литва
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: литовские племена, князья — Миндовг, Гедемин, Ольгерд, Ягайло.Работа с исторической картой.
Умение составлять схемы, учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.Умение выполнять задание на основе заданного алгоритма
Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам, осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы
Учительский контроль и самоконтроль
51
Культура русских земель в 12-13 веках
1
Урок изучения нового материала
Работа с иллюстрациями, подготовка презентаций по теме.Знание понятий: Успенский собор, храм Покрова на Нерли, «Слово о полку Игореве».
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.
Ответственное отношение к учению,
осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Учительский контроль и самоконтроль
52
Повторение темы«Политическая раздробленность
1
Урок контроля и проверки знаний
Усвоение главных событий, понятий, персоналий.
Умение применять приобретенные знания при работе с тестами.Умение грамотно строить устный ответ;
умение описывать изображение.
Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам, осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы
Учительский контроль и самоконтроль
53
Русь Московская — 13ч
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: великий владимирский князь, уделы, этапы образования единого государства. Работа с исторической картой и персоналиями: Иван 1 Калита-князь московский.
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.
Ответственное отношение к учению,
осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Учительский контроль и самоконтроль
54
Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
1
Урок изучения нового материала
Составление развернутого плана темы, уметь давать характеристику историческим личностям - Д.Боброк, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Мамай, Тохтамыш.
уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога, осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы
Учительский контроль и самоконтроль
60
Внешняя политика Ивана IV
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Западная Сибирь. Ермак. Ливонская война. Составление развернутого плана по теме.
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.
Мотивация учебной деятельности;
уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога
Учительский контроль и самоконтроль
61
Опричнина
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: опричнина, неограниченная власть царя, земщина, крепостное право.
Умение составлять схемы, учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.
Ответственное отношение к учению,
осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Учительский контроль и самоконтроль
62
Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-15 веках
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: полуустав, книгопечатание, исторические песни. Работа с иллюстрациями, подготовка сообщений и презентаций.
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.
Мотивация учебной деятельности;
уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога
Учительский контроль и самоконтроль
63
Архитектура и живопись в 14-16 веках
1
Урок изучения нового материала
Знать понятия: узорочье, парсуна.Заполнение таблицы по теме.
Умение составлять схемы, учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.
Ответственное отношение к учению,
осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Учительский контроль и самоконтроль
64
Быт 15-16 веков
1
Урок комплексного применения знаний
Работа с иллюстрациями. Подготовка сообщений по теме.
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации.
Мотивация учебной деятельности;
уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога
Учительский контроль и самоконтроль
65
Повторение темы «Русь Московская»
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Закрепление знаний по теме.
Умение выполнять задание на основе заданного алгоритма. Умение практически применять свои знания, выполняя тестовые задания.
Мотивация учебной деятельности;
уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога, осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы
Учительский контроль и самоконтроль
66
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1
Урок контроля и проверки знаний
Работа с тестами
Умение практически применять свои знания, выполняя тестовые задания.
Мотивация учебной деятельности;
уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога.
Воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству
Учительский контроль и самоконтроль
67-68
Резерв
2
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- настенные исторические карты
Завоевания Александра Македонского
Западная Европа в 11-13вв. Крестовые походы.
Европа в 16 веке.
Географические открытия.
Мир в 17-18вв.
Древняя Русь
Феодальная раздробленность Руси
Борьба русского народа с завоевателями
Образование русского централизованного государства
Россия в 16 веке
- технические и электронные средства обучения:
мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет. Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word;
- средства контроля знаний учащихся:
Диагностика уровней сформированности компонентов учебной деятельности
(Г. В. Репкина, Е.В. Заика);
- учебная и справочная литература:
Для учителя
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011.
2. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 – 48 с (Стандарты второго поколения)
3.Примерная программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. История. 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2010 г.
4.«Всеобщая история: 5-9-й классы: рабочие программы: предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение»2011г.
5.«История России: 6-9 классы; рабочие программы: предметная линия учебников А.А.Данилов, Л.Г.Косулина: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение» 2011г.
6.Методическое пособие к урокам по истории России с древнейших времен до конца 16 века под ред. Л.Г. Косулиной М., Просвещение, 2010год;
7.Методическое пособие к урокам по истории средних веков под ред.Е.В(Агибалова, Г.М.Донской. М., Просвещение, 2010год;
Для учащихся:
1.Данилов А. А., Косулина Л. Г. Учебник История России. С древнейших времен до конца 16 века. - М.; Просвещение, 2014.
2. Е.В.Агибалова,Г.М. Донской Учебник История средних веков. М., Просвещение., 2014.
3.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России , 9-16века. Рабочая тетрадь, 6 класс. – М.: Просвещение, 2014;
4.Е.В.Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс. - М., Просвещение., 2014
5.Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: раннее Средневековье. – М.: «Русское слово», 2000г.
6.Всемирная история, т. 2. Средневековье. Минск, .2011г.
1. Презентации по истории средних веков и истории России на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:
http://www.rusedu.ru/subcat 32.html
На сайте можно найти информацию по изучаемым темам средневековья 9-16вв.
2. Презентации по истории на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
http://school-collection.edu.ru/
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Образование государств в Западной Европе. Страны Азии в эпоху средневековья. Древняя Русь. Московское княжество.
3. Прочие ресурсы по истории по различным темам:
• История Средних веков; История России в 9-16 вв.:
• Мировая художественная культура. Эпоха средневековья
http://www.mhk.spb.ru/
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств
независимость и критичность мышления;
воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих знаний и умений.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Приложение
Тест по истории средних веков
1.Великое переселение народов – это:
А. заселение Америки Б. продвижение римлян в Европу
В. движение германских племен в пределы Римской империи
2. Основным занятием древних германцев было:
А. земледелие Б. скотоводство В. торговля
3. Какой из перечисленных терминов в этом ряду лишний?
А. Вождь, жрец, воин, старейшина
Б. франки, вандалы, вестготы, римляне, англо-саксы
4. Соотнести дату и событие:
А. раздел Римской империи на Западную и Восточную 1) 486
Б. захват Рима войском Алариха 2) 410
В. падение Западной Римской Империи 3) 395
Г. создание королевства франков Хлодвигом 4) 476
5.Соотнести дату и событие.
А. битва при Пуатье 1)772
Б. провозглашение Пипина Короткого королем франков 2)800
В. провозглашение империи франков 3) 732
Г. начало войны с саксами 4) 751
6. Соотнести понятие и определение.
А. пожалование земли пожизненно на условии несения военной службы.